УДК 37.036-053.4 Б01 10.26293/еЬери.2019.101.1.022
Ю. В. Прокопьева, О. А. Леонтьева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделяется формированию творческих способностей дошкольников в этой среде. Раскрывается содержание понятий «творчество» и «эстетическая среда», устанавливается их взаимосвязь. Описывается работа педагога, обосновываются педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у детей в эстетической среде дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: эстетическая среда, дошкольное образование, развитие творческих способностей, педагогические условия, творческое развитие, педагогика, дошкольное образовательное учреждение.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная педагогика большое внимание уделяет вопросам творческого развития дошкольников в образовательном учреждении [1], [2], [4], [5], [6], [7], [8].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие» рассматривается как формирование творческих способностей каждого ребенка [11]. В дошкольной педагогике раскрыты отдельные аспекты развития художественных способностей. Так, значимость творчества как психологического свойства рассматривается в трудах Т. С. Комаровой [10], Я. А. Пономарева [17], К. Н. Кобель [9] и др.
Анализ современных научных и методических публикаций в контексте нашего исследования позволяет выделить два основных направления изучения творческого развития детей: первое - теоретическая разработка содержания этого развития, второе связано с выявлением значимости эстетической среды в данном процессе. Вместе с тем остаются не до конца исследованными вопросы художественно-эстетического развития и педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования художественно-эстетических способностей у детей.
© Прокопьева Ю. В., Леонтьева О. А., 2019
Прокопьева Юлия Вячеславовна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Леонтьева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2018
Цель исследования - обосновать педагогические условия, способствующие эффективному использованию эстетической среды в формировании художественно-эстетических способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ).
Материал и методика исследований. Авторами был проведен теоретический анализ практических и теоретических разработок, научной литературы (психологической и педагогической), нормативных документов по теме исследования.
В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы. Практическая работа осуществлялась в процессе преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в дошкольном образовательном учреждении № 118 г. Чебоксары, в ней приняли участие 20 детей, 2 педагога, психолог и ароматерапевт.
Результаты исследований и их обсуждение. Дошкольный этап является первой ступенью, с которой начинается образование человека, на которой закладываются базовые знания и умения, сопровождающие его в течение всей жизни, поэтому важно уделять этому особое внимание. Среда образовательного учреждения рассматривается в педагогической науке как важный социально-педагогический фактор и феномен, определяющий особенности взаимодействия обучающегося, образовательной системы с социумом. В «Большой советской энциклопедии» понятие «среда» рассматривается как социальное окружение человека: семья, трудовой, учебный и другие коллективы и группы [3, с. 24]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой среда представлена как совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человека и человеческого общества; как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка; как совокупность людей, связанных общностью этих условий [14, с. 3-4].
Влияние среды на развитие личности зависит не только от педагогических характеристик среды и ее свойств, но и от внутренней установки человека. Л. И. Новикова считает, что необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям обучающихся. Только окружение, построенное с учетом их особенностей, способное вызвать положительное эмоциональное отношение, оказывает на учащихся разнообразные влияния: является источником знаний и эмоциональных переживаний, служит базой интеграции стихийных и целенаправленных влияний, испытываемых ими, становится сферой приложения физических и духовных сил, которые совершенствуют саму среду [13, с. 3-4].
Подходы к дошкольному образованию постоянно меняются, совершенствуются [12], [16]. Особа значима в системе дошкольного образования эстетическая среда [18], которая направлена не только на грамотную организацию пространства для обучения, но и на формирование благоприятной атмосферы, способствующей наиболее эффективному развитию интеллекта и творческих навыков. Грамотное создание эстетической среды невозможно без налаживания соответствующих педагогических условий. Для того чтобы выявить способствующие творческому развитию дошкольника условия, необходимо уяснить сущность понятий «творческое развитие», «эстетическая среда» и «педагогические условия».
Творчеством принято считать природную потребность индивида в выражении глубинных чувств, изменении себя и окружающей действительности [15]. Выступая в качестве объекта, окружающего его, эстетическая среда помогает реализовать творческую потребность, а также способствует формированию основ творческого восприятия и выступает в роли стимулятора к улучшению навыков. Таким образом, творческое развитие -это подход индивида к процессу преобразования окружающей среды, собственного мышления и восприятия, а также к видоизменению своей индивидуальности.
Эстетическая среда - это пространство, представляющее собой зону активной игры ребенка, которая способствует развитию его творческих навыков, интеллекта и тяги к искусству [14, с. 86], [18]. Одна из главных задач при ее использовании - формировать мотивацию к творческой деятельности, организовать атмосферу, побуждающую к дей-
ствиям, и создать все необходимые условия для занятий. Роль эстетической среды заключается в том, чтобы сделать развитие творческих навыков доступным и естественным.
Эстетическая среда характеризуется нами, таким образом, как среда, которая должна быть грамотно оснащена различными компонентами образовательного характера, побуждая дошкольников самостоятельно стремиться к развитию творческих навыков и интеллекта. Оформленная с учетом всех нюансов, она оказывает положительное влияние не только на образовательный процесс, но и на нравственный облик находящихся в ней детей.
Любой процесс успешно функционирует при соблюдении определенных условий, поэтому и создание эстетической среды для творческого развития дошкольника будет осуществляться результативнее при наличии специального комплекса педагогических условий.
Педагогические условия, лежащие в основе исследования, представляют собой совокупность возможностей, которые способствуют эффективному решению ряда педагогических задач в рамках эстетической среды. Важным аспектом в данном вопросе является значимость педагогического процесса с точки зрения управленческой деятельности.
В зависимости от подходов к анализу данного определения выделяют следующие характеристики педагогических условий:
- совокупность определенных возможностей пространственной и образовательной среды, нахождение в которых способствует повышению эффективности педагогического процесса;
- ряд действий, направленных на развитие личности (как объекта системы, так и его субъекта);
- процесс организации мер педагогического воздействия на личность методами образовательного характера с преобразованием определенных характеристик развития индивида.
Итак, изучив разные трактовки рассматриваемого понятия, приходим к выводу, что под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, приемов, а также воздействия эстетической среды, ориентированных на решение задач творческого развития детей.
В нашем исследовании под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, обеспечивающих создание и правильное функционирование эстетической среды для творческого развития дошкольников.
На основании изложенного выше, а также анализа педагогической практики считаем, что эстетическая среда в дошкольном учреждении может быть обеспечена созданием следующих педагогических условий:
1) внедрением в учебный процесс авторской программы «Изобразительное искусство»;
2) применением активных методов творческого развития детей (создание настенной росписи «Времена года»);
3) проведением обучающих семинаров для педагогов, которые предусматривают беседы об эстетической среде, способах ее реализации и грамотной работе с ней;
4) вовлечением семьи в творческий процесс, организованный ДОУ.
Рассмотрим более подробно каждое педагогическое условие, обеспечивающее создание эстетической среды в дошкольном учреждении.
I. Внедрение в учебный процесс авторской программы «Изобразительное искусство», включающей 28 практических занятий, позволило определить идейно-тематическую направленность деятельности в рамках эстетической среды:
- выполнение акварелью или гуашью рисунков на тему «Времена года», познавательная беседа на тему особенностей каждого сезона;
- рассматривание панно, созданного в рамках эстетической среды, определение времени года и сопутствующих этому явлений, фиксация данных деталей на бумаге в виде рисунка (наброски опавшей листвы, положения солнца, птиц и животных) при помощи цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.
II. Применение активных методов творческого развития детей. Примером данного педагогического условия в нашем случае явилось создание настенной росписи «Времена года». Оно предполагает создание творческого проекта, цель которого - развитие творческих способностей ребенка через работу со съемными деталями росписи посредством коммуникации с педагогом. Настенная роспись, представленная пейзажной живописью, была основой. Элементами композиции выступили дерево, стоящее на возвышенности, тропинка, трава и т. д., съемными деталями - листва, животные, птицы, то есть детали, дающие характеристику погодных условий. Эти элементы были выполнены из бумаги с последующим ламинированием и оснащением магнитами, которыми, в свою очередь, была снабжена и настенная роспись. При их создании допустимо использовать разнообразную фактурную базу, позволяющую задействовать тактильные ощущения ребенка (например, для листьев - рельефную и шуршащую бумагу, для облака - бархатную и др.) Большое внимание уделялось и цветовой палитре оформления росписи. Работа с цветом в рамках образовательного процесса позволяет привить дошкольникам понимание основ цвета, научить дифференцировать теплые и холодные палитры оттенков и многое другое, тем самым начать освоение ими основ колористики.
Внимание также должно отводиться воздействию на обоняние, для чего была подобрана серия эссенций, соответствующих деталям, присущим каждому времени года, для проведения ароматерапии, например, при создании росписи зимнего состояния - натюрморты из еловых веток и мандаринов, осеннего - букеты из листьев деревьев и т. д.
Необходимо было обеспечить музыкальное сопровождение творческого образовательного процесса. Для эстетической среды, отражающей циклические природные изменения, прекрасно подходит музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года».
Занятия настенной росписью были организованы в виде игры, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и развивает свои проявляющиеся задатки. Периодически находясь в условиях эстетической среды, он развивает в себе тягу к прекрасному, потребность в красоте и тонкий вкус. Важнейшей задачей при этом является работа по акцентированию внимания детей на окружающем их пространстве. Для этого было необходимо создать фактурную базу, позволяющую задействовать тактильные ощущения, сделать образовательный процесс наиболее эффективным с точки зрения всестороннего развития ребенка. Один из комплектов съемных элементов содержит детали, имеющие различную фактуру, что, помимо пользы от тактильного контакта с поверхностью, способствует развитию мелкой моторики рук. Таким образом, интерес дошкольников к различным фактурам и поверхностям позволит добиться их максимальной вовлеченности в учебный процесс и задействовать различные органы чувств.
База эстетической среды, оснащенная съемными деталями, меняет внешний вид в соответствии с природной цикличностью, что позволяет изучать свойства окружающего мира в рамках творческих занятий в группе. Съемные элементы содержат вопросы общего характера на тематику эстетической среды, а также головоломки из системы «ТРИЗ».
Цель преподавателя в рамках работы с данным пространством - донести до ребенка основы природных циклических изменений, воспроизводя их в рамках образовательной эстетической среды детского сада. При этом важно было повысить ответственность детей за изменения в рамках данной игровой площадки, что позволяет привить им самостоятельность, решимость и инициативу.
При регулярных занятиях педагог (чья роль является ведущей в начале работы с эстетической средой) постепенно переходит в позицию наблюдателя, позволяя дошкольникам самостоятельно формировать условия учебного процесса.
Игровая форма проведения занятий, позитивный настрой, грамотное построение фраз при работе со съемными элементами способствуют и тому, что у детей появляется творческая активность, подкрепленная неподдельным интересом к данной деятельности.
В результате использования рассматриваемого педагогического условия и системного подхода к организации эстетической среды можно получить эффективную площадку для развития творческих умений, творческого восприятия и креативности дошкольников.
III. Важное значение мы придавали повышению педагогического мастерства воспитателей. В этой работе нам помогали методисты Центра дополнительного образования Московского района г. Чебоксары. Проведение обучающих семинаров для педагогов предусматривало подробные беседы об эстетической среде, способах ее реализации и грамотной работе с ней. В рамках данных образовательных мероприятий происходили выявление и обобщение знаний о создании эстетического пространства в группах детского сада. Повысив уровень компетентности воспитателей, мы обеспечили как их теоретическую, так и практическую подготовку, предусматривающую правильное проектирование учебного процесса в рамках эстетической среды образовательного учреждения. Проведение семинаров необходимо для понимания процессов эффективного взаимодействия с эстетической средой, качественной организации образовательного процесса и педагогически верного подхода к коммуникации с ребенком.
На первом этапе семинара было раскрыто содержание понятий «эстетическая среда» и «педагогические условия», в рамках которых она создается и воздействует на художественно-эстетическое развитие детей. Далее изучались критерии, призванные помочь педагогу определить уровни творческой сформированности ребенка, а также рассматривались методы работы с эстетической средой.
При проведении семинаров мы использовали разработанные нами методические рекомендации «Эстетическая среда в дошкольном учреждении».
Как показал опыт, основными педагогическими условиями, способствующими эффективному использованию эстетической среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников, можно считать:
- вовлечение детей в игровую ситуацию, связанную с художественным оформлением детской комнаты;
- эмоциональное воздействие на органы чувств ребенка в процессе творческой работы;
- передачу знаний от педагога к дошкольнику в рамках дружелюбной беседы в ходе организации эстетической среды образовательного учреждения;
- развитие творческого восприятия, мышления, навыков и художественно-эстетических способностей, взяв за основу цикличность времен года и присущие им особенности.
IV. Вовлечение семьи в творческий процесс, организованный ДОУ, предполагало организацию выставок работ, выполненных совместно с родителями. Выставки были овмещены со сменой вида росписи по временам года и служили средством оформления интерьера группы или всего дошкольного учреждения.
Для детей рассматриваемого возраста семья и ДОУ являются основными образовательными институтами. Развивая художественно-творческие способности через совместную работу с родителями, мы не только восполнили недостаток родительского внимания, но и укрепили связь с детским садом (благодаря коллективным выставкам).
Резюме. Как показал опыт, эстетическая среда в дошкольном образовательном учреждении способствует художественно-эстетическому развитию детей.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что существует необходимость в целенаправленной подготовке педагогов для работы в рамках эстетической среды. В системе современного дошкольного образования мало внимания уделяется значимости ее создания, что во многом связано с недостаточным материальным и научно-методическим оснащением содержания образования в дошкольном учреждении в направлении творческой деятельности детей. С целью решения данной проблемы необходимы целенаправленные действия, ориентированные на совершенствование образовательных программ, включая авторские, учитывающие регионально-национальный компонент.
Таким образом, выявленные и апробированные на занятиях педагогические условия являются основой для дальнейшей эффективной работы в рамках эстетической среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Международной научной конференции. - Краснодар, 2018. - С. 15-17.
2. Алексеева В. Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие всестороннего развития детей дошкольного возраста // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VI международной научной конференции. - СПб., 2016. - С. 74-77.
3. Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1976. - 608 с.
4. Бучкова А. Творческий ребенок : развиваем креативность с ранних лет // Дошкольное воспитание. -2017. - № 6. - С. 73-78.
5. Вербенец А. М., Базикало С. В., Игнатенко Е. Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: теория и практика. - 2015. -№ 10. - С. 38-55.
6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. - М. : Перспектива, 2011. - 208 с.
7. Елшина Л. Диагностика и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Учитель. - 2015. - № 3. - С. 22-24.
8. Епанчинцева Н. Д. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: структура, содержание, технология организации : учебное пособие. - Белгород : БГУ, 2014. - 71 с.
9. Кобель Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 692-694.
10. Комарова Т. С. Предметно-пространственная эстетическая развивающая среда дошкольной организации как фактор всестороннего воспитания и образования детей // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 1(1), т. 1. - С. 8.
11. Концепция художественного образования в РФ: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. - 2002. - № 2. - С. 84-86.
12. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. - М. ; Ростов н/Д. : ИКЦ «МарТ» ; Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
13. Новикова Л. И. Школа и среда // Новое в жизни, науке и технике. Серия: Педагогика и психология. - 1985.- № 8. - С. 3-4.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : ИТИ Технологии, 2003. -
944 с.
15. Павлов В. И. Теория и практика формирования технических способностей учащихся школы-интерната в кружке моделирования. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 279 с.
16. Погодина С. В. Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 54-58.
17. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М. : Просвещение, 1976. - 304 с.
18. Сидорова А. В. Предметная среда как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников : материалы межвузовской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 136-137.
UDC 37.036-053.4 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.022
Yu. V. Prokopyeva, O. A. Leontyeva
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CREATION OF AESTHETIC ENVIRONMENT FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article reveals the issues related to the importance of the formation of the aesthetic environment at a preschool educational institution; pays special attention to the formation of creative abilities at preschoolers in the aesthetic environment; reveals the concepts of creativity and aesthetic environment, establishes their interrelation; gives the description of the teacher's work and substantiates the importance of pedagogical conditions that contribute to the development of creative abilities at children in the aesthetic environment at preschool educational institutions.
Keywords: aesthetic environment, preschool education, development of creative abilities, pedagogical conditions, creative development, pedagogy, preschool educational institution.
REFERENCES
1. Abramova Ya. A., Solov'eva Yu. A., Uhinova L. N. Razvitie tvorcheskogo potenciala detej doshkol'nogo vozrasta v usloviyah doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii // Obrazovanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Krasnodar, 2018. - S. 15-17.
2. Alekseeva V. Yu. Predmetno-razvivayushchaya sreda v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii kak uslovie vsestoronnego razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta // Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshchestva : materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj konfe-rencii. - SPb., 2016. - S. 74-77.
3. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. - M. : Sovetskaya enciklopediya, 1976. - 608 s.
4. Buchkova A. Tvorcheskij rebenok : razvivaem kreativnost' s rannih let // Doshkol'noe vospitanie. - 2017. -№ 6. - S. 73-78.
5. Verbenec A. M., Bazikalo S. V., Ignatenko E. E. Sozdanie predmetno-prostranstvennoj sredy hudo-zhestvenno-esteticheskoj napravlennosti v detskom sadu // Detskij sad: teoriya i praktika. - 2015. - № 10. - S. 38-55.
6. Vinogradova N. A., Miklyaeva N. V. Interaktivnaya predmetno-razvivayushchaya i igrovaya sreda detskogo sada. - M. : Perspektiva, 2011. - 208 s.
7. Elshina L. Diagnostika i razvitie tvorcheskih sposobnostej detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo voz-rasta // Uchitel'. - 2015. - № 3. - S. 22-24.
8. Epanchinceva N. D. Razvivayushchaya sreda v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii: struktura, so-derzhanie, tekhnologiya organizacii : uchebnoe posobie. - Belgorod : BGU, 2014. - 71 s.
9. Kobel' G. N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya predmetno-razvivayushchej sredy dlya detej mladshego doshkol'nogo vozrasta // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 5. - S. 692-694.
10. Komarova T. S. Predmetno-prostranstvennaya esteticheskaya razvivayushchaya sreda doshkol'noj organi-zacii kak faktor vsestoronnego vospitaniya i obrazovaniya detej // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo ob-lastnogo gumanitarnogo instituta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. - 2014. - № 1(1), t. 1. - S. 8.
© Prokopyeva Yu. V., Leontyeva O. A., 2019
Prokopyeva, Yulia Vyacheslavovna - Third-year Master's Degree Student, «Pedagogical Education» Training Programme («Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education» Master's Programme), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Leontyeva, Olga Anatolyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Teaching Methods, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on December 21, 2018
11. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v RF: Akt Ministerstva obrazovaniya RF // Iskusstvo v shkole. - 2002. - № 2. - S. 84-86.
12. Kukushin V. S., Boldyreva-Varaksina A. V. Pedagogika nachal'nogo obrazovaniya. - M. ; Rostov n/D. : IKC «MarT» ; Izdatel'skij centr «MarT», 2005. - 592 s.
13. Novikova L. I. Shkola i sreda // Novoe v zhizni, nauke i tekhnike. Seriya: Pedagogika i psihologiya. -1985. - № 8. - S. 3-4.
14. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - M. : ITI Tekhnologii, 2003. - 944 s.
15. Pavlov V. I. Teoriya i praktika formirovaniya tekhnicheskih sposobnostej uchashchihsya shkoly-internata v kruzhke modelirovaniya. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2003. - 279 s.
16. Pogodina S. V. Znachenie obrazovatel'nogo prostranstva v tvorcheskoj socializacii doshkol'nikov // Doshkol'noe vospitanie. - 2015. - № 10. - S. 54-58.
17. Ponomarev Ya. A. Psihologiya tvorchestva. - M. : Prosveshchenie, 1976. - 304 s.
18. Sidorova A. V. Predmetnaya sreda kak sredstvo hudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya doshkol'-nikov // Aktual'nye problemy hudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya doshkol'nikov : materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2015. - S. 136-137.