УДК 373.51
РЕФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЕГО РАЗВИТИЯ (1949-1965)
А. Р. Тарасов
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
В статье рассмотрена политика Китайской Народной Республики в сфере среднего образования в период с 1949 по 1965 год. На основе анализа китайских и зарубежных исследований выявлены факторы, повлиявшие на реформирование среднего образования в Китае в данный период. Первым шагом Китая на пути организации среднего образования стало составление образовательных документов, таких как учебные планы, образовательные программы и другие. Описывается реализация идей всестороннего развития, а также обращение к советскому опыту. Следующим шагом стало создание учебников для средней школы. С 1956 года в китайской средней школе наблюдается ориентация на практику. Преподавание направлено на изучение материалов, связанных с сельским хозяйством и промышленностью. Отмечена роль политики «Большого скачка» и последующего за ним регулирования экономики в совершенствовании китайской средней школы. В 1958 году в учебный план вводится производительный труд. Объявлен переход на двухуровневую систему образования, включающую в себя обычные школы и школы неполного дня. Приведены примеры изменений в содержании образования в разных учебных предметах. Раскрывается сущность реформ, связанных с идеологическим и трудовым воспитанием. В 1961 году больше времени стало уделяться учебным занятиям. Однако к 1963 году приоритеты сменились и идеологическая подготовка и труд стали играть важную роль в среднем образовании Китая. В целом характерной чертой реформирования среднего образования в рассматриваемы период является поиск баланса между учетом социально-политических воззрений на образование и обновлением содержания образования.
Ключевые слова: средняя школа, образовательная политика, всестороннее образование, реформы, Китай.
REFORMING OF SECONDARY EDUCATION IN CHINA IN THE INITIAL PERIOD OF ITS DEVELOPMENT (1949-1965)
A. R. Tarasov
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd
The article examines the policy of the People's Republic of China in the field of secondary education in the period from 1949 to 1965. The factors that influenced the reform of secondary education in China in this period are revealed on the basis of an analysis of Chinese and foreign studies. China's first step towards the organization of secondary education was the compilation of educational documents, such as curricula, educational programs and others. The study describes the implementation of ideas of all-round development, as well as an appeal to the Soviet experience. The next step was making textbooks for secondary school. Since 1956, the orientation toward practice has been observed in the Chinese secondary school. Teaching is aimed at studying materials related to agriculture and industry. The article highlights the role of the policy of the "Great Leap Forward" and the subsequent regulation of the economy in the improvement of the Chinese secondary school. In 1958 productive work was introduced into the curriculum. A transition to a two-tier education system, including regular schools and part-time schools, is announced. The article gives examples of changes in the content of education in different subjects. The study reveals the essence of reforms related to ideological and labor education. In 1961, more time was devoted to training. However, by 1963, priorities had changed and ideological training and work began to play an important role in China's secondary education. In general, the characteristic feature of the reform of secondary education in the period under review is to find a balance between taking into account socio-political views on education and updating the content of education.
Key words: secondary school, educational policy, well-rounded education, reforms, China.
© Тарасов А. Р., 2017
В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике важнейшей задачей является поиск путей совершенствования образования. Актуальность исследования заключается в раскрытии процесса поиска пути совершенствования образования в Китае в период становления системы образования.
Новизна исследования заключается в выявлении противоречий в процессе формирования и развития средней школы в Китае на начальном этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении курса по сравнительной педагогике, истории педагогики.
Основание Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года обозначило коренные изменения в системе образования. Коммунистическая партия Китая уделила большое внимание образованию, сделала его главным пунктом программы национального развития. Согласно «Общей программе Народного политического консультативного совета Китая», которая, в то время фактически являлась конституцией, «образование в Китайской Народной Республике должно служить народу, быть научным и универсальным» [2].
Главный пункт программы ЦК КПК по восстановлению страны состоял в том, чтобы как можно больше людей получили доступ к образованию; чтобы люди последовательно повышали уровень своего образования [2].
В учебный план и образовательную программу средней школы в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения. В 1950 году Министерство образования опубликовало «Временную учебную программу» и «Временный учебный план средней школы». Согласно данным документам, в средней школе преподавались основы политических знаний, язык, математика, природоведение (средняя школа I ступени), биология (средняя школа II ступени), химия, физика, история, география, иностранный язык, физкультура, музыка, изобразительное искусство, черчение (средняя школа II ступени) и другие предметы [7].
В марте 1951 года в Пекине состоялось первое заседание «Совета по вопросам среднего образования». На данном заседании поднимались проблемы общеобразовательной средней школы в Китае. Были определены основные образовательные цели и задачи, принципы управления средней школой и внесены изменения во «Временный устав средней школы» [2].
Согласно Уставу главной целью средней школы провозглашалось «изучение молодежью
марксизма-ленинизма, маоизма, приобщение к культуре, приобретение знаний, которые позволят им получить всестороннее развитие. Среднее образование должно было способствовать поступлению в высшие учебные заведения или служить фундаментом в будущей работе» [там же].
«Устав» в соответствии с целями всестороннего образования утверждал ответственность средней школы за умственное, нравственное, физическое, эстетическое воспитания учащихся [там же].
Городские или провинциальные управления по культуре и образованию осуществляли единое управление средними школами. При необходимости оно могло осуществляться уполномоченным представительством или уездным народным правительством [Там же].
1 октября 1951 года Госсоветом Китайской Народной Республики опубликовано «Решение о реформировании системы образования», в соответствии с которым в систему среднего образования входили средние школы, рабочие факультеты, вечерние школы рабочей молодежи без отрыва от производства, педагогические училища и средние специальные учебные заведения [там же].
В 1952 году установлены сроки обучения в учреждениях школьного образования в Китае: 5 лет начальной школы (с I по V класс), 6 лет средней школы - 3 года средней школы I ступени (с VI по VIII класс) и 3 года средней школы II ступени (с IX по XI класс).
В начале 1950-х годов организован эксперимент с ускоренными рабоче-крестьянскими средними школами. Срок обучения 6-летней общеобразовательной средней школой был сокращен до 3-4 лет. Многие учащиеся в этих школах год от года оставались на второй год и бросали школу из-за того, что не могли продолжать обучение. В 1955 году эксперимент был признан неудачным и от него отказались [4, р. 42].
В 1953 году Государственный комитет статистики сообщил, что в период с 1949-1952 годы в работе образования проявились такие негативные явления, как недостатки в планировании, недостаточное согласование с экономическим развитием [4, р. 51].
В июле 1953 года Министерство образования провело в Пекине Вторую общенациональную образовательную конференцию, на которой было внесено предложение «О ведущих средних школах и педагогических училищах». Этот документ предусматривал особый статус 194 средних школ, что составляло тогда 4,4 % от общего числа средних школ в стране [7].
Некоторые исследователи истории образования Китая отмечают сильное влияние Советского Союза на китайскую систему образования в период 1953-1957 гг. Следование советскому опыту проявлялось не только в политике образования, но и в содержании и методах обучения [3, p. 17].
В начале 1953 года во всех средних школах Китая утверждены учебники по естественнонаучным дисциплинам - в средней школе II ступени стали использовать учебники по физике, химии, алгебре, которые были скопированы с советских учебников для VIII и X класса советской 10-летней средней школы. Учебник по географии для средней школы I ступени переработан на основе советского учебника географии [3, p. 17-18].
Ориентируясь на советскую систему образования, Госсовет КНР 8 апреля 1954 года издал «Указ о модернизации и развитии среднего образования». Таким образом, правительство устанавливало единые учебные планы, учебные программы, учебники, а также календарные учебные графики. Образовательная программа средней школы включала 25 дисциплин. Для многих дисциплин прототипом послужили советские учебные программы [6, p. 46].
В 1956 году, следуя курсу на всестороннее развитие учащихся, в образовательной программе был увеличено количество практических уроков и занятий, направленных на получение базовых знаний о промышленности и сельском хозяйстве. Военная подготовка вошла в программу обучения средней школы II ступени в качестве официальной дисциплины [7].
Развитие начального и среднего образования привело к тому, что на более высокой ступени образования для растущего числа выпускников не хватало мест в высших учебных заведениях. В 1957 году Чжоу Энлай придал большое значение этой дилемме в своем отчете о работе правительства, подчеркнув необходимость разработать формы среднего образования, которые бы готовили немногих для поступления в вузы, но были бы для большинства конечными и ориентированными на получение навыков для работы по специальности [4, p. 54].
В период Большого скачка (1958-1960 гг.) образовательная политика была направлена на достижение массовой грамотности, обеспечение инициатив на местах, расширение возможностей сельского образования, поддержание нововведений в учебные планы и структуру образования, политизации образования на всех уровнях. В этот период получили новое развитие программы
по частичной занятости в производстве - обучении без отрыва от производства, которые брали свое начало до 1949 года [5, р. 2].
Тогда же большое внимание уделялось введению в учебный план школ производительного труда. Согласно этой политике учащиеся старше восьми лет должны были проводить определенное количество часов своего учебного времени на работе, которую им назначало руководство школы. Учащиеся средней школы I ступени трудились 6 часов в неделю, а ученики средней школы II ступени - 8 часов в неделю. Учащиеся работали в мастерских, организованных в помещениях школ или на близлежащих заводах и фермах [1, р. 56].
В некоторых провинциях с 1958 года проводились эксперименты по сокращению срока обучения. В системе среднего образования действовала 5-летняя средняя школа, с единой программой, либо разделенной на 3-летнюю среднюю школу I ступени и 2-летнюю школу II ступени. Однако окончательный выбор между альтернативными программами не был сделан [1, р. 57].
Одновременно с сокращением срока обучения планировалось увеличить количество времени, уделяемое труду. Учителям предписывалось сократить количество аудиторного времени. От учащихся потребовали тратить соответственно больше времени на самообучение и на выполнение домашнего задания. Министерство образования КНР в первую очередь обратило внимание на основные дисциплины в учебном плане. Такими считали математику и языки (китайский и иностранный) [1, р. 58, р. 60].
Считалось, что математика должна быть представлена в учебном плане на более раннем этапе обучения и ее изучение должно происходить в более быстром темпе. Так, арифметические и простые алгебраические уравнения, которые преподавались в средней школе I ступени (УП-ГХ класс) должны были изучаться в начальной школе. Начальные знания по математике, которые получали в университетах, должны были проходить в средней школе II ступени. На этой же ступени также должны были изучаться аналитическая геометрия, дифференциальные и интегральные исчисления [1, р. 60-61].
Начальные знания по естественным наукам, преподаваемые в университетах, должны были изучаться в средней школе II ступени. В курсе изучения физики должно было стать больше современного материала по ядерной физике и теории полупроводников. Курс изучения химии
средней школы II ступени должен был включать больше современного материала о высокомолекулярных соединениях и изучении редких элементов [там же, р. 61].
Что касается социальных наук, то происходило объединение изучения географии Китая и зарубежных стран в единый курс. Кроме того вводились упрощенные курсы истории и географии с тем чтобы сократить количество времени, выделяемое на изучение этих предметов [там же].
30 мая 1958 года председатель КНР Лю Шаоци на расширенном заседании политбюро ЦК КПК в своем выступлении затронул проблему двухуровневой системы образования. Он сказал: «Наша страна нуждается в двухуровневой системе школьного образования, которая включала бы в себя сельскохозяйственный и промышленный труд. Первый уровень составляли бы очная система школьного образования. Параллельно можно осуществлять еще одну - систему школьного образования с частичной занятостью в производстве» [7].
В 1959 году Чжоу Энлай отметил, что общеобразовательным школам, работающим в режиме полного дня, необходимо повысить качество образования. Кроме того, «нам необходимо сосредоточить больше сил на ведущих школах, чтобы подготовить профильные кадры еще более высокого качества для государства и стимулировать быстрый рост научного и культурного уровня в нашей стране» [4, р. 57].
В период с 1957-1959 год Министерство образования вводит и корректирует курс изучения основ политики в средней школе. 16 октября 1959 года публикуется «Учебная программа изучения основ политики в средней школе». В курс изучения входят элементарные знания о политике, экономике и диалектическом материализме [6, р. 47].
В период с 1959 по 1961 год в китайской экономике возникли серьезные трудности. Для работы по исправлению ситуации зимой 1960 года ЦК КПК начало реализовывать курс по «исправлению, укреплению, дополнению, повышению качества» национальной экономики.
Таким образом, в 1961 году Китай вступил в новый исторический период, символом которого была реорганизация экономики, которая потребовала высокопрофессиональных специалистов. Для этого необходимо было повысить качество образования в КНР, что в свою очередь потребовало изменений в образовательной политике. Сокращалось количество времени, выделяемого на политическую и трудовую деятельность, с тем,
чтобы учителя и учащиеся уделяли больше времени школьным занятиям [3, р. 27].
В 1963 году ЦК КПК утверждает «Временный устав очной начальной школы» и «Временный устав очной средней школы». Эти документы системно обобщили опыт образовательной работы от момента образования КНР; определили для начальной и средней школы образовательные задачи, цели воспитания; регламентировали учебную деятельность, управление в образовании и другие существенные вопросы. На основе этих двух документов Министерство образования составило «Учебный план очной начальной и средней школы»; на их основе были разработаны новые учебные программы и составлены новые учебники [6, р. 48].
Однако к весне 1963 года вновь усилилась роль идеологической подготовки как самого главного условия повышения качества образования в школах [3, р. 29].
К середине 1960-х годов политика Мао Цзэдуна «идти на двух ногах» была переформулирована в практику «двух путей» или двух видов образования. Первым видом было профессиональное образование без отрыва от производства для народных масс, в то время как второй вид представлял собой систему общеобразовательных и ведущих школ, в которых была усилена подготовка к поступлению в вузы для избранных [4, р. 58].
Необходимо отметить успехи Китая в распространении среднего образования - количество поступающих в среднюю школу увеличилось с 3,100,000 в 1952 году до 7,000,000 человек в 1957 году, а в 1965 году достигло 14,400,000 человек [5,р. 3].
Образование в КНР в период становления государства и его реформирование было тесно связано с проходящими политическими кампаниями в стране. Соотношение времени, уделяемого преподаванию предметных знаний и идеологическому воспитанию, постоянно изменялось. Роль трудового обучения также менялась, то занимания ведущую роль в образовательном процессе, то отходя на второй план. Вместе с тем было обновлено содержание образования, составлены новые учебные планы и учебные программы, изданы новые учебники.
В данный период обозначились ключевые противоречия по таким вопросам, как количественные и качественные показатели в образовании, приоритетное развитие городского или сельского образования, роль производительного труда в обучении, содержание образования. В правительстве КНР
выработали две различные стратегии решения этих вопросов. Приведенные в статье данные свидетельствуют о том, что эти два способа решения вопросов в сфере образования оказались несовместимыми.
Литература
1. Barendsen R. D. The 1960 educational reforms // The China Quarterly. 1960. Vol. 4. pp 55-65.
2. Education as a Long-Term Priority [Электронный ресурс] URL: http://www.moe.gov. cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ s3501/201010/109030.html (дата обращения: 10.01.2017).
3. Hu Shiming. Education in the People's Republic of China (Mainland) from 1949 to 1969. Occasional Paper 7. 1972. p. 53.
4. Pepper Suzanne, China's Education Reform in the 1980s: Policies, Issues and Historical Perspectives, Institute of East Asian Studies, China Research Monograph (Book 36), 1990, 196 p.
5. Saywell William G., Education in China Since Mao, The Canadian Journal of Higher Education, vol. 10, Issue 1, 1980, pp. 1-27.
6. ЯЖв. »ФШ 17 ^ (1949~1965)
ЙЖ^ //ЭДШШ^^ШЙ^т 2012. 11(3). pp 45-49.
7. [Электронный ресурс] // Ш^ШЖ^Ш.. URL: http://media.open.com.cn/media_file/rm/ fushi0703/zhongguojyjs/c/web/lesson/char12/j3.htm (дата обращения: 10.01.2017).
References
1. Barendsen R. D., The 1960 educational reforms. The China Quarterly, 1960, Vol. 4, pp 55-65.
2. Education as a Long-Term Priority. URL: http://www.moe. govcn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s3501/201010/109030.html (accessed: 10.01.2017).
3. Hu Shiming, Education in the People's Republic of China (Mainland) from 1949 to 1969. Occasional Paper 7, 1972, p. 53.
4. Pepper Suzanne. China's Education Reform in the 1980s: Policies, Issues and Historical Perspectives, Institute of East Asian Studies, China Research Monograph (Book 36), 1990, 196 p.
5. Saywell William G. Education in China Since Mao, The Canadian Journal of Higher Education, Vol. 10, Issue 1, 1980, pp 1-27.
6. Fang Chengzhi, Xin zhongguo 17 nian (1949-1965) zhong xiaoxue jiaokeshu de guizheng celue [On Standardization Strategy of the Primary and Secondary School's Textbooks about Seventeen Years of the People's Republic of China (1949-1965)], Hunan shifan daxue jiaoyu kexue xuebao = Journal of Educational Science of Hunan Normal University, 2012, 11(3), pp 45-49.
7. Zhongguo jiaoyu jian shi [Historical sketch of Chinese education], Fujian shifan daxue wangluo jiaoyu xueyuan = Network of Fujian Normal univeristy, pedagogical college, URL: http://media. open. com. cn/media_file/rm/fushi0703/zhongguoj yj s/c/web/lesson/char12/j3.htm (accessed 10.01.2017).
Статья поступила в редакцию 4.03.2017 г.
Submitted 4.03.2017.
Для цитирования: Тарасов А. Р. Реформирование среднего образования в Китае на начальном периоде его развития (1949-1965) // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 40-44.
Citation for an article: Tarasov A. R. reforming of secondary education in China in the initial period of its development (1949-1965). Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 40-44.
Тарасов Артём Романович, аспирант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, [email protected]
Artjom R. Tarasov, postgraduate, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, art_tar@mail. ru