Н. П. Литвинова
(Санкт-Петербург)
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ
В статье на основе выявленных в исследовании тенденций развития высших народных школ России и Украины определены основные перспективы развития их деятельности. В качестве основных технологий развития предложены укрепление социального партнерства и организация сетевого взаимодействия как между ВНШ, так и с близкими по целям и участникам университетами третьего возраста в России и за рубежом.
В Национальном докладе «Развитие и состояние дел в области образования взрослых», подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации и представленном на Всемирную конференцию ЮНЕСКО по образованию взрослых в декабре 2009 г. (г. Белен, Бразилия] в качестве примера положительного опыта и инновации в российском образовании взрослых описана деятельность высшей народной школы (ВНШ] Санкт-Петербурга и сети школ «Обучающийся регион».
Образование в Народной школе решает важную социальную функцию, помогая пожилому человеку ориентироваться в современной жизни, адекватно реагировать на происходящие в ней изменения - как в ближайшем окружении, так и в мире в целом. Работа ВНШ способствует смягчению социальной напряженности в обществе, созданию условий для общения и активного участия в жизни старшего поколения людей.
Модель, созданная на основе работы Высшей народной школы Санкт-Петербурга, получила распространение в ряде территорий России и стран СНГ, с которыми поддерживаются постоянные рабочие контакты [1, с. 43-47].
Отметим общие тенденции развития ВНШ:
- постепенное достижение все большего разнообразия удовлетворения образовательных и досуговых потребностей взрослого населения;
- движение в сторону увеличения межпо-коленных программ и обучения взрослых любого возраста;
- включение в неформальное образование все большего числа университетов;
- повышение квалификации педагогов и социальных работников как фактор развития образования взрослых;
- растущее общественное понимание важности обучения на протяжении всей жизни;
- тесная интеграции государственных образовательных учреждений, частных учебных заведений и общественного сектора.
Учитывая складывающиеся тенденции в работе этих школ, их потенциальные возможности и богатый мировой и отечественный опыт, рассматривая их деятельность как один из возможных способов обеспечения активного образа жизни взрослых людей, укрепления физического и психического здоровья старшего поколения наших граждан, мы видим необходимость дальнейшего развития ВНШ в следующих важнейших направлениях.
1. Расширение социального партнерства всех участников организации обучения и досуга.
С точки зрения административной, ВНШ могут быть самостоятельными, подразделениями общественных организаций или структурными единицами школ и вузов; с позиции содержания и форм работы - они могут сотрудничать с разными сетями - музеями, театрами, библиотеками, социально-досуговыми отделениями. Это обеспечит непрерывное повышение квалификации персонала и повышение качества оказываемых услуг.
Общественный и государственный сектор, предприниматели на договорной основе могут взять на себя ответственность за развитие разнообразных центров активности. Партнерские связи учебных заведений, интеграция учреждений формального и неформального образования позволят более рацио-
нально использовать совокупную материальную базу, приблизить оказание услуг к дому, разнообразить их предложение.
В условиях ограничения ресурсов, направляемых на развитие просветительских и образовательных программ для взрослого населения, социальное партнерство посредством установления постоянных связей между различными учреждениями и организациями продвигает идею обучения на протяжении всей жизни, способствует ее институциализа-ции, «опривычиванию», включает в ее реализацию все более широкие круги заинтересованных и сотрудничающих в сфере образования взрослых.
2. Развитие сетевых структур взаимодействия. Увеличивающееся давление финансовых структур и соответствующих законов в отношении рынков, которые становятся более сложными и комплексными, вынуждает всех участников рынков реагировать на это созданием сетевых структур. Такая динамика уже давно охватила также организации системы образования и досуга, которые прежде не зависели так сильно от процессов, образующих рынок.
Каждый партнер представляет ценность для сети, потому что в каждой организации есть нечто полезное и об этом положительном можно рассказать.
Первые шаги к сетевым структурам ВНШ сделали университеты в силу сложившейся в 90-е годы прошлого столетия сети филиалов и представительств, например, высшие народные школы работают не только в университетах, но и на базе их филиалов. Эти сети можно назвать вертикальными, их создание требует значительной организационной работы, но не является конечной целью.
В области развития образовательных программ для взрослых намного сложнее создание горизонтальных сетей, поскольку речь идет о координации, взаимопомощи и сотрудничестве независимых организаций и учреждений, подчиняющихся административно разным ветвям власти. С 2008 года начала работать первая сетевая Высшая народная школа в г. Боровичи Новгородской области. Она объединила самые разнообразные учреждения и организации. Для некоторых из них образовательная деятельность является основной, для других - сопутствующей, а для третьих - эпизодической.
В настоящее время разрабатывается сетевой проект социально-досуговых отделений комплексных центров социального обслуживания населения и Высшей народной школы Санкт-Петербурга - создание первой в России ВНШ пансионатного типа, как в скандинавских странах (на базе пансионата «Красная звезда» в пос. Смолячково].
3. Преодоление изоляции, введение
межпоколенных программ.
ВНШ - это школа для взрослых. В современной России этот тип учреждений неформального образования восстановлен в конце 90-х годов прежде всего как центр обучения для пожилых людей. Интересно, что если нас от первых школ отделяют полтора столетия, то специализированные датские школы для пожилых возникли лишь в 1971 г. в Ниссуме, Кольте и Мариенлисте.
Все предпосылки стать во главе сетевых региональных ВНШ для взрослого населения имеют университеты. Это будет вполне соответствовать их роли, как ее понимает ЮНЕСКО, образовательного, просветительского и культурного центра, ответственного за развитие населения региона.
Во всех народных школах отмечается тенденция к развитию межпоколенных программ. Введение межпоколенных программ -это запуск двигателя целевого обмена ресурсами обучения между старшим и молодым поколениями для индивидуального и социального роста. Основа эти программ - внедрение идей, разработанных на разных базах, включая школы, сообщества, предприятия, госпитали и рабочие места.
Существует четыре модели межпоколен-ного обучения: старшее поколение учит детей и молодежь; дети и молодежь учат старшее поколение; молодежь и старшее поколение учатся вместе по одному заданию; дети, молодежь и старшее поколение вовлечены в неформальное провождение свободного времени.
Обучение на протяжении жизни подчеркивает слово «различие» как основу креативности. Вклад межпоколенных программ состоит в том, что они представляют собой разработку новых обучающих возможностей и культурных ценностей, а также увеличивают синергию культур молодых и пожилых. Примеры межпоколенных культурных программ можно найти во многих странах мира.
Межпоколенные программы помогают нашему обществу образовать синергию, разрабатывая формы обучения и кооперацию между молодыми людьми и старшим поколением с помощью диалога, общения.
Предлагаем начать возрождение традиции межпоколенных программ с фантастически интересной, касающейся всех людей темы -изучение и сохранение всемирного культурного и природного наследия. Так как программа «Всемирное природное и культурное наследие» носит стартовый характер, нами подготовлено научно-методическое пособие по курсу [2]. Познать красоту природы, оценить шедевры, созданные человеком, сохранить и приумножить богатство, накопленное человечеством, отметить неповторимость обаяния своей «малой» родины, открыть душу творчеству - вот к чему мы стремимся, приглашая начать разработку курсов и обучение по общеобразовательной межпоколен-ной программе «Всемирное культурное и природное наследие».
4. Расширение волонтерского движения в области неформального образования взрослых.
2011 год объявлен в Европе годом волонтерского движения. Привлечение волонтеров к работе в народных школах не является для нас новым, поскольку условия выживания с первого дня их существования потребовали значительного числа энтузиастов, которые выполняли организационную, педагогическую и техническую работу. Деятельность волонтеров позволяет при минимальных затратах достичь поставленной цели, так как она строится на трех принципах.
Принцип «нулевой политики» означает, что волонтеры концентрируются на достижении целей и требований настолько, насколько это возможно.
Принцип «нулевой бюрократии». Когда у волонтера возникает хорошая идея, ее внедрение будет достигнуто быстрее и эффективнее, так как нет необходимости идти к руководителю для одобрения, а ему - к своему руководителю.
Принцип «нулевого бюджета» означает, что волонтеры не будут воспринимать деньги как главное условие для выполнения необходимых программ, которые связаны с целями и обязанностями организации. С наличием или при отсутствии денег волонтеры будут выполнять созданные программы так хорошо, как они могут [3, с. 163-167].
Для того чтобы помощь волонтеров была более эффективной, ВНШ должны уметь устанавливать контакты с волонтерскими организациями или способствовать их созданию, привлекать профессуру, известных специалистов, политиков, артистов, студенчество и старшеклассников к сотрудничеству, иметь подготовленную документацию для оформления их работы, сертификаты и дипломы, подтверждающие их вклад в общее дело, традиции их вручения, благодарственные письма в организации, где работают или учатся добровольные помощники, пропагандировать их работу в местных СМИ.
Волонтеры не только оказывают конкретную помощь в работе школы, но и становятся еще и «агентами влияния», формируют общественное мнение, распространяя информацию о школе, привлекая новых людей, а также повышают и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и сослуживцев.
5. Формирование единого информационного пространства для участников досуговой и образовательной деятельности среди пожилых людей.
Высокий образовательный ценз старшего поколения горожан определяет высокий уровень дифференциации запросов и требований к качеству их удовлетворения. Это требует аккумуляции всей информации о происходящих событиях, расписании занятий кружков и клубов, возможностях взаимопосеще-ний, организации общегородских мероприятий и т.д. Необходимо создание сайта «Активное долголетие: досуг, обучение, работа», на котором будет размещаться полезная информация. К работе сайта желательно привлечь близкие по содержанию работы редакции радио и телевидения.
6. Включение всех руководителей и специалистов ВНШ в процесс повышения квалификации и создание условий для их личностного развития.
Специалисты, работающие с сфере досуга и образования взрослых, должны обладать специфическими знаниями в области андра-гогики, знать основы социальной работы. Высокие требования к квалификации, связанные с высоким уровнем образования и богатым жизненным опытом старшего поколения, сложности общения, часто вызываемые возрастом обучаемых, на фоне невысокой оплаты труда и невысокого престижа работы
с пожилыми определяют и специфическую кадровую политику в этой сфере.
Поэтому организация непрерывного повышения квалификации - первый принцип кадровой политики. В современных условиях участие в работе межличностных и межин-ституциональных сетей является все более важной частью деятельности профессионала, позволяющей оставаться в потоке информации и постоянно узнавать обо всем новом и эффективном в своей области.
Второй принцип - многообразие форм морального и материального поощрения (профессиональные конкурсы, направление на учебу, выделение льготных путевок на отдых, введение почетных званий и т.д.). Например, на первом Форуме высших народных школ в Санкт-Петербурге (01.10 2009) было принято Положение о почетном звании «Народный просветитель», которое общественность может присваивать преподавателям высших народных школ. Сейчас эту форму общественного признания преподавателей, работающих со взрослыми, используют ВНШ городов России и Украины, социально-досуговые отделения комплексных центров социального обслуживания населения, университеты «третьего возраста» [4, с. 259-260].
Третий принцип - гармонизация жизненных целей преподавателей, модераторов кружков, руководителей клубов, волонтеров, интересов социальных партнеров с перспективами ВНШ, с тем чтобы добиться стабильности работы школы.
7. Продолжение и укрепление сотрудничества в рамках сетевого проекта «Обучающийся регион» и установление рабочих контактов с другими странами и международными сетями, поддерживающими образование в «третьем возрасте». Круг участников проекта расширяется, так как в ходе проведения десятой юбилейной Недели образования в 2009 г. было принято решение создать рабочие группы в территориях, выступивших с инициативой начать такую работу (Хвой-нинский район Новгородской области, Аль-шеевский район Республики Башкортостан, Усольский район Иркутской области и г. Новокузнецк Кемеровской области).
За время работы ВНШ Санкт-Петербурга установила прочные контакты со многими партнерами. Первый опыт мы получали в самых крупных ВНШ- в Мюнхене (Германия) и УНИ-3 в Риме (Италия). Сегодня доминирует
многолетняя дружба с финскими, шведскими и датскими школами. С ВНШ г. Карис (Финляндия) более 15 лет проводятся августовские семинары по различным проблемам образования взрослых, в последние годы в программу включаются также посещения школ и учебных центров Швеции и Эстонии [5, с. 25-36].
С 2007 г. установлен обмен опытом с Университетом третьего возраста (УНИ-3) в г. Далянь (Китай). В этой школе учатся люди разных возрастов, от 40 и выше. Многие пожилые китайцы ходят в эту школу по несколько лет. Предметы, которые изучают пожилые китайцы, самые обычные: каллиграфия для начинающих и для повышающих свое мастерство, рисование, английский и японский языки, компьютерная грамотность.
С 2009 г. началось активное освоение опыта Латинской Америки. Установлены партнерские связи с УНИ-3 Рио-де-Жанейро и УНИ-3 Монтевидео, являющимися членами Сети открытых университетов неформального образования взрослых RUA UNI 3 (Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика, Перу, Уругвай и Венесуэла). Свою миссия RUA обозначает как поддержку социальной интеграции через неформальное образование взрослых, позволяющая каждому человеку реализовать свое право на существование, участие и вклад в развитие своего общества: отдавать и получать, принимать решения, находить новых друзей, сделать свою жизнь достойной. богатой и гармоничной.
Яркое подтверждение этому - работа УНИ-3 Рио-де-Жанейро: «Центр поддержания совместной жизни представляет собой комфортное место, где пожилые люди вовлечены в активную жизнь, где у них есть наполненный смыслом досуг, где они общаются и поддерживают друг друга. Здесь имеются курсы изучения иностранных языков, информатики, театрального искусства, мимики и жеста, танцев, музыки, кино и психомоторных реакций, специальные курсы сохранения и развития памяти, шахматного искусства, группы по интересам: чтения, письма и математики, истории. Одна из главных целей состоит в том, чтобы раз и навсегда опровергнуть саму мысль о неспособности пожилых людей к усвоению нового» [7, с. 2; 23-25].
Разумеется, каждое из предложенных направлений развития ВНШ требует разработки отдельных проектов, составления бизнес-
плана по сайту, преодоления ряда межведомственных барьеров. Однако движение в предложенных направлениях, несомненно, будет шагом к высочайшему культурному достижению нации.
Преодоление возрастных барьеров в образовании, развитие образования взрослых спо-
собствуют консолидации российского общества. Интегрируя присущие разным поколениям возможности, образовательные программы создают особую атмосферу познания окружающего мира, предпосылки сохранения духовного наследия и возрождения социального оптимизма россиян.
Литература
1. Развитие и состояние дел в области образования взрослых : Национальный доклад Российской Федерации (подготовлен М-вом образования и науки РФ). - C. 44-47. [Электрон. ресурс]. -URL: http://www.unesco.org/fileadmin /multimedia /institutes /uil /confintea /pdf/National_Reports/Europe%20-%20North%20Ame-rica/Russian_Federation.pdf.
2. Всемирное культурное и природное наследие : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Груздева и С. А. Иванова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой.- СПб.: Тускарора, 2007. - 162 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире. Т. 7).
3. Мерсиека Ч. Волонтерские организации: источники их успехов // Социально-экономическое развитие в контексте стран и регионов Европы : материалы междунар. конференций 2009 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой. - СПб.: Тускарора, 2009. - С. 163-167.
4. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики : моногр. / под ред. Н. П. Литвиновой и О. В. Гординой. - Иркутск ; СПб.: Изд-во ВСГАО, 2009. - 294 с.
5. Китай: история и современность. Образовательная экспедиция «Далянь-2008» / под ред. Н. П. Литвиновой. - СПб.: Тускарора. - 80 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире).
6. Solo fertil, fruto maduro, sabor de viver. Is anos da UnATI, UERJ, Rio de Janeiro, 2008, 72 рр.