Научная статья на тему 'Законодательные меры развития исследовательских университетов в Казахстане'

Законодательные меры развития исследовательских университетов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОФИС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / RESEARCH UNIVERSITY / INNOVATION ECOSYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITIES' COMMERCIALIZATION RESULTS / OFFICE OF TECHNOLOGY COMMERCIALIZATION / METHODS OF STIMULATING THE DEVELOPMENT OF COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бишимбаева С. К., Нурмуханбетова А. А.

В статье приведен обзор законодательства Республики Казахстан в области коммерциализации с точки зрения их влияния на развитие инновационных экосистем исследовательских университетов, представлены основные проблемы в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов. Существующее в Казахстане законодательство: Закон РК «О науке» от 18.02.2011 г., «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 09.01.2012 г., патентный закон РК от 16.07. 1999 г, а также законодательные инициативы, в частности принятие «Закона о коммерциализации РНТД», призваны обеспечивать развитие наукоемкой экономики, способствовать внедрению инноваций, стимулировать и материально поощрять участие авторов и лиц, содействующих коммерциализации в создании и использовании РНТД с целью обеспечения доведения инноваций до рынка.Для создания нормативно-правовой базы, способствующей эффективному развитию системы коммерциализации в стране, необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон в коммерциализации интеллектуальной собственности для обеспечения стабильности и безопасности инвестиций и их последующего внедрения в реальное производство. Ключевым фактором для большинства законов в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является снижение барьеров для вовлечения ученых в коммерциализацию РНТД, а также стимулирование частного сектора к сотрудничеству с вузами и научными организациями с целью коммерческого использования технологий, создаваемых вузами и научными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бишимбаева С. К., Нурмуханбетова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative actions of research universities in Kazakhstan

The review of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of commercialization from the point of view of their influence on development of innovative ecosystems of research universities is provided in the article, the main problems in the commercialization`s field of the results of scientific and technical activity of higher education institutions are presented. The legislation existing in Kazakhstan the Law of RK «About Science» from 18 February 2011,«About the state support of industrial and innovative activity» from 9 January2012 the patent law of RK from 16 July 1999, and also legislative initiatives, in particular adoption of «The law on commercialization of Results Scientific Technical Activities», are urged to provide development of the knowledgeintensive economy, to promote introduction of innovations, to stimulate and stimulate the interest participation of the authors and persons assisting commercialization in the creation and use of Results Scientific Technical Activities for the purpose of ensuring bringing innovations to the market.For creation of the standard and legal base promoting effective development of system of commercialization in the country it is necessary to consider interests of all interested parties in commercialization of intellectual property for ensuring stability and safety of investments and their subsequent introduction in real production. A key factor for the majority of laws in the field of commercialization of objects of intellectual property is decrease in barriers to involvement of scientists in commercialization of Results Scientific Technical Activities, and also stimulation of the private sector to cooperation with Higher education institutions and the scientific organizations for the purpose of commercial use of technologies created by Higher education institutions and the scientific organizations.

Текст научной работы на тему «Законодательные меры развития исследовательских университетов в Казахстане»

Законодательные меры развития исследовательских университетов в Казахстане

С. К. Бишимбаева,

к. э. н., представитель АО «Национальное агентство по технологическому развитию» в США

[email protected]

А. Нурмуханбетова,

магистр менеджмента, руководитель офиса коммерциализации, АО «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина», г. Астана, Республика Казахстан [email protected]

В статье приведен обзор законодательства Республики Казахстан в области коммерциализации с точки зрения их влияния на развитие инновационных экосистем исследовательских университетов, представлены основные проблемы в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов. Существующее в Казахстане законодательство: Закон РК «О науке» от 18.02.2011 г., «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 09.01.2012 г., патентный закон РК от 16.07.1999 г, а также законодательные инициативы, в частности принятие «Закона о коммерциализации РНТД», призваны обеспечивать развитие наукоемкой экономики, способствовать внедрениею инноваций, стимулировать и материально поощрять участие авторов и лиц, содействующих коммерциализации в создании и использовании РНТД с целью обеспечения доведения инноваций до рынка.

Для создания нормативно-правовой базы, способствующей эффективному развитию системы коммерциализации в стране, необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон в коммерциализации интеллектуальной собственности для обеспечения стабильности и безопасности инвестиций и их последующего внедрения в реальное производство. Ключевым фактором для большинства законов в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является снижение барьеров для вовлечения ученых в коммерциализацию РНТД, а также стимулирование частного сектора к сотрудничеству с вузами и научными организациями с целью коммерческого использования технологий, создаваемых вузами и научными организациями.

Ключевые слова: исследовательский университет, инновационная экосистема, инновационная деятельность, коммерциализация результатов научно-технической деятельности, офис коммерциализации технологий, методы стимулирования развития коммерциализации.

Формирование исследовательских университетов в Казахстане становится важным этапом кардинальной модернизации системы образования, формирования интеллектуальной нации и создание экономики знаний.

Это является новым вызовом инновационной политики Казахстана, требующего соответствующих организационных форм, новых механизмов стимулирования, финансирования, понимания природы знаний и компетенций, как стратегических активов.

Так, Согласно Закона РК «О науке» от 18 февраля 2011 г., исследовательский университет: «...это высшее учебное заведение, реализующее утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития университета и участвующим в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований».

Классическое определение исследовательского университета, данное основателем исследовательского университета Гумбольта в Германии В. Гумбольдтом заключалось в том, что «...университет — это элитарное высшее учебное заведение, в котором обучение студентов и научные исследования находятся в нераз-

рывном единстве при обеспечении университетской автономии, включающей полную академическую свободу» [9].

Позднее в работах отечественных и зарубежных ученых понятие исследовательского университета получило более расширенное определение в связи с расширением функций вузов такого типа.

К примеру, Н. В. Астафьева в своих исследованиях под исследовательскими университетами подразумевает «...высшее учебное заведение, включающее не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и тесную кооперацию последних с промышленностью — совместные исследовательские центры университетов и промышленности, научные и технологические парки, инновационно-технологические центры, промышленные исследовательские консорциумы, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др.» [10].

При этом, исследовательский университет с развитой инновационной инфраструктурой должен осуществлять полный цикл инновационной деятель-

со

о см

со о см

см

<

00 о

Таблица 1

Список базовых университетов и колледжей Казахстана для подготовки квалифицированных специалистов для проектов Государственной индустриально-инновационной программы развития на 2015-2019 гг.

Университеты Колледжи

1. Казахский национальный университет им. аль-Фараби Актюбинский политехнический колледж

2. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева Политехнический колледж г. Астаны

3. Казахский национальный аграрный университет Западно Казахстанский индустриальный колледж

4. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина Усть-Каменогорский политехнический колледж

5. Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева Алматинский государственный бизнес колледж

6. Атырауский институт нефти и газа Атырауский политехнический колледж

7. Карагандинский государственный технический университет Карагандинский строительно-технический колледж

8. Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Павлодарский технологический колледж

9. Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова Жамбылский политехнический колледж

10. Костанайский государственный университет им. А. Байтурсунова Костансайский политехнический колледж

11. Павлодарский государственный педагогический институт

ности, получая прибыль от реализации РНТД, быть способным обеспечить подготовку специалистов, обладающих навыками инновационного предпринимательства.

В настоящее время, Министерство образования Республики Казахстан определило 11 таких базовых университетов и 10 колледжей для обеспечения квалифицированными специалистами проекты Государственной индустриально-инновационной программы развития на 2015-2019 гг. В этот список вошли в основном государственные вузы, у которых имеется большой опыт ведения образовательной и научной деятельности, представлены все уровни подготовки специалистов (бакалавр - магистр - доктор), имеется высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав.

На сегодняшний день, при организации инновационной деятельности в исследовательских университетах РК возможно возникновение следующих проблем, приводящих к рыночной невостребованности инноваций:

• сложность получения финансирования в рамках государственных программ поддержки и финансирования инновационных проектов, связанная с необходимостью представления большого количества документов и прохождения формальных процедур в ходе получения финансирования и процессе его освоения;

• недостаток собственных оборотных средств субъектов инновационной деятельности — внедрение инноваций зачастую требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения об их реализации;

о • потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со значительной задержкой § во времени в связи с ошибочной оценкой сроков

и затрат на внедрение; ^ • неразвитость и/или неэффективность внешних ^ коммуникаций в иными элементами инновацион-

|Е ной экосистемы;

^ • сильное внутренне сопротивление изменена ниям/инновациям в организации. О В настоящее время, к сожалению, отсутствует ^ корреляция между возникновением научного знания, ^ его материализацией и коммерциализацией. Поэто-

му особенностью исследовательского университета является наличие специальной инфраструктуры, обеспечивающей доведение «до рынка» завершенных и незавершенных научных разработок, реализация «инновационного портфеля» университета от стадии НИОКР до маркетинга и продаж.

Развитие коммерциализации РНТД должно стать одним из важнейших направлений научно-инновационной деятельности исследовательских университетов. Именно коммерциализация позволяет довести инновационный процесс — «единый процесс от возникновения идеи до внедрения, развития и применения на производстве» до его логического завершения.

Неоднакратно выступая с инициативой по созданию эффективной системы коммерциализации научных исследований, Президент Казахстана Н. Назарбаев на расширенном заседании Правительства 6 мая, 2015 г. поручил Правительству в срочном порядке начать разработку проекта Закона о коммерциализации науки.

В связи с этим, недавно Правительством был инициирован специализированный законопроект «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности», который призван предоставить полный пакет стимулирующих мер и почву для создания эффективной системы коммерциализации научных исследований и технологий в университетах и научных организациях и развития технологического предпринимательства в Казахстане.

Срочность принятия законопроекта была связана с тем, что в Казахстане сложилась ситуация, когда в области интеллектуальной собственности отсутствовали стимулы в обеспечении быстрой и эффективной коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

Кроме того, принятые за последние годы законодательные акты в области науки и инновационной деятельности заложили лишь базовые нормы для коммерциализации научных исследований и технологий.

В частности, в Законе РК «О науке» от 18.02.2011 г. согласно статье 28 «Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности», право интеллектуальной собственности, полученное субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в результате научной и (или) научно-

технической деятельности, осуществляемой из государственного бюджета, принадлежит научным организациям.

Кроме того, с принятием закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 г. впервые в официальную терминологию вошли такие понятия, как «коммерциализация технологий», «центр коммерциализации технологий», а также в перечень инновационных грантов вошел термин «грант на коммерциализацию технологий».

В свою очередь главой 52 ГК РК (Особенная часть) и Патентным законом Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. регламентируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности. При этом, Патентный закон РК раскрывает в основном процедурные вопросы охраны и вовлечения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности. При существующей законодательной базе государству было не под силу обеспечить функционирование эффективной системы выведения в экономический оборот результатов научной деятельности, созданной при его содействии.

Для восполнения этих пробелов рабочей группой при Комитете науки Республики Казахстан был разработан проект Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».

Основная цель этого закона — стимулировать коммерческое использование технологий, создаваемых вузами и научными организациями, в том числе и за счет средств государственного бюджета. Одной из основных задач разработанного законопроекта является повышение заинтересованности всех участников инновационной деятельности в конечном результате — практическом внедрении новых научных разработок и технологий, созданных отечественными учеными. Основные задачи и содержание законопроекта:

• определяет коммерциализацию РНТД как одно из приоритетных направлений деятельности вузов и НИИ;

• определяет механизмы и инструменты коммерциализации РНТД;

• устанавливает законодательные нормы выплаты авторских вознаграждений как за создание, так и за использование РНТД;

• определяет меры государственной поддержки и стимулирования коммерциализации РНТД;

• определяет меры по стимулирования и вовлечения бизнеса в процесс коммерциализации РНТД. Как правило, субъектами инновационной экосистемы исследовательского университета являются ученые-инноваторы (изобретатели), специализированные структуры, объединенные в единую сеть взаимодействия, которая обеспечивает неразрывность процесса коммерциализации технологий.

Именно ученый — автор новых идей и технологий является важнейшим участником процесса превращения знаний в наукоемкую продукцию. Сегодня в подавляющем большинстве вузов и НИИ автор изобретений не получает никаких дополнительных воз-

награждений за создание и использование служебных изобретений, хотя в Гражданском кодексе и Патентном законе Республики Казахстан предусмотрено право автора на получение такого вознаграждения. Однако минимально гарантированный размер авторского вознаграждения и ответственность работодателя за невыплату или несвоевременную выплату вознаграждения законодательно не установлены.

Между тем, в США еще в 1986 г. Законом о трансфере федеральных технологий была установлена минимальная доля изобретателя — 15% от суммы доходов, полученных университетом от реализации исключительных прав на изобретение.

В Российской Федерации 4 июня 2014 г. установили минимальные размеры авторских вознаграждений за создание и использование объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. За создание служебного изобретения автору выплачивается поощрительное вознаграждение в размере 30% от среднемесячной заработной платы, за создание полезной модели или промышленного образца — 20%. При использовании изобретений в собственном производстве работодатель обязан выплатить автору вознаграждение в размере среднемесячной зарплаты, при заключении лицензионного договора — 10% от суммы лицензионных платежей, при заключении договора уступки — 15% от суммы договора.

В проекте Закона РК законодательные нормы предусматривают выплаты авторских вознаграждений:

1) за использование результата интеллектуальной творческой деятельности собственном производстве в размере среднемесячного заработка;

2) в случае заключения лицензионного договора, договор перехода исключительного права — 30% от суммы договора;

3) за использование результата интеллектуальной творческой деятельности, исключительные права на который принадлежат работодателю, составляет не менее 100 месячных расчетных показателей. Вознаграждение выплачивается ежегодно в течение всего срока действия охранного документа. Исходя из анализа международного опыта в проект

Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» был внесен раздел о выплате авторских вознаграждений, как за создание, так и за использование служебных изобретений и других объектов интеллектуальной собственности. Так, за создание служебных объектов интеллектуальной собственности минимальный размер авторского вознаграждения устанавливается как средняя месячная заработная плата работников данной организации. За использование таких объектов интеллектуальной собственности в собственном производстве — 15% ежегодной прибыли работодателя; при заключении лицензионного договора или договору уступки — 30% от суммы договора.

Важно отметить, что законопроект устанавливает минимальные гарантированные размеры авторского вознаграждения. Вузы, научные организации, промышленные предприятия вправе своими внутренними нормативными актами установить более высокие раз-

со

о см

оо о сч

см

о см

аэ о см

см

меры вознаграждений авторам служебных результатов интеллектуальной творческой деятельности. Именно так поступает большинство американских университетов, которые устанавливают размер авторских вознаграждений в размере 25-30% от суммы дохода, получаемого университетом от лицензионных соглашений (законодательно установленный минимальный размер — 15%). Однако при отсутствии внутренних нормативных актов, что сегодня, к сожалению, имеет место в большинстве организаций в Казахстане, работодатель будет обязан выплатить авторам установленные законом минимальные вознаграждения.

Вторым важным моментом законопроекта является поддержка лиц, содействующих созданию и коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Здесь речь идет, в первую очередь, о вузовских и региональных офисах коммерциализации технологий, патентно-лицензионных службах в вузах, НИИ и промышленных предприятиях. Они играют исключительно важную роль не только в выявлении, оформлении и правовой охране объектов интеллектуальной собственности, но и выступают своеобразным мостиком между наукой и промышленностью при коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Без эффективной работы офисов коммерциализации технологии невозможна передача новых разработок и технологий от вузов и НИИ на предприятия реального сектора экономики. Это давно поняли за рубежом, где в каждом университете существуют такие подразделения, количество сотрудников в которых составляет, в среднем, 30-40 человек для крупных университетов и 10-20 — для средних и малых университетов. Важно отметить, что первые 5-7 лет своего существования все офисы коммерциализации технологий находились на дотации своих университетов и только потом выходили на самоокупаемость. Самоокупаемость достигалась за счет передачи офисам коммерциализации технологий 10-15% от суммы лицензионных платежей по соглашениям, которые университеты заключили с промышленными предприятиями благодаря деятельности этих офисов.

В рамках данного законопроекта удалось ввести задачу коммерциализации РНТД как одного из основных профилей деятельности исследовательских организаций и вузов. Коммерциализация РНТД теперь стала третьей и обязательной функцией наряду с образовательной и научной деятельностью.

При этом, если в традиционной модели сочетались только основные функции вузов — развитие

Рис. 1. Права на интеллектуальную собственность (распределение): пример Франции

образования и фундаментальной науки, то в модели исследовательского университета появляется третья функция — «трансфер знаний» или «коммерциализация результатов научно-технической деятельности».

Значительным достижением разработчиков законопроекта является использование опыта Франции и предоставления права изобретателю государственного сектора в случае создания инновационной компании, привилегированного права покупать часть акций создающегося предприятия (15% от акций) по цене ниже номинальной при условии одновременной работы в научной организации (рис. 1).

Законопроект предусматривает выплату вознаграждений лицам, содействовавшим созданию и коммерциализации результатов интеллектуальной творческой деятельности в размере не менее 10% ежегодного дохода работодателя от использования таких результатов в собственном производстве, а также не менее 15% от суммы лицензионного договора или договора уступки без ограничения максимального размера вознаграждения. Таким образом, принятие законопроекта позволит, с одной стороны, повысить заинтересованность сотрудников офисов коммерциализации технологий в конечном результате их деятельности, а с другой — снизить расходы бюджета и вузов на их содержание.

Также в законопроект включены меры государственной поддержки центров коммерциализации технологий.

Здесь важно привести в пример данные о деятельности Офиса лицензирования технологий Стэнфорд-ского университета. Поддержание Офиса университетом демонстрирует значительные показатели прибыли, начиная с 15 года функционирования.

Дело в том, что в настоящее время в Казахстане было создано 21 офисов коммерциализации в вузах и НИИ посредством финансирования Национального агентства по технологическому развитию (НАТР). Однако с 2015 г. финансирование НАТР завершилось, и существование инфраструктуры коммерциализации стоит под вопросом. У вузов и НИИ в настоящее время нет отдельных статей затрат на создания полноценного офиса комме

Без поддержки вуза невозможно построение эффективной системы управления интеллектуальной собственностью, в целом, и функционирование патентно-лицензионных служб, в частности!

В США (закон Стивенсона-Уайлдера США) данная мера дала мощный толчок для развития структур коммерциализации в научных организациях и университетах. Так, ежегодно на финансирование деятельности центров трансферта технологий в США выделяется 3%, направляемых на НИОКР от бюджетных средств (около $2,7 млрд).

В этой связи отдельными нормами законопроекта вузам и НИИ определено направлять на развитие центров коммерциализации технологий и патентных отделов или служб не менее 2% от средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вузы, являющиеся исследовательскими университетами, обязываются в своей структуре иметь центры коммерциализации технологий.

В случае если иное не предусмотрено внутренними нормативными актами высшие учебные заведения и научные организации должны направлять на развитие центров коммерциализации технологий и патентных отделов или служб не менее 10% от суммы лицензионных договоров и договоров уступки патента, заключенных высшими учебными заведениями и научными организациями.

Законопроект предусматривает государственную поддержку и стимулирование коммерциализации РНТД.

1. Гранты на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

2. Механизмы финансирования начальной стадии и раннего роста инновационного бизнеса (стартап-компании)

3. Инновационный ваучер — финансовый инструмент, направленный на получение услуг стартап-компаниями от субъектов индустриально-инновационной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятие закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» позволит:

• ввести единые правила и определить механизмы коммерциализации РННТД;

• усилить роль инновационной инфраструктуры вузов и НИИ как важнейшего звена процесса коммерциализации РННТД;

• повысить финансовую заинтересованность всех участников процесса коммерциализации РННТД в конечном результате;

• оценивать деятельность всех участников процесса коммерциализации, в том числе государственных органов, по конечному результату процесса — количеству внедренных технологий и экономическому эффекту, полученному от их внедрения. Безусловно, введение указанных норм повысит

экономическую заинтересованность предприятий в приобретении прав на разработки и технологии вузов и НИИ и внедрении их в собственное производство.

В целом, принятие закона «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности» должно привести к повышению заинтересованности всех участников процесса коммерциализации в конечном результате — практическом внедрении отечественных научных разработок и технологий на промышленных предприятиях и в аграрно-промышленном комплексе и обеспечить переход от сырьевой экономике к экономике, основанной на знаниях. Предлагаемый законопроект:

1. Определяет коммерциализацию результатов научно-технической деятельности как одно из приоритетных направлений деятельности НИИ и вузов.

2. Определяет механизмы и инструменты коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе, механизмы и правила создания государственными вузами и научными организациями стартап-компаний.

3. Устанавливает законодательные нормы, обязывающие работодателя заключать с авторами результатов интеллектуальной творческой деятельности до-

говоры о выплате вознаграждений; устанавливает минимальный размер и порядок выплаты авторских вознаграждений, а также ответственность работодателя за нарушения условий договора. 4. Определяет меры господдержки и стимулирования коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе вводит налоговые льготы для организаций, реализующих свои права на эти результаты, и для организаций, приобретающих такие права для использования их в собственной производстве. Данный законопроект в настоящее время одобрен Мажилисом и Сенатом Парламента Республики Казахстан и находится на подписи Президента РК.

Однако, на наш вгляд, многие моменты были упущены.

Для создания нормативно-правовой базы по развитию системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Республике Казахстан, необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон в коммерциализации интеллектуальной собственности для обеспечения стабильности и безопасности инвестиций.

Рекомендуемые меры для развития коммерциализации в исследовательских университетах.

1. Так, разработанный проект закона не предусматривает налоговые льготы на доходы, полученные следующими организациями и предприятиями:

1.1. Для организаций-патентообладателей при использовании результатов интеллектуальной творческой деятельности в собственном производстве.

1.2. Для организаций-патентообладателей при заключении лицензионных соглашений и договоров уступки.

1.3. Для организаций, получивших право использования результатов интеллектуальной творческой деятельности по лицензионному соглашению или договору уступки.

1.4. Для организаций (стартап-компаний), созданных с участием государственных высших учебных заведений и научных организаций для внедрения (коммерциализации) результатов научно-технической деятельности.

2. Коммерческий успех научных организаций, университетов на наш взгляд должен быть представлен в виде рейтинга коммерциализации, учитывающего количество созданных старап-компаний, внедренных патентов, лицензионных соглашений. Такой рейтинг должен быть также широко распространен в бизнес-кругах.

3. По опыту США, Франции, Германии, в качестве мер стимулирования научного сообщества для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности весьма целесообразно дополнить следующее:

3.1. Предоставить право изобретателю, организующему инновационное предприятие на основе интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, вернуться в течение определенного времени (во Франции 6 лет) на свою прежнюю позицию в научную организацию или университет, в случае если инновационный

со

о см

оо о см

см

со о

СМ

оо о сч

см

J <

со О

бизнес оказался неуспешным (предоставление так называемого «обратного билета»). Это позволит изобретателю преодолеть психологический барьер и страх потери постоянного рабочего места и стабильного заработка при попытке создания инновационного бизнеса.

Предоставление изобретателям возможности получения дополнительного заработка в виде оказания консультационных услуг инновационным предприятиям, созданным на основе интеллектуальной собственности, профинансированной за счет бюджетных средств.

3.2. Принципиально важно заложить меры стимулирования научного сообщества и снижения барьеров для вовлечения к сотрудничеству с частным сектором.

Так, по опыту зарубежных стран (США) в целях стимулирования коммерциализации интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, необходимо обязать национальные компании обращаться к научным организациям для решения их технологических запросов.

Предоставить права казахстанским изобретателям тестировать свои исследования и разработки в крупных компаниях-недропользователях.

Создание упрощенной системы налогообложения для коммерциализации РНТД, созданных в НИИ и вузах (изменение Налогового кодекса РК)

Установление для малых инновационных предприятий налоговых каникул в течение первых двух-трех лет работы;

Необходимо предоставление налоговых льгот при проведении контрактных исследований и разработок совместно с государственными НИОКР организациями.

3.3. Кроме того, на наш взгляд, необходимо полностью освободить инновационные гранты от налогообложения. В мировой практике инновационные гранты не облагаются налогом!

Так, согласно большинству европейских практик, гранты, направленные на инновационные программы, освобождаются от налогов. Думаем, казахстанской системе нужно принять во внимание данную практику и хотя бы освободить для стимулирования коммерциализации — гранты на коммерциализацию и гранты на создание малых инновационных компаний.

В какой-то степени является необычным облагать налогами гранты, принимая во внимание, что гранты предоставляются из государственного бюджета.

К тому же, налогообложение грантов фактически снижает эффективность и возможность реализации инновационных проектов ровно на сумму вычитаемого процента на прибыль. А это недоработанный проект, некачественное дешевое оборудование, недозакупка реактивов и т. д.

Мы ведь теряем больше — мы упускаем колоссальные возможности.

Предложенные меры могут дать существенный импульс для оперативного введения результатов научно-технической деятельности в экономический оборот, что позволит в конечном счете государству создать новые рабочие места, и в целом повысить конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке технологий.

3.4. Если научная организация создает инновационное предприятие совместно с изобретателем на основе интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, рекомендуется предоставить возможность научным организациям продолжить выплачивать данному изобретателю полную или частичную заработную плату.

3.5. Предоставление изобретателям возможности получения дополнительного заработка в виде оказания консультационные услуг инновационным предприятиям, созданных на основе интеллектуальной собственности, профинансированной за счет бюджетных средств.

4. Стимулирование защиты интеллектуальной собственности научного сообщества.

4.1. Согласно мировому опыту, государство должно гарантировать защиту интеллектуальной собственности инновационных проектов, признанных стратегическими для государства. Для этого необходима организация строгого отбора в пользу патентов с высоким потенциалом возврата инвестиций, который способствует дальнейшему патентованию на международном уровне (механизм РСТ), используя при этом рекомендации патентного ведомства (наличие охранных документов, сроков их действия, о состоянии их поддержания в силе, патентной чистоты и др.) и центров коммерциализации технологий.

4.2. Рекомендуется создание резервного фонда для поддержки стратегически важной для государства интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств. При этом, создание резервного фонда является финансовым инструментом для защиты и поддержки интеллектуальной собственности на национальном и международном уровнях. Государству необходимо гарантировать финансовую поддержку патентного процесса и обеспечить защиту интеллектуальной собственности стратегических проектов от ненадлежащего использования третьими лицами.

4.3. Коммерческий успех научных организаций, университетов и исследовательских центров должен быть представлен в виде рейтинга, имеющего влияние на будущую государственную поддержку. Аналогичный рейтинг коммерциализации технологий существует во всех развитых странах и учитывает количество национальных и зарубежных патентов, уровень доходов от патентов, количество научных контрактов с частным сектором, количество новых компаний, созданных на основе технологий, количество привлеченного частного финансирования, количество компаний, которые были выставлены на IPO. Данный рейтинг будет способствовать стимулированию коммерческой и инновационной активности научных организации и вузов и привлечению инвестиций.

4.4. Предоставить специальные стимулы для исследований государственных научных организаций путем аутсорсинга услуг (определенный процент от затрат, например, бесплатный билет на оказание бесплатных услуг от центров коммерциализации).

5. Практические инструменты стимулирования коммерциализации объектов интеллектуальной

собственности, созданных за счет бюджетных средств.

5.1. Опыт европейских стран (например, Германии, Франции), где развита система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности демонстрирует, что развитие данной системы на национальном уровне влечет за собой создание региональных центров коммерциализации технологий в виде консорциумов из ключевых игроков инновационной деятельности (исследовательские институты/университеты, бизнес, финансы, политика) на основе государственно-частного партнерства. Создание в Казахстане региональных центров коммерциализации в виде подобных консорциумов послужит объединению предпринимательских сил и достижение общих целей по развитию предпринимательского климата регионов.

5.2. Предлагается поддержать государственным финансированием создание региональной инфраструктуры коммерциализации технологий в форме государственно-частного партнерства в течение пяти лет. Кроме этого, центры коммерциализации технологий должны иметь право на получение вознаграждения за успех заключенных сделок. Набор минимальных условий должен быть установлен для определения критериев приемлемости организаций, получающих государственное финансирование для коммерциализации интеллектуальной собственности.

Считаем, что для развития стимулирующих мер для коммерциализации РНТД по привлечению частного бизнеса путем отмены налогов на выданные инновационные гранты и прежде всего на гранты по коммерциализации технологий и создание высокотехнологичного производства.

Данная мера, на наш взгляд, простимулировала бы создание новых компаний.

Россияне в этом отношении далеко уже ушли вперед.

Например гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с 2013 г. не облагаются налогом.

Еще в 2008 г. Правительство РФ утвердило перечень из 14 российских организаций, получение грантов от которых не подлежит налогообложению.

В него, в частности, вошли Благотворительный фонд В. Потанина, «Роснано», Благотворительный фонд культурных инициатив (Михаила Прохорова), Фонд «Династия» (Дмитрия Зимина), Фонд поддержки образования и науки «Алферовский фонд», Российский фонд культуры, Фонд содействия кадетским корпусам (Алексея Йордана).

Согласно Налоговому кодексу гранты, предоставляемые для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России со стороны международных или российских организаций, не подлежат налогообложению. Перечень таких организаций утверждается правительством РФ.

До этого от налогообложения в РФ освобождались суммы, выделяемые в виде грантов только международными и иностранными организациями. Казахстан в настоящее время пока на этом уровне.

Возможно, что Казахстану целесообразно учесть российский опыт и освободить некоторые ключевые фонды от налогов на выдаваемые ими гранты, что приведет к привлечению частного бизнеса в инновации и стимулированию развития инновационного предпринимательства.

Внедрение Закона «О коммерциализации РНТД» даст существенный импульс для оперативного введения результатов научной и научно-технической деятельности в экономический оборот, что позволит в конечном счете государству создать новые рабочие места, вложенные в НИОКР и в целом повысить конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке технологий.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что благодаря совершенствованию законодательства исследовательские университеты становятся важнейшим фактором технологического и экономического развития региона и страны. Традиционные функции университета — подготовка специалистов и фундаментальные исследования — дополняются его активной деятельностью по передаче новых технологий в промышленность и бизнес.

Список использованных источников

1. А. Желудков. Право интеллектуальной собственности (конспект лекций). М.: Приор. 1998. - 175 с.

2. В. А. Дозорцев. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов //Юридический мир. № 6. 1998. С. 13-28.

3. Юридическая энциклопедия. М.: Юринформцентр. 1997. - 553 с.

4. Е. А. Спиридонова. Экономическое обоснование стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. СПб., 2008.

5. Н. А. Шаранова. Коммерциализация интеллектуальной собственности в современных условиях: автореферат диссертации. М., 2008.

6. В. Г. Зинов. Управление интеллектуальной собственностью. М., 2003. - 512 с.

7. Р. Коуз. Фирма, рынок и право. М., 1993.

8. Н. М. Кейзеров, Т. М. Шамба. Интеллектуальная собственность и культурные ценности (проблемы социально-правовой защиты). М., МАИ, 1994. - 320 с.

8. Проект Закона Республики Казахстан «О коммерциализации технологий».

9. Г. Шнедельбах. Университет Гумбольта//Логос, 5-6, 2002.

10. Н. В. Астафьева. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: дисс. работа. Саратов, 2008.

Legislative actions of research universities in Kazakhstan S. K. Bishimbaeva, Candidate of Economic Sciences, Representative of JSC «National Agency for Technological Development» in the United States.

A. A. Nurmukhanbetova, master's of management, Head of the Office of Commercialization, S. Seifullin Kazakh AgroTechnical University, Astana, Republic of Kazakhstan.

The review of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of commercialization from the point of view of their influence on development of innovative ecosystems of research universities is provided in the article, the main problems in the commercialization's field of the results of scientific and technical activity of higher education institutions are presented. The legislation existing in Kazakhstan the Law of RK «About Science» from 18 February 2011, «About the state support of industrial and innovative activity» from 9 January 2012 the patent law of RK from 16 July 1999, and also legislative initiatives, in particular adoption of «The law on commercialization of Results Scientific Technical Activities», are urged to provide development of the knowledgeintensive economy, to promote introduction of innovations, to stimulate and stimulate the interest participation of the authors and persons assisting commercialization in the creation and use of Results Scientific Technical Activities for the purpose of ensuring bringing innovations to the market.

For creation of the standard and legal base promoting effective development of system of commercialization in the country it is necessary to consider interests of all interested parties in commercialization of intellectual property for ensuring stability and safety of investments and their subsequent introduction in real production. A key factor for the majority of laws in the field of commercialization of objects of intellectual property is decrease in barriers to involvement of scientists in commercialization of Results Scientific Technical Activities, and also stimulation of the private sector to cooperation with Higher education institutions and the scientific organizations for the purpose of commercial use of technologies created by Higher education institutions and the scientific organizations.

Keywords: research university, innovation ecosystem, innovative activity, scientific and technical activities' commercialization results, office of technology commercialization, methods of stimulating the development of commercialization.

CD

О CM

So о

CM CM

J <

CQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.