Научная статья на тему 'Стратегия развития предпринимательских университетов России в контексте инновационной модели тройной спирали'

Стратегия развития предпринимательских университетов России в контексте инновационной модели тройной спирали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / национальная инновационная система / модель тройной спирали / предпринимательский университет / трансферт технологий / государственная инновационная стратегия / инновационная среда. / Russia / national innovation system / triple helix model / entrepreneurial university / technology transfer / state innovation strategy / innovation environment.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития предпринимательских университетов России в контексте инновационной модели тройной спирали»

Решетникова М. С.

к.э.н., старший преподаватель РУДН

[email protected]

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ

Ключевые слова: Россия, национальная инновационная система, модель тройной спирали, предпринимательский университет, трансферт технологий, государственная инновационная стратегия, инновационная среда.

Keywords: Russia, national innovation system, triple helix model, entrepreneurial university, technology transfer, state innovation strategy, innovation environment.

1. Введение

К настоящему времени разработано большое число государственных стратегий и моделей для повышения инновационного статуса национальных экономик. Одна из них - модель стратегических инновационных сетей или модель тройной спирали (ТСМ) [1]. В рамках ТСМ университеты, превращаясь в предпринимательские университеты (ПУ) или университеты индустриального типа (УИТ), становятся основными акторами инновационного процесса [2].

Традиционно считалось, что ТСМ реализуется только в странах с развитой экономикой. Однако на инновационный рынок все смелее выходят развивающиеся страны, прежде всего Китай. Для того чтобы не отстать от стремительной инновационной гонки, Правительство РФ должно выработать стратегию реализации модели саморазвивающейся НИС, которая станет основным фактором эндогенного роста ее экономики. Опираясь на достижения инновати-ки, начиная с 2008 г. Правительство РФ последовательно реализует Государственные программы ускорения инновационного развития. Результатом этих программ стали определенные трансформации, прежде всего в научном секторе, а именно в высшей школе. Процесс превращения традиционных российских вузов в ПУ находится на начальном этапе. Однако уже можно выявить как достижения, так и тормозящие этот процесс факторы.

2. Теоретические основы модели Тройной спирали

Для перспектив современного инновационного развития особое значение имеют стремительно формирующиеся синтетические направления, объединяющие исследования междисциплинарного характера. Сегодня страны - инновационные лидеры стоят на пороге промышленной реализации прорывных технологий, что приводит к значительному расширению количества участников инновационной деятельности и усложняет взаимоотношения между ними. Следствием становится трансформация существующей инновационной парадигмы, основным изменениям в которой подвергается роль государства.

Сегодня инновационный успех напрямую зависит от проведения системных реформ. Их цель - трансформация государственной стратегии в направлении развития равного партнерства государства с другими игроками на инновационном поле, прежде всего с наукой и бизнесом [3].

В мировой инновационной системе уже существуют примеры подобных трансформаций, а именно в НИС экономически развитых стран. Не отстает от них и Китай [4]. Их НИС содержат центры формирования новой модели организации инновационной деятельности, в основе которой лежит взаимодействие государства, науки и бизнеса. В современной инноватике эта модель оформилась в виде концепции стратегических инновационных сетей или концепции тройного партнерства («тройной спирали»).

Концепция тройного партнерства была сформулирована в начале XXI века в работах Г. Ицковица (Стэндфорд-ский университет) и Л. Лейдесдорфа (Университет Амстердама) [5]. Применительно к инновационному развитию модель «тройной спирали» описывает межорганизационное партнерство трех акторов (науки (или университета) - государства - бизнеса) на каждом этапе создания инновационного продукта. Это партнерство представляется в виде гибридной социальной конструкции, аналогичной молекуле ДНК (сцепление спиральных структур) [5].

ТСМ радикально отличается от линейной модели партнерских отношений науки, бизнеса и государства индустриальной эпохи. Лидерство в определении направления инновационного развития переходит к науке (университетам).

Акторы не просто (интер)активно взаимодействуют, переплетая связи, а перенимают (переплетают) присущие друг другу функции, образуя гибридные сетевые организации, что является дополнительным источником экономического роста [6]. Результатом становится развитие инновационной среды, основанное на поэтапном формировании трех сетевых пространств.

На первом этапе происходит формирование локализованного «пространства знаний». Это пространство возникает при условии «критической» концентрации идей, научных коллективов и интеллектуальной деятельности на кон-

кретной территории. Примером реализации такого пространства служит практика создания Технопарков - High Technology Industrial Development Zone (HTIDZ).

На втором этапе «пространство знаний» превращается в так называемое «пространство консенсуса». Под законодательным патронажем государства представители науки и бизнеса объединяются, налаживают кооперативные связи, разрабатывают совместные идеи, формируя инновационное пространство. Результатом их совместных усилий становится формирование третьего пространства - непрерывного инновационного развития.

На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли.

3. Основы теории предпринимательского университета

ТСМ напрямую связывает инновационный успех НИС с трансформацией традиционной высшей школы (университетов). Они начинают перестраиваться в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа [7].

В отличие от традиционных университетов ПУ должны сочетать преподавательскую и научно-исследовательскую деятельности с предпринимательской. Успех этого объединения напрямую зависит от наличия в структуре университета современной инновационной промышленной базы.

Термин «предпринимательский университет» в научный оборот в 1998 г ввел Б. Кларк. ПУ - это образовательная организация, принявшая «предпринимательский» способ управления [8]. Получение прибыли не запрещается, а приветствуется. Однако основной задачей является развитие предпринимательской культуры у студентов и преподавателей. Для этого кроме исследовательских разработок и их коммерциализации ПУ выполняют и другие, не свойственные традиционным вузам функции, связанные с лицензированием научных разработок, содействием образованию компаний, развитию территорий и т.п. [9, 10].

При этом необходимо постоянно поддерживать высокую степень информационной открытости и интеграции в международную систему науки и образования. Исследовательская активность, оценивается количеством публикаций в журналах из списка международного и внутреннего цитирования, количеством успешно защищенных работ на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук. Изобретательская активность - количеством изобретений, представленных в офис трансфера технологий, поданных заявок на патенты и полученных патентов. Для оценки коммерческой привлекательности ПУ рассматривается количество действующих лицензий, количество новых лицензий, опционов или других соглашений, количество новых спин-офф компаний, величина дохода, полученного от различных видов коммерциализации в абсолютных величинах и в процентном отношении к исследовательскому бюджету [11]. Наличие данных по приведенным выше индикаторам позволяет судить о практических результатах инновационной деятельности университета.

Можно выделить две модели ПУ:

- по результату - преподаватели и выпускники создают инновационные компании (ТСМ);

- по типу действия команды управленцев (модель по Б. Кларку).

В рамках первой модели государство разрабатывает стратегию формирования благоприятных условий для развития высокотехнологичных старт-ап и спин-офф компаний, основными создателями и сотрудниками, которых являются студенты, преподаватели и выпускники ПУ.

В российских социально-экономических реалиях перспективным является развитие ПУ в рамках ТСМ. Именно она легла в основу государственной стратегии инновационного развития.

4. Предпринимательские университеты в России

В 2009 г. Правительством России была принята государственная программа, положившая начало формированию университетов нового типа. Ее теоретическую основу составили положения ТСМ. А именно стратегия перехода НИС в саморазвивающееся состояние, за счет усиления научной деятельности университетов. Стратегической целью Программы является создание государства инновационного типа [4].

Программа Правительства России определила основные стратегические приоритеты государственной политики в развитии образования, науки и технологий вплоть до 2020 г. Ее основной целью была разработка и реализация стратегии трансформации ведущих российских вузов в ПУ на основе бюджетного финансирования развития их инновационной инфраструктуры и усиления кооперации с производственными предприятиями. В документе было указано, что успешное функционирование национальной инновационной системы требует наличия сильной науки и образования и предполагает наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора и интеграцию в глобальное инновационное пространство.

В российских реалиях формирование ПУ осуществлялось в двух организационных формах - федеральные университеты (ФУ) и национальные исследовательские университеты (НИУ). Процесс преобразования был задан Постановлениями Правительства РФ, на основании которых на инновационное реформирование высшей школы (развития высокотехнологичных старт-ап и спин-офф компаний) из федерального бюджета было выделено к 2015 г. 2,6 млрд. долл. США [12].

В стратегии трансформации высшей школы помимо увеличения финансирования затрат высшей школы на развитие инновационной деятельности особое внимание уделяется усилению инструментов фискальной политики как на государственном, так и на региональном уровне. Так, например, установлена шкала ускоренной амортизации для оборудования НИОКР стоимостью до 50 тыс. долл. США, введены дополнительные налоговые преференции в виде уменьшения налогов на имущество и прибыль [12].

К началу 2017 г. 9 региональных университетов получили статус федерального университета (ФУ). Значительно большее распространение в России получила организация ПУ в форме научно-исследовательского университета (НИУ). Отличительными признаками НИУ является способность сочетать генерацию знания, обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику с высокоэффективной системой подготовки магистров и кадров высшей квалификации. В российских условиях НИУ представляет собой интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение научных исследований и подготовку кадров для некоторых высокотехнологичных секторов экономики.

К 2010 гг. на основании конкурсного отбора статус НИУ получили 27 университетов. В 2012 г. создана Ассоциация ПУ России, основная цель деятельности которой - развитие эффективного партнерства с государственными органами власти и бизнеса в рамках ТСМ. В настоящее время участниками данной ассоциации являются 7 университетов: СПбИТМО, МФТИ, МИФИ, ТУСУР, ВШЭ, ТПУ и МИСИС.

Усилиями Правительства России удалось сформировать сеть вузов, в которых успешно идет процесс трансформации в сторону ПУ. По составу НИУ представляют 9 - классических университетов, 17 - вузов технического профиля, один университет медицинского профиля, один - экономического. Основными направлениями являются: информационные, космические, ядерные и медицинские технологии; энергоэффективность и энергосбережение, инновации в сфере экономической теории [12].

Однако, как показало данное исследование, несмотря на все усилия, кластер НИУ занимает достаточно ограниченное место в системе российских вузов. А именно к нему относится всего 2,6% от общего числа вузов страны и около 6% от числа вузов, осуществляющих исследовательскую деятельность. На его долю приходится 6,03% численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В НИУ обучается около 5,3% общего числа студентов и аспирантов. При этом четверть зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях РФ, приходится именно на них.

У лидирующих НИУ наблюдается определенный рост числа публикаций, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science (рис. 1).

1600

МГУ III У ТПУ ВШЭ СПбПУ Ml I > МИФИ ТУСУР

Источники: www.msu.ruwww.tusur.ru,www.ifmo.ru,www.eltech.ru,www.unn.ruwww.hse.ru;www.mipt.ru;www.tpu.ru

Рисунок 1.

Количество публикаций, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science ведущих российских НИУ в период 2014-1016 гг. Построено автором

Доля R&D - исследований, проводимых НИУ по договорам с организациями предпринимательского сектора, почти вдвое выше среднего уровня по России (19,5%) и составляет 36,2% [13]. Пока основную часть затрат составляют бюджетные ассигнования 54% (против 65% в целом по вузам) [12]. Наблюдается увеличение объема финансирования из внебюджетных российских и зарубежных источников (рис. 2).

Несмотря на определенные трудности в российской экономике наблюдается устойчивый рост количества высокотехнологичных старт-ап и спин-офф компаний на территории университетских технопарков.

Усиливается связь высшей школы с реальным бизнес-сообществом. С 2015 г. наблюдается значительный рост количества программ дополнительного обучения специалистов, разработанных по заказу работодателей.

Особый интерес вызывают успехи ПУ сибирского региона, а именно Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Томского политехнического университета (ТПУ).

На территории ТУСУР в 2010 г. был создан первый в России студенческий бизнес-инкубатор (СБИ «Дружба»). Сегодня университет является крупнейшим за Уралом центром дистанционного образования. С 2013 г. он держит первенство в реализации программ инновационного развития, направленных на создание непрерывной системы генерации новых идей, технологий и бизнес-проектов. Более 150 предприятий, входящих в учебно-научно-инновационной комплекс (УНИК) ТУСУРа и возглавляемых его выпускниками, производят более 80% наукоемкой продукции Томской области.

Залогом этого успеха является инновационная стратегия, разработанная преподавателями университета совместно с представителями Ассоциации Triple Helix Model. В ее основе лежит уникальная образовательная технология

группового проектного обучения (ГПО). Обучение по этой программе позволяет учащимся университета выводить инновационные проекты на рынок уже со студенческой скамьи. Групповая реализация конкретного проекта позволяет студентам решать практические производственные задачи. Группа учащихся, победившая в конкурсе проектов ГПО, имеет возможность продолжить его реализацию в СБИ «Дружба» ТУСУРа.

3500

эооо

2500

>= 21Н1П

к

й 150«

100» 500 О

Источник: http://vak.ed.gov.ru, www.msu.ru,www.tusur.ru,www.ifmo.ru,www.eltech.ru,www.unn.ruwww.hse.ru;www.mipt.ru; www.tpu.ru

Рисунок 2.

Объем привлеченных российских внебюджетных средств и средств зарубежных источников в инновационные сектора ведущих российских НИУ в период 2014-2015 гг. Построено автором

К 2016 г. СБИ «Дружба» стал родоначальником для более 40 высокотехнологичных старт-ап и спин-офф компаний. Лучшие проекты студентов СБИ за счёт финансирования Ассоциации выпускников ТУСУРа ежегодно представляются инновационным инвесторам по всему миру от Кремниевой долины (США) до Сингапура. Начиная с 3 курса студенты получают возможность создать филиалы своих компаний для продвижения отечественных технологий на зарубежных рынках. Для этого в рамках УНИК работают «мосты передачи технологий и знаний». Благодаря этому обеспечиваются устойчивые пути выхода инновационной продукции спин-офф-компаний УНИК ТУСУРа на мировые рынки.

Одним из примеров успешной реализации инновационной стратегии, разработанной в ТУСУРе, является работа международного центра «Калифорния - Томск». Головной офис компании Tomsk Inc., созданной выпускником университета, расположен в Кремниевой долине США. Он обеспечивает заказами на разработку программного обеспечения томскую компанию (более 60 человек), входящую в инновационное окружение университета и расположенную в СБИ «Дружба». Калифорнийский офис компании выбирает и продвигает наиболее перспективные разработки томских ученых в области электроники и информационных технологий на рынке США. Одним из успешных проектов функционирования моста с Калифорнией стал проект «3DBIN». В его рамках для группы студентов была организована необходимая поддержка по созданию компании, регистрации интеллектуальной собственности и организации работы офиса продаж в США.

Другим примером успешного инновационного кластера в сибирском регионе является кластер Томского политехнического университета (ТПУ). На его территории сформирована инновационная инфраструктура, обеспечивающая научный поиск, отбор и доведение результатов до наукоемкого коммерческого продукта.

За проведение научных исследований отвечает 11 научно-образовательных и учебных институтов, созданных в рамках факультетов ТПУ. За коммерциализацию научных разработок - инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор ООО «Технологический инкубатор ТПУ». За взаимодействие образования и бизнеса - Центр опытного производства, отвечающий за стратегическое партнерство с 252 предприятиями. К 2016 г. на его территории зарегистрировано 30 высокотехнологичных старт-ап и спин-офф компаний. Кроме того, для содействия региональному развитию на территории ТПУ зарегистрировано 11 технологических платформ, работает 20 центров коллективного пользования.

К 2016 г. ТПУ был задействован в 11 федеральных целевых программах. Суммарный объем НИОКР университета за период 2012-2015 гг. составил более 7,6 млрд. руб. (в 2015 г. - более 2 млрд. руб.). Объем договоров на выполнение НИОКР по заказу предприятий реального сектора экономики превысил 63%. Заказчиками выступают как ведущие российские, так и иностранные инновационные корпорации. В 2015 сотрудниками кластера ТПУ зарегистрировано 257 результатов интеллектуальной деятельности, из них - 3 евразийских патента. Заключено 11 лицензионных соглашений с предприятиями на использование результатов интеллектуальной деятельности ТПУ.

Кроме того, с 2015 года наблюдается устойчивая тенденция роста публикационной активности молодых ученых и сотрудников ТПУ, которая отражается в увеличении количества публикаций, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science - 1456 (без учета дублирования). В зарубежных высокорейтинговых журналах

НГУ ТПУ ШИЗ СП ЦПУ МГТУ МИФИ ТУСУР

■Общин <' 1~11. |М фиивигирфввыни, turn py{í. ■ ОФъ-см финансирования пнрбюджгтиик средств, млн руб.

ФныАиСИрйШйНШ M I средств гарубсжиык ИОЧ ИЧНИКОВ, ИЛИ |>V íi.

издано 279 статей. В 2015 году индекс Хирша университета вырос до 44. По данным Scopus 69 сотрудников ТПУ имеют индекс Хирша более 10 [15].

Значительный вклад инновационный кластер ТПУ вносит и в развитие региона. Только в 2015 г. в бюджет региона было перечислено более 1 млрд. руб. На территории кластера создано 2 тыс. рабочих мест. В 2015 г. ТПУ успешно реализовало 3 проекта по Постановлению Правительства РФ [15].

5. Обсуждение результатов анализа

В 2012-2016 гг. реализация государственной стратегии по созданию университетов нового типа привела к определенным успехам. В России сложились устойчивые механизмы трансформирования традиционных университетов в ПУ в контексте ТСМ, разработаны стратегии интенсификации инновационной деятельности в высшей школе. По мнению автора, инициатива в этом процессе принадлежит ведущим вузам г. Томска (ТУСУР и ТПУ).

Однако процесс трансформаций охватывает в основном ведущие вузы страны, расположенные в крупных промышленных городах, и их количество пока невелико.

Можно утверждать, что одним из результатов реализуемой Правительством стратегии реформирования образования является формирование своеобразной инновационной пирамиды, вершиной которой являются - МГУ и СПбГУ и несколько (7-8) НИУ, расположенных в столицах и крупных региональных центрах.

Кроме того, реформирование высшей школы обнажило ряд проблем, которые пока преодолеваются с большим трудом. Основная из них состоит в том, что в вузах научно-исследовательская деятельность развивается в большей степени за счет создания (причем, в основном, за счет государственного финансирования) инновационной инфраструктуры и в меньшей степени - за счет изменения программ подготовки специалистов и привлечения студентов к научной и связанной с ней предпринимательской деятельности.

Негативную роль играет и достаточно распространенный скепсис в отношении предпринимательства у большинства преподавателей высшей школы.

Говорить о масштабном развитии взаимодействия в системе «государство-бизнес-образование» в российской НИС пока еще преждевременно. Закручивание тройной инновационной спирали в российской НИС носит очаговый характер. Но эти очаги, успешно реализуя стратегию развития ПУ в контексте ТСМ, становятся эндогенными источниками ростом экономики своего региона.

6. Заключение

В России процесс превращения традиционных вузов в ПУ находится на начальном этапе. Только 30 российских вузов можно отнести к этой категории. Однако реализация курса, заданного Правительством России, на кардинальную технологическую модернизацию экономики как эндогенного фактора ее роста, невозможна без масштабирования и ускорения этого процесса. Это ставит перед высшей школой новые задачи. Главная из которых - подготовка кадров с новыми компетенциями и формирование мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. Причем решать ее надо на всех уровнях. Кардинально наращивать R&D компетенции необходимо не только в ведущих столичных вузах, но и в региональных. Именно ПУ в регионах должны стать источниками их инновационного роста. Они должны в короткое время нарастить S&T компетенции и R&D мощности. Это обеспечит им позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.

Список литературы

1. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. 2008.

2. Etzkowitz H. Academic-Industry Relations: A Sociological Paradigm for Economic Development // Evolutionary Economics and Chaos Theory: New Directions in Technology Studies. - London e.a.: Pinter, 1994. - P. 139-151.

3. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия. 2011. - № 4 (150). - С. 5-10.

4. Reshetnikova M. Modern Trends of Innovative Process Development // World Applied Sciences Journal (Special Issue of Economics). 2012. - N 18. - P. 69-73.

5. Дежина И.В., Киселева В. «Тройная спираль» в инновационной системе России // Экономический портал. - http://institutiones. com/innovations/265-q-q-.html

6. Киященко Л.П. Тройная спираль трансдисциплинарности: университет-правительство-бизнес // Личность. Культура. Общество. 2011. - Т. 13, вып. 2, № 63-64. - С. 152-165.

7. Смородинская Н. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. - СПб., 2014. - № 7 (189). - С. 27-33.

8. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. - 240 с.

9. Сидорова А. Предпринимательские университеты: сущность и тенденции развития. - https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract_id=2430627

10. Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий / Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской / ИЭ РАН. - https://inecon.org/docs/Smorodinskaya_2012.pdf

11. Инновационные процессы в РФ: мнение ученых РАН. - http://www.zsuo.ru/deyatelnost/analiticheskie-materialy/215-innova tsionnye-protsessy-v-rf-mneniyauchjonykh-ran.html

12. Акинфеева Е.В., Голиченко О.Г. Институты производства знаний и процессы функционирования технопарков // Экономическая наука современной России. - М., 2013. - № 1 (60). - C 46-71.

13. Национальный рейтинг университетов 2015/2016 г. - http ://www.umver-rating.ru

14. Павлов И.А. Трансформация институтов Высшей Школы и новая социально экономическая парадигма. - Томск: Изд-во STT, 2016.

15. Конференция «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров», октябрь 2012, г. Томск. - http://sk.ru/events/1339.aspx

16. Томский политехнический университет. - https://tpu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.