УДК 371.49
ББК Ч 34 (5 Кит)
Чэнь Чжаомин
КНР, г. Хайлар
Реформирование системы образования в Китае
Китай добился значительных успехов в сфере образования. Это есть результат реформирования системы образования. Реформы образования рассматриваются в настоящее время руководством КНР как основные, приоритетные направления деятельности государства, создающего социалистическую рыночную экономику, которая обеспечивает вхождение Китая в мировую социально-политическую и экономическую систему в качестве ведущего участника всех процессов.
В статье выделены этапы реформирования и раскрыта специфика реформ образования в Китае с 80-х гг. XX столетия по настоящее время.
Ключевые слова: образовательная политика, реформирование, система образования Китая, этапы реформирования, реформа новых предметов, повышение качественных характеристик личности, качество образования.
Chen ZhaoMing
China, Hailar
Reforming of China education system
China has achieved considerable success in education. It is the result of education system reforms. Education reforms are being considered by the China government as the basic priority directions of the state which creates socialist market economy. The latter provides entry of China into the world sociopolitical and economical systems as the leading participant of all processes.
The article deals with the stages of education reforms in China and their specificity from the 80s of the 20th century to the present time.
Keywords: educational policy, reforming,
China education system, reforms stages, new subjects reform, increase of personal qualitative characteristics, education quality.
Во всем мире активно идет процесс реформирования системы образования. Китай как страна с богатейшей культурой, спецификой социально-экономического устройства, огромной общей численностью населения, многона-
циональным составом, значительной территориальной протяженностью, экономическими различиями отдельных провинций реформирует свою систему образования в соответствии с мировыми тенденциями и национальной спецификой.
Реформирование системы образования осуществляется с момента создания КНР в 1949 г. Особенно активно система образования реформируется в последнее тридцатилетие. Новый уровень развития страны потребовал изменения результативности образования за короткие сроки. И действительно, за последние годы (это отражено в докладе «К тридцатилетию реформы открытости и реформы образования в Китае» — материалы, дающие обзор текущей ситуации образования в Китае, раскрывающие новые взгляды на образовательную политику в стране, тенденции развития образования в мире) (опубликовано в «Зеленой книге» (2008) — ежегодном отчете об образовательной политике Китая [см.: 5]) Китай добился значительных успехов в образовании. Об этом свидетельствуют и международные исследования в области образования — Китай сегодня входит в первую пятерку стран по качеству образования [см.: 1].
На протяжении всех лет реформирования руководством страны уделяется пристальное внимание системе образования. В документах обращается внимание на различные аспекты образовательной политики, совершенствование образовательной системы, подготовку высококвалифицированных специалистов, на формирование гражданской позиции, патриотизма, инициативности и других качеств личности, характеризующих современного человека. Отметим содержательные моменты в решениях съездов КПК, которые имеют отношение к образованию, и перечислим ряд постановлений по реформированию системы образования Китая.
Съезды КПК о стратегической позиции в образовании после провозглашения политики реформ и открытости
XII Съезд КПК (1982 г.)
Стратегическое позиционирование: в последующие 20 лет важнейшими звеньями следует считать сельское хозяйство, энергетику и транспорт, образование и науку. Необходимо сделать их стратегическими направлениями экономического развития. Курс на развитие: необходимо всемерно распространять начальное образование, укрепить среднее профессиональное и высшее образование; развивать образование на разных ступенях и уровнях, включая кадровое, образование для рабочих, служащих и крестьян, ликвидировать неграмотность в городах
и деревнях, готовить специалистов, повышать культурный и научный уровень всей нации.
XIII Съезд КПК (1987 г.)
Стратегическое позиционирование: поставить на первое место развитие науки, техники и образования, переводить экономическое строительство на рельсы, опирающиеся на научный прогресс и повышение качественных характеристик трудящихся. Научное развитие, экономический подъем, социальный прогресс — все это зависит от повышения качественных характеристик трудящихся и подготовки высококвалифицированных кадров. Образование — корень перспективного плана развития страны. Необходимо рассматривать развитие образования как важнейшее стратегическое звено, укрепить развитие интеллекта.
В материалах съезда подчеркивалось, что государство будет по мере развития экономики увеличивать ассигнования на нужды просвещения, а также будет поощрять создание учебных заведений за счет собранных средств. Было отмечено, что и далее надо создавать атмосферу уважения к знаниям и специалистам, улучшать социальные и профессиональные условия для интеллигенции, выявлять максимально способности людей и находить им применение в соответствии с их способностями и уровнем развития.
XIV Съезд КПК (1992 г.) принял Постановление о том, что целью реформы экономической структуры КНР является строительство социалистической рыночной экономики. Это стало поворотным пунктом в развитии страны. Дело образования начало стремительно развиваться.
Стратегическое позиционирование: ускорить научный прогресс, всемерно развивать образование, полностью проявлять и использовать потенциал интеллигенции. Научный прогресс, экономическое процветание и социальное развитие коренным образом зависят от качественных характеристик трудящихся, подготовки большого количества специалистов и кадров. Необходимо поставить образование на стратегическое место приоритетного развития, повышать моральный и научно-культурный уровень всей нации. Курс развития: надо оптимизировать структуру образования, всемерно укрепить базовое образование, активно развивать профессиональное образование, образование для взрослых и высшее образование. В конце этого века в основном ликвидировать неграмотность среди подростков и людей зрелого возраста; осуществлять девятилетнее обязательное образование.
С целью создания образовательной структуры, соответствующей требованиям социали-
стической рыночной экономики после съезда была принята «Программа реформ и развития образования в Китае» — основной документ на 90-е гг. XX в. После съезда была принята «Программа реформ и развития образования в Китае» — основной документ на все 90-е гг. ХХ в.
XV Съезд КПК (1997 г.)
Фундаментальным объектом для культурного строительства является развитие образования и науки. Подготовка более ста миллионов трудящихся с высокими качествами и более десяти миллионов специальных кадров, соответствующих потребностям модернизации; проявление огромного преимущества нашей страны в трудовых ресурсах имеет важное значение для общего положения Китайского социалистического дела в XXI в. Необходимо по-настоящему поставить образование на приоритетное стратегическое место для развития.
Курс для развития: всемерный охват населения девятилетним обязательным образованием, ликвидация неграмотности среди подростков и людей зрелого возраста; активное развитие профессионального образования взрослых разных типов и форм: устойчиво развивать высшее образование.
XVI Съезд КПК (2002 г.)
Стратегическое позиционирование: основой является образование для развития науки и техники, подготовки кадров; образование в строительстве модернизации страны занимает основополагающие, всеохватывающие и лидирующие позиции, необходимо поставить его на стратегическую позицию приоритетного развития.
Курс для развития: дальше реализовывать девятилетнее обязательное образование; укрепить профессиональное образование и профессиональную подготовку; развивать непрерывное образование, создать структуру обучения, ориентированную на образование в течение всей жизни человека.
XVII Съезд КПК (2007 г.)
Стратегическое позиционирование: приоритетно развивать образование, строить державу трудовых ресурсов. Фундаментом является образование для подъема нации, важным моментом для социальной справедливости является справедливость в сфере образования.
Курс для развития: оптимизировать структуру образования, содействовать равномерному развитию обязательного образования, ускорить охватывание образования на этапе высшей средней школы, всемерно развивать профессиональное образование, повышать качество высшего образования. Уделять внимание дошкольному образованию, заботиться об образовании
для людей с ограниченными возможностями в здоровье.
Основные документы по реформированию системы образования Китая
1. «Постановление ЦК КПК относительно реформы системы образования» (05.1985 г.)
2. «Закон об обязательном образовании КНР (новый вариант) (04.1986 г.)
3. «Программа реформ и развития образования Китая» (02.1993 г.)
4. «Закон об учителе КНР» (10 1993 г.)
5. «Закон об образовании КНР» (03.1995 г.)
6. «План действий для активизации образования навстречу 21 веку» / Министерство образования КНР (12.1998 г.)
7. «Постановление ЦК КПК и Госсовета КНР относительно углубления реформы образования и всемерного продвижения образования, направленного на повышение качественных характеристик учащихся» (07. 1999 г.)
8. Учебная программа для предметов в повседневной высшей средней школе (эксперимент) / Министерство образования КНР (01.2001 г.)
9. Программа реформы предметов в сфере базового образования (эксперимент) / Министерство образования КНР (07.2001 г.)
10. Сообщение Министерства образования КНР относительно активного продвижения системы оценки и экзаменов в школах (12.2002 г.)
11. План реформы предметов в сфере повседневной высшей средней школы (эксперимент) (03.2003 г.)
12. Закон об обязательном образовании КНР (новый вариант) (06.2006г.)
Итак, на 17 Съезде КПК были подведены итоги реформирования страны и подчеркнут ее большой исторический прогресс. Между тем, было принято решение о продолжении стратегии развития социализма с китайскими специфическими особенностями, взяв за руководство теорию Дэн Сяопина, создав общий план относительно дальнейших действий и внедряя научные концепты в развитие образования, продвигая реформы, ориентируясь на великую цель построения процветающего во всех смыслах социалистического общества. Было подчеркнуто, что стратегия развития страны должна проводиться через науку и образование, усиливая нацию через культивирование квалифицированных трудовых ресурсов и стратегию устойчивого развития. Приоритет развития образования и создания страны с сильными человеческими ресурсами был обозначен как направление развития нации. Развитие образования на новый период и для новой стадии тщательно спланировано [см.: 5].
Раскроем специфику реформирования образования в Китае, выделив этапы реформирования, их характерные черты и особенности реализации реформ образования Китая в XXI
в., достижения и проблемы в этой сфере.
Хронологические этапы и целевая направленность реформ в образовании в Китае отражены в ряде исследований (7 — 8, 9 и др).
При рассмотрении данного вопроса, будем ориентироваться на совместное исследование российских и китайских ученых [см.: 7].
1978 - 1985 - Этап мобилизации и разработки планов реформы (избавление от хаоса, восстановление уважения к учителям и образованию, провозглашение «трех поворотов».
Сфера образования стала одной из первых, где после окончания «культурной революции» был наведен порядок и ликвидирован хаос. Были восстановлены экзамены в вузы, вновь утвердился курс на уважение к интеллигенции и кадровым работникам, реализовался принцип равного и справедливого отбора, что подвигло миллионы молодых людей к получению образования. Школа в этот период решала следующие задачи: восстановление системы школьного образования, установление новых ориентаций в школьном образовании; определение идеологии и создании концепции образовательной реформы.
1985 - 1993 гг. - Первоначальный этап реформирования системы образования
В 1985 г. ЦК КПК было созвано совещание по реализации политики реформ и открытости в сфере образования. Вслед за постановлениями «О реформе экономической структуры» и «О реформе научной структуры» принято «Постановление ЦК КПК О реформе системы образования», которое можно считать первым системным, программным документом в сфере образования.
В документе отмечается взаимная обусловленность экономического развития страны и системы образования. Основная цель реформы образования определилась как повышение качественных характеристик нации, подготовка большого числа квалифицированных кадров, в том числе и высшей квалификации. В документе прозвучали требования к преобразованию кадровой системы и увеличение финансирования образования.
Большое внимание в этот период уделялось реформе системы управления (усиление управления на макроуровне с одновременной децентрализацией властных полномочий, расширение автономии образовательных учреждений). Пересматривались все педагогические концепции, содержание и методы обучения. Пред-
полагалось обновить всю сферу образования, укрепить базовое образование, способствовать развитию профессионально-технического образования, обратить внимание на систему высшего образования, совершенствовать школьное и послешкольное образование, сделать так, чтобы учебные заведения всех типов и форм активно адаптировались к многообразным запросам социально-экономического развития страны.
На уровне школы предусматривался поэтапный переход на всеобщее обязательное девятилетнее образование, изменения в системе высшего образования были связаны с реформированием планов приема в высшие учебные заведения; предполагалось изменением системы распределения выпускников, расширением автономии вузов.
В 1986 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло и ввело в действие с 1 июля 1986 г. первый в истории Китая «Закон КНР об обязательном образовании», в котором особое внимание уделялось совершенствованию деятельности общеобразовательной начальной школы и средней школы: начальной средней школы (НСШ) и старшей средней школы (ССШ). В соответствии с документом были разработаны новые учебные планы, ориентированные на подготовку учащихся по основам наук в соответствии с требованиями времени. После 1992 г. — года XIV Съезда КПК образование в стране начало стремительно развиваться.
1993 - 1998 гг. -Этап осуществления реформы в соответствии с требованиями рыночной экономики
С целью создания образовательной системы, которая соответствует требованиям социалистической рыночной экономики, модернизации и преобразованиям политической и научно-технической системы, в 1993 г., была принята «Программа реформ и развития образования». Содержательно она затрагивает различные аспекты реформирования образования, но главным являются следующие позиции:
1. Распространение по всей стране обязательного девятилетнего образования и ликвидация неграмотности среди молодежи и лиц среднего возраста — распространение образования на нижнем уровне.
2. Увеличение государственных расходов на образование.
3. Политические и организационные гарантии по формированию негосударственного сектора в образовании.
4. Реформирование системы высшего образования (повышение эффективности функционирования вузов, изменение системы управления вузами, обновление системы приема и распределения студентов, отмена системы
полного государственного обеспечения студентов).
5. Всестороннее повышение качества обучения — переход от обучения, ориентированного на экзамены, на повышение процента, поступающих в вузы (инши-цзюоюй) к обучению, направленному на повышение качественных характеристик личности (сучжи-цзяоюй).
6. Совершенствование образования в регионах, предусматривающее деятельность руководства по реформированию образования с учетом неравномерности экономического и культурного развития, т.е. с учетом местной специфики.
На Всекитайском совещании по образованию (1994 г.) обсуждалась реализация «Программы реформ и развития образования». В 1995 г. был принят «Закон КНР об образовании» и выдвинут курс на реализацию стратегии «Наука и образование ведут к расцвету государства». XV Съезд КПП (1997 г.) вновь подтвердил стратегическую позицию приоритетного развития образования. Много внимания уделяется школе, учителю.
В 1997 г. наметилась явная тенденция ускорения перехода от модели «школа ради вуза» к образованию, направленному на воспитание и развитие обучаемых («повышение качественных характеристик»). Школа поворачивается лицом к человеку. Реформа ориентирует школу на приобретение учащимися способности к адаптации к рыночным условиям. Роль и значение учительских кадров переоцениваются — принимается «Закон об учителе КНР» (1993 г.). Отмечается, что необходимо уделять особое внимание учителям, предоставлять больше возможностей для профессионального роста, повышения политической культуры, улучшать служебные и бытовые условия. Важнейшими направлениями реформирования школы провозглашались преобразования и открытость. Утверждалось, что школьная реформа должна быть комплексной, затрагивать все составляющие: систему образования, содержание образования, методы и формы обучения. Современная школа должна быть открытой, воспринимать достижения и использовать опыт зарубежья.
Руководство страны подчеркивало важность реформирования образования. Так, например, министр Ли Пэн в докладе «О работе правительства» на заседании Всекитайского Совета Народных Представителей девятого созыва отмечал необходимость осуществления образования, направленного на формирование качеств личности обучаемых, совершенствование идейного и морально-этического воспитания, реформирование содержания образования, его
структуры, форм и методов обучения, подготовки «человеческих ресурсов» в соответствии с требованиями общества [см.: 2].
1999 - 2009 гг. - Этап углубления реформы системы образования и всемерного продвижения вперед воспитания качественных характеристик
Для предыдущего периода развития образования в Китае характерны тенденции, проявляющиеся в глобальном масштабе: реформирование образовательной системы, гуманизация и демократизация образования, совершенствование процесса обучения и воспитания, повышение качества образования и др. Следующий этап — углубление процессов реформирования системы образования в целом, ее отдельных элементов.
В начале 1999 г. Госсовет утвердил «План действий по расцвету (активизации) образования навстречу XXI веку». Предполагалось, что на стыке веков Китай сделает «рывок» и добьется коренных преобразований и значительных успехов в образовании.
«Постановление об углублении реформы образования и всестороннего развития воспитания качественных характеристик» (1999 г.) — важнейший документ в сфере образования. Повышение качеств нации называлось главным ориентиром, а воспитание творчества, практических навыков — ключевым звеном в процессе формирования всесторонне развитой личности, обладающей «культурой» нравственной и дисциплиной, способной стать преемником дела социализма.
В Постановлении указывалось на необходимость продолжения корректировки действующей системы образования, увеличение масштабов высшей (полной) средней школы и высшей школы, расширение путей роста кадров, обеспечение обучаемым продвижения по ступеням обучения.
Таким образом, документ представил качественно-ориентированное воспитание как стратегию государственной политики, акцентировал внимание на повышение качества образования, указал на необходимость дальнейшего реформирования системы образования и модели воспитания кадров, совершенствования учебных планов на всех ступенях обучения, учебников, методов, форм и средств обучения,
сделал новый шаг в подготовке педагогических кадров.
XVI Съезд КПК (2002 г.) поставил грандиозную цель — построение в стране к 2020 г. «общества малого благосостояния», потребовал дальнейшего совершенствования системы образования; повышения образовательного уровня населения, распространения полного среднего образования в целом по стране; повышения идейных, нравственных, научно-культурных характеристик (качественных характеристик личности), стимулирования всесторонне развитого человека, способного обучаться всю жизнь.
В этот период были проведены совещания и приняты соответствующие решения по базовому образованию (2001 г.), сельскому образованию (2003 г.), профессиональному образованию (2002, 2005 гг.).
В 2006 г. появилась обновленная редакция «Закона об обязательном образовании», нацеленная на его новый взлет. Закон поставил качественное ориентирование образование в центр учебного процесса, сделал упор на сбалансированном развитии системы образования, гарантировал ответственность правительств всех уровней и их инвестиции в эту сферу. Руководствуясь научно-эволюционистскими взглядами в сферу образования, была введена концепция «человек — корень всего», что превращало воспитание в «корень всего», а учащегося в субъект воспитания; в процессе функционирования учебных заведений кадры специалистов были названы «корнем», а учитель — субъектом.
В законе говорится о необходимости «усилить поддержку образования в бедных регионах и в отношении социальной защиты групп населения, осуществлять политику единого планирования и согласования масштабов, структуры качества и эффективности образования всех уровней и типов, в городе и на селе; согласовывать процессы развития, реформирования и стабилизации образования с тем, чтобы удовлетворить запросы населения» [7, с. 38].
Успехи Китая в области образования подтверждаются статистическими данными. Приведем ряд «примеров» Ежегодника статистических данных по образованию за 2008 г. [см.: 3].
Таблица 1
Число обучающихся в различных типах образовательных учреждений
Единица: 10 тыс. чел.
Годы Государственные вузы Государственная средняя школа Профес. нач. сред. шк. Гос. нач. шк. Шк. для детей с огр. возм. Дошк. образ.
Всего ВСШ НСШ
1978 85,6 6548,3 1553,1 4995,0 - 14624,0 3,1 787,7
1980 114,4 5508,1 969,8 4538,3 45,4 14627,0 3,3 1150,8
1985 170,3 4706,0 741,1 3964,8 229,5 13370,2 4,2 1479,7
1986 188,0 4889,9 773,4 4116,6 256,1 13182,5 4,7 1629,0
1987 195,9 4948,1 773,7 4174,4 267,6 12835,9 5,3 1807,8
1988 206,6 4761,5 746,0 4015,5 279,4 12535,8 5,8 1854,5
1989 208,2 4554,0 716,1 3837,9 282,3 12373,1 6,4 1847,7
1990 206,3 4586,0 717,3 3868,7 295,0 12241,4 7,2 1972,2
1991 204,4 4683,5 722,9 3960,6 315,6 12164,2 8,5 2209,3
1992 218,4 4770,8 704,9 4065,9 342,8 12201,3 13,1 2428,2
1993 253,6 4739,1 656,9 4082,2 362,6 12421,2 16,9 2552,5
1994 279,9 4981,7 664,9 4316,7 405,6 12822,6 21,1 2630,3
1995 290,6 5371,0 713,2 4657,8 448,3 13195,2 29,6 2711,2
1996 302,1 5739,7 769,3 4970,4 473,3 13615,0 32,1 2666,3
1997 317,4 6017,9 850,1 5167,8 511,9 13995,4 34,1 2514,0
1998 340,9 6301,0 938,0 5363,0 541,6 13953,8 35,8 2403,0
1999 413,4 6771,3 1049,7 5721.6 533,9 13548,0 37,2 2326,3
2000 556,1 7368,9 1201,3 6167.6 503,2 13013,3 37,8 2244,2
2001 719,1 7836,0 1405,0 6431.1 466,4 12543,5 38,6 2021,8
2002 903,4 8287,9 1683,8 6604.1 511,5 12156,7 37,5 2036,0
2003 1108,6 8583,2 1964,8 6618.4 528,2 11689,7 36,5 2003,9
2004 1333,5 8695,4 2220,4 6475.0 569,4 11246,2 37,2 2089,4
2005 1561,8 8580,9 2409,1 6171.8 625,6 10864,1 36,4 2171,0
2006 1738,8 8451,9 2514,5 5937.4 676,2 10711,5 36,3 2263,9
2007 1884,9 8243,3 2522,4 5720.9 740,5 10564,0 41,9 2348,8
2008 2021,0 8050,5 2476,3 5574.2 761,1 10331,5 41,7 2475,0
Таблица 2
Состояние государственных средних школ в разных регионах, чел. (2008 г.)
Регионы школ Число Число принятых Число учащихся Число выпускников Число предметников
Вся страна 57701 18561663 55741542 18628943 3468957
Пекин 349 107494 325117 104702 30031
Тяньцинь 365 84245 303492 98490 26305
Хэбэй 3172 800757 2741801 1052699 193632
Шаньси 2427 544299 1772798 610377 119673
Внутренняя Монголия 967 268407 862276 304293 64166
Ляонин 1707 458511 1437573 464040 101365
Цзилинь 1232 290893 905738 315945 66724
Хэйлунцзян 1910 389559 139338 447270 103631
Шанхай 491 107686 425141 105832 33120
Цзянсу 2209 865825 2782784 1024349 187646
Чжэнзян 1783 622105 1849851 538120 117588
Аньхой 3181 1049896 3098582 1083637 156444
Фуцзянь 1353 495894 1512936 495367 98740
Цзянси 2082 668121 1744883 600680 113254
Шаньдун 3211 1082028 3337815 1080149 255408
Хэнань 4810 1651319 4841994 1830655 276205
Хубэй 2456 775634 2612455 960997 163666
Хунань 3387 719148 2143743 774204 173650
Гаундун 3334 1803636 4978825 1429971 247359
Гуанси 2075 762825 2119362 695820 117468
Хайнань 460 159751 463780 155861 24108
Чунцин 1057 473329 1350451 389032 74126
Сычуань 4162 1251676 3615083 1118303 194553
Гуйчжоу 2170 748412 2055674 624484 105076
Юньнань 1812 703090 2000076 605241 110324
Тибет 906 49468 139920 41539 8160
Шэньси 1968 615304 1941810 687886 116903
Ганьсу 1623 486386 1420194 451348 79439
Цинхай 353 67714 207231 72923 13679
Нинся 284 108586 291970 92871 16518
Хинцзян 1315 349665 1064849 371858 79994
Таблица 3
Характеристика ВСШ разных регионов, чел. (2008 г.)
Регионы Число школ Число принятых Число учащихся Число выпускников Число преподавателей и работников
Всего Предметники
Вся страна 15206 8370063 24762842 8360593 5815712 1475533
Пекин 325 68397 219163 78468 72693 19840
Тяньцинь 221 58920 195004 75230 б3б96 15316
Хэбэй 713 448491 1351197 482330 323940 80660
Шаньси бб9 270394 782937 258789 202627 49262
Внутренняя Монголия 324 181627 541084 187557 123351 30645
Ляонин 43б 244280 724152 256952 178899 42553
Цзилинь 278 159882 488871 168436 122270 27478
Хэйлунцзян 44б 209254 611287 203680 172718 39386
Шанхай 283 58652 192583 95088 68886 17201
Цзянсу 737 482937 1498712 499083 340480 98918
Чжэнзян б94 281878 848152 295892 203645 60005
Аньхой 782 435803 1337132 437481 252154 63245
Фуцзянь 610 242469 748828 242178 172244 52531
Цзянси 540 278606 821984 286828 180406 49024
Шаньдун 382 523354 1683530 648601 ААббАб 112250
Хэнань 908 684186 2072588 749826 432748 102686
Хубэй 6бб 439116 1321990 AA9676 271629 70212
Хунань 742 392351 1195442 429998 288168 72607
Гаундун 1018 668073 1817646 534880 412718 110689
Гуанси A93 262833 757048 234161 190766 40813
Хайнань 110 53067 154770 45461 39327 8838
Чунцин 268 215513 557405 156906 119637 28985
Сычуань 77б 503016 1411178 456714 314058 79006
Гуйчжоу 4б6 212253 562138 161279 148292 30284
Юньнань 460 212007 594703 173903 169569 38278
Тибет 23 15486 44093 14383 11528 2592
Шэньси 615 322017 946919 330531 198259 52223
Ганьсу 480 210511 618253 194146 127143 35524
Цинхай 138 38824 108140 33651 23429 7515
Нинся 93 47952 137208 43245 27895 8215
Синцзян AAA 147914 418701 135240 127092 28735
Пояснения ВСШ — высшая средняя школа
НСШ — начальная средняя школа
Подводя итоги достижениям Китая в области образования за последние десятилетия, в качестве завершения приведем слова министра образования Китая Чжоу Цзы из предисловия к книге «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ — XXI вв: сравнительный анализ». Министр формулирует направления и задачи образования на современном этапе, которые отражают его фундаментальность, всесторонность, стратегические позиции и, в соответствии с высказыванием Дэн Сяопина «повернуться лицом к модернизации, к миру и будущему», отражают необходимость использования зарубежного опыта.
«Со времени образования Нового Китая, особенно в последние два с лишним десятилетия реформ, дело образования в нашей стране добилось серьезных успехов, накопило богатый опыт, превратилось в крупнейшую в мире образовательную структуру, совершив исторический скачок в развитии, добившись выдающегося прогресса в ходе реформ. На новом историческом этапе мы должны руководить всей образовательной деятельностью на основе научно-эволюционистских взглядов, твердо
придерживаться правильного политического курса и направления в организации новых учебных заведений. Во- первых, твердо поддерживать приоритетность развития образования, всемерно реализовывать стратегию «наука и образование ведут государство к процветанию» и «человеческий потенциал обеспечит могущество державы»; во-вторых, всесторонне осуществлять курс партии в сфере образования, всемерно продвигая качественно ориентированное образование; в-третьих, раскрепощать сознание для делового подхода, двигаться в ногу со временем, осуществляя гармоничное и здоровое развитие образования всех уровней и типов; в-четвертых, относиться к образованию как к общественному благу, отстаивать его социалистический характер, способствовать справедливости и равенству в образовании, стараясь создать такое образование, которое удовлетворяло бы народ; в-пятых, непрерывно углублять реформы образования и воспитания, с помощью реформ стимулировать развитие; в-шестых, управлять образованием на основе закона, повышая роль управленческих функций в образовании» [7, с. 7].
Список литературы
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования, 2008. № 3. С. 7 - 51.
2. Внедрение реформы образования и превращение в жизнь образования, направленного на формирование качеств личности (Сучжи цзюоюй) / под ред. Ян Хун. Пекин, 1999.
3. Ежегодник статистических данных по образованию (2008). Статистическое управление КНР. Пекин, 2009.
4. Е.Янь. Реформа новых предметов — опыт проблемы, контрмеры // Предметы, учебники и методики. 2006. № 4.
5. 2008. Зеленая книга: Образование в Китае. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2009.
6. Ма Ваньхуа. Глобализация и смена парадигм в высшем образовании: Опыт Китая // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 33 — 51.
7. Россия — Китай: Образовательные реформы на рубеже XX — XXI вв.: сравнительный анализ / отв. ред. Н. В. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань. М., 2007.
8. Фу Сяо Ся. Основные направления современных реформ школьного образования в КНР. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.
9. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и в России в условиях современных реформ. М.: Кампания Спутник +, 2007.