Научная статья на тему 'Социальное партнерство вуза как условие формирования готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям'

Социальное партнерство вуза как условие формирования готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПАРТНЕРСКИМ ОТНОШЕНИЯМ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПАРТНЕРСКИМ ОТНОШЕНИЯМ / READINESS FOR PARTNER RELATIONSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL COLLABORATION / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / PARTNER RELATIONSHIP / TRAINING FOR PARTNER RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревцова Елена Николаевна, Федосова Ирина Валерьяновна

В статье раскрывается влияние социального партнерства на формирование готовности студентов будущих социальных педагогов к партнерским отношениям на примере анализа опыта работы кафедры одного из вузов страны. Результаты исследовательской работы свидетельствуют, что партнерские отношения компетентностно обусловленные устойчивые взаимосвязи специалиста с различными группами социальных субъектов, устанавливаемые в процессе решения профессиональных задач на основе согласования интересов, организации совместных активных действий, построения диалога, соблюдения равных прав и разделения ответственности между его соучастниками. Готовность социального педагога к партнерским отношениям как качественная характеристика его профессиональной компетентности закладывается в вузе на этапе профессионального становления специалиста и определяется характером и степенью единства её компонентов: личностного, когнитивного и операционно-деятельностного. На основе анализа научной литературы, обобщения опыта работы исследователей и результатов собственной эмпирической деятельности раскрываются теоретико-практические основы социального партнерства в профессиональном образовании, а также слагаемые успешности функционирования данного феномена с позиций исследуемой цели формирования готовности студентов к партнерским отношениям. Среди них: наличие развитой структуры системы социального партнерства, четкая постановка тактических (оперативных) задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами, сочетание различных направлений, форм совместной партнерской деятельности; партнерский характер отношений, поддерживаемый всеми участниками взаимодействия. Материалы исследования могут быть применены в образовательной практике организаций, осуществляющих профессиональную подготовку социальных педагогов, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Полученные результаты используются в практике работы ФГБОУ ВО «ИГУ» в г. Иркутске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деревцова Елена Николаевна, Федосова Ирина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY'S SOCIAL COLLABORATION AS A CONDITION FOR TRAINING FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES FOR PARTNER RELATIONSHIP

The article describes the influence of social collaboration on training the students who are to be social pedagogues for partner relationship by example of the work experience of one of the country's universities department. The results of the research indicate that partner relationship is stable, competently conditioned links between a specialist and various groups of social subjects. The links are established during the process of solving professional tasks on the basis of harmonizing the interests, organizing joint actions, establishing dialogues, observing the rights of the partners and division of responsibility among them. The readiness of a social pedagogue for partner relationship as a quality indicator of professional competence is formed at university during professional training. It is defined by the type and unity level of its personal, cognitive and operational components. Relying on scientific literature, generalization of research experience of various scientists and the results of their own empiric research, the authors describe theoretical and practical base of social collaboration in the sphere of vocational training. They also describe the conditions for successful functioning of this phenomenon concerning training students for partner relationship. The conditions include developed system of social collaboration, definite goals to develop links with certain partners, combination of different directions and forms of partnership, partner type of relationship which is supported by all the participants. The materials of the research can be used in educational activity of the organizations which are engaged in vocational training of social pedagogues and also in the system of further education and retraining. The results of the research are used in the work of Irkutsk State University teachers.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство вуза как условие формирования готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям»

УДК 378.14

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПАРТНЕРСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

© 2016

Деревцова Елена Николаевна, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Федосова Ирина Валерьяновна, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии,

кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. В статье раскрывается влияние социального партнерства на формирование готовности студентов - будущих социальных педагогов к партнерским отношениям на примере анализа опыта работы кафедры одного из вузов страны. Результаты исследовательской работы свидетельствуют, что партнерские отношения - компетентности обусловленные устойчивые взаимосвязи специалиста с различными группами социальных субъектов, устанавливаемые в процессе решения профессиональных задач на основе согласования интересов, организации совместных активных действий, построения диалога, соблюдения равных прав и разделения ответственности между его соучастниками. Готовность социального педагога к партнерским отношениям как качественная характеристика его профессиональной компетентности закладывается в вузе на этапе профессионального становления специалиста и определяется характером и степенью единства её компонентов: личностного, когнитивного и операционно-де-ятельностного. На основе анализа научной литературы, обобщения опыта работы исследователей и результатов собственной эмпирической деятельности раскрываются теоретико-практические основы социального партнерства в профессиональном образовании, а также слагаемые успешности функционирования данного феномена с позиций исследуемой цели - формирования готовности студентов к партнерским отношениям. Среди них: наличие развитой структуры системы социального партнерства, четкая постановка тактических (оперативных) задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами, сочетание различных направлений, форм совместной партнерской деятельности; партнерский характер отношений, поддерживаемый всеми участниками взаимодействия. Материалы исследования могут быть применены в образовательной практике организаций, осуществляющих профессиональную подготовку социальных педагогов, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Полученные результаты используются в практике работы ФГБОУ ВО «ИГУ» в г. Иркутске.

Ключевые слова: партнерские отношения, готовность к партнерским отношениям, формирование готовности к партнерским отношениям, социальное партнерство, высшее учебное заведение, профессиональная подготовка, студенты, социальный педагог.

UNIVERSITY'S SOCIAL COLLABORATION AS A CONDITION FOR TRAINING FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES FOR PARTNER RELATIONSHIP

© 2016

Derevtsova Elena Nikolaevna, senior teacher of the department of social pedagogy and psychology Fedosova Irina Valeryanovna, head of the department of social pedagogy and psychology, Candidate

of Pedagogic Sciences, associate professor Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. The article describes the influence of social collaboration on training the students who are to be social pedagogues for partner relationship by example of the work experience of one of the country's universities department. The results of the research indicate that partner relationship is stable, competently conditioned links between a specialist and various groups of social subjects. The links are established during the process of solving professional tasks on the basis of harmonizing the interests, organizing joint actions, establishing dialogues, observing the rights of the partners and division of responsibility among them. The readiness of a social pedagogue for partner relationship as a quality indicator of professional competence is formed at university during professional training. It is defined by the type and unity level of its personal, cognitive and operational components. Relying on scientific literature, generalization of research experience of various scientists and the results of their own empiric research, the authors describe theoretical and practical base of social collaboration in the sphere of vocational training. They also describe the conditions for successful functioning of this phenomenon concerning training students for partner relationship. The conditions include developed system of social collaboration, definite goals to develop links with certain partners, combination of different directions and forms of partnership, partner type of relationship which is supported by all the participants. The materials of the research can be used in educational activity of the organizations which are engaged in vocational training of social pedagogues and also in the system of further education and retraining. The results of the research are used in the work of Irkutsk State University teachers.

Keywords: partner relationship, readiness for partner relationship, training for partner relationship, social collaboration, higher education institution, vocational training, students, social pedagogue.

Обращение к проблеме формирования готовности студентов к партнерским отношениям связано с потребностью общества в специалистах, способных эффективно осуществлять профессиональную социально-педагогическую деятельность на основе конструктивных взаимодействий, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в системе высшего профессионального образования. Актуализацию данного вопроса мы также связываем с новизной функционирования профессии «социальный педагог», спецификой труда специалиста, обуславливающего его тесный контакт с другими субъектами совместной деятельности.

Органично вписываясь в контекст современных требований, предъявляемых к результатам освоения

основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, ФГОС ВО нового поколения обеспечивает на качественно новом уровне формирование целого комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21) и др. [1]

Путь к определению содержания и структуры готовности к партнерским отношениям лежал через изучение научной литературы, в которой исследовались вопро-

сы партнерской компетентности специалистов (Р.В. Овчарова, Ю.А. Самсонов, Т.У. Тучкова и др.), профессиональных черт и личностной характеристики социального педагога (Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Ф.А. Мустаева, Л.С. Нагавкина, Р.В. Овчарова, Т.А. Шишковец); таких категорий, как: «профессиональная готовность» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, Т.А. Руднева, Е.Г. Скворцова и др.), «профессиональная готовность социального педагога» (Ж. Джемсоу, В.Ш. Масленникова, Р. Рамзей, Б. Рибо, В.А. Сластенин, Е.И. Соколова и др.).

Придерживаясь выделенных в работах позиций [2,3,4], опираясь на идеи компетентностного подхода (Р. Бадер, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Д. Мертенс, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), готовность социального педагога к партнерским отношениям нами определена как структурно-уров-невое образование, представляющее собой единство компонентов (личностного, когнитивного и операцион-но-деятельностного), обеспечивающих успешность построения специалистом совместной деятельности с различными группами субъектов по решению социальных проблем подопечных и других профессиональных задач.

Личностный компонент готовности мы рассматриваем как центральное звено в сложном синтезе компонентов, образующих профессиональную готовность социального педагога. Отражая сущность рассматриваемого отношения, в качестве мотивационного ядра исследуемой готовности, выделяем направленность личности на решение задач в партнерстве, что предполагает: заинтересованность в достижении наибольшей результативности труда в процессе установления и поддержания благоприятных отношений с другими людьми; стремление к согласованию интересов сторон при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Важным элементом его профессиональной готовности является сформиро-ванность личностных характеристик, оказывающих влияние на характер отношений, складывающийся между их участниками. Основываясь на теоретических положениях, изложенных в научных работах, а также полагаясь на результаты экспериментальной работы, мы определили их следующий состав: активность, гибкость, доверие и доброжелательность.

Обращение к когнитивному компоненту готовности социального педагога к партнерским отношениям связано с необходимостью овладения специалистом определенной системой знаний, его понимание, осмысление, присвоение и применение в процессе решения педагогических задач. Так, социальный педагог - партнер должен знать и понимать место и роль партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога, их характеристики.

Важнейшим и необходимым компонентом готовности к партнерским отношениям является операционно-деятельностный. Его основу составляют умения выстраивать и реализовывать профессиональные партнерские отношения на основе механизма конструктивного взаимодействия; практический опыт участия в партнерской деятельности с различными социальными субъектами по решению профессиональных социально-педагогических задач, его осмысление и присвоение.

Выделенные нами компоненты находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность и единство в понимании такого феномена как готовность социального педагога к партнерским отношениям, которая, в свою очередь, выступает качественным показателем оценки его профессиональной компетентности.

В ходе нашего исследования мы исходили из предположения, что формирование готовности студентов к партнерским отношениям возможно на основе реализации идей социального партнерства. Данное предположение было основано на самом потенциале феномена, изучении накопленного практического опыта его исполь-

зования в высшей школе, а также на ряде исследовании, в которых доказывается положительное влияние социального партнерства на личность всех его субъектов, на стимулирование процесса формирования культуры партнерских отношений у будущих педагогов, успешное овладение ими технологиями переговорного процесса, регулирования и разрешения конфликтов (Е.А. Елесеева, Т.С. Еремеева, Е.К. Кашленко и др.).

В научной литературе представлен достаточно обширный материал, раскрывающий теоретико-практические основы социального партнерства в профессиональном образовании, где оно рассматривается как: социальный ресурс образовательного заведения; способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства; форма (технология) особого/ конструктивного взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом; необходимый процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты (В.А. Бурляева, В.А. Галанов, Т.С. Еремеева, Г.И. Ибрагимов, Н.С. Игнатьев, Е.К. Кашленко, О.И. Морозова, Г.В. Мухаметзянова, Г.Ю. Семигин, В.М. Сохабеев и др.).

Так, по мнению И.Г. Смирнова, Е.В. Ткаченко, социальное партнерство - это «особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [5]. Социальное партнерство по отношению к образованию, считает Б.В. Авво, следует понимать, как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества» [6].

В работах исследователей подчеркивается его направленность на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса; объединение интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов в достижении цели; добровольность и взаимовыгодность отношений, обоюдную ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей (В.А. Бурляева, Л.Г. Гуслякова, Т.Г. Деревягина, А.А. Ионов, Г.В. Мухаметзянова, Г.Ю. Семигин и др.).

Для системы высшего профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования, важнейшим условием обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Оно, как особый тип взаимодействия, строится на системе взаимовыгодных, конструктивных, долговременных отношений социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, вузов, органов власти и иных организаций (Т.С. Еремеева). Обеспечивает, при этом, наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности, обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов, стимулирует инвестиции в развитие высшего образования, открывает более широкие возможности для организации практики студентов (И.Г. Ибрагимов, Н.С. Игнатьев, О.И. Морозова, Г.В. Мухеметзянова, В.М. Сохабеев, Е.А. Корчагин).

Анализ и обобщение опыта работы исследователей, а также результаты собственной эмпирической деятельности позволяют предположить, что успешность функционирования данного феномена с позиций поставлен-

ной нами цели - формирования готовности студентов к партнерским отношениям определяется:

- развитой структурой системы социального партнерства, представляющей собой единство функционирования внешних и внутренних партнеров вуза (кафедры) в рамках горизонтальной и вертикальной интеграции;

- четкой постановкой тактических (оперативных) задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами, удовлетворяющих интересы и потребности всех заинтересованных сторон;

- использованием различных направлений, форм совместной партнерской деятельности;

- партнерским характером отношений, поддерживаемых всеми участниками взаимодействия (студент-студент, преподаватель-студент, преподаватель-работодатель и т.д.).

Немаловажное значение в достижении поставленной цели на основе реализации идей социального партнерства имеет и последовательная организация совместных активных действий субъектов, ресурсная обеспеченность партнерства, основанная на объединении, интеграции материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также знаний, компетенций и способностей всех его участников; его нормативно-правовая обоснованность, а также проведение регулярного мониторинга совместной деятельности.

Рассмотрим систему эффективного социального партнерства вуза и его влияние на формирование готовности студентов к партнерским отношениям на примере работы кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета. Следует отметить, что в Педагогическом институте всегда уделяется особое внимание партнерским отношениям, поддерживаемым всеми участниками взаимодействия (студент-студент, преподаватель-студент, преподаватель-работодатель и т.д.). Это предполагает: взаимное признание и учет интересов каждого участника взаимодействия, уважение партнеров, стремление к взаимному доверию сторон, достижение взаимопонимания между ними, добровольность сторон в принятии на себя обязательств, подчинение единым правилам совместной взаимовыгодной деятельности; соблюдение паритетности на всех стадиях партнерских отношений, обязательность выполнения достигнутых договоренностей; равноправие в выборе путей и средств достижения общей цели.

Для нас важно, что социальное партнерство в вузе носит двухсторонний взаимосвязанный характер, что позволяет студентам стать участниками двух процессов социального взаимодействия. С одной стороны - это партнерство, устанавливаемое между субъектами образовательного процесса вуза. Оно расширяет субъектную позицию его участников, повышает ответственность личности за принятые решения и их последствия. В работе Е.В. Новожениной, Н.Г. Сатаровой [7,8] доказана его релевантность для организации наиболее продуктивных и личностно-развивающих отношений между преподавателем и студентом. По мнению исследователей, партнерское взаимодействие способствует развитию и саморазвитию студентов на основе открытой личностной позиции, диалогического понимания как совместного поиска и достижения педагогического консенсуса.

Партнерские отношения в вузе направлены на создание доброжелательной, гуманной обстановки между участниками совместной деятельности, выработку единой стратегии решения поставленных задач, адекватное восприятие и понимание друг друга. Активное использование различных диалоговых форм взаимодействия на занятиях способствует формированию открытых отношений, основанных на взаимной заинтересованности, поддержке, осознании участниками образовательного процесса ценности каждого члена группы. Соблюдение коммуникативных прав личности (С.Л. Братченко) членами студенческого коллектива позволяет устанавли-

вать отношения взаимного доверия и взаимопомощи, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций.

С другой стороны, социальное партнерство является одним из важнейших направлений работы кафедры, что предполагает развитие партнерских отношений с различными государственными, ведомственными, общественными организациями, учреждениями, предприятиями, которые прямо или косвенно занимаются вопросами социальной помощи, поддержки, сопровождения людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Десятки основных социальных партнеров кафедры -это средние общеобразовательные, специальные и специализированные образовательные и попечительские учреждения, подведомственные Министерству образования Иркутской области и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Большинство из них расположено в Иркутске и в городах и поселках Иркутской области. Предметом соглашений с данными субъектами партнерства является взаимное сотрудничество в области:

- совершенствования научно-методической и профо-риентационной работы в школе с целью формирования у обучающихся стремления к непрерывному совершенствованию и профессиональному самоопределению, а также развития навыков и умений строить собственное образовательное пространство;

- организации эффективной реабилитации детей и подростков с нарушениями в развитии; социально-педагогической и психологической коррекции и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирования у них жизненных навыков и ценностных установок, способствующих социально-позитивному образу жизни и адаптации в социуме;

- комплексной работы по оказанию социальной, психолого-педагогической, правовой помощи детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации и др.

- развития инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствования образовательного процесса, разработки и апробации эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных учреждениях.

Тесное сотрудничество преподавателей вуза с руководителями практики на местах способствуют, с одной стороны, учёту образовательных запросов учреждений-партнеров, с другой, качественному выполнению поставленных задач по разработке практических заданий, их оценке, комплексному сопровождению студентов в процессе их выполнения, поддержки обучающихся в трудных ситуациях профессионального взаимодействия.

Обозначим формы партнерства: проведение занятий с участием работодателей в рамках учебных дисциплин: «Социальная педагогика», «Социально-педагогические технологии», «Социально-педагогическое консультирование», «Социально-педагогическая диагностика», «Основы социальной работы», «Управление социальной работой», «Социально-педагогическая помощь семье», «Основы профориентологии» и др. Совместная разработка и издание учебных пособий, методических рекомендаций. Участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников. Участие педагогов в конференциях, организуемых кафедрой и вузом, и публикация материалов; проведение курсов повышения квалификации; стажировки социальных педагогов, психологов; консультации для педагогов; рецензирование учебных программ, программ сопровождения, методических рекомендаций, программ развития; выездные семинары на базе образовательных учреждений и на базе Педагогического института для директоров и зам. директоров школ; проведение тренингов для педагогов

образовательных и социальных учреждений; организация и проведение занятий в профильных социально-педагогических классах на базе школ области; организация работы Высших народных школ в области (на базе МБОУ СОШ).

Кафедра активно взаимодействует с органами государственного и муниципального управления: Министерством образования Иркутской области; Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; Департаментом образования г. Иркутска; Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области; Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области; Областным Центром профилактики наркомании; Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области; Молодежным кадровым центром (г.Иркутск); Администрацией г.Иркутска, Управлением по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью; Общественной палатой Иркутской области, комиссией по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию и др.

Формы партнерства с данными учреждениями: разработка и реализация совместных проектов; организация и проведение научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов, дискуссий, тематических встреч по разным проблемам; работа преподавателей в качестве экспертов в различных комиссиях, конкурсах; привлечение работодателей к проведению государственной аттестации выпускников; консультирование по вопросам партнерства; согласование содержания учебных модулей, подбор заданий к ним; совместное проведение практических занятий (мастер-классов), внеучебных мероприятий (олимпиад, конкурсов общественно-значимых проектов и т.д.); инициирование, разработка и реализация социальных проектов; организация совместной научно-исследовательской деятельности; оценка качества готовности студентов к партнерским отношениям, выпуск печатной продукции, соучастие в подготовке и корректировке программно-методической документации по разным проблемам, её рецензирование; координирование, сопровождение работы студентов на практике; обучение, супервизии и поддержка молодежных социальных инициатив; заключение и реализация соглашений о сотрудничестве, совместное планирование мероприятий социального партнерства, мониторинг результативности совместных действий; закрепление положительного имиджа партнеров и др.

Постоянными социальными партнерами кафедры при реализации социальных и научных проектов являлись и являются различные общественные организации и учреждения: Фонд «Национальные образовательные программы», Российский государственный научный фонд, Иркутский государственный пенсионный фонд, РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», АНО «Талисман», АНО «Сибирское партнерство», Российская ассоциация образования взрослых, Областной Совет ветеранов, Союз писателей России (Иркутское отделение); Общественная организация «Байкальская экологическая волна»; региональный союз женщин Приангарья «Ангара» и др.

Давнее и плодотворное сотрудничество связывает кафедру с рядом российских вузов: Дальневосточный государственный технический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Астраханский госуниверситет, Алтайский госуниверситет (г. Барнаул), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Омский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Институт развития образования Республики Татарстан и др. Предметом соглашений о сотрудничестве с данными партнерами являются: развитие инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствование обра-

зовательного процесса, разработка и апробация эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных организациях и учреждениях соцзащиты; развитие инновационной деятельности в сфере дополнительного профессионального и социально-педагогического образования, стратегического межрегионального партнерства в образовании, обмена опытом в реализации проекта «Обучающийся регион». Формы партнерского взаимодействия связаны с организацией совместных мероприятий (научных, социальных, творческих и др.): научно-практические конференции; совместные проекты; издание совместных коллективных монографий.

В рамках социального партнерства с вышеназванными организациями педагоги кафедры выступали и выступают участниками или организаторами множества социальных образовательных проектов и акций. Например, в 2007 году преподаватели кафедры (Гордина О.В., Гордин А.И., Князева Т.Б., Иванова Т.В., Долгоаршинных З.М. и др.) стали региональными координаторами, организаторами и участниками международной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в России, которая проходила под общим руководством РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в Иркутске и Пекине (Китай). Участниками однородных акций в Анапе (2006 г.), Барнауле (2008 г.), Санкт-Петербурге и В.Новгороде (2009 г.), Казани (2010 г.), Киеве и Кировограде (Украина-2011 г.), С.Петербурге, Минске (Белоруссия) и Киеве (Украина) в 2012 году были преподаватели и их представители из числа студентов, магистрантов Педагогического института и слушателей Высшей народной школы г.Иркутска (ВНШ).

В 2009 году кафедра совместно с Институтом дополнительного образования при методологической поддержке РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», в рамках образовательной деятельности вуза начала осуществлять и реализовывает по настоящее время социальный проект по развитию непрерывного образования взрослых «Высшая народная школа» [9,10]. Два преподавателя кафедры (Гордина О.В. и Гордин А.И.) вошли в Совет директоров этого неформального образовательного учреждения, остальные периодически осуществляют в нем на волонтерской основе преподавательскую деятельность (Деревцова Е.Н., Долгоаршинных З.М., Федосова И.В., Кибальник А.В. и др.). Этот проект на первых шагах был поддержан Законодательным собранием Иркутской области, а в дальнейшем получил своё развитие в виде муниципального социального проекта администрации г.Иркутска «Обучающийся город», в котором принимают самое деятельное участие преподаватели кафедры, одними из инициаторов которого они и выступили.

Кафедра стала организатором и одним из основных партнеров проведения в марте 2013 года первой недели неформального образования в г. Иркутске «Иркутск - обучающийся город». Социальный проект был реализован по инициативе преподавателей кафедры Гординой О.В. и Гордина А.И., при поддержке Администрации г. Иркутска и Общественной палаты г. Иркутска. В рамках «Недели» ежедневно в разных точках города Иркутска, на разнообразных площадках были организованы тематические мастер-классы, учебные занятия, публичные лектории по актуальным темам из различных сфер жизнедеятельности иркутского сообщества: кино, театр, телевидение, живопись, графика и дизайн, красота и здоровье, возможности интеренет-образования, популяризация научных знаний и пр.

Неделя неформального образования «Иркутск - обучающийся город» была нацелена на выявление и объединение образовательных ресурсов, представленных в Иркутске образовательными учреждениями, неком-

мерческими организациями и бизнес-структурами, установление партнерских отношений между ними для выстраивания эффективных механизмов передачи знаний. В проекте приняли участие некоммерческие организации (творческие, спортивные, молодежные, эколо-го-туристические и пр.), бюджетные и государственные учреждения (музеи, библиотеки, театры), вузы и научно-исследовательские организации, коммерческие структуры - все, кто был готов поделиться знаниями. В рамках Недели состоялась встреча преподавателей и магистрантов педагогического института ВСГАО с гостем форума - д.э.н., профессором Литвиновой Н.П. (г.Санкт-Петербург). Тема: «Обучающееся сообщество как стратегия развития человеческого капитала в регионе». Всего работало 100 площадок, проведено 490 мероприятий, которые посетило около 8 тыс. иркутян. Данный проект развивается, в 2016 г. прошла уже четвертая «Неделя неформального образования» в г.Иркутске. Более того, проект был подхвачен и другими городами Иркутской области, теперь он носит уже областной характер.

Еще одним важным фактором, влияющим на формирование готовности студентов к партнерским отношениям, является активное участие преподавателей кафедры в общественной и научной жизни города и страны. В разные годы они являлись и являются сейчас членами общественных организаций и объединений: Гордина О.В. - член Общественной палаты г.Иркутска; Рерке В.И. -член Общественного совета при губернаторе Иркутской области по противодействию распространению наркотиков на территории Иркутской области и профилактике наркомании; Федосова И.В. - член союза социальных педагогов и социальных работников России; Иванова Т.В., Гордина О.В., Федосова И.В. - члены МАНПО (международной академии наук педагогического образования); Кибальник А.В. - член Иркутского городского совета волонтеров.

Несомненно, многолетний опыт и выстроенная система работы с социальными партнерами кафедры имеет ряд важных позитивных эффектов и положительно влияет как на формирование готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям, так и на качество профессиональной подготовки студентов вуза в целом.

8. Саттарова Н.Г. Формирование партнерских отношений «преподаватель - студент» как результат инновационных форм межличностных отношений: на примере высших учебных заведений Республики Таджикистан: диссерт. ... кандид. пед. наук: 13.00.01. Душанбе, 2009. 200 с.

9. Гордина О.В., Гордин А.И. Концептуальная модель современной высшей народной школы для людей третьего возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 35.

10. Гордина О.В. Высшая народная школа как сетевой проект вуза // В мире научных открытий. 2011. Т. 14. № 2. С. 22-28.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень высшего образования «бакалавриат»), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г., № 1457. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/ spe/3v/220207m.htm.

2. Деревцова Е.Н. Роль и место партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога // Крымский научный вестник. 2015. № 4-2. С. 215-225.

3. Федосова И.В., Деревцова Е.Н. Социальное партнерство вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8 (52). С. 306-321.

4. Федотова Е.Л., Деревцова, Е.Н. Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога // Вестник ТГПУ. 2013. № 9 (137). С. 26-31.

5. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: Что ждет работодателей? М.: ООО «Аспект», 2004. 32 с.

6. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.

7. Новоженина Е.В. Становление партнерских отношений преподавателя и студентов в вузе: диссерт. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2002. 218 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.