Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития высших народных школ'

Тенденции и перспективы развития высших народных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / FOLK HIGH SCHOOL / INTERGENERATIONAL PROGRAMS / VOLUNTEER WORK / SOCIAL PARTNERSHIP / EDUCATIONAL NETWORKING / STAFF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Нина Петровна

В статье на основе выявленных в исследовании тенденций развития высших народных школ России и Украины определены основные перспективы развития их деятельности. В качестве основных технологий развития предложены укрепление социального партнерства и организация сетевого взаимодействия как между высшими народными школми, так и с близкими им по целям и участникам университетами третьего возраста в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk high schools: trends and horizons

In the article on the basis of trends found out during the research of Russian and Ukrainian Folk High Schools the major prospects for development of their activities are identified. As the basic development technologies the author proposes the strengthening of social partnership and the networking in Russia and abroad, between the Folk High Schools as each other and with the 'third age universities' which are close to FHSs by the aims and the participants.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития высших народных школ»

Н. П. Литвинова

(Санкт-Петербург)

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ

В статье на основе выявленных в исследовании тенденций развития высших народных школ России и Украины определены основные перспективы развития их деятельности. В качестве основных технологий развития предложены укрепление социального партнерства и организация сетевого взаимодействия как между ВНШ, так и с близкими по целям и участникам университетами третьего возраста в России и за рубежом.

В Национальном докладе «Развитие и состояние дел в области образования взрослых», подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации и представленном на Всемирную конференцию ЮНЕСКО по образованию взрослых в декабре 2009 г. (г. Белен, Бразилия] в качестве примера положительного опыта и инновации в российском образовании взрослых описана деятельность высшей народной школы (ВНШ] Санкт-Петербурга и сети школ «Обучающийся регион».

Образование в Народной школе решает важную социальную функцию, помогая пожилому человеку ориентироваться в современной жизни, адекватно реагировать на происходящие в ней изменения - как в ближайшем окружении, так и в мире в целом. Работа ВНШ способствует смягчению социальной напряженности в обществе, созданию условий для общения и активного участия в жизни старшего поколения людей.

Модель, созданная на основе работы Высшей народной школы Санкт-Петербурга, получила распространение в ряде территорий России и стран СНГ, с которыми поддерживаются постоянные рабочие контакты [1, с. 43-47].

Отметим общие тенденции развития ВНШ:

- постепенное достижение все большего разнообразия удовлетворения образовательных и досуговых потребностей взрослого населения;

- движение в сторону увеличения межпо-коленных программ и обучения взрослых любого возраста;

- включение в неформальное образование все большего числа университетов;

- повышение квалификации педагогов и социальных работников как фактор развития образования взрослых;

- растущее общественное понимание важности обучения на протяжении всей жизни;

- тесная интеграции государственных образовательных учреждений, частных учебных заведений и общественного сектора.

Учитывая складывающиеся тенденции в работе этих школ, их потенциальные возможности и богатый мировой и отечественный опыт, рассматривая их деятельность как один из возможных способов обеспечения активного образа жизни взрослых людей, укрепления физического и психического здоровья старшего поколения наших граждан, мы видим необходимость дальнейшего развития ВНШ в следующих важнейших направлениях.

1. Расширение социального партнерства всех участников организации обучения и досуга.

С точки зрения административной, ВНШ могут быть самостоятельными, подразделениями общественных организаций или структурными единицами школ и вузов; с позиции содержания и форм работы - они могут сотрудничать с разными сетями - музеями, театрами, библиотеками, социально-досуговыми отделениями. Это обеспечит непрерывное повышение квалификации персонала и повышение качества оказываемых услуг.

Общественный и государственный сектор, предприниматели на договорной основе могут взять на себя ответственность за развитие разнообразных центров активности. Партнерские связи учебных заведений, интеграция учреждений формального и неформального образования позволят более рацио-

нально использовать совокупную материальную базу, приблизить оказание услуг к дому, разнообразить их предложение.

В условиях ограничения ресурсов, направляемых на развитие просветительских и образовательных программ для взрослого населения, социальное партнерство посредством установления постоянных связей между различными учреждениями и организациями продвигает идею обучения на протяжении всей жизни, способствует ее институциализа-ции, «опривычиванию», включает в ее реализацию все более широкие круги заинтересованных и сотрудничающих в сфере образования взрослых.

2. Развитие сетевых структур взаимодействия. Увеличивающееся давление финансовых структур и соответствующих законов в отношении рынков, которые становятся более сложными и комплексными, вынуждает всех участников рынков реагировать на это созданием сетевых структур. Такая динамика уже давно охватила также организации системы образования и досуга, которые прежде не зависели так сильно от процессов, образующих рынок.

Каждый партнер представляет ценность для сети, потому что в каждой организации есть нечто полезное и об этом положительном можно рассказать.

Первые шаги к сетевым структурам ВНШ сделали университеты в силу сложившейся в 90-е годы прошлого столетия сети филиалов и представительств, например, высшие народные школы работают не только в университетах, но и на базе их филиалов. Эти сети можно назвать вертикальными, их создание требует значительной организационной работы, но не является конечной целью.

В области развития образовательных программ для взрослых намного сложнее создание горизонтальных сетей, поскольку речь идет о координации, взаимопомощи и сотрудничестве независимых организаций и учреждений, подчиняющихся административно разным ветвям власти. С 2008 года начала работать первая сетевая Высшая народная школа в г. Боровичи Новгородской области. Она объединила самые разнообразные учреждения и организации. Для некоторых из них образовательная деятельность является основной, для других - сопутствующей, а для третьих - эпизодической.

В настоящее время разрабатывается сетевой проект социально-досуговых отделений комплексных центров социального обслуживания населения и Высшей народной школы Санкт-Петербурга - создание первой в России ВНШ пансионатного типа, как в скандинавских странах (на базе пансионата «Красная звезда» в пос. Смолячково].

3. Преодоление изоляции, введение

межпоколенных программ.

ВНШ - это школа для взрослых. В современной России этот тип учреждений неформального образования восстановлен в конце 90-х годов прежде всего как центр обучения для пожилых людей. Интересно, что если нас от первых школ отделяют полтора столетия, то специализированные датские школы для пожилых возникли лишь в 1971 г. в Ниссуме, Кольте и Мариенлисте.

Все предпосылки стать во главе сетевых региональных ВНШ для взрослого населения имеют университеты. Это будет вполне соответствовать их роли, как ее понимает ЮНЕСКО, образовательного, просветительского и культурного центра, ответственного за развитие населения региона.

Во всех народных школах отмечается тенденция к развитию межпоколенных программ. Введение межпоколенных программ -это запуск двигателя целевого обмена ресурсами обучения между старшим и молодым поколениями для индивидуального и социального роста. Основа эти программ - внедрение идей, разработанных на разных базах, включая школы, сообщества, предприятия, госпитали и рабочие места.

Существует четыре модели межпоколен-ного обучения: старшее поколение учит детей и молодежь; дети и молодежь учат старшее поколение; молодежь и старшее поколение учатся вместе по одному заданию; дети, молодежь и старшее поколение вовлечены в неформальное провождение свободного времени.

Обучение на протяжении жизни подчеркивает слово «различие» как основу креативности. Вклад межпоколенных программ состоит в том, что они представляют собой разработку новых обучающих возможностей и культурных ценностей, а также увеличивают синергию культур молодых и пожилых. Примеры межпоколенных культурных программ можно найти во многих странах мира.

Межпоколенные программы помогают нашему обществу образовать синергию, разрабатывая формы обучения и кооперацию между молодыми людьми и старшим поколением с помощью диалога, общения.

Предлагаем начать возрождение традиции межпоколенных программ с фантастически интересной, касающейся всех людей темы -изучение и сохранение всемирного культурного и природного наследия. Так как программа «Всемирное природное и культурное наследие» носит стартовый характер, нами подготовлено научно-методическое пособие по курсу [2]. Познать красоту природы, оценить шедевры, созданные человеком, сохранить и приумножить богатство, накопленное человечеством, отметить неповторимость обаяния своей «малой» родины, открыть душу творчеству - вот к чему мы стремимся, приглашая начать разработку курсов и обучение по общеобразовательной межпоколен-ной программе «Всемирное культурное и природное наследие».

4. Расширение волонтерского движения в области неформального образования взрослых.

2011 год объявлен в Европе годом волонтерского движения. Привлечение волонтеров к работе в народных школах не является для нас новым, поскольку условия выживания с первого дня их существования потребовали значительного числа энтузиастов, которые выполняли организационную, педагогическую и техническую работу. Деятельность волонтеров позволяет при минимальных затратах достичь поставленной цели, так как она строится на трех принципах.

Принцип «нулевой политики» означает, что волонтеры концентрируются на достижении целей и требований настолько, насколько это возможно.

Принцип «нулевой бюрократии». Когда у волонтера возникает хорошая идея, ее внедрение будет достигнуто быстрее и эффективнее, так как нет необходимости идти к руководителю для одобрения, а ему - к своему руководителю.

Принцип «нулевого бюджета» означает, что волонтеры не будут воспринимать деньги как главное условие для выполнения необходимых программ, которые связаны с целями и обязанностями организации. С наличием или при отсутствии денег волонтеры будут выполнять созданные программы так хорошо, как они могут [3, с. 163-167].

Для того чтобы помощь волонтеров была более эффективной, ВНШ должны уметь устанавливать контакты с волонтерскими организациями или способствовать их созданию, привлекать профессуру, известных специалистов, политиков, артистов, студенчество и старшеклассников к сотрудничеству, иметь подготовленную документацию для оформления их работы, сертификаты и дипломы, подтверждающие их вклад в общее дело, традиции их вручения, благодарственные письма в организации, где работают или учатся добровольные помощники, пропагандировать их работу в местных СМИ.

Волонтеры не только оказывают конкретную помощь в работе школы, но и становятся еще и «агентами влияния», формируют общественное мнение, распространяя информацию о школе, привлекая новых людей, а также повышают и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и сослуживцев.

5. Формирование единого информационного пространства для участников досуговой и образовательной деятельности среди пожилых людей.

Высокий образовательный ценз старшего поколения горожан определяет высокий уровень дифференциации запросов и требований к качеству их удовлетворения. Это требует аккумуляции всей информации о происходящих событиях, расписании занятий кружков и клубов, возможностях взаимопосеще-ний, организации общегородских мероприятий и т.д. Необходимо создание сайта «Активное долголетие: досуг, обучение, работа», на котором будет размещаться полезная информация. К работе сайта желательно привлечь близкие по содержанию работы редакции радио и телевидения.

6. Включение всех руководителей и специалистов ВНШ в процесс повышения квалификации и создание условий для их личностного развития.

Специалисты, работающие с сфере досуга и образования взрослых, должны обладать специфическими знаниями в области андра-гогики, знать основы социальной работы. Высокие требования к квалификации, связанные с высоким уровнем образования и богатым жизненным опытом старшего поколения, сложности общения, часто вызываемые возрастом обучаемых, на фоне невысокой оплаты труда и невысокого престижа работы

с пожилыми определяют и специфическую кадровую политику в этой сфере.

Поэтому организация непрерывного повышения квалификации - первый принцип кадровой политики. В современных условиях участие в работе межличностных и межин-ституциональных сетей является все более важной частью деятельности профессионала, позволяющей оставаться в потоке информации и постоянно узнавать обо всем новом и эффективном в своей области.

Второй принцип - многообразие форм морального и материального поощрения (профессиональные конкурсы, направление на учебу, выделение льготных путевок на отдых, введение почетных званий и т.д.). Например, на первом Форуме высших народных школ в Санкт-Петербурге (01.10 2009) было принято Положение о почетном звании «Народный просветитель», которое общественность может присваивать преподавателям высших народных школ. Сейчас эту форму общественного признания преподавателей, работающих со взрослыми, используют ВНШ городов России и Украины, социально-досуговые отделения комплексных центров социального обслуживания населения, университеты «третьего возраста» [4, с. 259-260].

Третий принцип - гармонизация жизненных целей преподавателей, модераторов кружков, руководителей клубов, волонтеров, интересов социальных партнеров с перспективами ВНШ, с тем чтобы добиться стабильности работы школы.

7. Продолжение и укрепление сотрудничества в рамках сетевого проекта «Обучающийся регион» и установление рабочих контактов с другими странами и международными сетями, поддерживающими образование в «третьем возрасте». Круг участников проекта расширяется, так как в ходе проведения десятой юбилейной Недели образования в 2009 г. было принято решение создать рабочие группы в территориях, выступивших с инициативой начать такую работу (Хвой-нинский район Новгородской области, Аль-шеевский район Республики Башкортостан, Усольский район Иркутской области и г. Новокузнецк Кемеровской области).

За время работы ВНШ Санкт-Петербурга установила прочные контакты со многими партнерами. Первый опыт мы получали в самых крупных ВНШ- в Мюнхене (Германия) и УНИ-3 в Риме (Италия). Сегодня доминирует

многолетняя дружба с финскими, шведскими и датскими школами. С ВНШ г. Карис (Финляндия) более 15 лет проводятся августовские семинары по различным проблемам образования взрослых, в последние годы в программу включаются также посещения школ и учебных центров Швеции и Эстонии [5, с. 25-36].

С 2007 г. установлен обмен опытом с Университетом третьего возраста (УНИ-3) в г. Далянь (Китай). В этой школе учатся люди разных возрастов, от 40 и выше. Многие пожилые китайцы ходят в эту школу по несколько лет. Предметы, которые изучают пожилые китайцы, самые обычные: каллиграфия для начинающих и для повышающих свое мастерство, рисование, английский и японский языки, компьютерная грамотность.

С 2009 г. началось активное освоение опыта Латинской Америки. Установлены партнерские связи с УНИ-3 Рио-де-Жанейро и УНИ-3 Монтевидео, являющимися членами Сети открытых университетов неформального образования взрослых RUA UNI 3 (Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика, Перу, Уругвай и Венесуэла). Свою миссия RUA обозначает как поддержку социальной интеграции через неформальное образование взрослых, позволяющая каждому человеку реализовать свое право на существование, участие и вклад в развитие своего общества: отдавать и получать, принимать решения, находить новых друзей, сделать свою жизнь достойной. богатой и гармоничной.

Яркое подтверждение этому - работа УНИ-3 Рио-де-Жанейро: «Центр поддержания совместной жизни представляет собой комфортное место, где пожилые люди вовлечены в активную жизнь, где у них есть наполненный смыслом досуг, где они общаются и поддерживают друг друга. Здесь имеются курсы изучения иностранных языков, информатики, театрального искусства, мимики и жеста, танцев, музыки, кино и психомоторных реакций, специальные курсы сохранения и развития памяти, шахматного искусства, группы по интересам: чтения, письма и математики, истории. Одна из главных целей состоит в том, чтобы раз и навсегда опровергнуть саму мысль о неспособности пожилых людей к усвоению нового» [7, с. 2; 23-25].

Разумеется, каждое из предложенных направлений развития ВНШ требует разработки отдельных проектов, составления бизнес-

плана по сайту, преодоления ряда межведомственных барьеров. Однако движение в предложенных направлениях, несомненно, будет шагом к высочайшему культурному достижению нации.

Преодоление возрастных барьеров в образовании, развитие образования взрослых спо-

собствуют консолидации российского общества. Интегрируя присущие разным поколениям возможности, образовательные программы создают особую атмосферу познания окружающего мира, предпосылки сохранения духовного наследия и возрождения социального оптимизма россиян.

Литература

1. Развитие и состояние дел в области образования взрослых : Национальный доклад Российской Федерации (подготовлен М-вом образования и науки РФ). - C. 44-47. [Электрон. ресурс]. -URL: http://www.unesco.org/fileadmin /multimedia /institutes /uil /confintea /pdf/National_Reports/Europe%20-%20North%20Ame-rica/Russian_Federation.pdf.

2. Всемирное культурное и природное наследие : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Груздева и С. А. Иванова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой.- СПб.: Тускарора, 2007. - 162 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире. Т. 7).

3. Мерсиека Ч. Волонтерские организации: источники их успехов // Социально-экономическое развитие в контексте стран и регионов Европы : материалы междунар. конференций 2009 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой. - СПб.: Тускарора, 2009. - С. 163-167.

4. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики : моногр. / под ред. Н. П. Литвиновой и О. В. Гординой. - Иркутск ; СПб.: Изд-во ВСГАО, 2009. - 294 с.

5. Китай: история и современность. Образовательная экспедиция «Далянь-2008» / под ред. Н. П. Литвиновой. - СПб.: Тускарора. - 80 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире).

6. Solo fertil, fruto maduro, sabor de viver. Is anos da UnATI, UERJ, Rio de Janeiro, 2008, 72 рр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.