Научная статья на тему 'Развитие детского эстетического образования в китайской народной Республике во второй половине ХХ - начале XXI веков'

Развитие детского эстетического образования в китайской народной Республике во второй половине ХХ - начале XXI веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF CHILDREN AESTHETIC EDUCATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / AESTHETIC SENSE / EDUCATION CONCEPT / INDIVIDUALIZATION OF THE AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Цзин, Раненко М. Э.

Современная наука, опираясь на многовековой опыт развития человечества, выдвигает эстетическое образование на одно из первых мест в становлении и развитии личности человека. В разное время ученые выдвигали требования целенаправленно воспитывать эстетические чувства, с целью установления гармоничного социума. Глобальные социально-экономические изменения в КНР во второй половине ХХ - начале XXI века повлекли за собой трансформацию во всех сферах жизнедеятельности китайского общества. В статье на основе ретроспективного анализа рассматривается развитие детского эстетического образования в КНР в этот период времени, преобразование его основных принципов, целей и задач. Авторы исследования, опираясь на государственные документы, регламентирующие реформирование образовательного процесса КНР, раскрывают исторические особенности его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Цзин, Раненко М. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN AESTHETIC EDUCATION IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA IN THE LATE 20 th CENTURY TO THE EARLY 21 st CENTURY

Based on centuries of knowledge and experiences, modern science regards aesthetic education as one of the most important factors for the development of personality and characters. Throughout the history, scholars have been advancing the cultivation of aesthetics sense, in order to build a harmonious society. Due to global social-economic changes, China has undergone a major transformation in the late 20th century to the early 21st century. This article studies the development of Children Aesthetic Education during the same era, including shifts in principles, goals and tasks. Following the guide of the People’s Republic of China’s Education Reform Charter, the author has done a comprehensive analysis of its historical features.

Текст научной работы на тему «Развитие детского эстетического образования в китайской народной Республике во второй половине ХХ - начале XXI веков»

УДК 37.036(510)

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

Ли Цзин, М.Э .Раненко

DEVELOPMENT OF CHILDREN AESTHETIC EDUCATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE LATE 20th CENTURY TO THE EARLY 21st CENTURY

Li Tszin, M.E.Ranenko

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Современная наука, опираясь на многовековой опыт развития человечества, выдвигает эстетическое образование на одно из первых мест в становлении и развитии личности человека. В разное время ученые выдвигали требования целенаправленно воспитывать эстетические чувства, с целью установления гармоничного социума. Глобальные социально-экономические изменения в КНР во второй половине ХХ — начале XXI века повлекли за собой трансформацию во всех сферах жизнедеятельности китайского общества. В статье на основе ретроспективного анализа рассматривается развитие детского эстетического образования в КНР в этот период времени, преобразование его основных принципов, целей и задач. Авторы исследования, опираясь на государственные документы, регламентирующие реформирование образовательного процесса КНР, раскрывают исторические особенности его совершенствования.

Ключевые слова: эстетические чувства, развитие детского эстетического образования в КНР, образовательные концепции, индивидуализация эстетического образования

Based on centuries of knowledge and experiences, modern science regards aesthetic education as one of the most important factors for the development of personality and characters. Throughout the history, scholars have been advancing the cultivation of aesthetics sense, in order to build a harmonious society. Due to global social-economic changes, China has undergone a major transformation in the late 20th century to the early 21st century. This article studies the development of Children Aesthetic Education during the same era, including shifts in principles, goals and tasks. Following the guide of the People's Republic of China's Education Reform Charter, the author has done a comprehensive analysis of its historical features.

Keywords: aesthetic sense, development of children aesthetic education in the People's Republic of China, education concept, individualization of the aesthetic education

К настоящему времени в науке проведены фундаментальные исследования о том, что эстетическое образование не только делает человека восприимчивым к красоте, но и воздействует на все стороны его личности. Ещё на рубеже XIX—XX веков ученые приходили к пониманию того, что эстетическое отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу «создают в человеке особый духовный мир с самим собой, доброе настроение, единение с миром, постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, — словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».

Эстетическое чувство, подчёркивал П.Ф.Каитерев, как и нравственное, принадлежит к числу общественных чувств; его формирование и

развитие, предполагая всестороннее развитие ребёнка, проходит три этапа. В первые годы жизни детей — это развитие внешних чувств (зрения, слуха и т.д.). Затем умственное развитие, без коего невозможно «объять прекрасное произведение природы или искусства в целом».

С мая 1966 года по октябрь 1976 года в Китае проводилась «Культурная революция», которая обрушила национальную экономику, а стране и народу с момента образования КНР пришлось пережить самые тяжелые бедствия и страдания. В частности, сфера образования стала «зоной бедствий», и поскольку «Культурная революция» имела непосредственное и тесное отношение к культуре и искусству, то и эстетическое образование во всех учебных заведениях на всех уровня потерпело полный провал. И в

том числе детское эстетическое образование, которое встало на путь деформации.

«Эстетическое образование есть чувственное проявление капиталистической идеологии. Музыка, художественное искусство, литература — это всего лишь инструменты политического образования, они не должны быть методами эстетического образования. Нельзя вести детей к восхищению красотой природы и искусства, дети не должны воспитываться и развиваться через различение красивого и уродливого, через эстетическое восприятие, через творческие силы» [1].

В социальном статусе на тот момент между детьми и взрослыми не существовало принципиальной разницы, в образовании детям уделялось малое внимание, не учитывались особенности и закономерности детского развития, неповторимость душевного мира и культурной жизни. На этом фоне содержание детского эстетического образования, его формализованный схематизм, овзросление серьезно сказались на здоровом развитии детей. В частности, некоторые песни и танцы выходили за пределы детской способности психического, физиологического восприятия [2].

В конце 70-х годов ХХ века вместе с политикой реформ начинается возрождение дошкольного эстетического образования. В марте 1979 года на очередном заседании Отдела пропаганды ЦК КПК Ху Яобан выдвинул мысль об отказе от лозунга «Литература и искусство на службе у политики».

В октябре 1979 года Дэн Сяопин в приветственной речи на Четвертом съезде работников литературы и искусства Китая сказал, что литература и искусство должны быть «на службе у широких масс народа».

В феврале 1980 года Чжоу Ян впервые отчетливо озвучил новый лозунг нового времени, «литература и искусство на службе у народа, на службе у социализма», где указаны главная задача и основополагающая цель развития литературы и искусства.

В октябре 1979 года в опубликованном «Положении о работе детских садов в городах» сказано, что задача детских садов состоит в обучении детей, руководствуясь «курсом партии в образовании и ма-оцзедуновским принципом «заботливого ухода и обучения». В этом документе утверждался новый концептуальный подход, который гласил: «Для того чтобы вырастить здоровое, живое поколение, необходимо начальному образованию придать хорошую базу, вместе с тем уменьшить нагрузку на родителей по образованию детей и дать возможность им спокойно работать и учиться» [3].

С изменением образовательной концепции целью эстетического образования стало привитие детям элементарных знаний и навыков в музыке, изобразительном искусстве, танце, воспитание у детей любви к искусству. В это время в детских садах вводятся уроки китайского языка, начальных знаний счета, изобразительного искусства, музыки, физкультуры и т. д.

В октябре 1980 года в соответствии с курсом Китая в образовании и общими целями воспитания Министерством образования был опубликованы ме-

тодические рекомендации «Основы образования в детском саду». В них были обобщены особенности детского возраста, установлены конкретные цели начального физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития и образования, а также установлены цели, содержание и требования к образованию в области физического воспитания, развития речи, элементарных знаний, счета, музыки, изобразительного искусства.

В период с середины 80-х годов до конца 90-х годов ХХ века в обществе происходит интенсификация проведения политики реформ, поэтапно развивается детское эстетическое образование, в котором акцентируется внимание на комплексном подходе.

До 1985 года в реформе базового эстетического образования Китай находился только на народном, стихийном подготовительном этапе, а после 1985 года начинается экспериментально проверенный и практико-ориентированный этап, организованный и руководимый правительством на системно-плановой основе.

В апреле 1986 года в принятом Седьмом пятилетнем плане развития эстетическое образование в образовательном курсе было восстановлено в статусе. В декабре того же года Государственный комитет по образованию официально ратифицировал учреждение Комитета по эстетическому образованию при Государственном комитете по образованию.

В 1988 году Государственный комитет по образованию опубликовал «Всекитайский «Генеральный план эстетического образования» для учебных заведений (1988—2000)». В частности в нем было сказано: «К концу нашего столетия в детских садах ввести разнообразные виды художественной деятельности, дети, поступившие в детский сад, должны получить хорошее раннее эстетическое образование; в начальной школе и в средней школе первой ступени согласно требованиям учебного плана ввести уроки изобразительного искусства, реализовать базовое девятилетнее эстетическое образование; в педагогических институтах различных уровней и многочисленных колледжах, высших учебных заведениях ввести факультативные уроки по искусству, реализовать эстетическое образование в колледжах и вузах, таким образом, заложить в учебных заведениях фундамент системы эстетического образования в целях построения социализма с китайской спецификой и отвечающего духу времени» [4].

Начиная с конца 90-х годов ХХ века, в КНР развиваются процессы информатизации и глобализации. В эстетическом образовании детей начинается этап всесторонних исследований, поэтапно формируется понятие детского развития.

К этому времени сформировалась оптимальная система музыкального образования, включающая в себя организационно, научно, планово, учебно правительственные организации и народные объединения, а также информационный ресурс, упорядоченный и транслируемый, базовое музыкальное образование Китая перешло к этапу стремительного развития.

Начиная с конца 90-х годов ХХ века, в китайском обществе развиваются процессы информатиза-

ции и глобализации. В эстетическом образовании де-тей начинается этап всесторонних исследований, поэтапно формируется понятие детского развития.

В июне 1999 года в Пекине прошло Третье всекитайское рабочее заседание по образованию. На церемонии открытия председатель Цзян Цзэминь изло-жил новое видение курса Китая в образовании, и в том числе официальную позицию по «эстетическому образованию ».

Эстетическое образование на официальном уровне было включено в образовательный курс, при этом статус эстетического воспитания, художественного образования в учебных заведениях был поднят на новый уровень.

Министерством образования в июле 2001 года было опубликовано «Положение об образовании в детских садах». В этом Положении было заявлено, что образовательной целью в сфере искусств является «возможность начального восприятия и восхищения прекрасным в окружающей среде, жизни и искусстве; восхищение и участие в эстетической деятельности, а также возможность смелого выражения собственных чувств и переживаний; возможность участия в художественных выступлениях с учетом собственных сим -патий». Своими принципами данное Положение было призвано направить реформу эстетической компоненты учебных планов ХХ1 века, в большей степени стимулировать развитие эстетического образования детей.

На рубеже ХХ1 века на развитие детского эстетического образования в Китае значительное влияние оказали концепции непрерывного образования, индивидуализации образования, субъективности образования, постмодернизма.

В настоящее время в детском эстетическом об -разовании КНР наблюдается устойчивое развитие процессов, связанных с индивидуальными особенностями обучающихся. Эстетическое образование обращено к жизнедеятельности ребенка, оно активизирует проявление концепции непрерывности детского развития. Ребенок в Китае отныне выступает субъектом эстетической деятельности.

1. Тан Шу, Чжун Шаохуа. Китайская история дошкольного образования. Пекин: Народное педагогическое издание, 1999. 376 с.

2. Ян Ли, Сун Цзиньсянь. История эстетического образования в учебных заведениях. Хайкоу, 2002. 310 с.

3. Положение о работе детских садов в городах. Пекин: Министерство образования КНР, 1979. С. 1.

4. Всекитайский Генеральный план эстетического образо -вания для учебных заведений (1988—2000). Государственный комитет по образованию КНР, 1988. С. 25.

References

1. Tan Shu, Chzhun Shaokhua. Kitayskaya istoriya doshkol'nogo obrazovaniya [The history of Chinese Preschool Education]. Beijing, People's Education Press, 1999. 376 p.

2. Yan Li, Sun Tszin'syan'. Istoriya esteticheskogo obrazovaniya v uchebnykh zavedeniyakh [The history of school aesthetic education]. Haikou, 2002. 310 p.

3. Polozhenie o rabote detskikh sadov v gorodakh [Guidelines for municipal kindergarten]. Beijing, Ministry of Education ofthe People's Republic of China, 1979, p. 1.

4. Vsekitayskiy General'nyy plan esteticheskogo obrazovaniya dlya uchebnykh zavedeniy (1988—2000) [The Chinese national plan of art education in school (1988—2000)]. The National Education Commissions of the People's Republic of China, 1988, p. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.