УДК 371.044.5
Гордина Ольга Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», е.о.у@гатЫег.щ, Иркутск
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ
Gordina Olga Vasilievna
Candidate of pedagogics, associate professor of social pedagogy and psychology department at Eastern Siberia State Academy of Education, [email protected]. Izhevsk
PRINCIPLES OF ADULT EDUCATION AND WAYS OF THEIR REALIZATION IN ACTIVITIES OF FOLK HIGH SCHOOL
Высшая народная школа (ВНШ) - это модель добровольческого объединения взрослых людей, ориентированных на саморазвитие в условиях активного социального взаимодействия. Родиной народной школы принято считать Данию (середина XIX в.). В России широкое распространение они получили в 70-е годы XIX в.. И в датском варианте, если обратиться к истокам этого явления, и в российском варианте, взятом в его ретроспективе, ВНШ является школой, свободной от опеки государства, доступной всем желающим, ориентирующейся на интересы своих учащихся. Андра-гог Брита Лонструп, определяя специфику народных школ Дании, подчеркивает их приверженность грюндтвиговской традиции: ВНШ - это «Школа для жизни» [4, с. 3]. В связи с данной позицией, сформулированной ещё в 30-е годы 19 века датским просветителем Николаем Грюндвигом, определился и фундаментальный принцип жизненной философии, на котором строится мировоззрение и практическая деятельность преподавателей и учащихся Высших народных школ: «прежде, чем понять, следует полюбить» [4, с. 3].
Пытаясь определить принципы образования взрослых, реализуемые в практике современных российских ВНШ, вдумаемся в этот удивительно яркий по своему гуманистическому содержанию принцип. По сути, он аксиоматичен. Еще со времен философских изысканий древних греков, звучала идея о том, что созидает любовь, а разрушает ненависть. Все начинается с любви.... Тем не менее, в каждом поколении гуманистические идеи переживают свое новое рождение. Полюбить, значит принять человека таким, каков он есть, поверить в него. Классический гуманизм, провозгласив абсолютную ценность человеческий личности (кантовская теория категорического нравственного императива; человек не средство, а цель), привёл к антропоцентризму. «Человек - это главная ценность» - такова по-
зиция и современного гуманизма, В духовной жизни Российского общества укрепляет свои позиции «новый гуманизм» (неогуманизм). Его основные положения находят отражение в различных направлениях педагогического поиска, активно осваиваются педагогической наукой. В соответствии с концепцией неогуманизма личность рассматривается не как некая данность, но как её возможности. Уходят её статичные характеристики. Под образованием понимается процесс, относящийся к общественной жизни, в ходе которой человек обретает способность к осознанному самопознанию и саморазвитию. Как подчеркивает С.Г. Вершловский, этот процесс «...не может быть ограничен какой-либо специфической деятельностью, а включает множество изолированных друг от друга сфер деятельности» [3, с. 45]. В неогуманистической концепции образование самоценно. С точки зрения неогуманизма, цель всегда локальна, а познание и саморазвитие бесконечны. Человеколюбие в современной интерпретации - это вера в возможности человека и создание условий для его непрерывного продвижения по пути самосовершенствования, пути, которому нет конца.
В современной социокультурной ситуации неогуманизм является методологической основой формирования нового образовательного пространства, адекватного велению времени. Анализируя ситуацию в российском образовании взрослых, будем двигаться в русле этой теории. Опираясь на неогуманизм, как стержневой принцип, рассмотрим остальные андраго-гические принципы, которые будут лишь его уточнением и конкретизацией.
Определение принципов образования взрослых находилось в фокусе внимания разных ученых. Причем здесь прослеживается междисциплинарный подход, что соответствует современному вектору движения науки. Этой проблематикой занимались и андрагоги, и психологи, и социологи. А.М. Митина в книге «Дополнительное образование взрослых за рубежом» цитирует и подвергает анализу принципы успешного образования взрослых, сформулированные американским ученым Малькольмом Ноулзом. Предпосылками успешного обучения взрослого человека автор определяет огромный запас опыта, в том числе в исполнении разных социальных ролей, внутреннюю обусловленность мотивации к получению новых знаний и стремление к их немедленному использованию [6, с. 221].
Обратим внимание на то, что в этот период в Америке на смену термину «образование взрослых» (adult education) приходит новый термин «продолженное образование» (continuing education). Это было обусловлено необходимостью четко развести базовое и среднее (формальное) образование взрослых и образование, которые взрослый человек получает после окончания колледжа. Как пишет Грег Марселло: «...исследования, проводимые с 1970-х гг. и до наших дней, показывают, что наиболее вероятными участниками продолженного образования являются люди со степенью бакалавра» [5, с. 18]. Предполагается, что это люди, которые достаточно образованы для того, чтобы далее самостоятельно определять свои образовательные траектории.
М. Ноулз исходит из того, что взрослые обладают способностью к последовательному самообучению и рассматривает образование как процесс создания благоприятных условий для самоуправляемого обучения. Тезис о самоуправляемом обучении, нашел отражение в принципе самона-правленности личности, который автор формулирует как один из ключевых в организации обучения взрослых. Предполагается обязательное участие взрослых обучающихся в определении своих образовательных потребностей и предпочтений, в планировании и выполнении учебных заданий и их оценке, предоставляется возможность выбора программы, преподавателя и тд. Во многом, опираясь на идеи Ноулза, озвученные им в те же 70-е годы, определяли свои подходы к обучению взрослых и другие авторы. Например, Дженни Роджерс. Принимая тезис о самоуправляемом обучении, и опираясь на принцип самонаправленности личности, Роджерс формулирует ряд основополагающих принципов образования взрослых, таких, как: адекватность содержания обучения запросам взрослых; поддержание и развитие мотивации; конструктивная постановка целей как проектируемых результатов обучения; использование имеющегося опыта для связи знаний с реальной жизнью; своевременная поддержка положительных результатов обучающихся; создание особой атмосферы, учет положительных и отрицательных переживаний учащихся; предпочтительное использование активных методов, моделирующих жизненные ситуации. Важнейший тезис Дженни Роджерс - центром обучения является взрослый [6, с. 224].
Наши отечественные андрагоги также ориентируются на субъектную позицию взрослого учащегося в учебном процессе и адаптируют в российских условиях сформулированные нашими западными коллегами и проверенные временем принципы образования взрослых. При общей созвучности этих позиций, можно выделить то, что обогатило андрагогику, внеся в неё новые грани понимания сути образования взрослых. Например: принцип контекстности обучения (А. А.Вербицкий), предполагающий учет социокультурных условий жизни и деятельности взрослых) или принцип элективности обучения (избирательности, предоставления свободы выбора учащемуся всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, форм и тд) (С.И.Змеев).
Обобщая опыт осмысления принципов обучения взрослых, позволим себе процитировать андрагогические принципы, предложенные сотрудником кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования С.Л. Братченко. Пожалуй, это наиболее полный и адаптированный к реалиям современной жизни, перечень основных позиций, на которых сегодня строится образование взрослого человека.
1. Принцип самостоятельности (максимальное участие учащихся на всех основных этапах учебы - от планирования до контроля и коррекции).
2. Принцип императивности (широкое применение совместной деятельности учащихся - как с преподавателем, так и между собой).
3. Принцип опоры на опыт (использование разнообразного опыта учащихся - социального, профессионального, житейского - в качестве одного из ресурсов обучения).
4. Принцип индивидуализации обучения (ориентация на конкретные образовательные потребности и цели учащихся, их уровень подготовки и другие особенности).
5. Принцип инновационности (постоянное обновление, расширение методического арсенала и доработка его под конкретные учебные цели и условия).
6. Принцип контекстное,ти обучения (учет как индивидуальноличностных задач обучения, так и социально-профессиональных, деятельностных, временных, пространственных и других его аспектов).
7. Принцип актуализации результатов обучения (предоставление возможности безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств).
8. Принцип элективности (создание условий учащимся для свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения).
9. Принцип развития образовательных потребностей (построение
обучения на основе выявления и восполнения деятельностных «дефицитов» учащихся и развития у них новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется по достижении определенной цели обучения). ■
10. Принцип рефлексивности (постоянное осмысление учащимися всех основных параметров процесса обучения и своих действий) [1, с. 87].
Обращаясь к деятельности Высших народных школ в современной России, возьмем за основу именно эти десять андрагогических принципов и исследуем пути их реализации в практике образования взрослых. Обращает на себя внимание то, что в данной классификации принципов образования взрослых первые четыре принципа показывают разные грани одного явления: субъектного уровня участия слушателей школы в учебной и досуговой деятельности. Прежде всего, стоит сделать акцент на некоторой специфике отечественных школ - как показывает практика, их целевой группой являются в основном люди пожилого возраста. Школы ориентированы на поддержку людей старшего поколения в процессе их адаптации к сложным социально-экономическим реалиям российского общества. Кроме того, они решают важнейшую задачу преодоления возрастного кризиса, сопряженного с чувством одиночества, невостребованности, с переживанием очевидных физических изменений.
1. Принцип самостоятельности. Все, ныне действующие российские Высшие народные школы строят свою образовательную деятельность исключительно на демократических основах. С самого начала, с первых организационных встреч ставится задача формирования актива из числа слушателей, способного взять на себя решение целого комплекса проблем,
затрагивающих как организационные, так и содержательные аспекты деятельности школы. Модель Высшей народной школы г,Санкт-Петербурга, которая получила распространение в ряде регионов России, предполагает создание Совета самоуправления, выбор старост в учебных группах. В деятельности школы значительный объем работы осуществляется на волонтерской основе. В программе курсы, клубы и секции, которые выбраны или предложены самими слушателями. Более того, значительная часть курсов преподается слушателями школы.
Фрагмент интервью с Забелиной Инной Петровной, автором курса «Страноведение», слушателем ВПШ при РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» с 2000 года.
«Я в Высшей народной школе 8-й год. Как только закончила свою медицинскую деятельность, я пришла в эту школу. Пришла, сказала, что пришла учиться. Меня спросили: «Что Вы можете для школы сделать?». Я говорю, что много путешествовала и у меня большой материал, я очень охотно делюсь с аудиторией, любой: от школьников до взрослых. И сразу перечень стран. До меня этот предмет назывался Евроведение. Кто-то про страны Европы рассказывал. А у меня Мексика, Филиппины, Индия, Япония и никак уже в Евроведение не записать. Мы назвали «Страноведение», 8 год и учусь и преподаю в Высшей народной школе. Я сразу начала и учиться, и преподавать...».
Это закономерный сценарий развития событий. Высшая народная школа дает человеку новый шанс в жизни, создает условия для реализации его творческих устремлений, актуализирует богатейший жизненный опыт. Состав слушателей школы чрезвычайно разнообразен, поскольку включает в себя представителей самых разных сфер деятельности. Это является мощным ресурсом для формирования учебных и досуговых программ, опытный руководитель обязательно будет его использовать. В результате в каждой Высшей народной школе есть свои эксклюзивные наработки. При абсолютной самостоятельности в выборе своего образовательного пути, слушатели самостоятельны и свободны в выборе сферы своей оптимальной самореализации.
2. Принцип императивности. Важнейшей особенностью Высшей народной школы является дух коллективизма (или соборности?). В отличие от любых семинаров или курсов, организуемых для взрослых, где участники так и остаются «попутчиками» на короткий отрезок времени, в народной школе создаются прочные дружеские связи, возникают группы единомышленников, каждый чувствует свою личную причастность делам школы.
Фрагмент интервью с Фершуковой Верой Павловной, заведующей учебной частью Высшей народной школы при РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге».
Вопрос: Вера Павловна, Вы у истоков были, давайте вспомним, как все начиналось, как людей собрали? Как темы определялись, как это происходило?
Ответ: Мы провели работу; заполнили анкеты, познакомились со слушателями. Выяснили их направления, интересы. Интересно, оказалось, те, кто технари все, они кинулись в искусство и наоборот. В основном интересовались вопросами искусства... То есть определились какие-то направления. Получилось, что многие люди, потихоньку взяли на себя руководство секциями. Например, слушатель интересуется вопросами поэзии, сначала как староста этого направления работает, а потом берется руководить. Руководитель готовит обычно какую-то тему. Она рассказывает, есть какие-то записи, прослушивание, кто-то читает стихи. Все распределяется. Есть актив клуба, который готовит встречи.
«Взаимодействие» в Высшей народной школе - одно из ключевых понятий. Здесь нет административных рамок, принуждения, люди изначально обо всем договариваются. Вот, например, как распределились функции между создателем ВНШ г. Санкт- Петербурга Н.П. Литвиновой и завучем школы Фершуковой В.П.:
Фрагмент интервью с Фершуковой Верой Павловной, заведующей учебной частью Высшей народной школы при РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге».
Мы очень тесно вместе работаем. Я знаю школу изнутри больше: кто к чему тянется, а у Нины Петровны взгляд шире, она видит перспективы. Какие программы взять, кого пригласить к сотрудничеству. Я тактик, она стратег.
3. Принцип опоры на опыт. Спецификой образования взрослых, безусловно, является богатый жизненный опыт учащихся. Именно он является основой мотивации к учебе и тем достоянием, которое каждый готов приумножить, и которым, как правило, хочется поделиться с другими. Вот как оценивает роль опыта в деятельности школы Н.А. Яковлева, стоявшая у истоков создания ВНШ Алтая (АлтГУ).
В работе ВНШ есть огромный элемент творчества. Люди образованные, имеющие опыт большой в разных сферах. Зачастую управленческих. Они сами выражали желание сотрудничать, составлять планы, свои связи подключать. Сделаем это, откроем то... «Я работала секретарем в администрации. Я могу помочь ...» и тд. Так много интересных проектов! Здесь тоже огромный резерв, который не требует больших вложений, а требует просто поддержки организационной. Т.е. дайте помещение людям, дайте возможность им где-то встречаться. Оии могут, опираясь на свой опыт, горы свернуть.
Высшая народная школа для взрослых - саморазвивающаяся социально-педагогическая система. Её мощный синергетический потенциал заложен в жизненном, профессиональном опыте слушателей школы, которые, как уже отмечалось выше, со временем сами становятся её преподавателями.
4. Принцип индивидуализации обучения. Реализация данного принципа является логическим продолжением всех предыдущих. Опыт и самостоятельность лежат в основе индивидуализации обучения. Уровень подготовки
и направленность образовательных потребностей взрослых учащихся исследуется при поступлении в ВНШ и далее учитывается при формировании учебных и досуговых программ, выборе форм обучения. Приоритет, конечно, отдается активным методам обучения, поскольку слушатель ВНШ - это априори человек, ориентированный на взаимодействие, общение, актуализацию полученных знаний в деятельности. Но круг интересов разный. Анкета, с которой обязательно начинается знакомство с каждым слушателем, позволяет выявить его образовательные цели и предпочтения. Кроме этого, уже в анкете поступающий в школу может предложить свои образовательные услуги, написать о желании войти в состав актива и др. В ряде ВНШ (гг. Санкт-Петербург, Владивосток, Астрахань, Барнаул и др.) практикуется исследовательская деятельность слушателей, им предоставляется возможность провести исследование и сделать доклад на университетской научной конференции, опубликовать результаты исследования в сборнике и тд,
5. Принцип инновационности. Введение понятия «образование взрослых» в педагогическую лексику все еще носит дискуссионный характер. Образование взрослых - это сложный, полифункциональный социальнопедагогический феномен (сегодня специалисты выделяют формальное, неформальное, информальное образование взрослых). Данное явление в силу своей обособленности, не разработанности, даже альтернативности институализированной системе образования, по сути, является полигоном для апробации новых педагогических идей. В этом сложном образовательном пространстве рождается и получает свое воплощение педагогическая альтернатива. Для нашего отечественного образования сама по себе деятельность ВНШ является безусловной инновацией, И то, что эта «школа для жизни» благодаря общественной инициативе пробивает себе дорогу, на деле реализуя принципы гуманной педагогики, которые все еще пока только декларируются,, но никак не приживаются в системе формального Российского образования, уже заслуживает внимания. Думается ОПЫТ российских Высших народных школ, формирующийся сегодня, нуждается в поддержке, оценке и глубоком анализе специалистов.
6. Принцип контекстности обучения. Высшая народная школа - открытая система. Пространство, в котором она создается, конечно, оказывает влияние на её деятельность. Например, ВНШ, созданная на базе университета (Астрахань, Барнаул, Владивосток, Иркутск, Казань...). Возможности университета в данной ситуации становятся возможностями Высшей народной школы. Это существенно обогащает её образовательное пространство. Здесь создается площадка для самореализации на только слушателей, но и преподавателей. Еще один важный момент, помогающий Высшей народной школе укрепить свои позиции в образовательном пространстве университета. ВНШ становится базой практики для магистрантов и аспирантов. Специфика организации деятельности и содержательные аспекты образования в ВНШ обусловлены социокультурной ситуацией в целом, региональной спецификой. Например, школа в селе Михайловское, которая является филиалом ВНШ Алтая, строит свою деятельность исходя из возможностей села.
Фрагмент интервью с Герасимовой Галиной Александровной, заведующей Михайловским филиалом Высшей народной школы Алтая
Начали определяться, какие же мы курсы откроем? Нельзя объять необъятное, мы же село. И решили, группа здоровья остается. Православие батюшка сказал, буду вести Православный лекторий, организовали «Домашнюю академию», в ней у нас и садоводы, и врачи выступали, и юристы. И психологи... Банк приглашали, сами ходили, смотрели, как пользоваться банкоматом, пластиковыми картами. В общем: «Домашняя академия». Косметолога приглашали. Библиотеки делали обзорные уроки. Хорошая у нас была «Домашняя академия». Много мы полезного почерпнули.
Сегодня представить Михайловское без Высшей народной школы трудно. Её деятельность, безусловно, является значимой, поскольку снижает уровень социальной напряженности, вносит мощный позитивный, жизнеутверждающий заряд в социум.
7. Принцип актуализации результатов обучения. Взрослый учащийся достаточно четко представляет какими должны быть результаты его обучения. Причем он ориентируется на безотлагательное применение на практике полученных в ВНШ знаний. Опыт показывает, что все курсы, которые предлагают для них организовать слушатели, являются практико-ориенти-рованными. Если это психология, то обязательно с выходом на взаимоотношения с близкими, если это финансовая грамотность, то с конкретными примерами и профилактикой возможных финансовых рисков, если посещение театра, выставки, то обязательно с последующим обсуждением и возможностью высказать свое мнение. Сама ситуация погружения взрослого (в ВНШ часто пожилого) человека в мир новой, современной информации позволяет не только обогатить круг общения, но и сделаться интересным собеседником для своих близких, друзей. Слушатель школы всегда является носителем новой и актуальной информации.
8. Принцип элективности. Данный принцип, предполагающий свободу выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, реализуется в ВНШ в полной мере. Он вытекает из субъектной позиции слушателя. В каждой народной школе, действующей в современной России, взрослым учащимся предлагается большой выбор программ. В расписание входят как общие лекции, так и групповые и индивидуальные занятия. Все по выбору слушателей.
9. Принцип развития образовательных потребностей. Дискуссия о том, что должно быть приоритетным в образовании взрослых: удовлетворение запросов учащихся или предложение им развивающих курсов со стороны преподавателя, т.е, некоторое навязывание им информации с целью их дальнейшего роста и совершенствования, продолжается. Думается, здесь уместен разумный компромисс, и он в практике ВНШ найден. Как уже отмечалось выше, образовательные потребности слушателей исследуются и учитываются руководителями школы. Однако, получение новой, ранее не
доступной информации формирует и новые образовательные запросы. Следовательно, постоянное повышение планки и движение вперед необходимы. Это объективный процесс, который протекает и развивается в BHLLI естественным образом, поскольку круг преподавателей, как правило, расширяется, открывая доступ к новой информации.
10. Принцип рефлексивности. Осознанное, ответственное отношение взрослого учащегося ко всему, происходящему в ВНШ, предполагает постоянное осмысление им учебной ситуации и своих действий в ней. В ВНШ организации обратной связи со слушателями всегда уделяется самое серьезное влияние. Эта связь осуществляется через актив, который анализирует учебный процесс совместно с руководством школы, доводя до него информацию о степени удовлетворенности уровнем преподавания учебных курсов. Кроме этого, рефлексивный анализ проводится в непосредственном общении слушателей с преподавателем, через анкетирование, выпуск газеты и т. д.
Подводя краткий итог исследованию реализации основных принципов образования взрослых в практике Высших народных школ, заметим, что все принципы успешно реализуются и региональная специфика не меняет их сути. ВНШ как самобытная модель педагогического взаимодействия, ориентированная на саморазвитие личности взрослого человека, постепенно укрепляет свои позиции в российском образовательном пространстве. Думается, сегодня стратегической задачей является теоретическое осмысление ВНШ как социально-педагогического феномена, наблюдаемого в жизненной практике и определение перспектив её развития в современной России.
Библиографический список
1. Братченко, C.JI. Экспертиза в образовании взрослых-андрагогическая и гуманитарная.. Андрагогика. Материалы к глоссарию[Текст] / С.Л. Братченко. -СПб.: СПбАППО, 2004, С. 87.
2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых; контекстный подход [Текст] / А.А. Вербитский // Новые знания. - 2001. - № 1
3. Вершловский, С.Г. Гуманистический смысл образования [Текст] / А.А. Вербитский // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. 20-21 мая 1999. - СПб.: СПбГУП, 2000. - С. 44-46.
4. Марселло, Г. Продолженное образование: Основы [Текст] / Г. Марселло. — M.:LEARN Books, 2009. - С. 18.
5. Митина, А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие [Текст] / А.М. Митина. - М.: Наука, 2004. - С. 221-224.