Научная статья на тему 'Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета'

Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов Виктор Алексеевич, Дмитриенко Виктор Петрович, Клименов Василий Александрович, Негруль Владимир Вячеславович, Селиванова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета»

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

Роль университета

в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета

В. А. Власов,

д. ф.-м. н., проректор ТПУ по научной работе

В. П. Дмитриенко,

к. х. н., зам. проректора ТПУ по научной работе

В. А. Клименов,

д. т. н., директор Юргинского технологического института при ТПУ

В. В. Негруль,

к. ф.-м. н., директор Инновационнотехнологического центра ТПУ

Е. Е. Селиванова,

специалист Инновационнотехнологического центра ТПУ, аспирант ТПУ

М.Н. Мейснер,

специалист Инновационнотехнологического центра ТПУ, аспирант ТПУ

Развитие национальной инновационной системы России во многом определяет роль и место университетов в процессе реализации государственной инновационной политики, обеспечивающей стратегическое управление создаваемой интеллектуальной собственностью и комплексный подход к совершенствованию научной, образовательной и предпринимательской деятельности университетов. В современных условиях устойчивое развитие университета мирового уровня может быть обеспечено только путем вхождения в национальную инновационную систему при тесном взаимодействии с академической наукой, промышленностью и бизнесом, интеграции в международное научно-образовательное и инновационное пространство.

В современной теории национальная инновационная система (НИС) определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу для

формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс [1]. Таким образом, эффективность инновационного развития экономики зависит не только от деятельности самостоятельных экономических агентов (фирм, научных организаций, вузов и др.) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с такими общественными институтами, как ценности, нормы, право и др. [2].

Основными элементами НИС являются:

> источники инноваций — объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров;

> инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска;

> источники финансирования движения по инновационной цепочке — государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц (бизнес-ангелов), венчурные фонды, банки;

> источники кадров для инновационной деятельности, как в управлении, так и в производственном процессе;

> органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке. Технологическую базу НИС составляют организации, осуществляющие научные исследования и разработки, в том числе академические, отраслевые институты, вузовская наука, научно-производственные предприятия и крупные корпорации, осуществляющие массовый выпуск наукоемкой продукции.

Роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:

> генерация объектов интеллектуальной собственности (ОИС), способных выступить объектами коммерциализации;

> формирование инновационной инфраструктуры (офисы коммерциализации, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса);

> организация малых наукоемких предприятий, активно взаимодействующих с вузом;

> подготовка кадров для инновационной деятельности;

> формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

Наиболее комплексно выполнение указанных задач можно реализовать в рамках университета инновационного типа, как адаптивного к требованиям внешней среды функционирующего и интенсивно развивающегося академического комплекса коллективного предпринимательства. Университет осуществляет свою деятельность в конкурентной среде оте-

чественных и зарубежных профильных рынков наукоемкой продукции, научного обслуживания и инновационной деятельности [3].

На сегодняшний день основная проблема, стоящая перед российскими университетами и другими организациями, проводящими научные исследования, заключается в ограниченном использовании накопленного инновационного потенциала, выраженного в количестве получаемых патентов, зарегистрированных научных открытий, всемирно признанных научных школ и т. п. Для многих университетов характерно отсутствие направленности научных исследований в соответствии с мировыми передовыми тенденциями развития технологий и четкой ориентации на конечного потребителя. Отсюда безрезультатные попытки реализовать имеющиеся разработки вне зависимости от наличия спроса на рынке.

Активное становление университета, как субъекта предпринимательской инфраструктуры региональной экономики, сформировало потребность в выработке системы эффективного использования имеющегося в Томском политехническом университете инновационного потенциала и ориентации проводимых НИОКР на потребности отечественного и зарубежного рынков. Следует отметить, что объем НИОКР проводимых ТПУ в 2005 г. составил практически половину объемов вузов Томска и 20,4% от вузов СФО. Около 50% объемов НИОКР выполняется для промышленных предприятий Томской области. Объем зарубежных контрактов составил около 10% от объема 430 вузов и научных организаций Рособрнауки. Ежегодно патентуется более 100 изобретений и полезных моделей на территории России и зарубежных стран.

Изучение и анализ задела научно-технических разработок и изобретений на начальном этапе управления инновациями позволяет отработать механизм

Рис. 1. Процесс управления инновациями от НИОКР до создания малых инновационных предприятий (МИП) в ТПУ

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

пополнения и использования инновационного потенциала университета, в том числе, путем повышения уровня качества организации научных исследований и разработок; выполнения приоритетных НИОКР; усиления взаимодействия с академической и отраслевой наукой, промышленностью; изучения российских и мировых тенденций развития уровня техники и технологий. Для этих целей в ТПУ создается экспертно-аналитическая система управления и анализа показателей структурных подразделений и университета в целом по различным направлениям деятельности, позволяющая отслеживать тенденции развития научных направлений, выявлять перспективные разработки и научно-технические идеи, эффективно перераспределять финансовые потоки университета.

Этапы управления инновациями в ТПУ от проведения НИОКР до создания малых инновационных предприятий (МИП) представлены на рис. 1. Приведенные количественные показатели соответствуют мировой практике по процентному соотношению создаваемых разработок и успешно реализованных инновационных проектов. Проведение всех представленных этапов управления инновациями обеспечивает выявление разработок, доведение их до стадии промышленного образца, оформление пакета нормативно-технической, экономической и юридической документации, необходимой для вывода разработок на рынок и организации производств. В рамках реализации «Комплексной программы развития ТПУ на 2006-2010 гг.» предусмотрено выполнение ряда проектов целевой программы развития «Коммерциали-

Рис. 2. Система управления интеллектуальной собственностью в ТПУ

зация и трансфер научно-технических разработок и образовательных продуктов на 2006-2010 гг.», призванных обеспечить лидирующее положение и повышение конкурентоспособности ТПУ в стране и мире в области трансфера технологий, коммерциализации разработок и образовательных продуктов, создания инновационных предприятий.

Результативность и эффективность реализации названных выше этапов инновационного процесса в вузе определяется уровнем организации системы управления интеллектуальной собственностью. На рис. 2 представлена созданная в ТПУ система управления ОИС, основные принципы которой закреплены в положениях ТПУ «Об инновационной деятельности ТПУ» и «Об интеллектуальной собственности ТПУ».

Ключевым вопросом, возникающим при коммерциализации ОИС, является вопрос о распределении прав на результаты научно-технической деятельности. Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в ходе выполнения НИР, ОКР, технологических и иных работ, определяется в договоре и возможно в следующих вариантах: права на созданные ОИС принадлежат университету в полном объеме; университету и стороннему юридическому лицу совместно; контрагенту по договору. Несмотря на ряд положительных примеров взаимовыгодного научно-производственного сотрудничества ТПУ с такими ведущими компаниями как ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Сибирский химический комбинат», ОАО «ФСК РАО ЕЭС», ОАО «Транснефть», ОАО «Газпром», ОАО «АФК Система», урегулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности сталкивается со следующими проблемами:

> слабая рыночная ориентация НИР университетов;

> низкая степень завершенности разработок;

> вложение промышленным партнером финансовых средств и, как следствие, нежелание каким-либо образом предоставлять университету права на создаваемые ОИС;

> особенности налогообложения и бюджетного учета в университетах;

> ограниченные возможности университета по ведению предпринимательской деятельности;

> несовершенство нормативно-правовой базы. Несмотря на высокую взаимную заинтересованность сторон в сотрудничестве, предприятия зачастую настаивают на закреплении за ними всей полноты прав на ОИС. Для университетов же договор о распределении прав на ОИС, предусматривающий отчисления от использования ОИС, является одной из форм коммерциализации ОИС и источников получения дохода. Помимо этого, при заключении лицензионных соглашений вузы сталкиваются с сокрытием лицензиатом реальных объемов доходов пред-приятиями-лицензиатами, недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний, приобретающих лицензии не для использования в собственном производстве, а исключительно в целях перекрытия возможностей конкурентов по использованию технологий. Низкая мотивация промышленности, некото-

рая степень недопонимания (или ложные ожидания) того, что представляют собой такие партнерства, отношение к ним просто как к инструменту финансирования обусловливают ограниченное их число, размер, технологический масштаб и географическое распространение [4].

Зачастую, территориальная удаленность партнеров и усложненный механизм совместного владения и реализации прав на ОИС с зарубежным партнером, не всегда позволяют получать реальный доход от использования ОИС и затрудняют в полной мере распоряжаться правами на ОИС. Распределение прав на создаваемые ОИС должно являться частью патентно-лицензионной политики университетов.

Патентно-лицензионная политика университетов США, как правило, направлена не на продажу разработанных технологий, а на передачу права на их использование на основе лицензионных соглашений. В некоторых наукоемких отраслях промышленности доля патентов, принадлежащих университетам, составляет: 18% (генная инженерия), 12% (молекулярная и микробиология), 11%

(технология сверхпроводимости), 10% (фармакология), 5%

(роботы) [5].

В ТПУ на сегодняшний день действует 14 соглашений в сфере коммерческого использования ОИС. Вместе с тем, формирование «пояса» инновационных предприятий и построение холдинговой системы инновационного бизнеса позволяют наиболее эффективно коммерциализовать ОИС и претендовать на большие объемы доходов по сравнению с предоставлением лицензии малому предприятию, осуществляющему мелкосерийное производство.

Университеты играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства в регионе не только как источники генерации интеллектуальной собственности — базового направления деятельности компании, но и как организации инновационной инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, стимулирующие рост количества малых инновационных предприятий. Общие задачи по созданию региональной инновационной инфраструктуры, стоящие перед органами власти и университетами, можно сформулировать следующим образом:

► образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

► развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности в регионе (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и т. п.);

► содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы;

► развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.

Особое внимание следует уделить развитию производственно-технологической инфраструктуры, в частности, организации технопарков и бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день в России создано около 80 технопарков, преимущественно при университетах. Однако реально действующих технопарков значительно меньше. Так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую прошли около 30 технопарков, при этом чуть более 10 из них были признаны отвечающими международным стандартам. Для снижения темпов организации технопарков с участием университетов в Росси существуют объективные причины. В настоящее время Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» предусматривает, что средства, полученные от осуществления предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций. Вместе с тем участие университетов в создании технопарков, бизнес-инкубаторов и высокотехнологичных компаний расширяет возможности университета по активизации инновационной деятельности и направлению средств в процесс генерации знаний. Однако в 2004 г. такая возможность существовала, и Томским политехническим университетом учреждено ООО «Технологический инкубатор Томского политехнического университета» (ТИ ТПУ) с внесением в качестве вклада в уставный капитал прав на ОИС. Создание ТИ ТПУ явилось логическим финалом формирования в ТПУ завершенного инновационного цикла, и позволило выстроить систему управления интеллектуальной собственностью, обеспечивающую формирование холдинговой структуры инновационных предприятий, и обеспечить поступление средств от использования интеллектуальной собственности в среду генерации знаний университета. В настоящее время с участием ТИ ТПУ учреждено 8 малых инновационных предприятий. В связи с определением в 2005 г. ТИ ТПУ в качестве управляющей компании Конструкторско-технологического бизнес-инкубатора Томской области, созданного на средства Минэкономразвития и администрации Томской области, значительно расширились возможности ТПУ по инкубированию предприятий, созданных на основе ОИС ТПУ.

Вместе с тем, в течение многих лет вокруг ТПУ формируется «пояс» малых научно-производственных предприятий, создаваемых при участии сотрудников ТПУ, число которых на сегодня составляет свыше 50, в том числе 12 предприятий созданы в 2004-2006 гг. по программе СТАРТ Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Данный показатель соответствует мировому и российскому уровню развития инновационного предпринимательства университетов. Так в Массачусетском технологическом университете (США) учреждается около 19 компаний в год [6]. В

Университеты играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства в регионе не только как источники генерации интеллектуальной собственности — базового направления деятельности компании, но и как организации инновационной инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, стимулирующие рост количества малых инновационных предприятий.

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006

России, по данным Минобразования, к 2005 г. создано около 2000 малых инновационных предприятий при университетах: при МГУ — 45; при технических университетах Санкт-Петербурга — около 100 фирм [7].

Более высокой формой интеграции ТПУ с промышленностью и бизнесом, в том числе зарубежными партнерами, является организация предприятий с иностранным участием через ТИ ТПУ, что приобретает особую актуальность в связи с созданием на территории Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ), в соответствии с постановлением Правительства РФ № 783 от 21.12.05 г. В ТПУ ведутся разработки по всем обозначенным в ТВЗ направлениям, и университет имеет реальные возможности для развития научного и инновационного потенциала, создания и внедрения современных технологий мирового уровня, совершенствования деятельности в сфере коммерциализации и трансфера разработок на российский и зарубежный рынки.

Стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности на фоне содействия в реализации сотрудниками университета своего творческого потенциала является важным звеном в цепи мероприятий по формированию конкурентного, инновационного мышления, направленного на решение стратегических задач университета и развития НИС. Потому сегодня так актуальна подготовка высококвалифицированных кадров, в первую очередь молодых, способных не только управлять инновационными процессами, но и реализовывать их на деле.

Развитие инфраструктуры подготовки кадров для инновационной сферы включает в себя:

► поддержку создания коучинг-центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции;

► создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и формирование инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах;

► разработку перечня квалификационных требований к специалистам в области инновационной деятельности;

► формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности;

► организацию обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента;

► развитие сети центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере;

► реализацию программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.

Одним из основных принципов трансформации традиционного университета в университет инновационного типа является создание системы подготовки элитных специалистов. С 2003 г. в ТПУ действует уникальный проект системы элитного технического

образования (ЭТО), в рамках которого на ряде факультетов внедрены проблемно-ориентированные методы и проектно-ориентированные технологии обучения в инженерном образовании. Цель проекта — подготовка специалистов будущего, команд профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции, и быстрые позитивные изменения в экономике страны. В результате реализации проекта достигается новое качество инженерного образования, обеспечивающего комплекс компетенций, включающий фундаментальные и технические знания, умение анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе [8].

Вовлечение студентов в процесс коммерциализации разработок и инновационную деятельность в ТПУ ведется через студенческий бизнес-инкубатор (СБИ). В бизнес-инкубаторе студенты приобретают опыт комплексного решения задачи коммерциализации наукоемких проектов с распределением функций и ответственности между членами бизнес-команды, развивают лидерские и предпринимательские навыки в процессе проведения деловой игры «Капитал». Через деловую игру «Капитал» уже прошло более 200 студентов ТПУ и других вузов города. Результатом работы стало создание студентами ТПУ двух малых предприятий.

Тем не менее, для ускорения трансформации российской экономики в экономику знаний необходимы решительные действия по формированию правового поля в сфере использования и внедрения инноваций, пронизывающего не только все сферы инновационной деятельности, но и нашедшего отражение в иерархичной системе нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня.

Литература

1 S. Metcaife. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. In: Stoneman P. (cd.). Handbook of the Economics of Innovation and Technical Change. London, Blackwell, 1995.

2 K. Smith. The Systems Challenge to Innovation Policy. In: W. Polt, B. Weber (eds.). Industric und Glueck. Paradigmenwechsci in der Industrie und Technologiepolitik. Vienna, 1996.

3 В. А. Власов, В. А. Клименов, Е. Е. Селиванова. Мировой уровень интеграции ТПУ с академической наукой, промышленностью и бизнесом как фактор конкурентоспособности уни-верситета.//Сборник трудов международной конференции «Инженерное образование и наука в мировом пространстве», 1-2 июня 2006 г. Томск.

4 Государственно-частное партнерство. Основные результаты и рекомендации: Международная Конференция ОЭСР. http:// ipr.inage.ru/ppp/actions.ru.html

5 И. Ф. Леонов. Концепция управления деятельностью в области ИС Университета. http://www.unipat.pu.ru/Russian/ policy_txt.html

6 В. Г. Зинов. Прибыли ученых: Урегулирование конфликтов интересов. http:// www.cnews.ru/comments/2002/11/01/ content1.shtml

7 http://www.ntpark-mgu.ru

8 Б. Л. Агранович, Ю. П. Похолков, В. Н. Чудинов, А. И. Чучалин. Стратегический менеджмент в техническом университете// Университетское управление, № 2 (21), 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.