УДК 37
НОВИКОВА Людмила Александровна Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия [email protected]
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-224-230
Lyudmila A. NOVIKOVA RUDN University Moscow, Russia [email protected]
УШАКОВА Людмила Константиновна Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
Современные тенденции и особенности развития среднего и высшего образования в Китае связаны с процессами реформирования, которые обусловлены противоречием между новыми требованиями высокотехнологичной экономики и промышленности к выпускникам вузов и традиционными методами их подготовки в системе среднего и высшего образования. Реформирование китайской системы образования начала XXI в. связано с осмыслением передовых зарубежных педагогических идей и опыта образовательных реформ других стран, а также переосмыслением совершенных ранее ошибок в разработке и реализации образовательной стратегии. В результате в стране началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в системе среднего и высшего образования. Идеология современного китайского образования опирается на ценности современного социокультурного пространства Китая, к которым отнесены фундаментальные ценностные идеи традиционной китайской культуры, функционально значимыми из которых являются основополагающие идеи конфуцианства, востребованные в современном обществе [6]. В статье представлены основные направления современной образовательной политики Китая в процессе реформирования системы среднего и высшего образования. Раскрыты проблемы и актуальные задачи реформирования среднего и высшего образования Китая. Показана эффективность реформ высшего образования в Китае, связанная с реализацией национальных образовательных проектов высшей школы.
Ключевые слова: среднее и высшее образование в Китае, реформирование среднего образования, качество и доступность обучения, реформы высшего профессионального образования, проект 211, проект 985, мониторинг образования
Lyudmila K. USHAKOVA RUDN University Moscow, Russia [email protected]
FEATURES OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN CHINA
Contemporary trends and features of Chinese development of secondary and higher education associated with the reform process, which is caused by the contradiction between the new requirements of the hightech smart-economy and industry for graduates and traditional methods of their preparation in the secondary and higher education. The reform of the Chinese education system of the beginning of the 21st century is connected with the comprehension of advanced foreign pedagogical ideas, concepts and applied experience of educational reforms in other countries, and rethinking of the earlier mistakes in the development and implementation of the educational strategies. As a result, the state began updating the educational content, teaching forms and pedagogical methods in the secondary and higher education. The ideology of contemporary Chinese education relies on the values of actual sociocultural space of Chinese civilization, which include value fundamental ideas, concepts and views of traditional Chinese culture, functionally significant of which are the fundamental agenda of Confucianism that are demanding in contemporary society [6]. The article presents the main directions of actual educational policy of China in the process of reforming of the system of the secondary and higher education. Also describes the problems and challenges of reforming of the case. The effectiveness of the higher education reforms in China associated with the implementation of national educational projects of the higher school.
Keywords: secondary and higher education in China, reform of secondary education, quality and availability of training, reforms of higher education, project 211, project 985, monitoring of education
Современное междисциплинарное социально-политическое и психолого-педагогическое научное знание серьезную роль отводит важности образования как инструмента модернизации социополитических и социокультурных процессов, конструирования политической нации, укрепления общегражданской идентичности, улучшения ключевых характеристик человеческого капитала граждан и т.д. [9; 10; 11]. Перечисленные сюжеты актуальны для внедрения во многих странах мира [12]. Однако в данной научной статье авторами осуществляется попытка анализа китайского опыта модернизации среднего и высшего образования как ресурса развития государства, экономики и общества.
Текущие тенденции и особенности развития среднего и высшего образования в Китае связаны с макропроцессами реформирования, которые обусловлены, с одной стороны, важным противоречием между новыми требованиями высокотехнологичной, инновационной, цифровой и зшаЛ-экономики и промышленности к выпускникам вузов и, с другой стороны, вполне традиционными методами их подготовки в государственной системе среднего и высшего образования. По нашему мнению, реформирование образования в КНР, начиная с 1978 г., прошло следующие этапы:
- 1978-1985 гг. - этап мобилизации ресурсов и разработки стратегических планов реформ;
- 1985-1993 гг. - первоначальный этап реформирования системы среднего и высшего образования;
- 1993-1998 гг. - этап проведения государственных реформ в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- 1999 г. - н/в - этап углубления государственной реформы системы среднего и высшего образования.
Очевидно, что процесс реформирования китайской системы среднего и высшего образования начала XXI столетия связан с актуальным осмыслением ключевых мировых педагогических идей и практического опыта образовательных реформ других стран, а также переосмысления совершенных ранее просчетов, недоработок и ошибок в планировании и реализации государственной образовательной политики. Таким образом, в стране началось коренное обновление содержания образования, форм, методов и механизмов обучения в системе среднего и высшего образования [2, с. 25].
Многие исследователи: историки, культурологи, социологи, политологи - признают тот факт, что текущая идеология китайского образования опирается на значимые ценности современного социокультурного пространства Китая, к которым могут быть отнесены социокультурные параметры традиционной китайской системы, операционально важными из которых продолжают оставаться базовые концепты, идеи и установки конфуцианства, актуальные в современном социальном порядке [6]. Современная образовательная парадигма, осуществляемая в Китае в наше время, характеризуется отказом от масштабно внедренной ранее концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» и переходом к новому ориентиру - «образованию для развития личности учащихся» [7].
На современном этапе китайский стратегический план реформирования среднего и высшего образования преломляется через планы по построению в стране к 2020 г. так называемого общества малого благосостояния, утвержденного в 2002 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая. Эти ориентиры предполагают реализацию к 2020 г. следующих перспектив: распространение образования на уровне полной средней школы; доведение численности студентов до 32 млн чел.; охват обучением свыше 30% населения страны. Наряду с этим также выявлена необходимость повышения идейных, морально-нравственных и научно-культурных характеристик нации [3, с. 119].
Основные направления китайской государственной образовательной политики на период до 2020 г., отраженные в «Долгосрочной программе КНР по реформам и развитию образования на 2010-2020 гг.», следующие: построение эффективной системы государственного образования в малых городах сельской местности; обеспечение равного и транспарентного доступа к образованию; обеспечение высокого качества государственного образования; сокращение региональных различий в образовательной сфере; реализация принципа равного доступа к образованию детей трудящихся-мигрантов; корректное решение проблемы обеспечения соответствующих условий и реализации юридического права на образование лицам с ограниченными возможностями [3, с. 106-107]. Необходимо отметить, что в китайской государственной системе высшего и среднего образования на ближайшую перспективу обозначены в числе важных задач следующие: полное распространение принципа обязательного образования на жителей сельской местности; устойчивое развитие доступного и качественного профессионального образования; планомерное повышение качества высшего образования, прежде всего, за счет усиления по-
зиций академий, университетов и институтов высокого ранга и важнейших сфер и инду-стрий фундаментальных и прикладных научных знаний [3, с. 137].
Считаем крайне важным для осмысления сути реформирования китайского начального, среднего и высшего образования выявление его базовых особенностей, специфических характеристик и уникальных параметров. Так, например, к обязательному образованию в Китае относятся первые девять лет обучения, которые включают в себя этапы начального и среднего образования первой ступени. Вступающие в процесс обучения дети шестилетнего возраста проходят программу начального образования за 6 лет. Срок среднего образования первой ступени в Китае составляет 3 года, среднего образования второй ступени - 3 года. В целях реализации девятилетнего обязательного обучения в 1986 г. было осуществлено принятие «Закона КНР об обязательном обучении», которое привело к некоторым заметным успехам. Так, к настоящему времени примерно в 1500 уездах Китая внедрено девятилетнее обязательное обучение, которым охвачено 45-50% населения страны. Высшее руководство КНР планирует данный показатель к 2020 г. довести до 70%. Также имеет место положительная тенденция роста численного состава преподавателей средней школы, который увеличился на 12% с начала 2000 г. При этом численность обучающихся и количества учебных заведений средней ступени образования продолжает снижаться [2].
Однако, несмотря на некоторые положительные тенденции развития среднего образования в Китае, остается немало проблем, решение которых пока не найдено. Так, например, неравномерное развитие и неравный доступ к образовательным услугам детей-мигрантов и детей из сельской местности в отношении образовательной инфраструктуры, учебно-методического обеспечения, возможностей в дальнейшем поступать в престижные высшие учебные заведения, проблема неравномерного и недостаточного финансирования среднего образования в различных регионах страны, медленный рост числа преподавателей (несмотря на постепенное увеличение численности учащихся высшей школы), уменьшение количества школ средней ступени образования, снижение требований и качества знаний учащихся в условиях обучения в больших по численности классах не позволяют говорить о реализации в полной мере проекта модернизации образования в КНР [2, с. 156-157].
Обратим внимание на некоторые ключевые проблемы. Одной из наиболее острых проблем среднего образования в Китае является его реформирование в рамках совершенствования образовательной инфраструктуры в сельской местности. В связи с этим был принят «Проект современного дистанционного обучения в сельских начальных и младших классах средней школы» и создана сеть учреждений дистанционного обучения, охватывающая практически все китайские провинциальные регионы. Целью данного управленческого проекта является обеспечение доступа к качественным образовательным услугам и ресурсам для жителей сельской местности. В 2001 г. Министерство образования КНР объявило о начале информатизации учебных заведений начальной и средней ступени. В сентябре 2003 г. был введен план «Модернизации сельских начальных и средних школ в центральных и западных регионах страны». В целом стоит положительно отметить усилия государственно-управленческой элиты Китая в деле решения данной инфраструктурной задачи. Анализ китайской нормативной и эмпирической базы позволяет надеяться на успешное решение данных вопросов в обозримом будущем [13; 14].
Реформирование содержания и методик преподавания среднего образования в Китае в целях обеспечения его соответствия ведущим мировым требованиям началось с середины 1980-х годов XX столетия: отправной точкой обновления китайской образовательной модели может служить принятие решения «О реформе структуры образования» и «Закона об обязательном образовании в Китае». Предметные планы разделились на две категории: государственные и местные. Содержание программ учебных дисциплин стало более вариативным и всячески многообразным, в них были включены дополнительные факультативы и практические занятия. Также в содержании планов учебных дисциплин произошли изменения: увеличилось количество учебных часов по гуманитарным дисциплинам и физической культуре; введены новые предметы естественнонаучного направ-
ления; введено изучение эстетического воспитания; осуществлена модернизация программ учебных дисциплин общественно-политического цикла [2, с. 114]. Таким образом, настоящий период развития среднего образования в Китае характеризуется как этап реформ новых учебных дисциплин, методик и технологий их преподавания. Для данного периода модернизации среднего образования характерно введение новых образовательных программ и учебных планов, которые кардинально по-другому представляют учебные дисциплины и их роль в образовании, воспитании и социализации учащихся [7].
Реформирование высшего образования в Китае, связанное с признанием факта неудовлетворительного состояния китайского высшего образования, началось с 1978 г. Реформы высшего образования потребовали от государства увеличения бюджетных расходов на образование. Так, были организованы новые институты, разработаны и внедрены единые экзаменационные нормы для поступления в вузы. Таким образом, выход из кризиса высшего образования в Китае был осуществлен за счет проведения немалого числа управленческих реформ. К ним можно отнести следующие новации: увеличение бюджетных расходов на высшее образование; создание централизованной системы высшего образования; предоставление достаточно широкой автономии вузам. Вместе с тем реформирование высшего образования в Китае не решило задачу по преодолению целого ряда других проблем государственной образовательной политики: налицо приоритет технических специальностей в ущерб гуманитарным направлениям подготовки, существует недостаточная техническая и научно-методическая обеспеченность китайских провинций и сел в получении квалифицированного высшего образования, актуально недостаточное бюджетное финансирование и кадровое обеспечение китайского высшего образования [2, с. 25].
Следующий этап реформирования высшего образования в Китае происходит на стыке ХХ-ХХ1 вв. Обозначенные выше модернизационные процессы связаны с необходимостью корректировки китайского высшего образования в соответствии с мировым образовательным стандартом. Именно поэтому ключевыми приоритетами развития страны были названы человеческий капитал и необходимость профессиональной подготовки специалистов международного уровня. На очередном съезде Коммунистической партии Китая в 2007 г. было принято решение о переходе к «эндогенному» формату развития, то есть типу инновационного развития с опорой на собственные организационные, технологические и интеллектуальные ресурсы. Стратегической задачей к 2020 г., закрепленной соответствующими решениями съезда, стало создание эффективной китайской инновационной системы, увеличение бюджетных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и создание лидирующей инновационной экономики нового поколения [2, с. 26].
Отметим, что в настоящее время модернизация китайской системы высшей школы связана с масштабной реализацией образовательных мегапроектов. Одним из самых крупных финансовых, организационно-структурных и научно-исследовательских проектов в области образования за всю историю КНР является Проект 211 [8]. Последний был разработан китайским Министерством образования и вступил в юридическую силу в 1995 г. с целью вывести на лидирующие позиции в мире несколько ведущих университетов страны по исследовательскому направлению. В число участников данного проекта входят как ведущие вузы Китая, так и вузы отраслевого значения. Согласно Проекту 211 в Китае было выбрано более 100 лучших университетов. Основной целью проекта является улучшение качества образования, организации обучения, методов стратегического управления образованием, повышение уровня эффективности научных исследований. Развитие отобранных университетов в рамках Проекта 211 включает следующие важные направления: повышение качества преподавания учебных дисциплин, комплексную информатизацию высшего образования и развитие инфраструктуры высшего образования.
Другим масштабным проектом модернизации китайской системы высшего образования является Проект 985. Его целью является создание авторитетных исследователь-
ских университетов и их интеграция в международное образовательное пространство. Первыми были выбраны два ведущих научно-образовательных учреждения Китая, расположенных в столице: Пекинский университет и Политехнический университет Цинхуа. Приоритетными задачами Проекта 985 являются укрепление международного сотрудничества с иностранными научно-образовательными центрами и продвижение интернационализации китайского высшего образования как эффективной управленческой практики [4]. Для реализации государственного курса на расширение и развитие международного сотрудничества китайское Министерство образования утвердило 930 совместных международных образовательных проектов, программ и структур, а местные правительства на уровне провинций рассмотрели и подали соответствующую заявку в Министерство образования для утверждения 1049 коллективных международных образовательных проектов и учреждений. Соответственно, в целом по стране сегодня насчитывается более 2 тыс. коллективных международных образовательных структур и проектов [3, с. 132]. Начиная с 2002 г., Министерство образования Китая каждые два года проводит Форумы ректоров китайских и зарубежных университетов, в которых принимают участие ректоры и председатели университетских советов из материкового Китая, Гонконга, Макао, а также ректоры всемирно известных университетов из России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и т.д., руководители некоторых крупных предприятий, а также представители иностранных дипломатических посольств и консульств, аккредитованных на территории Китая [3, с. 134].
Проведенный анализ реализации Проекта 211 и Проекта 985 продемонстрировал эффективность реформ китайского высшего образования. Были достигнуты следующие положительные результаты: повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава университетов; увеличение количества аспирантов и преподавателей, имеющих степень доктора наук (в пять раз), увеличение бюджетного финансирования, выделяемого на научно-исследовательские проекты (в семь раз); увеличение общей стоимости научного оборудования (в четыре раза) [1].
Очевидно, что важным вопросом является совершенствование программ мониторинга китайской системы образования от действующей иерархической модели к модели развивающей оценки [5]. Создан профильный Центр мониторинга качества базового образования Министерством образования Китая. Наряду с совершенствованием деятельности посреднических агентств и организаций общественного контроля создается китайский национальный комитет по мониторингу и оценке качества образования. В данном направлении проведена следующая значимая работа: оптимизация системы мониторинга и анализа качества обучения, потоков учащихся, распределения ресурсов и занятости выпускников; создание национальной и региональной баз данных по образованию (китайская национальная база электронных образовательных ресурсов включает в себя данные по учебным заведениям всех типов и уровней).
Таким образом, современный этап реформирования среднего и высшего образования в Китае характеризуется переходом национального образования на уровень передовых международных стандартов. В связи с этим меняются как структура, так и содержание образования, повышается качество преподавательского состава, увеличиваются бюджетные расходы на проведение научно-исследовательских работ. Вполне можно сделать вывод о том, что образование, считавшееся ранее элитарным, в Китае становится доступным и массовым. Образовательные программы учреждений всех уровней строго вписываются в единую национальную стратегию модернизационного развития. Школа и вуз не только дают образование, но и в полной мере несут ответственность за воспитание граждан, которые вместе с образованием должны усвоить такие базовые ценности, нормы и установки китайской нации, как строительство сильного и процветающего государства, уважение к закону, важность самосовершенствования, справедливость и трудолюбие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Блестящее тридцатилетие: новый этап развития образования в Китае / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2008-10/13/content_16605970.htm (дата обращения: 25.09.2017).
2. Гулева М.А. Экономические проблемы современной системы образования в КНР: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Гулева Мария Александровна. - М., 2015. - 172 с.
3. Ли Сюй. Эволюция принципа справедливости и его реализация в государственной образовательной политике Китая: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Ли Сюй. - М., 2015. - 188 с.
4. Образование в КНР / / «Жэньминь жибао» On-Line / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31857/37880/38924/2804401.html (дата обращения: 24.09.2017).
5. Су Цзюнъянъ, Сяо Су. Основные формы и тенденции развития системы инспектирования и оценки школ в Китае // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 94-103.
6. Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая: дис. ... канд.филос. наук: 09.00.13 / Ци Минянь. - Чита, 2011. - 140 с.
7. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чэнь Чжаомин. - Чита, 2011. - 25 с.
8. Project 211: A Brief Introduction // China Education and Research Network / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.cn/2001010l/21852.shtml (дата обращения: 25.09.2017).
9. Халилов Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2012. - № 12. - С. 398-401.
10. Халилов Т.А. Категория «модернизация» в контексте политологических исследований // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 216-218.
11. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств» / / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1-1. - С. 210-211.
12. Министр образования о главной задаче школы: это не обучение детей // MK.RU. 02.09.2017 / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2017/08/31/ministr-obrazovaniya-o-glavnoy-zadache-shkoly-eto-ne-obuchenie-detey.html (дата обращения: 22.09.2017).
13. Штурба В.А., Васильев С.С. Образование как социально- культурный феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2009. - № 1. - С. 6-18.
14. Штурба В.А. Рецензия на книгу Цзинь Ли «Культурные основы обучения: Восток и Запад» // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1/2). - С. 241-242. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-241-242.
REFERENCES
1. Blestjashhee tridcatiletie: novyj jetap razvitija obrazovanija v Kitae. [Brilliant thirtieth birthday: a new stage of development of education in China]. Access mode: http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2008-10/13/content_16605970.htm (date of reference: 2017.09.25). (in Russian).
2. Guleva M.A. Jekonomicheskie problemy sovremennoj sistemy obrazovanija v KNR: dissertacija ... kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.14. [Economic problems of the modern education system in China: dissertation ... of candidate of economic Sciences: 08.00.14]. Moscow. 2015. 172 p. (in Russian).
3. Li Xu. Jevoljucija principa spravedlivosti i ego realizacija v gosudarstvennoj obrazovatel'noj poli-tike Kitaja: dissertacija ... kandidata politicheskih nauk: 23.00.02. [The evolution of the principle of fairness and its implementation in public educational politics of China: dissertation ... of candidate of political Sciences: 23.00.02]. Moscow. 2015. 188 p. (in Russian).
4. Obrazovanie v KNR. [Education in China]. Zhjen'min' zhibao on-lajn = Zhenmin Zhibao On-Line. Access mode: http://russian.people.com.cn/31857/37880/38924/2804401.html (date of reference: 2017.09.24). (in Russian).
5. Su Chunyan, Xiao Su. Osnovnye formy i tendencii razvitija sistemy inspektirovanija i ocenki shkol v Kitae. [Basic forms and tendencies of development of the system of inspection and school evaluation in China]. Pedagogika = Pedagogy. 2011. No. 1. Pp. 94-103. (in Russian).
6. Qi Minang. Stanovlenie cennostnoj paradigmy obrazovanija v sociokul'turnom prostranstve sov-remennogo Kitaja: dissertacija ... kandidata filosofskih nauk: 09.00.13. [Becoming a valuable para-
digm of education in socio-cultural space of modern China: dissertation ... of candidate of philosophical Sciences: 09.00.13]. Chita. 2011. 140 p. (in Russian).
7. Chen Chaomin. Vysshaja srednjaja shkola Kitaja v uslovijah sovremennyh reform obrazovanija: avtoref. dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. [Higher secondary school of China in the modern reforms of education: author. dissertation ... of candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01]. Chita. 2011. 25 p. (in Russian).
8. Project 211: A Brief Introduction / / China Education and Research Network. Access mode: http://www.edu.cn/2001010l/21852.shtml (date of reference: 2017.09.24). (in Chinese).
9. Khalilov T.A. Grazhdanstvo kak social'no-politicheskaja praktika: aktual'nye modeli. [Civism as Social and Political Practice: Current Models]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija = Theory and Practice of Social Development. 2012. No. 12. Pp. 398-401. (in Russian).
10. Khalilov T.A. Kategorija «modernizacija» v kontekste politologicheskih issledovanij. [Category of Modernization in the Context of Political Science Research]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija = Theory and Practice of Social Development. 2012. No. 10. Pp. 216-218. (in Russian).
11. Khalilov T.A. Recenzija na knigu L.G. Ionina «Parad men'shinstv». [Review of the book of L.G. Ionin "Parade of Minorities"]. Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' = Historical and Social-Educational Idea. 2016. Vol. 8. No. 1-1. Pp. 210-211. (in Russian).
12. Ministr obrazovanija o glavnoj zadache shkoly: jeto ne obuchenie detej. [Minister of Education about the main task of the school: this is not the education of children]. MK.RU = MK.RU. 2017/09/02. Access mode: http://www.mk.ru/social/2017/08/31/ministr-obrazovaniya-o-glavnoy-zadache-shkoly-eto-ne-obuchenie-detey.html (date of reference: 2017.09.22). (in Russian).
13. Shturba V., Vasiliev S. Obrazovanie kak social'no- kul'turnyj fenomen. [Education as the social and cultural phenomenon]. Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' = Historical and Social-Educational Idea. 2009. № 1. Pp. 6-18. (in Russian).
14. Shturba V.A. Review of the Jin Lee's book "Cultural bases of training: East and West". Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' = Historical and Social-Educational Idea. 2016; 8(1/2): 241242. (in Russian). D0I:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-241-242.
Информация об авторах:
Новикова Людмила Александровна, старший преподаватель, кафедра истории и социально-экономических дисциплин, факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия [email protected]
Ушакова Людмила Константиновна, старший преподаватель, кафедра истории и социально-экономических дисциплин, факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 11.07.2017
Для цитирования: Новикова Л. А., Ушакова Л. К. Особенности среднего и высшего образования в Китае. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 1. с.224-230.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-224-230.
Information about the authors:
Lyudmila A. Novikova, Senior Lecturer, History and Social-Economic Disciplines Department, Faculty of Russian Language and General Education Disciplines, RUDN University, Moscow, Russia
Lyudmila K. Ushakova, Senior Lecturer, History and Social-Economic Disciplines Department, Faculty of Russian Language and General Education Disciplines, RUDN University, Moscow, Russia [email protected]
Received: 11.07.2017
For citation: Novikova L. A., Ushakova L.K. Features of secondary and higher education in China. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 1. Pp. 224-230.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-224-230. (in Russian)