Научная статья на тему 'Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности'

Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ / МОЛОДЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлушкина Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты анкетирования молодых журналистов, которое автор проводил в течение пяти лет. Цель исследования выявление динамики изменений медиапредпочтений и профессиональных идеалов респондентов в условиях развития цифровой среды, интенсификации информационных процессов и повышения медиаграмотности. Автор приходит к выводу, что у начинающих журналистов усиливается степень критического отношения к окружающему миру, происходит разочарование в существующих идеалах, повышается недоверие к институтам гражданского общества и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности»

УДК 070; 37

H.A. Павлушкина

Санкт-Петербургский государственныйуниверситет, Санкт-Петербург

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ МОЛОДЫХ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ

В статье представлены результаты анкетирования молодых журналистов, которое автор проводил в течение пяти лет. Цель исследования - выявление динамики изменений медиапред-почтений и профессиональных идеалов респондентов в условиях развития цифровой среды, интенсификации информационных процессов и повышения медиаграмотности. Автор приходит к выводу, что у начинающих журналистов усиливается степень критического отношения к окружающему миру, происходит разочарование в существующих идеалах, повышается недоверие к институтам гражданского общества и власти.

Ключевые слова: медиаграмотность, динамика изменений, профессиональные идеалы, молодые журналисты.

Увеличение количества каналов распространения информации и объемов информации, степень проникновения Интернета в российские регионы, совершенствование информационных, мобильных технологий и компьютерной техники, доступность информации как таковой широким слоям населения - все эти процессы оказали большое влияние на особенности современного медиапотребления, на трансформацию форм медиакоммуникации.

Произошло смещение профессиональных координат в журналистике, в какой-то степени изменился и состав самого профессионального сообщества. Кроме того, в последние три года ме-диаэксперты в рамках различных дискуссионных площадок интенсивно обсуждают будущее ме-диаобразования и профориентации, а также вопрос о том, чему учить современных журналистов

[11; 7].

Стоит отметить, что дети, как младшего, так и старшего возраста, а также представители молодежи быстрее, чем другие социально-демографические группы и сегменты общества, реагируют на новые цифровые условия и адаптируются к ним. Новые медиа ежедневно присутствуют в жизни молодого поколения, оказывая воздействие на формирование и корректировку его представлений о мире, ценностей и интересов, отношения к происходящим вокруг событиям, генерирование так называемого «критического мышления», развивают его нравственно и эстетически. В этой связи особую актуальность получает исследование динамики изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности.

Повышение уровня медиаграмотности - одно из направлений работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. По данным Министерства на 28 января 2016 года, уровень медиаграмотности в стране составил 74%, что почти втрое превышает целевой показатель на 2015 год в 25 % [1]. О развитии медиаграмотности среди молодежи свидетельствуют и данные анкетирования, которое автор статьи проводил в течение пяти лет среди школьников, абитуриентов вузов, студентов первого курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ (более 150 участников опроса, анкета включала вопросы о медиапредпочтениях реципиентов, на знание качественных, массовых, желтых СМИ, интернет-источников, известных журналистов, современных писателей, а также о последних прочитанных видах литературы и темах, которые бы хотел освещать участник анкетирования, и проч.). Результаты исследования показывают динамику изменений интересов с условно «моды и путешествий» на «события в стране и мире, политику и социальную сферу», а также характеризуют интенсивность потребления информации: реципиенты 2016 года показывают большую «погруженность» в медиум, нежели участники исследования в2012 году.

Помимо этого, личность в журналистике, как и в любой другой деятельности, играет ключевую роль. Люди, добившиеся положительных результатов на этом поприще, становятся для молодого поколения гуру, мерилом профессионального успеха. Им подражают, копируют их мо-

дель поведения, заимствуют творческие наработки и приемы. Именно поэтому важно определить круг журналистов, которые выступают для школьников и студентов в качестве профессиональных идеалов и определяют характер их (начинающих журналистов) становления как будущих медиакоммуникаторов.

Анализ научной литературы по теме исследования. Проблема информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе находится в центре внимания международного сообщества. Международные организации ЮНЕСКО и ИФЛА еще в 2002 году инициировали работу по развитию медиаграмотности и информационной грамотности. В рамках проектов этих организаций были проведены научные исследования особенностей медиаграмотности в России и за рубежом. Соотношение понятий медиаобразования и медиаграмотности, основные цели, модели и пути их внедрения, перечь стран-лидеров, где на сегодняшний день медиаобразование находится на наиболее высоком уровне развития - все эти аспекты отражены в многочисленных трудах

A. В. Федорова, который является форвардом среди исследователей этой темы [19; 24; 20; 25; 18; 23; 21; 22; 26]. Проблемами медиаобразования в России занимается и Т. В. Молчанова [12], проблема информационной подготовки в России - предмет исследований Н. И. Гендиной [2]; [3]. Структурные компоненты медиаграмотности отражены в работах И. А. Стернина [15] и Я. Е. Столбовой [16]. Особенности медиаграмотности в школе и вузах представлены в исследованиях А. П. Коро-ченского [8], А. А. Немирич [14], М. В. Жижиной [5], Т. М. Гончаровой [4], Е. М. Талалаевой [17],

B. А. Кравчук [9] и др. Специфике воздействия СМИ на молодежь посвящены работы В. О. Нафталиевой [13], И. В. Жилавской [6]. Анализ научных положений по вопросу медиаобразования позволил прийти к выводу, что именно подростки и молодежь оказываются включенными в новую реальность, которую им приходится осваивать спонтанно, без целенаправленной помощи наставников, роль которых играют медиа. Различные средства коммуникации становятся, как пишут многие авторы, естественной средой обитания, имеют большое значение в социализации личности и в повышении медиаграмотности. Кроме того, многие исследователи отмечают парадоксальную ситуацию, которая заключается в отчуждении российских медиа от молодежной аудитории при происходящей в то же время интенсивной информационной атаке традиционных и новых медиа. В этом состоит глубинный конфликт, требующий серьезного осмысления.

Профессиональные идеалы в различных аспектах рассматриваются в серии научных работ С. Л. Фроловой. Ученый особо подчеркивает роль идеалов в выборе профессии: «Ведомый идеалом ребенок сначала интуитивно, а затем сознательно овладевает необходимыми знаниями и способами деятельности. Став школьником, с интересом учится, ясно представляет цели обучения, осознанно выбирает профессиональное образовательное заведение и успешно осваивает профессию, становясь не просто компетентным специалистом и мастером профессии, но и творцом самой профессии» [27]. Понятие профессиональных идеалов в медиалогии отчасти тождественно понятиям ценностей журналистов, профессиональной культуры, профессиональной модели, профессиональных компетенций журналиста и т. д. Таким образом, обозначенные дефиниции так или иначе раскрываются во множестве научных трудов, посвященных специфике работы журналиста.

Цель исследования - определить особенности трансформации профессиональных идеалов начинающих журналистов в условиях развития цифровой среды и интенсификации информационных процессов. Задачи: выяснить медиапредпочтения респондентов и их профессиональные идеалы.

Объектом исследования стали ученики 10 и 11 классов профильного журналистского класса школы № 309 г. Санкт-Петербурга, абитуриенты и студенты первого курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ в возрасте от 15 до 20 лет (150 человек). Выбор объекта исследования обусловлен тем, что представленные респонденты, с одной стороны, более погружены в информационные потоки как профессионально ориентированные на журналистику представители молодежи, соответственно, больше подвержены их влиянию. С другой стороны, они активнее реагируют на процессы, способствующие повышению медиаграмотности. Объект исследования интересен и тем, что именно юные журналисты будут определять ход развития ме-диасферы в будущем. Для ограничения рамок исследования мы анализируем профессиональные идеалы студенческой аудитории только первого курса. На первом курсе обучения в университете еще не так велик разрыв от школьной аудитории старших классов. Студенты 2-4 курсов уже об-

ладают достаточной базой профессиональных знаний (студенты выбирают специализацию), что нарушает чистоту эксперимента.

Предметом исследования выступают профессиональные идеалы и медиапредпочтения молодого поколения, особенности их трансформации. Хронологические рамки исследования включают период с 2011-го по 2016-й гг. и мотивированы возможностью проследить трансформации, происходящие в профессиональных установках молодого поколения за пятилетний период.

В качестве основного метода исследования был выбран метод анкетирования. Анкета включала следующие вопросы: какие СМИ знают и читают, какие СМИ считают качественными и желтыми, кого из известных журналистов могут назвать, кого из них считают авторитетными, какие книги читают, какими интернет-изданиями пользуются, о чем хотят писать ит.д.

Помимо этого, испытуемым было предложено выполнить несколько творческих заданий, например, нарисовать «Герб журналиста», поместив на него главные составляющие профессии, написать эссе «Почему я выбираю журналистику?», зарисовку о нелюбимом и любимом журналисте, в которой необходимо было аргументировать свой выбор конкретной персоны и назвать причины выбора. Стоит оговорить, что на составление списка антиидеалов мы пошли не из желания как-то оскорбить коллег, но из-за стремления очертить круг профессиональных ориентиров молодых журналистов.

Представим предварительные результаты исследования на основе сравнительного анализа данных 2011-2012 и 2016 годов, который отражает в определенной степени особенности трансформации профессиональных идеалов начинающих журналистов. В 2011-2012 годах участники опроса в качестве профессионалов, на которых бы хотелось ориентироваться, отмечали (по убыванию количества упоминаний) Ю. Роста, В. Соловьёва, А. Троицкого, Д. Нагиева, Ю. Латынину, М. Фрейман, В. Уткина, С. Довлатова, М. Максимовскую (лидерами списка стали журналисты, которых указали более пяти из 50 респондентов). Список антиидеалов возглавили Д. Губерни-ев, А. Малахов, Д. Быков, О. Кушанашвили, К. Собчак, А. Троицкий. Кроме того, назывались Е. Андреева, Ю. Латынина, Д. Борисова, Б. Рынска, Д. Дибров, В. Соловьёв, С. Кургинян, Л. Парфенов. Нередко к журналистскому сообществу школьники, абитуриенты и студенты относят шоуменов (Д. Нагиев, И. Ургант и др.), что говорит об ошибочности представлений о профессии: не каждое медийное лицо занимается журналистикой. Однако только одно лишь появление человека на экране автоматически относит его к журналистам в сознании испытуемых. Это приводит к тому, что при более глубоком знакомстве с профессией и овладении журналистских навыков молодые журналисты начинают разочаровываться в будущей специальности, которая никакие соотносится с их прежними идеалами. В данных 2011-2012 годов можно наблюдать, как одни и те же журналисты оказываются и в списке идеалов, и среди тех, на кого не хотят быть похожими (А. Троицкий, В. Соловьев).

Как респонденты объясняют свои антипатии? Например, А. Троицкого обвиняют в том, что «большинство его статей наполнены не столько адекватной критикой, сколько поливанием грязью всех неугодных ему групп и направлений» [10]. В адрес К. Набутова звучит следующее критическое замечание: «Некорректное поведение этого человека на публике, необоснованно резкие слова, сказанные в адрес оппонента, вызывают, как правило, не просто непонимание, но и глубокое отторжение телезрителей» [10]. Попадают под раздачу и Б. Берман с И. Жандаревым: «Как можно так общаться со знаменитыми гостями, которые приходят к ним на передачу? А ведь ее показывают на самом популярном канале России. Постоянно перебивают, пытаются подколоть друзей, а иногда и самого гостя, вспоминают и выносят на всеобщее обозрение такие факты из его жизни, что и гостю, и даже зрителям становится неприятно» [10]. Среди причин нелюбви к журналистам участники опроса выделяли неприемлемые для них качества:

— использование своего мастерства с одной всепоглощающей целью - получение пресловутой финансовой прибыли;

— продажность журналистов, которые делятся на два лагеря: лагерь «охотников» и лагерь «жертв»;

— невнимательность, безразличие, поверхностность, «несмотрибельность» в кадре;

— просто «льет воду», никакой информативности и насыщенности в его тексте нет;

— с дефектами речи;

— цинизм, эгоизм, лицемерие.

Рассмотрим промежуточные данные. Результаты анкетирования 50 человек в 2013 году показывают, что список журналистов, выступающих в качестве идеалов для школьников и студентов, значительно расширился - всего названо 45 фамилий. Лидирует Л. Парфенов (10 упоминаний), Д. Киселев (8), В. Познер (7), В. Соловьев и А. Гордон (по 6), И. Зейналова, П. Толстой, М. Ахме-дова, В. Листьев, К. Собчак (по 5), О. Кашин, Ю. Рост, Д. Губин (по 4).

Профессиональные ориентиры участников исследования в 2016 году наглядно представлены с помощью облака слов на рисунке 1. Облако позволяет визуализировать данные и сделать акцент на популярности упоминаний фамилии того или иного журналиста. В зависимости от частоты упоминаемости увеличивается кегль слов. Рисунок показывает, что лидерами являются В. Познер, В. Соловьев, Л. Парфенов, Д. Киселев, А. Малахов.

дай** и нилчЮБ 4-_ш

1 к зияю лгоифнй си<тъ

1 ■ Бладитир соловьои

ПОЗНСР

Рис. 1. Профессиональные идеалы школьников и студентов. 2016 год.

Своеобразныйхейт-списокв 2016 году возглавляютК. Собчак, А. Гордон,А. Невзоров (максимальное количество упоминаний). Кроме того, в него вошли: О. Романовская («Ревизорро»), П. Толстой, А.СмирноваиТ.Толстая,Е.Летучая(«Ревизорро»),И.Охлобыстин,А.Габрелянов,А.Шейнин,О.Ку-шанашвили, Б. Корчевников, С. Пархоменко, А. Мамонтов, Д. Киселев, А. Проханов, В. Шендерович, Л. Рябцева.

Кроме персоналий, участникам исследования было предложено назвать СМИ, которые они считают качественными с профессиональной точки зрения. Далее - необходимо было указать, какие из этих медиа респонденты используют в качестве источника информации, то есть, что смотрят и читают.

В 2011-2013 годах было зафиксировано 29 наименований СМИ. В топ-10 входят: «Русский репортер» (15 упоминаний), «Коммерсант» (13), «Российская газета» (8), Esquaire (8), New York Times (7), «Санкт-Петербургские ведомости» (5), Times (5), «Известия» (5), Financial Times (3), «Ведомости» (3). Из перечисленных изданий школьники и студенты отметили всего 25 СМИ, которые используются ими в качестве источника. Наиболее популярными являются «Русский репортер» (14 упоминаний), «Метро» (5), «Санкт-Петербургские ведомости» (4), Esquaire (3).

Данные 2016 года представлены в облаке слов на рисунке 2:

Иои.ш rf.tp-тл Ведомости

РОССИЙСКАЯ Г Л 3-е Td Yc|£ul- Известия

Комсомольская правда

Аргументы и факты

РуСОсий репортер

Тп» Timci

Рис. 2. Какие СМИ я считаю качественными? 2016 год.

Наиболее часто упоминается «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Русский репортер» (несколько потерял свои позиции в сравнении с результатом предыдущего исследования), «Известия».

Информация о том, что из качественной прессы читают опрошенные, представлена в облаке слов на рисунке 3:

V if Коммерингг

■áwi F BÏUfiriH

■ S 1-pJ J rpnMl rf.-' tf-riil

■ ■■■ ■!■

Огонек Русский репортер

не читаю

КОМОДД&ЛЬСКДМ í Ipi 1Л 3 : и л ¿ г ч1 м -I

fc— -IVvilH!. L.T.J ГЙЭЙТЗ

Аргументы и факты

Рис. 3. Что я читаю из качественной прессы? 2016 год.

Самым популярным ответом на поставленный вопрос в 2016 году является «Ничего не читаю». Далее - «Аргументы и факты», «Огонек», «Русский репортер», «Дилетант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Коммерсантъ», Vogue и т. д. Скудный перечень изданий отчасти объясняется тем, что участники опроса больше пользуются интернет-источниками (рисунок 4):

PROneaTj

Horvard Business Re vie w

Среда Комме^сЗнтъ'и^^Ту! д

^сский penaprepaRíj y\f\ /мная Россия

РБК Эхо Москвы К^ос™ I

Первый канал The ViHaqe Такие дела

Forbes

Не

)жч на caí/

Ев

The Questions

ФУРФУЕ

i horoesj

I vi С U U

Esquire

Рис. 4. Какими интернет-СМИ я пользуюсь? 2016 год.

Анкетирование в предыдущие годы также включало в себя пункт, касающийся интернет-СМИ, однако в большинстве своем респонденты в качестве источника информации отмечали социальные сети.

Наконец, яркой характеристикой идеалов в профессии является и перечень тем, которым хотели бы посвятить свою работу начинающие журналисты. В 2011-2013 годах среди основных направлений значились: путешествия, социальные проблемы, люди, культура, мода, спорт, кино, общество, музыка, искусство. Данные 2016 года представлены в облаке слов на рисунке 5:

_ Искусство

- — I. Я>* MBMfh w м, _ > «г

События мирового __

...... ' 1

Политика ПуТСИДОСИШН

Рис. 5. О чем хочу писать и снимать? 2016 год.

По-прежнему приоритетными остаются темы культуры и искусства, путешествий, однако появляются политика, события мирового масштаба, криминал, наука и др. Исчезла такая тема, как «люди». Это соотносится с дискуссионным вопросом последних лет о том, для кого и о ком пишут современные журналисты. К сожалению, обычный человек со своими проблемами перестает быть объектом внимания медиа, а на авансцену выходят новые герои (фрики, маргиналы, представители шоу-бизнеса, чиновники ит.д.).

Предварительные результаты анкетирования говорят о том, что наблюдается, пусть и небольшая, динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов. Поменялся качественный состав изданий и журналистов, которые для ребят являются знаком качества и на которых они хотели бы ориентироваться. Имена Парфенова, Познера, Соловьева становятся своеобразными шаблонами. При более детальном разговоре об этих журналистах выясняется, что школьники и студенты часто имеют слабое представление об их творчестве и профессиональной деятельности. В частности, Л. Парфенов вспоминается в связи с программой «Намедни», которая уже много лет не выходит в эфир. Современные документальные фильмы автора респонденты не видели. Кроме того, сравнительный анализ данных 2011-2013-го и 2016-го годов показывает, что часть журналистов, которые к 2016 году выпали из информационного поля и меньше появляются на экране, уже не знакомы ребятам (например, М. Максимовская). Среди журналистов, которые респонденты относят к профессиональным идеалам, доминируют телевизионщики. Другими словами, именно попадание на экран означает для молодых журналистов пусть к успеху. В то же время среди качественных медиа и среди источников информации не было названо ни одно телевизионное СМИ.

Можно отметить следующую парадоксальную ситуацию: начинающие журналисты примерно представляют себе, какие СМИ считаются качественными, соглашаются, что надо стремится к образцам их работы, но при этом сами не читают эти издания. Здесь, вероятно, особое влияние оказывает развитие цифровой среды, так как в 2016 году молодые люди стали больше пользоваться интернет-источниками. Как мы видим, модно среди них читать «Медузу». Произошла определенная трансформация интересов, которые условно переместились с «моды и путешествий» на «события в стране и мире, политику и социальную сферу». В то же время можно наблюдать, как в 2015-2016 годах выросла гражданская активность молодых журналистов. Об этом говорят их размышления в эссе «Почему я выбираю журналистику?», в которых все чаще звучат мысли о том, что «мы пришли в профессию, чтобы менять мир вокруг нас и помогать людям» [10]. Определенное влияние на это, на наш взгляд, оказала нестабильность политической обстановки в стране и мире, кризисные процессы. Наши наблюдения говорят о том, что происходит постепенное развитие критического мышления и усиление степени критического отношения к окружающему миру, повышается недоверие к институтам гражданского общества и власти, разочарование в существующих идеалах, трансформация ценностных ориентаций современного молодого поколения: переориентация жизненных ценностей с личных интересов и отношений в сторону работы и общественной деятельности, снижение значения красоты, здоровья, любви, азарта, развлечения и отдыха как ценностей, акцент на ценность развития мастерства и образования, карьеры, власти, статуса, личностного роста, сохранение доминирования материальных ценностей над духовными.

Исследование динамики изменений профессиональных идеалов открывает перспективу дальнейших исследований, например, изучения ценностей молодого поколения и природы, механизмов их трансформации в условиях повышения медиаграмотности.

Список литературы

1. В России зафиксирован высокий уровень медиаграмотности [Электронный ресурс] // Мин-комсвязь России. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/.

2. Гендина, Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России [Текст] / Н. И. Гендина // Информационное общество. -2013.-№4,- С. 77-83.

3. Гендина, И. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования культуры личности и продвижения идей информационной и медиагра-мотности [Текст] / Н. И. Гендина. - Саарбрюкен, 2012.

4. Гончарова, Т. М. Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза [Текст] / Т. М. Гончарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011.-№6.-С. 43-50.

5. Жижина, М. В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы [Текст] / М. В. Жижина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2008. -№2,- Том 8. - С. 81-85.

6. Жилавская, И. В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование [Текст] / И.

B. Жилавская // Медиаобразование: от теории к практике. - Томск, 2007.

7. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 [Электронный ресурс] / Под ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург, 2016. - URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/New-Media-2016.pdf.

8. Короченский, А. П. Медиакритика и медиаобразование [Текст] / А. П. Короченский II Высшее образование в России. - 2004. -№8,- С. 40-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кравчук, В. А. Медиаобразование студентов творческих вузов на материале специализированных СМИ об искусстве [Текст] / В. А. Кравчук II Народное образование. Педагогика. - 2012. -№2.-С.28-32.

10. Личный архив автора [Текст]. - СПб., 2016.

11. Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапро-фессионалов? [Текст] II Сборник статей и материалов к научно-практической конференции «Новые медиа в гуманитарном образовании» / Под ред. М. С. Корнева. - М., 2016.

12. Молчанова, Т. В. К сущности понятия «медиаобразования» [Текст] / Т. В. Молчанова II Magister Dixit. -2011.-№5,- С. 77-80.

13. Нафталиева, В. О. Влияние современных СМИ на молодежь [Текст] / В. О. Нафталиева II Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011,-№2.-С. 182-192.

14. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Немирич II Народное образование. Педагогика. - 2011. - № 2. -

C. 47-55.

15. Стернин, И. А. Медиаграмотность в структуре грамотности современного человека [Текст] / И. А. Стернин II Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2013. - № 2. -С. 209-211.

16. Столбова, Я. Е. Особенности работы с медиатекстом в школе [Текст] / Я. Е. Столбова II Ярославский педагогический вестник. - 2013. -№ 1.-С. 99-102.

17. Талалаева, Е. М. Самодеятельная школьная периодика как фактор развития медиакомпе-тентности юных россиян [Текст] / Е. М. Талалаева II Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 14-1 (69). Том 4. - С. 82-86.

18. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров. - М., 2009.

19. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог, 2004.

20. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура [Текст] / А. В. Федоров II Высшее образование в России. - 2005. -№6,- С. 134-138.

21. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания [Текст] / А. В. Федоров. - М., 2013.

22. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот? [Текст] / А. В. Федоров II Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. -№4,- С. 73-80.

23. Федоров, А. В. Мифологическая основа современной поп-культуры и ее анализ на занятиях в школьной аудитории [Текст] / А. В. Федоров II Вестник практической психологии образова-ния.-2012.-№ 1.

24. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог, 2004.

25. Федоров, А. В. Развитие медиакомиетентиости и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М., 2007.

26. Федоров, А. В. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов: монография [Текст] / А. В. Федоров; Под общ. ред. А. А. Левицкой. - Р/нД, 2016.

27. Фролова, С. Л. Роль профессионального идеала в выборе профессии [Электронный ресурс] / С. Л. Фролова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. - № 4. - Часть I. - Новосибирск : СибАК, 2011. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/iv/35788.

DYNAMIC CHANGE OF PROFESSIONAL IDEALS YOUNG JOURNALISTS IN CONDITIONS OF INCREASED MEDIA LITERACY

PavlushkinaN. A., St. PetersburgState University, St. Petersburg,pavlushkina.n@yandex.ru

The article presents the results of the survey of young journalists. The author conducted a survey infive years. The objective of the study is to identify the dynamics of changes in the media preferences and professional ideals of the respondents, 'while there is a development of digital media, intensification of information processes and increasing media literacy. The author concludes that increases level of critical attitude to the world by young journalists, increases distrust to institutions of civil society and government, there is disappointment in the existing ideals.

Keywords: media literacy, the dynamics of change, professional ideals, the youngjournalists.

References

1. V Rossii zafiksirovan vysokiy uroven' mediagramotnosti (2016) [= In Russia recorded a high level of media literacy], in: Minkomsvyaz 'Rossii [=Russian Ministry of Communications], available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/, accessed 15.11.2016. (InRuss.).

2. Gendina, N. I. (2013) Informatsionnaya kul'tura i mediagramotnost' v Rossii [= Information Culture and Media Literacy in Russia], in: Informatsionnoye obshchestvo [=The Information Society], no. 4, pp. 77-83. (InRuss.).

3. Gendina, N. I. (2012)Informatsionnayapodgotovka i mediaobrazovaniye vRossii i stranakh SNG. Problemy formirovaniya kul 'tury lichnosti i prodvizheniya idey informatsionnoy i mediagramotnosti ^Information and training of media education in Russia and the CIS. Problems of formation of cultural identity and promote the ideas of information and media literacy], Saarbrücken. (In Russ.).

4. Goncharova, Т. M. (2011) Pedagogicheskiye printsipy formirovaniye mediakompetentsii studentov vuza [= Pedagogical principles of the formation of the media competence of students of high school], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [=Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University], no. 6, pp. 43-50. (In Russ.).

5. Zhizhina, M. V. (2008) Psikhologicheskoye issledovaniye mediakul'tury: problemy i perspektivy [=The psychological study of media culture: problems and prospects], in: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. SeriyaFHosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [=Proceedings of the University of Saratov. New episode. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], no. 2, vol. 8, pp. 81-85. (In Russ.).

6. Zhilavskaya, I. V. (2007) Vliyaniye SMI na molodezh'. Sotsiologicheskoye issledovaniye [=Influence of the media on young people. Case Study], in: Mediaobrazovaniye: ot teorii к praktike [=Media Education: from theory to practice], Tomsk. (In Russ.).

7. Как novyye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 (2016) [=As new media have changed journalism. 2012-2016], available at: http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/ uploads/2016/06/New-Media-2016.pdf, accessed 15.11.2016. (InRuss.).

8. Korochenskiy, A. P. (2008), Mediakritika i mediaobrazovaniye [=Media criticism and media education], in: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [=Higher education in Russia], no. 8, pp. 40-46. (In Russ).

9. Kravchuk, V. A. (2012) Mediaobrazovaniye studentov tvorcheskikh vuzov na materiale spetsializirovannykh SMI ob iskusstve [=Media education art students on the material of the specialized

media about art], in: Narodnoye obrazovaniye. Pedagogika [=Education. Pedagogy], no. 2, pp. 28-32. (In Russ.).

10. Personal archive ofthe author (2016). St. Petersburg. (In Russ.).

11.Kornev, M. S. (2016) Mediaobrazovaniye i proforiyentatsiya: chemu uchit' sovremennykh zhurnalistov i mediaprofessionalov? [=Media education and career guidance: what should be taught today'sjournalists and media practitioners?], Moscow. (In Russ.).

12. Molchanova, Т. V. (2011) К sushchnosti ponyatiya «mediaobrazovaniya» [=By the essence the concept of «media education»], in -.Magister Dixit, no. 5, pp. 77-80. (In Russ.).

13. Naftaliyeva, V. O. (2011) Vliyaniye sovremennykh SMI na molodezh' [=The impact of modern media on youth], in: Filosofskiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva [=Philosophical Problems of information technologies and cyberspace], no. 2, pp. 182-192. (In Russ.).

14. Nemirich, A. A. (2011) Mediagramotnost' как rezul'tat mediaobrazovaniya detey doshkol'nogo vozrasta [=Media literacy as a result of media education of children of preschool age], in: Narodnoye obrazovaniye. Pedagogika [= Education. Pedagogy], no. 2. pp. 47-55. (In Russ.).

15. Sternin, I. A. (2013) Mediagramotnost'v strukture gramotnosti sovremennogo cheloveka [=Media literacy in the structure of modern man literacy], in: Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism], no. 2, pp. 209-211. (In Russ.).

16. Stolbova, J. E. (2013) Osobennosti raboty s mediatekstom v shkole [=Working with media texts in school], in: Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik [=Yaroslavl Pedagogical Gazette], no. 1, pp. 99-102. (In Russ.).

17. Talalayeva, E. M. (2009) Samodeyatel'nayashkol'nayaperiodikakakfhktorrazvitiyamediakompetentnosti yunykh rossiyan [=Amateur periodicals school as a factor in the development of media competence of young Russians], in: Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [=Scientific statements Belgorod State University. Series: Humanities], no. 14-1 (69), vol. 4. pp. 82-86. (In Russ.).

18. Fedorov, A. V. (2009) Mediaobrazovaniye: vchera i segodnya [=Media education: yesterday and today], Moscow. (In Russ.).

19. Fedorov, A. V. (2004) Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' [=Media Education and Media Literacy], Taganrog. (In Russ.).

20. Fedorov, A. V. (2005) Mediaobrazovaniye, mediagramotnost', mediakritika i mediakul'tura [=Media education, media literacy, media criticism and media culture], in: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [=Higher education in Russia], no. 6, pp. 134-138. (In Russ.).

21. Fedorov, A. V. (2013) Mediaobrazovaniye i mediakompetentnost': ankety, testy, kontrol'nyye zadaniya [=Media Education and Media Competence: questionnaires, tests, control tasks], Moscow. (In Russ.).

22. Fedorov,A.V.(2015),Mediaobiazovaniyeimediakritika:novyypovoiot?[=Mediaeducationandmediacriticism: anew tum?], in: Distantsionnoye i virtual 'noye obucheniye [=Distance and virtual learning], no. 4. pp. 73-80. (In Russ.).

23. Fedorov, A. V. (2012) Mifologicheskaya osnova sovremennoy pop-kul'tury i yeye analiz na zanyatiyakh v shkol'noy auditoria [=The mythological basis of modern pop culture and its analysis classes at school audience], in: Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [=Vestnik practical educational psychology], no.l. (In Russ.).

24. Fedorov, A. V. (2004) Prava rebenka i problema nasiliya na rossiyskom ekrane [=Rights of the child and the issue of violence in the Russian screen], Taganrog. (In Russ.).

25. Fedorov, A. V. (2007) Razvitiye mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [=Development of the Media Competence and Critical Thinking of Pedagogical University's Students], Moscow, 616 p. (In Russ.).

26. Fedorov, A. V. (2016) Sintez mediaobrazovaniya i mediakritiki vprotsessepodgotovki budushchikh pedagogov: monografiya [=Synthesis of media education and media criticism in the process of preparing future teachers: monograph], Rostov-on-Don. (In Russ.).

27. Frolova, S. L. (2011) Rol' professional'nogo ideala v vybore professii [=The role ofthe professional ideal in choosing a profession], in: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [=Person, family and society: questions of pedagogy and psychology], no. 4, part I, Novosibirsk, available at: https://sibac.info/conf/pedagog/iv/35788, accessed 20.10.2016. (In Russ.).

Павлушкина Наталья Анатольевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры периодической печати, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

pavlushkina.n@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.