Научная статья на тему 'Коммерциализация образовательных разработок в гуманитарном вузе (из опыта работы ТГПУ)'

Коммерциализация образовательных разработок в гуманитарном вузе (из опыта работы ТГПУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATION IN EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL DEVELOPMENT / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / МОДЕЛИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / COMMERCIALIZATION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

Рассматриваются особенности коммерциализации образовательных разработок гуманитарного вуза. Анализируются истории успеха и источники трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные (педагогические) вузы в процессе трансфера разработок. Раскрывается опыт коммерциализации инновационных образовательных разработок офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок Томского государственного педагогического университета. Представлены модели коммерциализации инновационных образовательных разработок заключение издательского лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности, прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики, сделки по лицензионным договорам, создание малого инновационного предприятия на базе объектов интеллектуальной собственности вуза. Подчеркивается важность организации в гуманитарном вузе системной работы по обеспечению полного инновационного цикла от возникновения идеи до ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF EDUCATIONAL DEVELOPMENTS IN A HUMANITARIAN UNIVERSITY (FROM THE EXPERIENCE OF TSPU)

The article focuses on features of the commercialization of educational developments in a humanitarian university. The author analyzes success stories and sources of difficulties faced by humanitarian (educational) institutions of higher education in the process of the developments transfer. The experience of TSPU office of commercialization of educational, scientific and technological developments in commercializing innovative educational developments is considered. The models of commercializing innovative educational projects are presented the conclusion of the publishing license contract for objects of intellectual property, applied researches by request of the organizations of real sector of economy, the transaction on license contracts, creation of the small innovative enterprise on the basis of objects of intellectual property of higher education institution. The importance of organizing system work for providing the full innovation cycle from idea to implementation is underlined.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация образовательных разработок в гуманитарном вузе (из опыта работы ТГПУ)»

УДК 378.6.167.014.543(571.16)

И. И. Сошенко

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РАЗРАБОТОК В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГПУ)

Рассматриваются особенности коммерциализации образовательных разработок гуманитарного вуза. Анализируются истории успеха и источники трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные (педагогические) вузы в процессе трансфера разработок. Раскрывается опыт коммерциализации инновационных образовательных разработок офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок Томского государственного педагогического университета. Представлены модели коммерциализации инновационных образовательных разработок - заключение издательского лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности, прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики, сделки по лицензионным договорам, создание малого инновационного предприятия на базе объектов интеллектуальной собственности вуза. Подчеркивается важность организации в гуманитарном вузе системной работы по обеспечению полного инновационного цикла - от возникновения идеи до ее внедрения.

Ключевые слова: коммерциализация, инновации в образовании, инновационные образовательные разработки, объекты интеллектуальной собственности, малое инновационное предприятие, модели коммерциализации.

Одной из стратегических задач, стоящих перед отечественной высшей школой в начале XXI в., является перевод результатов интеллектуальной деятельности, возникающих в ходе фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ сотрудников, в востребованные рынком товары, работы, услуги. Говоря иначе, речь идет о коммерциализации разработок вуза. Реализация столь сложной задачи требует построения эффективных организационных структур, обеспечивающих управленческую поддержку инновационной деятельности университета.

Понимая мировую тенденцию развития высшей школы, согласно которой современный университет становится драйвером развития экономики (генерирует новые знания, востребованные экономикой и являющиеся источником технологического прорыва; создает инновационную продукцию; проводит исследования мирового уровня; является учредителем наукоемких предприятий и др.), руководство Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) уделяет большое внимание развитию инновационной деятельности. В вузе более 8 лет назад был создан офис коммерциализации образовательных и научно-технических разработок. Основной целью его открытия являлось привлечение инвестиций для развития инновационных разработок университета. Аналогичные структурные подразделения, относящиеся к объектам инновационной инфраструктуры университетов (офисы коммерциализации разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы), созданы и успешно работают в технических вузах уже достаточно давно. Сегодня в ТГПУ накоплен положительный опыт коммерциализации разработок в образовании. В настоящее время в вузе реализуется более 20 инновационных проектов.

Остановимся на наиболее значимых разработках, являющихся инновациями в образовании. В контексте настоящей статьи мы будем пользоваться определением, сформулированным учеными П. И. Пидкасистым и В. М. Полонским, согласно которому инновации в образовании - это «введение нового в цели образования; разработку нового содержания,

новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования» [1].

1. Инновационный учебно-методический комплекс по математике (руководители проекта: Э. Г. Гельфман - д-р пед. наук, профессор ТГПУ и М. А. Холодная - д-р психол. наук, профессор Института психологии РАН). Все элементы комплекса (учебники, рабочие тетради, учебно-методические пособия) соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и включены в федеральный перечень школьных учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования [2]. Инновационная идея дидактических материалов учебно-методического комплекса заключается в создании условий для интеллектуального обогащения и воспитания учащихся, что требует учебных текстов нового поколения, являющихся инновациями в содержании образования. В настоящее время инновационный учебно-методический комплекс по математике, разработанный на базе ТГПУ межвузовским авторским коллективом, внедрен в школах Центрального, Северо-Западного, СевероКавказского и Сибирского федеральных округов. В 2011 г. элементы рабочих тетрадей по математике для 5-6-х классов прошли апробацию в школах Израиля.

2. Инновационные технологии развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (руководители авторских коллективов - д-р пед. наук, профессор С. И. Поздеева и канд. психол. наук Е. Д. Файзуллаева). Обозначенное направление активно развивается на педагогическом факультете университета. Мы сознательно выделяем руководителей авторских коллективов, чьи разработки, оформленные в режиме коммерческой тайны (ноу-хау), получили высокую экспертную оценку коммерческого потенциала и в настоящее время внедрены в качестве вклада в уставный капитал малого инновационного предприятия ТГПУ - ООО «Академия счастливого детства». Инновационная идея в разработках авторского коллектива под руководством профессора С. И. Поздеевой заключается в изменении содержания образования, новых формах взаимодействия субъектов образования (открытое совместное действие педагога и ребенка) [3]. Инновационные идеи авторского коллектива, работающего под руководством Е. Д. Файзуллаевой, направлены на создание игровых пособий, материалов, средств для развития дошкольников и младших школьников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и разрабатываются в соответствии с потребностями педагогов и запросами родителей.

3. Дистанционные технологии повышения квалификации педагогических кадров (руководитель проекта - канд. пед. наук Т. А. Прищепа). С 2012 г. вуз активно реализует распределенную модель повышения квалификации, в которой процесс обучения слушателей организован в дистанционном режиме и осуществляется с помощью сайтов «Открытая педагогическая лаборатория» (http://openlab.tspu.ru), «Педагогическая планета» (http: //planeta. tspu.ru) и «Школьная академия „Успех"» (http://uspeh.tspu.ru). В рамках дистанционного повышения квалификации педагоги могут не только ознакомиться с учебными материалами, но и принять участие индивидуально, в составе команды или со школьниками в одном из предложенных мероприятий. К таким мероприятиям относятся конференции, профессиональные педагогические конкурсы, открытые курсы для дошкольников и школьников, совместные проекты ТГПУ и ОУ, ДОУ, методические объединения, мастер-классы педаго-

гов, авторские разработки по итогам мероприятий сайта, дистанционные фестивали и олимпиады, сетевые проекты, интеллектуальные турниры, фестивали-выставки, образовательные игры. Здесь инновация заключается в создании инновационной образовательной среды, позволяющей обогатить профессиональный опыт педагогов, и новых форм организации обучения [4].

4. Сетевые программы подготовки управленческих кадров для реализации инновационных проектов (руководитель проекта - канд. пед. наук Е. В. Вторина). С 2004 г. на базе вуза реализуются сетевые программы повышения квалификации кадров для управления инновационными проектами и коммерциализации высокотехнологичной продукции. Программы ориентированы на индивидуальные потребности заказчика, носят модульный характер обучения, практикоориентированы, занятия проводят успешные практикующие специалисты. Организациями, выступающими в роли сетевых партнеров ТГПУ по программам подготовки управленческих кадров, в разные годы являлись «Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, Томский государственный университет (Учебный центр „Тренинг-фирма"), Региональный молодежный ресурсный центр, Томский центр содействия инновациям, Томский центр трансфера технологий, Студенческий бизнес-инкубатор, Центр деловых коммуникаций „Аккорд", офис коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ и инновационные предприятия» [5]. В разные годы курсовую подготовку по данным программам прошли более 200 человек. Слушателями, освоившими программы ДПО, являлись сотрудники инновационной инфраструктуры вузов, руководители инновационных проектов и высокотехнологичных start-up компаний. География участников обширна -Томская область, Хабаровский и Красноярский края, республики Татарстан и Бурятия, г. Санкт-Петербург (РГПУ им. А. Герцена). Здесь инновационная идея заключается в организации процесса обучения.

Наряду с проектами, являющимися инновациями в образовании, в ТГПУ на разных этапах развития находятся проекты в сфере альтернативной энергетики, деревообработки, полимерных материалов, теплоизоляционных материалов, медицины, IT. Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных выше инноваций в образовании и научно-технической сфере была бы невозможна без целенаправленной и системной работы по выявлению, защите и учету результатов интеллектуальной деятельности, оценке коммерческого потенциала генерируемых проектов, упаковки проектов для привлечения финансирования и создания малых инновационных предприятий. Именно поэтому в университете реализуется комплекс мероприятий по закреплению объектов интеллектуальной собственности (ОИС). К таким мероприятиям относятся: инвентаризация нематериальных активов, позволяющая идентифицировать ОИС и установить правообладателя; оценка коммерческого потенциала разработки; защита ОИС в установленном законом порядке - введение режима коммерческой тайны (ноу-хау) или регистрация в уполномоченном органе (для России - Федеральном институте промышленной собственности); выплата авторского вознаграждения; оценка стоимости зарегистрированного ОИС для постановки на бухгалтерский учет; постановка ОИС на баланс университета. Наглядно демонстрируется положительная динамика закрепления ОИС ТГПУ за последние пять лет в рис. 1.

Общее количество объектов интеллектуальной собственности ТГПУ, зарегистрированных ФГУ ФИПС (Роспатент) на 01 января 2015 г. составляет 21 единицу (15 единиц - исключительные права, 6 единиц - совместные права). Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых вузом введен режим коммерческой тайны (ноу-хау), составляет 6 единиц. По итогам 2014 г. ожидается прирост нематериальных активов, зарегистриро-

ванных ФГУ ФИПС (Роспатент) в количестве 15 единиц. Распределение нематериальных активов ТГПУ по видам ОИС показано в рис. 2.

2009 2010 20112012 2013

Права на ОИС принадлежат ТГПУ

2009 2010 2011 2012 2013

Совместные права на ОИС

2009 2010 20112012 2013

Права на ОИС принадлежат третьим лицам и сотрудникам ТГПУ

2009 2010 20112012 2013

Права на ОИС принадлежат и сотрудникам ТГПУ

2009 2010 2011 2012 2013

Права на ОИС принадлежат третьим лицам

Рис. 1. Динамика закрепления объектов интеллектуальной собственности в ТГПУ

Товарный знак

Рис. 2. Распределение нематериальных активов ТГПУ по видам ОИС

Анализируя рис. 2, мы видим, что в структуре нематериальных активов ТГПУ преобладают такие ОИС, как базы данных (27 %), полезные модели и ноу-хау (21 %).

Зарегистрированные в установленном законом порядке ОИС проходят обязательную процедуру оценки для целей постановки на баланс (в соответствии с утвержденным «Положением об оценке нематериальных активов ТГПУ»), а при необходимости - оценку рыночной стоимости. На балансе ТГПУ по итогам 2013 г. стоит 21 ОИС общей стоимостью около 610 тыс. руб. Параллельно осуществляется отбор перспективных разработок и их упаковка, которая подразумевает проведение маркетинговых исследований, разработку стратегии коммерциализации, подготовку бизнес-плана приоритетных разработок с последующим привлечением финансирования в инновационные проекты. На этом этапе инноваторы вуза получают комплексную поддержку не только в офисе коммерциализации образовательных и научно-технических разработок, но и в управлении научной поддержки образовательных программ.

Таким образом, анализ опыта работы ТГПУ в сфере трансфера образовательных разработок позволяет выделить несколько моделей коммерциализации:

1. Заключение издательского лицензионного договора на ОИС. Данная модель является традиционной в университетах гуманитарного профиля. Это связано с тем, что основным продуктом, который выпускают университеты гуманитарного профиля, являются учебно-методические материалы: учебники, учебно-методические пособия, статьи, рабочие тетради, словари, справочники, обучающие программы, тренинги и т. д., трансфер которых осуществляется посредством публикации. Порядок и условия заключения издательского лицензионного договора регламентированы положениями статей 1286 и 1287 ГК РФ [6], а условия расторжения статьей 450 ГК РФ [6]. Издательский лицензионный договор может заключаться как с автором (авторским коллективом), так и с организацией, в том числе работодателем автора (авторов). В последнем случае организация должна иметь документальное подтверждение перехода исключительных имущественных прав от авторов к третьим лицам (в том числе работодателю). Для этих целей необходимо своевременно заключать с автором (авторами), например, договор авторского заказа, который регламентируется статьями 1288-1289 ГК РФ [6].

2. Прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики. Данная модель, как и предыдущая, получила широкое распространение в практике высшей школы и подразумевает выполнение хоздоговорных работ, осуществляемых университетом по заказу организаций разных форм собственности. Результатом выполнения этих работ является научно-техническая продукция - результаты исследований по заданной тематике, научно-техническая информация, макеты и прототипы изделий, т. е. новые знания, востребованные заказчиком. Очень часто для выполнения таких работ формируются межвузовские научные коллективы. С целью закрепления ОИС и во избежание конфликтных ситуаций необходимо своевременно заключить договор на выполнение прикладных научно-исследовательских работ, существенными условиями которого должен быть раздел, посвященный созданию и переходу исключительных имущественных прав на ОИС, возникающих в ходе выполнения работ. При подготовке договора на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) следует руководствоваться положениями главы 38 ГК РФ [7, с. 275277]. В качестве приложения к такому договору рекомендуется оформлять техническое задание, соглашения о сохранении информации в режиме коммерческой тайны (ноу-хау) и о творческом вкладе авторов (соавторов) ОИС. Перечисленная документация подлежит согласованию между университетом и членами авторского коллектива. Исключение составляет соглашение о творческом вкладе авторов (соавторов) ОИС, которое подписывается авторами самостоятельно, а в случае возникновения спора между соавторами урегулируется в досудебном порядке (в процессе переговоров) или в судебном порядке согласно действующему законодательству Российской Федерации.

3. Сделки по лицензионным договорам (продажа или уступка права пользования) ОИС. Данная модель предполагает извлечение прибыли университетом за счет коммерческого использования ОИС посредством их отчуждения или передачи права пользования ими третьим лицам (сторонним организациям). Документальная фиксация использования настоящей модели коммерциализации закрепляется лицензионным договором, предусматривающим отчуждение ОИС (продажа или уступка ОИС). На территории РФ при заключении лицензионного договора правообладателю ОИС необходимо руководствоваться положениями статей 1365, 1367, 1369, 1468 и 1469 ГК РФ [6], а также Административным регламентом по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности,

охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 321 [8]. Особенностью заключения таких договоров является их обязательная регистрация в уполномоченном органе (для РФ - ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (РОСПАТЕНТ)). Исключение составляют лицензионные договоры, в которых ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны (ноу-хау).

4. Создание малого инновационного предприятия на базе ОИС ТГПУ. Данная форма коммерциализации ОИС вузов стала активно развиваться с 2009 г. в связи с принятием федерального закона № 217 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [9]. В настоящее время порядок создания и функционирования малых инновационных предприятий с организационно-правовыми формами, такими как общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество или хозяйственное партнерство, создаваемых при участии образовательных организаций высшего профессионального образования, регулируется дополнительно федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 13, ст. 103) [10].

По мнению законодателя и в соответствии со сложившейся мировой практикой, именно малые инновационные предприятия ввиду своей гибкости и восприимчивости к изменениям должны стать двигателем инновационного развития экономики. Сегодня в инновационный пояс ТГПУ входят три малых инновационных предприятия - ООО «АйТиЦентр», ООО «ТомскЛингваСервис» и ООО «Академия счастливого детства». В качестве вклада в уставный капитал предприятий внесено право пользования ноу-хау по профилю деятельности предприятия, являющиеся инновациями в образовании - инновационные технологии обучения. Для развития создаваемых МИП ТГПУ сопровождает их деятельность и помогает в вопросах привлечения инвестиций, правовых и финансовых консультаций. Большие надежды в развитии модели коммерциализации ОИС посредством создания малых инновационных предприятий вуз связывает с открытием в 2013 г. бизнес-инкубатора, деятельность которого должна стимулировать генерацию инновационных идей среди студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся в ТГПУ, а значит, и развитие малых инновационных предприятий.

Опыт коммерциализации инноваций в образовании Томского государственного педагогического университета, изложенный в рамках настоящей статьи, был бы неполным без анализа трудностей, с которыми приходится сталкиваться.

Во-первых, это дефицит знаний в области коммерциализации инновационных технологий у сотрудников (ППС) и обучающихся педагогических вузов. Для решения этой проблемы в ТГПУ офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок совместно с факультетом повышения квалификации под руководством Е. В. Втори-ной была разработана и внедрена программа повышения квалификации «Научно-инновационная деятельность вуза в условиях малого предприятия». По разработанной программе прошли обучение будущие руководители и сотрудники малых инновационных предприятий, создаваемых ТГПУ, а также разработчики инновационных проектов. Отдельные блоки программы повышения квалификации используются в качестве модулей программы в рамках ежегодной «Школы молодого ученого», организуемой отделом НИР студентов и аспирантов.

Во-вторых, это отраслевая направленность педагогического университета, что отражается на тематике научных исследований и, следовательно, на портфеле возможных ОИС.

Так, вполне закономерно, что в количественном соотношении ОИС педагогического вуза будут уступать ОИС технических, национальных исследовательских и медицинских университетов, где защита диссертации, а в ряде случаев и публикация научной статьи невозможны без получения патента. Однако при составлении всевозможных рейтингов по оценке эффективности функционирования высшей школы, где инновационная деятельность и ее составляющие - зарегистрированные и внедренные ОИС, созданные МИП, объем и структура доходов от управления ОИС - являются одними из ключевых показателей, педагогические вузы нередко рассматриваются наравне с техническими. Такая постановка вопроса приводит к тому, что гуманитарные университеты, к которым относятся и педагогические вузы, выстраиваются в рейтинге ближе к середине или его концу. Более объективно проводить оценку можно было бы при условии сопоставления равнозначных высших учебных заведений - технических вузов с техническими, национальных исследовательских с национальными исследовательскими, гуманитарных с гуманитарными.

Еще одним направлением, обеспечивающим наращивание портфеля ОИС и стимулирование исследований, могут стать создаваемые межвузовские мультидисциплинарные совместные проекты и научные коллективы.

В-третьих, это усиление инновационной активности сотрудников университета. Сегодня в ТГПУ реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности посредством материальных и моральных поощрений (выплаты авторских вознаграждений, стимулирование инновационно-активных сотрудников по итогам года, а также через создание историй успеха).

Анализ опыта коммерциализация образовательных разработок в Томском государственном педагогическом университете позволяет утверждать, что эта деятельность требует целенаправленной, системной и совместной работы инноваторов, структурных подразделений инновационной инфраструктуры и администрации вуза.

Список литературы

1. Педагогика: учебник для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. URL: http://www.eusi.ru/lib/ pidkasistyj_pedagogika/14.shtml (дата обращения: 01.10.2014).

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. URL: |-|Нр://минобрнауки.рф/новости/4136 (дата обращения: 01.10.2014).

3. Компетентностное обновление на разных ступенях образования: коллект. монография / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 200 с.

4. Прищепа Т. А. Основные причины и направления обновления системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях ее системного развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 120-127.

5. Вторина Е. В. Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 56-61.

6. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: консолидированный текст части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/con nect/2702c7804e2e0255aa93ae4d80890bf7/gkrf_ch4_2014.pdf? MOD=AJPERES (дата обращения: 01.10.2014).

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2012. 688 с.

8. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении пра-

ва на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки от 29 октября 2008 г. № 321 // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/ connect/content_ru/ru/documents/russian_laws/order_minobr/prik_minobrn_321_29102008 (дата обращения: 01.10.2014).

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.07.2009 г.) // Официальное интернет-представительство Президента России. URL: http://document.kremlin. ru/page.aspx?1131008 (дата обращения: 01.10.2014).

10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 01.10.2014).

Сошенко И. И., директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ, аспирант. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.10.2014.

1.1. Soshenko

COMMERCIALIZATION OF EDUCATIONAL DEVELOPMENTS IN A HUMANITARIAN UNIVERSITY (FROM THE EXPERIENCE OF TSPU)

The article focuses on features of the commercialization of educational developments in a humanitarian university. The author analyzes success stories and sources of difficulties faced by humanitarian (educational) institutions of higher education in the process of the developments transfer. The experience of TSPU office of commercialization of educational, scientific and technological developments in commercializing innovative educational developments is considered. The models of commercializing innovative educational projects are presented - the conclusion of the publishing license contract for objects of intellectual property, applied researches by request of the organizations of real sector of economy, the transaction on license contracts, creation of the small innovative enterprise on the basis of objects of intellectual property of higher education institution. The importance of organizing system work for providing the full innovation cycle - from idea to implementation is underlined.

Key words: commercialization, innovation in education, innovative educational development, intellectual property, small innovative enterprise, commercialization model.

References

1. Pedagogika: uchebnik dlya studentov ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: Textbook for student teachers]. Ed. P. I. Pedkasisty. URL: http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/14.shtml (accessed 01 October 2014) (in Russian).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, rekomenduemykh k ispol'zovaniyu pri realizatsii imeyushchikh gosu-darstvennuyu akkreditatsiyu obrazovatel'nikh programm nachal'nogo, obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshche-go obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 31 marta 2014 g. № 253 [On approval of the federal list of textbooks recommended for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary education: Ministry of Education and Science of the Russian Federation Order of March 31, 2014 № 253]. URL: http://MMH06pHayKM.p$/H0B0CTM/4136 (accessed 01 October 2014) (in Russian).

3. Kompetentnostnoe obnovlenie na raznikh stupenyakh obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [Competence renovation at different levels of education: the collective monograph]. Ed. S. I. Pozdeeva. Tomsk, 2010. 200 p. (in Russian).

4. Prischepa T. A. Osnovnye prichiny i napravleniya obnovleniya systemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya peda-gogov v usloviyakh eyo sistemnogo razvitiya [Main reasons and the directions of updating the system and of editions professional education of teachers in the conditions of its system development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 120-127 (in Russian).

5. Vtorina E. V. Innovatsionnye podkhody k razvitiyu sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v vuze [Innovative approaches to the development of system of supplementary education at the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 56-61 (in Russian).

6. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu, vtoruyu i chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: konsolidirovannyy tekst chasti chetvertoy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii s izmeneniyami, vnesennymi Federal'nym zakonom ot 12 marta 2014 g. № 35-FZ [On Amendments to the first, second and fourth of the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: consolidated text of Part IV of the Civil Code of the Russian Federation, as amended by Federal Law of March 12, 2014 № 35-FZ]. The official website of the Federal state Organization "Federal Institute of Industrial property". URL: http://www1.fips.ru/wps/ wcm/connect/2702c7804e2e0255aa93ae4d80890bf7/gkrf_ch4_2014.pdf? MOD=AJPERES (accessed 01 October 2014) (in Russian).

7. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Civil Code of the Russian Federation]. Moscow, Statut Publ., 2012. 688 p. (in Russian).

8. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolnenniya Federal'noy sluzhboy po intellektual'noy sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam gosudarstvennoy funktsii po registratsii dogovorov o predostavlenii prava na izobreteniya, poleznye mo-deli, promyshlennye obraztsi, tovarnye znaki, znaki obsluzhivaniya, okhranyaemye programmy dlya EVM, bazy dannykh, topologii integral'nykh mikroskhem, a takzhe dogovorov kommercheskoy kontsessii na ispol'zovanie ob'ektov intellektual'noy sobstvennosti, okhranyaemykh v sootvetsvii s patentnym zakonodatel'stvom Rossiyskoy Federatsii: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 29 oktyabrya 2008 № 321 [On approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Intellectual Property, Patents and Trademarks of the state function of registration of contracts granting rights to inventions, utility models, industrial designs, trademarks, service marks, protected programs computer programs, databases, integrated circuits, as well as franchise agreements on the use of intellectual property, protected under the patent laws of the Russian Federation: Order of the Ministry of Education October 29, 2008 № 321]. The official website of the Federal state Organization "Federal Institute of Industrial Property". URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/documents/russian_laws/ order_minobr/prik_minobrn_321_29102008 (accessed 01 October 2014) (in Russian).

9. O vnesenii izmenenniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam sozdaniya budzhetnymi nauchny-mi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami hozyaistvennykh obshchestv v tselyakh prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) re-zul'tatov intellektual'noy deyatel'nosti: Federal'ny zakon ot 02.08.2009 g. № 217-FZ (prinyat GD FS RF 24.07.2009 g.) [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of the budget scientific and educational institutions of business entities for the purpose of practical application (implementation) of the results of intellectual activity: The Federal Law of 02.08.2009 № 217-FZ (adopted by the State Duma on 24.07.2009)]. Official Internet - Mission President of Russia. URL: http://document.kremlin.ru/page.aspx?1131008 (accessed 01 October 2014) (in Russian).

10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'ny zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [On Education in the Russian Federation: The Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ]. Rossiyskyja Gazeta. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (accessed 01 October 2014) (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.