4. Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа. Образование и образ человека в XXI веке. 2013; № 2: 24 - 29.
5. Художественное образование в Российской Федерации. Развитие творческого потенциала в XXI веке. Аналитический доклад. Москва: Российский институт культурологи, 2016.
6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. Москва, 1984.
References
1. Garipova N.F., Smirnova M.V. Razmyshleniya ob istorii obrazovaniya v Rossii. Hudozhestvennoe obrazovanie inauka. 2017; 1 (10): 61 - 64.
2. Basina N.'E., Krajzel' E.Z., Sanina N. N. Teatral'naya pedagogika kak sredstvo sozdaniya razvivayuschej obrazovatel'noj sredy: obrazovatel'naya programma povysheniya kvalifikaciipedagogovi rukovoditelej obrazovaniya. Ekaterinburg: AMB, 2005.
3. Alekseeva V.V. 'Esteticheskoe i hudozhestvennoe vospitanie (problemy sovremennogo obrazovaniya). Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. 2016; № 2 (7): 18 - 26.
4. Borodaj A.D. Hudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: opyt strukturnogo analiza. Obrazovanie i obraz cheloveka vXXI veke. 2013; № 2: 24 - 29.
5. Hudozhestvennoe obrazovanie vRossijskojFederacii. Razvitie tvorcheskogo potenciala vXXI veke. Analiticheskij doklad. Moskva: Rossijskij institut kul'turologi, 2016.
6. Knebel' M.O. Po'eziya pedagogiki. Moskva, 1984.
Статья поступила в редакцию 06.08.17
УДК 378
Qi Yue (China), postgraduate, Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of A. I. Herzen (St. Petersburg,
Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF CONSTRUCTION SCHOOL OF CHINA AT THE PRESENT STAGE.
The subject of the research is organizational and managerial aspects in the education system; the object of the study is the reform in the schools of China. The article presents an overview of the historical stages of development of compulsory education in China. The author examines such aspects as the problem of mandatory and optional education, creating a new system of education, providing the integration of science and practice in order to teach people of any age. Special attention is paid to the analysis of aspects of management and organizational structure of schools at the present stage of development of society and the state as the main factor for quality education. The study also describes the experience of the current cooperation between Chinese and Russian educational institutions.
Key words: management, organization of schools, reform, standards, individualization of learning, competence based approach, quality education, target of state policy of modern enterprises.
Ци Юе (Китай), аспирант института педагогики, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Гзрцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ШКОЛ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Предметом исследования являются организационно-управленческие аспекты в системе образования; объектом исследования - реформирование в школах Китая. В статье представлен обзор исторических этапов развития системы обязательного образования в Китае. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как проблемы обязательного и необязательного образования, создания новой системы образования, предусматривающей интегрирование науки и практики в целях обучения людей любого возраста. Особое внимание автор уделяет анализу аспектов в организационно-управленческой структуре школ на современном этапе развития общества и самого государства, как главному фактору качественного образования. В исследовании также описан опыт современного сотрудничества между китайскими и российскими образовательными учреждениями.
Ключевые слова: управленческие аспекты, устройство школ, реформирование, стандарты, индивидуализация обучения, компетентностный подход, качественное образование, ориентир государственной политики, современные учреждения.
Актуальность исследования управленческих аспектов школьной системы на современном этапе развития общества связана с интеграцией всех процессов образовательного пространства в мировом масштабе, с введением новых реформ, направленных на адаптацию мировых тенденций в национальной системе образования с учётом истории и культуры страны, и созданием инновационных технологий.
Развитие и существенные изменения в социальной и экономической сферах Китая повлияли на сферу обязательного образования. Его реализация в стране прошла длительный путь, отражающий появление западной философской мысли через миссионеров, чиновников, бизнесменов, студентов, обучающихся за границей.
Об обязательном образовании в Китае задумались в 1911: в Пекине прошла образовательная конференция, на которой было принято 12 решений, в том числе «проект устава обязательного образования». В нем было отмечено, что четырехлетний период обязательного образования должен быть внедрен в школах Китая, но этот устав на практике существовал только три месяца. В 1923 году концепция обязательного образования впервые нашла свое место в Конституции, однако она не имела силы закона [1, с. 23].
С 1978 года в Китае начинается первый этап реформирования школьного образования: в нём ведущее место отводилось
экономическому строительству, открытости общества, содействия друг другу. Успешность этой реформы привела к тому, что 2 апреля 1986 года на 4-м Пленуме шестого созыва собрании народных представителей был принят «Закон КНР об обязательном образовании» (закон № 38).
Совершенствование данного Закона происходило под влиянием ряда нормативных документов и решений международных конференций. В марте 1990 года на «Всемирной конференции по образованию для всех» в Джомтье была принята «Всемирная декларация об образовании», в которой было отмечено, что «обязательное образование является не только целью, но и базой непрерывного обучения и развития человеческого потенциала» [2, с. 1б]. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века «Образование - клад», представленной ЮНЕСКО в 1996 году, было дано глубокое обобщение с указанием сущности обязательного образования [2, с. 17].
Чжань Баокуй в своих исследованиях подчеркивает, что обязательное образование связано с двумя компонентами: с определенным возрастом детей и годичным сроком в соответствии с национальным законодательством КНР [3, с. 175].
Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней: начальная, средняя, старшая. На начальном этапе обучения (6 - 12 лет) дети получают знания по базовым предме-
там: китайскому языку, математике, истории, природоведению, географии, музыке. В средней школе внимание уделяется патриотическому и физическому воспитанию. Весь учебный процесс, направленный на профессиональную ориентацию, разделен на две части: в первой половине дня школьники изучают основные предметы, во второй - получают дополнительное образование, включающее практические занятия в мастерских и на фермах. Эти две ступени - обязательные.
После окончания девятилетнего образования дети могут продолжить обучение в старшей школе только при условии финансовых возможностей родителей. В Китае преобладают два типа старших школ: академический профиль и профессионально-технический. Первые ведут подготовку к высшим учебным заведениям (углубленное изучение научных дисциплин). Вторые ориентируют на поступление в техникум или училище, где готовят специалистов сельского хозяйства, экономики [4, с. 61].
В «Плане реформы предметов в сфере повседневной высшей средней школы», «Законе об обязательном образовании КНР», «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы» выражена тенденция реформы обязательного образования в последние годы: 1. Разница в экономической и культурной сфере страны привела к большой дистанции между регионами, городами и даже школами, поэтому в положениях обязательного образования уделено внимание на равенство развития. В новом законе «Об образовании» отменено дифференцированное обучение, то есть традиционное деление школьников на «обычных» и «умных». Данный подход обеспечивает равенство ресурсов, средств в области образования. 2. Новый закон имеет историческую отправную точку - натуральное воспитание: воспитание компетентности творчества, самообразование, формирование нравственных ценностей и социальных установок, идеологических мировоззрений. 3. Существенный признак обязательного образования - бесплатность. В школах первых двух ступеней также отменены и дополнительные расходы учащихся: на учебные пособия, общежитие, школьный костюм. Государством предусмотрены и гарантии материальной помощи для продолжающих образование [5, с. 24].
Система образования в КНР ориентируется и на взрослых: созданы учебные начальные школы для взрослых, что дает возможность людям разного возраста и профессии получить среднее и высшее образование, повысить социальный статус.
В современном педагогическом опыте Китая существует много теорий об организационно-управленческих аспектах устройства школ: это работы Лю Пэнфэй, Се Нин, Цзин Шиюн, Чана Мяомяо, Чжао Чжунцзянь, Чжао Минь. Чжу Сяомань считает, что права, обязанности, ответственность, интересы всех участников образовательного процесса и другие элементы системы управления должны быть равноправны [6, с. 61]. Чтобы школа стала ведущим Центром развития личности ребёнка, необходимо на практике воплотить новую образовательную парадигму: отказ от главной концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» к идее - «образование для развития личности каждого школьника». Цзян Цзюнь подчеркивает, что конечной целью школ служит продвижение личностного развития каждого учителя. Ведущая роль в этом принадлежит руководителям школ, их идеологической установке [7, с. 46].
В основе реформирования устройства школ Китая заложены следующие концептуальные основы в содержании обучения: от функции познания - к функции духовного развития, творческого подхода к каждому участнику образовательного процесса;
Библиографический список
реформирование учебных планов и методов обучения согласно государственным стандартам, заложенных в «Плане реформы образования и развития Китая в 2010 - 2020 годы»; приоритет инновационной структуры школы, где ведущими характеристиками служат: комплексность, сбалансированность, выборность (факультативные курсы, модульное образование, личностно-о-риентированный подход); внедрение стимулирующей комплексной оценки образовательных результатов: качественный и количественный характер оценки труда педагогов и учащихся меняет отношение к образованию и ценностям общества; соблюдение трехуровнего управления: государственный, местный, школьный уровни.
Управление школами в Китае представлено несколькими видами в зависимости от их местоположения: школы, подведомственные провинции, городу, уезду. Директора школ несут ответственность за организационно-управленческую деятельность перед управлением образования соответствующей ступени.
Сунь Пэйцин и Сунь Яньбинь считают, что школьные администраторы в соответствии с требованиями реформы учебных программ обязательного образования осуществляют творческий подход к планированию, побуждению к взаимодействию в организационно-управленческой деятельности школы, к выполнению центральной задачи образования - достижению качества воспитания человека. С этой целью в школах при сохранении традиционной системы образовательного процесса реализуются новые управленческие технологии, направленные на стабильность работы [8, с. 23].
В организационно-управленческой структуре школы заложены демократические условия. Структуру и характер управления школой определяют: масштаб школы, задачи и приоритеты, учебно-воспитательная цель, условия образовательного пространства, внешняя и внутренняя среда, состав учителей. В Китае в каждом образовательном учреждении существует три структуры, имеющие право на контроль и принятие решений, -это администрация (директор школы и его заместители), партийная организация и совет учителей и работников школы.
На современном этапе развития информационно-коммуникативного общества в реформировании школ Китая значительное место занимает национальная политика, отражающая две линии в образовательном процессе: во-первых, организация работы школы в режиме полного дня, способствующая подготовке учащихся к продолжению образования в системе высшего образования. Во-вторых, подготовка учащихся к труду в условиях высокотехнологического производства. Это направление связано с желанием сотрудничать на международном уровне: двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования, совместные исследования и проекты. В этом направлении важно отметить сотрудничество России и Китая.
В планах на совместное сотрудничество между школами Китая и России планируется модель «школы будущего», предполагающая совместную деятельность руководителей школ «от детского сада до школьного учителя и преподавателя педагогического вуза» [9, с. 3]. Взаимодействие представителей двух стран в этой модели требует включения учителя школы в исследовательскую деятельность на международном уровне. Такой инновационный подход позволяет модернизировать организационно-управленческие аспекты устройства школы Китая, так как исследовательская и проектная деятельность приводит к изменению всей системы образования учреждения и позволяет вовлечь в эту деятельность школьников.
1. Сунь Пэйцин. История китайского образования. Пекин: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета, 2014.
2. Чжао Чжунцзянь. Миссия образования - декларация образования и программы действий 21-го века. Пекин: Изд-во педагогической науки, 2006.
3. Чжань Баокуй. Сборник педагогики - система образования. Источник и эволюция обязательного образования. 2003: 175 - 180.
4. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования Китая. Гуманитарный вектор. 2010; 1 (21): 61 - 70.
5. Лю Пэнфээй, Красова Е.В. Современные тенденции развития китайской системы образования. Вестник ВГУЭС. 2012; № 1: 22 - 32.
6. Россия - Китай: Образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 веков: сравнительный анализ. Отв. ред. Н.В. Боревская, В.П. Бо-рисенко, Чжу Сяомань. Москва, 2009.
7. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных реформ. Москва: Компания Спутник+, 2010.
8. Сюн Сяньцзюнь. Обязательное образование в современном Китае. Пекин: Издательство Центрально-Китайского педагогического университета, 2008.
9. Се Нин. Базовое образование и национальное образование XXI века. Пекин: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета, 1992.
References
1. Sun' P'ejcin. Istoriya kitajskogo obrazovaniya. Pekin: Izdatel'stvo Vostochno-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 2014.
2. Chzhao Chzhunczyan'. Missiya obrazovaniya - deklaraciya obrazovaniya i programmy dejstvij 21-go veka. Pekin: Izd-vo pedagogicheskoj nauki, 2006.
3. Chzhan' Baokuj. Sbornik pedagogiki - sistema obrazovaniya. Istochniki'evolyuciya obyazatel'nogo obrazovaniya. 2003: 175 - 180.
4. Ch'en' Chzhaomin. Reformirovanie sistemy obrazovaniya Kitaya. Gumanitarnyj vektor. 2010; 1 (21): 61 - 70.
5. Lyu P'enf'e'ej, Krasova E.V. Sovremennye tendencii razvitiya kitajskoj sistemy obrazovaniya. Vestnik VGU'ES. 2012; № 1: 22 - 32.
6. Rossiya - Kitaj: Obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX-XXI vekov: sravnitel'nyj analiz. Otv. red. N.V. Borevskaya, V.P. Borisenko, Chzhu Syaoman'. Moskva, 2009.
7. Czyan Czyun'. Tendencii razvitiya obschego obrazovaniya v Kitae i Rossii v usloviyah sovremennyh reform. Moskva: Kompaniya Sputnik+, 2010.
8. Syun Syan'czyun'. Obyazatel'noe obrazovanie vsovremennom Kitae. Pekin: Izdatel'stvo Central'no-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 2008.
9. Se Nin. Bazovoe obrazovanie inacional'noe obrazovanie XXI veka. Pekin: Izdatel'stvo Vostochno-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 1992.
Статья поступила в редакцию 06.08.17
УДК 378
Chernogradsky A.E., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
STAFFING OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article considers the issues related to the description of the current state of training for establishments of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). Training is considered through the integration component of system of continuous education in the Republic, which includes not only professional, but also general education institutions and institutions of additional education of children and adults. The analytical material presented in the article contains reasoned proposals for the structuring of training of young specialists for the Republican institutions of culture and art. The results can serve as a basis for further prediction of the current situation in the field of staffing of the institutions of culture and art from a position of alignment with professional standards.
Key words: higher education, secondary vocational education, institutions of culture and art, professional standard.
А.Е. Черноградский, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой современного состояния подготовки кадров для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Подготовка кадров рассматривается через интеграционную составляющую системы непрерывного образования в Республике, которая включает в себя не только профессиональные, но и общеобразовательные учреждения, и учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Ценность аналитического материала, представленного в статье, заключается в том, что содержит аргументированные предложения по структурированию профессиональной подготовки молодых специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства. Сделанные выводы могут служить основой для дальнейшего прогнозирования складывающейся ситуации в области кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства с позиции согласования с профессиональными стандартами.
Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, учреждения культуры и искусства, профессиональный стандарт.
Особая роль в изучении ситуации, складывающейся в области кадрового обеспечения сферы культуры Республики Саха (Якутия), принадлежит систематическому планированию и анализу реального кадрового состояния. В этой связи мониторинг становится основным инструментом получения достоверной информации о фактическом уровне обеспеченности кадрами, оценки их кадрового потенциала, анализа сбалансированности рынка труда профильных специалистов.
В настоящее время кадровый персонал представляет собой важнейший ресурс сферы культуры, эффективная реализация которого требует специальных решений в зависимости от особенностей решаемых конкретных задач [1; 2].
Следует учитывать, что кадровый персонал - это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных, что коренным образом отличает их от других факторов. Оказание населению качественных услуг культуры в первую очередь зависит от обеспеченности сферы культуры специалистами и от уровня их профессиональной подготовки. Профессиональное становление молодых специалистов Республика Саха (Якутия) является важнейшим компонентом кадровой работы сферы культуры. На развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, которые в дальнейшем и определяют позиции специалиста в профессиональной среде.
Поступая на работу, выпускник учебного заведения активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри коллектива, усваивает новые нормы и ценности учреждения, согласовывая с ними свою индивидуальную позицию. Основную роль в процессе успешной профес-
сиональной и психологической адаптации играют руководители, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет молодому человеку найти адекватный путь в применении теоретических знаний на практике и сформировать интерес к работе, к содержанию деятельности учреждения. В этих условиях процесс адаптации проходит качественно и безболезненно. Фактором стабильности притока новых творческих идей, поступательного развития отрасли, безусловно, являются кадры. Стоит отдельно отметить нехватку профессионально подготовленных кадров молодого поколения. Вместе с тем, вопрос кадрового обеспечения отрасли достаточно проблематичен. Несмотря на принимаемые меры, в Якутии сохраняется количество вакансий (наибольшее число приходится на сельские районы), связанное с отсутствием жилья, низкой заработной платой.
Фундамент профессиональной ориентации в области культуры и искусства призваны составлять детские школы искусств, как учреждения раннего мониторинга одарённых детей и создание системы их развития и предпрофессионального роста, и как первая ступень художественного образования. В целях усиления роли детских школ искусств, увеличения притока выпускников в учебные заведения в центре внимания органов государственной и муниципальной властей Республики Саха (Якутия) находятся вопросы реформирования, направленные на переход школ к обучению по программам предпрофессионального образования и федеральным государственным требованиям. Путь реформирования художественного образования - это своевременное и обязательное исполнение обновлённых правовых норм, которые решают целый комплекс мероприятий по укреплению материально-технической и кадровой баз школ.