Б01: 10.12731/2218-7405-2015-8-25 УДК 37.072
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Федосова И.В., Деревцова Е.Н.
Статья направлена на решение комплекса исследовательских задач, связанных с изучением влияния социального партнерства на качество профессиональной подготовки будущих специалистов на примере анализа опыта работы кафедры вуза.
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, изучение нормативных и программных документов, анкетирование, метод экспертных оценок, анализ опыта практической деятельности и др.
Результатом исследовательской работы явилась разработка организационно-педагогических условий успешного построения и реализации системы социального партнерства высшего учебного заведения с другими субъектами совместной деятельности, раскрытие его положительного влияния на качество профессиональной подготовки будущих специалистов, анализ опыта работы кафедры вуза с субъектами партнерского взаимодействия. В статье также представлены: авторская разработка оценочных критериев эффективности социального партнерства учреждений высшего профессионального образования, содержание предмета соглашений о сотрудничестве, выделены формы партнерства, обозначены перспективы дальнейшего развития партнерских отношений.
Итоги работы могут послужить теоретической и эмпирической базой для дальнейших исследований по смежным проблемам в направлении совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Полученные результаты используются в практике работы ФГБОУ ВПО «ИГУ» в г. Иркутске.
Ключевые слова: социальное партнерство; высшее учебное заведение; профессиональная подготовка; качество образования.
UNIVERSITY'S SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF FUTURE SPECIALISTS PROFESSIONAL TRAINING
Fedosova I.V., Derevtsova E.N.
The aim of the article is to resolve a complex of research tasks concerning the studying of social partnership influence on the quality of future specialists professional training by example of analyzing the experience of one of the university's departments work.
The authors applied the following methods: theoretical analysis of literature and dissertations on the research problem, studying normative and policy documents, questionnaire polls, method of expert judgement, analysis of practical experience, etc.
The result of the research work was elaboration of organizational and pedagogical conditions for successful development and realization of the system of social partnership of a higher education institution with other parties of collaboration, revealing its positive influence on the quality offuture specialists professional training, analysis of the experience of the university's department collaboration with other parties of partnership interaction. The article also presents authors' development of evaluation criteria of universities' social partnership efficiency, the subject of cooperation agreements; the authors the forms of partnership and outline the prospects of further development of partnership relations.
The total results of this work can serve as theoretical and empirical basis for further research on related problems concerning development of professional training of specialists. The obtained results are used in the work of Irkutsk State University.
Keywords: social partnership; institution of higher education; professional training; education quality.
В современных условиях актуальным остаётся вопрос формирования продуктивной системы отношений образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями. Такой системой отношений является система социального партнерства, призванная решать задачи совместной взаимовыгодной деятельности на основе максимального согласования и учета интересов всех его участников.
В литературе представлен достаточно обширный материал, раскрывающий теоретико-практические основы социального партнерства в профессиональном образовании, где оно рас-
сматривается как: социальный ресурс образовательного заведения; система договорных отношений; способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства; форма (технология) особого/конструктивного взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; совместная деятельность различных социальных групп; особый тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом; необходимый процесс создания единогосоциокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты (В.А. Бурляева, В.А. Галанов, Т.С.Еремеева, Г.И. Ибрагимов, Н.С. Игнатьев, Е.К. Кашленко, О.И. Морозова, Г.В. Мухаметзянова, Г.Ю. Семигин, В.М. Сохабеев и др.).
В работах исследователей подчеркивается его направленность на достижение оптимального баланса интересов в решении проблем, не разрешаемых в одиночку; объединение интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов в достижении цели. Отношения в партнерстве строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах как регуляторах взаимодействий, определяющих их сущность и содержание: демократичности и законности, социальной справедливости, добровольности и взаимовыгодности, обоюдной ответственности за общее дело, обязательности исполнения достигнутых договоренностей, терпимости к иному мнению, взаимных уступок, консенсусе. Основным способом выстраивания партнерских отношений является социальный диалог, в который вступают стороны, с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам, представляющим взаимный интерес (В.А. Бурляева, Л.Г. Гуслякова, Т.Г. Деревягина, А.А. Ионов, Г.В. Мухаметзянова, Г.Ю. Семигин и др.).
Важнейшей составляющей системы социального партнерства является его механизм, рассматриваемый в работах исследователей как комплекс мероприятий сторон социального партнёрства (способов, процедур, форм, методов взаимодействия, системы контроля, А.А. Феду-лин [15]; проведение консультаций, семинаров, конференций, создание рабочих групп, консультационных и координационных советов, сетевой информационной структуры и др., Т.В. Деревягина [4], Г.Н. Карелова [7]).
Для системы высшего профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования, важнейшим условием обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Оно, как особый тип взаимодействия, строится на системе взаимовыгодных, конструктивных, долговременных отношений социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, вузов, органов власти и иных организаций (Т.С. Еремеева). Способствует, при этом, наибо-
лее полной защите социальных прав студентов и быстрой адаптации выпускников к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности, обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов, стимулирует инвестиции в развитие высшего образования, открывает более широкие возможности для организации практики студентов (И.Г. Ибрагимов, Н.С. Игнатьев, О.И. Морозова, Г.В. Мухеметзянова, В.М. Сохабеев, Е.А. Корчагин).
В ряде исследований также доказывается положительное влияние социального партнерства на личность всех его субъектов, на стимулирование процесса формирования культуры партнерских отношений у будущих педагогов, успешное овладение ими технологиями переговорного процесса, регулирования и разрешения конфликтов (Е.Н. Деревцова [2,14], Е.А. Еле-сеева [5], Т.С. Еремеева [6], Е.К. Кашленко [8], А.В. Кибальник [9] и др.).
Анализ и обобщение опыта работы исследователей, а также результаты собственной эмпирической деятельности позволяют предположить, что успешность функционирования данного феномена определяется: развитой структурой системы социального партнерства, представляющей собой единство функционирования внешних и внутренних партнеров вуза (кафедры как её структурного подразделения) в рамках горизонтальной и вертикальной интеграции; четкой постановкой тактических (оперативных) задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами, удовлетворяющих интересы и потребности всех заинтересованных сторон; использованием различных направлений, форм совместной партнерской деятельности.
Немаловажное значение в повышении качества образования на основе социального партнерства имеет ипартнерский характер отношений, поддерживаемый всеми участниками взаимодействия, что предполагает: уважение партнеров, взаимное признание и учет их интересов, достижение взаимопонимания между ними, стремление к взаимному доверию сторон, добровольность сторон в принятии на себя обязательств, подчинение единым правилам совместной взаимовыгодной деятельности; соблюдение паритетности на всех стадиях партнерских отношений, обязательность выполнения достигнутых договоренностей; равноправие в выборе путей и средств достижения общей цели.
Партнерство, устанавливаемое между субъектами образовательного процесса вуза, расширяет субъектную позицию его участников, повышает ответственность личности за принятые решения и их последствия. В работе Е.В. Новожениной [11], Н.Г. Саттаровой [12] доказана его релевантность для организации наиболее продуктивных и личностно-развивающих отношений между преподавателем и студентом. По мнению исследователей, партнерское взаимодействие способствует развитию и саморазвитию студентов на основе открытой личностной
позиции, диалогического понимания как совместного поиска и достижения педагогического консенсуса. Партнерские отношения в вузе должны быть направлены на создание доброжелательной, гуманной обстановки между участниками совместной деятельности, выработку единой стратегии решения поставленных задач, адекватное восприятии и понимании друг друга. Активное использование различных диалоговых форм взаимодействия на занятиях способствует формированию открытых отношений, основанных на взаимной заинтересованности, поддержки, осознании участниками образовательного процесса ценности каждого члена группы. Соблюдение коммуникативных прав личности (С.Л. Братченко) членами студенческого коллектива, позволяет устанавливать отношения взаимного доверия и взаимопомощи, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций.
Особое внимание в повышении качества профессиональной подготовки студентов следует уделить и последовательной организации совместных активных действий субъектов, ресурсной обеспеченности партнерства, основанной на объединении, интеграции материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также знаний, компетенций и способностей всех его участников; его нормативно-правовой обоснованности, а также проведению регулярного мониторинга совместной деятельности.
В этой связи, важным для нас представлялось проведение работы по разработке оценочных критериев эффективности социального партнерства. Интерес в этом направлении представляют исследования группы авторов (И.В. Аржановой, А.Г. Бадаловой, М.Ю. Барышниковой, Ю.В. Еленевой, М.Е. Просвириной [1]), осуществивших разработку основных положений методологии экспертной оценки вузов, являющихся членами стратегических партнерств. В качестве объектов оценки ими были определены результаты образовательной, научной и инновационной деятельности вуза; общих и частных критериев: показатели конкурентоспособности вуза, развитие продуктового портфеля, наращение инфраструктурного и кадрового потенциала.
Оценить эффективность деятельности системы социального партнерства Е.А. Корчагин и В.М. Сохабеев предлагают через качество профессионального образования; уровень нормативно-правовой основы деятельности учебного заведения; способность удовлетворять образовательные запросы населения; уровень координации и взаимодействия с партнерами; уровень социальной и профессиональной адаптации выпускников; динамику эффективности использования интеллектуальных и иных ресурсов в образовательных учреждениях [13].
С.В. Марков, опираясь на результаты философско-методологического исследования понятия эффективности, выделил три её группы. Целевая эффективность, считает автор, напрямую связана с понятием качества функционирования социального партнерства: количеством
разрешенных коллективно-трудовых споров, эффективностью планирования, участием работников в управлении организацией, информированностью работников, проведением акций и др.; социально-экономическая эффективность представляет собой количественную сторону эффективности (интегральные показатели уровня жизни работников и экономического развития предприятия); потребностная эффективность - степень потребности общества в данном институте для решения социально-трудовых проблем, востребованность тех целей и задач, которые реализует система социального партнерства [10].
На основании представленных исследований, а также анализа опыта работы в данном направлении были определены основные критерии оценки социального партнерства вуза: целевой, структурный, организационный, социально-психологический и результативный [3]. Целевой критерий позволяет оценить функциональный аспект социального партнерства, структурный - систему партнерского объединения взаимодействующих субъектов. Дать оценку партнерским взаимоотношениям, партнерской компетентности их участников представляется возможным на основе социально-психологического критерия. Включение организационного критерия в систему оценки обусловлено необходимостью анализа технологической сторо-ныэффективности функционирования социального партнерства, а именно его механизма как комплекса мероприятий сторон социального партнерства. Результативный критерий позволяет дать оценку количественным и качественным результатам деятельности вуза, достигнутым в т.ч. за счет участия учебного заведения в социальном партнерстве.
Оценка по всем представленным выше критериям должна проводиться поэтапно с привлечением всех участников социального партнерства (работодатели, общественные организации, органы власти и управления и др. социальные партнеры). В качестве оценочных методов может быть использовано анкетирование, изучение документации сторон партнерства: план работы с включением мероприятий по социальному партнерству; программа партнерства; база данных потенциальных и реальных партнеров и форм сотрудничества с ними; должностные инструкции, дополненные обязательствами по работе с социальными партнерами; подписанные договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров о прохождении практики студентов, о трудоустройстве выпускников, экспертизе учебно-методической документации, о непрерывном образовании, о проведении курсов повышения квалификации, о работе Попечительского совета, о согласовании учебно-методических материалов и т.д. Все показатели, используемые для оценки уровня эффективности партнерства учебного заведения, должны иметь количественный характер и быть рассмотрены в динамике. С этой целью целесообразно осуществить разработку шкал оценки и экспертных карт.
Рассмотрим систему эффективного социального партнерства вуза и его влияние на качество подготовки будущих специалистов на примере кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета. Одно из важнейших направлений работы кафедры - развитие партнерских отношений с различными государственными, ведомственными, общественными организациями, учреждениями, предприятиями, которые прямо или косвенно занимаются вопросами социальной помощи, поддержки, сопровождения людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Десятки основных социальных партнеров кафедры - это средние общеобразовательные, специальные и специализированные образовательные и попечительские учреждения, подведомственные Министерству образования Иркутской области и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Большинство из них расположено в Иркутске и в городах и поселках Иркутской области.
Предметом соглашений с данными субъектами партнерства является взаимное сотрудничество в области:
• совершенствования научно-методической и профориентационной работы в школе с целью формирования у обучающихся стремления к непрерывному совершенствованию и профессиональному самоопределению, а также развития навыков и умений строить собственное образовательное пространство;
• организации эффективной реабилитации детей и подростков с нарушениями в развитии; социально-педагогической и психологической коррекции и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирования у них жизненных навыков и ценностных установок, способствующих социально-позитивному образу жизни и адаптации в социуме;
• комплексной работы по оказанию социальной, психолого-педагогической, правовой помощи детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации и др.;
• развития инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствования образовательного процесса, разработки и апробации эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных учреждениях.
Обозначим формы партнерства: проведение занятий с участием работодателей в рамках учебных дисциплин: «Социальная педагогика», «Социально-педагогические технологии», «Социально-педагогическое консультирование», «Социально-педагогическая диагностика», «Основы социальной работы», «Управление социальной работой», «Социально-педагогическая помощь семье», «Основы профориентологии» и др.; совместная разработка и издание учебных пособий, методических рекомендаций; участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников; участие педагогов в конференциях, организуемых институтом и университетом, и публикация материалов; проведение курсов повышения квалификации; стажировки социальных педагогов и психологов; консультации для педагогов; рецензирование учебных программ, программ сопровождения, методических рекомендаций, программ развития; выездные семинары на базе образовательных учреждений и на базе ИГУ для директоров и заместителей директоров школ; проведение тренингов для педагогов образовательных и социальных учреждений; организация и проведение занятий в профильных социально-педагогических классах на базе школ области; организация работы Высших народных школ в области.
Кафедра активно взаимодействует с органами государственного и муниципального управления: Министерством образования Иркутской области, Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Департаментом образования г. Иркутска, Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, областным Центром профилактики наркомании, Молодежным кадровым центром (г. Иркутск), Администрацией г. Иркутска, Управлением по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью, Общественной палатой Иркутской области и Общественной палатой г. Иркутска, Комиссией по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию, а также с уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области и др.
Формы партнерства с данными учреждениями: разработка и реализация совместных проектов; организация и проведение научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов; работа преподавателей в качестве экспертов в различных комиссиях, конкурсах; привлечение работодателей к проведению государственной аттестации выпускников.
Постоянными социальными партнерами кафедры при реализации социальных и научных проектов являлись и являются различные общественные организации и учреждения: Фонд «Национальные образовательные программы», Российский государственный научный фонд, Иркутский государственный пенсионный фонд, РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», АНО «Талисман», АНО «Сибирское партнерство», Российская ассоциация образования взрос-
лых, областной Совет ветеранов, Союз писателей России (Иркутское отделение); общественная организация «Байкальская экологическая волна»; региональный союз женщин Приангарья «Ангара» и др.
Давнее и плодотворное сотрудничество связывает кафедру с рядом российских вузов и вузов ближнего зарубежья: Дальневосточный государственный технический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Астраханский госуниверситет, Алтайский госуниверситет (г. Барнаул), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт развития образования Республики Татарстан, Кировоградский институт развития человека (Украина).
Предметом соглашений о сотрудничестве с данными партнерами являются: развитие инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствование образовательного процесса, разработка и апробация эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных учреждениях и учреждениях соцзащиты; развитие инновационной деятельности в сфере дополнительного профессионального и социально-педагогического образования, стратегического межрегионального и международного партнерства в образовании, обмена опытом в реализации проекта «Обучающийся регион». Формы партнерского взаимодействия связаны с организацией совместных мероприятий (научных, социальных, творческих и др.): научно-практические конференции, совместные проекты, издание совместных коллективных монографий.
В рамках социального партнерства с вышеназванными организациями педагоги кафедры выступали и выступают участниками или организаторами множества социальных образовательных проектов и акций. Например, в 2006 году преподаватели кафедры (Гордина О.В., Гордин А.И.) вместе с другими преподавателями факультета педагогики Иркутского государственного педагогического университета приняли активное участие в подготовке и проведении «Байкальского андрагогического форума» (г. Иркутск), инициатором проведения которого стала Российская ассоциация образования взрослых (г. Красноярск).
В 2007 году преподаватели кафедры (Гордина О.В., Гордин А.И., Князева Т.Б., Иванова Т.В., Долгоаршинных З.М. и др.) стали региональными координаторами, организаторами и участниками международной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в России, которая проходила под общим руководством РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в Иркутске и Пекине. Участниками аналогичных акций в Анапе (2006 г.), Барнауле (2008 г.), С.-Петербурге
и Великом Новгороде (2009 г.), Казани (2010 г.), Киеве и Кировограде (2011 г.), С.-Петербурге, Минске, Киеве (2012 г.) были преподаватели, а также студенты и магистранты Восточно-Сибирской государственной академии образования (ныне - Педагогического института ИГУ) и слушатели Высшей народной школы г. Иркутска.
С 2009 года совместно с Институтом дополнительного образования при методологической поддержке РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в рамках образовательной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии образования кафедра осуществляет социальный проект по развитию непрерывного образования взрослых «Высшая народная школа». Два преподавателя кафедры (Гордина О.В., Гордин А.И.) вошли в Совет директоров этого неформального образовательного учреждения, остальные периодически осуществляют в нем преподавательскую деятельность на волонтерской основе (Деревцова Е.Н., Долгоаршинных З.М., Федосова И.В., Кибальник А.В. и др.). Этот проект на первых шагах был поддержан Законодательным собранием Иркутской области, в дальнейшем получил своё развитие в виде муниципального социального проекта администрации г. Иркутска «Обучающийся город», в котором преподаватели кафедры принимают самое деятельное участие.
Кафедра стала организатором и одним из основных участников первой недели неформального образования «Иркутск - обучающийся город», прошедшей в г. Иркутске в марте 2013 года. Социальный проект был реализован по инициативе преподавателей кафедры при поддержке Администрации г. Иркутска и Общественной палаты г. Иркутска. В рамках «Недели» ежедневно в разных точках города Иркутска, на разнообразных площадках были организованы тематические мастер-классы, учебные занятия, публичные лектории по актуальным темам из различных сфер жизнедеятельности иркутского сообщества: кино, театр, телевидение, живопись, графика и дизайн, красота и здоровье, возможности интеренет-образования, популяризация научных знаний и пр. Всего работало 100 площадок, проведено 490 мероприятий, которые посетило около 8 тысяч иркутян.
В проекте приняли участие некоммерческие организации (творческие, спортивные, молодежные, эколого-туристические и пр.), бюджетные и государственные учреждения (музеи, библиотеки, театры), вузы и научно-исследовательские организации, коммерческие структуры -все, кто был готов поделиться знаниями.
Неделя неформального образования «Иркутск - обучающийся город», которая в 2015 г. прошла уже в третий раз, нацелена на выявление и объединение образовательных ресурсов, представленных в Иркутске образовательными учреждениями, некоммерческими организаци-
ями и бизнес-структурами, установление партнерских отношений между ними для выстраивания эффективных механизмов передачи знаний.
Преподаватели нашей кафедры - активные участники общественной и научной жизни города и страны: О.В. Гордина - член Общественной палаты г. Иркутска; В.И. Рерке - член Общественного совета при губернаторе Иркутской области по противодействию распространению наркотиков на территории Иркутской области и профилактике наркомании; И.В. Федосова -член Союза социальных педагогов и социальных работников России; О.В. Гордина и И.В. Федосова И.В. - члены МАНПО (Международной академии наук педагогического образования).
Таким образом, обобщая опыт работы кафедры, можно констатировать, что система социального партнерства будет успешно функционировать на основе ряда условий:
■ широкий охват социальных партнеров на разных уровнях в системе социального партнерства;
■ использование разных форм, средств, направлений, механизмов социального партнерства;
■ активное участие в деятельности социальных партнеров преподавателей вуза и, наоборот, участие социальных партнеров в процессе подготовки кадров с высшим образованием;
■ осуществление системного целенаправленного мониторинга эффективности социального партнерства;
■ разработка нормативно-правовой основы партнерских отношений;
■ повышение партнерской компетентности преподавателей вуза и др.
Несомненно, многолетний опыт и выстроенная система работы с социальными партнерами кафедры имеет ряд важных позитивных эффектов и положительно влияет на качество профессиональной подготовки студентов вуза в целом. Прежде всего, расширился спектр образовательных программ основного, дополнительного и послевузовского профессионального образования, реализуемых кафедрой. Например, только в течение 2014 г. кафедрой социальной педагогики и психологии по запросу работодателей было разработано 6 программ дополнительного профессионального образования, по четырем программам уже проведены курсы повышения квалификации для педагогов и психологов. Появилось больше возможностей для организации краткосрочной стажировки педагогических работников с целью ознакомления с инновациями в сфере социально-педагогической деятельности.
Существенно увеличилось количество баз практики и научно-исследовательской работы для студентов и магистрантов: от 16 учреждений, с которыми заключены официальные со-
глашения о сотрудничестве, в 2011 г. до 26 организаций в 2015 г. Стоит отметить, что это не только образовательные организации и учреждения, но и общественные организации, структурные подразделения органов местного самоуправления, социальные учреждения. Например, преподавателями кафедры совместно с администрацией г. Иркутска разработан и реализуется в течение двух лет городской проект «Городская школа волонтера», в котором непосредственное участие принимают студенты - будущие социальные педагоги, осуществляя ряд социальных, педагогических, организационно-методических мероприятий с молодежью города. Включение в такую работу позволяет будущим специалистам применять на практике и отрабатывать специальные профессиональные компетенции в рамках учебного процесса.
Один из значимых эффектов социального партнерства, который указывает на существенное улучшение качества подготовки студентов, - повышение показателей трудоустройства и общей занятости выпускников.Мониторинг профессиональной адаптации и закрепляемости молодых специалистов показывает, что отмечается положительная динамика создания в ходе профессиональной подготовки оптимальных условий для их быстрой и безболезненной адаптации к требованиям современного рынка труда. Статистические данные последних трех лет показывают, что наши выпускники наиболее адаптированы к работе в реальных условиях, что позволяет сделать вывод о более высоком качестве их профессиональной подготовки в сравнении с предыдущими годами.
В настоящее время мы обогатили и еще более разнообразили тот спектр форм социального партнерства, который уже сложился на кафедре на протяжении многих лет; скорректировали учебные планы и рабочие программы дисциплин, исходя из запроса, требований и пожеланий работодателей к подготовке специалистов социальной сферы. Мы ведем целенаправленный учет запросов рынка труда к профессиональным компетенциям наших выпускников и содержанию подготовки в сфере профессионального образования. Как результат - удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов: по данным анкетирования, проведенного Центром мониторинговых исследований факультета педагогики Педагогического института ИГУ в 2014 г., 64 директора образовательных и социальных организаций Иркутской области (92% опрошенных) полностью удовлетворены результатами профессиональной деятельности своих работников - выпускников факультета. Кроме того, в анкетах отмечается социальная компетентность выпускников: социальная мобильность, готовность к непрерывному образованию, развитые коммуникативные навыки, социально-экономическая и социально-правовая компетентность, сформированная гражданская позиция, высокий уровень общего развития выпускника (наличие социально-необходимого уровня общей культуры, позитивная
самооценка, социально-психологическая устойчивость, удовлетворенность качеством жизни).
Необходимо отметить увеличение объема и качества научно-исследовательских работ студентов и магистрантов, повышение их публикационной активности. Так, сравнивая количество научных публикаций студентов и магистрантов кафедры за последние 5 лет, можно проследить позитивную динамику в сторону их увеличения: от 16 научных статей в 2011 г. до 42 публикаций в 2014 г. Кроме того, повысился уровень самих публикаций: в 2014 г. 82% от всех публикаций обучающихся составили научные статьи в сборниках по итогам всероссийских и международных конференций.
Социальные партнеры и работодатели отмечают повышение уровня профессиональной квалификации выпускников: многие из них приобретают опыт работы по специальности еще во время учебы в вузе; осваивают в это же время дополнительные смежные профессии, чем становятся еще более интересными для руководителей организаций; участвуют в различных конкурсах профессиональной направленности и приобретают практический опыт в профессии и др.
Сегодня кафедра социальной педагогики и психологии решает новые задачи на пути построения социального партнерства, которые состоят в разработке правового механизма установления партнерских отношений;налаживании очных и заочных (дистанционных) контактов с зарубежными партнерами; создании организационной структуры партнерства, объединяющей всех участников этого процесса и регулирующей отношения между ними.
Список литературы
1. Аржанова И.В., Бадалова А.Г., Барышникова М.Ю., Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е. Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12. URL: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/887-2011-12-22-07-59-41 (дата обращения 15.08.2015).
2. Деревцова Е.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов к социальному партнерству: электронный научный журнал, 2007. № 8. С. 1191. URL:http://www. emissia.org/offline/2007/1191.htm (дата обращения 15.08.2015).
3. Деревцова Е.Н., Федосова И.В. Оценка эффективности социального партнерства кафедры вуза // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7 (78). С. 250-255.
4. Деревягина Т.В. Понятие «социальное партнерство»: содержательный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 9. С. 34-37.
5. Елисеева Е.А. Подготовка студентов к социальному партнёрству в образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2013. 24 с.
6. Еремеева Т.С. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства: Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007. 216 с.
7. Карелова Г.Н. От сотрудничества к социальному партнерству. - М., 2000.
8. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2003. 22 с.
9. Кибальник А.В. Формирование у будущих социальных педагогов готовности к социальному партнерству в процессе их участия в студенческом волонтёрском движении // Инновационное развитие современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 151-153.
10. Марков С.В. Оценка эффективности социального партнерства на предприятии. URL: http:// www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html (дата обращения 10.11.2014).
11. Новоженина Е.В. Становление партнерских отношений преподавателя и студентов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. 218 с.
12. Саттарова Н.Г. Формирование партнерских отношений «преподаватель - студент» как результат инновационных форм межличностных отношений: на примере высших учебных заведений Республики Таджикистан: Дис. ... кандид. пед. наук. - Душанбе, 2009. 200 с.
13. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании // Специалист. 2006. № 3. С. 14-17.
14. Федотова Е.Л., Деревцова Е.Н. К проблеме формирования готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2015. С. 164-180.
15. Федулин А.А. Исторический опыт становления и развития системы социального партнерства в России: Автореф. дис. ... докт. истор. наук. - М., 1999. 37 с.
References
1. Arzhanova I.V., Badalova A.G., Baryshnikova M.Yu., Eleneva Yu.Ya., Prosvirina M.E. Uprav-lenie ekonomicheskimi sistemami, no. 12 (2011). http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/887-2011-12-22-07-59-41 (date accessed 15.08.2015).
2. Derevtsova E.N. The Emissia.Offline Letters, no. 8 (2007): 1191. http://www.emissia.org/of-fline/2007/1191.htm (date accessed 15.08.2015).
3. Derevtsova E.N., Fedosova I.V. VestnikIrGTU, no. 7 (2013): 250-255.
4. Derevyagina T.V. Vysshee obrazovanie segodnya, no. 9 (2004): 34-37.
5. Eliseeva E.A. Podgotovka studentov k sotsial'nomu partnerstvu v obrazovanii [author's abstract of Candidate of Pedagogy dissertation]. - Saratov, 2013. 24 p.
6. Eremeeva T.S. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya professio-nal'noy podgotovki budush-chikh spetsialistovpo sotsial'noy rabote v vuze na osnove sotsial'nogopartnerstva [Candidate of Pedagogy dissertation]. - Chita, 2007. 216 p.
7. Karelova G.N. Ot sotrudnichestva k sotsial'nomu partnerstvu. - Moscow, 2000.
8. Kashlenko E.K. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya postroeniya sotsial'nogo partnerstva kakfaktora sotsializatsii lichnosti shkol'nika [author's abstract of Candidate of Pedagogy dissertation]. - Omsk, 2003. 22 p.
9. Kibal'nik A.V. Innovatsionnoe razvitie sovremennoy nauki. - Ufa: BashSU, 2014. Pp. 151-153.
10. Markov S.V. Otsenka effektivnosti sotsial'nogo partnerstva na predpriyatii. http://www.netoskop. ru/theme/2001/06/21/2662.html (date accessed 10.11.2014).
11. Novozhenina E.V. Stanovlenie partnerskikh otnosheniy prepodavatelya i studentov v vuze [Candidate of Pedagogy dissertation]. - Volgograd, 2002. 218 p.
12. Sattarova N.G. Formirovaniepartnerskikh otnosheniy «prepodavatel'- student» kak rezul'tat in-novatsionnykh form mezhlichnostnykh otnosheniy: na primere vysshikh uchebnykh zavedeniy Re-spubliki Tadzhikistan [Candidate of Pedagogy dissertation]. - Dushanbe, 2009. 200 p.
13. Sokhabeev V.M., Korchagin E.A. Spetsialist, no. 3 (2006): 14-17.
14. Fedotova E.L., Derevtsova E.N. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty professional'noy podgotovki studentov gumanitarnykh i tekhnicheskikh spetsial'nostey: kollektivnaya nauchnaya mono-grafiya. - Ulianovsk: SIMJET, 2015. Pp. 164-180.
15. Fedulin A.A. Istoricheskiy opyt stanovleniya i razvitiya sistemy sotsial'nogo partnerstva v Rossii [author's abstract of Candidate of Pedagogy dissertation]. - Moscow, 1999. 37 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Федосова Ирина Валерьяновна, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Иркутский государственный университет, Педагогический институт
ул. Нижняя Набережная, д. 6, г. Иркутск, Иркутская область, 664011, Россия
e-mail: Fedos-ir@yandex.ru
Деревцова Елена Николаевна, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии
Иркутский государственный университет, Педагогический институт
ул. Нижняя Набережная, д. 6, г. Иркутск, Иркутская область, 664011, Россия
e-mail: ele-derevcova@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Fedosova Irina Valeryanovna, head of social pedagogy and psychology department, Candidate of Pedagogy, associate professor
Irkutsk State University, Pedagogical department 6, Nizhnaya Naberezhnaya street, Irkutsk, 664011, Russia e-mail: Fedos-ir@yandex.ru
Derevtsova Elena Nikolaevna, senior teacher of social pedagogy and psychology department
Irkutsk State University, Pedagogical department 6, Nizhnaya Naberezhnaya street, Irkutsk, 664011, Russia e-mail: ele-derevcova@yandex.ru