Научная статья на тему '\ высокие технологии \ когда бумага становится ценной'

\ высокие технологии \ когда бумага становится ценной Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ высокие технологии \ когда бумага становится ценной»

Когда бумага

становится

ценной

Новосибирская компания ЗАО «СИБПРО» — производитель лотерейных билетов, ценных бумаг и прочей печатной продукции с высоким уровнем защиты от подделок. Об особенностях защиты полиграфической продукции рассказала директор предприятия Наталья Мезенцева.

Виктория Защита в комплексе

МусоринА — на рынке ^-решений, в сегменте разработки

средств защиты периметра информационных систем, прогресс идет не «на опережение», а «вслед» за все новыми способами взлома и краж информации. Другими словами, сначала кража — потом способ ее предотвращения. на рынке печати защищенной от подделок продукции похожая ситуация?

— Приведенная аналогия вполне уместна, и, к сожалению, абсолютной защиты от подделок не существует. Воспроизведение любого защитного элемента — это вопрос времени и денег. Поэтому специалисты оперируют понятием защитного комплекса изделия, который

Способ орловской печати был изобретен И.И. Орловым в 1891 году. Суть способа заключается в том, что печать многокрасочного изображения производится с одной печатной формы с использованием промежуточных красочных шаблонов, имеющих рисунок для каждого цвета оригинала. Каждый шаблон передает свое красочное изображение на сводный вал и затем на сборную форму, имеющую рисунок всего конечного изображения.

Это позволяет за один прогон листа через печатную машину переносить на оттиск без каких-либо смещений или разрывов многокрасочный рисунок. Наиболее характерно точность совпадения красок проявляется на стыках линий, переходящих из одного цвета в другой. Повторить такой эффект в обычной полиграфии практически невозможно, поэтому он является надежным средством защиты от подделок и применяется на денежных билетах.

подбирается индивидуально с таким расчетом, чтобы сделать экономически невыгодным его полное воспроизведение фальсификаторами. Как и при защите информационных систем, здесь важен именно комплекс защитных мер.

— Что подразумевается под защитным комплексом?

— Если коротко, то совокупность элементов защиты от подделки и защитных технологий. Сам элемент защиты от подделки представляет собой структурный элемент продукции, обладающий специальными характеристиками, контролируемый визуально или инструментально, позволяющий установить подлинность продукции и сделать невозможной, затруднительной или экономически невыгодной ее воспроизведение.

Элементы защиты от подделки могут включаться в бумагу — водяной знак, защитные волокна, защитные нити, химическая защита и т.д., а также в краски в виде компонентов, обладающих специальными физико-химическими свойствами, например, люминофоры, ферромагнитные компоненты.

Перспективным считается использование в защищенной полиграфической продукции машиносчитываемых элементов. К ним относятся магнитные ленты, микрочипы, микропроцессоры, другие встроенные электронные носители, а также голографические элементы и специальные графические элементы, содержащие закодированную информацию (например, штрих-коды. — Ред.).

— и все-таки как именно объемы и качество подделок влияют на появление новых средств защиты

печати?

— Что касается новых защитных элементов и способов печати, то они, действительно, в большинстве случаев появляются после того, как воспроизведение или качественная имитация способа защиты, благодаря широкому распространению новых технологий, становится простой и доступной. Когда это начинает негативно влиять на нормальное обращение документа, изготовители меняют или усиливают защитный комплекс. Но не следует забывать, что защита должна быть адекватной, ее чрезмерное увеличение может привести к неоправданному удорожанию продукции. Понятно, что при выполнении предприятием-лицензиатом всех требований и условий изготовления защищенной полиграфической

продукции стоимость ее производства не может быть низкой. С другой стороны, на цену конечной продукции влияет конкуренция среди изготовителей.

Защита и технологии

— на предприятии разработаны и применяются несколько способов печати защитных элементов, которые компания позиционирует как ноу-хау. Два из них запатентованы. В чем заключается инноваци-онность этих способов?

— Со стороны пользователей защищенной продукции наиболее востребованы элементы защиты, которые удовлетворяют сразу нескольким противоречивым требованиям: обеспечивают надежную защиту, универсальны, недороги, контролируются визуально (без применения специальных приборов). Наиболее полно этим требованиям отвечают две наши разработки: ирисовая печать с криволинейным профилем раската и печать фрагментов изображения с переменной оптической плотностью. Первая из них позволяет получить необычную картину — граница ирисового раската явно искривляется, причем зрительно это подкрепляется тем, что изгибы согласуются с рисунком сетки. Для фальсификатора потенциальные затраты на воспроизведение такой продукции становятся несоизмеримы с возможной выгодой. А это, как мы говорили ранее, и является надежной защитой от подделок, которая в данном случае достигается именно за счет инновационной составляющей.

Применение специальных способов и приемов печати является обязательным требованием при изготовлении защищенной полиграфической продукции «уровня «А» — самого высокого по защищенности. Он соответствует уровню защищенности ценных бумаг на предъявителя. В качестве классических примеров таких способов можно назвать металлографию и орловскую печать, эксклюзивное право на применение которых в России предоставлено Гознаку постановлением Правительства РФ.

— Каким образом на вашем предприятии обеспечивается необходимая защита информации о выигрышах при изготовлении лотерейных билетов?

— При изготовлении билетов бестиражных лотерей используется комплекс технологий, обеспечивающий не только случайность распределения выигрышей в тираже, но и исключающий возможность определения, является ли билет выигрышным, до момента удаления защитного слоя с игровых полей участником лотереи. Билеты, изготовленные на нашем предприятии, распространяются на всей территории России. Поэтому неважно, где участники лотереи покупают билет, в столице или в самом дальнем уголке нашей страны, шансы на выигрыш у всех равны.

источник пополнения

— ЗАо «сиБПро» — изготовитель широкого ассортимента полиграфической продукции, требующей специальной защиты. Какие именно направления занимают наибольшие доли в общем объеме производства?

— Основными направлениями для нашего предприятия являются изготовление бланочной продукции, защищенной от подделок, и выпуск изделий со стираемым слоем, таких как лотерейные билеты и карты экспресс-оплаты. В объеме производства доли обоих направлений

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 2 (118) 2012 57

Разрешение на ло- сопоставимы. Вместе с тем в последние годы растет доля терейный бизнес изделий со стираемым слоем, поскольку в связи с развив России выдает тием информационных технологий потребность во мно-Федеральная на- гих бумажных документах уменьшается. Например, все логовая служба. мы уже не первый год пользуемся банковскими картами, В ее реестре электронными авиабилетами.

на 4 мая 2011 года — Ваше предприятие — крупнейший российский

числилось более изготовитель лотерейных билетов со стираемым 3700 лотерей. слоем для бестиражных лотерей. Какие тренды ха-

По оценке Сбер- рактерны для сегодняшнего российского лотерейно-

банка, в 2010 году го рынка?

объем рынка — Началом формирования цивилизованного лоте-

лотерей составил рейного рынка в нашей стране можно считать 2003 год, 6-7 млрд руб. когда был принят Федеральный закон «О лотереях». Ло-

Объем легально- терейные билеты были отнесены к защищенной поли-го лотерейного графической продукции. Постепенно участники рынка

рынка в России адаптировались к «правилам игры», установленным го-

в 2012-2015 го- сударством. Но ограничения на игорный бизнес, введен-дах вырастет ные с 1 июля 2009 года, привели на этот рынок новых

до 95-115 млрд. игроков, которые не всегда были готовы соблюдать его правила. Законодательством были внесены изменения по ужесточению требований к лотерейной деятельности и усилению контроля над проведением лотерей.

— Во многих развитых странах лотереи рассматриваются как возможный источник пополнения бюджета. россия пойдет по этому пути?

В полиграфическом оформлении используются графические элементы защиты от подделки. Это различные трудновоспроизводимые изображения или фрагменты изображений, исполнение которых требует применения специализированных уникальных программ ограниченного распространения. В качестве примера можно привести гильоширные рисунки из тонких и взаимно пересекающихся линий, образующих периодические узоры в соответствии

с определенными математическими закономерностями. Кроме того, традиционно применяются микротексты, которые невооруженным глазом воспринимаются как непрерывные линии. Нередко, особенно на фоновых сетках, применяется эффект ирисового раската, заключающийся в плавном изменении цвета в одном направлении в графических элементах без разрывов, наложения и смещения линий или границ графических элементов.

— Думаю, что Россия уже активно по нему идет. В качестве организаторов лотерей со стороны государства выступили Минфин, Минспорттуризма и Спецстрой, подведомственный Минобороны.

Так, под эгидой Министерства финансов дочерняя компания Сбербанка «Спортлото» проводит две тиражные и 10 бестиражных лотерей в поддержку XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Интересно, что тиражные лотереи идут в режиме реального времени: через несколько секунд после ввода лотерейной ставки на терминале 0М1 информация о ставке попадает в центральную игровую систему «Спортлото» и участвует в тираже. Через сеть Сбербанка распространяются билеты бестиражных лотерей Спортлото, в которых выигрыш можно узнать сразу после приобретения билета. Кстати, «Спортлото» — единственная лотерейная компания в России, имеющая право на использование элементов олимпийской символики.

Мы надеемся, что активное участие государства выведет лотерейный рынок России на новый качественный уровень.

— а что именно вы понимаете под «новым качественным уровнем» рынка?

— Должны произойти существенные перемены в конфигурации этого рынка. Развитие сетей распространения, широкий территориальный охват, мощные

рекламные компании, очевидная социальная значимость, честность и прозрачность должны привести к значительному, в разы, увеличению объемов. Продажи лотерей в России существенно ниже, чем даже в Восточной Европе. В развитых странах они еще значительно больше. Только около 9% взрослого населения России приобретает лотерейные билеты, делая это не чаще трех раз в год. Если в России человек тратит в среднем $1,5 в год на лотерейную продукцию, то в Польше — $30, а в Западной Европе — до $420. В Европе проводится эффективная политика государства в отношении лотерейного рынка: деньги, полученные от продажи лотерейных билетов, идут на проекты улучшения качества жизни людей. Спортивные лотереи поддерживают спорт, средства от медицинских лотерей тратят на развитие и поддержку медицины.

— А как складывается ваше сотрудничество со сбербанком россии?

— Сотрудничество ЗАО «СИБПРО» со Сбербанком России началось в период кризиса 1998 года, когда наше предприятие остро нуждалось в надежном партнере в сфере банковского обслуживания. Мы давно ведем активную внешнеэкономическую деятельность, поэтому сразу открыли и рублевый и валютный счета. С использованием кредитных продуктов Сбербанка — порядка $2 млн — мы смогли приобрести дорогостоящее импортное оборудование, составляющее основу нашего производства. В настоящее время у нас реализовано расчетно-кассовое обслуживание в системе «Клиент-Сбербанк» и зарплатный проект. Кроме того, я знаю, что наши сотрудники пользуются кредитами в Сбербанке на приобретение недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.