Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости становления системы трансфера знаний и технологий на основе инновационного потенциала ведущих вузов России'

К вопросу о необходимости становления системы трансфера знаний и технологий на основе инновационного потенциала ведущих вузов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФЕР / РЫНКИ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владыка М. В.

Развитие инновационного потенциала вузов России связано с необходимостью коммерциализации результатов научно-технической деятельности и становлением системы трансфера знаний и технологий, то есть перехода от объектной к субъектной позиции той части инновационной системы, которая составляет инновационный потенциал. Решение проблем трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов, степень их разработанности и реализации не только не удовлетворяют, но и не соответствуют современному состоянию инновационного потенциала высшей школы России и национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости становления системы трансфера знаний и технологий на основе инновационного потенциала ведущих вузов России»

РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:001.891

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСФЕРА ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕДУЩИХ ВУЗОВ РОССИИ

Интеграция российской экономики в глобальное экономическое пространство в условиях мирового финансового кризиса обозначила серьезные проблемы, касающиеся российского высшего образования. К высшей школе в современных условиях обращен ряд вызовов:

— рост количества вузов за последние десятилетия (массификация);

— спрос на высшее образование (массовизация);

— развитие рыночных отношений в области высшего образования (коммерциализация);

— сокращение государственного финансирования вузов;

— высокая степень неравенства среди учреждений высшего образования (дифференциация);

— трансформация целей и ценностей высшего образования (прагматизация);

— изменяющаяся организационно-экономическая роль государства по отношению к образованию;

— неопределенность места высшей школы в общественной структуре и социально-экономических отношениях.

Белгородский

государственный

университет

е-таіі:

Уіа <]ука @Ьэи. edu. ги

М. В. ВЛАДЫКА

Развитие инновационного потенциала вузов России связано с необходимостью коммерциализации результатов научно-технической деятельности и становлением системы трансфера знаний и технологий, то есть перехода от объектной к субъектной позиции той части инновационной системы, которая составляет инновационный потенциал. Решение проблем трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов, степень их разработанности и реализации не только не удовлетворяют, но и не соответствуют современному состоянию инновационного потенциала высшей школы России и национальной экономики.

Ключевые слова: инновационный потенциал, высшая школа, результаты научно-технической деятельности вузов, коммерциализация, трансфер, рынки знаний и технологий.

Многие авторы1 к одним из наиболее фундаментальных вызовов последних лет относят глобализацию и интернационализацию высшей школы как следствие превращения мировой экономики в XXI веке в «целостный глобальный организм... со всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой, планетарной информационной сетью»2. И.А. Майбуров на основе анализа мировых тенденций развития высшей школы определяет, что процессы интернационализации ведут к интеграции, а глобализации — к конкуренции в высшей школе и образовании3.

В результате ключевым преимуществом в данной конкурентной борьбе становится способность высшей школы к генерации, аккумуляции и трансляции не только знаний, но также результатов научно-технической, интеллектуальной и инновационной деятельности. Известно, что знания генерируются в процессе фундаментальных, а не прикладных исследований, что позволяет утверждать: для того, чтобы высшая школа активно развивала базовые конкурентные преимущества, необходима финансовая поддержка государства и субъектов рынка. Достижение конкурентных преимуществ высшей школы в современных условиях связано с применением инновационных стратегий и реализацией научнотехнического и инновационного потенциала.

Развитие указанных процессов ведет к растущей конкуренции и появлению новых организационно-институциональных структур в высшей школе России. Принят пакет законов и указов, касающихся реорганизации сети высших учебных заведений и выделения группы наиболее крупных и конкурентоспособных, к которым относятся следующие:

1. Два высших учебных заведения, имеющих особый статус — Московский и Санкт-Петербургский университеты.

2. Сеть федеральных университетов, в том числе находящихся в стадии формирования (табл. 1).

3. Вузы, получившие статус национальных исследовательских университетов (14 вузов).

Таблица 1

Федеральные университеты высшей школы России

№№ Федеральный университет Базовый вуз Стадия

1 Южный Ростовский государственный университет Функционирует

2 Сибирский Красноярский государственный университет Функционирует

3 Северный (Арктический) Архангельский технический унивепрситет Создается

4 Приволжский Казанский государственнй университет им.В.И.Ленина Создается

5 Уральский Уральский технический университет им.Б.Н.Ельцина Создается

6 Дальневосточный Дальневосточный государственный университет Создается

7 Северо-восточный Якутский государственный университет им.М.К.Аммосова Создается

В высшей школе происходят институциональные процессы концентрации (укрупнение и объединение вузов), федерализации (получение статуса особого, феде-

1Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004, №8. С.17; Скотт П. Глобализация и университет // ВВШ «Alma Mater», 2005, №4. С. 3-8; Денмен Б.Д. Появление трансрегиональных схем (структур) обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии / / Высшее образование в Европе. 2001, №2; Ван дер Венде М. Послесловие к одной дискуссии // ВВШ «Alma Mater», 2000, .№5. С.30-32.

2 Potter W. Public colleges try to show their value to States, but not everyone is convinced// Chronicle of higher education. 2003. Vol. 49. № 35. May9. P.A26 -A28.

3 Майбуров ИА. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в Регинах. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2003. 516 с.

рального и национального исследовательского университета), дифференциации (рейтинговое деление по типам и видам). Это связано с глобальными тенденциями развития мировой и национальной экономики, с ростом их инновационных потенциалов, конкурентоспособности вузов и превращением их в мировые центры науки и инноваций, в том числе с централизацией финансовых ресурсов и сосредоточением на наиболее перспективных направлениях развития.

В связи с необходимостью развития инновационного потеницала в национальных масштабах, активизацией инновационных процессов в высшей школе России и развитием стратегических конкурентных преимуществ университетов в долгосрочной перспективе на передний план выдвигается проблема трансфера знаний и технологий как форма реализации научно-технической продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной дятельности вуза.

Становится очевидным, что одним из главных факторов реализации инновационного потенциала высшей школы России является процесс коммерциализации и трансфера результатов научно-технической деятельности (далее РНТД), обеспечивающий возможность выхода на рынки технологий, тесных связей с промышленностью и бизнесом, ростом доходов и, как следствие, реализацию более высокого научного, репутационно-имиджевого (брендового), социально-экономического статуса вуза. Представляется, что дальнейшее расширение «критической массы» инновационного потенциала высшей школы связано с необходимостью коммерциализации и трансфера РНТД, то есть перехода от объектной к субъектной позиции той части инновационной системы, которая составляет инновационный потенциал.

В научной литературе процесс реализации научно-технической продукции определяется термином «передача/трансфер технологии», осуществляемый в различных формах, разными способами и по разным направлениям4.

В широком смысле определение трансфера технологий подразумевает процесс, посредством которого фундаментальные исследования находят применение в производстве продукции и предоставлении услуг. Как экономическая категория трансфер технологии трактуется как передача научно-технических знаний, умений и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции5. Критерием является активное применение переданной технологии для производственных целей.

Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной. По направлению передача технологий может быть вертикальной, соответствующей стадиям «иселедование — производство», и горизонтальной — передача информации из одной научной области в другую.

Трансфер знаний и технологий является одним из видов реализации результатов научно-технической деятельности и по экономическому содержанию осуществляется как в некоммерческой, так и в коммерческой (коммерциализация разработок) формах.

Основной поток передачи в некоммерческой форме приходится на непатентованную информацию: фундаментальные исследования, научные открытия и технологические изобретения, деловые игры и психологические тренинги и др. Некоммерческий трансфер чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами и мо-

4 Менеджмент технологических инноваций: Учеб. пособие / Под ред. проф. С. В. Валдайцева и проф Н. Н. Молчанова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003; Бовин АА., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. М.; Новосибирск, ИНФРА-М: НГАЭиУ, 2007. С. 137; Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность (с учетом материалов 4-ой части Гражданского Кодекса Российской Федерации): Монография. М.: ИНИЦ Роспатента, 2008. С. 47.

5 Управление инновациями в организации: Учеб. пособие / АА. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. М.: Омега-Л, 2006. С.138.

жет поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

- информационные массивы специальной научной литературы, банки данных, патенты, справочники и др.;

- конференции, выставки, симпозиумы, семинары и т. д.;

- обучение, стажировки, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемая на паритетной основе университетами, научными организациями, предприятиями и др.;

- перекрестное лицензирование на паритетной основе;

- миграция ученых и специалистов из одних организаций в другие, в том числе в другие страны;

- учреждение некоммерческих организаций в виде фондов, венчурных и внедренческих фирм, межвузовских объединений в виде некоммерческого партнерства, исследовательских подразделений и т. д.

Коммерческий трансфер или коммерциализация технологий означает процесс перехода результатов научных исследований в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов с целью получения коммерческой выгоды, осуществляется преимущественно в виде продажи патентов, лицензий на изобретения, ноу-хау и оформляется в виде договора (договора об уступке патента, лицензионного соглашения, договора о совместном производстве, о научнотехническом сотрудничестве и др.).

Основными формами коммерческого трансфера являются следующие:

- передача технологии в овеществленном виде (объекты промышленной собственности);

- передача технологии при прямых и портфельных инвестициях;

- продажа патентов;

- продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;

- продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, инструкции, чертежи, схемы, спецификации и т.д.

Следует выделить специфические особенности коммерческого трансферта технологий, к которым относятся высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, и, вследствие этого,

— слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка — это рынок продавца); высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью; асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны); большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.

Следует также различать трансфер разработок и технологий, который имеет место в случае, если предприятие — разработчик новой технологии по тем или иным причинам не может успешно коммерциализировать научно-технические разработки, уступает их другому субъекту деятельности, или же осуществляет целенаправленную деятельность по нетрадиционному (отличному от первоначального) использованию этих результатов в других отраслях или областях применения. Преимущественно идут на уступку и передачу технологии малые и средние предприятия; предприятия, выпускающие многие виды продукции; фирмы с высоким научно-техническим потенциалом; предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР или второстепенными технологическими процессами, у которых трансфер значительно повышает потенциал коммерциализации разработки. Трансфер разработок нацелен на внедрение научно-технических разработок в практику и не связан

непосредственно с получением коммерческого эффекта, поэтому началом трансфера разработки можно считать формирование технически реализуемой идеи или научнотехнического задела, а завершением - доведение новой разработки до производства.

Необходимо отметить, что новая технология, как и любой другой товар, должна иметь хозяина (владельца интеллектуальной собственности) и цену (иметь оценку стоимости интеллектуальной собственности). Особое значение имеют такие общие для всех видов товаров характеристики, как условия эксплуатации, безопасность и экологичность, конкурентные преимущества и результаты сравнительных испытаний, инжиниринговые услуги при внедрении и эксплуатации, бизнес-сопровождение, возможности адаптации к требованиям конкретного заказчика.

На рис. 1 показаны основные направления межрегионального трансфера технологий на последовательных стадиях НИОКР. Первое и второе направление оказывают наибольшее влияние на достижение краткосрочного финансового выигрыша и увеличение доли данного производителя на рынке. Третье направление способствует увеличению исследовательских ресурсов и оказывает долгосрочное воздействие на промышленную конкурентоспособность и уровень национальной безопасности: передача технологии новым компаниям (пунктирная линия); технологический трансфер из исследовательских организаций в действующие фирмы (непрерывная линия); передача высоких технологий для дальнейших исследований ведомственным лабораториям, университетам и объединениям (двойная пунктирная линия).

1. Г осударственный сектор

2. Национальные лаборатории

3. Национальные университеты

4. Частный сектор

5. Консорциумы

6. Стратегические альянсы

Рис. 2. Основные каналы трансферта технологий до стадии промышленного использования

Если обратиться к опыту развитых стран, то можно отметить, что в течение последних десятилетий в США была сформирована Национальная сеть передачи технологий, в задачи которой входит обеспечение доступа промышленных корпораций, малых фирм частного сектора к федеральным научно-техническим и технологическим ресурсам (табл. 1). Это связано, по мнению американских специалистов6, с двумя стратегическими тенденциями: обострением конкуренции в области высоких технологий со стороны иностранных компаний, стремлением повысить эффективность использования в коммерческих целях научных и технологических результатов, полученных в ходе освоения федеральных бюджетных ассигнований на НИОКР (в 2006 г. они превысили 3, 2 млрд. долл.)7.

Таблица 1

Законодательные нормы системы трансфера технологий в США

Элемент системы трансфера (законодательная норма) Контекст

1 2

1. Распределение прав на федеральную собственность Юридические и экономические механизмы обеспечения производства новыми перспективными идеями и технологиями, которые возникают в процессе выполнения финансируемых из госбюджета научных исследований и разработок между государством, крупными промышленными компаниями и малыми инновационными фирмами частного сектора, высшими учебными заведениями (университетами) и бесприбыльными организациями

2. Принятие в 1980 г. Закона Bayh-Dole, Act Закон изменил статус, расширил возможности и направления деятельности Национального центра передачи технологий США, особенно для университетов, государственных структур и малых инновационных фирм в патентовании изобретений

3. Принятие в 1981 г. Закона Ste-venson-Wydler, Act Закон предоставил университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке правительства, любым промышленным компаниям

4. Принятие в 1982 г. Закона об инновационных исследованиях Small Business Innovation Research, Act Закон создал специальную программу, обеспечивающую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн. долл. не менее 1,25% бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Устанавливалась только обязательная нижняя граница ассигнований, верхняя не регламентировалась. За восемь лет (1983 -1990 гг.) в программу включились 11 федеральных министерств и ведомств, которые рассмотрели почти 100 тыс. заявок от небольших наукоемких фирм и приняли к финансированию около 15 тыс. проектов

5. Принятие в 1984 г. Закона о кооперативных исследованиях Cooperative Research, Act Закон вывел за рамки действия антитрестовского законодательства создание на доконкурентных стадиях НИОКР научноисследовательских консорциумов с участием промышленных компаний и университетов

6. Принятие в 1986 г. Закона о технологических консорциумах Technology Corporate, Act Образован Консорциум федеральных научных лабораторий для оказания помощи компаниям, особенно малым фирмам, в установлении контактов с компетентными федеральными научными подразделениями

6 T. Wohlers, RP/RT State of the Industry: 2007. Executive Summary; http://www.mk-technology.com

7 Science and Engineering Indicators - 2000. - volume I. Wash.: Gov. Print. off., 2000. Р. 34.

* Составлено автором по Science and Engineering Indicators (transfer of market knowledge and technology) - 2005. Volume I. Wash.: Gov. Print. off., 2005. Р. 126 - 151.

Окончание таблицы 1

1 2

7. Принятие двух нормативных актов: о передаче технологий Federal Te^nology Transfer Act, в 1986 г. и национальной конкурентоспособности National Competitiveness Act, в 1989 г. Эти нормативные акты обеспечили промышленным компаниям правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений

8. В Патентный закон США в 1991 г. были введены дополнения к гл. 18, касающиеся прав на использование изобретений, созданных при содействии государства Поощрение максимального участия университетов в патентовании своих результатов научно-технической деятельности, поощрение максимального участия малых предприятий в научнотехнической деятельности, финансируемой государством, и обеспечение производителями такого объема прав на изобретение, созданное при поддержке государства, который достаточен для удовлетворения его нужд и для принятия мер против использования или ненадлежащего использования изобретений

До 1980 г. результаты НИОКР, финансируемых из госбюджета, являлись федеральной собственностью. Это не создавало у ученых и инженеров, работающих в государственных лабораториях или получающих финансовую поддержку от государства, особой заинтересованности в коммерческом применении полученных знаний. Обострение конкуренции на мировом рынке и ухудшение торгового баланса страны заставили конгресс пойти на изменение действующего законодательства и принять ряд новых федеральных законов.

Следует отметить, что с конца 60-х годов и до 1986 г. в США наблюдался спад числа выдаваемых патентов8, но затем обозначился их рост, что связано с указанным изменением возможностей для негосударственных структур в патентовании изобретений. В США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с общегосударственными: General Motops выделяет бюджет в объеме 2,5 млрд. долл. в год, IBM — 3 млрд.9.

Созданная инфраструктура передачи технологий из государственного сектора в промышленность способствует увеличению количества поданных заявок на изобретения с участием федеральных лабораторий и национальных университетов, росту количества выданных на них патентов и повышению расходов частного сектора на поддержку научных исследований в университетах. Необходимо отметить, что резкий рост операций с интеллектуальной собственностью в США стал возможен только после того, как работникам университетов разрешили патентовать в частном порядке даже те изобретения, которые профинансированы за счет государственных грантов10. Фундаментальная наука имеет колоссальное количество прикладных последствий и бизнесу позволили этими последствиями пользоваться.

В задачи Национального центра передачи технологий США входит обеспечение доступа промышленных фирм к федеральным научно-техническим и технологическим ресурсам. С этой целью организована система ознакомления с механизмами передачи технологий и обучение их практическому применению. Все это способствовало заметной активизации деятельности по передаче технологий на всех уровнях. Позитивные результаты выразились в увеличении поданных заявок на изобретения с участием федеральных лабораторий, росте количества выданных на них патентов и повышении расходов частного сектора на поддержку научных исследований в университетах.

Определенный интерес может представлять опыт стран, в которых эксперты отмечают значительный прогресс в области развития трансферта технологий и ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков технологий. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 27.

9 Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford, New-York: International Association of Universities and Pergamon, 2008. Р. 167-169.

10 Science and Engineering Indicators - 2007. Volume I. Wash.: Gov. Print. оff., 2007. Р. 276.

мерциализации результатов научных исследований и разработок (Англия, Германия, Япония, Китай), где на базе крупнейших университетов созданы организационные структуры трансфера знаний, разработок и технологий с участием государственного и частного капиталов (табл. 2).

Таблица 2

Особенности системы трансфера технологий в развитых странах

Страна Система трансферта Контекст

Англия Интегрированные службы трансфера технологий на базе крупных университетов и исследовательских центров Соединенного Королевства Стимулирование развития интегрированных служб трансфера технологий происходит путем направления правительственных средств напрямую в университеты для осуществления так называемой деятельности «третьего потока» через «Фонд инноваций высшего образования в Англии» и «Грант по передаче знаний». В прошлом эти фонды развития распределялись посредством проведения тендеров, в настоящее время — посредством «формульного финансирования». В основе этого способа, главным образом, лежит потенциальная коммерческая привлекательность научных исследований. ЦТТ, представленные подразделениями по охране и коммерциализации технологий, функционирующими при крупных университетах и исследовательских центрах, действуют более 20 лет

Германия Научные инженерные общества, совместные исследовательские ассоциации и стратегические альянсы в промышленности Функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Ведущая организационная роль принадлежит "Фраунгоферовскому обществу", в которое после объединения Германии вошли 45 исследовательских институтов, в том числе 9 из бывшей ГДР. Для облегчения малым фирмам доступа к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40 % полной стоимости заказываемых НИОКР

Япония Центры трансфера технологий при университетах, частные структуры в крупных компаниях и государственные офисы по лицензированию технологий Правительство финансирует 27 ЦТТ (согласно терминологии Японии — п1п1е1 Т1_0), которые обеспечивают изобретателей университетов услугами по управлению и коммерциализации результатов исследований и разработок: две трети средств — на эксплуатационные расходы (без возмещения расходов, связанных с услугами патентного поверенного и выплат патентных пошлин) в пределах суммы, эквивалентной 300 тыс. долл. США в год, сроком на пять лет, и одна треть — на НИОКР

Китай Центры трансфера технологий при университетах, госструктуры по охране и защите интеллектуальной собственности в провинциях и столицах Каждый крупный научно-исследовательский университет имеет структуру по трансферу технологий, изначально финансируемую Правительством КНР из доли от общих средств, выделенных университету Правительством. Эта модель финансирования ЦТТ меняется. В настоящее время большинство ЦТТ работают как ассоциированные частные компании, владельцами которых являются исключительно университеты

* Составлено автором по The Jurnal of Innovation in National Politics. Analysis of Elements Transfers and Engineering Indicators. Vol. 83. September, London, 2006. Р.28 — 33.

Российский рынок услуг в области трансфера технологий только начинает формироваться, поскольку не существует какого-либо официального законодательного акта в отношении организации и финансирования. Действующих на российском инновационном рынке посредников условно можно разделить на две категории: консалтинговые фирмы и фонды. Первые специализируются на оказании консультационных услуг по вопросам охраны интеллектуальной собственности и маркетинга, вторые - на поиске заказчика-инвестора. При этом фонды не обязательно располагают или распоряжаются финансовыми ресурсами. Основной особенностью посредниче-

ских компаний и организаций в области интеллектуальной собственности и трансфера технологий в России является предоставление только консалтинговых услуг11. Они не берут на себя расходы и ответственность по управлению интеллектуальной собственностью и не отвечают за конечный результат трансфера технологии.

Анализ деятельности посредников на российском рынке услуг в области трансфера и коммерциализации технологий показывает12, что этими посредниками являются, в основном, консалтинговые компании и некоммерческие фонды, ведущие поиск разработчиков для решения технологических задач инвестора и поиск инвесторов, заинтересованных в покупке или доработке технологических решений разработчика, а также обеспечивающие юридическую, организационную и реже финансовую помощь разработчикам проектов.

Низкий уровень трансфера технологий напрямую связан с низким уровнем, а фактически с отсутствием, системы коммерциализации результатов научнотехнической деятельности вузов и системы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Основные причины низкой эффективности трансфера технологий в России заключаются в следующем:

- университеты и научные организации не включены в организационные механизмы формирующегося российского рынка трансфера технологий;

- ученые и разработчики не представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;

- экономические агенты рынка (менеджеры компаний, посредники и др.) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями; не всегда могут судить о достоверности научных результатов и их технологической эффективности;

- государство, призванное устанавливать правила трансфера технологий, не является активным участником данного рынка и не стремится к разработке современных законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации;

- патентная защита производимой продукции не гарантирует

добросовестной конкуренции, а предприятия и посредники не располагают средствами для финансирования своих новых разработок.

Новая роль и общественная миссия университета в современных условиях находит выражение в его возрастающем значении не только как центра передовой науки и высшего профессионального образования, но и как одного из важнейших субъектов национальной инновационной системы и иинновационной деятельности, ориентированной на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности путем вывода на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции. Поэтому в современных условиях для повышения эффективности функционирования инновационного потенциала Российской Федерации, его нормативно-правовой охраны, коммерческого использования результатов научно-технической деятельности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, организации патентно-информационного обеспечения изобретательской и патентно-лицензионной работы необходимо и стратегически важно создание Центров трансфера знаний, разработок и технологий на базе крупнейших вузов Российской Федерации.

11 Интернет-ресурс: сайт Агенства финансовой информации «Консультант»,

http://www.dinform.ru/newanalit

12 Роль Центров трансфера технологий в повышении инновационной активности регионов / Материалы конференции, 24 — 25 ноября 2005 г. Воронеж-Москва: ЗАО «Воронежский инновационнотехнологический центр. 136 с.

Целью создания таких Центров должна быть реализация государственной инновационной политики в части формирования инновационного потенциала, развития рынков знаний и технологий, механизмов трансфера технологий, охраны интеллектуальной собственности и вовлечения ее в хозяйственный оборот, создания научно-технической, защищенной патентами, продукции субъектами инновационной деятельности.

Стратегическими задачами Центров должны стать: создание вертикально интегрированных стратегических альянсов между высшими учебными заведениями (университетами), государством, крупными промышленными компаниями, малыми инновационными фирмами частного сектора и бесприбыльными организациями; привлечение заказов от промышленности и бизнеса, в том числе и путем демонстрации успешных результатов (технологий, прототипов, моделей, аналогов и т.п.); коммерциализация РНТД и РИД; использование дохода от коммерциализации для финансирования научных работ и инновационной инфраструктуры; привлечение инвестиций в инфраструктуру.

Сложность выхода университетов на рынок наукоёмкой конкурентоспособной продукции заключается в неопределенности правового режима новшеств в действующем законодательстве. Принятый 28 июля 2009 г. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»13 переводит в реальную плоскость механизмы развития системы трансфера знаний и технологий, инновационного потенциала высшей школы России, повышения конкурентоспособности национальной экономики и выхода университетов на международные рынки наукоемкой продукции. Данным законом вносятся поправки14, согласно которым за учреждениями науки и образования, в том числе учреждениями государственных академий наук, закрепляется право создавать хозяйственные общества, внося в их уставные капиталы права на использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия собственника имущества.

В заключение отметим, что в настоящее время наше государство не располагает достаточными ресурсами для введения в хозяйственный оборот созданной на его средства интеллектуальной продукции, а следовательно, необходимо искать иные, нежели прямое закрепление прав за государством, пути решения этой проблемы. Университеты должны активно участвовать в создании, становлении и формировании системы трансфера знаний, разработок и технологий в Российской Федерации.

13 Федеральный Закон от 28 августа 2009 г. № 137 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

14 Закон предусматривает внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации: в Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»; в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», соответствующим научным и образовательным организациям; в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

ON THE NECESSITY OF FORMATION AMD DEVELOPMENT OF SYSTEM OF KNOWLEDGE AND TECHNOLOGIES TRANSFER ON THE BASIS OF INNOVATIVE POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

M. V. VLADYKA

Belgorod State University e-mail: Yladyka@bsu.edu.ru

The development of the innovative capacity of universities in Russia due to the necessity of commercialization results of scientific technical activities and the foreground there are formation and development problems of innovation potential of universities, transfer market knowledge and technology, i.e. the transition from the subjective position of the object in that part of the innovation system, which is the innovation potential and the need to implement it. Addressing the commercialization of scientific and technological activities of universities, their degree is elaborated and implementation not only satisfies, but does not correspond to the present state of the innovative capacity of higher education in Russia and the national economy.

Key words: innovative potential, Graduate School, the results of scientific and technical activities of universities, commercialization, transfer, market knowledge and technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.