Научная статья на тему 'Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы'

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2012
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / INNOVATION ECOSYSTEM OF UNIVERSITY / INTELLECTUAL ACTIVITY RESULTS / INNOVATION / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угнич Екатерина Александровна, Изотов Михаил Александрович, Волощенко Ирина Ивановна

Важной задачей отечественных вузов является осуществление инновационной деятельности посредством организации и развития трансфера технологий и компетенций в реальный сектор экономики. Для успешной реализации вузом миссии коммерциализации знаний необходимо эффективное развитие его инновационной экосистемы. Зарубежный опыт показал важность преодоления барьеров на пути коммерциализации инноваций посредством механизмов поддержки и стимулирования, содержащихся в инновационной экосистеме вуза. Сегодня в российских ведущих вузах создано значительное число важных элементов инновационной инфраструктуры, однако говорить о целостной и эффективной экосистеме говорить еще рано. Практика развития инновационных экосистем российских вузов показала, что основными проблемами их функционирования являются фактическая неопределенность их целей, разрывы коммуникаций между сообществом разработчиков и индустрией, между профильными подразделениями, а также между профильными подразделениями и командой разработчиков, слабые взаимосвязи с внешней средой, отсутствие партнерской организационной культуры. Решению этих проблем во многом способствует стратегическое развитие и взаимодействие трех базовых составляющих инфраструктуры инновационной экосистемы, выполняющих стимулирование научных исследований, обеспечение их коммерциализации и формирование партнерской организационной культуры в совокупности необходимыми компетенциями инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Угнич Екатерина Александровна, Изотов Михаил Александрович, Волощенко Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercialization of intellectual activity results in the universities: the concept of innovation ecosystem

An important task of domestic higher educational institutions is considered to be the implementation of innovation activity through organization and development of the transfer of technologies and competences in real sector of economy. For successful implementation of the University’s mission of knowledge commercialization what is necessary is effective development of its innovation ecosystem. Foreign experience has shown the importance of overcoming barriers on the way of innovations commercialization by means of the mechanisms of support and stimulation which are contained in innovation ecosystem of a higher educational institution. Today in leading Russian universities there have been created a significant number of important elements of the innovation infrastructure, but it is still early to talk about integral and effective ecosystem. The practice of innovation ecosystems development of Russian universities has showed that the main problems of their functioning are actual uncertainty (indefiniteness) of their goals, discontinuity of communications between the community of developers and the industry itself, between core subdivisions, and between core subdivisions and a development team, weak interconnections with the external environment, absence of partnership organizational culture. Strategic development and interaction of the three basic constituents of the innovation ecosystem infrastructure performing the function of scientific research stimulation, provision of their commercialization and the formation of partnership organizational culture together with the necessary competences of innovation entrepreneurship contribute largely to the solution of these problems.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN415.pdf DOI: 10.15862/30EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/30EVN415)

УДК 334.01

Угнич Екатерина Александровна

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону1

Доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Кандидат экономических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=571203

E-mail: ugnich77@mail.ru

Изотов Михаил Александрович

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону Помощник ректора по инновационной деятельности РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=739236

E-mail: izotovm@mail.ru

Волощенко Ирина Ивановна

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

Россия, г. Ростов-на-Дону Начальник управления по работе с филиалами Кандидат социологических наук E-mail: Vii_umu@rgups.ru

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы

1 344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

1

Аннотация. Важной задачей отечественных вузов является осуществление инновационной деятельности посредством организации и развития трансфера технологий и компетенций в реальный сектор экономики. Для успешной реализации вузом миссии коммерциализации знаний необходимо эффективное развитие его инновационной экосистемы. Зарубежный опыт показал важность преодоления барьеров на пути коммерциализации инноваций посредством механизмов поддержки и стимулирования, содержащихся в инновационной экосистеме вуза.

Сегодня в российских ведущих вузах создано значительное число важных элементов инновационной инфраструктуры, однако говорить о целостной и эффективной экосистеме говорить еще рано. Практика развития инновационных экосистем российских вузов показала, что основными проблемами их функционирования являются фактическая неопределенность их целей, разрывы коммуникаций между сообществом разработчиков и индустрией, между профильными подразделениями, а также между профильными подразделениями и командой разработчиков, слабые взаимосвязи с внешней средой, отсутствие партнерской организационной культуры. Решению этих проблем во многом способствует стратегическое развитие и взаимодействие трех базовых составляющих инфраструктуры инновационной экосистемы, выполняющих стимулирование научных исследований, обеспечение их коммерциализации и формирование партнерской организационной культуры в совокупности необходимыми компетенциями инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационная экосистема университета; результат интеллектуальной деятельности; инновации; коммерциализация.

Выполнена в рамках госзадания №2885. Ссылка для цитирования этой статьи:

Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/30EVN415

Введение. Развитие новых знаний и технологий является ответом на вызовы современного общества. Ведущие мировые университеты, как основной фактор наукоемкого общества, эволюционируют, выводя свою деятельность за рамки простых центров обучения и исследований. С одной стороны, они должны выполнять свою классическую функцию - быть гарантом универсальных ценностей и культурного развития, с другой стороны, они должны вносить весомый вклад в экономику, основанную на знаниях, посредством коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и развития предпринимательской культуры. В связи с этим, важной задачей отечественных университетов является осуществление инновационной деятельности посредством организации и развития трансфера технологий и компетенций в реальный сектор экономики. Реализация поставленной задачи во многом зависит от эффективности процесса коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которая достигается во многом благодаря развитию инновационной экосистемы университета.

Экосистемный подход к исследованию инновационного процесса нашел отражение в работах К. Факуды и С. Ватанэйба [11], Д. Джексон [12], Б. Меркона и Д. Гоктаса [13] и др. Несмотря на значительное внимание к данной проблеме, многие вопросы остаются нерешенными, прежде всего, это касается обеспечения процесса коммерциализации РИД в университетах. Зарубежный опыт показал важность преодоления барьеров на пути коммерциализации инноваций посредством механизмов поддержки и стимулирования, содержащихся в инновационной экосистеме университета.

Цель данного исследования заключается в выявлении проблем коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в отечественных университетах и возможностях их преодоления путем развития университетской инновационной экосистемы.

Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в университетах. Под коммерциализацией РИД в университете можно понимать процесс трансформации результатов НИОКР, сохраняющих свою рыночную актуальность и востребованность, в продукты и услуги на рынке с целью получения дохода от их продажи, лицензирования, либо самостоятельного использования [2, С 385]. Коммерциализация - это общественно выгодное мероприятие, от реализации которого получают выгоду все без исключения участники, включая авторов, правообладателей, работодателей, заказчиков, содействующих лиц, потребителей, инвесторов и государство. Полноценная коммерциализация всегда сбалансирована по интересам ее участников, что обеспечивается весьма непросто. Несбалансированная коммерциализация проблематична, обременительна и трудно реализуема [6, С 6].

В общем виде процесс коммерциализации предполагает поиск, оценку и отбор перспективных проектов и разработок как результатов интеллектуальной деятельности для финансирования, привлечение средств, юридическое закрепление прав на РИД, его внедрение в производство, а также дальнейшую модификацию и сопровождение произведенного продукта. В соответствии с действующим российским законодательством коммерциализация РИД в вузе может быть осуществлена путем выполнения заказных НИОКР с оформлением патента, посредством отчуждения исключительных прав на использование РИД юридическим и физическим лицам и с помощью создания малых инновационных предприятий (МИП).

Что касается выполнения заказных НИОКР, то основным его заказчиком в российской экономике является государство. Анализ опыта деятельности федеральных и региональных органов власти показывает, что согласно официальным и экспертным данным, лишь 5% результатов НИОКР, проводимых в России, используются в промышленном производстве,

тогда как в США и около 70%2. Российские компании неохотно инвестируют в научные исследования и разработки собственные денежные средства. Согласно некоторым опросам менеджмента российских предприятий, в 1999-2012 гг. от 20 до 55% предприятий (в апреле-мае 2012 г. - почти 46%) вообще не осуществляло никаких производственных инвестиций [5, С 103].

Необходимо отметить, что процедура предоставления права использования на РИД и отчуждение исключительных прав в нашей стране недостаточно разработана, по сравнению с другими странами. Кроме того, в российской практике наметилась неблагоприятная тенденция по сокращению количества договоров отчуждения патентов и лицензионных договоров. В 2014 г. их количество стало на 5% меньше, чем в 2013 г. Одной из главных причин невысокого уровня развития рынка лицензий является отставание России в развитии опытно-промышленного производства по сравнению со странами развитого технологического рынка. Это отставание в значительной степени связано с тем, что в результате последних структурных изменений в экономике России в цепочке «фундаментальная наука — прикладная наука — внедрение технологий» образовался разрыв — фактически прекратили свое существование отраслевые НИИ. Так, в частности, по данным Росстата, в 2013 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 8,9% от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (70%) и даже для Эстонии (55%) и Чехии (36%). Зарубежный опыт свидетельствует о достаточно успешном опыте университетов в сфере коммерциализации РИД с помощью лицензирования. По данным зарубежных исследований, более чем половина патентов университетов имеет лицензионные договоры [16]. Причем сначала зарубежные компании годами доводят свои технологии до уровня востребованного конкурентного продукта, успешно внедряя их на своем рынке, а далее, по мере популярности патентуют их в других странах для освоения зарубежных рынков. Высокие показатели продажи РИД свидетельствуют о наличии высокого конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности. В российской экономике доля государственных предприятий, НИИ и вузов заключивших договор на отчуждение исключительных прав на изобретения, патенты, промышленные образцы, с 2009 по 2013 гг. имела тенденцию к росту. Данный показатель в 2013 г. увеличился на 8,2%, составив 17,1%. Это связано с ростом потребности разработчиков вузов в коммерциализации РИД через деятельность малых инновационных предприятий, созданных в рамках Федерального закона №217-ФЗ, в соответствии с которым обязательной процедурой является передача права использования РИД университетом созданному хозяйственному обществу на правах неисключительной или исключительной лицензии. Однако, по данным Роспатента РФ, в 2014 году доля вузов и научно-исследовательских институтов в передаче этих договоров сократилась до 10,67% (табл. 1). По сравнению с зарубежными вузами, показатель по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности остается достаточно низким.

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р.

Таблица 1

Активность вузов и НИИ в передаче отчуждения патентов и лицензионных договоров (удельный вес договоров вузов и НИИ в общем объеме договоров по данным Роспатента РФ, в %)

2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г

8,9 13,8 16,25 19,93 17,1 10,67

В настоящее время наиболее распространенным способом коммерциализации интеллектуальной собственности стало создание малых инновационных предприятий при университетах. Целью создания МИП является адаптация университетских результатов исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и их воплощение в новые продукты или услуги с последующей реализаций на рынке. При этом университет может как единолично быть его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия. Таким образом, положения Федерального закона №217-ФЗ от 02.08.2009 г., предоставляющего возможность вузам создавать МИП, открыл возможности для развития эффективных механизмов взаимодействия между научно-образовательным и производственным сектором экономики. Трансформация нормативно-правовой базы, регламентирующей создание малых предприятий при вузах, обусловлена вступлением в силу в 2013 г. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и др. Одним из наиболее значимых изменений является отказ от регулирования доли вуза в уставном капитале создаваемого предприятия. Однако, несмотря на изменения в законодательстве, направленные на повышение инвестиционной привлекательности малых предприятий и гибкости процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в вузах, активность вузов в создании малых предприятий заметно снизилась. В 2014 году было создано малых предприятий на 28% меньше, чем в 2013 г. и на 56% меньше, чем в 2010 г.

250

200

150

100

50

225

163 176

169

154

69

209

203

166

106

57

115

43

28

I

2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г ■ 1 квартал ■2 квартал ■3 квартал ■ 4 квартал

Рис. 1. Динамика создания хозяйственных обществ вузами (по данным https://mip.extech.ru)

Ухудшение основных показателей коммерциализации РИД в университетах является отражением снижения их инновационного потенциала вследствие следующих причин:

0

• научные исследования и разработки вузов часто оторваны от потребностей реального сектора;

• деятельность разработчиков и субъектов инновационной инфраструктуры вузов часто лишь формально направлена на коммерциализацию инноваций, а фактически лишь на написание отчетов;

• алгоритм процесса коммерциализации отсутствует, поскольку существующие субъекты инновационной инфраструктуры слабо взаимосвязаны;

• в вузах отсутствует эффективная система мотивации и стимулирования исследователей в коммерциализации РИД;

• -едостаточно развита предпринимательская культура в вузах.

Концепция инновационной экосистемы университета. Необходимость решения этих проблем и задачи трансформации вузов в общепризнанный источник технологий, человеческих ресурсов и знаний формирует потребность в создании университетских инновационных экосистем, предназначенных для коммерциализации инноваций. Само понятие «экосистема» было введено в научный оборот английским ботаником А. Тенсли, под этим термином он понимал любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду [14]. Иными словами экосистема - это система обмена энергией, взаимосвязей между ее участниками. Применение концепции экосистем для решения проблем инновационного процесса, позволяет выявить их причины, а также смоделировать перспективы. В связи с этим, целесообразным представляется исследование механизма коммерциализации инноваций с точки зрения экосистемного подхода. Фокус исследования экосистем применительно к инновационному процессу и сообществу его участников обусловлен развитием концепции открытых инноваций [9], в основе которой лежит массовый аутсорсинг и формирование глобальных стоимостных цепочек. Концепция инновационной экосистемы была предложена Чарльзом В. Веснером [15]. Она предлагает инструмент для создания условий, повышающих конкурентоспособность организаций в национальных и региональных экономиках. В центре концепции - представление об инновации как о процессе трансформации идеи в рыночный продукт или сервис, который требует множества коллективных усилий участников: компаний, университетов, исследовательских компаний, венчурных фондов и др. Инновационная экосистема объединяет эти усилия, позволяя добиться синергетического эффекта.

Экосистемный подход рассматривает инновационные системы разного уровня (национального, регионального, кластерного и др.) подобно живым социальным организмам, подверженным непрерывной изменчивости под влиянием новых мотиваций участников и новых обстоятельств. Трансформация вузов в основной фактор наукоемкого общества несет в себе идею создания инноваций. Новой миссией вузов становится капитализация знаний [10], поэтому основными направлениями их деятельности должен стать трансфер РИД, технологий в сектор производства товаров и услуг, а также актуальных научных и научно-технических задач в сектор исследований и разработок. Для решения поставленных задач вуз должен обладать необходимыми компонентами, которые, с одной стороны, будут формировать умения, навыки, опыт, компетенции для внедрения инноваций и управления предприятием, а с другой стороны, способствовать формированию ресурсов для воспроизводства и постоянного развития. Таким образом, обеспечение эффективности инновационного процесса в вузе может быть достигнуто посредством формирования инновационной экосистемы. Инновационная экосистема вуза представляет собой комплекс взаимоотношений субъектов инновационного процесса с целью коммерциализации инноваций. По аналогии с биологической экосистемой, деятельность субъектов инновационной экосистемы можно

охарактеризовать с точки зрения их причастия к определенным «экологическим нишам». К основным субъектом инновационной экосистемы университета можно отнести:

• заказчиков, формирующих спрос на инновационную продукцию;

• разработчиков инновационных идей;

• институты инновационной инфраструктуры университета (бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, управления защитой интеллектуальной собственности и т.д.).

Инновационная экосистема университета - это открытая система, которая имеет определенное место в более крупной экосистеме, где формируются партнерские взаимоотношения с вузом. В основе инновационной экосистемы университета лежит принцип взаимодействия компетенций ее участников.

В то же время инновационная экосистема университета даже при наличии всех необходимых компонентов инфраструктуры не будет эффективной, если ресурсы, вложенные в исследования, в дальнейшем не будут воплощаться в инновациях, приносящих прибыль, что отражается уже в коммерческом формате университета. Таким образом, комплексный подход к анализу инновационных экосистем университетов требует не только исследование их и участников, но и специфику их взаимодействия и окружающей среды, в частности, культуру, технологии, ресурсы.

Проблемы и перспективы развития инновационных экосистем российских университетов. Безусловно, универсальной модели инновационной экосистемы университета не существует. Каждый университет уникален в своих ресурсах, потребностях, возможностях, мотивах и барьерах в сфере инноваций. Однако, вне зависимости от этих особенностей, цель функционирования инновационной экосистемы университета заключается в реализации процесса коммерциализации инноваций, имеющего ясный результат в виде вывода продуктов на рынок. Функционирование инновационной экосистемы направлено на обеспечение последовательного, неразрывного процесса коммерциализации превращающего поток идей, разработок и компетенций команд в активы с последующей их продажей. В то же время субъекты инновационной инфраструктуры вузов не всегда имеют стимулы для превращения инновационной идей в рыночный продукт. До стадии внедрения в промышленность доходит менее 5% вузовских разработок [7]. Причиной этому служит то, что финансирование исследований и разработок российских вузов более чем на 90% происходит за счет государства и связано с крупными государственными проектами, которые сфокусированы на стадии «запуска идеи». Тем самым у разработчиков формируется мотивация участвовать в первых этапах разработки проекта при одновременном отсутствии необходимости искать производство и внедрять свои разработки. По нашему мнению, финансирование фундаментальных исследований, безусловно, должно быть прерогативой государства, однако, необходимы механизмы, которые позволят сформироваться цепочке «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - производство инновационной продукции».

Инновационная экосистема будет успешно функционировать только в том случае, если будет обеспечено разнообразие ее субъектов, обладающих необходимыми ресурсами, компетенциями и целевыми установками [8]. В частности, разнообразие заказчиков в инновационной экосистеме вуза определяется сетью партнерских отношений с предприятиями реального сектора экономики, а также технологическими платформами, кластерными и другими объединениями в области инноваций. Эффективность инновационной экосистемы университета также достигается путем вовлечения в процесс трансфера технологий представителей бизнес-сообществ в качестве менторов и экспертов.

Одним из эффективных механизмов привлечения разработчиков в процесс создания и трансфера результатов интеллектуальной деятельности является их материальное стимулирование. Материальное стимулирование разработчиков (авторов РИД) в вузах осуществляется преимущественно за распоряжение исключительным правом на РИД. Разработчики получают вознаграждение от платежей по лицензионным договорам и договорам отчуждения прав на РИД или распоряжения правом на РИД. Вознаграждение также получают и структурные подразделения, в котором создается РИД. Такая форма материального стимулирования применяется в НИУ ВШЭ, Уральском федеральном университете, Донском государственном техническом университете и др. Особый интерес представляет опыт материального стимулирования за создание РИД в НИУ ВШЭ. Разработчики получают единовременное поощрительное вознаграждение за создание РИД после получения охранного документа на имя НИУ ВШЭ (или совместно с третьими лицами) [1, С. 87]. Данная форма материального стимулирования существенно повышает количественные показатели изобретательской деятельности вуза и особенно актуальна на этапе начального развития инновационной экосистемы.

Характеристику субъектов инфраструктуры инновационной экосистемы можно рассмотреть с позиции процесса коммерциализации: от разработок к формированию активов и от активов к рыночной сделке. Д. Джексон [12] отмечает, что в основе любой модели инновационной инфраструктуры должны быть две взаимосвязанных составляющих, одна из которых направлена на обеспечение научных исследований и разработок, а другая - на поддержку и стимулирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Вторая составляющая инновационной инфраструктуры учитывает динамику сложных взаимоотношений, которые образуются между ее участниками, чья функциональная задача заключается в обеспечении продвижения инноваций, предоставления доступа к услугам бизнес-акселерации, организацию доступа к финансированию со стороны бизнес-ангелов и фондов предпосевных и посевных инвестиций. Большинство российских вузов имеют достаточное количество субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих научные исследования и разработки. Однако, компонентов, направленных на поддержку и стимулирование инноваций зачастую недостаточно. Так, из функционирующих на сегодняшний день около 200 бизнес-инкубаторов, лишь 28% создано при вузах3. Кроме того, существующие субъекты инновационной инфраструктуры функционируют неэффективно и разрозненно, о чем свидетельствует невысокий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в российских вузах [4].

Для субъектов инновационной инфраструктуры помимо их количественного разнообразия не менее важно функциональное наполнение. Характерными проблемами для функционирования инновационной инфраструктуры многих российских вузов является неэффективность или отсутствие маркетинга технологий и компетенций, поиска коммерческих заказчиков; неактивный поиск коммерциализируемых решений по использованию РИД; отсутствие активного поиска охраноспособных РИД; слабое взаимодействие между подразделениями научных исследований и разработок и подразделениями, занимающимися стимулированием коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Опираясь на зарубежный опыт, можно отметить, что в структуре субъектов, обеспечивающих коммерциализацию инновационного проекта, могут присутствовать и субъекты финансовой поддержки (например, Фонд прикладных исследований в Тель-Авивском университете). Для российских вузов подобные структуры характерны в меньшей

3 Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России. - М.: РВК, 2014. С. 3. 8

степени. Хотя привлечение инвестиций с помощью развития эндаумент-фондов имеет успешный опыт, достаточно консервативное российское законодательство, регулирующее рыночную активность бюджетополучателей и развитие эндаумента, не позволяет в полной мере реализовать различные формы государственно-частного партнерства с участием вуза. В российской практике основной проблемой функционирования инновационной экосистемы университетов является отсутствие единых стандартов для деятельности всех ее субъектов и их слабые взаимосвязи.

Что касается развития среды инновационной экосистемы, то многие российские вузы сталкиваются с серьезными вызовами, как субъективного, так и объективного характера. В частности, серьезной объективной проблемой развития взаимодействия вузов с промышленным и бизнес-сообществом является отсутствие четко определенной потребности российской экономики в трансфере технологий и коммерциализации РИД, созданных вузами. Отечественный крупный бизнес ориентирован на извлечение краткосрочной ренты и не заинтересован во внедрении научных исследований и разработок [3, C. 298].

Одновременно, механизмы функционирования российских вузов в целом не настроены ни на приоритеты промышленности, ни на приоритеты местного сообщества, что проявляется на всех уровнях системы управления и во всех сферах деятельности многих университетов. Прикладные исследования оторваны от потребностей потенциальных заказчиков реального сектора экономики, поскольку они зачастую инициируются разработчиками в рамках выполнения диссертационных исследований или научных грантов. Зарубежный опыт показывает, что наиболее успешными способами преодоления разрыва с промышленными предприятиями является создание совместных фондов для финансирования разработок ранних стадий (например, фонд созданный израильской компанией трансфера технологий Института Вейцмана KTT Yeda с компаниями Teva и J&J) и работа в консорциумах4.

По нашему мнению, в инновационной инфраструктуре университетов, наряду с компонентами по обеспечению научных исследований и их коммерциализации, должна быть и третья функциональная составляющая, направленная на формирование партнерской организационной культуры и необходимых компетенций в сфере инновационного предпринимательства, маркетинга технологий, защиты интеллектуальной собственности. Формирование этих компетенций необходимо закрепить как в качестве обязательного компонента в рамках образовательной программы высшего профессионального образования для инженерных специальностей, так и посредством регулярного повышения квалификации сотрудников и руководителей элементов инновационной инфраструктуры университета. Взаимодействие трех функциональных составляющих инфраструктуры инновационной экосистемы университета должно способствовать сокращению барьеров на пути коммерциализации инноваций, связанных с разрывом коммуникаций между субъектами, недостатком маркетинговых исследований, слабо развитой партнерской организационной культурой.

В качестве примера эффективного функционирования инновационных экосистем университетов, успешно преодолевающих вышеизложенные барьеры на пути коммерциализации РИД, можно привести МГУ им. М.В. Ломоносова, Университета ИТМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, ТУСУР и другие. Успех функционирования инновационных экосистем данных университетов подтверждается высоким удельным весом доходов от НИОКР в общих доходах вузов (свыше 20%).

4 Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров. - СПб.: Ингрия, РВК, 2015.

Перспективы развития инновационных экосистем вузов, способствующие успешной коммерциализации РИД, видятся в реализации следующих направлений:

• четкое формирования приоритетов научной и инновационной деятельности;

• укрепление взаимодействия между различными элементами вузовской экосистемы;

• развитие взаимосвязей с венчурными фондами и инвесторами;

• развитие взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, в т.ч. на основе активного маркетинга ресурсов вуза;

• активный поиск проектов, команд, компетенций;

• развитие партнерской организационной культуры и компетенций инновационного предпринимательства.

Таким образом, практика развития инновационных экосистем российских вузов показала, что основными проблемами их функционирования являются фактическая неопределенность их целей, разрывы коммуникаций между сообществом разработчиков и индустрией, между профильными подразделениями, а также между профильными подразделениями и командой разработчиков, слабые взаимосвязи с внешней средой, отсутствие партнерской организационной культуры. Решению этих проблем во многом способствует стратегическое развитие и взаимодействие трех базовых составляющих инфраструктуры инновационной экосистемы, выполняющих стимулирование научных исследований, обеспечение их коммерциализации и формирование партнерской организационной культуры в совокупности необходимыми компетенциями инновационного предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы экономики и управления интеллектуальной собственностью: монография / Под ред. Смирновой В.Р. - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС. 2015.

2. Бганцева Я.В., Коваженков М.А. Инновационная стратегия управления коммерциализацией интеллектуальной собственности вуза // Экономические науки. - 2009. - №9(58). С. 385.

3. Дзарасов Р.С. Экономика «насаждения отсталости». К действительным причинам реформы РАН // Вестник Российской Академии Наук. 2014, том 84, № 4. С. 291-303.

4. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. №5. С. 51-55.

5. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия весной 2012 г.: отсутствие значимых положительных сдвигов // Проблемы прогнозирования. 2012. №6. С. 103.

6. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Интеллектуальная собственность - инструмент конкурентного преимущества / Торгово-пром. палата РФ, Комитет по интеллек. собственности. - М.: ЗАО «СОИС», 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2014.

8. Угнич Е.А., Богуславский И.В. Предпринимательский университет как системообразующий элемент инновационного развития экономики в России // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т.13. №3.1. С.1 92-202.

9. Chesbrough Н. The era of Open innovation // Sloan Management Review. № 3. 2003: p. 35-44.

10. Etzkowitz, H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Social Science Information. 2003. №42 (3), pp. 293-338.

11. Fukuda K., Watanabe C. Japanese and US perspectives on the National Innovation Ecosystem. Technology in society. Vol 30 iss1 Jan, 2008.

12. Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, V.A., 2011 Retrieved from http://urenio.org/wp-content/uploads/2011/05/What-is-an-Innovation-Ecosystem.pdf.

13. Mercan B., Goktas D. Components of Innovation Ecosystems: A Cross- Country Study//International Research Journal of Finance and Economics. 2011. №76.

14. Tansley, A.G. The use and abuse of vegetational terms and concept // Ecology №16 (3). 1935. - pp. 284-307.

15. Wessner C.W. Innovation policies for the 21th century. Report of a symposium. The National Academies Press. Washington, D.C., 2007.

16. Yonghong Wu, Eric W. Welch, Wan-Ling Huang. Commercialization of university inventions: Individual and institutional factors affecting licensing of university patents // Technovation, 2015. №36-37 Рр. 12-25.

Рецензент: Денисова Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансов», ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» («РИНХ»).

Ugnich Ekaterina Alexandrovna

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don E-mail: Ugnich77@mail.ru

Izotov Mikhail Alexandrovich

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don E-mail: izotovm@mail.ru

Voloshchenko Irina Ivanovna

Rostov State Transport University Russia, Rostov-on-Don E-mail: Vii_umu@rgups.ru

Commercialization of intellectual activity results in the universities: the concept of innovation ecosystem

Abstract. An important task of domestic higher educational institutions is considered to be the implementation of innovation activity through organization and development of the transfer of technologies and competences in real sector of economy. For successful implementation of the University's mission of knowledge commercialization what is necessary is effective development of its innovation ecosystem. Foreign experience has shown the importance of overcoming barriers on the way of innovations commercialization by means of the mechanisms of support and stimulation which are contained in innovation ecosystem of a higher educational institution.

Today in leading Russian universities there have been created a significant number of important elements of the innovation infrastructure, but it is still early to talk about integral and effective ecosystem. The practice of innovation ecosystems development of Russian universities has showed that the main problems of their functioning are actual uncertainty (indefiniteness) of their goals, discontinuity of communications between the community of developers and the industry itself, between core subdivisions, and between core subdivisions and a development team, weak interconnections with the external environment, absence of partnership organizational culture. Strategic development and interaction of the three basic constituents of the innovation ecosystem infrastructure performing the function of scientific research stimulation, provision of their commercialization and the formation of partnership organizational culture together with the necessary competences of innovation entrepreneurship contribute largely to the solution of these problems.

Keywords: innovation ecosystem of university; intellectual activity results; innovation; commercialization.

REFERENCES

1. Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya intellektual'noy sobstvennost'yu: monografiya / Pod red. Smirnovoy V.R. - M.: FGBOU VPO RGAIS. 2015.

2. Bgantseva Ya.V., Kovazhenkov M.A. Innovatsionnaya strategiya upravleniya kommertsializatsiey intellektual'noy sobstvennosti vuza // Ekonomicheskie nauki. -2009. - №9(58). S. 385.

3. Dzarasov R.S. Ekonomika «nasazhdeniya otstalosti». K deystvitel'nym prichinam reformy RAN // Vestnik Rossiyskoy Akademii Nauk. 2014, tom 84, № 4. S. 291-303.

4. Kiyanova L.D., Litvinenko I.L. Rol' sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v formirovanii natsional'noy innovatsionnoy sistemy // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2013. №5. S. 51-55.

5. Kuvalin D.B., Moiseev A.K. Rossiyskie predpriyatiya vesnoy 2012 g.: otsutstvie znachimykh polozhitel'nykh sdvigov // Problemy prognozirovaniya. 2012. №6. S. 103.

6. Leont'ev B.B., Mamadzhanov Kh.A. Intellektual'naya sobstvennost' - instrument konkurentnogo preimushchestva / Torgovo-prom. palata RF, Komitet po intellek. sobstvennosti. - M.: ZAO «SOIS», 2014.

7. Osipov G.V., Strikhanov M.N., Sheregi F.E. Vzaimodeystvie nauki i proizvodstva: sotsiologicheskiy analiz. M.: TsSPiM, 2014.

8. Ugnich E.A., Boguslavskiy I.V. Predprinimatel'skiy universitet kak sistemoobrazuyushchiy element innovatsionnogo razvitiya ekonomiki v Rossii // Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya. 2014. T.13. №3.1. S.1 92-202.

9. Chesbrough N. The era of Open innovation // Sloan Management Review. № 3. 2003: p. 35-44.

10. Etzkowitz, H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Social Science Information. 2003. №42 (3), pp. 293-338.

11. Fukuda K., Watanabe C. Japanese and US perspectives on the National Innovation Ecosystem. Technology in society. Vol 30 iss1 Jan, 2008.

12. Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, V.A., 2011 Retrieved from http://urenio.org/wp-content/uploads/2011/05/What-is-an-Innovation-Ecosystem.pdf.

13. Mercan B., Goktas D. Components of Innovation Ecosystems: A Cross- Country Study//International Research Journal of Finance and Economics. 2011. №76.

14. Tansley, A.G. The use and abuse of vegetational terms and concept // Ecology №16 (3). 1935. - pp. 284-307.

15. Wessner C.W. Innovation policies for the 21th century. Report of a symposium. The National Academies Press. Washington, D.C., 2007.

16. Yonghong Wu, Eric W. Welch, Wan-Ling Huang. Commercialization of university inventions: Individual and institutional factors affecting licensing of university patents // Technovation, 2015. №36-37 Rr. 12-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.