Научная статья на тему 'Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста'

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9275
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL AREA / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / ART PICTURE OF THE WORLD / ARTISTIC AND AESTHETIC EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Любовь Вячеславовна, Колесниченко Юлия Юрьевна

Статья посвящена методологическим основаниям проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Показано место данной области в содержании дошкольного образования. Определены функционально-структурные компоненты содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста и раскрыта их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горина Любовь Вячеславовна, Колесниченко Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and aesthetic development of preschool age children

The article is devoted to methodological bases of designing educational field «Artistic and aesthetic development». The article shows the discipline part in the content of pre-school education. Functional and structural components of educational content area «Artistic and aesthetic development» of preschool age children are defined and its essence disclosed.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

УДК 373.036

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Горина Любовь Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского г. Саратов, Россия

Е-mail: [email protected]

© Колесниченко Юлия Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского г. Саратов, Россия

Е-mail: [email protected]

Статья посвящена методологическим основаниям проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Показано место данной области в содержании дошкольного образования. Определены функционально-структурные компоненты содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста и раскрыта их сущность.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный стандарт, образовательная область, художественно-эстетическое развитие, художественная картина мира, художественно-эстетический опыт.

ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN Gorina Lubov V.

candidate of Education, associate professor, Department of Education Methodology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky Saratov, Russia

Е-mail: [email protected]

Kolesnichenko Yulia Yu.

candidate of Education, associate professor, Department of Education Methodology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky Saratov, Russia

Е-mail: [email protected]

The article is devoted to methodological bases of designing educational field «Artistic and aesthetic development». The article shows the discipline part in the content of pre-school education. Functional and structural components of educational content area «Artistic and aesthetic development» of preschool age children are defined and its essence disclosed.

Keywords: early childhood education, educational standards, educational area, artistic and aesthetic development, art picture of the world, artistic and aesthetic experience.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО/стандарт) выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Применение художественно-образных средств в режимных моментах и в процессе образовательной работы, при проектировании развивающей предметно-пространственной среды, способствует созданию в детском саду позитивной атмосферы, приподнятого эмоционального настроя, условий психологического комфорта, стимулирует познавательно-речевую активность и субъектность дошкольников. За-

дачи художественно-эстетического развития не могут быть решены в отрыве от содержания и задач других образовательных областей.

Большое значение имеет художественно-эстетическая деятельность в физическом развитии детей дошкольного возраста: укрепление дыхания, развитие речи и фонематического слуха в процессе театрализованной деятельности, пения, восприятия музыки и художественного слова; развитие мелкой моторики в лепке, рисовании, художественном конструировании; формирование и развитие пространственно-ориентировочных действий и движений в ритмике, хореографии, драматизации и инструментальном музицировании и т. д. Взаимосвязь социальных, индивидуальных и художественных компонентов в социокультурном и образовательном пространстве играет огромную роль в адаптации, индивидуализации и социализации дошкольников.

Включение детей в художественно-эстетическую деятельность является необходимым условием формирования у них коммуникативных навыков, этнической идентичности и этнотолерантности. Но главное значение художественно-эстетической деятельности в том, что, осваивая ее, ребенок получает возможность самовыражения доступными ему способами, что стимулирует развитие внимания, образного мышления, воображения, креативности, специальных способностей, и в итоге формирует ценностно-эстетическое отношение к окружающему миру.

По своему содержанию рассматриваемая образовательная область является интегративной структурной единицей и включает в себя разные виды и формы художественно-эстетической деятельности детей, разные виды искусства и художественного творчества, разные направления и жанры искусства и т. п. В тексте ФГОС ДО содержание области «Художественно-эстетическое развитие» представлено достаточно размыто и подменяется то задачами («развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства»), то условиями («стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений»), то организационными формами и видами деятельности («реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); восприятие музыки, художественной литературы, фольклора») [5]. Такая неоднозначность и неполнота формулировок стандарта затрудняет проектирование содержания образовательной области в процессе разработки образовательных программ дошкольного образования. Это определило цель статьи — рассмотреть методологические и теоретические основания проектирования содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и представить функционально-структурные компоненты ее содержания.

Если мы возьмем за основу личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, В. В. Краевского и др., то содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» можно представить как педагогически адаптированный опыт, состоящий из четырех взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов.

1. Система художественно-образных представлений, усвоение которых обеспечивает становление в сознании ребенка целостной эстетической картины мира как образа культуры.

В образовательном процессе дошкольной организации вступают во взаимодействие музыка, изобразительное искусство, художественная литература, а также такие синтетические виды искусства, как театр и танец. Этот комплекс, по мнению Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой и др., наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их эмоциональной сферы и художественной культуры. И. А. Лыкова отмечает, что картина мира дошкольника имеет динамический характер и связана с обогащением жизненного опыта ребенка, расширением круга художественных образов, пересечением разных линий развития (интеллектуальный, эстетический, нравственный, физический) в процессе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми в увлекательной и содержательно-насыщенной деятельности [3, с. 22-23].

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» должно проектироваться таким образом, чтобы содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства, вызывать интерес к ним и окружающему миру, развивать потребность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий, разнообразием цветов, оттенков и движений. При этом важно формировать у дошкольни-

ков элементарные представления о видах и направлениях искусства, выразительных средствах, культурных традициях региона, народном творчестве как художественном образе мира.

2. Опыт практической деятельности, включающий специальные художественно-эстетические умения и навыки, обеспечивающие результативность продуктивной художественно-эстетической деятельности.

Проблема освоения детьми средств художественной выразительности на протяжении десятков лет была одним из самых дискуссионных вопросов. Стратегия художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической концепции строилась на том, что в ней является доминирующим: практическая (продуктивная) художественная деятельность или способность воспринимать искусство и красоту окружающего мира. Одни исследователи называли техническую сторону художественно-эстетической деятельности умениями «служебного» порядка (А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр и др.). Другие не соглашались со второстепенной ролью специальных умений и навыков (например, графических или вокальных), так как считали, что без их овладения, ребенок не может воплотить в своей художественной деятельности образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Ю. Б. Алиев). Нам представляется интересным концепция В. Т. Кудрявцева. По его мнению, только в процессе деятельности, имеющей творческий характер, возможно формирование интегрального качества — художественной умелости, т. е. общей способности к освоению широкого круга специальных художественных умений и навыков и их гибкому применению и видоизменению в нестандартных ситуациях [2, с. 3-4].

3. Опыт творческой деятельности, связанный с развитием воображения, фантазии, определенных направлений и видов искусств.

Опыт художественно-творческой деятельности обеспечивает человеческому сознанию способность отражать и преобразовывать действительность. Порождая новую информацию, творчество является источником изменений, которые не отменяют сложившиеся традиции, а видоизменяют их в зависимости от критериев отбора эстетических и нравственных ценностей, обусловленных представлениями об Истине, Добре и Красоте. А. Ж. Овчинникова отмечает, что освоение творческого опыта происходит как развитие дивергентного мышления, включающего 4 основных качества: быстроту — способность высказывать максимальное количество идей; гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей; смелость — способность рисковать; оригинальность — способность порождать нестандартные идеи [4, с. 35].

Для детей дошкольного возраста характерно стремление к самовыражению и творчеству. Творческий опыт, пусть и скромный, является необходимым условием художественно-эстетического развития личности ребенка. Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые, обонятельные и особенно речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Все эти особенности детей дошкольного возраста позволяют педагогу включать детей (и включаться самому) в игровые действия со звуком, цветом, движением [1, с. 63].

4. Опыт эмоционального отношения к миру, который является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей.

Художественное познание мира в своей основе чувственно. Это творческое восприятие и пересоздание живой реальности особыми средствами, сохраняющими в произведениях искусства «осязаемость мира», яркость и объемность. В основе содержания любого произведения искусства лежит непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности (эстетическое чувство). Художественно-эстетическая ценность носит субъективно-объективный характер, так как выявляет себя только через воспринимающего ее субъекта. Эстетическое переживание всегда имеет избирательно-оценочный характер. В нем, в опосредованном виде, представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. В художественно-эстетической деятельности возникает феномен причастности человека к миру других людей и, вместе с тем, понимание уникальности каждой человеческой жизни. Психологическое своеобразие эстетического переживания состоит в том, что оно неразрывно связано с воображением. Одним из механизмов эстетического переживания является эмпатия. Данные современной психологии выделяют в качестве объективной основы эмпатической реакции неосознанный процесс моторно-

кинестетической идентификации. Художественная эмпатия предполагает установление сложной предметно-опосредованной эмоциональной связи между субъектами восприятия и произведениями искусства, в которых аффекты проецируются в объективированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, линии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы, звуковысотного сочетания).

На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта. Переживая эстетические чувства, ребенок соотносит свое отношение к действительности с теми социальными нормами, которые он уже освоил. Пробуждая чувство, искусство раскрывает беспредельное многообразие душевных состояний ребенка (переживаний, настроений) и посредством их повествует об окружающей жизни. Воспитательная роль искусства тем сильнее, чем непосредственнее, эмоциональнее воспринимает ребенок образную оценку жизни, содержащуюся в художественном произведении, глубже постигает его специфику. Таким образом, особое внимание при проектировании содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо уделить проблеме актуализации для ребенка содержания произведения искусства или эстетических свойств природы, так как только в этом случае оно будет воспринято им личностно.

На основе изучения текста ФГОС ДО, концептуальных трудов, которые предвосхитили его появление (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. И. Слободчиков, В. Т. Кудрявцев, А. Г. Асмолов и др.), работ в области художественного образования и эстетического воспитания (А. В. Бакушинский, Н. С. Ветлугина, Б. П. Юсов, А. А. Мелик-Пашаев, Л. П. Печко, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. Г. Савенкова, Л. В. Школяр, И. А. Лыкова, О. П. Радынова, Т. А. Копцева и др.) можно выделить принципиальные позиции, которые, на наш взгляд, должны лежать в основе проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

• личностно-смысловое общение детей и взрослых, осуществляемое художественными средствами;

• творческая доминанта художественно-эстетической деятельности;

• ориентация на мотивы и эстетические потребности ребенка на каждом возрастном этапе;

• многопозиционное освоение искусства в игровой деятельности (позиции автора, режиссера, интерпретатора, критика и т. п.);

• формирование эстетического отношения к миру через механизмы эмпатии и рефлексии на основе широкого художественно-культурного контекста;

• движение от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике;

• освоение искусства на полихудожественной основе, обеспечивающее его целостное восприятие и формирование художественно-эстетической картины мира.

Таким образом, в настоящее время детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

Литература

1. Горина Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. — Чебоксары: INet, 2014. — Вып. 1. — С. 61-64.

2. Кудрявцев В. Т. О развивающем потенциале изобразительной деятельности. — М.: Цветной мир, 2008. — № 2. — С. 3-4.

3. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. — М.: Цветной мир, 2014.

4. Овчинникова А. Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. — М.: Наука, 1997.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобр-науки России от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 22.11.2014).

Literatura

1. Gorina L. V. Proektirovanie soderzhaniya obrazovatelnoy oblasti «Hudozhestvenno-esteticheskoe razvitie» v sootvetstvii s federalnyim gosudarstvennyim obrazovatelnyim standartom doshkolnogo obrazovaniya // Sovre-mennaya nauka: teoreticheskie i prikladnyie aspektyi razvitiya / gl. red. I. V. Romanova. — Cheboksaryi: INet, 2014. — Vyip. 1— S. 61-64.

2. Kudryavtsev V. T. O razvivayuschem potentsiale izobrazitelnoy deyatelnosti. — M.: Tsvetnoy mir, 2008. — № 2. — S. 3-4.

3. Lyikova I. A. Proektirovanie obrazovatelnoy oblasti «Hudozhestvenno-esteticheskoe razvitie». Novyie podhodyi v usloviyah vvedeniya FGOS DO. — M.: Tsvetnoy mir, 2014.

4. Ovchinnikova A. Zh. Esteticheskoe otnoshenie k deystvitelnosti kak faktor razvitiya mladshih shkolnikov. — M.: Nauka, 1997.

5. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya / Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 g. № 1155 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/ 2013/11/PR_1155.pdf (data obrascheniya: 22.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.