Научная статья на тему '\ модный продукт \ счастливый билет'

\ модный продукт \ счастливый билет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ модный продукт \ счастливый билет»

Счастливый билет

Во многих странах лотерейный бизнес используется как средство финансирования благотворительных программ.

Наталья В переводе с итальянского lotto означает «судьба». Раз-

МАКОВСКАЯ нообразные денежные, вещевые, имущественные жеребьевки проводили еще в Древнем Китае, а также во времена расцвета Римской империи. Официальной датой рождения лотерей принято считать 24 февраля 1466 года. В этот день вдова фламандского художника Яна Ван Эйка провела первый денежный розыгрыш в пользу городских бедняков. В Соединенном Королевстве лотереи были разрешены указом Елизаветы I в 1566 году. Их целью стало содержание портов. Американская революция и война за независимость также отчасти оплачивались «азартными деньгами».

В Россию эту игру привез из Европы Петр I. Сначала это Возвращение было эксцентричное развлечение для аристократов: раз-доверия к рынку ыгрывалась дорогая и модная одежда, обувь, украшения. лотерей в России Более серьезное отношение к подобным мероприятиям возможно лишь внесла Екатерина II, подписавшая в начале своего цар-при реализа- ствования отдельный указ о проведении лотереи, средства

ции крупных от которой шли на лечение раненых военнослужащих.

национальных Расцвет этой игры в нашей стране пришелся на совет-

проектов. ское время. Поначалу власть объявила лотерею буржу-

ОЛЕГВЛАСОВ

азным пережитком. Однако во время засухи 1921 года комиссия помощи голодающим выпустила 3 млн. лотерейных билетов. С тех пор лотереи проводили регулярно, и они стали государственной монополией. Мировым чемпионом по сбору средств было «Спортлото», проводившееся в СССР с 1970 года (один тираж — до 80 млн. билетов). По данным Европейской ассоциации государственных лотерей, сеть продаж в Советском Союзе в 80-е годы была самой большой в мире. За годы своего существования эта лотерея принесла государству доход в 500 млрд. руб., что составило более 80% всего спортивного бюджета СССР. Это, в частности, обеспечило подъем отечественной спортивной культуры в 80-е годы. «Спортлото» вошло в книгу рекордов Гиннеса.

Активную роль в реализации государственной денежно-вещевой лотереи в советское время играли Сберегательные кассы. Так что традиционно это — функция Сбербанка России.

Расцвет лотерейного бизнеса пришелся в нашей стране на вторую половину 90-х годов. Рост оборвался в 2001-м, с вступлением в силу изменений в Налоговом кодексе, вторая часть которого предусматривала налог на лотерейные выигрыши в размере 35%. В результате активные игроки в секторе лотерей переориентировались в сферу игрового бизнеса. В 2002 году налог был отменен, и рынок стал приходить в себя, но полностью так и не восстановился. Анализ показывает, что средний объем распространения всех видов лотерей на одного жителя России с 2005 по 2009 год уменьшился почти в два раза (в советское время каждая семья играла в «Спортлото»).

Национальный проект

Мировой рынок лотереи сегодня развивается высокими темпами. Объем реализации лотерейных билетов в целом составляет около $150 млрд. в год. Ежегодный рост показателя — 10-15%.

«В западных странах 90% лотерей государственные, — отмечает председатель Конструктивно-экологического движения России «Кедр» Сергей Панфилов. — В частности, во Франции, Германии организацией лотерей занимается только государство». «В Испании, где был зарегистрирован в 2000 году самый крупный выигрыш — на сумму $1,26 млрд., лотерея также исключительно государственный бизнес, — говорит начальник Управления развития комиссионных операций Департамента расчетно-кассового обслуживания физических лиц Сбербанка России Владимир Таранков. — Как правило, крупные лотерейные проекты в развитых странах — это национальные программы. В лотереях Германии, Италии, Испании участвует все население страны. При этом организаторам и агентам лотерей достается значительная прибыль. Большие средства — доля доходов, получаемых при реализации билетов, перечисляемые в госбюджет, в различные внебюджетные фонды и благотворительные организации, используются для финансирования социальных и гуманитарных программ».

Председатель экспертного совета Комитета по предпринимательству в сфере игр и лотерей Торгово-промышленной палаты РФ Олег Пехтерев называет еще одну причину доминирующего положения государства на этом рынке: «Во всем мире лотерея — один из инструментов стерилизации денежной массы. Государ-

ство с помощью лотерей изымает свободные средства у граждан. Часть капиталов (около 50%) возвращается гражданам в виде выигрышей, оставшиеся 50% изымаются — это отчасти излишек, поскольку на последние деньги никто играть не будет. 10-15% изымаемых денег направляются на благотворительность, часть — на создание рабочих мест в индустрии лотереи».

Особенность этого бизнеса, как считает Владимир Таранков, в его высокотехнологичности. Его развитие требует значительных инвестиций в телекоммуникации, информационные средства, PR-технологии, терминалы и т.д. По этой причине лотерейный бизнес, как правило, развивают крупные игроки, имеющие возможность инвестировать десятки и сотни миллионов долларов в создание инфраструктуры, чтобы охватить всю территорию страны. Например, в Венгрии действует лишь одна лотерейная компания. На каждый территориальный округ Германии приходится по одному оператору.

Этот бизнес высокорентабелен при условии значительных объемов продаж билетов и, следовательно, широко разветвленной сети их распространения. Так, в Великобритании участники рынка используют розничные сети, с помощью которых реализуют 90% билетов.

В ряде стран, например в Японии, Тайване, Южной Корее, в лотерейном бизнесе активно участвуют банки. Так, японский Мизухо-Банк даже самостоятельно выпускает и продает билеты «Лотерея Удачи», выплачивая выигрыши. В Бразилии денежные розыгрыши проводит местный сберегательный банк (Caixa Economica Federal Bank). 30% своих доходов он получает за счет реализации проекта по федеральной лотерее — с 1961 года проводит так называемую Национальную лотерею. Для ее организации банк приобрел в Бразилии 14 тыс. киосков, то есть купил инфраструктуру лотерейного бизнеса.

Еще одна особенность этой индустрии, по мнению Владимира Таранкова, в движении международных компаний в сторону большей прозрачности. Многие из них становятся публичными, выпускают акции.

Азартные игры и благотворительность

«Мотивы европейцев и россиян при покупке лотерейных билетов различны, — отмечает Сергей Панфилов. — Первые приобретают билетики для участия в благотворительных проектах. Ими движет мотив «Пусть я не выиграю, но помогу животным или детям». Российское население не доверяет лотереям. Значительная его часть считает так: «Я не играю в лотерею — это обман».

«Сегодня многие не понимают, чем отличается лотерейный бизнес от игорного, — подчеркивает Владимир Таранков. — Первый дискретен: купивший билет только со временем узнает, выиграл ли он, и потому не может проиграть все свои средства. Второй построен на непрерывности процесса игры и получения выигрыша. Это нон-стоп: клиент начинает играть и иногда не может остановиться. Психически неустойчивые люди могут проиграть деньги, машину, квартиру и т.д.

Основное отличие лотерейного бизнеса — в обязательных перечислениях в благотворительные фонды 10-20% доходов. Кроме того, контролирующие органы предъявляют к организаторам таких программ высокие требования, в частности, обязательны ежегодные аудиторские проверки, жестко контролируются сроки предоставления отчет-

ИТАР-ТАСС

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ЛОТЕРЕЙ В РОССИИ — $4,8 МЛРД.

Ежегодный объем реализации лотерейных билетов, млрд. $ 150 40

6 7 7 8 ■

°,4

Россия Германия Италия Испания Япония США В мире

ности. Этот бизнес «прозрачен», поскольку у владельцев лотерейного оборудования нет возможности влиять на изменение размера призового фонда, нет доступа к информации о выигрышных билетах».

«Во всем мире лотерея — это очень прибыльный вид бизнеса, — заключает Олег Пехтерев, — четко регламентированный, со всеми кодексами чести, кодексами поведения, правилами выплаты выигрышей. Ни в одной стране мира этот бизнес не позиционируется как азартный».

В ожидании государства

Объем российского лотерейного рынка сегодня составляет не более 10 млрд. руб. в год. Наша страна не входит

Сергей

дубовицкий,

начальник отдела Управления развития комиссионных операций Департамента расчетно-кассового обслуживания физических лиц Сбербанка России

Сергей

кузнецов,

генеральный директор ООО «Российские лотереи»

Олег

пехтерев,

председатель экспертного совета Комитета по предпринимательству в сфере игр и лотерей Торгово-промышленной палаты РФ

в число 50 государств, упоминаемых в рейтингах и отчетах международных лотерейных организаций. По данным Сбербанка России, сегодня россиянин тратит на лотереи от 60 до 80 руб. в год (для сравнения: в США — $450, в развитых странах — $230, в Латинской Америке — $50, в Восточной Европе — $40). На постоянных покупателей билетов приходится 7% клиентской лотерейной базы. Основными приобретателями билетиков становятся случайные клиенты в возрасте от 45 лет. Таких около 1 млн. человек. Лояльных клиентов — не более 70 тыс.

В России 90% объемов продаж приходится на города с населением свыше 1 млн. При этом довольно много билетов реализуется в сельских населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. Основной объем продаж приходится на центральный регион (66% — на европейскую часть России, 25% — Сибирь, 10% — Дальний Восток, 35% — Москву, 5% — Санкт-Петербург).

При этом большая часть россиян предпочитают лотерейные телешоу. Во время кризиса люди в поисках решения своих финансовых проблем проявляют повышенный интерес к лотереям.

Наблюдатели отмечают, что по сравнению с советским периодом регулирующая роль государства на этом сегменте снизилась. Хотя, как утверждают Олег Пехтерев и Сергей Панфилов, законодательных преград для развития индустрии лотереи в России нет. Сегодня выпуск и обращение лотереи в России регулируются Федеральным законом «О лотереях» №138-ФЗ от 11.11.2003. В качестве регулятора выступает Федеральная налоговая служба (ФНС), осуществляющая выдачу разрешений на проведение всероссийских лотерей. ФНС рассматривает уведомления о проведении стимулирующих розыгрышей, ведет единый госреестр лотерей, контролирует проведение и целевое использование выручки.

Лотерею могут организовать госорганы, муниципальные образования, а также любое лицо, зарегистрированное в РФ и получившее соответствующее разрешение. Организацию и проведение лотереи может на договорной основе выполнять оператор. Для продажи билетов и выплаты выигрышей привлекается распространитель (реализатор) лотереи.

Федеральный закон «О лотереях» ввел следующие ограничения в этой сфере. Во-первых, Министерством финансов РФ были разработаны технические требования, предъявляемые к защите полиграфической продукции, и в том числе билетов. Во-вторых, был установлен нижний предел призового фонда. Кроме того, десятую часть вырученных от реализации средств организаторы лотерей должны теперь в обязательном порядке направлять на социальные нужды.

Таким образом, закон значительно сузил возможность получения сверхприбылей, что привело к вымыванию с рынка мелких участников.

Олимпийский вид деятельности

«В России сегодня функционирует около 400 организаторов (операторов) лотерей. При этом на долю трех крупнейших из них — концерна «Милан» (лотерея «Русское лото»), компании «Орглот» ( лотерея «Гослото»), компании «Интер-лот» (лотерея «Золотой ключ») — приходится 75% лотерейного рынка», — говорит начальник отдела Управления развития комиссионных операций Департамента

расчетно-кассового обслуживания физических лиц Сбербанка России Сергей Дубовицкий.

Операторы в нашей стране занимаются организацией трех видов лотереи. Во-первых, тиражных (розыгрыш призового фонда проводится единовременно между всеми участниками лотереи). Во-вторых, моментальных (бестиражных) лотерей, когда участник сразу после приобретения билета узнает о выигрыше или его отсутствии. В-третьих, электронных — в режиме реального времени с использованием специального оборудования.

«Больше всего моментальных лотерей — на них приходится 60% рынка, доля тиражных составляет 30%, электронных — 10% (для сравнения: в структуре мирового лотерейного бизнеса высокотехнологичные электронные лотереи занимают 80% общего объема)», — сообщает Сергей Дубовицкий.

«Таким образом, российский лотерейный бизнес отстает от мирового не только по объемам совершаемых операций, степени вовлеченности населения, но и по внедрению современных технологий (электронных лотерей)», — делает вывод Владимир Таранков. «Во многих странах аппараты онлайн, с помощью которых люди играют в лотерею, установлены на каждом углу, — соглашается Сергей Панфилов. — У нас в России такой системы нет. Организация лотереи в режиме реального времени требует огромных инвестиций. Пока на такой шаг никто не решился». «Однако один из крупнейших участников рынка — Гослото — уже внедряет электронную лотерею, установив около 10 тыс. терминалов, — отмечает гендиректор ООО «Российские лотереи» Сергей Кузнецов. — Планы на ближайшую перспективу — увеличение показателя до 90 тыс.».

Эксперты уверены, что в России возвращение доверия к рынку лотерей возможно лишь при реализации крупных национальных проектов. Такой программой могла бы стать Олимпийская лотерея. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 г. №1318-р в поддержку организации и проведения Олимпийских игр будут проведены две тиражные лотереи в режиме реального времени, с использованием специального оборудования и 10 бестиражных (моментальных) лотерей. Дело — за выбором оператора Государственной олимпийской лотереи.

ОРГАНИЗАТОР ЛОТЕРЕИ

разрабатывает идею лотереи (ноу-хау), регистрирует в ФНС условия лотереи, заключает договор с оператором или агентом, определяет получателя целевых отчислений и производит целевые отчисления из выручки от лотереи

Владимир ТАРАНКОВ:

«Сбербанк России — один из крупнейших агентов по реализации лотерейных билетов и выплате выигрышей по ним. Среди коммерческих банков Сбербанк — абсолютный лидер (его доля на рынке — 100%).

За 2009 год наши клиенты приобрели около 64 млн. лотерейных билетов. Лидерами продаж по итогам прошлого года стали Поволжский и Северо-Западный банки Сбербанка. При этом максимальный рост, в 1,5 раза, был достигнут в Дальневосточном банке.

За 2009 год Сбербанк выплатил в качестве выигрышей гражданам сумму в размере 602,5 млн. руб. — на 5% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Отчисления от лотерей, реализуемых филиалами Сбербанка, используются для финансирования экологических проектов и программ, направленных на защиту окружающей среды, природных ресурсов и здоровья человека, социальную и благотворительную помощь, развитие массового спорта в стране, стимулирование деятельности детско-юношеских спортивно-технических школ, общественных организаций, осуществляющих развитие спорта и физической культуры, сохранение и умножение культурного наследия России».

Сергей ПАНФИЛОВ:

«Лотерейные билеты покупают азартные люди. Самая играющая нация — китайцы. Русские по такому показателю, как азарт, входят в первую пятерку, но по покупке билетов мы отстаем. Все азартные люди ушли в игровой бизнес.

Сейчас, когда игровой бизнес стали выселять в специальные зоны, стало открываться много лотерейных клубов. Фактически это тот же игровой автомат, только он выдает лотерейный билет. Несмотря на наши ожидания, клиенты игровых клубов, которые сейчас закрылись, играть в лотерею в основном не пошли. Если и есть какой-то прирост, то не более 10%. Видимо, это разные целевые аудитории.

Лотерейный бизнес очень рентабелен. Каких-либо законодательных преград для проведения денежных розыгрышей нет. Основные причины невысокого оборота лотерей в России — это недоверие населения и невысокие выигрыши (большой призовой фонд возможен только при высоком уровне продаж).

Мы сотрудничаем со Сбербанком с 1994 года. Это один из самых крупных распространителей лотерей в России.

«Кедр» — общественная организация, которая имеет лицензию Минфина на проведение лотереи, организует лотерею «Природа» и распространяет ее билеты. 10% полученных доходов мы тратим на экологические цели, в частности содержим зоопарки. Под нашей опекой их три: Московский, Большереченский в Омской области и в Нижнем Новгороде. Вместе с Олимпийским комитетом мы развиваем программу «Деревья-патриархи»: ищем деревья старше 200 лет и организуем экскурсионные маршруты к ним.

Наша доля на российском рынке — 8-9% ($20 млн.). Из суммы, эквивалентной 100% стоимости билета, 50% — это выигрыши. Сети распространения лотерей — это Сбербанк, Почта России и бывшая система распространения «Спортлото».

Сергей КУЗНЕЦОВ:

«Сегодня покупателями лотерейных билетов при розыгрыше тиражных лотерей становятся женщины от 35 до 55 лет с ежемесячным доходом от 5 до 10 тыс. рублей в месяц, а моментальных лотерей — женщины 18-55 лет.

Средняя стоимость билетов при розыгрыше моментальных лотерей — от 10 до 50 руб. (для сравнения: на Западе — 0,5-3 евро). Средняя ставка тиражной числовой лотереи всегда равна стоимости утренней газеты или бутылки молока — во всем мире стоимость лотерейного билета не превышает этой суммы. Иначе лотерея не работает.

Другие условия успеха лотереи: грамотность оператора, знание маркетинга, налаживание системы дистрибуции, профессионализм».

Олег ПЕХТЕРЕВ:

«Законодательных преград для лотерей нет. Для подъема лотерейного рынка нужно развивать сеть по продаже билетов, сотрудничать со Сбербанком, с Почтой России, давать возможность частным предпринимателям открывать рабочие места.

Необходимы также максимальная автоматизация процесса и развитие рекламы лотереи. Это даст колоссальный рывок в росте рынка.

Владимир ТАРАНКОВ,

начальник Управления развития комиссионных операций Департамента расчетно-кассового обслуживания физических лиц Сбербанка России

Сергей ПАНФИЛОВ,

председатель Конструктивно-экологического движения России «Кедр»

организует разработку дизайна и изготовление билетов, реализует билеты через агентскую сеть, перечисляет организатору выручку от лотереи за исключением своей комиссии

РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ЛОТЕРЕЙНЫХ БИЛЕТОВ (АГЕНТ)

на основании заключенного с организатором или оператором лотереи договора реализует лотерейные билеты среди участников лотереи, выплачивает выигрыши. Перечисляет организатору или оператору выручку от лотереи за исключением своей комиссии

Схема

взаимодействия организаций, обслуживающих лотереи в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.