Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 371.833
Социокультурная деятельность школы малого города как пространство формирования обучающегося сообщества детей и взрослых
О. В. Гордина
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье исследуется процесс формирования городского обучающегося сообщества как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В фокусе внимания находятся роль и возможности школы малого города как инициатора и активного участника данного процесса. В качестве эффективной социальной технологии организации обучающегося сообщества рассматривается сетевое взаимодействие широкого круга социальных партнёров.
социокультурная деятельность, непрерывное образование, обучающееся сообщество, сетевое взаимодействие.
Дата поступления статьи в редакцию: 12 января 2018 г.
Непрерывное образование, по документам ЮНЕСКО, признано «ключом в 21 век». Об этом много написано и сказано на форумах самого разного уровня. Согласимся и отметим, что это тот редкий случай, когда не столько декларируется некая перспектива или цель, сколько констатируется сложившаяся социокультурная ситуация, которая очевидна и безальтернативна для любого мыслящего человека.
Образование - это стратегический ресурс личности, который необходимо постоянно обновлять и совершенствовать. Динамика современных социальных процессов такова, что промедление, расслабление обязательно поставят человека в позицию аутсайдера, догоняющего уходящий поезд. Хотелось бы обратить внимание на то, что в условиях информационного общества на первый
план выступает не объём и актуальность знаний (хотя и они важны), а образовательное поведение, которое проявляется в умении работать с информацией и готовности учиться непрерывно в течение всей жизни. Непрерывное образование является многовекторным. Человек, обучающийся в пространстве формального образования, предполагающего, как известно, сертификацию, изменение статуса (среднее образование, высшее образование, бакалавр, магистр), обретает ценный опыт образовательного поведения. Параллельно он занимается самообразованием, то есть погружается в сферу информального образования. Здесь нет ограничений и стандартов. Это самостоятельное путешествие в мире информации, которое предпринимает каждый, поскольку оно обусловлено современным образом жизни. Сегодня информационные потоки человек может самостоятельно принимать и интерпретировать в неограниченном количестве. Ну а если хочется конструктивного, полезного общения, мастер рядом, который поделится знаниями и поможет раскрыть свои способности, тогда наш современник открывает свои новые горизонты в неформальном образовании (искусство, лингвистика, оздоровление и др.). Все виды образования чрезвычайно актуальны и априори должны быть доступны. Какие условия существуют в современной России для того, чтобы образование взрослого человека имело непрерывный характер, соответствующий вызовам нашего времени?
Российскую систему формального образования отличает линейность построения и преемственность: дошкольное, общее, среднее специальное, вузовское, постдипломное образование. Подавляющее большинство наших граждан проходят все этапы этой образовательной траектории. Таким образом, можно предположить, что основа для устойчивой мотивации к непрерывному образованию существует. Эта линейная система не охватывает все категории населения, да и задачи такой не ставит. Между тем это именно то пространство, которое в целом формирует у своих участников учебную мотивацию и образовательное поведение. Современному взрослому человеку предстоит добывать и применять новые знания уже за пределами учебных заведений - в многомерном и вариативном поле непрерывного образования. И здесь одним из важных и доступных ресурсов для россиян является Интернет и возможности дистанционного обучения. Однако при высоком образовательном потенциале в данном варианте получения знаний теряется ресурс непосредственного межличностного общения взрослых обучающихся, который играет большую созидательную роль в процессе обмена информацией. Эмоционально окрашенные позитивные отношения участников образовательного процесса усиливают их учебную мотивацию, способствуют формированию человеческого и социального капитала личности. Это тот тип получения знаний, который соответствует российской ментальности - по сути общинной, коллективистской. И вот здесь мы можем констатировать ограниченность возможностей, поскольку система образования взрослых в России просто не сформирована. Отдельные сегменты существуют: постдипломное, дополнительное, корпоративное образование. Но, как правило, они относятся к получению новых знаний в рамках определённой профессии. Мировой опыт, в частности практика Скандинавских стран, показывает высокую эффективность в развитии взрослого человека, в формировании его социальной мобильности и улучшении качества жизни именно неформального образования, выводящего человека за узкоотраслевые
проблемы его профессии. Неформальное образование помогает человеку открыть для себя многообразие мира, обрести единомышленников, выявить и развить собственные способности.
Эффективным подходом к организации доступного, открытого для обновлений и инноваций непрерывного образования является синтез трёх его составляющих: формального, неформального, информального, а инструментом реализации - образовательное сообщество. Люди всё чаще объединяются на основе общих интересов, задач и проблем. Силой притяжения является возможность получить новый опыт, доступ к образовательным ресурсам, референтное окружение.
В современной социальной педагогике, андрагогике этот феномен представлен как движение обучающихся регионов, которое органично включает в себя обучающиеся города, обучающиеся поселения, обучающиеся организации. Существенно, что такое сообщество ориентировано на социум в целом и каждого участника образовательного процесса персонально.
Опыт показывает, что для его формирования необходимо наличие определённых условий:
- высокая познавательная активность обучающихся;
- высокий профессионализм и опыт постоянной педагогической рефлексии обучающих;
- активная гражданская позиция всех субъектов образования, их готовность меняться ролями (обучающийся - обучающий) и делиться образовательными ресурсами.
Таким образом, формируется образовательная среда, гармонизирующая потребности региона и интересы граждан. Яркий общественный деятель, инициатор движения обучающихся регионов в современной России Литвинова Н. П. определяет доступность образования для всех жителей города и сетевое взаимодействие государственного, частного и общественного секторов как основные принципы функционирования обучающегося сообщества [2, с. 65].
Мы уже отмечали выше, что система образования взрослых в России не сформирована. Обучающееся сообщество является перспективной формой его организации. Как социальная сеть это сообщество должно иметь некий центр, притягивающий в своё образовательное пространство партнёров. Полагаем, что в условиях крупного города эту функцию может выполнять вуз, а в условиях малого города - школа.
В связи с этими рассуждениями возникает вопрос: причём же здесь школа, ведь речь идёт в основном об образовании взрослых?
Отметим, что взаимоотношения школы и её социального окружения имеют давнюю историю. Например, на рубеже 19-20 веков в России по образцу школ для детей создавались первые народные школы для взрослых, народные университеты, народные дома. Во второй половине 20 века большой популярностью пользовались вечерние школы для сельской, рабочей молодёжи. Школьное обучение - это тот стержень, на который опирается вся система образования.
В данной статье обратимся к истокам школы как социокультурного явления и попытаемся выявить её потенциал как для развития личности обучающегося, так и для просвещения широкого социума (город, регион). Полагаем, что
пространством формирования обучающегося сообщества в условиях малого города могла бы стать социокультурная деятельность школы, ориентированная на интеграцию в городской социум. И здесь важно уточнить, как мы интерпретируем понятие «социально-культурная деятельность».
Философская категория «социально-культурная деятельность» вошла в научный мир в последнее десятилетие 20 века в ситуации оживлённой дискуссии по поводу определения её категориального статуса. Можно выделить два подхода к осмыслению этого понятия: узкоотраслевой, рассматривающий социокультурную деятельность как развитие культурно-просветительской работы (Т. Г. Киселёва, Ю. А. Стрельцов, Ю. Д. Красильников, В. Е. Триодин и др.) и философский (М. С. Каган, Г. Г. Карпов, А. П. Марков и др.), согласно которому социокультурная деятельность - это реальность, рождённая благодаря взаимодействию социального и культурного, опосредованному деятельностью различных субъектов [7, с. 28].
Опираясь на философский подход к интерпретации данного понятия, рассмотрим сквозь призму социокультурной деятельности образовательный процесс в школе.
Не вызывает сомнений тезис о том, что школа - это пространство культуры. Каждый участник образовательного процесса является носителем определённой культуры. Он не только усваивает её грани, он и как социальный субъект творит её на своём уровне, в меру своих сил и возможностей. Таким образом, социокультурную деятельность можно определить как культуроосвоение и культуросозидание в ситуации социального взаимодействия [3, с. 41].
Рыночный вектор развития современного российского образования предопределил приоритет экономической составляющей в оценке качества образования (точнее образовательных услуг). Но радует то, что наше общество не готово воспринимать образование столь утилитарно. Более органично воспринимается предлагаемый рядом учёных социокультурный подход к пониманию сути образования (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. П. Валицкая и др.), который выводит образование за узкоотраслевые границы министерства. Для специалистов представляет интерес стратегия социокультурной концепции модернизации образования, предложенная А. Г. Асмоловым. Автор обосновывает ведущую роль образования «в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России» [1, с. 71].
Солидаризируясь с этой позицией, подчеркнём, что школа из сферы услуг (пусть они даже названы образовательными!) должна в общественном сознании, особенно это касается поколений, повзрослевших в нулевые годы, обрести иной статус - традиционный и естественный для российской школы. Речь идёт о статусе социального института формирования общественного сознания.
Задачи просвещения граждан любого возраста особенно актуальны для сельской школы или школы малого города. Именно здесь она является площадкой для обогащения духовной жизни представителей разных поколений. Не секрет, что школе малого города приходится брать на себя функции, не свойственные школе крупного города - центра образования и культуры. Эта специфическая ситуация способствует внедрению в деятельность школы новых социокультурных и образовательных идей.
Активное взаимодействие школы с социальным окружением приводит к появлению в ней референтных взрослых, которые, обретя возможность реализовать свои творческие, познавательные интересы, приносят в школьную среду разнообразие, увлекают ребят творчеством и вдохновляют на добрые дела силой своего примера. Интеграция школы в социум способствует формированию активной жизненной позиции и основ социальной солидарности у всех участников обучающегося сообщества.
Анализ образовательных моделей, разработанных в этом контексте (школа диалога культур, культуротворческая школа и др.), выявляет их общую ориентацию на внимание к внутреннему миру ребёнка, создание условий для его самопознания, саморазвития, самоактуализации. Однако при всей своей концептуальности и очевидном инновационном потенциале эти модели остаются в плену «школоцентризма» (И. С. Кон), признающего педагогически целесообразным только то, что можно наблюдать в помещении школы. «Односторонняя концентрация внимания на официальных институтах и формах деятельности - прямое следствие бюрократизации социально-педагогического мышления, для которого всё, что не поддаётся официальной регламентации, как бы не существует» [5, с. 136].
Думается, эта замкнутость должна быть устранена в современной школе, спектр влияний на развивающуюся личность значительно шире.
Социокультурная деятельность школы, выходящая в социум малого города, формирует качественно новое образовательное пространство, в котором возможно становление обучающегося сообщества детей и взрослых. Формы такой работы, способной объединить детей и взрослых и сформировать обучающееся сообщество, известны: тематические лектории, дискуссионные площадки, народные театры, клубы по интересам, фестивали творчества, добровольческие движения и акции.
В качестве примера формирования обучающегося сообщества можно привести опыт открытия ряда Высших народных школ (ВНШ) для взрослых в Иркутской области. ВНШ является волонтёрским проектом. Обучение взрослых в народной школе доступное (принимаются все желающие, обучение бесплатное) и гибкое, ориентированное на запросы слушателей. Первая ВНШ в Восточной Сибири была открыта на базе Педагогического института в 2009 году, и она успешно функционирует до сих пор. Весь образовательный процесс в школе строится на основе социального партнёрства. Партнёрами являются преподаватели вуза, студенты, создавшие школу и работающие в ней на добровольных началах, администрация Педагогического института и администрация города Иркутска, предоставляющие безвозмездно аудитории для занятий слушателей, многочисленные учреждения образования и культуры, которые присылают лекторов в школу, приглашают слушателей на свои мероприятия и т. д. Чуть позже, но тоже в 2009 году, в Иркутской области были открыты Высшие народные школы для взрослых на базе общеобразовательных школ: СОШ № 16 г. Усолье-Сибирское и «Карымская школа» (пос. Карымск Куйтунского района). Этот социально-педагогический эксперимент получил поддержку на уровне муниципальной власти, методическую поддержку оказала ВНШ Педагогического института, но самое важное, он был понят и принят населением. Учителя, ученики, активные граждане начали преподавать в этих народных
школах. Опыт оказался удачным. Открыв двери своих учебных аудиторий для взрослых, даже пожилых людей, школы обрели мощнейший ресурс: интеллектуальный, творческий, общественный. Слушатели вошли в органы общественного управления школой, они взяли под контроль трудных подростков, семьи с опекаемыми детьми. Совместные благотворительные мероприятия детей и взрослых, направленные на помощь одиноким людям, благоустройство улиц и скверов, проведение вечеров-воспоминаний детей войны для школьников, совместные выставки творческих работ... Это далеко не полный перечень совместных дел детей и взрослых, которые формируют обучающееся сообщество, обогащают школьную жизнь содержательным общением, участием в её делах референтных взрослых, работают на позитивный образ школы и в целом делают жизнь многих людей лучше.
В основе формирования обучающегося сообщества - сетевая технология, которая увеличивает воспитательный потенциал школы, выводя учебный процесс за границы учреждения. Социальная сеть функционирует как содружество разнообразных учреждений, некоммерческих организаций, имеющих близкие образовательные цели. Например, в деятельность народных школ активно включаются учреждения культуры, науки, ветеранские организации, региональные СМИ. Сетевое взаимодействие способствует объединению и перераспределению ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых) и опирается на устойчивый характер партнёрских отношений. Можно выделить отличительные черты функционирования обучающегося сообщества: партнёрский стиль отношений, отсутствие вертикали управления, доступность, активная позиция всех субъектов обучения и т. д. [4, с. 32].
В результате осмысления ключевых тенденций современного педагогического поиска, с учётом возрастающей роли образования в обществе и педагогического потенциала социокультурной деятельности может быть создана образовательная модель, адекватная требованиям социума малого города, - модель школы, инициирующей создание и функционирование обучающегося сообщества. Объектом педагогического проектирования становится социокультурное пространство, включающее в себя непосредственно учебно-воспитательный процесс и социокультурные потоки, в сфере влияния которых находится школа, т. е. социокультурную ситуацию в городе. Кроме того, школа, инициируя социокультурную деятельность, объединяющую детей и взрослых, сама оказывает существенное влияние на культурную жизнь социума. Школа и социум, живущие в едином территориальном, социокультурном и временном пространстве, объективно готовы к успешной интеграции.
Социокультурная деятельность школы становится полем апробации и развития ценностных ориентаций личности, формирования готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни, к диалогу с человеком и окружающим миром, пространством обретения личностного опыта культурной идентификации и социальной самоактуализации.
В малом городе в условиях ограниченных возможностей для обучения взрослых социокультурная деятельность школы может стать центром притяжения интеллектуальных ресурсов, сделать процесс обретения новых знаний для людей любого возраста доступным, а непрерывность образования - реальной.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.
2. Бутко, Е. Я. Развитие обучающихся регионов - ответ на вызов современности / Е. Я. Бутко, Н. П. Литвинова // Вестник Рос. академии естеств. наук (Санкт-Петербург). -2014. - № 3 (18) . - С. 65-69.
3. Гордина, О. В. Социокультурная деятельность школы малого города как фактор развития жизненных ориентаций учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Гордина. - СПб., 2001. - 198 с.
4. Гордина, О. В. Вуз как участник формирования городского обучающегося сообщества / О. В. Гордина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 1. - С. 31-34.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М., 1989. - 254 с.
6. Литвинова, Н. П. Образование взрослых как государственная политика / Н. П. Литвинова, В. В. Горшкова, С. С. Лебедева [и др.] // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 8 (76). - С. 88-89.
7. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования : Учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 1998. - 364 с. - (Серия «Библиотека гуманитарного университета» / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; Вып. 6).
8. Шадрина, Т. В. Андрагогические подходы к обучению будущих специалистов сферы профессионального образования / Т. В. Шадрина // Современное образование: традиции и инновации. - 2015. - № 1. - С. 23-29.
Social and Cultural Activity of a Town School as a Platform for Organizing the Children and Adults Self-learning Community
O. V. Gordina
State University, Irkutsk
Abstract: In the article the author considers the process of forming the town self-learning community as a social and pedagogical phenomenon. The ways of developing such an educational model in the Russian education system are determined. The focus is on the potential and opportunities of a town school as an initiator and participant of this process. The network interaction of a wide range of social partners is considered to be an efficient social technology to organize the self-learning community.
Keywords: social and cultural activities, lifelong education, learning community, network interaction.
Гордина
Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Gordina Olga Vasilievna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Аssociate Professor, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 6664011
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]