Научная статья на тему 'Высшая народная школа России: история возникновения и современное состояние'

Высшая народная школа России: история возникновения и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ (ВОСКРЕСНАЯ) ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДЕЛЬ ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ / PUBLIC (SUNDAY) SCHOOL / EDUCATIONAL PROGRAMS / MODEL OF THE HIGHER PUBLIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ольга Александровна

В статье раскрывается исторический аспект возникновения и развития народных школ в России. Анализируется деятельность современных высших народных школ. Выявляются особенности организации образовательного процесса и программ высших народных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Public High School: Origins and Current Status

The article considers the origins and development of Public Schools in Russia. The activity of modern Higher Public Schools is analyzed. Features of the organization of educational process and programs of the Higher Public Schools are revealed.

Текст научной работы на тему «Высшая народная школа России: история возникновения и современное состояние»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL POLICY AND EDUCATIONAL PROCESS

Серия «Политология. Религиоведение»

2010. № 2 (5). С. 34-39 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 371.044.5

Высшая народная школа России: история возникновения и современное состояние

О. А. Калашникова

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

В статье раскрывается исторический аспект возникновения и развития народных школ в России. Анализируется деятельность современных высших народных школ. Выявляются особенности организации образовательного процесса и программ высших народных школ.

Ключевые слова: народная (воскресная) школа, образовательные программы, модель высшей народной школы.

В какую бы эпоху не жил человек, какой бы политический строй не преобладал в государстве, ничто и никто не может запретить ему познавать что-то новое, искать себя, изучать окружающий мир, такой богатый и разнообразный. Возраст для этого процесса не имеет определяющего значения. Потребность в новых знаниях, новом опыте общения побуждает многих людей объединяться для того, чтобы заниматься общим интересным делом. И высшая народная школа как институциональная форма образования взрослых для этого подходит как нельзя лучше.

Прежде чем рассмотреть современное состояние развития высших народных школ (далее - ВНШ) в нашей стране, целесообразно представить краткий исторический обзор создания воскресных школ России, которые по форме являются первыми народными образовательными учреждениями.

Первые воскресные школы появились в России в середине XIX в. Как утверждает Т. Н. Лебединская, «еще в 1858 году вопрос о необходимости воскресных школ был поднят и обсужден на заседании Петербургской ремесленной управы. Это было актуально - занятия ремеслами требовали определенных знаний, грамотности» [2, с. 37]. В этом же году известный врач и педагог Николай Иванович Пирогов открыл в Киеве первую в России бесплатную школу для взрослых.

Интерес к народному образованию был достаточно высок. Во многих городах России практически одновременно открывались воскресные школы:

в Могилеве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Казани, Архангельске, Рязани и других. Преподаванием в школах занимались представители самых различных слоев общества: гимназисты, семинаристы, студенты, учителя, профессора, офицеры. За короткий период в России открылось более 300 воскресных школ [2]. Главными принципами обучения в народных школах были: бесплатное и доступное обучение для представителей любого сословия, независимо от социального статуса и бесплатность преподавательского труда. О результатах работы народных школ в прессе регулярно публиковались отчеты, что говорит о прозрачности информации для общественного контроля.

Период возникновения народных школ, в конце 50-х гг. XIX в., приходится на начало крестьянской реформы 1861 г. Это позволяет предположить, что повышение грамотности населения (прежде всего крестьянского сословия) побудило людей к выражению недовольства существующими государственными порядками. Поэтому далеко не все представители государственной власти поддержали идею создания школ для взрослых. Их пугало повышение грамотности, а, следовательно, возможности возникновения народных волнений. Повышенный интерес простого люда к образованию выражался даже в том, что прислуга отказывалась работать в воскресные дни. Особое беспокойство проявлял чиновник III жандармского отделения В. А. Долгоруков. Им и его коллегами были предприняты неоднократные попытки повлиять на реорганизацию народных школ вплоть до их закрытия. Император Александр II, опасаясь «брожения умов», одобрил вышеуказанные действия чиновников и дал «добро» на значительное ограничение деятельности воскресных школ: из преподаваемых дисциплин допускалось изучение закона Божьего, рисования и арифметики. «13 июля 1862 года вышло высочайшее повеление, коим требовалось:

1. Немедленно приступить к пересмотру правил об учреждении воскресных школ.

2. Впредь до преобразования означенных школ на новых основаниях закрыть все ныне существующие народные школы и читальни» [1, с. 38].

Таким образом, первый период создания народных школ продлился 4 года и завершился вмешательством государства, которое привело к полному закрытию воскресных школ, пользующихся популярностью у огромного количества людей.

В течение последующих 4 лет народные школы не функционировали на территории России. Лишь с 1866 г. очень осторожно они вновь стали открываться на базе духовных семинарий, кардинально отличаясь от школ первого периода и качеством обучения (его уровень значительно снизился), и минимальной длительностью (1 час) занятий.

В начале XX в. основное внимание в образовании взрослых уделялось повышению грамотности населения: открывались рабфаки, школы для крестьянской и рабочей молодежи. В последующие годы функции образования изменялись в зависимости от экономических, культурных, социальных факторов. При этом традиции народного просвещения, сложившиеся в XIX в., постепенно теряли свою силу. Середина XX в. была связана с развитием ве-

чернего и заочного профессионального образования. Лишь в 60-70-е гг. на базе общества «Знание» получили развитие народные университеты. Как известно, вторая половина XX в. для нашей страны ознаменована чередой кризисов, как в экономике, так и в культуре и образовании. Из-за материальных трудностей учреждения для образования взрослых к концу XX в. постепенно теряли своих слушателей и закрывались.

Однако, несмотря на кризисные явления в государстве, образование взрослых находило пути для восстановления и дальнейшего развития. Особенно возросла их роль в процессе социализации взрослого человека в быстро меняющемся современном мире. Как утверждает С. Г. Вершловский, «все формы организации обучения обладают социализирующими возможностями. Но их развивающий потенциал различен и определяется тем, в какой степени они приобщают взрослых к знаниям на добровольной основе, быстро реагируют на пожелания и изменения потребностей, позволяют проявить свободу и самостоятельность, обеспечивают духовную общность людей» [2, с. 21]. Действительно, прокладывая себе дорогу в новых социальных условиях, образование взрослых объединяет людей, укрепляя их духовные позиции и нравственные ориентиры. Эти особенности в полной мере проявились на современном этапе развития народных школ в России.

Очередной этап возрождения народных школ относится к концу XX в. 19 мая 1998 г. в г. Санкт-Петербурге открылась первая современная школа для пожилых людей. Безусловно, высшая народная школа наших дней отличается от существовавших ранее. Большинство слушателей имеют высшее образование, занятия проводятся в будние дни.

Деятельность школы строится на основе Положения о ВНШ, в котором раскрываются цели, задачи, организационная структура, права и обязанности слушателей. Для работы в школе были созданы: научно-методический совет (в него входят профессура, создатели теоретической базы школы), попечительский совет (учредители ВНШ), совет самоуправления (сами слушатели), который занимается непосредственно внутренней жизнью школы, ее содержанием и динамикой [3].

Опыт высшей народной школы Санкт-Петербурга постепенно распространяется в другие города России: Владивосток, Барнаул, Казань, Кострома, Астрахань, Ижевск, Оренбург, Боровичи (Новгородская область), Иркутск и др.

Практически все ВНШ существуют на базе школ или вузов. И это неслучайно. Ведь именно образовательные учреждения концентрируют в содержании своей деятельности научные, общественные и культурные ценности, создают оптимальные условия для организации учебного процесса.

Рассмотрим более подробно модели ВНШ, действующие в некоторых городах России, и проанализируем сходства и различия в деятельности этих школ.

Первой сетевой образовательной структурой (т. е. объединяющей разные учреждения города, работающие по общей согласованной программе), реализующей программы неформального образования взрослых, стала ВНШ в г. Боровичи Новгородской области. Основная цель функционирования школы заключается в удовлетворении образовательных, культурных, соци-

альных потребностей взрослого человека. Направления деятельности ВНШ в г. Боровичи разнообразны: клубы семейного досуга, помощь людям с ограниченными возможностями [4].

Высшая народная школа Алтая для взрослых была открыта 13 января 2006 г. на базе Алтайского государственного университета. В настоящее время число ее слушателей составляет более 200 человек. Цели деятельности данной школы схожи по своей сути с целями ВНШ г. Боровичи: удовлетворение образовательных потребностей слушателей, сохранение традиций родного края, создание условий для профессионального и культурного роста.

Примечательно то, что идея развития неформального образования нашла поддержку и на селе (Михайловский филиал Алтайской ВНШ). Основные направления деятельности включают просветительские программы («Тайны художественной культуры») и досуговые (Клуб любителей песни «Гармония», Клуб интересных встреч, психологический тренинг «Мы счастливы!» и др.).

Уникальная модель ВНШ - это школа, созданная в 1999 г. на базе Дальневосточного государственного технического университета в г. Владивостоке (далее - ВНШ ДВГТУ). Сегодня ВНШ ДВГТУ - это самостоятельное структурное подразделение вуза, что говорит о серьезности, глубоком содержании и высоком качестве образовательной деятельности. Слушатели высшей народной школы являются полноценными студентами вуза, получая при поступлении студенческие билеты. Соответственно занятия проводятся в рамках обязательной программы. Студенты ВНШ не только посещают лекции и семинары, но и выезжают на занятия в музеи, театры, досуговые центры. Регулярно осуществляются загородные и зарубежные путешествия. По окончании ВНШ слушателям присваивается степень бакалавра и магистра ВНШ ДВГТУ.

В Восточной Сибири первая высшая народная школа была открыта в 2009 г. на базе Иркутского государственного педагогического университета (сегодня - Восточно-Сибирской государственной академии образования). Образовательные программы разнообразны по своему содержанию: курсы повышения компьютерной грамотности, изучение английского языка, тренинги и лекции по психологии общения, регулярное посещение театров и обсуждение спектаклей с известными иркутскими театральными критиками и т. д. Хочется отметить, что объединяет образовательные программы всех перечисленных высших народных школ наличие мощного гуманитарного компонента: изучение различных видов искусств, истории, психологии, философии. Для многих слушателей это возможность восполнения «гуманитарного голода». «Приехав в Иркутск из глубинки, я хотела поступить на преподавателя немецкого языка. Но поступила на техническую специальность. И мне всегда очень не хватало знаний в гуманитарной области», - делится своими впечатлениями слушательница ВНШ Иркутска Вера Леонидовна (61 год), - «Здесь интересно тем, что я беру информацию, знакомлюсь с людьми, сама привлекаю лекторов...». ВНШ по своей сути живая модель, которая постоянно развивается, модернизируется, наполняется новым содержанием. Слушатели самостоятельно могут организовывать и проводить лекции, опираясь на собственный опыт и знания в какой-либо области. Занятия в высшей народной

школе расширяют возможности слушателей. «Я могла бы, конечно, пойти на отделение “искусствоведения”, получить второе высшее образование. Но потом его нигде не применишь в силу возраста. Да и материально это не подъемно. А ВНШ позволяет изучать то, что давно хотелось узнать, но не было возможности...», - рассказывает Елена Иннокентьевна - слушательница ВНШ Иркутска (56 лет).

Кроме того, очень актуальными являются для всех высших народных школ дисциплины и курсы, включающие компоненты гражданского образования: «Основы гражданского образования», «Права потребителей», «Основы правоведения», клуб «Полиглот», «Диалог общества и власти» и т. д. В период становления гражданского общества посещение подобных занятий, безусловно, положительно влияет на личностное развитие взрослого человека.

Таким образом, анализируя современное состояние ВНШ России, можно сказать, что базой для реализации образовательных программ являются общественные организации, государственные учреждения (школы, вузы). Кроме представленных в статье моделей ВНШ есть также опыт открытия школ на базе санаториев, центров дневного пребывания при социальной защите (в данное время развивается в г. Санкт-Петербурге). Этот опыт еще ждет своего осмысления. Все ВНШ объединяет доступность образования для слушателей, волонтерский труд преподавателей и высокое качество образовательного процесса.

За полуторавековую историю существования школ для взрослых накоплен самобытный, интересный опыт, который необходимо систематизировать и развивать сегодня. Высшие народные школы - это не просто центры получения новой информации и организации содержательного досуга. Это своего рода саморазвивающаяся система, где каждый слушатель (учащийся) может выступать в роли субъекта социальных, межличностных отношений, возникающих в рамках высшей народной школы.

1. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. -2003. - № 8. - С. 21.

2. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики : монография / под ред. Н. П. Литвиновой,

О. В. Гординой. - Иркутск ; СПб. : ВСГАО, 2009. - С. 37-39.

3. Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты / под ред. Р. Н. Авербуха, Н. П. Литвиновой, Т. В. Мух-лаевой. - Гатчина, 2004. - 169 с.

4. Литвинова Н. П. Иркутская история / Н. П. Литвинова, О. В. Гордина // Новые знания. - 2007. - № 4. - С. 38-42.

1. Vershlovskiy S. Adult education as a subject // Education. - 2003. - N 8. -P. 21.

2. Public High School in educational system of modem Russia: theory and practice : monograph / ed. by N. Litvinova, O. Gordina. - Irkutsk ; SPb. : ESSAE, 2009. - P. 37-39.

3. Integration processes in education: new horizons / ed. R. Averbukh, N. Litvinova, T. Muhlaevoy. - Gatchina, 2004. -169 p.

4. Litvinova N. Irkutsk Story / N. Litvinova, O. Gordina // New knowledge. - 2007. - N 4. - P. 38-42.

Russian Public High School: Origins and Current Status

O. A. Kalashnikova

East Siberian State Academy of Education

The article considers the origins and development of Public Schools in Russia. The activity of modern Higher Public Schools is analyzed. Features of the organization of educational process and programs of the Higher Public Schools are revealed.

Key words: Public (Sunday) School, educational programs, model of the Higher Public School.

Калашникова Ольга Александровна -

аспирант Восточно-Сибирской государственной академии образования, педагог-психолог Иркутского технологического колледжа, e-mail: [email protected]

Kalashnikova Olga Aleksandrovna - Postgraduate student of the East Siberian State Academy of Education, teacher-psychologist, the Irkutsk technological college, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.