Научная статья на тему '\ законодательство \ лотерея: спортивный интерес'

\ законодательство \ лотерея: спортивный интерес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ законодательство \ лотерея: спортивный интерес»

Лотерея: спортивный

Средства, полученные от реализации лотерей, должны уходить на финансирование социальных проектов, культурных и спортивных программ, в том числе зимней Олимпиады — 2014 в Сочи. Так считает председатель комитета Госдумы России по бюджету и налогам Юрий Васильев. Комитет активно работает по совершенствованию законодательства в сфере лотерейного бизнеса.

Юрий

ВАСильЕВ,

председатель комитета Госдумы России по бюджету и налогам

Василий ТРЕСКОВ

— Юрий Викторович, лотереи во всем мире — отрасль, приносящая не только прибыль организаторам, но и доход бюджетам и благотворительным фондам. Как обстоит дело в России?

— В России долгое время отсутствовала действенная система контроля лотерейного бизнеса, а участие государства в этой деятельности сводилось главным образом к выдаче разрешений и регистрации правил проведения лотерей. Доходы бюджета были незначительными и даже не выделялись отдельной строкой.

До 1990 года в стране насчитывалось восемь лотерей, включая денежно-вещевую Министерства финансов РСФСР, Спорткомитета СССР, ДОСААФ. Указанные проекты регламентировались специальными постановлениями Совета министров СССР, Совета министров РСФСР. Начиная с 1992 года в стране увеличивалось число организаторов новых лотерей и объемы их реализации.

В целом, по экспертным оценкам за 1998-2000 годы, в России ежегодно проводилось более 300 лотерей, и лишь половина из них была зарегистрирована. В ре-

зультате потери бюджета составляли более 1,2 млрд. рублей.

В последние годы действовало порядка 50 всероссийских лотерей и около 70 местных, на территориях субъектов РФ, учредителями которых выступали региональные и муниципальные власти.

Обилие различного рода розыгрышей, которые часто проводили не специализированные и не лицензированные организации, порождало множество нарушений финансового и правового порядка, криминализируя эту отрасль и значительно подрывая доверие основной массы населения к лотереям. Значительное распространение получили плохо контролируемые моментальные лотереи, так называемые лохотроны, где сумма выигрыша почти никогда не совпадает с заявленной. При этом суточный оборот одной бригады, проводящей подобные мероприятия, по оценкам правоохранительных органов, составляет около $100 тыс.

— Можно ли направить эти денежные потоки в правовое русло?

интерес

РИА-НОВОСТИ

Минфину поручено организовать 12 всероссийских государственных лотерей для финансирования зимней Олимпиады — 2014, а также на развитие физкультуры и спорта в России.

- Для упорядочения лотерейного рынка на территории России еще в 1995 году была разработана специальная программа. Для ее реализации в соответствии с указом президента созданы две структуры: Федеральная служба лотерей (лицензирование, надзор и контроль над процессом) и оперирующая компания ОАО «Российские лотереи», которая занимается организацией этой деятельности.

В 1996 году в ходе реорганизации правительства Федеральная комиссия лотерей и игр РФ была упразднена, а ее функции переданы Государственному комитету РФ по физической культуре и туризму. Основным правовым документом, регламентирующим деятельность организаций, которые организуют и проводят лотереи, было Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 19 сентября 1995 года.

Сегодня необходима выработка ясной позиции государства: кто и какие лотереи должен проводить, на какие цели можно использовать доходы, сколько процентов должно уходить в государственный бюд-

жет. И потому наиболее актуален требующий четкого законодательного разрешения вопрос о налогообложении выигрышей граждан, налоговой нагрузке на организаторов лотерей, а также тема введения государственной монополии на лотерею. В законодательстве должны быть четко зафиксированы правила выдачи лицензий, их количество, установлены критерии и порядок использования доходов от лотерей, в том числе перечисление части прибыли на социальные нужды.

— По различным оценкам, потенциал российского лотерейного рынка составляет 22-27 млрд. руб. в год. Реальный показатель не превышает 10 млрд. рублей.

— Это на порядок меньше, чем в западных странах. Однако при рациональной организации дела, учитывающей государственные интересы, доходы от проведения лотерей могли бы увеличиться до 2-3 млрд. руб. в год (перспектива роста показателя — до 10-15 млрд. рублей).

Если государству удастся создать полноценную правовую базу, выводящую из «тени» лотерейный бизнес, а также найти организационные формы решения имеющихся проблем, то объем лотерейного рынка в России может, по разным оценкам, достичь $1,5-5 млрд. Эти деньги имеют шансы стать реальным внебюджетным источником финансирования программ по развитию спорта, социальной сферы и культуры.

— Скажите, что нового разрабатывают сегодня в этой сфере?

— Совместно с правительством идет работа над подготовкой ко второму чтению проекта Федерального закона №293749-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях». Законопроект разработан, чтобы создать единую систему правового регулирования отношений, возникающих во время проведения государственных лотерей. К примеру, документ предусматривает, что у организатора лотереи должна быть справка от налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Это поможет, по мнению разработчиков проекта, своевременно принимать решения о регистрации или запрете лотереи.

Оператор всероссийской государственной лотереи будет определяться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством организовать всероссийскую государственную лотерею по результатам

В мире ежегодно реализуется лотерейных билетов на сумму $150-160 млрд. Годовой оборот лотерейного бизнеса составляет в США около $30 млрд. в год, в Германии — около 6 млрд., в Японии — порядка 8 млрд., в Испании и Италии, где все лотереи государственные, — соответственно 6,53 и 6,5 млрд. В большинстве стран лотереи — дополнительный источник финансирования социальных расходов, реализации культурных и спортивных программ. Так, в Италии около 15% выручки от продажи лотерейных билетов идет на социальные нужды и около трети — в доходы бюджета. В скандинавских странах, как правило, именно за счет доходов от игорного и лотерейного бизнеса финансируются органы социальной защиты. В Финляндии значительная доля средств в бюджет спортивных организаций поступает от государственных лотерей, объединенных в общую. Практически во всех странах лотереи проводятся под государственным контролем. Все лотерейные компании публикуют финансовые отчеты о своей деятельности, в которых указывают, сколько денег поступило в фонды государства и на что потрачена прибыль.

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (99) 2010

85

Организатор лотереи должен будет предъявить справку из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

В 1998-2000 годах в России ежегодно проводилось более 300 лотерей, и лишь половина из них была зарегистрирована.

открытого конкурса. Составляется перечень требований к претенденту и состав заявки на участие в конкурсе.

Важно, что норматив предоставит правительству РФ право определять срок проведения всероссийской государственной лотереи. Особо отмечу нормативные требования к лотерейным терминалам, программам и оборудованию. Готовятся поправки и в ряд законодательных актов для исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей. Организаторов как государственных, так и негосударственных лотерей предлагается обязать начинать формирование призового фонда не позднее года со дня получения разрешения на проведение лотереи. Иначе это разрешение может быть отозвано или приостановлено его действие до вступления в силу постановления суда.

Предполагается снятие действующего ограничения на максимальный размер призового фонда лотереи к выручке от ее проведения (оно составляло 80%). Предусматривается еще один источник формирования призового фонда — средства организатора стимулирующей лотереи. Вводятся правила розыгрыша суперприза — норма о том, что в случае прекращения розыгрыша тиражной лотереи ее призовой фонд, суперприз, должен быть разыгран полностью в последнем проводимом тираже. Также предлагается обязать организаторов лотерей публиковать в СМИ годовые отчеты.

Уполномоченный орган исполнительной власти наделяется правом обратиться в суд с иском о взыскании целевых отчислений в пользу их получателей в том случае, если организатор лотереи уклоняется от их уплаты. В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляются новые виды противоправных деяний, которые должны признаваться правонарушениями.

Законопроект вводит понятие «программа целевого финансирования». Это документ, который заявитель должен обязательно предоставлять при получении разрешения на проведение лотереи.

— В некоторых странах лотерею используют для поддержки национального спорта. Как обстоит дело в России? Будет ли использован этот ресурс для финансирования Олимпийских игр в 2014 году в Сочи?

— Такой документ готовит Министерство финансов РФ. Единым оператором лотерей может стать

«юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ», а также ставшее победителем открытого конкурса Минфина. В соответствии с постановлением правительства Минфину поручено организовать 12 всероссийских государственных лотерей, в том числе две тиражные в режиме реального времени.

Все первоначальные расходы по организации и проведению олимпийских лотерей несет их оператор «за счет собственных средств». «В дальнейшем все расходы по проведению лотерей, в том числе возмещение стартовых затрат, будут покрываться за счет вознаграждения, выплачиваемого оператору лотерей», — говорится в концепции. Размер вознаграждения в документе не указан, но авторы предполагают, что он будет составлять не менее 10% объема выручки от продажи лотерейных билетов. В документе говорится, что все средства будут направлены на финансирование зимней Олимпиады — 2014, а также на развитие физкультуры и спорта в России.

За право использования олимпийской символики оператору необходимо будет заплатить $54 млн., заключив лицензионный договор с Оргкомитетом Сочи — 2014.

По расчетам Минфина, срок лотерей в режиме реального времени составит семь лет. Они будут проводиться «с использованием лотерейных терминалов, имеющих связь с центральным вычислительным центром». Срок проведения десяти бестиражных лотерей — пять лет. Реализовывать лотерейные билеты будут через пункты продаж уже существующих сбытовых сетей и «общенациональную сеть лотерейных терминалов», создать которую обяжут оператора лотерей. Кроме того, Минфин предлагает использовать для продажи олимпийских лотерейных билетов индивидуальных агентов, почтовые отделения, вендинговые (торговые) автоматы.

В Минфине не исключают, что для участия в конкурсе будет создан консорциум, куда может войти Сбербанк с его крупнейшей в стране сетью отделений.

В целом же работа над совершенствованием законодательства о лотерейной деятельности идет очень серьезная и не одно заседание весенней сессии предстоит посвятить этому вопросу. Но надо сделать максимум возможного, чтобы направить денежные разливы лотерейных рек в правовое русло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.