Научная статья на тему 'Высшая школа для школьников: медиаграмотность в воспитании креативной личности'

Высшая школа для школьников: медиаграмотность в воспитании креативной личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
823
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ ПОДГОТОВКА / МАЛЫЙ ЖУРФАК / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тепляшина А. Н., Павлушкина Н. А.

В статье рассматриваются образовательные технологии, которые способствуют развитию творческих способностей начинающих журналистов. Оценивается степень их эффективности на примере «Малого журфака» ? курсов для абитуриентов факультета журналистики. Результативность применения тех или иных образовательных технологий была определена с помощью достижений, которые слушатели показали в ходе финального творческого зачета, и анонимного анкетирования по итогам курсов, проведенного среди учащихся в системе Google.docs. В условиях современного медиапространства профессия журналиста наполнилась новым содержанием. С одной стороны, увеличилась коммерциализация профессии. С другой стороны, в медиапроизводство внедряются новые технологии. Повышается медиаграмотность аудитории, самый молодой сегмент которой оказывается погруженным в новую цифровую реальность. Все эти явления необходимо учитывать в образовательном процессе. Проблема медийной подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе заключается в развитии навыков практического и творческого использовании медиа и интерпретации их содержания, умения критически анализировать продукцию медиа, понимать характер работы индустрии медиа, самостоятельно создавать собственный медиаконтент. Авторы приходят к выводу, что оптимальными можно считать игровые методики, совместное решение ситуативных задач. Интерактивные методы позволяют воспроизводить реальные фрагменты журналистской практики, осваивать различные профессиональные роли. В статье представлена структура учебного курса «Малый журфак» как профориентационного цикла медиаобразования. Авторы описывают активные и интерактивные методы в медийном образовании школьников. В финальном блоке размещаются результаты опроса слушателей курсов, с помощью которых оценивается эффективность применяемых методик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тепляшина А. Н., Павлушкина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа для школьников: медиаграмотность в воспитании креативной личности»

A

Media Literacy Education Practices

Практика медиаобразования

Высшая школа для школьников: медиаграмотность в воспитании креативной

Аннотация. В статье рассматриваются образовательные технологии, которые способствуют развитию творческих способностей начинающих журналистов. Оценивается степень их эффективности на примере «Малого журфака» - курсов для абитуриентов факультета журналистики. Результативность применения тех или иных образовательных технологий была определена с помощью достижений, которые слушатели показали в ходе финального творческого зачета, и анонимного анкетирования по итогам курсов, проведенного среди учащихся в системе Google.docs. В условиях современного медиапространства профессия журналиста наполнилась новым содержанием. С одной стороны, увеличилась коммерциализация профессии. С другой стороны, в медиапроизводство внедряются новые технологии. Повышается медиаграмотность аудитории, самый молодой сегмент которой оказывается погруженным в новую цифровую реальность. Все эти явления необходимо учитывать в образовательном процессе. Проблема медийной подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе заключается в развитии навыков практического и творческого использовании медиа и интерпретации их содержания, умения критически анализировать продукцию медиа, понимать характер работы индустрии медиа, самостоятельно создавать собственный медиаконтент. Авторы приходят к выводу, что оптимальными можно считать игровые методики, совместное решение ситуативных задач. Интерактивные методы позволяют воспроизводить реальные фрагменты журналистской практики, осваивать различные профессиональные роли. В статье представлена структура учебного курса «Малый журфак» как профориентационного цикла медиаобразования. Авторы описывают активные и интерактивные методы в медийном образовании школьников. В финальном блоке размещаются результаты опроса слушателей курсов, с помощью которых оценивается эффективность применяемых методик.

Ключевые слова: медиаграмотность, образовательные технологии, креативная личность, медийная подготовка, малый журфак, профориентация

Abstract. The paper provides an overview of educational technologies that contribute to the development of creative abilities of young journalists. The effectiveness of methods is evaluated on the data collected at the courses

личности

А. Н. Тепляшина

доктор филологических наук, профессор,

Н. А. Павлушкина

кандидат филологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, 1- Линия В. О., д. 26, Санкт-Петербург, 199004 pavlushkina. n@yandex. гы

University for high school students: Media literacy as a path to creativity

Prof. Dr. A.N. Teplyashina

N. A. Pavlushkina

PhD in Philology, Senior Lecturer St. Petersburg State University, VO, 1 Line, 26, St. Petersburg, 199004 Russia pavlushkina. n@yandex. ru

for prospective applicants (the so-called "Young Journalism") to the School of Journalism and Mass Communications. The effectiveness of educational technologies is determined through the achievements of high school students shown at the final creative test and their opinions collected from anonymous interviews in Google.docs upon the completion of the course. The profession of the journalist has received a new meaning within modern media space. On the one hand, commercialization of the profession has increased. On the other hand, new technologies are being introduced into media production. Media literacy of the audience is increasing. The youngest segment is immersed in the new digital reality. All these must be taken into account in the educational process. The essence of media education of the younger generation is to prepare them for the life in the information society. It requires the development of skills to creatively use media and interpret their content, the ability to critically analyze media products, understand the nature of the media industry, independently create their own media content. The study proves gaming techniques and the group work as the most effective. Interactive methods allow to simulate real journalistic practice, try on various professional roles. The paper outlines the structure of the training course "Young Journalism" as a career-oriented cycle of media education. It describes active and interactive methods of media education applied to train high school students. The final block contains the results of a survey of the course participants.

Keywords: media literacy, educational technologies, creative personality, media training, career guidance

Введение

Процесс медиаобразования - важнейшая часть жизни современного общества. Большым вызовом для развития медиаграмотности оказало увеличение количества каналов распространения информации и объемов информации, степень проникновения Интернета в российские регионы, совершенствование информационных, мобильных технологий и компьютерной техники, доступность информации как таковой широким слоям населения.

Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что дети, как младшего, так и старшего возраста, а также представители молодежи быстрее, чем другие социально-демографические группы и сегменты общества, реагируют на перечисленные выше процессы, адаптируясь к новым цифровым условиям. Разнообразие источников информации оказывают воздействие на формирование и корректировку их представлений о мире, ценностей и интересов, отношения к происходящим вокруг событиям, генерирование так называемого «критического мышления», преобразуют нравственно и эстетически.

О развитии медиаграмотности среди молодежи свидетельствуют и данные анкетирования, которое проводилось в течение пяти лет среди школьников, абитуриентов вузов, студентов 1 курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (более 150 участников опроса, анкета включала вопросы о медиапредпочтениях реципиентов, на знание качественных, массовых, желтых СМИ, интернет-источников, известных журналистов, современных писателей, а также о последних прочитанных видов литературы и темах, которые бы хотел освещать участник анкетирования, и проч.). Результаты исследования показывают динамику изменений интересов с условно «моды и путешествий» на «события в стране и мире, политику и социальную сферу», а также характеризуют интенсивность потребления информации: реципиенты 2016 года показывают большую «погруженность» в медиум, нежели участники исследования в 2012 году [Павлушкина, 2017, с. 124-132].

Вместе с тем процесс медиаобразования и, как следствие, повышение медиаграмотности оказывает влияние и на развитие подростка как креативной личности. Последнее - одна из задач проекта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ «Малый журфак».

Цель представленного исследования - выявление оптимальных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей начинающих журналистов, а также определение степени эффективности современных образовательных методик в условиях повышения медиаграмотности.

Материалы и методы исследования

Экспериментальной площадкой исследования стали курсы дополнительной образовательной программы «Малый журфак», реализуемые Центром дополнительных образовательных программ и довузовской подготовки на базе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Авторы статьи - преподаватели курсов, а категорию слушателей составляют учащиеся 10-х классов средних учебных заведений. В ходе занятий осуществляется профориентация старшеклассников: знакомство с профессией, возможность «примерить» будущую профессию на себя. Таким образом, авторы имели возможность с помощью метода включенного наблюдения персонально оценить эффективность той или иной образовательной методики.

Материалом исследования выступили учебный план дополнительной образовательной программы «Малый журфак» (разработчик А.Н. Тепляшина) и рабочая программа «Издательская деятельность в школе» (разработчик Н.А. Павлушкина). Кроме того, результативность применения тех или иных образовательных технологий была определена с помощью достижений, которые слушатели показали в ходе финального творческого зачета, и анонимного анкетирования по итогам курсов, проведенного среди учащихся в системе Google.docs.

Дискуссия

Для медийной подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе необходимо развитие навыков практического и творческого использовании медиа и интерпретации их содержания, умения критически анализировать продукцию медиа, понимать характер работы индустрии медиа, а также самостоятельно создавать собственный медиаконтент. ЮНЕСКО и ИФЛА проводят большую работу по развитию медиаграмотности и информационной грамотности, в рамках проектов этих организаций были проведены научные исследования особенностей медиаграмотности в России и за рубежом. Тематика медиаобразования отражается и на страницах ряда журналов. В частности, одним из наиболее известных научных журналов, посвященных проблемам медиаграмотности, является издание американской Национальной ассоциации медиаобразования The Journal of Media Literacy Education. Цель выпуска журнала -помочь людям всех возрастов развивать привычки анализа информации, необходимые для того, чтобы стать критическими мыслителями, эффективными коммуникаторами и активными гражданами в мире, где важную роль играют медиа [The Journal of Media Literacy Education, 2017].

Х. Шмидт опубликовал статью, в которой обосновал теоретическую значимость и практическую необходимость создания образовательных программ и курсов медиаграмотности: «Любой выпускник вуза должен обладать компетенциями, связанными с медиаграмотностью: на уровне межличностного общения - каждый из нас ежедневно пользуется медиатехнологиями в рамках социального взаимодействия, на уровне профессиональной деятельности - работодатели все чаще включают развитые навыки общения как в устной, так и в письменной речи, это одно из основных требований к претендентам на вакансии самых разных профессиональных областей. Навыки, связанные с медиакоммуникацией, становятся все более востребованными в свете постоянного развития технологий и появления новых способов и средств коммуникации и новых профессий» [Schmidt, 2015, p. 53]. Вовлечению учащихся старших классов в реальные медиапроекты, разработке и внедрению курсов медиаграмотности в рамках школьных программ посвящены опубликованные в 2016 году в журнале Journalism Education материалы Р. Хоббс и М. Клеменс [Hobbs, 2016; Kleemans, 2016].

Примером пристального внимания мирового сообщества и международных организаций к вопросам медиаграмотности можно считать и спонсированный ООН отчет 2017 года об уровне медиаграмотности и вопросам подготовки журналистов в Высшей школе в Балканских странах. Результаты анализа состояния медиаподготовки по многим странам неутешительны: анкетирование студентов показывает, что многие недовольны качеством практической подготовки в вузе. Среди факторов, влияющих на уровень медиаграмотности, отмечены уровень развития медиаобразования, государственная политика, медиаиндустрия, гражданское общество и общественные организации [Media Literacy and Education Needs..., 2017].

В России форвардом среди исследователей медиаграмотности является А.В. Федоров. В его трудах отражены следующие аспекты: соотношение понятий медиаобразования и медиаграмотности, основные цели, модели и пути их внедрения, перечь стран-лидеров, где на сегодняшний день медиаобразование находится на наиболее высоком уровне развития [Федоров, 2004; 2005; 2007; 2012; 2015]. Проблемами медиаобразования и информационной грамотности в РФ занимается и другие ученые -Н.И. Гендина [Гендина, 2012; 2013], Т.М. Гончарова [Гончарова, 2011, с. 43-50], М.В. Жижина [Жижина, 2008, с. 81-85], А.П. Короченский [Короченский, 2004, с. 40-4б], В.А. Кравчук [Кравчук, 2012, с. 28-32], Т.В. Молчанова [Молчанова, 2011, с. 77-80], А.А. Немирич [Немирич, 2011, с. 47-55], И.А. Стернин [Стернин, 2013, с. 209-211], Я.Е. Столбова [Столбова, 2013, с. 99-102], Е.М. Талалаева [Талалаева, 2009, с. 82-86] и др.

Специфике воздействия СМИ на молодежь посвящены работы В.О. Нафталиевой [Нафталиева, 2011, с. 182-192]. Эту же тему изучает И.В. Жилавская [Жилавская, 2007], которая отмечает, что подростки и молодежь оказываются включенными в новую реальность, которую им приходится осваивать спонтанно и интуитивно, без помощи наставников, функции которых начинают выполнять медиа. Различные средства коммуникации становятся «естественной средой обитания, имеют большое значение в социализации личности» [Жилавская, 2008]. Несмотря на то, что эти тезисы были выдвинуты автором почти десять лет назад, ситуация, на наш взгляд, не поменялась коренным образом. По-прежнему процесс формирования медиаграмотности несколько отстает от темпов развития этой «новой реальности», не поспевает за трансформациями, которые в ней происходят. Учитывая неповоротливость академической и образовательной среды (например, согласование учебных планов, введение новых дисциплин и проч.), которая в идеале должна оперативно на эти изменения реагировать, необходимо провести аудит и оценку эффективности существующих методик повышения медиаграмотности. В этом состоит глубинный конфликт, требующий серьезного осмысления.

Результаты исследования

В условиях современного медиапространства профессия журналиста наполнилась новым содержанием. При этом журналистика, несомненно, остается творческой профессией, однако все больше характеризуется противоречием между творческим характером труда и высоким уровнем его коммерциализации и индустриализации, которые возрастают под влиянием новых технологий и процесса конвергенции. В данном ракурсе журналистика предстает и как субъект мощного воздействия на общество и, в то же время, как объект правового и этического регулирования, осуществляемого через систему законов, актов, предписаний, кодексов.

Как профессия особой общественной значимости журналистика связана с высоким уровнем социальной ответственности. Главная миссия журналиста - служение интересам общества. В соответствии с российской традицией журналистике как виду деятельности свойственна не только информационная, но и культурно-просветительская роль. Журналистика призвана быть одним из важных средств формирования интеллекта нации.

Выполнение этой задачи требует, чтобы представители профессии были высокообразованными людьми. Журналистика по природе своей ориентирована на многочисленные вызовы времени, в категорию которых включены и образовательные.

В структуру образовательных программ факультетов журналистики, на наш взгшляд, целесообразно включить блок медиаобразования. Формируя компетенции обучающихся в бакалавриате и магистратуре, важно понимать, что среди них не только будущие журналисты, исследователи, но и потенциальные преподаватели журналистики. Блоковая организация учебного плана давно вошла в практику журналистских вузов страны, но сейчас такой подход требует особого акцентирования. Медиаобразование не мыслится без активных методов преподавания, в основе которых - принципы гуманистической психологии и педагогики, на которые опирается мировая наука. Алгоритм обучения включает стратегию (работа с информацией, создание текста и его анализ) и тактики (выявление организационно-методических условий, необходимых для успешного развития умений собирать информацию и писать тексты в разных жанрах). Практика не только входит в процесс обучения, но и становится своего рода критерием образования.

Медиаобразование включает цикл профориентации. Для этого факультет организовал мастер-классы и активно привлек к преподаванию журналистики представителей медиаиндустрии и экспертного сообщества. Для того, чтобы сохранить академические традиции и ответить на вызовы рынка труда, для постоянного сотрудничества с работодателями был создан экспертный совет. В него вошли известные петербургские журналисты и менеджеры СМИ, чей опыт оказался востребованным руководством факультета в планировании учебного процесса. Кроме того, обновилась учебная инфраструктура, открылись новые компьютерные классы, была осуществлена дигитализация телевизионной студии, оборудован мультимедийный ньюс-рум. Факультет закупил программное обеспечение, чтобы школьники могли получить навыки работы с современными цифровыми технологиями верстки, монтажа, фотографии.

Форма обучения на «Малом журфаке» включает лекционный теоретический курс и аудиторные практические занятия. На каждом занятии не только рассматривается новая тема, но и анализируются творческие работы учащихся. На протяжении всего учебного цикла учащиеся проходят постоянную практику в молодежном периодическом издании «Пять углов». Продолжительность обучения: 66 аудиторных часов (8 месяцев), без отрыва от учебы. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2-4 часа аудиторных и практических занятий, самостоятельная работа. По окончании курсов слушатели получают Сертификат СПбГУ.

Программа курса разделена на два крупных блока: «Журналистика» и «Практика». Первый - представляет собой ознакомление с содержанием журналистской деятельности, освоение базовых навыков журналистской работы, принципов создания материалов, профориентация. Школьникам дается информация о сути журналистского творчества, основных приемах получения информации, работа с полученным материалом, происходит знакомство с информационными жанрами, даются представления о структуре творческого экзамена, о требованиях к творческому сочинению, о литературе по журналистике.

Второй блок - подготовка к редакционной работе, работа в молодежном издании «Пять углов». Учащиеся отрабатывают конкретные оперативные темы в соответствии с редакционными планами. Часть материалов, созданных во время занятий, также публикуется в этом издании.

Анализ учебных планов, рабочих программ и применяемых нами методик показал, что центральным звеном в арсенале активных методов можно считать игровые методики, совместное решение ситуативных задач. Интерактивные методы позволяют воспроизводить реальные фрагменты журналистской практики, осваивать различные профессиональные роли.

Групповые задачи не имеют единственно возможных решений, комплексны; условия их осуществления - слаженная, энергичная, креативная деятельность всей группы, четко ограниченная во времени, с обязательным оформлением полученного результата. Эти динамичные методики, как показывает практика, психологически увлекательны, они интенсивны и содержат ресурс вовлечения. Индивидуально-деятельностный подход развивает и тренирует личностные качества, необходимые для жизни в социуме, подсказывает пути личного выбора того или иного СМИ в качестве ориентира, а групповые методики интегрируют активность каждого в достижение конкретного результата, личностный потенциал становится востребованным. Однако не следует противопоставлять подходы, задача каждого из них - пройти свой уровень. Опыт индивидуальных упражнений проявляется в групповых методиках.

Техника блиц-заданий используется в качестве интеллектуальных разминок перед сложными упражнениями, концентрирует внимание. С их помощью можно эффектно показать опасности стереотипного мышления или подвести итог ролевой игры. В качестве «блицев» подходят неожиданные вопросы, ключевые слова, завершение фразы, графические аналоги, ассоциативные ходы.

Дополняют и развивают использование активных методов обучения методы контроля и рефлексии. Один из них - творческий проект, суть которого состоит в создании учебной группой готового информационного продукта. Метод позволяет актуализировать полученные знания и опыт, решать немоделируемые преподавателем, а реальные профессиональные задачи комплексно. Создание творческого проекта дополняет традиционный контроль знаний в форме вопросов-ответов, так как позволяет выявить не только наличие знаний по предмету, но и умение их применять на практике. Проекты могут быть не только групповыми, но и индивидуальными.

Сложность проектов постепенно нарастает: например, от детально продуманной и аргументированной индивидуальной заявки на тему для выпуска учебной газеты - до самостоятельно разработанной концепции издания и ее практической реализации.

К творческим проектам примыкает метод портфолио, актуализирующий проблему самооценки и ее роли для становления личности, умение объективно оценивать собственные и чужие действия, соотносить их с внешними оценками, понимать причины, намечать пути профессионального роста. Профессиональная рефлексия - необходимое условие самоактуализации, творческого роста и формирования профессионала.

Обзор направлений, форм и методов активизации медиаобразования показывает, что инновационные деятельностные методики, опыт преподавания журналистики для школьников становятся все более актуальной темой. Поиск оптимальных образовательных технологий, накапливание, детализированное описание, систематизация, аналитический комментарий, создание учебно-методических пособий - насущная педагогическая задача. Многое предстоит сделать для развития дидактической ветви в медиаобразовании, разработки новых современных технологий. Однако уже можно выявить некоторые общие характеристики, позволяющие оценить преимущества активизации учебного процесса:

1. Современные методы обучения развиваются на основе известных педагогических технологий, восходящих к принципам гуманистической психологии, — обучение в сотрудничестве, дискуссия, мозговой штурм (брейнсторминг), ролевые и деловые игры, ситуационный анализ (кейс-стади), метод проектов, адаптированных к целям медиаобразования школьников и их реальным потребностям. В упражнениях, как правило, используются комбинации элементов базовых интерактивных методов для «погружения» в реальные типичные ситуации из профессиональной журналистской практики либо наоборот: реальная ситуация разбивается на составляющие и «обыгрывается» в требуемом ключе.

2. В качестве алгоритма всех методик можно назвать решение конкретной задачи, представляющей собой фрагмент профессиональной деятельности, например, поиск возможных источников информации для подготовки текста на основе заданной ситуации, предложение различных проблемных контекстов, разработка последовательности познавательных операций и т. д. Исходная информация («условия задачи»), предлагаемая преподавателем как проблемная ситуация для анализа и поиска решений, как правило, воспроизводит реалии и заимствуется из текущей практики. Задача актуализации учебного материала требует от преподавателя постоянного мониторинга СМИ.

3. Операционная структура активных методик может быть представлена как учебная ситуация в виде общей схемы: задача (проблемная ситуация, сформулированная преподавателем) - действия группы (понимание задачи, аудит вариантов и принятие общего решения) - презентация решения - оценка результатов студентами и преподавателем - итоговый комментарий [Зимняя, 2000]. В отличие от традиционной педагогики полученное знание не просто воспроизводится, а применяется в процессе решения задач, рассматриваются различные варианты его реального бытования. Каждое занятие может состоять из 2-3 отдельных и различных по характеру фрагментов, раскрывающих общую тему. Предварительное просчитывание времени, необходимого для выполнения задания, жесткое соблюдение регламента, тщательная подготовка к каждому занятию, выбор и постоянное обновление «полевых задач» — обязательные условия, соблюдение которых повышает эффективность активных методов.

4. Решение практических задач происходит в интерактивном режиме, т. е. в рабочих группах, на которые разбивается учебная группа. Каждая рабочая группа предлагает собственный вариант решения либо решает смежные задачи, либо осуществляет часть общего процесса и т. д. Работа в малых группах более продуктивна — реализуется потенциал и особенности каждого обучающегося, развивается опыт взаимодействия и совместного решения задач, навыки общения, способность к разрешению конфликтов и компромиссам. Групповое решение, как правило, дает более полный и сбалансированный результат. Таким образом, обучение в сотрудничестве - не формальный, а смысловой компонент групповых задач.

5. Особую роль в использовании активных методов играет презентация решений. Это заставляет искать и находить решение проблемных ситуаций, а не только обсуждать их. Ориентация на презентацию результата, соревновательность значительно повышают эффективность методик, приучают к необходимости завершения всякой работы и оформления результата, повышают ответственность. Презентация воспитывает и развивает личность. Это отличный тренинг для формирования интереса к профессии журналиста, где публичность и ответственность являются неотъемлемыми свойствами.

6. Профессиональная рефлексия не менее важна при обсуждении итогов и их оценке: в них принимают участие сами обучающиеся, фиксируя достижения, находки и обязательно аргументируя их. Для преподавателя важен не формальный подход к оценкам, а компетентный анализ, создающий прочную основу для решения последующих задач. Рефлективный процесс сам по себе создает благоприятную возможность для использования интерактивных методов, неожиданных решений, нестандартных приемов.

7. Главное отличие всех методов и приемов активизации — активная деятельностная роль обучающихся в процессе решения задач. Это творческая деятельность, активизация всех ресурсов личности, ее самоактуализация в условиях совместной деятельности. От обучающегося требуется самостоятельность, креативность, критическое мышление, конструктивность, способность к анализу нестандартных ситуаций, ответственность, коммуникабельность.

8. Преподаватель становится модератором учебного процесса. Высокий динамизм и энергетика занятий требуют от него большой самоотдачи, тщательной подготовки,

внутренней мотивации. На занятиях активного типа возможен лишь партнерский стиль общения между преподавателем и обучающимися, взаимодействие, корректность, выдержка. Преподаватель способен обеспечить условия, при которых происходит становление современной профессиональной личности, если сам владеет требуемыми компетенциями: гражданскими, социокультурными, коммуникативными,

информационно-технологическими.

Творческий практикум разработан как инновационная педагогическая система, способствующая становлению и саморазвитию школьников старших классов, обладающих высокой степенью культуры творческой деятельности, готовых к самореализации в условиях информационного общества.

Опыт нашей работы на «Малом журфаке» в прошлые годы свидетельствует о том, что полезный на первый взгляд теоретический материал даже с элементами интерактива воспринимался слушателями с меньшим интересом, нежели, к примеру, групповые формы работы над упражнениями и деловые игры. Среди наиболее эффективных упражнений, которые выполняли все участники группы, можно отметить задания на развитие креативных способностей (написание зарисовок, создание собственного издания из газетных вырезок, упражнения «Ставим руку» на развитие языка, помогающие освоить журналистский стиль подачи информации), дискуссии, деловые игры, работы в полях (проведение опросов на улицах, проведение наблюдения и описание сценок из городской жизни, экскурсии). Результаты анкетирования 45 слушателей курсов в 2017 году показал неожиданные результаты, которые идут вразрез с устоявшимися ранее представлениями о предпочтениях школьников. Учащихся попросили отметить виды упражнений и занятий, которые им нравятся больше всего. Можно было выбрать несколько ответов из списка.

Так, 30 человек (66, 7%) отметили, что им нравятся лекции с новой для них информацией о журналистике в целом. 34 школьника (75,6% от числа опрошенных) проголосовали за ответ «Обсуждение материалов СМИ из текущей повестки дня». Далее по мере уменьшения популярности: создание собственных текстов и их обсуждение (53,3%), занятия по мультимедиа и освоение онлайн-инструментов подачи информации (44.4%), задание на развитие творческих способностей (35,6%), деловые игры (28,9%), работа в полях и экскурсии (по 17,8%). Таким образом, дискуссии о проблемах развития современной журналистики как профессии, беседы на темы из актуальной повестки дня наиболее привлекают школьников сегодня. В рамках данного исследования это косвенно подтверждает тезис о возросшей степени критического мышления молодого поколения -будущим журналистам хочется получать новую информацию о профессии, обсуждать публикации, сравнивать источники информации, выявлять правду и фейки. В то же время привлекающий внимание аудитории в прежние годы формат деловых игр и экскурсий, после которых необходимо было подготовить журналистские материалы, в текущем году был менее востребован.

Элементы анализа объема знаний, полученных в ходе выполнения упражнений, отразились в ответах на вопросы «Потеряли ли вы интерес к журналистике?», «Считаете ли вы, что ваши знания по журналистике расширились?», «Изменились ли ваши интересы по журналистике по сравнению с тем, о чем вы хотели писать/снимать в начале курса?»

У 73,3% респондентов сохранился интерес к журналистике. 26,7% отрицательных ответов говорят о профориентационном характере «Малого журфака». Кроме того, 84,4% слушателей считают, что их знания в области медиа значительно расширились. 62,2% отметили, что их предпочтения в тематической специализации изменились в ходе занятий. Другими словами, произошло смещение тематических ориентиров. Приведем данные исследования «Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности» [Павлушкина, 2017, с. 124-132]. В 2011-2013

годах в приоритете у будущих журналистов были: путешествия, социальные проблемы, люди, культура, мода, спорт, кино, общество, музыка, искусство.

По-прежнему приоритетными в 2016-м оставались темы культуры и искусства, путешествий, однако появляются политика, события мирового масштаба, криминал, наука и др. Исчезла такая тема, как «люди». Это соотносилось с дискуссионным вопросом последних лет о том, для кого и о ком пишут современные журналисты. К сожалению, обычный человек со своими проблемами перестает быть объектом внимания медиа, а на авансцену выходят новые герои (фрики, маргиналы, представители шоу-бизнеса, чиновники и т. д.).

Мы попросили слушателей «Малого журфака» в 2017 году отметить несколько тем, к которым у них появился интерес после занятий. Всего мы получили ответы от 21 респондентов. Список возглавляет тема политики (отметило 8 чел.), социальные проблемы (6 чел.), новости (2 чел.). Далее спектр тематических предпочтений составляют межнациональные отношения, киберспорт, литература, искусство, аналитика, опросы, история журналистики, коммунальные проблемы, необычные истории обычных людей, антигерои, тревел-журналистика, экономика (по 1 чел.). Сравнение данных анкетирования учащихся «Малого журфака» с результатами исследования динамики изменений профессиональных идеалов молодых журналистов, конечно, будет обладать определенными погрешностями. Исходя из наших наблюдений за интересами слушателей в начале курса можно сделать предварительные выводы, которые говорят о трансформации интересов: еще больше увеличилась популярность тем политики и социальных проблем, снизилась степень заинтересованности в сфере культуры, искусства, путешествий как объектов внимания молодых журналистов.

Выводы

Личные наблюдения над школьниками во время занятий показали, что в современных условиях медиаобразование должно не только давать представление о средствах массовой коммуникации, но и быть платформой для профориентации, знакомить с видами журналистской деятельности, этапами и технологиями процесса подготовки журналистского текста, его особенностями с точки зрения сбора информации, выбора жанра, содержания, композиции, форматами СМИ, требованиями к медийному продукту. Наиболее эффективными можно считать игровые методики, а также совместное решение ситуативных задач. Интерактивные методы позволяют воспроизводить реальные фрагменты журналистской практики, осваивать различные профессиональные роли.

Литература

Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. 2013. № 4. С. 77-83.

Гендина Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. Саарбрюкен, 2012. 186 с.

Гончарова Т.М. Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 43-50.

Жижина М.В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2008. № 2. Т. 8. С. 81-85.

Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике. Томск, 2007. С.270.

Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2008. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000. http://psycЫib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm#$p1

Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / Под ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. 304 с.

Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 40-46. Кравчук В.А. Медиаобразование студентов творческих вузов на материале специализированных СМИ об искусстве // Народное образование. Педагогика. 2012. № 2. С. 28-32.

Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапрофессионалов? //

Сборник статей и материалов к научно-практической конференции «Новые медиа в гуманитарном образовании» / Под ред. М. С. Корнева. М., 2016.

Молчанова Т.В. К сущности понятия «медиаобразования» // Magister Dixit. 2011. № 5. С. 77-80. Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011. № 2. С. 182-192.

Немирич А.А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Народное образование.. 2011. № 2. С. 47-55.

Павлушкина Н. А. Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 124-132. Стернин И.А. Медиаграмотность в структуре грамотности современного человека // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 209-211.

Столбова Я.Е. Особенности работы с медиатекстом в школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 99-102.

Талалаева Е.М. Самодеятельная школьная периодика как фактор развития медиакомпетентности юных россиян // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 14-1 (69). Том 4. С. 82-86.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. 340 с.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 4. С.73-80.

Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134-138.

Федоров А. В. Мифологическая основа современной поп-культуры и ее анализ на занятиях в школьной аудитории // Вестник практической психологии образования. 2012. № 1. C. 118-127.

Hobbs, R. (2016). When teens create the news: examining the impact of PBS/news hour student reporting labs.

Journalism Education. Vol. 5-1. pp. 61-73.

Kleemans, M. (2016). Understanding news: the impact of media literacy education on teenagers news literacy. Journalism Education. Vol. 5-1. pp. 74-88.

Media Literacy and Education Needs of Journalists and the Public in Albania, Bosnia-Herzegovina, Macedonia, Montenegro, Serbia. - Regional Report - March 2017. Project "South-East European Partnership for Media Development", 2017. 68 p. http://seemediapartnership.cji.ro/wp-

content/uploads/2017/03/Rep_Regional_Media_Literacy_2017-3.pdf .

Schmidt, H.C. (2015). Helping Students Understand Media: Examining the Efficacy of Interdisciplinary Media

Training at the University Level. Journal of Media Literacy Education. Vol. 7(2). pp. 50-68.

The Journal of Media Literacy Education (2017). http://digitalcommons.uri.edu/jmle/aimsandscope.html

References

Fedorov, A. (2004). Media education and media literacy. Taganrog, 2004. 340 p.

Fedorov, A. (2005). Media Education, Media Literacy, Media Criticism and Media Culture. Higher Education in Russia. Vol. 6, pp. 134-138.

Fedorov, A. (2012). Mythological basis of modern pop culture and analysis in classroom. Bulletin of Practical Psychology of Education. 2012. Vol. 1. pp. 118-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedorov, A. (2015). Media education and media criticism: a new turn? Distance and virtual learning. Vol. 4. pp. 73-80.

Gendina, N.I. (2012). Information training and media education in Russia and CIS countries. Problems of formation person culture and promotion ideas of information literacy and media literacy. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing. 186 p.

Gendina, N.I. (2013). Information culture and media literacy in Russia. Information Society. Vol. 4. pp. 77-83. Goncharova, T.M. (2011). Pedagogical principles of formation media competence of university students. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. Vol. 6, pp. 43-50.

Hobbs, R. (2016). When teens create the news: examining the impact of PBS/news hour student reporting labs.

Journalism Education. Vol. 5-1. pp. 61-73.

How new media have changed journalism. 2012-2016 (2016). Ed. S. Balmaeva and M. Lukina. Ekaterinburg. 304 p.

Kleemans, M. (2016). Understanding news: the impact of media literacy education on teenagers news literacy. Journalism Education. Vol. 5-1, pp. 74-88.

Korochensky, A.P. (2004). Media criticism and media education. Higher Education in Russia. Vol. 8, pp. 40-46. Kravchuk, V.A. (2012). Media education art students on the material of specialized media about art. Public education. Pedagogy. Vol. 2, pp. 28-32.

Media education and career guidance: what to teach modern journalists and media professionals? (2016) / Collection of articles and materials for the scientific and practical conference "New media in humanities education"./ Ed. M. S. Kornev. Moscow.

Media Literacy and Education Needs of Journalists and the Public in Albania, Bosnia-Herzegovina, Macedonia, Montenegro, Serbia (2017). - Regional Report - March 2017. Project "South-East European Partnership for Media Development". 68 p. http://seemediapartnership.cji.ro/wp-

content/uploads/2017/03/Rep_Regional_Media_Literacy_2017-3.pdf

Molchanova, T.V. (2011). To the essence concept of "media education". Magister Dixit. Vol. 5, pp. 77-80. Naftalieva, V.O. (2011). Influence of modern mass media on youth. Philosophical problems of information technologies and cyberspace. Vol. 2, pp. 182-192.

Nemirich, A.A. (2011). Media literacy as a result of media education preschool children. Public education. Pedagogy. Vol. 2, pp. 47-55.

Pavlushkina, N.A. (2017). Dynamics of changes in professional ideals young journalists in conditions of media literacy increase, Sign: problem field of media education. Vol. 1 (23), pp. 124-132.

Schmidt, H.C. (2015). Helping Students Understand Media: Examining the Efficacy of Interdisciplinary Media Training at the University Level. Journal of Media Literacy Education. Vol. 7(2), pp. 50-68. Sternin, I.A. (2013). Media literacy in the structure of literacy of modern man. Bulletin of VSU. Series: Philology. Journalism. Vol. 2. pp. 209-211.

Stolbova, Y.E. (2013). Features of work with media text in the school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 1, pp. 99-102.

Talalaeva, E.M. (2009). Amateur school periodicals as a factor development of media competence young Russians.

Scientific Bulletins of Belgorod State University. Series: The humanities. Vol. 14-1 (69), pp. 82-86. The Journal of Media Literacy Education (2017). http://digitalcommons.uri.edu/jmle/aimsandscope.html Zhilavskaya, I.V. (2007). Influence of mass media on youth. Sociological study. Media education: from theory to practice. Tomsk, p. 270.

Zhizhina, M.V. (2008). Psychological study of media culture: problems and prospects. Proceedings of the Saratov

University. New series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. № 2. Vol. 8, pp. 81-85.

Zimnyaya, I.A. (2000). Pedagogical psychology. Moscow, 384 p. http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm#$p1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.