Научная статья на тему 'Опыт функционирования инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета'

Опыт функционирования инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов Виктор Алексеевич, Дмитриенко Виктор Петрович, Негруль Владимир Вячеславович, Селиванова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт функционирования инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета»

опыт функционирования

инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета

в. А. ВЛАСОВ,

д. ф.-м. н., проректор по научной работе и инновациям

В. П. ДМИТРИЕНКО,

к. х. н., зам. проректора по научной работе и инновациям

В. В. НЕГРУЛЬ,

директор Инновационнотехнологического центра

е. е. селиванова,

специалист Инновационнотехнологического центра, аспирант

Томский политехнический университет

Сектор высшей школы играет важную роль в построении региональной инновационной системы как ее базисный элемент. Особое значение научно-образовательный комплекс приобретает для развития инновационного потенциала Томской области. Участие университетов г. Томска в региональных инновационных процессах неразрывно связано с разработкой и внедрением системы управления результатами научно-технической деятельности и направлено на формирование и развитие инновационного потенциала самих универистетов, генерацию конкурентоспособных знаний и их коммерциализацию через созданную региональную инновационную инфраструктуру.

В нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует четкое определение инновационной инфраструктуры;феде-

ральный закон об инновационной деятельности в настоящее время не принят. Однако в законе Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» под инфраструктурой инновационной системы понимаются совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности включая предоставление услуг по созданию и реализации инноваций: офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий; технопарки; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; венчурные фонды [1].

Из данного определения следует, что частью региональной инновационной инфраструктуры является инновационная инфраструктура университета. Под инно-

вационной инфраструктурой вуза понимается совокупность структурных подразделений, а также созданных с участием университета юридических лиц, которые в ходе осуществления инновационной деятельности осуществляют доведение результатов интеллектуальной деятельности до результата, пригодного для практического использования и реализации на рынке, а также связанную с этим деятельность по освоению новшеств в производстве и у потребителей [2].

Определение оптимальной формы создания инновационной инфраструктуры университета — в виде структурного подразделения, либо самостоятельного юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) — зависит от различных факторов (табл. 1):

На разных этапах инновационного цикла эффективна организация деятельности различных

Таблица 1

Критерии создания различных элементов инновационной инфраструктуры вуза

п/п № Критерии Офис коммерциализации технологий (структурное подразделение вуза) центр трансфера технологий (некоммерческая организация) технологический бизнес-инкубатор (коммерческая организация)

1. Цели и направления деятельности Выявление коммерчески перспективных научных разработок и продвижения их на рынок Сопровождение процесса использования и внедрения интеллектуальной собственности Инкубирование инновационных предприятий и оказание им комплексной поддержки

2. Порядок создания Решение о создании нового структурного подразделения принимает Ученый совет вуза, на основании которого ректором издается приказ о создании элемента инновационной инфраструктуры как подразделения вуза В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» Противоречивым является вопрос создания государственным учреждением юридических лиц различной организационно-правовой формы. Нормами ГК РФ такая возможность прямо предусмотрена, однако бюджетным законодательством такому праву придан разрешительный характер. Действует запрет для федеральных учреждений направлять средства, полученные от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на создание других организаций.

3. Участие вуза в управлении Непосредственное администрирование Договорные отношения, руководство через органы управления Договорные отношения, руководство через совет директоров

4. Возможности по привлечению финансирования Широкие возможности по привлечению бюджетного финансирования Возможности по привлечению как бюджетного, так и внебюджетного финансирования Более широкие возможности по привлечению внебюджетного финансирования — венчурные фонды, бизнес-ангелы, кредиты, займы

5. Условия получения налоговых льгот и экономических преференций Льготы для образовательных учреждений, участников инновационной деятельности Льготы и преференции для некоммерческих организаций,участников инновационной деятельности Льготы и преференции для льгот для участников инновационной деятельности

6. Наличие помещений Офисное помещение закрепляется вузом Требуется наличие офисных помещений Требуется наличие офисных и производственных площадей

7. Категории клиентов Ориентация на разработчиков вуза Ориентация на разработчиков вузов региона и малые инновационные предприятия Ориентация на малые инновационные предприятия

8. Степень доверия со стороны клиентов (в том числе условия сохранения конфиденциальной информации) Степень доверия разработчиков — работников образовательного учреждения более высокая Степень доверия со стороны малых предприятий более высокая Степень доверия со стороны малых предприятий более высокая

9. Взаимодействие с региональными промышленными партнерами В основном — в рамках сопровождения при выполнении хоздоговоров, реализации инновационных проектов, заключении лицензионных соглашений В основном — в рамках реализации инновационных проектов, заключении лицензионных соглашений В рамках совестного выполнения проектов, совместной деятельности, создания новых предприятий под проекты

типов элементов инновационной инфраструктуры вуза, обеспечивающая функциональную схему участия служб и подразделений университета в управлении интеллектуальной собственностью.

Очевидно, при вузе необходимо создание различных элементов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих движение по инновационному циклу на различных стадиях. Инфраструктура инновационной деятельности ТПУ

представляет собой совокупность следующих структурных подразделений университета, а также созданных с участием университета юридических лиц (рис. 1):

■ Инновационно-технологический центр (ИТЦ), проводит отбор коммерчески перспективных научных разработок университета, экономическое, нормативно-техническое и правовое сопровождение процесса формирования и реализации

инновационных проектов, основанных на разработках университета;

■ центр трансфера технологий (отдел по коммерциализации, трансферу инноваций и связи с рынком ИТц) осуществляет трансфер и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности университета;

■ Студенческий бизнес инкубатор (СБИ) содействует развитию НИР студентов и молодых

ученых, проводит тренинги личностного и профессионального роста, готовит студенческие команды для маркетингового, экономического и технического сопровождения инновационных проектов;

■ ООО «Технологический инкубатор Томского политехнического университета» (ТИ ТПУ) организует создание и инкубирование инновационных предприятий, использующих интеллектуальную собственность ТПУ.

Также необходимо формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента вуза, опирающейся на специализированные подразделения трансфера технологий и интеллектуальной собственности, управляющих инновационными проектами, создаваемыми на их базе бизнесами и интеллектуальными ресурсами. В ТПУ общее руководство инновационной деятельностью осуществляет ректор. Руководство инновационной деятельностью в сфере научно-исследовательской работы осуществляет проректор по научной работе и инновациям. Оперативное руководство осуществлением инновационной деятельности в сфере научных исследований возлагается на его заместителя. координация инновационной деятельности осущест-

вляется Советом по инновационной политике.

В России организация элементов инновационной инфраструктуры вузов осуществляется при активной поддержке со стороны федеральных и региональных властей. Например, в Томской области организация элементов инновационной инфраструктуры сопровождается финансированием из регионального бюджета в рамках областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности Томской области». В период 2002-2008г.г. объем финансирования составил 104 млн. руб. Указанная финансовая поддержка обеспечила:

• создание и организацию деятельности элементов инновационной инфраструктуры;

• поддержку текущей деятельности, функционирования элементов инновационной инфраструктуры;

• развитие и совершенствование элементов инновационной инфраструктуры.

Финансирование создания и организации деятельности элементов инновационной инфраструктуры осуществляется на паритетных началах с университетами. Стимулирование и повышение эффективности деятельности инновационной инфраструктуры университетов вносит вклад в развитие региона за счет внедрения

новых технологий, создания наукоемкой и инновационной продукции, учреждения малых инновационных предприятий, создания новых рабочих мест, что создает предпосылки для успешного развития регионального и российского рынка инноваций.

Инновационная инфраструктура является связующим звеном между научным сектором и бизнесом. Формирование инновационной инфраструктуры позволяет обеспечить доведение разработок до стадии серийного производства, привлечь финансирование инновационных проектов на различных стадиях, наладить оптимальное взаимодействие с промышленностью и бизнесом.

Инновационная инфраструктура может осуществлять коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в различных формах, которые определяются исходя из многоаспектного характера этих объектов и специфики образовательных учреждений:

1. использование ОИС в собственном производстве;

2. передача прав на использование ОИС по лицензионному договору (прав на ноу-хау по опционному договору);

3. передача прав на ОИС по договору уступки;

4. совместное использование прав на ОИС, предполагающее вознаграждение;

5. внесение прав на ОИС в качестве вклада в состав имущества юридических лиц. Существенно расширены возможности вуза по использованию разработок в собственном опытном и мелкосерийном производстве в связи с реорганизацией научно-исследовательских институтов при вузах путем их присоединения [3].

заключение вузом договоров в сфере использования ОИС (опционных, лицензионных договоров, договоров о распределении прав на ОИС) в основном осуществляется в региональном масштабе с малыми предприятиями, учрежденными в рамках программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых

■ Рис. 1. Инфраструктура инновационной деятельности ТПУ

■ Рис. 2. Динамика вовлечения в хозяйственный оборот ОИС ТПУ

форм предприятий в научно-технической сфере, что зачастую обусловлено наличием возможности отслеживать объемы реализованной продукции и соответственно выплату периодических лицензионных платежей. Начиная с 2004 года в рамках программы «СТАРТ» создано 19 малых инновационных предприятий, организованных с участием сотрудников университета и на основе ОИС ТПУ.

В настоящее время действует 23 соглашения в сфере использования объектов интеллектуальной собственности ТПУ из них (рис. 2):

— 8 лицензионных договоров;

— 5 договоров о передаче исключительных прав на ОИС;

— 10 договоров о распределении прав на ОИС, предполагающие денежные отчисления в университет.

Полученные ТПУ за последние 2 года отчисления от действующих лицензионных соглашений составили около 1,5 млн. руб. и позволили многократно окупить первоначальные вложения в отдельные разработки.

Важным показателем эффективности деятельности по управлению ОИС на региональном уровне является количество инновационных компаний, входящих в «инновационный пояс» университетов — научно-производственных предприятий, созданных сотрудниками вуза, использующих интеллектуальную собственность вуза на законном основании, размещаемые на площадях университета и активно привлекающих студентов для реализации инновационных проектов. Например, в состав «инновационного пояса» ТПУ входит более 53 малых предприятий, работающих в различных отраслях промышленности (рис. 3).

действующая система поддержки малых инновационных предприятий в конструкторско-технологическом бизнес-инкубаторе Томской области, управляющей компанией которого выступает ООО «Технологический инкубатор ТПУ», обеспечила размещение и поддержку 11 пред-

приятий-резидентов с объёмом реализации инновационной продукции более 10 млн. руб.

В связи с созданием на территории Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ТВз) ТПУ имеет перспективы для развития и совершенствования деятельности в сфере коммерциализации и трансфера разработок, создания и внедрения современных технологий подготовки кадров для инновационной деятельности в ТВз. В ТПУ ведутся разработки по всем обозначенным направлениям деятельности ТВз: новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии и медицинское приборостроение, информационные технологии и электроника. В 2007-2008 г.г. 3 предприятия «инновационного пояса» ТПУ стали резидентами ТВз с проектами: «Системы сбора и передачи данных для труднодоступных подвижных объектов» (ООО «НПц

СТРЕлА»), «Разработка и изготовление малогабаритных источников рентгеновского излучения и дефектоскопических комплексов на их основе» (ООО «Фотон») и «Создание автоматизированного аналитического комплекса для контроля токсичных и контролируемых примесей и характеристик в пищевых, экологических, биологических объектах» (ООО «Томь-аналит»). целью вышеназванных проектов является разработка и расширение производства наукоемкой продукции для отечественного и зарубежного рынков.

Важную роль в подготовке кадров для инновационной деятельности выполняет государственная программа У.М.Н.И.к. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, сочетающая научноисследовательскую и образовательную компоненты поддержки талантливой научной молодежи. В

■ Рис. 3. Распределение инновационных предприятий ТПУ по отраслям промышленности

настоящее время ТПУ совместно с ООО «центр перспективных технологий» проводят организационно-финансовое сопровождение 59 молодых ученых, аспирантов и студентов участников программы У.М.Н.И.К. Поддержка молодежных проектов НИОкР в рамках программы У.М.Н.И.к. создает реальную перспективу реализовать полученные наработки, создав малое инновационное предприятие по программе «СТАРТ» или иным образом осуществить введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Одно из направлений деятельности инновационной инфраструктуры — выступление с инициативами по изменению и совершенствованию действующего законодательства. к примеру, в рамках проекта «Развитие и совершенствование законодательной базы, касающейся инновационного развития региона» ТПУ совместно с Администрацией Томской области разработаны реальные механизмы поддержки инновационных предприятий на территории Томской области.

Формами государственной поддержки и стимулирования инновационно-активных компаний определены:

— установление пониженной ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с законодательством Томской области;

— предоставление льгот по уплате налога на имущество организаций, в соответствии с законодательством Томской области;

— получение инвестиционного налогового кредита в соответствии с действующим законодательством Томской области;

— предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, ока) процентной ставки по кредитам в соответствии с действующим законодательством Томской области;

— предоставление государственных гарантий Томской области

для обеспечения надлежащего исполнения субъектами инновационной деятельности их обязательств перед кредитными, заемными организациями в соответствии с действующим законодательством Томской области. Создание механизмов адресного применения указанных мероприятий окажет значительное влияние на развитие регионального рынка инноваций и экономики субъекта Российской Федерации.

Инновационная инфраструктура вуза, а также подразделения, содействующие процессу коммерциализации и трансфера ОИС, интегрированные в инновационную систему региона, несмотря на существующие ограничения и проблемы, позволяют организовать процесс создания конкурентоспособных ОИС и обеспечить структурно-функциональную базу такого процесса.

Масштабное тиражирование в регионах уже созданных и по-

ложительно зарекомендовавших себя элементов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев, формирование нормативно-правового и методического обеспечения функционирования элементов инновационной инфраструктуры позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение получаемых в научно-техническом секторе новых знаний к рынку по всему инновационному циклу [4].

Литература

1. Закон Томской области от 28 августа 2008 г. N 1601-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области»//Спра-вочно-правовая система «Гарант».

2. Положение Об инновационной деятельности ТПУ/Утверждено приказом ректора ТПУ № 157/ОД от 01.12.2004.

3. Наука ТПУ в цифрах и фактах. Итоги научно-исследовательской деятельности 2007 года: сборник / составитель О. С. Коваленко, К. С. Костиков. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. — 110 с.

4. Малиновский А. В. Центры трансфера технологий — звено между наукой и бизнесом // Инновации 2004, № 3 с. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.