Научная статья на тему 'Высшая народная школа в Сибири как модель социально-педагогического сопровождения пожилого человека'

Высшая народная школа в Сибири как модель социально-педагогического сопровождения пожилого человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордина Ольга Васильевна

В статье исследуется Высшая народная школа (далее ВНШ) как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. С помощью хронологического анализа определяются пути развития данной образовательной модели в Российском образовательном пространстве. В статье исследуется её гуманистическое содержание и высокий жизнетворческий потенциал. В фокусе внимания находятся народные школы для пожилых людей, созданные в Сибири. Это позволяет выделить основные модели организации деятельности ВНШ., определить особенности, барьеры и перспективы их развития в современной России,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая народная школа в Сибири как модель социально-педагогического сопровождения пожилого человека»

ной и саМоразвивающейся личности, не вписывалась в идеологию коммунистического воспитания. Возрождение ВНШ началось на их исторической Родине в г. Санкт-Петербурге (согласно одной из версий, именно в Питере была открыта 1-я российская народная школа). В 1998 г. Высшая народная школа создана при общественной организации РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» [4].

Это было начало четвертой волны развития народных школ в России. Санкт-Петербургская ВНШ, являясь очевидным лидером в этом инновационном движении, инициирует и поддерживает создание народных школ в разных регионах России и ближнего зарубежья. В 2005 г. они объединились в ассоциацию «Обучающийся регион». Основной целевой социальной группой, на которую ориентированы действующие в современной России Высшие народные школы, являются пожилые люди [3].

В современных российских условиях школа позволяет человеку осуществить разумный, осознанный переход к новому этапу своего развития. Это принципиально. Установка слушателя ВНЩ - не доживать, а жить и развиваться. Для пожилого человека ВНШ - это уникальный шанс заниматься любимым делом, на которое, возможно, не было времени в период активной трудовой деятельности.

Знакомство с многоликим миром под названием «folk high school» (если изучать опыт скандинавских школ) или «Высшая народная школа» в российском варианте, прояснило и понимание того, почему такие школы называют Высшими. Что может быть выше образования, ориентированного на непрерывное саморазвитие и самопознание человека?

Опыт Высших народных школ Скандинавских стран и школ России чрезвычайно интересен, изучение его продуктивно для российских педагогов, занимающихся образованием взрослых. Пути возвращения ВНШ в Россию на новом витке её истории только обозначаются. Это может быть и создание школы при общественной организации, и на базе центра социальной защиты населения; получае т распространение и опыт создания ВНШ на базе вуза. Сегодня каждый из этих путей осваивается практиками и ждет глубокого осмысления специалистов и поддержки общества.

Остановимся подробнее на опыте создания народных школ на базе университета, получившем распространение в Сибири. В числе последователей питерцев - Высшая народная школа Алтая, созданная при Алтайском государственном университете (АлтГУ) в 2006 г. и Высшая народная школа для взрослых Иркутского государственного педагогического университета, год создания - 2009.

Высшие народные школы Алтая и Иркутска опирались на богатейший опыт и технологические изыскания Высшей народной школы г. Санкт-Петербурга. Однако абсолютная обусловленность неформального образования ситуацией его развития, качеством жизни населения, организационным, научным потенциалом создателей делает каждый опыт создания Высшей народной школы уникальным и самоценным. Школа для взрослых, создан-

ная на базе Алтайского государственного университета (АлтГУ), сохраняя свой суверенитет, органично вписалась в систему непрерывного образования, действующую в вузе. Эта система включает в себя Детский центр, консультирующий родителей, предоставляющий возможности молодой семье подготовить ребенка к школе. Сюда относится профильная работа с базовыми школами, и деятельность Центра довузовской подготовки, координирующего все виды подготовки и профориентации молодежи, поступающей в АлтГУ Решившись еще и на создание ВНШ для взрослых, вуз, думается ответственно и осознанно вышел на реализацию одной из основных функций современного университета - центра образования для разных категорий населения.

Возможности университета в данной ситуации становятся возможностями Высшей народной школы. Это существенно обогащает её образовательное пространство. Здесь создается площадка для самореализации на только слушателей, но и преподавателей. Преподаватели вуза с желанием, читают благодарным, внимательным слушателям свои любимые лекции. Они это делают не часто: 1-2 раза в месяц, по желанию, на общественных началах. Один раз в неделю в течение 4-х академических часов все взрослые учащиеся, как истинные школяры, слушают лекции, пишут конспекты, задают вопросы. Кроме того для слушателей, а зачастую, и самими слушателями Высшей народной школы открываются любительские объединения, клубы по интересам. Именно слушателями. Это важно. С одной стороны, слушатель становится организатором образовательного процесса. Востребован многолетний опыт, творческий потенциал пожилого человека. С другой стороны, возможность быть услышанным и предложить тему лекции, или создать новое любительское объединение позволяют осуществить давнюю мечту, которая еще недавно казалась недосягаемой.

Еще один важный момент, помогающий Высшей народной школе укрепить свои позиции в образовательном пространстве университета. ВНШ становится базой практики для его магистрантов и аспирантов. Наблюдается то самое встречное движение всех субъектов образовательного процесса, которое делает его обоюдным, в итоге - в нем заинтересованы все.

Межпоколенческие связи, возникающие в образовательном пространстве ВНШ, разрушают стереотипные представления, существующие у молодежи о пожилом человеке как вечно жалующемся, пассивном, а у пожилых учащихся рушатся стереотипы о молодом поколении как агрессивном и мало читающем. Пожилой человек становится для всех членов семьи источником новой полезной информации (финансы, право, экология, культура и т. д.), его покидает ощущение собственной ущербности, одиночества, он интересен близким, статистика подтверждает улучшение психологического климата в семьях учащихся Высшей народной школы (по материалам социологических исследований в ВНШ гг Санкт-Петербурга, Барнаула, Иркутска).

Многогранный, успешный опыт деятельности Высшей народной школы Алтая получил развитие в регионе. В том же 2006 г. в селе Михайловское,

спустя несколько месяцев был открыт её филиал, который стал центром неформального образования на селе. И вновь стоит вернуться к мысли об уникальности и самоценности каждого опыта организации неформального образования взрослых. Село Михайловское находится в 450 км от Барнаула. Это районный центр. Дорога до краевого центра занимает 6-7 часов на автобусе. В селе есть лицей, филиал университета, что дает возможность молодежи получать высшее образование дома, не уезжая в краевой центр, что для многих было бы просто не реально. Сложился образовательный комплекс, дающий доступное, качественное образование на селе. Лекции здесь регулярно читают, преодолевая такое дальнее расстояние, преподаватели университета. Именно в этот комплекс вписался и филиал Высшей народной школы Алтая.

Серьезное внимание, естественно, было уделено содержанию деятельности Высшей народной школы. Исходя из возможностей села Михайловское, инициативная группа сформировала учебный план и составила расписание занятий. И выяснилось, что возможности действительно есть, надо просто уметь подключать и использовать все имеющиеся ресурсы - человеческие, материальные, финансовые. Для организаторов было очевидно, что идею Высшей народной школы надо продвигать, необходимо вести разъяснительную работу среди населения, обратить внимание на её деятельность СМИ, властных структур.

Сегодня представить Михайловское без Высшей народной школы трудно. Органично и стремительно внедрилась она в жизнь села и прочно заняла свою социальную нишу. Высшая народная школа в Михайловском творит свою историю. А еще она «творит творцов». Дело в том, что часть слушателей, обнаружив в себе неизвестные ранее способности, начала их активно развивать. Размышляя о неформальном образовании взрослых, мы акцентируем внимание на том, что это пространство свободного выбора личности, пространство самореализации. Примеров тому немало. И в Михайловском они есть.

Еще одна Высшая народная школа, как уже говорилось выше, была открыта на базе Иркутского государственного педагогического университета в феврале 2009 г. Это самая молодая ВНШ в России. Её особенность в том, что она, опираясь на опыт коллег Алтая, с самого начала создавалась как сетевой проект. Важным моментом, отличающим этот опыт от остальных, является то, что открытию Высшей народной школы в Восточной Сибири предшествовало создание партнерской сети, объединившей представителей педагогического университета, некоммерческих общественных организаций и образовательных учреждений Иркутской области. Не секрет, что современный университет видит в социуме союзника, партнера, источник своего развития. Его автономия определяется ориентирами развития, которые вуз формулирует самостоятельно и приоритетами в организации и функционировании партнерской сети. Здесь постепенно и создается среда, благоприятная для осуществления целей и задач неформального образова-

ния взрослых. Отметим, что Болонское соглашение, на которое ориентируется современное российское образование, также предполагает, что университеты будут становиться открытыми образовательными центрами для различных категорий учащихся, включая взрослых людей разного возраста и разных социальных слоев.

Консолидирующим событием, способствующим открытию ВНШ, явилась акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых в России», которую группа инициаторов создания Высшей народной школы провела в Иркутске в 2007 г. Акция проводилась совместно с РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». Сегодня школа в Иркутске пользуется поддержкой широкой общественности, Законодательного собрания Иркутской области, различных творческих союзов и т. д. Общество и власть восприняли школу для взрослых как антидепрессивный проект, особенно актуальный в условиях кризиса. Таковым он и является. Приток в школу слушателей не прекращается. Подавляющее большинство - это «молодые» пенсионеры, т. е. люди, рожденные в 40-50-е годы. Безусловно, школа привлекает внимание пожилых людей с активной жизненной позицией. Среди слушателей есть кандидаты наук (7%), большинство (78%) имеют высшее образование. Слушатели школы активно включаются в образовательный процесс, предлагают не только интересные темы занятий, но и приглашают сами некоторых преподавателей, проводят свои творческие вечера, читают лекции. Важной частью жизни ВНШ Иркутска является культурная программа, включающая в себя регулярные посещения театров, музеев, выставочных залов города.

В рамках данного анализа (наверняка не исчерпывающего суть и специфику такого самобытного социально-педагогического феномена, как ВНШ) определились четыре модели Высших народных школ, рожденных российской социально-педагогической практикой: первая, - действует при общественной организации и опирается на возможности социума, живет благодаря сложившейся социальной сети; вторая, - функционирует как структурное подразделение университета, открывает свои филиалы в филиалах университета; третья, - выступает как один из элементов образовательного комплекса на селе, включающего лицей, филиал университета, ВНШ; четвертая, - представляет собой сетевой проект, включающий в себя филиалы, расположенные как в городе, так и в сельской местности, опирается на поддержку широких слоев общественности и местные органы самоуправления. Все эти модели жизнеспособны и эффективно решают свои образовательные задачи.

Возникает вопрос, почему этот опыт остается точечным, редким? Ведь польза для общества, при низких затратах на реализацию проекта, очевидна. Беседы с создателями и слушателями школ позволили выявить ряд проблем, способных либо осложнить, либо остановить их деятельность. К их числу относятся: узкая бытовая направленность деятельности ветеранских организаций и службы занятости населения, не учитывающих потребность взрослого человека в его развитии. Возьмем шире - игнорирование

проблемы достойного личностного развития человека предпенсионного и пенсионного возраста, и, как следствие, - правовая и финансовая неопределенность неформального образования взрослых, что становится причиной организационных проблем в деятельности ВНШ. Высшая народная школа, даже если её создание инициирует университет, - пример народной инициативы. Поскольку все, что происходит в образовательном пространстве, опирается только на волонтерский порыв её создателей и высокую познавательную активность слушателей.

Помнится, автору статьи пришлось столкнуться с парадоксальной ситуацией в г. Иркутске, когда Акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» проводилась в этом городе. Мощнейшее общественное движение, направленное на развитие, реабилитацию, самореализацию взрослого человека, набирающее силы в этом регионе, идет только в качестве народной инициативы, не получая поддержки ни со стороны руководства образованием, ни со стороны социальной защиты населения. Не удалось найти ни одного чиновника, который бы имел отношение к неформальному образованию взрослых или хотя бы ориентировался в этом вопросе. Думается, что и в Москве его не найти. Естественно, что эта ситуация распространяется на все регионы.

Это пребывание в параллельных мирах не приносит пользы ни кому. И порождает многие другие проблемы в деятельности Высших народных школ. Тем не менее, эти школы живут и развиваются, поскольку очень востребованы их целевой группой.

Кто является союзником, и мог бы курировать образовательную деятельность с пожилыми людьми? Наверное, это ветеранские организации, Центры дневного пребывания при соцзащите, творческие союзы... К сожалению, как уже отмечалось выше, эти организации решают задачи утилитарного характера, не видя в пожилом человеке личность с духовными, познавательными потребностями. И еще важное замечание. Идея учения на протяжении всей жизни персонифицируется в том случае, если человек занимает активную позицию в отношении собственной жизни, если он готов меняться. Такая позиция формируется в результате определенного жизненного опыта и присуща далеко не каждому. Но для тех, кто активен, Высшая народная школа - оптимальная модель социально-педагогического сопровождения в трудный переходный жизненный период.

Вероятно, открытиям в образовательном пространстве Высших народных школ Сибири еще предстоит продолжаться, процесс позиания неисчерпаем и, что не менее ценно, в неформальном образовании совершенно отсутствует его конечная характеристика.

Библиографический список

1. Вершловскии, С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена [Текст]: монография / С. Г. Вершловскии. - СПб: СПб АППО, 2008 - 155 с.

2. Григорьев, С. И. Неклассическая социология образования начало XXI века. [Текст] / С. И. Григорьев, И. А. Матвеева. - Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. - 159 с.

3. Гордина, О. В. Высшая народная школа: на пути в Россию. [Текст] / О. В. Гордина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества. - СПб: Изд-во Лентнгр. гос.ун-т им. А. С. Пушкина, 2008, - Т. 6, - С. 295-298.

4. Литвинова, Н. П. Высшая народная школа в Санкт-Петербурге: опыт, проблемы, перспективы. [Текст] /Н. П. Литвинова, Т. В. Мухлаева, Е. А. Соколовская // Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. Материалы к проекту «Подготовка менеджеров для высших народных школ». - СПб.: 2005, С. 45-51.

5. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации (2005 г.) www.mon.gov.ru

6. Галагузов, А. Н. Корпоративное образование: сущность и проблемы [Текст] / А. Н. Галагузов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 89-98.

7. Батракова, С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности [Текст] / С, Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. -2007. -№ 1. - С. 112-124.

8. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-146.

9. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал.-2008.-№ 1. — С. 75-87.

10. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№2.-С. 82-101.

11. Сенько, Ю. В. Технология профессионального образования в герменевтическом круге [Текст] / Ю. В. Сенько, Т. Л. Комоза // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 69-84.

12. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№4.-С. 113-124.

13.Худин, А. Н, Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.

РАЗДЕЛ IX

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 37.032:159.9:316.72

Ковалева Олеся Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекг/ионной педагогики и психологии факультета психологии Ставропольского государственного университета, к-р$уско-крр@$1ау8 и. ги, Ст авропол ь

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Kovaleva Olesya Ivanovna

Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of Correctional Pedagogics and Psychology, the Psychology Faculty of the Stavropol state university, k-psycho-kpp@stavsu.ru, Stavropo

THE ART THEORY OF EDUCATION OF A HEALTHY PERSON IN SOCIO CULTURAL CONTEXT

На сегодняшний день нет единого общепринятого определения здорового образа жизни. Основным содержанием данного феномена является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности.

Понятие «здоровый образ жизни» имеет глубокие корни. В античном мире появляются первые постулаты здорового образа жизни - «познай себя» и «заботься о самом себе». Быть умеренным во всем, придерживаться золотой середины, выбирать среднее между крайностями - вот главные принципы здорового образа жизни в античном мире. При этом воздержанность вырабатывается путем длительного самовоспитания, требует сознательного постоянного ограничения различных влечений, побуждений. Таким образом., благополучие обеспечивалось постоянной заботой о себе. Подчеркивалось, что данное поведение не является поведением для избранных, так как практику, приводящую к духовному совершенству, а также поддержание своего тела в чистоте и порядке, должны освоить все, независимо от степени образованности, Затем подобную практику необходимо всячески развивать и совершенствовать.

Каждый человек в ответе за свое здоровье, каждый самостоятельно созидает свое здоровье и благополучие. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что даже самый высокий уровень развития медицинских технологий не в состоянии обеспечить человеку здоровье, если он не возьмет на себя ответственность за все происходящее с ним [2, с. 144].

Обращение к категории «личность» с точки зрения ее использования в социокультурных исследованиях актуально по ряду причин. Прежде всего, 286

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОЙ ...

эта категория долгое время считалась психологической. Личность рассматривалась как своего рода «монада», как самодовлеющая сущность, изучение внутреннего строения которой считалось целью исследования. Соответственно предметом внимания были устойчивые характеристики сознания, способностей, побуждений, композиции которых рассматривались как инвариантная структура личности. За рамками анализа оставалась динамика связей индивида с социокультурным окружением, которое считалось всего лишь источником «внешних воздействий».

В социальных науках часто встречаются указания на отношения «личность-общество», «личность-культура». Однако характер, структура, содержание этих отношений остается непроясненной. Иными словами, предметная область связей человека с окружением, место, возможности, способы самореализации личности в контексте этих связей остаются неопределенными. Тем не менее, именно эта предметная область в современной сложной и динамичной ситуации является наиболее актуальной для переживающих ее людей.

Стоит отметить, что в отечественных и зарубежных науках о человеке, обществе, культуре теме личности посвящено множество исследований. Они построены на различных теоретических основаниях, характеризуются разными трактовками категории «личность», разнородностью исследовательских программ - теоретических и экспериментальных. Однако до сих пор отсутствует синтез представлений о личности, необходимый для решения проблем, характерных для современного состояния в культурологии.

Влияние социокультурных факторов на сознание и поведение личности в западных социальных науках впервые было показано и обосновано в рамках культурной антропологии, сложившейся на пересечении общеантропологических, социологических и психологических исходных допущений, относящихся к концептуализации человека как социального существа. Уже в 30-х - 40-х гг. XX в. сложилось исследовательское направление «культура и личность» (Р. Бенедикт, Дж. Деверо, А. Кардинер, М, Мид, Г. Мюррей, Дж. Уайтинг Дж. Хоиигман, Ф. Л. К. Хыо, Р. Б. Эдгертон и др.), которое в дальнейшем получило название «психологическая антропология». В настоящее время этот раздел культурной антропологии объединяет такие теоретические направления, как бихевиористское, психоаналитическое, интерак-ционистское, когнитивистское. В России культурно-антропологический подход к рассмотрению личности начал разрабатывать Л. С. Выготский. После длительного перерыва объект изучения - «личность в среде» находится в центре внимания таких российских исследователей, как А. А. Белик,

Э. А. Орлова, Ю. М. Резник, Л. Б. Филонов.

Рассматривая становление личности с точки зрения социокультурного подхода, мы имеем в виду, в первую очередь то, что формирование личности - это фактор общественного развития и что содержание образования подрастающего поколения всегда определяется культурой общества.

Развитие человечества невозможно без активной передачи культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоения его социокультурного опыта стать личностью, приобрести специфические качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью [1,с. 44].

Образ жизни личности считается здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

Формирование здорового образа жизни, сохранение здоровья у подрастающего поколения одна из актуальнейших проблем современности. На сегодняшний день выделяются различные теории в воспитании здоровой личности.

Обучение здоровому образу жизни строится на общих образовательных принципах, а также на психологическом подкреплении поведения, которое способствует сохранению здоровья. Однако образовательные и чисто психологические программы оказались не состоятельными, так как они не учитывают целый ряд социальных и политических характеристик среды. Многочисленное разнообразие программ позволяет выделить медицинскую, образовательную, радикально-политическую модели обучения.

Медицинская модель обучения построена на информировании, то есть является чисто когнитивной моделью. Также она называется моделью знаний, отношений и поведения. К сожалению, практика показывает, что не всегда знания приводят к изменению поведения. Например, чисто информационные программы борьбы с курением не оказывают влияния на распространение курения среди подростков. По мнению специалистов ВОЗ, такие программы могут дать эффект только в тех странах, где подростки недостаточно информированы о вредном влиянии курения.

Образовательная модель в центр внимания ставит немедленные последствия вредного поведения, например, при курении это - изменение частоты пульса, снижение артериального давления, содержание угарного газа в выдыхаемом воздухе, слабость. Подростки сами могут наблюдать подобные последствия, Это может в большей степени повлиять на принятие решения отказа от курения, чем информация о болезнях, которые могут развиваться впоследствии. В образовательной модели специалисты уделяют внимание умению принимать решения, делается акцент на обучении навыкам, необходимым для принятия решения. Решение должно приниматься самим подростком на основании достоверной информации. При этом процесс принятия решения состоит из следующих стадий: рассмотрение альтернативного поведения; рассмотрение поставленных целей и оценка ценностей; учет отрицательных последствий того или иного действия, наряду с положительным результатом; поиск информации для оценки альтернатив; объективная оценка поступающей информации и мнений экспертов; повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех альтернатив, даже тех, которые рассмат-

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОЙ ...

ривались как неприемлемые; составление детального плана осуществления намеченного курса.

Радикально-политическая модель обучения здоровому образу жизни учитывает социальные причины нездорового образа жизни, например, загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни, отсутствие государственной политики в области формирования здорового образа жизни населения, реклама алкогольной и табачной продукции, семейные предпочтения и представления. Таким образом, радикально-политическая модель акцентирует внимание на создании условий здорового образа жизни (содействие становлению ЗОЖ), формировании здорового поведения на государственном, организационном, семейном и личностном уровнях [2, с. 152-153].

В контексте задач здоровьесбережения в образовательном процессе существует три теории.

Согласно первой теории в образовательном процессе существуют технологии, с большей вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. Например, традиционная технология обучения, разработанная Я. А. Каменским. Кроме того, это технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики.

Вторая теория альтернативна первой, так как раскрывается в технологиях, в которых сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). Именно эти технологии обозначаются как здоровьесберегающие.

Согласно третьей теории, самой многочисленной, к здоровьесберегающим относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для классификации этих технологий необходимо провести изучение получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся [4, с. 78].

Поскольку сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, то понятие «личность» раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком социокультурного опыта, общественных форм сознания и поведения человечества. Личностью становятся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. «Личность наша во всех своих проявлениях, во всех своих функциях пронизана лучами социальности, вне которой немыслимо развитие личности и жизнь ее».

В последнее время в специальной литературе подчеркивается, что процесс присвоения ребенком опыта предшествующих поколений, накопленных знаний, представлений, существующих отношений есть специфический процесс, осуществляемый в деятельности ребенка, которая развертывается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.