Научная статья на тему 'Организационно-управленческие аспекты устройства школ Китая на современном этапе'

Организационно-управленческие аспекты устройства школ Китая на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / УСТРОЙСТВО ШКОЛ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGERIAL ASPECTS / CONSTRUCTING SCHOOLS / REFORMING / STANDARDS / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING / COMPETENCE BASED APPROACH / QUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ци Юе

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого устройства школ Китая в условиях реформирования образования на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is organizational and managerial aspects of constructing schools in China in the conditions of educational reform at the present stage

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие аспекты устройства школ Китая на современном этапе»

Ци Юе

(Китай)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ШКОЛ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF CONSTRUCTING SCHOOLS OF CHINA AT PRESENT STAGE

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого устройства школ Китая в условиях реформирования образования на современном этапе

Ключевые слова: управленческие аспекты, устройство школ, реформирование, стандарты, индивидуализация обучения, компетентность^ подход, качественное образование

The subject of the article is organizational and managerial aspects of constructing schools in China in the conditions of educational reform at the present stage

Keywords: managerial aspects, constructing schools, reforming, standards, individualization of learning, competence based approach, quality education

На современном этапе в Китае в ответ на интенсивное развитие экономики и в связи с этим увеличивающимся спросом на кадры, компетенция которых отвечает запросам информационного общества, реформируется система образования, включая и управленческие кадры. Актуальность исследования управленческих аспектов школьной системы на современном этапе развития общества в Китае связана с интеграцией всех процессов образовательного пространства в мировом масштабе, с введением новых реформ и созданием инновационных технологий. Реформы направлены на адаптацию мировых тенденций в национальной системе образования с учётом истории, культуры, национальных традиций страны.

Развитие и существенные изменения в социальной и экономической сферах Китая повлияли на сферу образования, особенно на обязательное образование. Реализация обязательного образования в стране прошла длительный путь, отражающий влияние западной философской мысли через миссионеров, чиновников, бизнесменов, студентов, обучающихся за границей [8, с. 67].

Об обязательном образовании в Китае задумались в 1911: в этом году в Пекине проходила образовательная конференция, на которой было принято 12 решений, в том числе «проект устава обязательного образования». В проекте было отмечено, что четырехлетний период обязательного образования должен

быть внедрен в школах Китая, однако этот устав на практике существовал только три месяца. В 1923 году концепция обязательного образования впервые нашла свое место в Конституции, однако как заимствованное право не имела силы [6, с.23].

С 1978 года в Китае начинается первый этап реформирования школьного образования: в нём ведущее место отводилось экономическому строительству, открытости общества, содействию друг другу. Успешность этой реформы привела к тому, что 2 апреля 1986 года на 4-м Пленуме шестого созыва собрания народных представителей был принят «Закон КНР об обязательном образовании» (закон № 38].

Совершенствование данного Закона происходило под влиянием ряда нормативных документов и решений международных конференций. В марте 1990 года на «Всемирной конференции по образованию для всех» в Джомтьене была принята «Всемирная декларация об образовании», в которой было отмечено, что «обязательное образование является не только целью, но и базой непрерывного обучения и развития человеческого потенциала [12, с.16]. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века «Образование - клад», представленном ЮНЕСКО в 1996 году, дано глубокое обобщение с указанием сущности обязательного образования: «обеспечить базовое образование каждому человеку для плодотворной работы»

[12, с.17]. Китайские специалисты принимали активное участие в этих конференциях, что послужило стимулом к принятию единой идеи в области удовлетворения потребностей людей в образовании. Чжань Баокуй в своих исследованиях подчеркивает, что обязательное образование связано с двумя компонентами: с определенным возрастом детей и годичным сроком в соответствии с национальным законодательством КНР [13, с. 175].

Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней: начальная, средняя, старшая. На начальном этапе обучения (6-12 лет] дети получают знания по базовым предметам: китайскому языку, математике, истории, природоведению, географии, музыке. В средней школе много внимания уделяется патриотическому и физическому воспитанию. Весь учебный процесс разделен на две части: в первой половине дня школьники изучают основные предметы, во второй - получают дополнительное образование, включающее практические занятия в мастерских и на фермах. Весь образовательный процесс в средней школе направлен на профессиональную ориентацию.

Эти две ступени являются обязательными. После окончания девятилетнего образования дети могут продолжить образование в старшей школе только при условии финансовых возможностей родителей. В Китае преобладают два типа старших школ: академический профиль и профессионально-технический. Школы с академическим профилем ведут подготовку учащихся к обучению в высших учебных заведениях, поэтому весь образовательный процесс направлен на углубленное изучение научных дисциплин. Школы с профессионально-технической направленностью готовят детей для работы на производстве. В такой школе учащиеся обучаются два года с перспективой поступления в техникум или училище, где готовят специалистов сельского хозяйства, экономики, юриспруденции [14, с.61].

В «Плане реформы предметов в сфере повседневной высшей средней школы», «Законе об обязательном образовании КНР», «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы» выражена тенденция реформы обязательного образования в последние годы.

Разница в экономической и культурной сфере страны привела к большой дистанции

между регионами, городами и даже школами, поэтому в положениях обязательного образования обращено внимание на равенство развития, «на распределение участия в затратах на обучение, на содействие сбалансированному развитию обязательного образования. Например, обеспечение равенства для осуществления обязательного образования детей, которые следуют за родителями, работающими в другом месте. В новом законе «Об образовании» отменено дифференцированное обучение, то есть на традиционное деление школьников на «обычных» и «умных»». Данный подход обеспечивает равенство ресурсов, средств в области образования[1, с.45];

Новый закон в своей сущности имеет историческую отправную точку - натуральное воспитание: воспитание компетентности творчества, самообразование, формирование нравственных ценностей и социальных установок, идеологических мировоззрений;

Существенным признаком обязательного образования является бесплатное обязательное образование. В школах первых двух ступеней отменены не только плата за обучение, но и дополнительные расходы на учащихся: расходы на учебные пособия, общежитие, школьный костюм. Так как дальнейшее образование платное, то в государстве предусмотрены следующие гарантии материальной помощи: стипендии, система субсидий для учащихся, система совмещения учебы и работы, полное или частичное освобождение от платы за обучение, государственные кредиты на обеспечение обучения в старшей школе и высшем учебном заведении [3, с. 24].

Система образования в КНР ориентируется не только на молодое поколение, но и на взрослых людей. С этой целью создан ряд учебных начальных школ для взрослых, что дает возможность людям разного возраста и профессии получить среднее и высшее образование, повысить свой социальный статус.

Со стороны партийного руководства и государства уделяется большое внимание получению обязательного массового образования. Пристальное внимание политиков к школе обеспечивает развитие системы образования в период реформирования, стимулирует стремление руководителей школ к созданию такой системы, которая соответствует лучшим мировым образцам и способствует вхождению в образовательное пространство

в качестве влиятельного партнера.

Государство постоянно выделяет целевые средства на школьное строительство для улучшения условий обучения и воспитания. В соответствии со «Стандартами учебных условий для школы» для каждого нового образовательного учреждения планируется территория, строится знание и проводится оснащение всех учебных кабинетов.

В современном педагогическом опыте Китая существует много теорий, касающихся организационно-управленческих аспектов устройства школ: это прежде всего работы Лю Пэнфэй, Се Нин, Цзин Шиюн, Чана Мяо-мяо, Чжао Чжунцзянь, Чжао Минь. Чжу Сяо-мань считает, что права, обязанности, ответственность, интересы всех участников образовательного процесса и другие элементы системы управления должны быть равноправны [4, с. 61]. Чтобы школа стала ведущим Центром развития личности ребенка, необходимо на практике воплотить новую образовательную парадигму: отказ от главной концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» к идее - образование для развития личности каждого школьника».

Цзян Цзюнь, характеризуя тенденции развития общего образования в Китае, подчеркивает, что конечной целью организационно-управленческой деятельности школ служит продвижение личностного развития каждого учителя: от его деятельности и профессионализма зависит уровень образованности и воспитанности обучающихся. Ведущая роль в этом процессе принадлежит руководителям школ, их идеологической установке: поощрение активной конкуренции, формирование основ самоуправления, создание условий для обновления и развития национальной системы образования [10, с. 46].

В основе реформирования устройства школ Китая заложены следующие основные позиции:

- концептуальные основы в содержании обучения: от функции познания - к функции духовного развития, творческого подхода к каждому участнику образовательного процесса;

- реформирование учебных планов и методов обучения согласно государственным стандартам, заложенным в «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы»;

- приоритет инновационной структуры

школы, где ведущими характеристиками служат комплексность, сбалансированность выборность (факультативные курсы, модульное образование, личностно ориентированный подход];

- внедрение стимулирующей комплексной оценки образовательных результатов: качественный и количественный характер оценки труда педагогов и учащихся меняет отношение к образованию и ценностям общества;

- соблюдение трехуровневого управления: государственный, местный, школьный уровни [11, с. 109].

Управление школами в Китае прошло длительный путь совершенствования. В современных школах управление представлено несколькими видами в зависимости от их местоположения: школы, подведомственные провинции, городу, уезду. Например, Хайлар-ская средняя школа № 2 подчиняется административному управлению города Хулунь-буира; Хайларская средняя школа № 3 -управлению образования района Хайлара. Директора школ несут ответственность за организационно-управленческую деятельность перед управлением образования соответствующей ступени.

Сунь Пэйцин и Сунь Яньбинь считают, что школьные администраторы в соответствии с требованиями реформы учебных программ обязательного образования осуществляют творческий подход к планированию, побуждению к взаимодействию в организационно-управленческой деятельности школы, к выполнению центральной задачи образования -качество воспитания человека. С этой целью, например, в школах Пекина при сохранении традиционной системы образовательного процесса реализуются новые управленческие технологии, которые направлены на стабильность и удовлетворенность в работе [8, с. 23].

Необходимо подчеркнуть, что в организационно-управленческой структуре школы содержится демократическое условие. Структуру и характер управления школой определяют такие факторы, как масштаб школы, задачи и приоритеты, «учебно-воспитательная цель, условия образовательного пространства, внешняя и внутренняя среда, состав учителей» [9, с. 8].

В Китае в каждом образовательном учреждении существуют три структуры, имеющие

право на контроль и принятие решений, - это администрация, куда входят директор школы и его заместители, партийная организация и совет учителей и работников школы. Директор школы несёт полную ответственность за все направления деятельности коллектива: разработку учебных планов по каждому предмету и факультативу, организационную работу по семестрам и в учебном году, за подбор и расстановку кадров, нравственную и учебную деятельность учителей и учащихся. Кроме этого в обязанности директора школы входят все хозяйственные вопросы, «управление финансами, прием и распределение учащихся по классам» [9, с. 14]. Функции партийной организации в каждом учреждении связаны с обеспечением контроля и мониторинга.

В соблюдении концепций демократического управления ведущее место занимает такая организационная форма, как «собрание представителей учителей (педсовет] и работников школы». В обязанности данной организации входят: защита членов коллектива, улучшение современной системы школьного образования, содействие в развитии правовой системы школы. В большинстве школ педагогические советы утверждают все проекты, направленные на долгосрочное планирование и сотрудничество с научными структурами. Данный режим распространен на территории Китая в школах на всех уровнях с 1 января 2012 года. Частные школы, китайско-иностранные совместные учебные заведения работают со ссылкой на эти управленческие концепции[5, с. 12].

Итак, на современном этапе развития информационно-коммуникативного общества в реформировании школ Китая значительное место занимает национальная политика, отражающая две линии в образовательном процессе: во-первых, организация работы школы в режиме полного дня, способствующей подготовке учащихся к продолжению образования в системе высшего образования. Этот процесс характеризуется следующими специфическими факторами в организации работы средней и старшей школ: во-первых, реализация на практике личностно ориентированного и компетентностного подходов на

всех уроках и дополнительных занятиях, использование инновационных технологий и введение оценочных качественных параметров, помогающих «реализовать государственную политику в выравнивании образовательных возможностей для учащихся разного социального статуса» [3, с. 27].

Во-вторых, подготовка учащихся к труду в условиях высокотехнологического производства. Это направление связано с желанием сотрудничать на международном уровне: двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования, совместные исследования и проекты, совместное обучение. В этом направлении важно отметить сотрудничество России и Китая: в китайских школах активно внедряют российские информационные технологии с учетом массового обучения. Инновационная позиция в этом плане принадлежит МПГУ: при подготовке учителей они используют современные модели образования, которые можно использовать в общеобразовательных школах с первого года обучения. Российские школы также изучают и используют в своей работе модели обучения и воспитания, разработанные китайскими учителями.

В планах на сотрудничество между образовательными учреждениями, в частности между школами Китая и России, планируется модель школы будущего. Данная общая современная модель образования предполагает совместную деятельность руководителей школ «от детского сада до школьного учителя и преподавателя педагогического вуза» [2, с. 3]. Взаимодействие представителей двух стран в модели «школа будущего» требует включения учителя школы в исследовательскую деятельность не только на уровне педагогических университетов, но и на международном уровне. Такой инновационный подход позволяет модернизировать организационно-управленческие аспекты устройства школы Китая, так как исследовательская и проектная деятельность приведет к изменению всей системы образования учреждения и позволит вовлечь в эту деятельность школьников, которые «освоят важнейшую модель деятельности человека XXI века - человека-исследователя».

Литература

1. Боревская Н. Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия: мо-ногр. - М.: Восточная литература, 2009. - 271 с.

2. Вызов времени: Китай и Россия создают школу будущего // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2016. - № 7013 (145).

3. Лю Пэнфээй, Красова Е. В. Современные тенденции развития китайской системы образования // Вестник ВГУЭС. - 2012. - № 1. - С. 22-32.

4. Россия - Китай: Образовательные реформы на рубеже XX-XXI веков: сравнительный анализ / отв. ред. Н. В. Боревская, В. П. Борисенко, Чжу Сяомань. - М., 2009. - 592 с.

5. Се Нин. Базовое образование и национальное образование XXI века. - Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 1992. - 98 с.

6. Сунь Пэйцин. История китайского образования. Пекин: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 2014. - 160 с.

7. Суртаева Н. Н., Иванова О. А. Проблемные изменения социального пространства педагогического образования // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2014. - №1(7). - С. 5-7.

8. Сюн Сяньцзюнь. Обязательное образование в современном Китае. - Пекин: Изд-во Центрально-Китайского педагогического университета, 2008. - 109 с.

9. Цзин Шиюн. Организационно-управленческие аспекты школы постоянной системы девяти лет. - Сычуань, 2010. - 85 с.

10. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных реформ. - М.: Компания Спутник+, 2010. - 129 с.

11. Чан Мяомяо. История развития и текущее положение обязательного образования //Современные коммуникации. - 2013. - № 3. - С. 109-110.

12. Чжао Чжунцзянь. Миссия образования - декларация образования и программы действий XXI века. - Пекин: Изд-во педагогической науки, 2006. - 60 с.

13. Чжань Баокуй. Сборник педагогики - система образования // Источник и эволюция обязательного образования. - 2003. - С. 175-180.

14. ЧэньЧжаомин Реформирование системы образования Китая // Гуманитарный

вектор. - 2010. - № 1 (21). - С. 61-70.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.