Научная статья на тему 'Организационно-управленческие условия результативного взаимодействия учителей в школах Китая'

Организационно-управленческие условия результативного взаимодействия учителей в школах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЫТ КОЛЛЕГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERACTION / EXPERIENCE OF COLLEAGUES / PROFESSIONAL COMPETENCE / JOINT ACTIVITIES / PROFESSIONAL SKILLS / ETHICAL NORMS AND RULES / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ци Юе

В статье представлены разные подходы к рассмотрению понятия «взаимодействие» и раскрываются организационно-управленческие условия результативного взаимодействия в школах Китая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents different approaches to the consideration of the concept of "interaction" and reveals the organizational and managerial terms of effective interaction in schools of China

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие условия результативного взаимодействия учителей в школах Китая»

Ци Юе

(Китай)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ШКОЛАХ

КИТАЯ

ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE CONDITIONS FOR EFFECTIVE INTERACTION OF TEACHERS IN SCHOOLS OF CHINA

В статье представлены разные подходы к рассмотрению понятия «взаимодействие» и раскрываются организационно-управленческие условия результативного взаимодействия в школах Китая

Ключевые слова: взаимодействие, опыт коллег, профессиональная компетентность, совместная деятельность, профессиональные навыки, этические нормы и правила, межличностные отношения

The article presents different approaches to the consideration of the concept of "interaction" and reveals the organizational and managerial terms of effective interaction in schools of China Keywords: interaction, experience of colleagues, professional competence, joint activities, professional skills, ethical norms and rules, interpersonal relations

Школьное обучение является долгосрочной, трудной и сложной системой, в которой каждая часть неотделима от эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса. Данный процесс строится на постоянном взаимодействии в различных системах: «учитель - ученик», «учитель - родители», «учитель - учитель», «ученик - ученик». Ключевую роль в формировании комфортной среды для получения высоких результатов обучения играет взаимодействие в системе «учитель - учитель».

Несмотря на актуальность проблемы в современной педагогической литературе Китая, взаимодействия в системе «учитель -учитель» изучены недостаточно, чаще всего анализируются взаимоотношения между учителем и учащимися [1, с. 26]. Решение этой проблемы способствует повышению эффективности обучения, обмену опытом коллег, восполнению недостающих знаний и практических навыков ведения занятий, повышению профессиональной компетентности. В условиях международного политического и экономического взаимодействия возникает потребность использовать опыт российской системы образования, что начинает происходить благодаря дипломатической миссии мо-

сковских и пекинских педагогов, включая и директоров школ [2, с. 3].

В научных исследованиях понятие «взаимодействие» трактуется по-разному. Философы понимают взаимодействие как универсальную, объективную, многообразно проявляющуюся основу всего сущего. В социальной психологии взаимодействие характеризуется как порождение и влияние непосредственного и опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга.

В педагогических исследованиях рассматриваются различные типы взаимодействия, такие как: формальное, неформальное, деловое, официальное, личное, неэффективное, эффективное, критическое, предельно допустимое. По мнению Л. А. Витвицкой, педагогическое взаимодействие имеет два ведущих направления: первое представлено «субъект педагог - субъект ученик»; второе -«субъект педагог - объект ученик». Проектирование индивидуальной деятельности с использованием первого направления отражает интересы партнёров в ходе совместной деятельности. Взаимодействие второго типа основано «на личности самого учителя без учёта включения самих учеников в этот процесс [3, с. 80].

В зарубежной литературе наиболее популярными являются эмпирические Йельские исследования К. Ховланда, в которых отражены различные условия, влияющие на воздействие информации на каждого человека. Во многих работах анализируется тактика манипулирования, зависящая от статуса и должности личности, от индивидуальных психологических феноменов взаимодействующих людей [4, с. 26].

Китайские философы по-разному понимают термин «взаимодействие». Чжан Чунь-син считает, что взаимодействие проявляется как межличностная интеракция: реакция А в качестве стимуляции вызывает реакцию В, ответ В в качестве стимуляции - реакцию А; данный процесс взаимодействия в межличностной деятельности осуществляется назад и вперед [5, с. 340]. Чжан Жэньин отмечает, что взаимодействие отражает два процесса: психологическую интеракцию и взаимное влияние на поведение окружающих. Говоря иначе, это поведение человека, которое связано с изменениями действий других людей и сформированных у них ценностей и социальных установок [6, с. 151].

Проблемы взаимодействия в разных сферах рассматривались в работах Ли Цуйхуа, Ли Чэншань, Фу Явэй, Чжан Дижун, Ма Инлянь, Ли Чуньянь, Ван Цинь, Хао Жопин, Ван Цзяоц-зяо.

Несмотря на различную трактовку понятия «взаимодействие», его основной смысл одинаков во всех исследованиях. Н. Н. Суртае-ва отмечает, что взаимодействие в коллективе образовательного учреждения имеет социопсихологические и специфические педагогические характеристики: полифункциональная нацеленность; организация обучения, воспитания; личностное, профессиональное развитие; ориентированность на совместную деятельность; разновозрастной состав педагогов. Данные характеристики коллектива имеют две направленности: с одной стороны, это приводит к трудностям коммуникативного процесса, непониманию социальных и нравственных ценностей старшего и младшего поколения педагогов; с другой стороны, эти же компоненты соответствуют жизненной реальности, приводят к большому количеству связей регламентированного характера между союзниками образовательного процесса. Несмотря на разный подход к обучению и воспитанию, у всех педагогов проявля-

ется гуманность и целеустремленность педагогического взаимодействия, что создает возможность использовать интерориентированные подходы в организации образовательного процесса. Кроме этого, защищенность, творческий подход и причастность к достижению общих результатов приводит к развитию педагогических взаимодействий как источника дальнейшего развития и совершенствования личности педагога [7, с. 284].

Характеризуя общение как многогранный и многоаспектный процесс, способствующий установлению и развитию контакта в определенной группе людей, Д. А. Белухин подчеркивает, что это порождает потребность личности к совместной деятельности. Совместную деятельность педагогов он рассматривает как единую систему активных действий членов коллектива, направленную на обмен полезной информацией, на выработку одной стратегии взаимодействия с обучающимися, на познание своей ценности и адекватное восприятие других членов педагогического общества [8, с. 24].

Необходимым условием для качественного обучения и воспитания современного поколения служит создание условий со стороны администрации безопасности образовательной среды как для учителей, так и для обучающихся. Благополучная и безопасная среда в школьном коллективе характеризуется устойчивым позитивным эмоциональным настроем: он выражается в совместном переживании всех учебных и жизненных ситуаций, в межличностном отношении в системе «учитель - учитель», в доброжелательности и одновременно терпимости к своим коллегам [9, с. 79].

Однако личность педагога постоянно включена в профессиональную среду, которая непосредственно воздействует не только на профессиональные навыки, но и на выбор этических норм и правил. Этический кодекс поведения и общения педагога складывается из нескольких ведущих принципов: - равенство и партнерство в совместной педагогической деятельности: реализация на практике данного принципа является сложным процессом, так как важно систематически соблюдать: а] этику отношения к своей работе; б] этику отношения к себе как личности; в] этику отношений по «горизонтали» - уважение мнения своих коллег - и по «вертикали»

- отношение с руководством школы [10, с. 3];

- приоритет феноменологического характера в педагогическом общении: соблюдение этого принципа требует от педагогов развития самопознания своей роли в образовательном процессе, отказа от восприятия деятельности педагога как транслятора знаний; использование новых технологических методик обучения и воспитания востребовано в современном информационном пространстве, однако не менее важным является признание личных феноменологических особенностей;

- творческий подход к созданию своего образа: каждый учитель воспринимает другого по его способности общения, креативности мышления, пониманию проблем и готовности прийти на помощь в трудную минуту. Этот принцип тесно связан с организационно-управленческим потенциалом, а именно: а] с этикой руководства педагогическим коллективом; б] с этикой взаимоотношений по статусу «руководитель - учитель», «учитель - учитель» [8, с. 86]. Соблюдение этических норм в этом направлении способствует профессиональному росту каждого педагога, что непосредственно отражается на результативности обучения, на качестве полученных результатов на экзаменах на разных ступенях образования.

В китайских школах система образования отличается от российских, однако их сближает одно: школа должна быть домом счастья и безопасной средой для участников образовательного процесса. В каждой школе созданы условия для комфортной атмосферы: именно с этой целью каждый учитель ежегодно «отмечается» в каких-либо видах деятельности: в спорте, в музыке, в живописи [9, с. 2].

Педагогическое взаимодействие в Китае имеет следующие аспекты:

- взаимодействие учителей опирается на общую цель в профессиональной деятельности;

- взаимодействие основано не только на обмене информацией, но и на общении с учетом психологических особенностей каждого учителя;

- взаимодействие учителей происходит как в ситуации лицом к лицу, так и в условиях использования инструментов дистанционного взаимодействия;

- межличностные отношения отражаются на атмосфере коллектива и на формировании социального образовательного пространства;

- при взаимодействии учителей следует придерживаться определенных нравственно-этических норм поведения.

На основании этого можно сказать, что процесс взаимодействия учителей китайскими исследователями понимается как восприятие самого себя и общение с другими учителями. Он представляет собой не только внешнее проявление взаимодействия - вербальное и невербальное общение, но и психологическое взаимодействие: рост знаний, изменение идей, позитивное эмоциональное отношение и многое другое. Построение результативного взаимодействия учителей основывается на организационно-управленческих условиях школ.

В течение 20 лет в Китае руководство школ принимает активные меры по повышению мотивации учителей. К ним относятся: повышение оплаты труда учителей, создание условий труда и возможностей для совершенствования педагогической практики, внедрение демократического управления для повышения статуса учителей в обществе. Все это способствует укреплению сплоченности школы как единого целого.

Каждое образовательное учреждение в Китае функционально: имеется необходимое оборудование для качественного обеспечения образовательного и воспитательного процесса. Несмотря на то, что у родителей есть возможность выбора школы, каждое учреждение гарантирует качественное образование. Данный принцип является ведущим и основан на выполнении главной задачи государства: воспитание здоровой нации.

В педагогических воззрениях в Китае существует много теорий об организационно-управленческой деятельности в различных системах, можно назвать работы таких ученых, как Чжао Минь, Цзян Саоцзюнь, Сунь Яньбинь, Чэнь Сюйюань, Ян Хайлянь, Лу Син, Ли Сяньвэй, Пэй Лин, Чжао Минь которые утверждают, что права, обязанности, ответственность, учителей и другие элементы систе-

мы управления должны быть равными.

Сунь Яньбинь считает, что школьные администраторы в соответствии с требованиями реформы учебных программ обязательного образования осуществляют творческий подход к планированию, побуждению к взаимодействию в организационно-управленческой деятельности школы, к выполнению центральной задачи образования - достижению качества воспитания человека. С этой целью, например, в школах Пекина при сохранении традиционной системы образовательного процесса реализуются новые управленческие технологии, которые направлены не на выживание, а на стабильность и удовлетворенность в работе [3, с. 23].

В большинстве школ Китая учебный процесс построен таким образом:

- отсутствие домашних заданий в условиях пятидневной нагрузки;

- организация промежуточной аттестации с 1-го по 12 класс;

- создание всех условий для спорта и совершенствования направлений физического воспитания.

Организационно-управленческая деятельность в китайских школах направлена на признание человека как главной ценности. Исходя из этой идеи, результативное взаимодействие учителей строится на соблюдении и реализации на практике ряда управленческих условий:

- стимулирование профессиональной активности и устранение негативной эмоциональности учителей, что на практике проявляется в удовлетворении потребности каждого учителя в продолжении образования, включая различные курсы переподготовки, семинары, международные конференции, в позитивной атмосфере в учительской среде: адекватных взаимодействий в системах: «учитель -учитель», «администратор - учитель»,

потребности учителей в саморазвития и самопрезентации [10, с. 21];

- уважение личности учителя в обществе, понимание его мыслей и чувств, проявление снисходительности к ошибкам, создание безопасных условий;

- акцентирование внимания на развитие профессионализма всего коллектива, руководство школ создает условия для повышения профессиональной компетентности коллектива учителей;

- создание условий для гармоничного взаимодействия учителей - это возможно только при соблюдении принципов доверия и учета жизненного потенциала. В Китае в каждой школе существует «собрание представителей учителей (педсовет]» для защиты членов коллектива, для участия в демократическом управлении и контроле, для улучшения современной системы школьного образования, для содействия строительству и развитию правовой школы. В «Плане реформы образования и развития Китая в 2010-2020 годы» отмечено, что школа должна стать приоритетным направлением в развитии республики. С этой целью увеличиваются вложения в систему образования для изменения социального статуса учителей в обществе.

Учителя с учётом стратегии и целей развития школ самостоятельно находят пути решения проблем, определяют методику и технологию, что отражается на характере взаимодействия. Особое значение в управлении придается развитию международных связей, тесному сотрудничеству с образовательными учреждениями России. Примером может служить тесное содружество педагогов двух партнеров - МПГУ и Вэйнаньского педагогического университета, что позволяет изучать опыт друг друга и использовать в плане повышения результативности процессов взаимодействия в различных системах.

Литература

1. Фу Явэй. Попытка взаимодействия «учитель - учитель», «ученик - ученик» / Фу Явэй // Географическое обучение. - 2007. - №12. - С. 26-28.

2. Москва-Пекин: столичные директора оценили опыт китайских коллег // Учительская газета. - 2013. - № 48.

3. Витвицкая Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ОГУ. - 2005. - № 10. - Т.1. Гуманитарные науки. - С.77-82.

4. Сунь Яньбинь. Мысли и практика о пересоздании системы управления учителей средней школы // Педагогический институт в провинции Синьцзян. - 2011. - № 3. - С. 23-27.

5. Чжан Чуньсин. Психологический словарь. - Изд-во Дун Хуа, 1989. - 600 с.

6. Чжан Жэньин. Социальный словарь. - Изд-во Шанхай, 1992. - 690 с.

7. Суртаева Н. Н., Ци Юе. Вопросы взаимодействия в системе «учитель - ученик» в научной литературе // Материалы 17 международной научно-практ. конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании». - СПб.: Экспресс, 2016. - С. 284-286.

8. Белоухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики. - М., 2007. - 128 с.

9. Баранский В. Е. Правила этики поведения педагогических работников. - М., 2016. - 30 с.

10. Чэнь Сюйюань. С точки зрения учителей о реформировании учебных программ основного образования. - Изд-во Северо-Восточного педагогического университета, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.