Научная статья на тему 'Классический университет в системе региональной инновационной политики'

Классический университет в системе региональной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классический университет в системе региональной инновационной политики»

• Активизация работы региона с Государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

• Развитие регионального Фонда технологического развития «Иннотех-Инвест».

• Реализация региональной программы «Запросы на технологические инновации».

• Формирование региональной системы управления подготовкой инновационных менеджеров.

• Опережающее формирование региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, шн

— Коротко об авторах -

Руднева Е.Л. — начальник департамента образования и науки Кемеровской области,

Попов И.П. - канд. пед. наук, первый зам. начальника департамента образования и науки Кемеровской области,

Никитенко С.М. - канд .экон. наук, начальник НИС КузГТУ, директор ИНПЦ «ИННОТЕХ».

А_

--© И.А. Свиридова, А.В. Шадрин,

Л.П. Патракова, 2008

УДК 001.895: 378.014.54

И.А. Свиридова, А.В. Шадрин, Л.П. Патракова

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

44

ТЪо всем мире является аксиомой, что главным ресурсом

-Я-М всех государств в поступательном развитии экономики являются не природные ресурсы, а результаты интеллектуальной деятельности. Сегодня Россия, ориентированная, в основном, на сырьевые ресурсы, переходит к экономике, построенной на знаниях. Однако неопределенность законодательной базы и отсутствие деловых навыков использования результатов интеллектуальной деятельности в рыночных условиях не позволяют достичь видимых результатов.

Мы можем очень хорошо генерировать знания, но плохо используем их на благо экономики. Для вузов России характерен чрезвычайно низкий уровень коммерциализации созданных в них объектов интеллектуальной собственности. Так, в 2002 г. вузами было заключено лишь 79 соглашений об экспорте технологий, или 6 % от числа всех заключенных в стране сделок по экспорту технологий. Чистая стоимость экспортированных вузами технологий составила 30.5 млн рублей, т.е. 0.1 % объема экспорта технологий из России. Существенных изменений в этом вопросе за последние годы, к сожалению, не произошло.

Реализация механизмов становления инновационного развития экономики Кузбасса невозможна без разработки и формирования региональной инновационной системы. Остановимся на следующих основных элементах системного управления инновациями в регионе:

1. Создание условий (законодательного, нормативного, технического и иного характера) для выхода научных разработок на стадию производства.

2. Мониторинг инновационной деятельности.

3. Инновационная инфраструктура.

4. Организация финансовых потоков.

5. Подготовка кадров для инновационной деятельности.

6. Управление объектами интеллектуальной собственности.

1. Несмотря на попытки ускорить процесс введения в хозяйственный оборот ОИС, регион пока не готов ни институционально, ни в правовом отношении к эффективному использованию результатов научно-технической деятельности, генерируемых вузами и

45

академическими институтами, как правило, на этапе НИОКР и трансфера технологий. Необходимо создание системы механизмов и стимулов, способных в разы повысить востребованность результатов научно-технической деятельности, в т.ч. изобретений, сформировать региональные программы, системно-ориентированные на высокотехнологичные производства (до сих пор Закон об инновационной деятельности отсутствует как на государственном, так и на региональном уровнях). Действующая система налогообложения сдерживает спрос на технологические разработки. Целесообразно предоставить предприятиям, научным организациям и вузам налоговые льготы на период разработки, освоения инновационного проекта до выхода на проектную мощность производства инновационной продукции.

Если внимательно посмотреть зарубежный опыт особенно важными для процесса роста патентования в университетах и государственных лабораториях были изменения в федеральном законодательстве США, направленные на поддержку трансфера технологий в промышленность из финансируемых государством исследовательских организаций. Наиболее известен Акт по патентным процедурам для университетов и малого бизнеса (закон Бэйя-Доула от 1980 г.), который разрешил университетам, некоммерческим структурам и предприятиям малого бизнеса получать права собственности на изобретения, созданные на государственные средства финансирования. Организациям-разработчикам, в первую очередь университетам, разрешалось создавать коммерческие предприятия, которые могли бы коммерциализовать эти изобретения. Акт установил, что в обмен на раскрытие изобретения доходы от любого изобретения должны быть поделены между автором и его организацией. Прибыль от инновации, полученная организацией-исполнителем, должна быть использована на проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров.

Системный подход к проблемам коммерциализации ОИС и последовательная инновационная политика правительства США позволили достичь значительных результатов. До 1980 г. около 150 университетов получали в общей сложности 250 патентов в год, а в 2000 г. показатель вырос до 3764. В тот же период университеты создали 2200 фирм по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, обеспечили в общей сложности 260000 рабочих

46

мест и принесли доход экономике страны в 40 млрд долларов США.

Для России проблема коммерциализации результатов научно-технической деятельности чрезвычайно актуальна. Спрос на технологические инновации остается низким (в промышленность внедряется около 1 % инноваций). Таким образом, освоение объектов интеллектуальной собственности - одна из основных проблем научно-исследовательского сектора.

2. Мониторинг инновационной деятельности необходим не только для сбора статистической информации о развитии инновационной деятельности, определения соответствия ее целям и задачам. Он также включает компонент информационного обеспечения и, что наиболее важно, последующее сопровождение инновационных проектов: создание механизмов экспресс оценки и комплексной оценки инновационных проектов, оценки инновационного потенциала как региона, так и его структурных элементов, нахождение инвесторов и т.д. В настоящее время работа по поиску, экспертизе и конкурсному отбору проектов для получения грантов и инвестиций не носит системного характера, проводится в разовом порядке.

Поиск и отбор проектов в регионе должен происходить: при объявлении конкурсов проектов администрациями региона и муниципальных образований, другими региональными структурами; при отборе проектов для включения в региональный технопарк; при формировании выставочных экспозиций; при поиске решений проблем развития региона и других мероприятиях. Этот отбор должен включать: четкие критерии отбора инновационных проектов (с учетом специфики проектов, в частности, используется или нет наукоемкая, инновационная продукция и услуги, а также на кокой стадии готовности находятся проекты); методики экспресс-оценки проекта (самооценки бизнес-идеи, ее реализуемости и привлекательности для потенциальных партнеров и инвесторов и др.); паспорт инвестиционного проекта (формализованное описание проекта); компьютерную систему сбора заявок, экспертизы и отбора инновационных проектов, и др.

Поддержка развития приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, как основы высокотехнологичного бизнеса и источника инновационных проектов - основная

47

задача классического университета. А повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности может быть достигнуто диверсификацией научных исследований и развитием тематики научных разработок по запросам предприятий региона, однако для этого необходимо формирование целостной региональной инновационной политики.

Приведем примеры некоторых приоритетных высокотехнологичных проектов Кемеровского государственного университета (КемГУ), которые могли бы получить развитие в интересах региона.

Проект «Очистка сбросов шахт и обогатительных фабрик, обезвоживание и брикетирование угольных шламов» позволит достичь снижения экологической нагрузки по размещению отходов, повышения уровня природопользования и устойчивости энергоснабжения региона Кемеровской области за счет переработки шла-мов угольной промышленности в местных энергетических комплексах.

Внедрение проекта «Аналитическая шахтная многофункциональная система для автоматизированного мониторинга отработки выбросоопасных пластов» позволит повысить безопасность горных работ, снизить стоимость и продолжительность противовыбросных мероприятий, повысить автоматизацию угольной отрасли.

Проект - победитель программы Старт «Технология получения модифицированных полидиметилсилоксановых пленок, покрытий и новых композитных материалов с улучшенными свойствами» может использоваться на предприятиях электротехнической промышленности. Использование высокотермо - и химически стойких, не боящихся пробоя и короткого замыкания силиконовых электроизоляционных материалов вместо обычных, позволяет увеличить в 5-10 раз срок безаварийной службы и уменьшить вес (до 50 %) изделий с их применением (электродвигателей, трансформаторов и т.п.) и получить огромный экономический эффект.

Проект - победитель программы Старт «Ресурсосберегающая, безотходная технология получения технической керамики из лома футеровки тепловых агрегатов» направлен на создание производства огнеупорных материалов из вторичных ресурсов на основе наукоемких технологий для металлургических, машиностроительных предприятий, ЖКХ, ТЭЦ. Выпуск продукции предполагает импортозамещение. Планируется создание производства огнеупор-

48

ных материалов для нужд региона не менее в количестве 10 млн. шт. в год.

Проект «Интеллектуальные системы дистанционного управления промышленными объектами (адаптируемые к потребностям конкретного предприятия») предполагает следующее. На основе высокочувствительных математических моделей разрабатываются дистанционные системы управления промыш-ленными объектами с использованием современных средств микропроцессорной техники.

Проект «Нанопорошки меди» - совместный проект ученых института Института Химии твердого тела и механохимии СО РАН и КемГУ - направлен на выпуск продукции в несколько раз (3-4 раза) более дешевой по сравнению с аналогичными материалами на основе серебра.

Продукция по проекту «Глазные лекарственные формы» предназначена для лечения химических ожогов глаз, полученных при техногенных катастрофах, военных действиях, а так же при несчастных случаях в быту и на производстве. Эти материалы могут использоваться отрядами спасателей МЧС при катастрофах производственного и экологического характера. Они не имеют аналогов, причем средства для лечения глазных ожогов в настоящее время в России не выпускаются.

При проведении молодежных научно-инновационных конкурсов по Программе «У.М.Н.ИК.» (Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере) в рамках конференций КемГУ отобрано 8 участников, проекты которых относятся к приоритетным направлениям развития науки и технологий (1Т- технологии, нано-материалы) и уже выполняются. Это золотой резерв высокотехнологичных инновационных проектов Кузбасса!

3. Для успешного развития инновационных процессов необходимо последовательное построение инновационной инфраструктуры. Следует содействовать созданию и поддержке малых стартовых фирм, образованию новых предприятий, ориентированных на коммерциализацию результатов научных исследований. Для этого университеты и НИИ должны быть охвачены инновационным поясом, где в легальном правовом отношении передаются права на использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Таким образом, вуз мог бы реализовать инструменты содействия

49

коммерциализации научного потенциала университета через малые предприятия (МП), участвуя в образовании 81а11-ир-компаний. В настоящее время вопросы взаимовыгодного существования вуза и малого наукоемкого предприятия каждый вуз решает самостоятельно, достаточно сказать, что по действующему законодательству вуз не может быть соучредителем МП. Выше мы привели опыт инновационного «прорыва» США. Говоря о КемГУ можно отметить, что в начале 90-х годов (когда был уже известен опыт зарубежных стран в данном вопросе!), в университете начали активно создаваться малые наукоемкие предприятия «первой волны», основанные на использовании лучших разработок университета. В результате из вуза ушли талантливые ученые-предприниматели. Сейчас эти фирмы «встали на ноги» и приносят миллионные прибыли, которые ни каким образом не связаны с университетом и не вошли в «пояс малых предприятий» университетского комплекса. Остается надеяться на изменение законодательства в этом вопросе и на то, что новые высокотехнологичные МП (в частности, основанные победителями программы «Старт») не ждет та же участь.

Формирование инновационной инфраструктуры предполагает создание инфраструктурных элементов, ответственных за коммерциализацию ОИС в рамках университета и его филиалов, развитие и создание центров коммерциализации и трансфера технологий, имеющих региональное и отраслевое/кластерное измерение, создание бизнес-инкубаторов на базе вузов и СО РАН, промышленных предприятий, инновационно-технологических центров, Кузбасского технопарка и др. Необходимы сетевые структуры в области трансфера технологий и связям вузов с промышленностью, ресурсные центры, консалтинговые фирмы, информационные и другие инфраструктурные элементы.

4. Организация финансовых потоков. В данном вопросе ключевые моменты следующие:

- выработка в регионе четких критериев приоритетных направлений бюджетных расходов на НИОКР («региональный научный заказ»;

- поддержка региональными и городскими властями создания элементов инновационной инфраструктуры (в т.ч. офисов коммерциализации в вузах);

50

- стимулирование финансирования научных исследований и разработок частными структурами;

- развитие венчурного финансирования;

- создание Внебюджетного Регионального Фонда Технологического развития.

5. Кадровое обеспечение развития инновационной деятельности - одна из необходимых составляющих данных процессов. «Подготовка кадров для инновационной деятельности должна носить комплексный характер, обеспечивая весь «жизненный цикл» инноваций. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих анализировать рынок, осуществлять стратегическое планирование и управление проектами, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, организовывать инновационную инфраструктуру, вести опытно-конструкторские и технологические разработки, организовывать экспериментальное производство; обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, продвигать продукт на рынки, осуществлять послепродажный сервис и обеспечивать эксплуатацию инноваций»*. В КемГУ в течение последних лет системно преподаются дисциплины по правовым и экономическим аспектам управления ОИС, разрабатываются новые курсы для кадровой поддержки инновационной деятельности.

6. Управление объектами интеллектуальной собственности.

Созданная инновация (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент) или если она содержит ноу-хау. Ожидаемое специалистами разрушение отечественного высокотехнологического бизнеса западными конкурентами после вступления России в ВТО вероятно. Продвижение российского наукоемкого бизнеса на зарубежные рынки может быть блокировано конкурентами, имеющими значительно лучшую патентную защиту изобретений и охрану ноу-хау. Разрушение бизнеса конкурентов в основном происходит в сфере интеллектуальной собственности.

* Материалы в Правительство РФ «О мерах по реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, касающихся раз-вития высокотехнологичного сектора экономики», 2006 г.

51

Патентный портфель предприятия обеспечивает защиту крупного сектора товарного рынка, контролируемого предприятием без нарушения антимонопольного законодательства, фиксирует монопольные права фирмы, ее приоритеты на дальнейшую реализацию программы НИОКР по направлению науки и техники. Политика формирования региональных патентных портфелей выполняет функцию концентрации потенциала НИОКР на приоритетных направлениях развития региона.

Согласно исследованиям в Кузбассе в настоящее время инфраструктура патентно-лицензионных служб разрушена, новая не создается, общественная служба ВОИР числится только номинально, подготовка кадров патентоведов отсутствует. Дефицит квалифицированных патентоведов сказывается на качестве патентных документов, которые могут быть блокированы конкурентами, имеющими более качественную патентную защиту. При разработке стратегии инновационного развития региона крайне важно должное место уделить вопросу подготовки и повышению квалификации кадров, в том числе управленческих, в области управления интеллектуальной собственностью на системной основе, путем разработки образовательных программ, повышения уровня инновационной культуры в компаниях малого бизнеса; подготовки профессиональных кадров: патентоведов, патентных поверенных, менеджеров по управлению ОИС, лицензированных оценщиков (недостаток профессионально подготовленных кадров сказывается на качестве оформления патентов и, как правило, ведет к потере или сужению секторов рынка инновационной продукции), а также инфраструктуре патентно-лицензион-ных служб, консалтинговых патентных бюро, агентств по оценке ОИС и др.

На государственном уровне приняты решения по повышению ответственности регионов за развитие территорий. Приоритетными направлениями в проведении региональной политики должны быть: развитие инновационной среды; превращение научного потенциала в один из ресурсов устойчивого экономического роста; формирование региональной инновационной системы, обеспечивающей модернизацию экономики; формирование новых секторов рынка; ориентация регионального рынка на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции; подготовка кадров в области высоких технологий и инновационного менеджмента; ин-

52

теграция в международное экономическое пространство. Задача регионального классического университета - активное участие в формировании и развитии данных процессов. апн

— Коротко об авторах -

Свиридова И.А., Шадрин А.В., Патракова Л.П. - ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

--© А.Б. Логов, В.О. Тайлаков,

2008

УДК 330.115

А.Б. Логов, В.О. Тайлаков

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

~П связи с тенденцией роста добычи и потребления угля, а также рядом международных инициатив в области повышения энергоэффективности возрастающую значимость приобретает рациональное распределение продукции угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий между потребителями с уче-

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.