Научная статья на тему 'Высшая народная школа как пространство социальной самореализации пожилого человека'

Высшая народная школа как пространство социальной самореализации пожилого человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / HIGHER PUBLIC SCHOOLS (HPS) / CEASELESS EDUCATION / SOCIAL SELF-REALIZATION / LEARNING REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордина Ольга Васильевна

В статье исследуется высшая народная школа (далее ВНШ) как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В статье исследуются ее гуманистическое содержание и высокий жизнетворческий потенциал. В фокусе внимания находятся народные школы для пожилых людей, созданные в России. Это позволяет выделить основные модели организации деятельности ВНШ, определить особенности и перспективы их развития в современной России как пространства социальной самореализации пожилого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public High School as an Area for Elderly People Social Self-Realization

In the article the author considers Higher Public Schools (HPS) as a social and pedagogical phenomenon observable in practice. The presented educational model ways of developing within Russian educational system are determined. The article examines its humanitarian content and high potential to accomplish this educational model. The HPS for elderly people established in Russia are in the focus. This enables to emphasize the basic organization models of HPS activity, as well as to determine features and perspectives of their developing in modern Russia as an area for elderly people social self-realization

Текст научной работы на тему «Высшая народная школа как пространство социальной самореализации пожилого человека»

Серия «Политология. Религиоведение»

2010. № 2 (5). С. 40-45 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 374.7

Высшая народная школа как пространство социальной самореализации пожилого человека*

О. В. Гордина

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

В статье исследуется высшая народная школа (далее - ВНШ) как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В статье исследуются ее гуманистическое содержание и высокий жизнетворческий потенциал. В фокусе внимания находятся народные школы для пожилых людей, созданные в России. Это позволяет выделить основные модели организации деятельности ВНШ, определить особенности и перспективы их развития в современной России как пространства социальной самореализации пожилого человека.

Ключевые слова: высшая народная школа, непрерывное образование, социальная самореализация, обучающийся регион.

По мере демократизации общества все более значимой становится роль образования взрослых, воспринимаемого в широком социальном контексте, т. е. ориентированного не только на приобретение новых знаний, но и на обучение навыкам участия в делах общества, формирование чувства социальной солидарности, сопричастности, ответственности за общее дело. Все более очевидной становится роль образования взрослых как важнейшей аксиологической и инструментальной опоры формирующегося в России гражданского общества. И тут, естественно, возникает проблема институциализации неформального образования взрослых, которая на сегодняшний день в России еще не состоялась.

Одной из институциональных форм, уже апробированных и востребованных в современном обществе, является высшая народная школа для взрослых. Остановимся на этом феномене подробнее.

Высшая народная школа (ВНШ) как модель организации образования взрослого человека имеет почти двухвековую историю. Первая народная школа появилась в Дании в 1844 г. Она была основана на философских и педагогических идеях просветителя Николая Грюндвига. Исторически это был один из сложнейших периодов становления государственности и национального самосознания в Дании. Период, который можно было бы сравнить с состоянием аномии, описанной Э. Дюркгеймом, как состоянием хаоса и дезори-

* Печатается при поддержке РГНФ, проект № 08-06-00417а.

ентации в обществе. Старые устои рушатся, новые еще не созданы. Высокий гуманистический смысл этого начинания заключался в слогане, сформулированном Грюнгвигом, который звучал так: «То, что потеряно во внешнем мире, должно быть восполнено во внутреннем» [1, с. 14]. Родилась школа для взрослых людей, ориентированных на самопознание и саморазвитие. Первые народные школы преследовали и прагматические цели, обучая крестьян прогрессивным формам ведения хозяйства или давая рабочим азы экономической грамотности. И все-таки главной задачей ВНШ являлась мобилизация внутренней энергии человека для качественного изменения его как личности и как социального субъекта. Основными предметами, изучаемыми практически во всех народных школах, были национальная история и национальная литература. ВНШ стала школой просвещения народных масс в Дании. В мировой педагогической, философской литературе датская высшая народная школа упоминается как первый институт образования взрослых. Вскоре эта образовательная модель получила широкое распространение в Швеции, Норвегии, Финляндии. Созданные во второй половине XIX в., высшие народные школы получили дальнейшее развитие в скандинавских странах. Около 1900 скандинавских народных школ развили свои отличительные характеристики в XX в. Они не утратили своих позиций и сегодня. Смена времен, внося коррективы в содержание и формы обучения в высшей народной школе, не изменили ее гуманистической сути и основного назначения: дать человеку новый шанс в жизни.

Российская история педагогики хранит свои вехи в развитии неформального образования взрослых через народные школы. Первая воскресная бесплатная школа для взрослых была открыта в Киеве в 1858 г. выдающимся врачом и педагогом Н. И. Пироговым. Следующая школа открылась в Санкт-Петербурге уже через несколько месяцев в доме Марии Шпилевской. К концу XIX столетия в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России действовало уже более тысячи народных школ. Перед Первой мировой войной в России насчитывалось более двухсот народных домов, которые вырастали из народных школ, расширяя сферу влияния и образовательные возможности слушателей. По сути это был уже целый социокультурный комплекс, включающий в себя библиотеки, музеи, самодеятельные театры и др. При этом важно подчеркнуть, что и скандинавские высшие народные школы, и российские народные школы и дома всегда были и остаются институтами образования взрослых. Человек, попадая в пространство такой школы, конечно, проходит процесс социальной реабилитации, получает возможность социальной самореализации, но главный инструмент этих изменений - новые, актуальные знания. Специфика организации учебного процесса в высшей народной школе может быть изложена в трех основных положениях:

- ВНШ свободна в разработке учебных программ, выборе профиля.

- Учащиеся влияют на учебный процесс, который выстраивается с учетом их знаний, интересов, потребностей.

- Обучение дифференцированно в зависимости от степени подготовленности учащихся.

Опыт, естественно, опережает теоретические изыскания. Первая высшая народная школа в современной России открылась в 1998 г. при РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» (создатель - доктор экономических наук, профессор Н. П. Литвинова). Она позиционирует себя как преемница школы Марии Шпилевской, о которой уже шла речь выше. Целевой группой этой школы являются пожилые люди, в основном женщины. Авторы разработали оптимальную модель организации занятий, по сути, в экстремальных условиях, когда школа действует на базе общественной организации, не имеющей учебных аудиторий и вообще собственного помещения. Базой школы стал город со всеми его возможностями. Лекции читаются в залах Педагогического университета имени Герцена, исторические достопримечательности Санкт-Петербурга изучаются при непосредственном их посещении, заключены договора о регулярном льготном посещении спектаклей с 18 театрами города и т. д. Социальное партнерство обеспечивает яркий, содержательный учебный процесс в ВНШ Санкт-Петербурга. Сформировался актив и коллектив в целом. Родились традиции. Это был пилотный проект, рожденный удивительным энтузиазмом создателей и самим временем социальных потрясений и политических перемен. Этот опыт получил распространение в России. В 1999 г. была открыта ВНШ в г. Владивостоке на базе Дальневосточного государственного технического университета. Эта школа, реализуя модель, созданную в Санкт-Петербурге, начала действовать в совершенно иных условиях. Она опиралась на возможности вуза. Это обстоятельство внесло существенные коррективы в организацию образовательного процесса школы.

Понятно, что эффективная организация образования предполагает создание определенных социально-психологических условий, формирование специальной среды, содержащей в себе возможности для реализации его целей и задач. Вуз, наряду с некоторыми другими социальными институтами, обладает мощным научным, методическим, техническим потенциалом для участия в создании высших народных школ в современном российском обществе. Для этого он должен осознать свою просвещенческую миссию, взять на себя определенную ответственность за образование взрослого населения. То же самое может сделать любое образовательное учреждение: школа, техникум, дом детского творчества и др. В новейшей российской истории такие факты имеют место.

Возможности вуза в данной ситуации становятся возможностями высшей народной школы. Это существенно обогащает ее образовательное пространство. Здесь создается площадка для самореализации не только слушателей, но и преподавателей.

Еще один важный момент, помогающий высшей народной школе укрепить свои позиции в образовательном пространстве вуза. ВНШ становится базой практики для его магистрантов и аспирантов. Наблюдается то самое

встречное движение всех субъектов образовательного процесса, которое делает его обоюдным, в итоге - в нем заинтересованы все.

Межпоколенческие связи, возникающие в образовательном пространстве ВНШ, разрушают стереотипные представления, существующие у молодежи о пожилом человеке как вечно жалующемся, пассивном, а у пожилых учащихся рушатся стереотипы о молодом поколении как агрессивном и мало читающем. Пожилой человек становится для всех членов семьи источником новой полезной информации (финансы, право, экология, культура и т. д.), его покидает ощущение собственной ущербности, одиночества, он интересен близким, статистика подтверждает улучшение психологического климата в семьях учащихся высшей народной школы (по материалам социологических исследований в ВНШ г. Санкт-Петербурга, Барнаула, Владивостока, Иркутска).

Самая молодая ВНШ в России открыта на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования в г. Иркутске в феврале 2009 г. Особенность данной школы в том, что она, опираясь на опыт коллег, с самого начала создавалась как сетевой проект. Важным моментом, отличающим этот опыт от остальных, является то, что открытию высшей народной школы в Восточной Сибири предшествовало создание партнерской сети, объединившей представителей педагогического вуза, некоммерческих общественных организаций и образовательных учреждений Иркутской области. Консолидирующим событием, способствующим открытию ВНШ, явилась акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых в России», которую группа инициаторов создания высшей народной школы провела в Иркутске в 2007 г. Акция проводилась совместно с «Домом Европы в Санкт-Петербурге». Сегодня школа в Иркутске пользуется поддержкой широкой общественности, Законодательного собрания Иркутской области, различных творческих союзов и т. д. Свои программы школе предложили и представители муниципальной власти, и руководство Федерального агентства управления финансовыми рынками. Общество и власть восприняли школу для взрослых как антиде-прессивный проект, особенно актуальный в условиях глубокого экономического кризиса. Таковым он и является. Приток в школу слушателей не прекращается. Подавляющее большинство - это люди, рожденные в 40-50-е гг. Слушатели школы активно включаются в образовательный процесс, предлагают не только интересные темы занятий, но и приглашают сами некоторых преподавателей, проводят свои творческие вечера, читают лекции.

Сложился и частично обобщен опыт создания высших народных школ в разных регионах (г. Астрахань, Барнаул, Боровичи, Владивосток, Иркутск, Санкт-Петербург и др.). Создан и успешно реализуется сетевой проект «Обучающийся регион», объединивший все ВНШ, действующие в современной России.

Полученный опыт указывает на то, что наиболее эффективной моделью организации образования взрослых является создание сетевого проекта во главе с университетом, институтом, академией как научным, организационным, методическим ядром. Сегодня мы уже говорим о том вкладе, который

вуз может внести в создание обучающихся сообществ в регионах. «Мировая практика показала высокую социально-экономическую эффективность муниципального и регионального развития по модели «обучающегося региона», в которой главным фактором развития становится человек обучающийся в специально организованной среде формального и неформального обучения, где местные традиции обогащаются глобальным опытом, а администрация и население имеют совместно выработанную стратегию повышения конкурентоспособности и сохранения идентичности своей территории» [2, с. 236]. Реализация и развитие идеи «обучающегося региона» в Иркутской области находятся в самом начале пути. Но первые шаги уже сделаны. Создан филиал ВНШ Иркутска в МОУ СОШ № 16 г. Усолье-Сибирское. При поддержке Законодательного собрания Иркутской области прошел первый региональный обучающий семинар на тему: «Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: история, теория, практика». Участниками этого двухдневного семинара стали директора школ муниципальных образований области, избранные депутатами. Это заинтересованная, компетентная группа единомышленников и, думается, реальная сила, которая может способствовать продвижению идеи непрерывного образования и формирования «обучающегося региона» через создание сети высших народных школ.

Поскольку все обучение в ВНШ основано на свободном диалоге между слушателями и преподавателями, базируется на личной включенности и мотивации всех участников образовательного процесса, народная школа становится центром свободных дискуссий и дебатов о самых важных факторах развития общества. Она становится школой гражданской зрелости.

Пожилой человек, как правило, болезненно переживающий кризис, связанный со сменой социального статуса, с утратой прежних социальных связей, здесь обретает новый статус и новые, все расширяющиеся социальные контакты. Слушатель ВНШ активен, мобилен, его учебная неделя насыщена разнообразными событиями, организатором которых зачастую он и является.

Существующий опыт убеждает в том, что высшие народные школы должны действовать и получать развитие в российском обществе, как реальное воплощение стремления человека влиять на качество своей жизни. Неформальное образование взрослых - явление духовного порядка и эквивалент социальной зрелости, как отдельной личности, так и вуза и региона и человеческого сообщества в целом.

1. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики : монография / под ред. Н. П. Литвиновой, О. В. Гординой. - Иркутск ; СПб. : ВСГАО, 2009. - 240 с.

1. Higher Public Schools in the educational system of modern Russia: theory and practice : monograph / ed. by N. P. Litvinova, O. V. Gordina. - Irkutsk ; SPb. : ESSAE, 2009. - 240 р.

Public High School as an Area for Elderly People Social Self-Realization

O. V. Gordina

East Siberian State Academy of Education

In the article the author considers Higher Public Schools (HPS) as a social and pedagogical phenomenon observable in practice. The presented educational model ways of developing within Russian educational system are determined. The article examines its humanitarian content and high potential to accomplish this educational model. The HPS for elderly people established in Russia are in the focus. This enables to emphasize the basic organization models of HPS activity, as well as to determine features and perspectives of their developing in modern Russia as an area for elderly people social self-realization

Key words: Higher Public Schools (HPS), ceaseless education, social self-realization, learning region.

Гордина Ольга Васильевна - кандидат Olga Vasilevna Gordina - Candidate of

педагогических наук, доцент кафедры Pedagogical Science, Docent, the Depart-

социальной педагогики и психологии ГОУ ment of Social Pedagogy and Psychology,

ВПО «Восточно-Сибирская государст- the SEI HPT «East Siberian State Academy

венная академия образования», e-mail: of Education», e-mail: [email protected]

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.