ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.2: 792
С. М. Максимова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития. Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность. Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению.
Ключевые слова: образовательный стандарт, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, театрализованная деятельность.
На данный момент в России для всех уровней и ступеней образования, в том числе и дошкольного, введены федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам ее освоения. При этом основным принципом реализации программно-содержательного обеспечения учебно-воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОО) является принцип интеграции образовательных областей, т. е. взаимодополнение и взаимодействие всех компонентов образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в основу которого положена Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации и российское законодательство, обеспечивает возможность учета национальных, культурных, религиозных и других особенностей народов России при разработке и реализации программ дошкольного образования. Основными функциями ФГОС ДО являются: гуманизация дошкольного образования, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, обеспечение права на качественное дошкольное образование, сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
В. Г. Дурова отмечает, что ФГОС ДО обеспечивает решение таких задач, как: предоставление государством равных возможностей для всех детей в получении достойного дошкольного образования; обеспечение гарантий уровня и эффективности об-
разования на базе единых требований к внедрению основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единого образовательного пространства России применительно к уровню дошкольного образования [1, с. 593]. По мнению С. С. Зиминой, согласно ФГОС ДО, основной акцент в дошкольном образовании делается на уникальности и самоценности детского возраста, творческом развитии как личности ребенка, так и детского коллектива в целом, при этом учитываются индивидуальные возможности и способности воспитанников [2, с. 43]. Е. В. Елетина указывает, что внедрение ФГОС способствовало смещению акцента в педагогических исследованиях на необходимость использования гибких образовательных моделей и технологий, которые предполагают детскую активность и самостоятельность, их творческое самовыражение, гуманный диалог между ребенком и педагогом, интересные детям виды деятельности [3, с. 126].
ФГОС ДО представляют собой базис для разработки вариативных образовательных программ дошкольного образования. В свою очередь, содержательно такие программы должны способствовать развитию личности, индивидуальных способностей дошкольников в разнообразных видах деятельности, охватывая такие образовательные области, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие. Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие подразумевает формирование базиса ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, развитие эстетического отношения к окружающей действительности, обеспечение основных представлений о видах искусства, воспри-
ятие музыки и художественной литературы, знакомство с фольклором, развитие сопереживания героям художественных произведений, обеспечение самостоятельной творческой деятельности детей.
Как отмечает Н. В. Бутенко, на данный момент в условиях общекультурного кризиса и гуманизации современной образовательной парадигмы широкое распространение получила проблема всестороннего развития творческой личности в рамках освоения ею культурных форм, ценностей и смыслов социального опыта. Важное место в данном контексте занимает проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которое влияет на становление творческого начала и нравственной культуры личности. В условиях современной цивилизации основной задачей образования представляется формирование я-концепции, овладение личной и культурной идентичностью в определенных условиях для всестороннего личностного развития, вследствие чего при помощи наличествующих социально-культурных ресурсов осуществляется новое «Я» дошкольника [4, с. 36].
По мнению Н. В. Бутенко, цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО должна рассматриваться в контексте формирования основ художественно-эстетической культуры через приобщение ребенка к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия, усвоение художественных эталонов, ценностно-смысловое общение, сотворчество педагога и ребенка, формирование художественно-эстетической потребности, формирование художественного вкуса и эстетического отношения, формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве [4, с. 38].
Т. С. Комарова указывает, что важнейшее значение для художественно-эстетического развития имеет изобразительная деятельность дошкольников: в процессе изобразительной деятельности возникают хорошие условия для формирования эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, способствующего развитию эстетического отношения к действительности [5, с. 8]. А. П. Аникина и Т. С. Комарова отмечают, что в рамках ФГОС следует развивать художественные творческие способности у детей, начиная с раннего возраста: имеется в виду формирование сенсо-моторных действий и сенсорных эталонов с использованием высокой чувствительности зрительного анализатора, сенсомоторных качеств руки, развитие познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, наглядно-действенное и наглядное мышление), являющихся ведущим показателем художественных способностей [6, с. 106].
Проведя эмпирическое исследование, А. П. Аникина и Т. С. Комарова выявили ряд условий развития детского творчества в контексте ФГОС ДО. По мнению исследователей, на процесс восприятия, сопереживания и отношения к рисунку ребенка воздействуют как особенности его эмоциональной отзывчивости, так и общее настроение, при этом неуверенность детей в своих изобразительных навыках снижает качество итогового образа и желание рисовать. Делается вывод о том, что специальное обучение необходимо как для овладения средствами художественной выразительности, так и для овладения языком эмоций в рисовании [6, с. 108].
По мнению Л. С. Павловской, основой художественно-эстетического развития средствами изобразительного искусства являются три основных компонента - желание самовыразиться, эмоциональная отзывчивость, а также творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость [7, с. 226]. Исследовательница отмечает, что в работе с детьми дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию решается ряд задач: знакомство детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами; развитие у дошкольников умений подчинять изобразительные материалы собственному замыслу; обучение использованию разнообразных материалов и инструментов, способов деятельности; воспитание у детей самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса, развитие воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления [7, с. 226].
Е. В. Елетина, анализируя художественно-эстетическое развитие дошкольников, делает акцент на музыкально-художественной деятельности, основанной на принципе интеграции. По мнению исследовательницы, в современной педагогической науке принцип интеграции относительно музыкально-художественной деятельности подразумевает интеграцию таких объектов, как: виды искусств; образовательные области; виды детской музыкальной деятельности, включающие музицирование, пение, активное слушание музыки, игр со звуком, речевых коммуникативных игр (речевые, с палочками, с ритмом), словотворчества, танцевальных миниатюр, элементарных танцев, двигательных импровизаций, рисования под музыку; формы, методы, средства музыкального развития детей; качества личности [3, с. 127-128]. Е. В. Елетина отмечает, что процесс становления музыкальности ребенка происходит на основе природных задатков, формирования у него основ музыкальной культуры, способности активно, творчески преобразовывать действительность в процессе музыкальной деятельности. А созданная на основе
принципа интеграции музыкальная предметно-пространственная среда групп способствует формированию у детей интереса к музыке, избирательного отношения к ней и разным видам музыкальной деятельности, инициативности, желания заниматься музыкальной деятельностью, самостоятельности в выборе и осуществлении музыкальной деятельности, творчества в интерпретации музыкальных произведений [3, с. 128 - 128].
Признавая безусловную важность и целесообразность художественно-эстетического развития в рамках изобразительной и музыкальной деятельности, мы в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста основываемся на театрализованной деятельности. Именно в рамках театрализованной деятельности у дошкольников развиваются такие качества, как организованность, внимательность, согласованность действий, умение подчиняться определенным требованиям, самостоятельность, коммуникабельность. Театрализованная деятельность способствует формированию познавательной активности, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости и творческой активности детей.
Необходимо отметить, что театрализованным играм присуща особая эмоциональная насыщенность. Исследования демонстрируют наличие у детей большого желания поиграть в сказку, в связи с чем они даже могут не обращать внимания на педагога. Для театрализованной деятельности характерен синкретизм, так как она основана на синтезе музыкальной, словесной, танцевальной, изобразительной деятельности. Можно утверждать, что театрализованная деятельность способствует реализации неограниченных возможностей развития дошкольников. Старшие дошкольники могут активно сопереживать и мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Им становится доступно понимание внутреннего мира персонажей и очевиден их противоречивый характер, поскольку в рамках театрализованной деятельности у детей появ-
ляется возможность соотнести себя как с положительными, так и с отрицательными персонажами. У детей зарождаются и социальные чувства, потому что ребенок начинает эмоционально относиться к событиям и поступкам, которые имеют значение уже не только для него самого, но и для окружающих. Именно таким образом театрализованная деятельность развивает в детях сочувствие, содействие, эмпатию.
При участии в театрализованной деятельности способности дошкольников к речевой деятельности, речевому творчеству, общению в кругу сверстников, уважению традиций русской народной культуры, а шире - к пониманию целостной картины мира значительно обогащаются. Им по силам становятся серьезные роли, появляется истинное увлечение театром, желание играть разнообразных героев. Значительно расширяется словарный запас детей - он обогащается образными выражениями, глаголами, определениями, речь становится более выразительной и образной. Дети начинают использовать народный фольклор, становятся более открытыми и коммуникабельными, улучшают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольники учатся анализировать характер и художественные особенности рассматриваемых произведений, осознавать значение и роль слова, способного как созидать, так и разрушать. Также следует подчеркнуть возрастание уровня духовности дошкольников, проявляющейся как в отношениях с окружающими, так и в нравственных позициях личности.
Таким образом, использование художественно-эстетического направления с учетом современных требований ФГОС вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению. Художественное развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворению потребностей творческой самореализации.
Список литературы
1. Дурова В. Г. Содержание учебного плана в соответствии с ФГОС // Наука и образование: Новое время. 2015. № 1. С. 593-598.
2. Зимина С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ: проблемы и перспективы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: науч. тр. участников IV Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 43-51.
3. Елетина Е. В. Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1. С. 126-129.
4. Бутенко Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сиб. пед. журн. 2015. № 1. С. 36-41.
5. Комарова Т. С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 6-14.
6. Аникина А. П., Комарова Т. С. Условия развития детского творчества в контексте ФГОС дошкольного образования // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1. С. 105-108.
7. Павловская Л. С. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС (их опыта работы) // Наука и образование: Новое время. 2014. № 5. С. 225-227.
Максимова С. М., аспирант, методист.
Московский педагогический государственный университет.
Ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, Россия, 119991. Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке.
Ул. Зеленодольская, 32, корп. 6, Москва, Россия,109457. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.07.2016.
S. M. Maximova
THE ARTISTIC AND AESTHETIC AREA AS A MEANS OF IMPLEMENTING OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL
STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION
The article characterizes the essence and main features of the federal state educational standards of preschool pedagogy. It was shown that the content of education programs should ensure the development of the child's personality in various educational areas, including artistic and aesthetic area. Analyzes the views of modern scholars on the development of artistic and aesthetic problem. Shows that the synthesis of various kinds of artistic activity is the theatrical activity. Notes that the use of artistic and aesthetic direction with the account for the requirements of modern education arouses interest in creativity and self-expression among the preschoolers.
Key words: educational standard, artistic and aesthetic development, preschool age, theatrical activities.
References
1. Durova V. G. Soderzhaniye uchebnogo plana v sootvetstvii s FGOS [The content of the curriculum in accordance with the Federal State Educational Standard]. Nauka i obrazovaniye: Novoye vremya - Science and education: New Era, 2015, no. 1, pp. 593-598 (in Russian).
2. Zimina S. S. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye detey v DOU: problemy i perspektivy [Psycho-pedagogical support of children in preschool: problems and prospects]. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogo protsessa: problemy, perspektivy, tekhnologii: nauchnye trudy uchastnikov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psycho-pedagogical support of the educational process: Problems, prospects, technologies: Proceedings of the participants of the IV International scientific-practical conference]. 2015. Pp. 43-51(in Russian).
3. Eletina E. V. Vnedreniye integrativnogo podkhoda v proektirovanii muzykal'noy predmetno-prostranstvennoy sredy detskogo sada [The introduction of integrative approach in the design of musical objective-spatial environment of kindergarten]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya - Priority directions of development of science and education, 2016, no. 1, pp. 126-129 (in Russian).
4. Butenko N. V. Kontseptual'naya model' khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta [Conceptual model of artistic and aesthetic development of children of preschool age]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 1, pp. 36-41 (in Russian).
5. Komarova T. S. Znacheniye izobrazitel'noy deyatel'nosti detey dlya ikh vsestoronnego razvitiya [The value graphic activity of children for their all-round development]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Teacher education and science, 2014, no. 3, pp. 6-14 (in Russian).
6. Anikina A. P., Komarova T. S. Usloviya razvitiya detskogo tvorchestva v kontekste FGOS doshkol'nogo obrazovaniya [Conditions of development of children's creativity in the context of FSES of pre-school education]. Innovatsionnye tekhnologii vnauke i obrazovanii- Innovative technologies in science and education, 2016, no. 1-1, pp. 105-108 (in Russian).
7. Pavlovskaya L. S. Khudozhestvenno-esteticheskoye razvitiye detey v usloviyakh realizatsii FGOS (ikh opyta raboty) [Artistic and aesthetic development of children in the implementation of the FSES ( their experience)]. Nauka i obrazovaniye: Novoe vremya - Science and education: New Era, 2014, no. 5, pp. 225-227 (in Russian).
Maximova S. M.
Moscow South-Eastern Lyceum and Grammar Shool Complex.
Ul. Malaya Pirogovskaya, 1/1, Moscow, Russia, 119991. Moscow State Pedagogical University.
Ul. Zelenodolskaya, 32, korp. 6, Moscow, Russia, 109457. E-mail: [email protected]