ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛОТЕРЕЯ -ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Е.В. ПЯТКОВ, председатель совета директоров компании «Рослотцентр»
Лотерейная деятельность в нашей стране никогда не рассматривалась в качестве эффективного инструмента для решения общественных и государственных задач. Сегодня Россия не входит даже в первую группу из 50 стран мира по объемам продаж лотерей, упоминаемых в рейтингах и отчетах международных лотерейных ассоциаций (до 1991 г. Советский Союз уверенно занимал 14-е место в мире). Проблема здесь заключается не в том, что покупательная способность среднестатистического жителя России снизилась или люди в России не любят играть в лотереи, причиной тому послужил развал Советского Союза и потеря государственного контроля за лотерейным бизнесом. Начало и середина 1990-х гг. также характеризовались отсутствием необходимой законодательной базы в сфере лотерейной деятельности. Это привело к катастрофическому падению лотерейного рынка в современной России и снизило поступление в бюджет страны средств, вырученных от лотерей. В России до принятия 11 ноября 2003 г. Федерального закона № 138-Ф3 «О лотереях» совершенно отсутствовала действенная система государственного контроля за лотерейным бизнесом, а участие государства сводилось только к выдаче разрешений на проведение лотерей.
В свою очередь, подавляющее большинство развитых стран выбрало совершенно противоположный вектор развития лотерейного бизнеса, заключающийся в передаче большинства лотерей под государственный контроль. Это гарантировало четкое соблюдение закона при организации и проведении лотерей, а также поступление в бюджеты государств немалых средств, направленных на финансирование широкого спектра государственных программ и проектов.
Так, например, оборот государственных лотерей США составляет несколько десятков мил-
лиардов долларов в год, в Германии и Японии — около 10 млрд долл., в Испании и Италии — порядка 5—7 млрд. Список стран, в которых проводятся государственные лотереи, очень велик и не ограничивается никакими религиозными соображениями или географическим положением. Сюда входят многие страны Африки и Ближнего Востока, а также Латинской Америки, Австралии и некоторые — Азии.
При этом в большинстве стран лотереи являются дополнительным источником финансирования социальных расходов, реализации культурных и спортивных программ.
Одной из наиболее эффективных признана Национальная лотерея Великобритании, с объемом продаж до 10 млрд долл. в год, приносящая правительству и благотворительным организациям больше денег, чем любая другая в мире. Во многих относительно небольших странах, таких, например, как Израиль или Чехия, через сферу лотерейного рынка проходит до четверти денежного оборота страны.
В Италии около 15 % выручки от продажи лотерейных билетов идет на социальные нужды и около трети — в доходы бюджета.
В Финляндии значительная доля поступлений в бюджет спортивных организаций идет от государственных лотерей.
Доходы от лотерей позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне и реализовать многие спортивные и гуманитарные проекты. Например, Футбольная ассоциация Англии получила от Национальной лотереи грант на 120 млн фунтов стерлингов для реконструкции стадиона «Уэмбли», а в середине 1990-х гг. в Великобритании проводилась благотворительная лотерея, доходы которой шли на ремонт музеев, реставрацию, а также на выкуп произведений искусства, которые
могли быть проданы за границу. Аналогичную национальную лотерею сейчас предлагается организовать во Франции, весь доход от нее будет направлен на сохранение культурного наследия страны.
Возникает закономерный вопрос: почему до последнего времени на территории России не было ни одной государственной лотереи, за счет которой могли бы финансироваться федеральные или региональные программы?
По утверждениям специалистов, объем российского лотерейного рынка составляет примерно 8,5 млрд руб. в год, или около 60 руб. в среднем на жителя России. Это примерно 1,5 евро при аналогичном среднем показателе по странам Западной Европы 50 евро на человека в год.
Таким образом, можно констатировать, что российский лотерейный рынок сегодня в десятки раз меньше, чем в развитых странах, поэтому перспективы его роста огромны. При взвешенной государственной политике в формировании лотерейного рынка в России доходы от проведения лотерей могли бы стать значимым источником поступлений денежных средств как в бюджет, так и во внебюджетные фонды.
Если государство решится на создание новых крупных государственных лотерейных проектов, объем лотерейного рынка России может вырасти до 30 млрд руб. в год.
Всем известно, что все новое — это хорошо забытое старое. Более четверти века назад «Спортлото» помогло советскому государству в финансировании московской «0лимпиады-80». Лотерея «Спортлото» за годы существования принесла 500 млрд руб. (80 % всего спортивного бюджета страны).
И хотя государство за последние 15 лет не обращало особого внимания на лотерейный рынок, победа города Сочи в борьбе за право на проведение зимних олимпийских игр «Сочи—2014» подтолкнула Правительство России пересмотреть свое отношение к лотереям.
В истории современной России отправной точкой первой государственной лотереи можно считать 15 октября 2008 г., когда в Москве состоялась презентация первой Всероссийской государственной лотереи «Гослото». Одной из ее главных целей стало софинансирование Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 гг.». Уже до конца 2008 г. отчисления от проведения лотереи в ФЦП должны были составить более 1 млрд руб. Тем более, что, по прогнозам экспертов, число играющих будет только расти,
так как во время мирового финансового кризиса популярность лотерей возрастает. Население надеется хотя бы с помощью фортуны увеличить свое благосостояние. По мнению экспертов, желание играть в лотереи в то время, когда по всему миру лихорадит биржи, вполне объяснимо: экономический кризис вызывает у граждан беспокойство, а попытка получить выигрыш — это как антидепрессант, ведь адреналин и надежда могут существенно улучшить настроение.
До 2015 г. объем целевых отчислений в ФЦП от проведения «Гослото» должен составить порядка 18 млрд руб. Полученные средства пойдут на развитие спортивной инфраструктуры, популяризацию массового и профессионального спорта, приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Однако не стоит забывать, что в России люди интересуются не только спортом. Есть множество других направлений государственной политики, которые остро нуждаются в поддержке — здоровье, культура России, социальная политика и демография.
Любое из этих направлений заслуживает особого внимания государства, однако только мер на федеральном уровне, предложенных государством для решения конкретных задач, может оказаться недостаточно. Поэтому каждый отдельный субъект Федерации может принимать дополнительные меры для реализации федеральных программ. Источником финансирования таких мер может стать проведение государственной региональной лотереи.
Президент России В. В. Путин 10 мая 2006 г. в своем послании Федеральному Собранию назвал демографию самой острой проблемой современной России, как для страны в целом, так и для каждого региона в частности. В связи с этим специалистами компании «Рослотцентр» была разработана концепция государственной региональной демографической лотереи для Московской области.
В пользу выбора проблематики и региона проведения лотереи говорят следующие аргументы: проблема демографии имеет особое значение именно для Московской области, несмотря на то, что численность населения за последние 5 лет стабильно находится на втором месте среди всех субъектов России и составляет более 6,6 млн чел. Однако, если детально проанализировать причины такой стабильности в численности населения, то станет очевидно, она обеспечивается исключительно за счет самого высокого в стране миграционного прироста, составляющего более 60 тыс. чел. в год, обусловленного близостью региона к столице.
При этом собственные демографические показатели имеют отрицательную динамику. Так, коэффициент смертности на 1000 чел. населения стабильно превышает 17 промилле и практически в 2 раза выше коэффициента рождаемости, который составляет чуть выше 9 промилле. В отличие от показателя миграционного прироста, по которому Московская область занимает первое место в стране, опережая даже Москву, по смертности и рождаемости она занимает только 39-е и 36-е места, соответственно. Это является довольно низким показателем для региона, занимающего по величине денежных доходов на душу населения 2-е место в Центральном федеральном округе и 14-е — в России. Проведение государственной региональной демографической лотереи позволит выручить средства для реализации конкретных мер снижения смертности и увеличения рождаемости в Московской области.
Одним из важных элементов, обеспечивающих успешность проведения лотереи, является правильный выбор названия. Лотерея должна иметь яркое, запоминающееся название, желательно, отражающее все ее основные особенности: цель, участие государства, форму проведения, возможный размер выигрыша и т. д.
С учетом этого в качестве самого оптимального полное название лотереи предлагается следующим: «Государственная региональная демографическая лотерея Московской области «7 миллионов». В пользу указанного названия говорит следующее:
1) отражается главная цель проведения лотереи, которая заключается в ускорении темпов роста численности населения Московской области и доведения ее к 2012—2015 гг. до 7 млн чел.;
2) наименование лотереи будет точно соответствовать величине максимального выигрыша — джек-пота — 7 млн руб.;
3) анализ названий существующих сегодня в России лотерей позволяет однозначно утверждать, что 80 % лотерей, имеющих наибольшие показатели продаж, в своем названии явно или скрыто используют количественное выражение денег;
4) наименование, с точки зрения лингвистики, является полностью нейтральным, позволяет избегать фривольности, неоднозначного толкования, воздействия на низменные инстинкты, свойственного таким названиям, как «Козырная карта», «Пан или пропал», «Халява» и т. д. Это представляется очень важным, исходя из статуса лотереи, и ее организатора — органа государственной власти;
5) обеспечивается уникальность и узнаваемость лотереи в масштабах страны: кроме Московской
области ни один регион Российской Федерации не имеет численности (6,618 млн чел.), логичным продолжением которой стало бы доведение ее до 7 млн чел.;
6) цифру «семь» всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют «знаком ангела». Числовая символика удачно используется в ряде известных брендов, таких как: «S7 Airlines», «7up», «j7», «7 days» и др.
Что касается способа проведения лотереи, то он должен стать уникальным, не используемым в настоящее время ни в одной из крупных мировых лотерей. По своей природе и истории Россия — специфическая страна и реализация на ее территории адаптированных западных лотерей не всегда приводила к успешным последствиям, достаточно вспомнить проект «Лотто-Миллион», проводимый в середине 1990-х гг. Олимпийским комитетом России совместно с греческой компанией «Intracom».
В пользу выбора уникального способа проведения говорит следующее:
1) динамика рынка по объемам продаж трех наиболее крупных тиражных лотерей («Золотой ключ», «Русское лото», «Бинго миллионер») в Российской Федерации в 1999—2008 г. показывает, что при появлении на рынке новой лотереи с аналогичным способом проведения объем продаж не увеличивается, а только распределяется между ними;
2) сам по себе способ проведения лотереи на основе готового игрового числового поля уже изжил себя и не вызывает такого интереса у населения, как несколько лет назад. По сравнению с пиком продаж указанных выше трех крупнейших лотерей в 2001 г. (175 млн шт.), в 2008 г. он составил всего чуть больше 30 млн шт., или почти в 6 раз ниже!;
3) другие виды числовых лотерей, основанные на угадывании конкретной числовой комбинации («5 из 36», «6 из 49» и прочие), сегодня уже представлены на рынке («Гослото», «Кено», «5 из 36» и т. д.) и достаточно известны. Тем более что применение аналогичного способа розыгрыша «6 из 45» в государственной лотерее «Гослото» не дает сногсшибательных результатов;
4) многие тиражные лотереи, представленные сегодня на российском рынке, в лотерейных билетах имеют уже готовые наборы зачеркнутых чисел. Естественно, что это резко снижает интерес потенциальных участников к игре, поскольку лишает их главного «удовольствия» — возможности самостоятельно выбрать числовую комбинацию.
Таким образом, новый способ проведения лотереи должен удовлетворять ряду принципиальных
условий: лотерея должна быть числовой, билет лотереи должен иметь игровое поле для определения игроком игровой комбинации. Игровое поле в лотерее должно быть, по возможности, максимально простым, способ проведения лотереи — принципиально отличаться от широко используемых сегодня, а розыгрыш (тираж) лотереи — проводиться с периодичностью 1—2 раза в неделю и более.
Исходя из всего перечисленного, была разработана совершенно новая система игры в числовые лотереи с самостоятельным зачеркиванием игроком игровой комбинации и еженедельным розыгрышем в прямом эфире. Система игры называется «7 из 7» и заключается в следующем.
На игровом поле расположено 7 столбцов по 7 ячеек в каждом, пронумерованных от 1 до 7 (рис. 1). Игрок самостоятельно отмечает по одному числу в каждом из 7 столбцов. Из лототрона достается по одному шару, который определяет выигрышное число во всех 7 столбцах на игровом поле билета, соответственно. Причем каждый извлеченный шар возвращается обратно в лототрон. Таким образом, максимальный выигрыш получает игрок, у которого совпали все 7 цифр. Также предполагается розыгрыш Джек-пота в размере 7 000 000 руб. по мере его накопления.
Теперь посмотрим на экономическую и бюджетную эффективность проведения лотереи, полученную в ходе расчетов (рис. 2).
Число проданных билетов, тыс. шт.
4 ООО ■
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЛОТЕРЕЯ
7 J
W ВСЁ БЛИЖЕ
■ миллионов! № 00000000
У? Не ШРАЖА^^^^^^^И
ИГРОВОЕ ПОЛЕ 1 2 3 4 5 6 7
ипвппии
0 в в в в в в ввввввв ввввввв
Б В В В В В В
В 0 в в в в в
3 500 3 000' 2 500 ■ 2 000 1 500 ■ 1 000' 500 0'
2007 2008
□ Тиражные лотереи ■ Моментальные лотереи
Рис. 2. Анализ лотерейного рынка Московской области
Рис. 1. Макет билета
Один житель Московской области потенциально тратит на покупку лотерейных билетов в среднем 38 руб. в год.
Главная цель государственной региональной демографической лотереи — привлечь внимание каждого жителя Московской области к проблеме демографии, как пропагандистским путем, так и путем приобретения лотерейного билета, 30 % от продажи которого пойдет в специальный фонд, направленный на решение проблем демографии в регионе.
При успешной реализации представленной государственной региональной лотереи у Правительства Московской области появится реальная возможность привлекать в бюджет до 1 млрд руб. ежегодно, что обеспечит финансирование программ по улучшению демографической ситуации в регионе.
Данный пример показывает, что при грамотном, комплексном подходе и прямом участии государства можно организовать и провести государственную региональную лотерею, способную собрать достаточное количество внебюджетных средств для софинансирования конкретных программ: будь то здравоохранение, социальная политика, развитие культуры, спорта или решение демографических проблем.
"> Год
1.
3.
5.
7.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II, гл. 58 «Проведение игр и пари». Зибров А. Н. Лотерейный бизнес в экономике России. - М.: Изд. ЦПИ. 2005. - 176 с. Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года.
Концепция проекта «7 миллионов», 2008 г. www.roslotcentr.ru
Официальный сайт Всероссийской государственной лотереи «ГОСЛОТО». www.gosloto.ru Урлов Е. С. Как заработать на онлайн-лотерее в России. - М.: Вершина. 2008. - 240 с. Федеральный закон РФ от 11.11.2003 № 138-Ф3 «О лотереях».
2