Научная статья на тему 'Высшая средняя школа современного Китая'

Высшая средняя школа современного Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1346
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ВЫСШАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (СТАРШАЯ СТУПЕНЬ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ) / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / REFORMING / THE SYSTEM OF EDUCATION IN CHINA / THE DYNAMICS OF CHANGES IN EDUCATION / HIGH SCHOOL / SCHOOL FUNCTIONING / EDUCATIONAL PROCESS / THE TEACHER / THE CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна, Чэнь Чжаомин Чэнь Чжаомин

Эффективность реформирования системы образования Китая обеспечивается сочетанием мировых образовательных тенденций и национальных традиций. Сегодня ВСШ ведущий элемент системы образования Китая, определяющий успешность и результативность функционирования системы образования в целом. В статье раскрывается специфика действующей системы образования Китая, динамика изменений в системе образования по ряду параметров (количество учебных заведений, число обучаемых и учителей и т. п.), выясняются особенности ВСШ как особого элемента системы образования (типы школ, инфраструктура, управление школой, состав педагогических кадров, организация образовательного процесса, учебный план и распорядок работы школы и т. п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The high school of modern China

The efficiency of reforming of the Chinese educational system is provided with a combination of world educational tendencies and national traditions. The present high school is a leading element of the Chinese educational system that determines success and productivity of the educational system functioning as a whole. The article deals with the specificity of the present system of education in China, dynamics of changes in the system of education according to some parameters (the quantity of educational institutions, number of schoolchildren and teachers, etc.), it defines the features of high school as a special element of educational system (types of schools, infrastructure, school management, pedagogical staff, organization of educational process, curriculum and school schedule, etc.).

Текст научной работы на тему «Высшая средняя школа современного Китая»

Именно сфера образования, интегрирующая в себе различные коммуникативные процессы, «способна и обязана оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тен-

денций в обществе, поддерживать или, напротив, тормозить их, находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем» [4, с. 12].

Список литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект-Пресс, 1998. 376 с.

2. Бордовский Г. А. Особенности развития современного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5. С. 60.

3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций : изучение паттернов, паталогий и парадоксов взаимодействия. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 320 с.

4. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М. : Московский психолого-социальный институт, 1997. С. 12.

5. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога/ под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 336 с.

6. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. М. : Флинта ; Наука, 2003. С. 252, 253, 261.

7. Леонтьев А. Н. Психология общения. М. : Смысл, 1997.

8. Психологический словарь / под ред. А. Н. Голубева. М., 1984.

9. Современный словарь иностранных слов. СПб. : Дуэт, 1994.

10. Философский энциклопедический словарь / редкол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев [и др.]. 2-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

11. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.

УДК 371,49 ББК Ч 34(5 Кит)

Л. А. Бордонская, Чэнь Чжаомин Высшая средняя школа современного Китая

Эффективность реформирования системы образования Китая обеспечивается сочетанием мировых образовательных тенденций и национальных традиций. Сегодня ВСШ - ведущий элемент системы образования Китая, определяющий успешность и результативность функционирования системы образования в целом.

В статье раскрывается специфика действующей системы образования Китая, динамика изменений в системе образования по ряду параметров (количество учебных заведений, число обучаемых и учителей и т. п.), выясняются особенности ВСШ как особого элемента системы образования (типы школ, инфраструктура, управление школой, состав педагогических кадров, организация образовательного процесса, учебный план и распорядок работы школы и т. п.).

Ключевые слова: реформирование, система образования Китая, динамика изменений в образовании, высшая средняя школа (старшая ступень средней школы), функционирование школы, образовательный процесс, учитель, учебный план.

L. A. Bordonskay, Chen ZhaoMing The high school of modern China

The efficiency of reforming of the Chinese educational system is provided with a combination of world educational tendencies and national traditions. The present high school is a leading element of the Chinese educational system that determines success and productivity of the educational system functioning as a whole.

The article deals with the specificity of the present system of education in China, dynamics of changes in the system of education according to some parameters (the quantity of educational institutions, number of schoolchildren and teachers, etc.), it defines the features of high school as a special element of educational system (types of schools, infrastructure, school management, pedagogical staff, organization of educational process, curriculum and school schedule, etc.).

Key words: reforming, the system of education in China, the dynamics of changes in education, high school, school functioning, educational process, the teacher, the curriculum.

Во всех странах мира в последние десятилетия (кон. ХХ - нач. XXI вв.) активно реформируются системы образования. Специфика современных реформ связана с встраиванием отдельных систем образования, в мировое образовательное пространство. Но при этом успех будет обеспечен только при учете национальных традиций, особенностей обусловленных историей, культурой, социальноэкономическим, политическим устройством, особенностями территории и народонаселения, т. е. специфика реформ определяется сочетанием «глобального» и «уникального». Для описания такого феномена Маргинсон и Роудс «изобрели термин глонакальный ^1опаса1) для обозначения увязывания глобальных, национальных и локальных сил и игроков в процессе глобализации». Как указывают авторы [4] глонакальный взгляд позволяет интерпретировать реформы как сложные системы преобразования, обусловленные внешними и внутренними факторами.

В условиях глобализации особенно ярко проявляется единство и целостность мира, невозможность изолированного существования отдельных его составляющих, взаимосвязь и взаимо-

обусловленность процессов и явлений. В докладе центра исследований и инноваций в области образования [9] выявлены тенденции, формирующие систему образования в мире: 1) «старение общества» (уменьшение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, изменение возрастной структуры населения); 2) «жизнь в глобальном мире» (рост населения планеты, разрыв между благосостоянием и бедностью, миграция населения, глобальные экономические проблемы); 3) «на пути создания нового экономического пространства» (особое состояние социально-экономического развития). Именно они и определяют происходящее реформирование образования, не только в мире в целом, но и в отдельных странах.

Итак, влияние процессов глобализации на образование обусловливает необходимость встраивания национальных образовательных систем в мировое образовательное пространство, что обеспечивается рядом факторов.

Наличие общих ориентиров реформирования образования: установка на качество образования, создание качественных систем образования; развитие личности обучаемых, становление ком-

петентностей участников образовательного процесса (школьники, учителя), необходимость обучаться всю жизнь («обучение через всю жизнь»), гуманизация, гуманитаризация и демократизация образования.

Интеграционные процессы в образовании: взаимодействие, взаимозависимость, взаимообусловленность систем образования; использование опыта, накопленного отдельными странами в определении содержания образования, организации образовательного процесса, создании открытой образовательной среды, во взаимодействии участников образовательного процесса и т. п.

Глобализация образования. Специфика процессов глобализации в образовании проявляется в возрастании роли международного сотрудничества; усилении мобильности (учащиеся, студенты, преподаватели); выстраивании национальных систем образования с учетом мировых тенденций и национальных особенностей (преодоление противоречий между глобальным и локальным, между устойчивостью и динамичностью, необходимость сочетания традиций и современных тенденций, адаптация основ современной системы образования к национальным системам образования).

Еще одна характерная черта глобального образования - становление теоретических основ современного образования. Это обусловлено тем, что имеет место сближение организационно-правовых и теоретико-методологических основ образования. Существует реальная необходимость сравнительного анализа и теоретического осмысления процессов в мировой системе образования в целом и в отдельных образовательных системах, а также осмысления опыта развития образования и становление современной теории образования.

Широкомасштабная реформа систем образования, начавшаяся в 90-х гг. XX в., осмысливается учеными различных стран. Интересно исследование М. Фуллана «Новое понимание реформ в образовании» [11], в котором автор выявляет особенности современных реформ и разрабатывает теорию изменений. Выделим основные позиции, позволяющие получить ответ на вопросы: каковы особенности современных реформ, как происходят изменения, что необходимо для повышения их успешности?

Говоря об особенностях современных реформ, М. Фуллан замечает, что

- проблемы реформирования стали сложными и комплексными;

- для проведения реформ нужны ресурсы (личностные, организационноуправленческие, материальные);

- должна быть разработана теория изменений (реформ образования), определены пути реализации реформы (этапы, сопровождение, результат), подготовлена почва для проведения реформ («реальность должна быть готова к реформам»);

- успехи реформирования определяются участниками (учителя, руководство (директор), педагогическое сообщество на уровне школы, учащиеся, родители), созданием внутришкольного образовательного пространства, использованием местного потенциала (околошкольной инфраструктуры), партнеры [11].

Особое внимание М. Фуллан, как и другие исследователи (Е. Пискунова, М. Барбер и др. [1; 11; 6]), уделяют учителю, его роли в осуществлении реформ, изменению функций учителя для предоставления каждому учащемуся качественного образования («качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей», «единственный способ улучшить

результат обучения - улучшить преподавание» [11]). Непрерывное профессиональное совершенствование педагогических кадров, осуществляемое как на уровне школы (ознакомление с опытом работы коллег, совместные разработки и т. п.), так и в системе повышения квалификации, дает высокие результаты, о чем свидетельствуют статистические данные и материалы исследований.

Китай как одна из бурно развивающихся стран мира активно реформирует свою систему образования. Реформы, проводимые в Китае, являются наиболее удачным вариантом преобразований в системе образования. Они носят последовательный характер, отражают позиции сочетания развития и стабильности, соединения современных тенденций, подходов, теорий с собственной национальной традицией [8; 12; 13].

Определяя курс реформ, руководство Китая исходит из того, что образование следует рассматривать как фактор развития государства и выдвигает ряд лозунгов «наука и образование ведут государство к процветанию», «человеческий потенциал обеспечит могущество державы», «в развитии образования

- лицом к модернизации, к внешнему миру и будущему» и др. [8]. В процессе реформирования системы образования Китая условно можно выделить несколько этапов [8; 14], а именно:

Этап мобилизации и разработки планов реформы (1978-1985 гг.).

Первоначальный этап реформирования образования (1985-1992 гг.).

Этап осуществления реформы в соответствии с рыночной экономикой (1993-1998 гг.).

Этап углубления реформы системы образования и всемерного продвижения вперед, воспитания качественных характеристик (1999 и последующие годы).

Достижения в области образования на рубеже веков определяют успехи страны и ее место в современном мире. Изменения в ходе реформирования охватывают всю систему: от дошкольного до высшего образования, отражаются как на государственных образовательных учреждениях, так и на системе негосударственного образования. Изменения происходят на уровне провинций, городов, отдельных населенных пунктов, а также на уровне школы.

Система образования современного Китая рассчитана не только на детей и молодежь, но и создает условия для обучения взрослых (существуют начальные учебные заведения для взрослых, имеются возможности получения взрослым населением среднего и высшего образования). Сегодня система образования Китая включает следующие элементы: дошкольное воспитание, начальное образование, среднее и высшее образование (схема 1). Дошкольное воспитание осуществляется через детские сады (дети от 3 до 6 лет); начальная школа включает 5-6 лет обучения. Средняя общеобразовательная школа подразделяется на две ступени: первая ступень - младшая средняя школа (4-3 года обучения) и вторая ступень - старшая (высшая) средняя школа (3 года обучения). Начальная, первая и вторая ступени школьного обучения автономны.

За годы прошедших реформ была создана база, обеспечивающая вступление Китая в общество «малого благосостояния» и выход страны на мировую арену, создание системы образования, отвечающей высокому качеству образования. Достижения КНР в области образования можно характеризовать различными показателями: уровень грамотности населения, рост количества образовательных учреждений различных уровней, видов, типов, увеличение

числа обучающихся в высших и средних учебных заведениях и т. п. [2; 3] Проиллюстрируем сказанное рядом примеров (представление графической информации выполнено по материалам статистического ежегодника [2]).

Высшее образование рассматривается руководством страны как ресурс развития Китая, можно говорить о социальном запросе на получение высшего образования. Китайское высшее образоДействующая сис

вание находится на стадии нарастания массовости, превращения из элитарного в массовое. Об этом свидетельствует рост числа государственных и негосударственных вузов и число студентов, обучающихся в стране и за ее пределами. Как справедливо замечает О. Машкина «Массовое образование - это не только количественный рост, но и другой уровень осмысления образовательных целей и задач» [5, с. 148].

Схема 1

образования КНР

Высшее образование Докторан- тура а д 8 СП

Магистратура а д 8 СП

Общеобразовательный вуз (основной курс) 4 или 5 лет Вуз для взрослых (основной курс) & 5? 2 1 3 1

Общеобразовательный вуз (специальный курс) 2 или 3 года Вуз для взрослых (специальный курс) 2 или 3 года

Начальное Среднее образование образование Техникум и училище Общеобразовательная профессиональная ВСШ Общеобразовательная высшая средняя школа (ВСШ) Училище для взрослых Высшая средняя школа для взрослых (ВСШ) 10-12 класс

Девятилетнее обязательное образование Общеобразовательная младшая средняя школа (МСШ) Младшая средняя школа для взрослых (МСШ) 6/7-9 класс

Общеобразовательная начальная школа Начальное учебное заведение для взрослых с ласс 5/ -

Дошкольное образование (детский сад)

График (рис. 1) отражает рост числа государственных вузов. Резкое возрастание числа вузов начинается с 1999 г. (с 1999 г. в Китае вступил в силу

«Закон о высшем образовании»), если в 1998 г. было 1022 вуза, то к 2008 г. - 2263 (рост более чем в 2 раза).

Единица: штук

Рис. 1. Изменение количества высших учебных заведений (по годам)

На рис. 2, дана динамика числа обучающихся в вузах и ВСШ. Особенно резкие изменения произошли с 1999 по 2005 гг., когда число студентов в государственных вузах увеличилось почти в 6 раз (с 4134 тыс. человек до 15618 тыс.).

Единица: 10 тыс.чел.

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

-•-ВУЗы Ч-ВСШ

Рис. 2. Динамика числа обучающихся в различных учебные заведения

Высшая средняя школа является базой для системы высшего образования. Рост количества учебных заведений разных ступеней и типов, числа учащихся в высших средних школах отмечается с середины 90-х гг. (рис. 2, 3, 4, 5). В этот период возрастает и число профессиональных средних школ.

Единица: штук

-►ВСШ ^Профес.средние школы

Рис. 3. Количество учебных заведений разных ступеней и типов (по годам)

Единица: 10 тыс.чел.

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 -»-ВУЗы*ВСШ^-МСШ

Рис. 4. Динамика приема учащихся в учебные заведения разных ступеней и типов

120% ------------------------------------------

100% ш щ щ щ-----------------------------1-------1------1-------1------1-------■-------1

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Процент выпускников начальной школы поступивших на следующую ступень

Процент выпускников средней школы первой ступени поступивших на следующую ступень ^^процент выпускников высшей средней школы поступивших в учебные заведения следующей ступени

Рис. 5. Динамика поступления в учебные заведения следующей степени (в %)

Охарактеризуем современное состояние по ряду выделенных параметров (данные статистического ежегодника за 2008 г. [2]). В 2008 г.:

- количество студентов в государственных вузах - 6077000 человек;

- количество учащихся в высших средних школах - 8370000 человек;

- количество учащихся в младших средних школах (в средней школе первой ступени) - 18562000 человек,

- количество учащихся в профессиональных средних школах - 2941000 человек,

- число учителей в высших средних школах - предметников - 1475533 человек, общее число учителей - 5815712 человек.

Процент учащихся, поступивших в учебные заведения следующей ступени (рис. 5):

- поступление из младшей средней школы в средние учебные заведения (высшие средние школы и профессиональные средние школы) составляет 83 %;

- 72,7 % выпускников высшей средней школы продолжают обучение в системе высшего образования;

- После окончания начальной средней школы в младшую среднюю школу поступает 99,7 % школьников.

Различие регионов связано с уровнем экономического развития, территориально-климатическими особенностями, составом населения. Все это обуславливает специфику образовательного пространства (наличие учебных заведений различных уровней и типов, численность учащихся, количество учи-телей-предметников, особенности внешкольной среды и т. п.) (см. диаграммы, представленные на рис. 6, 7, 8).

Приведенные диаграммы подтверждают не только различие регионов, но и отражают факт большого конкурса для учащихся при переходе из младшей средней школы в высшую

среднюю школу для развитых регионов (например, Шаньдун, Хэнань, Сычуань и др.).

Единица: штук

2000000 1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000

0

Внутренняя Шаньдун Хэнань Хайнань Сычуань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монголия

ВСШ средние школы первой ступени

Рис. 6. Количество выпускников общеобразовательных ВСШ и средних школ первой ступени (по состоянию на 2008 г.)

Единица: штук

Внутренняя Шаньдун Хэнань Хайнань Сычуань

Монголия .

ВСШ Средние школы первой ступени

Рис. 7. Количество общеобразовательных ВСШ и средних школ первой ступени разных регионов (по состоянию на 2008 г.)

Единица: штук

Рис.8. Количество преподавателей общеобразовательных ВСШ и средних школ первой ступени (по состоянию на 2008 г.)

Высшие средние школы (ВСШ) Китая - самостоятельные масштабные образовательные учреждения для обучения учащихся в 10, 11, 12 классах общеобразовательной школы (1, 2, 3 классы ВСШ). Школы представляют собой сложноорганизованную систему внутреннего образовательного пространства, систему взаимодействия с внешним образовательным пространством, обеспечивающую партнерские взаимоотношения с разнообразными структурами и отдельными представителями различных групп населения.

ВСШ - образовательные учреждения, которые различаются количеством обучающихся, числом педагогов, уровнем функционирования школы, т. е. ее категорией (образцово-показательные и обычные школы), местом расположения (городские и сельские школы).

Для городских школы установлено такое количество классов: 18, 24, 30, 36 и более, число учащихся в классе - от 50 до 60 человек. Так, например, в Хайлар-ской средней школе № 3 обучается бо-

лее 3000 человек, с ними работают более 200 педагогов (только учителей математики в этой школе 30 человек). В Хай-ларской железнодорожной средней школе № 1 обучается более 2000 человек, учебный процесс обеспечивают 150 учителей и работников обсуживающего персонала.

В соответствии с государственными документами («Стандарт учебных условий для школы») планируется территория, строятся здания, проводится оснащение учебных заведений. В ВСШ должны быть в наличии учебные аудитории, лаборатории, аудитории для занятий музыкой, ИЗО, каллиграфией, лингафонный кабинет, компьютерные аудитории, аудитории для труда и технологии, аудитории по предметам (география, биология, физика и др.), специальные аудитории и вспомогательные здания. Кроме того школе необходим актовый зал, библиотека, научный дом, психолого-консультативная комната, спортивный зал, ряд общественно-учебных и вспомогательных зданий. Пространство школы делится на несколько зон: учебную, спортивную, зону жизнеобеспечения и труда. На территории школы предусмотрены открытая спортивная площадка (или стадион), площадки для спортивных игр. Для школ установлены такие параметры:

- Общая площадь учебного здания на одного человека - 4,75-5 кв. м; общая площадь - 13-16 кв. м.

- Этажность школы - 4-5 этажей; высота каждого этажа 3,6-3,9 м.

- Средняя площадь столовой, приходящаяся на одного человека - 1,31,4 кв. м.

- Общежитие: средняя жилая площадь на одного человека - 3-3,5 кв. м.

- Количество книг, имеющихся в библиотеке на одного ученика не должно быть меньше 30.

- Аудитории, выходящие на южную сторону должны составлять 75 % всех аудиторий.

Так, для Хайларской железнодорожной средней школы № 1 характерно: площадь школы - 50 тыс.кв.метров, из них 20 тыс.кв.метров - площадь учебных зданий (10 кв.метров на одного ученика); библиотека насчитывает 60 тыс. книг; читальный зал одновременно может обслуживать более 200 посетителей.

Раскрывать специфику и особенности деятельности ВСШ современного Китая будем в определенной логике - в соответствие с основными направлениями деятельности школы, организацией этой деятельности, оценкой деятельности и возможностями дальнейшего развития ВСШ как определяющего звена развития всей системы образования Китая и ведущего фактора социально-экономического развития страны. Для конкретизации общих положений будем использовать, главным образом, данные о системе образования Автономного района Внутренней Монголии (АРВМ) КНР и города Хулуньбуира.

На территории Автономного района Внутренней Монголии (АРВМ) по данным на 2008 г. [2] имеется 324 ВСШ, в которых обучается 541 тыс. учащихся. Во Внутренней Монголии 13 городов и аймаков. Город Хулуньбуир находится в восточной части АРВМ, занимаемая им территория около 250 тыс. кв. м. Хулу-ньбуир - многонаселенный и многонациональный город - его населени 2 млн 700 тыс. человек, здесь проживают более тридцати наций и национальностей.

В Хулуньбуире 47 ВСШ, в 23 из них численность учащихся более 1000 человек. С 2000 г. в АРВМ началась аккредитация образцово-показательных школ. На сегодняшний день в г. Хулуньбуире таких школ 4: Хайларская средняя школа № 1 (2003 г.), Хайларская средняя школа

№ 2 (2003 г.), Хайларская средняя школа № 2 (2005 г.), Хайларская железнодорожная средняя школа № 1 (2007 г.).

В образцово-показательных школах имеются лучшие учебные условия, более сильный преподавательский состав, хорошее материально-техническое оснащение, что обеспечивает более высокий уровень (качество) образования.

По компетенциям управления школы делятся на школы, подведомственные провинции, городу, уезду. Например, в г. Хулуньбуире Хайларская средняя школа № 1 и Хайларская средняя школа № 2 подчиняются административному управлению образования г. Хулуньбуира, Хайларская средняя школа № 3 - управлению образования района (уезда) Хайлара. Городское и уездное управление берет на себя управление и руководство ВСШ на макроуровне (финансирование, определение штатов, приглашение учителей определенных категорий, назначение (освобождение) руководства школы и т. п.). Директор школы несет ответственность за управление школой перед управлением образования соответствующей ступени в качестве юридического лица.

Управление школами прошло длительный путь совершенствования [8]. Сегодня нормативно определена система ответственности директора школы («Постановление ЦК КПК относительно реформы структуры образования» (1985 г., «Программа реформ развития образования в Китае» (Постановление ЦК КПК, 1993), «Закон об образовании КНР» (1995 г.). В настоящее время в ВСШ действуют несколько организаций (структур), выполняющих различные функции: политическая (низовые организации Коммунистической партии Китая и Коммунистического союза молодежи), административная (система руководства во главе с директором), массовая

организация (имеется в виду собрание представителей - учителей, профсоюза, федерации женщин и ученическое общество), учебные организации (профессиональные объединения, ведущие педагогические исследования) и др.

Факторами, определяющими структуру и характер управления ВСШ, являются: масштаб школы, задачи и учебновоспитательная цель, учебные условия, внешняя и внутренняя среда, состав учителей.

В ВСШ функционируют три структуры, которые имеют право на принятие решений. Администрация школы (директор школы и его заместители). В «Законе об образовании» указано, что ответственность за педагогическую деятельность и другие стороны административного управления школой ложится на директора школы. Директор несет полную ответственность за все стороны школьной деятельности, включая разработку школьных учебных планов, работы по семестрам и учебным годам, организацию школьной деятельности, расстановку кадров, нравственную и учебную работу, спортивно-оздоровительное и трудовое воспитание, подбор преподавателей и административных работников при школе, за всю хозяйственную деятельность, управление финансами, прием и распределение учащихся.

Партийная организация (объединенная ячейка, ячейка) играет роль политического ядра. Функции партийной ячейки от непосредственного руководства в прошлом всей работой школой перешли к обеспечению контроля и мониторинга.

В «Законе об образовании КНР» от школы требуется обеспечить гарантии участия преподавателей и административных работников школ в демократическом управлении и контроле через такие организационные формы, как со-

веты учителей и работников школы, в которых главное место занимают педагоги. Полномочия этих советов касаются четырех аспектов работы школы: право внесения предложений по основным направлениям деятельности, право обсуждение и принятие важнейших уставных документов; право контроля за ответственностью административного руководства; право решающего голоса по важнейшим проблемам благосостояния учителей и работников школы. Педсоветы в некоторых школах превратились в органы рассмотрения и утверждения всех важнейших проблем жизни, касающихся политики и курса развития, долгосрочного планирования, сотрудничества, научных разработок - все они выносятся на коллективное обсуждение и утверждение педсовета, что служит основой для принятия решений директором.

Соотношения трех органов управления таковы: директор школы полностью отвечает за всю работу школы, партийная организация гарантирует и контролирует, педсовет занимается демократическим управлением школой. В соответствии с масштабом и спецификой школы в ВСШ обычно существуют несколько управленческих структур, а именно канцелярия директора школы, учебная, воспитательная, хозяйственная части, часть безопасности жизнедеятельности и группы учителей-предметников по соответствующим предметам. Данные управленческие структуры или отделы подчиняются директору школы.

В настоящее время в ВСШ практикуется несколько моделей управления: «модель функции», при которой самыми основными структурами школы являются кафедры и коллективы классов с одинаковым статусом, другие управленческие структуры или отделы под руководством директора школы управляют

их деятельностью, т. е. директора школы - управленческие структуры - группы учителей-предметников по предметам или группы учителей по классам - учителя или классные руководители; вторая модель «прямая линия», которая практикуется в некоторых ВСШ, т. е. директор школы - группы учителей по классам - учителя и классные руководители (схема 2, 3).

Таблица 1

Перечень должностей в ВСШ Китая

1 Сяо чжан Директор школы

2 Дэюй Фу-сяочжан Заместитель директора школы по воспитательной части

3 Цзяосюэ Фу-сяочжан Заместитель директора по учебной части

4 Синчжэн Фу-сяочжан Заместитель директора школы по хозяйственной части

5 Цзяо-у Чжужэнь Начальник учебной части

6 Чжэн-цзяо Чжужэнь Начальник воспитательной части

7 Цзун-у Чжужэнь Начальник хозяйственной части

8 Сяобань Чжужэнь Начальник канцелярии директора школы

9 Г ао-И Няньци Чжужэнь Начальник группы учителей 10 класса

10 Гао-Эр Няньци Чжужэнь Начальник группы учителей 11 класса

11 Гао-Сань Няньци Чжужэнь Начальник группы учителей 12 класса

12 ЮйВэнь Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей родного языка

13 Шу Сюэ Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей математики

14 ВайЮй Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей иностранных языков

15 У-ли Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей физики

16 ХуаСюэ Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей химии

17 ШэнУ Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей биологии

18 Ли Ши Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей истории

19 Ди Ли Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей географии

20 ЧжэнЧжи Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей идеологии и политики

21 ДяньЦзяо Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей информационных технологий

22 ТиЮй ИньЮэ МэйШу Цзяоянь Цзучжан Руководитель группы учителей физкультуры, музыки и изобразительного искусства

23 Цзун Хэцзу Цзучжан Руководитель группы вспомогательного персонала

24 Чжунсюэ Тэцзи Цзяоши Учитель, имеющий почетное звание

25 Чжунсюэ Г аоцзи Цзяоши Учитель высшей категории

26 Чжунсюэ Ицзи Цзяоши Учитель первой категории

27 Чжунсюэ Эрцзи Цзяоши Учитель второй категории

28 Чжунсюэ Саньцзи Цзяоши Учитель третьей категории

В каждой стране в соответствии с традициями и необходимостью решения задач, стоящих перед школой, особым образом устанавливается номенклатура должностей (перечень должностей для школ Великобритании приведен Е. В. Пискуновой [6]. Таблица 1 дает представление о должностях в школах Китая.

Деятельность школы регламентируется графиком учебного процесса, обеспечивающим реализацию утвержденного на государственном уровне учебного плана и распорядком работы школы.

В соответствии с реформой новых предметов (РНП) («Проект предметов общеобразовательной высшей средней школы» утвержден Министерством образования КНР в 2002г.) переход школ на новый учебный план осуществлялся в Китае последовательно. Это отражено на схемах 3 и 4. (см. схемы 3 и 4).

Хайлар в качестве административного центра города Хулуньбуира стал одним из экспериментальных регионов на уровне провинции (ПЭР) с осени 2002 г.

Прием в школы различных уровней осуществляется по результатам экзаменов. Получение документа об окончании начальной школы обеспечивается сдачей выпускного экзамена по минимуму знаний. На этой основе проводится зачисление в МСШ. Экзамен по окончании МСШ дает право на получение документа об окончании 9-летнего обучения (обязательного среднего образования). Поступление в ВСШ проводится на конкурсной основе - сдается единый вступительный экзамен на уровне региона. В последние годы практикуется совмещение единого вступительного экзамена в ВСШ и единого экзамена для проверки знаний и умений выпускников МСШ. По окончании ВСШ на основе единого выпускного экзамена на уровне провинции (ЕВЭ) школьникам выдается документ об окончании ВСШ - Аттестат зрелости. Поступление в вузы выпускников осуществляется вузами по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Обучение в ВСШ Китая платное. Норма оплаты определяется только Ценно-торгово-промышленным управлением на уровне провинции или города в соответствии с уровнем доходов местного населения.

Сегодня в Китае существует четыре экономических региона по уровню развития экономики: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Восточно-приморский регион, Средний и Западной регионы. В этих экономических регионах разные нормы расходов на учебу. Обычно ВСШ берет учебные взимания в соответствии с уровнем функционирования школы: для образцово-показательной ВСШ на уровне провинции норма больше, для ведущей школы на уровне города ниже, а для общей и сельской ВСШ еще ниже. Кроме того, учащиеся должны платить за учебные материалы и пособия (примерно в год около 600 юаней).

Подведем итоги.

К настоящему времени в Китае в достаточной степени решены проблемы ликвидации неграмотности, проблемы начальной школы и системы высшего образования. Следующий шаг реформирования образования - преобразования на уровне высшей средней школы (ВСШ). В настоящее время ВСШ Китая рассматривается руководством страны как ведущее звено системы образования, которое определяет успехи развития Китая в XXI в.

Реформирование системы образования в современном Китае обусловлено мировыми тенденциями развития образования и имеет определенную национальную специфику, учитывает региональные особенности.

Высшая средняя школа - особо значимый элемент системы образования современного Китая, который решает задачи подготовки молодого поколения к обучению в течение всей жизни и подготовки кадров для работы в высокотехнологичном обществе Китая.

Специфика ВСШ Китая на современном этапе заключается в следующем:

- существование школы как автономного учреждения с развитой внутренней и внешней инфраструктурой;

- организация работы школы в режиме школы полного дня;

- проведение реформы новых предметов (РНП) («знаниевые» и «деятельностные» предметы);

- реализация новых учебных планов и стандартов предметов; отказ от профилизации обучения;

- развитие субъект-субъектных отношений между педагогами и школьниками;

- введение наряду с оценкой учебных достижений учащихся оценки их качественных характеристик;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни;

- особая роль учителя, усиление влияния педагогического сообщества на непрерывное профессиональное образование педагога.

Опыт реформирования ВСШ Китая может быть использован как в России, так и в других странах.

Список литературы

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах : уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-51.

2. Ежегодник статистических данных по образованию (2008). Статистическое управление КНР. Пекин, 2009. 350 с.

3. 2008. Зеленая книга : Образование в Китае. - Пекин : Изд-во Пекинского университета, 2009. 320 с.

4. Ма Ваньхуа. Глобализация и смена парадигм в высшем образовании : Опыт Китая // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 33-51.

5. Машкина О. А. Образование как ресурс развития Китая в XXI веке // История и современность. 2009. 1 март. С. 130-153.

6. Пискунова Е. В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы. - СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. 296 с.

7. Проект предметов общеобразовательной высшей средней школы Китая. 2003 г. иКЪ : Ьй://ww-wedu.cn/20011113/3009514.html (дата обращения 01.04.2010).

8. Россия - Китай : Образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХІ вв. : сравнительный анализ / отв. ред. Н. В. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань. М., 2007. 592 с.

9. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008 // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 7-16; 2009. № 1. С. 21-39.

10. Устав высшей средней школы № 3 г. Чжо Чжу провинции Хэбэй. иИЬ : htt://baike.baidu.qV/ view/1544739.htm (дата обращения 01. 04. 2010).

11. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / пер. Е. Л. Фруминой. Моск. высш. шк. социол. и экон. наук. М. : Просвещение. 2006. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Фу Сяо Ся. Основные направления современных реформ школьного образования в КНР. СПб. : Изд-во РГПу им. Герцена, 2000. 86 с.

13. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и в России в условиях современных реформ. М. : Компания Спутник + ,2007. 129 с.

14. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. 2010.

1 (21). С. 61-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.