Научная статья на тему 'Высшая школа на региональном рынке интеллектуальной собственности'

Высшая школа на региональном рынке интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванова Е.Е., Еремина С.Л.

Сегодня высшая школа является базовым элементом региональной инновационных систем, не только как площадка подготовки кадров для инновационной деятельности, но и как источник генерации знаний, поставщик на рынок конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности, инициатор создания инновационной инфраструктуры, входящей в состав региональной. В связи с этим возникла необходимость выработки эффективной системы формирования и использования имеющегося в высшей школе научно-технического и инновационного потенциала, создание системы управления интеллектуальной собственностью (ИС), позволяющих вузам активно участвовать в создании и развитии рынка инноваций, прежде всего в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиванова Е.Е., Еремина С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа на региональном рынке интеллектуальной собственности»

интеллект на продажу

высшая школа на региональном рынке

интеллектуальной собственности

Сегодня высшая школа является базовым элементом региональной инновационных систем, не только как площадка подготовки кадров для инновационной деятельности, но и как источник генерации знаний, поставщик на рынок конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности, инициатор создания инновационной инфраструктуры, входящей в состав региональной. В связи с этим возникла необходимость выработки эффективной системы формирования и использования имеющегося в высшей школе научно-технического и инновационного потенциала, создание системы управления интеллектуальной собственностью (ИС), позволяющих вузам активно участвовать в создании и развитии рынка инноваций, прежде всего в регионе.

Упорядочение этой деятельности направлено на повышение эффективности взаимодействия вузов с академической наукой, крупными промышленными, малыми и средними инновационными предприятиями в масштабах субъекта Российской Федерации.

Инновационная инфраструктура является связующим звеном между сектором науки и бизнесом и создается обычно вокруг университетов при организационной и финансовой поддержке федеральных и региональных властей. Формирование инновационной инфраструктуры позволяет обеспечить доведение разработок до серийного производства

Селиванова Е.Е.

аспирантка

Института

международного

менеджмента

Томского

политехнического

университета,

специалист

Инновационно-

технологического

центра ТПУ

Еремина С.Л.

д-р экон. наук,

профессор,

Институт

международного

менеджмента

Томского

политехнического университета

гжения вузами

правами на объекты ИС,

созданные с привлечением

бюджетных средств,

окончательно не урегулирован

в более короткие сроки, привлечь финансирование на различных этапах реализации проектов, наладить оптимальное сотрудничество с промышленными партнерами и инвесторами. Особенности управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС) вуза обусловлены спецификой университета как государственного образовательного учреждения, а именно: ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятель-ости, бюджетного учета и налогообложения.

есс создания ОИС на всех стадиях инно-ационного цикла необходимо рассматривать во взаимодействии с источниками финансирования работ, влекущее распределение прав на ИС между вузом и заказчиком, что является ключевым вопросом при дальнейшем ансфере и коммерциализации. Примеры спешных проектов Томского политехни-

ого университета показывают необходимость и эффективность финансирования отдельных этапов инновационного цикла за счет различных источников (чем выше степень завершенности разработки, тем меньше участие государства и больше вложений со стороны частных инвесторов). Вместе с тем, вопрос распоряжения вузами правами на ОИС, созданные с привлечением бюджетных средств, окончательно не урегулирован. Вклад в развитие региональной экономики может осуществляться за счет применения вузом различных форм коммерциализации ОИС.

Существенно расширены возможности вуза по использованию разработок в собственном опытном и мелкосерийном производстве в связи с реорганизацией научно-исследовательских институтов при вузах путем их присоединения.

Заключение договоров в сфере использования ОИС вуза (опционных, лицензионных

еативная экономика, 2008, № 7 8

договоров, договоров о распределении прав) _

в основном осуществляется с малыми инно- _

вационными предприятиями региона, учреж- _

денными в рамках программы «Старт» Фонда _

содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере,

а также позволяет отслеживать объемы реа- _

лизованной продукции и, соответственно, _

выплату периодических лицензионных пла- _

тежей. _

Такие формы коммерциализации активно _

используются и позволяют: _

1. Университету - обеспечить внедрение раз- _

работки в производство; осуществить под- _

готовку молодых специалистов по данному техническому направлению; получать лицензионные отчисления от использования ОИС в _

результате выполнения хоздоговорных работ;

2. Промышленному партнеру, инновацион- _

ным предприятиям - получить квалифицированное научно-техническое сопровождение разработки; обеспечить монополию на рынке

в виде исключительных прав на ОИС; полу- _

чать доступ к усовершенствованной технологии на преимущественной основе; снизить затраты на патентование. Однако существует и ряд проблем:

• занижение рыночной стоимости ОИС в _

связи с зачастую низкой готовностью разработки к коммерциализации;

• сокрытием предприятием реальных объемов _

доходов от реализации продукции;

• недобросовестная конкуренция со стороны _

крупных компаний, приобретающих лицензии исключительно в целях

создания барьеров доступа в некоторых случаях конкурентов по использо-

ванию технологий; заключение вузом договора

• обязанность уплатить

налог на прибыль с вне- уступки прав, либо реализационных доходов

(с 1 января 2008 г. всту- создание инновационного

пили в силу изменения в

Налоговый кодекс РФ, пре- предприятия является более

доставляющие освобож-

дение от уплаты ндс опе- предпочтительным

раций по использованию ИС на основании лицензионных соглашений); • неэффективность предоставления прав на использование ОИС предприятиям, осуществляющим мелкосерийное производство. Поэтому в некоторых случаях заключение вузом договора уступки прав, либо создание инновационного предприятия является более предпочтительным. В течение многих лет вокруг вузов г. Томска формируется «пояс» малых научно-производственных предприятий, создаваемых при участии сотрудников. Количество таких предприятий вокруг Томского политехнического университета на сегодня составляет свыше 50 (в том числе, 0 созданы по программе «Старт»)[1, с. 55], о соответствует мировому и российскому ровню развития инновационного предпринимательства университетов[2]. Участие вуза в организации инновационных компаний, в рамках действующего законодательства, может осуществляться через создан-.1е технопарки, бизнес-инкубаторы. Такая ема позволяет созданным предприятиям ь активную позицию на рынке с точки зрения платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности, а для университетов и региона является важной гарантией введения ИС в хозяйственный оборот. Совершенствование деятельности высшей школы по коммерциализации интеллектуальной собственности, обеспечивающее повышение ее эффективности, неизбежно влияет на развитие регионального

__рынка ОИС. Вместе с тем,

школы по коммерциализации для развития региональ-__ного рынка ОИС необходимы комплексные меры, как со стороны региональных властей, так и высшей

__школы, промышленных

влияет на развитие предприятий региона.

__Со стороны университетов

регионального рынка ОИС необходимо повышение

совершенствования

деятельности высшей

интеллектуальной

собственности неизбежно

ивная экономика, 2008, № 7

эффективности деятель- для развития регионального

ности вузов по управле-

нию ис путем: рынка ОИС необходимы

• формирования патент-

но-лицензионной поли- комплексные меры, тики;

• создания инновацион- как со стороны региональных

ной инфраструктуры; _

• применение стимулиру- властей, так и высшей школы

ющих мер, направленных _

на создание конкурентос- и промышленных пособных разработок;

• инсталляции системы предприятий региона

менеджмента качества, описывающей процессы управления ИС;

• применение программно-целевого подхо- _

да и оценка деятельности вуза по управлению

ИС на основе системы абсолютных и относительных, количественных и качественных показателей.

Со стороны промышленных предприятий возможно:

• формирование научно-технических про- _

грамм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• направление заказов на выполнение НИОКР _

в университеты;

• повышение уровня мотивации в приобрете- _

нии технологий вузов.

Органы государственной власти субъекта _

Российской Федерации могут обеспечить:

• определение основных направлений регио- _

нальной политики в сфере инноваций;

• предоставление участникам инновацион- _

ной деятельности льгот по уплате налога на прибыль в части, зачисляемой в областной

бюджет, налога на имущество организаций; предоставление имущества, находящегося

в собственности области в аренду на льгот- _

ных условиях, в безвозмездное пользование,

в доверительное управление, а также в иных _

формах; получение инвестиционного нало- _

гового кредита; субсидирование процентной ставки по кредитам;

• финансирование НИР и ОКР и урегули- _

рование вопросов распоряжения правами

образование и бизнес _> 1

интеллектуальной собственности и той базы, на которой создаются продукты, финансируемые из регионального бюджета; • создание системы учета ОИС, позволяющей упорядочить деятельность по разработке ОИС за счет средств регионального бюджета и обеспечить мониторинг использования и коммерциализации таких результатов; • расширение спектра финансово-административных инструментов.

Причем региональные возможности по предоставлению налоговых и иных льгот субъектам инновационной деятельности, являются достаточно широкими и сравнимы с льготами, предоставляемыми резидентам особых экономических зон технико-внедренческого типа (например, в отношении налога на имущество организаций, налога на прибыль). Реализация указанных выше мероприятий должна создать условия для дальнейшего формирования регионального рынка ИС на основе конкурентоспособных разработок высшей школы, позволить удовлетворить потребности территории в новых технологиях и обеспечить устойчивое инновационное развитие субъектов РФ.

Литература

1. Наука ТПУ в цифрах и фактах. Итоги научно-исследовательской деятельности 2006 года: сборник/ составитель О.С. Коваленко, К.С. Костиков. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2007. - 137 с.

2. Зинов В.Г. Прибыли ученых: Урегулирование конфликтов интересов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www. cnews.ru/comments/2002/11/01/content1. shtml. - Загл. с экрана.

креативная экономика, 2008, № 7

92

со стороны университетов необходимо повышение

эффективности деятельности

вузов по управлению интеллектуальной собственностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.