Научная статья на тему 'О лицензировании деятельности полиграфических предприятий'

О лицензировании деятельности полиграфических предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О лицензировании деятельности полиграфических предприятий»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н. Н. ШИШКОЕДОВА,

доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Курганского филиала Академии труда и социальных отношений

Для осуществления некоторых видов деятельности требуется лицензия. В этой статье будет рассмотрено, какие лицензии должно получить полиграфическое предприятие, как это сделать и как отразить в учете расходы, связанные с получением лицензии.

В каких случаях полиграфическому предприятию необходима лицензия

После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» полиграфическая деятельность как таковая лицензированию не подлежит. Поэтому такие виды деятельности, как выполнение полиграфических работ по изготовлению печатной продукции по заказам издательств, предприятий, частных предпринимателей и иных лиц, оказание производственных услуг (таких как, например, резка бумаги), а также изготовление собственной полиграфической продукции и товаров народного потребления, полиграфическое предприятие может осуществлять свободно.

В случае же, если полиграфическое предприятие планирует изготавливать бланки ценных бумаг, лотерейные билеты и иные виды полиграфической продукции, которые должны быть защищены от подделок, ему придется получать лицензию. Ведь согласно подп. 13 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией, подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования данного вида деятельности прописан прежде всего в Положении о лицензировании деятельности по изготовлению

защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 817 (далее — Положение № 817), а также в принятом во исполнение данного документа приказе Минфина России от 07.02.2003 № 14н (далее — приказ № 14н), утвердившем:

1) регламент работы экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией (приложение 1 к приказу № 14н);

2) требования к режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции (приложение 2 к приказу № 14н);

3) технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции (приложение 3 к приказу № 14н);

4) форму отчета о произведенной в отчетном периоде защищенной полиграфической продукции, за исключением бланков ценных бумаг (приложение 4 к приказу № 14н).

В соответствии с Положением № 817 под изготовлением защищенной полиграфической продукции понимается законченный цикл полиграфических работ, включающий разработку оригинал-макета, изготовление фотоформ и печатных форм, технологию печати и отделки продукции с использованием высокозащищенных трудновос-производимых технологий производства защитных элементов, информация о которых является коммерческой тайной либо конфиденциальной, нумерацию, учет изготовленной защищенной

полиграфической продукции на всех этапах производства и ее хранение. А под торговлей защищенной полиграфической продукцией понимается продажа этой продукции лицензиатом-изготовителем защищенной полиграфической продукции заказчику или его представителю.

Что считается защищенной полиграфической продукцией

В соответствии с Положением № 817 под защищенной полиграфической продукцией понимается полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента РФ, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции.

Критериями отнесения товаров к категории защищенной от подделок полиграфической продукции, которые установлены приказом Минфина РФ от 11.08.2005 № 104н, являются:

1) наличие в полиграфической продукции не менее двух из числа нижеперечисленных элементов защиты:

— нумерации (цифровой номер, индивидуальный для каждого экземпляра бланка);

— водяного знака (рисунок, создаваемый темными и светлыми участками бумаги и проявляющийся только при рассматривании бумаги «на просвет»);

— защитных волокон (цветные или светящиеся под ультрафиолетовым излучением инородные волокна, введенные в бумажную массу);

— защитной нити (узкая (~ 1 мм) полоска на полимерной основе, введенная внутрь бумажной массы или выходящая на поверхность отдельными участками (ныряющая нить));

— ультрафиолетовой люминесценции (свечение красок или защитных волокон под воздействием ультрафиолетового излучения, причем свечение всей площади бумаги голубым цветом защитным признаком не является);

— защиты от цветного ксерокопирования и сканирования (полиграфическая метка, проявляющаяся при снятии на обычном ксероксе («копия», «void», «!» и т. п.));

2) наличие специальных видов печати:

— рисунков, в которых линии плавно переходят

из одного цвета в другой без нарушения их геометрии (в частности, с ирисовым раскатом);

— рисунков, обладающих трехмерным рельефом, т. е. линии с краской выступают над бумагой и шероховаты «на ощупь»;

— стираемого покрытия (непрозрачный (экранирующий) слой, подлежащий стиранию, как, например, на билете мгновенной лотереи);

— двухкрасочных фоновых сеток (рисунки двух разных цветов, наложенные друг на друга на площади не менее 70 %).

Все вышеуказанные признаки должны содержаться на образце защищенной от подделок полиграфической продукции, идентичном тиражным экземплярам, с нулевой нумерацией и промаркированным словом «образец» или «погашено».

Более подробно технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции прописаны в приложении 3 к приказу № 14н. В частности, в данном документе выделяются три уровня защищенной полиграфической продукции — «А», «Б» и «В» (см. таблицу).

Помимо общих требований в приложении 3 к приказу № 14н прописаны особенности изготовления документов каждого уровня защиты, включая выбор формата документов и детализацию печати.

Лицензионные требования и условия

В соответствии с п. 4 Положения № 817 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией являются:

1) соблюдение лицензиатом режима охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и требований по учету защищенной полиграфической продукции, в том числе установленных лицензирующим органом;

2) соблюдение лицензиатом технических требований и условий изготовления защищенной полиграфической продукции, в том числе установленных лицензирующим органом;

3) наличие в штате лицензиата работников, имеющих высшее или среднее техническое образование, квалификацию специалистов по компьютерному дизайну гильошей, технологической подготовке и полиграфическому исполнению защищенной полиграфической продукции и стаж работы по специальности не менее 5 лет, а также работников, имеющих высшее или среднее финансово-экономичес-

Классификация уровней защищенной полиграфической продукции

Уровень Вид продукции Технические требования

«А» Бланки ценных бумаг на предъявителя Защищенная полиграфическая продукция, требования по изготовлению которой установлены нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления либо заказчиком Содержат указание на необходимость защищенности этой продукции от подделок на уровне ценных бумаг на предъявителя или предусматривают одно или несколько требований по защите данной полиграфической продукции от подделок, аналогичных (или сопоставимых) с установленными техническими требованиями, используемыми для защиты от подделок полиграфической продукции уровня «А»

«Б» Бланки именных и ордерных ценных бумаг, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (за исключением ценных бумаг на предъявителя и иной защищенной полиграфической продукции, отнесенной к защищенной полиграфической продукции уровней «А» и «В») Защищенная полиграфическая продукция, требования по изготовлению которой установлены нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления либо заказчиком Содержат указание на необходимость использования при производстве указанной продукции технологий (способов) защиты от подделок, за исключением защищенной полиграфической продукции, отнесенной к защищенной полиграфической продукции уровней «А» и «В». Примеры: — лотерейные билеты, — региональные специальные марки, — бланки лицензий и т. д.

«В» Защищенная полиграфическая продукция, требования по изготовлению которой установлены нормативными правовыми актами либо заказчиком Содержат указание на необходимость использования при производстве указанной продукции технологий (способов) защиты от подделок, отнесенных к защищенной полиграфической продукции уровня «В». Примеры: — проездные билеты (за исключением рулонных билетов), — бланки гигиенических сертификатов и сертификатов соответствия, — бланки рецептов на сильнодействующие наркотические средства, — льготные рецепты и т. д.

фельдъегерской службы РФ, Главного центра специальной связи Федерального агентства связи, Министерства внутренних дел РФ либо ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Процедура получения лицензии

В настоящее время лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России). При этом рассмотрение представленных соискателем лицензии документов осуществляется ФНС России с привлечением экспертной комиссии по рассмотрению ма-

кое (в том числе по специальности «бухгалтер») или юридическое образование;

4) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

5) расположение оборудования, обеспечивающего законченный цикл изготовления лицензиатом защищенной полиграфической продукции, в помещении, территориально обособленном от помещений, в которых изготавливается иная полиграфическая продукция;

6) осуществление доставки покупателю защищенной полиграфической продукции лицензиатом или подразделениями Государственной

териалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией.

Перечень документов, которые соискатель лицензии обязан предоставить в лицензирующий орган, приведен в п. 5 Положения № 817. В него включены:

1) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

• наименования, организационно-правовой формы юридического лица и места его нахождения — для юридического лица;

• фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

• лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

3) копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

4) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;

6) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (в соответствии с подп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) размер государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 руб.).

При этом в случае, если копии документов не заверены нотариусом, они представляются в лицензирующий орган с предъявлением оригинала. Требовать от соискателя лицензии представления при подаче заявления иных документов ФНС России не имеет права, однако в процессе рассмотрения заявления у соискателя могут быть запрошены сведения, подтверждающие возможность соблюдения лицензионных требований и условий.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом (ФНС России) по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.

Принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии ФНС России должна

в течение 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами1. Поскольку данное решение принимается на основании результатов проверки представленных соискателем лицензии сведений, а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, проводимых по месту нахождения соискателя лицензии лицензирующим органом с участием членов экспертной комиссии на основании приказа лицензирующего органа, соискатель лицензии обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, и документации на эти объекты, обеспечить условия для проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц. Решение о предоставлении лицензии принимается ФНС России на основании заключения экспертной комиссии, принятого не менее чем двумя третями голосов членов экспертной комиссии, при этом в случае несогласия с решением комиссии отдельные члены комиссии вправе отразить в заключении свое особое мнение, а в случае отсутствия члена комиссии на заседании он обязан представить в ФНС России заключение о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в письменной форме.

Более подробно регламент работы экспертной комиссии прописан в приложении 1 к приказу № 14н.

• В течение рабочих дней с момента получения документов от соискателя лицензии ФНС России уведомляет членов экспертной комиссии по телефону или по факсимильной связи о необходимости получить комплект соответствующих материалов. Документы вручаются членам комиссии лично, а в случае, если член комиссии в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления от лицензиата не получил данных материалов, ФНС России направляет их почтой.

• После этого в течение 10 дней с даты получения (направления по почте) предоставленных соискателем лицензии материалов члены экспертной комиссии обязаны рассмотреть

1 В соответствии с п. 8 Положения № 817 лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня поступления заявления, однако в соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 128-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии сокращен до 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

данные материалы, подготовить и направить в ФНС России письменное заключение о полноте представленных сведений и соответствии или несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Заключение члена экспертной комиссии по полученным в лицензирующем органе документам (сведениям) соискателя лицензии должно содержать выводы о полноте представленных сведений, а также о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, рассмотрение которых входит в компетенцию данного члена экспертной комиссии, соответствующую его профессиональной квалификации и служебным обязанностям. При этом в случае, если в заключении одного члена комиссии приводится вывод о соответствии (или несоответствии) соискателя лицензии одному или нескольким лицензионным требованиям и условиям, а в заключении другого члена комиссии приводится противоположный вывод о несоответствии (или соответствии) соискателя лицензии этому же лицензионному требованию или условию, данные заключения в комплексе рассматриваются на заседании экспертной комиссии, и в такой ситуации соответствие (несоответствие) соискателя лицензии данным лицензионным требованиям или условиям определяется большинством голосов членов экспертной комиссии (а в случае равенства голосов членов экспертной комиссии решающим является голос председателя экспертной комиссии).

• По результатам рассмотрения заключений членов экспертной комиссии по представленным соискателем лицензии (и/или лицензиатом) материалам на данном заседании экспертной комиссии (которые проводятся не реже одного раза в месяц) могут приниматься решения: о о полноте (неполноте) представленных в лицензирующий орган сведений, а также о соответствии (несоответствии) соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

о о проведении проверки соискателя лицензии (или лицензиата) лицензионным требованиям и условиям по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата); о о дате проведения проверки по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата); о о членах экспертной комиссии, направляемых для участия в проверке соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата).

• По результатам проверки достоверности сведений, представленных соискателем лицензии, и соответствия соискателя лицензии (или лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, проведенной по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата), составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии и/или лицензиату. Акт подписывается всеми участвующими в проверке членами экспертной комиссии, а также уполномоченными представителями соискателя лицензии и/или лицензиата. Письменное заключение о достоверности сведений и о соответствии или несоответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям (в соответствии с их компетенцией) члены экспертной комиссии, принявшие участие в проверке по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата), обязаны представить в ФНС России в течение 10 дней с даты составления акта по результатам проверки. Причем по результатам проверки по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) каждому из установленных лицензионных требований и условий должно быть рассмотрено (с подготовкой соответствующего заключения) по крайней мере одним членом экспертной комиссии.

• Заключения членов экспертной комиссии после их представления в ФНС России рассматриваются на заседании экспертной комиссии по результатам проверки достоверности представленных в лицензирующий орган сведений и соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, проведенной по месту нахождения соискателя лицензии (лицензиата), на котором могут быть приняты следующие решения:

о о соответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, если заключениями членов экспертной комиссии по результатам проведения проверки по месту нахождения соискателя лицензии подтверждается соответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям; о о несоответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, если заключением (заключениями) члена (членов) экспертной комиссии по результатам проведения проверки по месту нахождения соискателя лицензии подтверждается несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

• Итоги данного заседания экспертной комиссии оформляются протоколом, содержащим мнение всех принявших участие или представивших заключение членов экспертной комиссии. Протокол подписывается председателем (заместителем председателя) и секретарем экспертной комиссии, сшивается вместе со всеми письменными заключениями членов экспертной комиссии, представленными в ФНС России, и скрепляется печатью ФНС России. Протоколы заседаний экспертной комиссии подлежат хранению в ФНС России.

• Окончательное решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, о приостановлении, возобновлении действия и аннулировании лицензии принимается лицензирующим органом и доводится до соискателя лицензии (лицензиата).

Итак, после принятия решения и не позднее 45 дней с момента подачи документов на получение лицензии соискателю лицензии должно быть направлено или вручено уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии (с указанием причин отказа).

В случае если было принято положительное решение, соискатель лицензии должен уплатить государственную пошлину за предоставление лицензии в размере 1 000 руб. (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), после чего ему будет выдана лицензия.

Первоначально лицензия предоставляется на 5 лет. Однако по окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии, причем при продлении срока действия лицензии она действует бессрочно. Заявление о продлении срока действия лицензии представляется лицензиатом в лицензирующий орган не позже чем за 10 дней до даты окончания срока ее действия.

Учет расходов на получение лицензии

Процедура лицензирования всегда сопряжена с определенными расходами. Прежде всего это расходы на уплату государственной пошлины. Кроме того, получение лицензии может быть связано с расходами — почтовыми или командировочными — на доставку заявления и необходимых документов в лицензирующий орган, а также с расходами на прием членов экспертной комиссии при осуществлении ими проверки соблюдения лицензионных требований и условий по месту нахождения соискателя лицензии.

Государственная пошлина входит в состав федеральных налогов и сборов, поэтому учет расчетов по ее уплате осуществляется на счете 68 «Расчеты по

налогам и сборам». Почтовые расходы, как правило, оплачиваются наличными непосредственно на почте секретарем или другим работником организации, поэтому суммы, выданные работникам на оплату почтовых расходов, отражаются по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Аналогичным образом отражаются и суммы, выданные на командировочные расходы.

Расходы на получение лицензии непосредственно связаны с изготовлением и продажей данных изданий — ведь без лицензии производить данный вид продукции полиграфическое предприятие не сможет. Поэтому на основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) их следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы, возникшие в момент получения лицензии, представляют собой расходы будущих периодов, которые следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов» (по мере их возникновения), а после получения ли-цензии—равномерно в течение всего срока действия лицензии списывать в состав текущих расходов (в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»).

Пример 1. Полиграфическое предприятие ООО «Полиграф» планирует осуществлять деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в связи с чем подает заявление на получение лицензии.

24.04.2006 бухгалтер ООО «Полиграф» уплатил государственную пошлину за рассмотрение заявления на получение лицензии в размере 300 руб. Заявление с приложенными к нему документами было отправлено в лицензирующий орган почтой 25.04.2006, почтовые расходы составили 60 руб. Экспертная комиссия проводила проверку соответствия

000 «Полиграф» лицензионным требованиям и условиям по месту нахождения ООО «Полиграф» с 15.05.2006 по 19.05.2006 включительно, при этом расходы на прием комиссии составили 100 000 руб. (для упрощения предположим, что данные расходы оплачивались через подотчетных лиц). Уведомление о предоставлении лицензии было получено 02.06.2006, в тот же день была оплачена государственная пошлина за получение лицензии в размере

1 000 руб. За оформленной лицензией руководитель ООО «Полиграф» поехал лично в июне 2006 г., командировочные расходы составили 6 000 руб.

Бухгалтер ООО «Полиграф» отразит вышеуказанные операции проводками:

в апреле 2006 г.:

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — 300 руб. — перечислена государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 — 300 руб. — отражены расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 — 60 руб. — выдано под отчет на оплату почтовых расходов;

Д-т сч. 97 К-т сч. 71 — 60 руб. — отражены почтовые расходы, связанные с получением лицензии;

в мае 2006 г.:

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 — 100 000 руб. — выдано под отчет на оплату расходов, связанных с приемом членов экспертной комиссии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 71 — 100 000 руб. — отражены расходы по приему членов экспертной комиссии, связанные с получением лицензии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в июне 2006 г.:

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — 1 000 руб. — перечислена государственная пошлина за предоставление лицензии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 - 1 000 руб. — отражены расходы на уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 — 6 000 руб. — выдано под отчет руководителю на командировочные расходы, связанные с получением оформленной лицензии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 71 - 6 000 руб. — включены командировочные расходы в состав расходов на получение лицензии;

Д-т сч. 26 К-т сч. 97 — 1 789,33 руб. ((300 руб. + 60 руб. + 100 000 руб. + 1 000 руб. + 6 000 руб.) : (5 лет х 12 мес.) = 107 360 руб. : 60 мес.) — списана (включена в состав текущих управленческих расходов) часть расходов, связанных с получением лицензии, приходящаяся на текущий месяц;

с июля 2006 г. по июнь 2011 г. включительно:

Д-т сч. 26 К-т сч. 97 — 1 789,33 руб. — списана (включена в состав текущих управленческих расходов) часть расходов, связанных с получением лицензии, приходящаяся на текущий месяц.

В случае если сумма расходов на получение лицензии незначительна по сравнению с объемами доходов и расходов полиграфического предприятия, на наш взгляд, исходя из требования рациональности можно признать всю сумму расходов на получение лицензии единовременно в составе текущих расходов организации.

К сожалению, не всегда планы организации исполняются, и на практике возможна ситуация, когда в выдаче лицензии будет отказано. В этом случае понесенные расходы на оформление лицензии, отраженные на счете 97 «Расходы будущих периодов», следует списать в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в составе внереализационных расходов.

Пример 2. Изменим условия примера 1 и предположим, что ООО «Полиграф» было отказано в выдаче лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии было получено 02.06.2006.

В этом случае бухгалтер ООО «Полиграф» составит следующие записи:

в апреле 2006 г.:

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — 300 руб. — перечислена государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 — 300 руб. — отражены расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 — 60 руб. — выдано под отчет на оплату почтовых расходов;

Д-т сч. 97 К-т сч. 71 — 60 руб. — отражены почтовые расходы, связанные с получением лицензии;

в мае 2006 г.:

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 — 100 000 руб. — выдано под отчет на оплату расходов, связанных с приемом членов экспертной комиссии;

Д-т сч. 97 К-т сч. 71 — 100 000 руб. — отражены расходы по приему членов экспертной комиссии, связанные с получением лицензии;

в июне 2006 г.:

Д-т сч. 91 К-т сч. 97 — 100 360 руб. (300 + 60 руб. + 100 000 руб.) — списаны (включены в состав внереализационных расходов) расходы на получение лицензии, в выдаче которой было отказано.

В налоговом учете суммы налогов и сборов (включая государственные пошлины), командировочные расходы и почтовые расходы, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 1, 12 и 25 п. 1 ст. 264 НК РФ соответственно. При этом в соответствии с п. 7 ст. 272 НК РФ при использовании метода начислений датой осуществления расходов в виде сумм налогов и сборов (в том числе государственных пошлин) признается дата начисления налогов и сборов, а датой осуществления командировочных расходов — дата утверждения авансового отчета.

Следовательно, в налоговом учете расходы, связанные с получением лицензии, будут включены в состав расходов в том месяце, когда они фактически осуществлены, а не тогда, когда лицензия получена (или когда расходы в бухгалтерском учете списываются со счета 97 в состав текущих расходов). Поэтому организации, применяющие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, должны признавать отложенное налоговое обязательство в размере 24 % от суммы расходов на получение лицензии проводками:

— в момент признания расходов в налоговом

учете — Д-т сч. 68 К-т сч. 77;

— после признания расходов в бухгалтерском

учете — Д-т сч. 77 К-т сч. 68.

При этом в случае если в получении лицензии будет отказано, у налоговых органов, скорее всего, возникнут претензии в отношении признания сумм расходов на получение лицензии для целей налогообложения прибыли. Ведь согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения признаются только те затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода — иными словами, только обоснованные, экономически оправданные расходы. В случае же, если лицензия не получена и, соответственно, деятельность по изготовлению защищенных от подделок бланков так и не начата, доказать обоснованность и целесообразность осуществления таких расходов будет весьма непросто.

Предоставление отчетов

Осуществляя деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговлю указанной продукцией, полиграфическое предприятие должно предоставлять в ФНС России дополнительные отчеты в порядке, установленном в п. 5 приказа № 14н.

Во-первых, в ФНС России должны предоставляться отчеты о произведенных бланках ценных бумаг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.1995 № 78 «О неотложных мерах по предотвращению от подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации». Согласно данному постановлению организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, должны ежемесячно предоставлять в ФНС России по 6 экземпляров всех изготовленных бланков с приложением сертификатов качества (после чего ФНС России должна передать Министерству внутренних дел РФ по 3 экземпляра всех бланков ценных бумаг с приложением сертификатов качества). При этом бланки ценных бумаг, не учтенные в указанном порядке, являются недействительными.

Во-вторых, ежеквартально до истечения месяца, следующего за отчетным кварталом, в ФНС России должны предоставляться отчеты о произведенной в отчетном периоде защищенной полиграфической продукции (за исключением

бланков ценных бумаг) по форме, установленной приложением 4 к приказу № 14н.

Проверки соблюдения лицензионных требований и условий

Если ваша организация уже прошла процедуру лицензирования, включающую в том числе и проверку соблюдения лицензионных требований и условий экспертной комиссией, и благополучно получила лицензию, это вовсе не означает, что вас не будут проверять снова.

В соответствии с п. 12 Положения № 817 ФНС России с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит с участием членов экспертной комиссии плановые и внеплановые проверки деятельности лицензиата. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному ФНС России плану, а внеплановая проверка — в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действий (бездействия) лицензиата, а также невыполнения лицензиатом лицензионных требований и условий или в случае получения ФНС России от органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий.

Конкретный срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются в приказе ФНС России. При этом продолжительность проверки не должна превышать 5 календарных дней.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения. Кроме того, лицензиат обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации по лицензируемой деятельности, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий ФНС России обязана в 10-дневный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и срока их устранения. Лицензиат же должен уведомить ФНС России об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный ФНС России срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.