Научная статья на тему 'ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА ИБРАГИМА САФИЕВА'

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА ИБРАГИМА САФИЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Ибрагим Сафиев / картина / изображение / пейзаж / природа / композиция / цвет. / Ibrahim Safiyev / painting / image / landscape / nature / composition / color

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульвия Гамзаева

Ибрагим Сафиев является известным турецким художником ХХ века с азербайджанскими корнями. Его считают одним из десяти самых известных художников Турции ХХ века. Ибрагим Сафи, родом из Ша-рура, один из немногочисленных художников, кому посчастливилось нарисовать портрет Ататюрка. В статье исследуются художественные особенности творчества Ибрагима Сафи, на основе работ, вхо-дящих в серию «Нахчыван». Автор, в основном останавливается на таких работах, как «Танцоры», «Танцовщицы», «Кавказский танец» и др.из этой серии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSIVENESS IN THE ACTIVITY OF THE FAMOUS AZERBAIJANI ARTIST IBRAHIM SAFIYEV

Ibrahim Safiyev is a famous Turkish artist of the twentieth century with Azerbaijani roots. He is considered one of the ten most famous artists of Turkey of the twentieth century. Ibrahim Safi, originally from Sharur, is one of the few artists who were lucky enough to draw a portrait of Ataturk. In the article the artistic features of Ibrahim Safi’s activity based on the works included in the series “Nakhchivan” are investigated. The author mainly focuses on such works as “Male dancers”, “Dancers”, “Caucasian dance”, etc. from this series.

Текст научной работы на тему «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА ИБРАГИМА САФИЕВА»

«ШШЭШШМ-ШГМаи #4(127), 2022 / ART

21

дов» Машди Рустамова (1967) и «Портрет героя Советского Союза Зии Бунъядова» (1968) Эльджана Шамилова.

Следует отметить, что в те годы тема войны охватывала не только станковую скульптуру. В честь этой победы в Баку и многих районных центрах республики устанавливались памятники. Памятник легендарному партизану Мехти Гусейнзаде (автор Фуад Абдуррахманов) в Баку, а также воплощенные в Севастополе (автор Омар Эльдаров), Лянкяране (автор Тельман и Эльдар Зейналов), Гяндже (автор Машди Рустамов), Дашкесане (автор

Асим Гулиев), Кюрдамире (Мамедниджат Салахов) и др. городах памятники из этого ряда.

Литература

1. Габибов, Н., Новрузова Д. Изобразительное искусство Азербайджанской ССР. - Москва: 1978.

2. Новрузова, Дж. Скульптура Советского Азербайджана. - Баку: Элм, 1979. - 160 с.

3. Новрузова, Дж. Токай Мамедов. - Москва: Искусство, - 1973. - 140 с.

4. Новрузова, Дж. Фуад Абдурахманов. -Москва: Искусство. - 1989. - 140 с.

УДК745/749

Ульвия Гамзаева Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств. РР!: 10.24412/2520-6990-2022-4127-21-24 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА

ИБРАГИМА САФИЕВА

Ulviyya Hamzayeva

Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student

EXPRESSIVENESS IN THE ACTIVITY OF THE FAMOUS AZERBAIJANI ARTIST IBRAHIM

SAFIYEV

Аннотация. Ибрагим Сафиев является известным турецким художником ХХ века с азербайджанскими корнями. Его считают одним из десяти самых известных художников Турции ХХ века. Ибрагим Сафи, родом из Шарура, один из немногочисленных художников, кому посчастливилось нарисовать портрет Ататюрка. В статье исследуются художественные особенности творчества Ибрагима Сафи, на основе работ, входящих в серию «Нахчыван». Автор, в основном останавливается на таких работах, как «Танцоры», «Танцовщицы», «Кавказский танец» и др.из этой серии.

Abstract.

Ibrahim Safiyev is a famous Turkish artist of the twentieth century with Azerbaijani roots. He is considered one of the ten most famous artists of Turkey of the twentieth century. Ibrahim Safi, originally from Sharur, is one of the few artists who were lucky enough to draw a portrait of Ataturk. In the article the artistic features of Ibrahim Safi's activity based on the works included in the series "Nakhchivan" are investigated. The author mainlyfocuses on such works as "Male dancers", "Dancers", "Caucasian dance", etc. from this series.

Ключевые слова: Ибрагим Сафиев, картина, изображение, пейзаж, природа, композиция, цвет. Keywords: Ibrahim Safiyev, painting, image, landscape, nature, composition, color

Вступление. Ибрагим Сафиев - видный турецкий художник с азербайджанскими корнями, к сожалению, мало кому известен на родине. Отрадно, что он ходит в десятку самых известных деятелей искусства последнего столетия в Турции. Ибрагим Сафиев родился в 1898 году в Шарурском районе, профессиональное образование получил в Иреван-ском училище живописи, а продолжил учебу в Московской Академии художеств.

Одной из известных серий картин в его творчестве по праву считается серия «Нахчыван», посвященная воспеванию красот родного края художника. Работы Ибрагима Сафи, входящие в эту серию, которые посвящены жизни кочевников, кочующих из Баш-Норашена к яйлагу-летним пастбищам Айриджа в 1898-1899 годах, привлекают внимание своим глубоким смыслом и ценностью. Выразительное решение и глубокая динамика про-

изведения «Восточные танцоры в горах» объясняется не только теплым исполнением движений и танцев в многофигурной композиции, но и взаимодействием теплых тонов, а также удачным сочетанием человека и космоса. На заднем фоне, оживляющем природу Нахчывана с первого взгляда, изображение горы Агры создает резкий контраст с темно-синим цветом неба, отражающим закат в малиново-оранжевых тонах, что близко соответствует динамичному решению танцоров, музыкантов и зрителей на переднем плане. Тот факт, что сцена, представляющая танец, демонстрируется на красной ковровой дорожке, передает зрителям теплоту работы с еще более огненным эффектом.

В другой картине из серии «Нахчыван» под названием «Танцоры» мы встречаем похожую сцену. Однако разрешение заката здесь в более ярком золотом оттенке, наряду с впечатлением от лирического пейзажа, отражает его веселые моменты,

22

ЛЯТ / «ШкШШШМ-ДОУГМаи #41127)), 2022

изображающие жизнь кочевников, по сути, уникальные взгляды на жизнь людей, которые хотят преодолеть тяготы этой жизни. То, что танцоры развлекают людей на мрачном фоне горы Агры, отражает не только их выгоду на этом пути, но и их традиционный образ жизни. Здесь фасон платья с открытой грудью, головного убора, длинных красных юбок, а также других танцовщиц в золотисто -желтом платье на заднем фоне усиливает динамизм работы удачным сочетанием теплых оттенков, резкими переходами контрастных оттенков. Работа была выставлена на продажу в Турции в 2015 году как высококлассное произведение классического искусства на Зимнем Аукционе Классического и Современного искусства.

В целом гармония цвета и формы в синтезе человека и пространства, создающая глубокое смысловое выражение в творчестве Ибрагима Сафи, объясняет высокую художественную ценность этих произведений. Композиционная структура «Восточных танцоров в горной местности», близкая к другим картинам художника, вновь знакомит нас с произведением искусства динамичным образом, отражающим кочевой образ жизни. На заднем фоне своеобразное изображение гор, объединяющая работы художника этой серии, на этот раз отражается под белым облачным голубым небом. Форма и цветовые сочетания заднего и переднего фона, резко контрастирующие друг с другом, создали глубоко динамичное выражение работы. Даже движение танцоров на темном ковре разрешено в гармонии с контрастирующими связями с цветовой ценностью серо-зеленой травы на заднем фоне.

В работе «Танцоры» из этой серии, художник представляет пример творчества, в котором привлекает внимание глубоко осмысленная композиция.

Во взаимодействии двух образов, ярко выражающих основу племенного танца с пластикой тела, художник воссоздал один из них в ярко красном, а другой - в виде ярко-желтом одеянии. Держа руками за шеей бубен, они увлеклись своей магической игрой и завладели интересами публики эстетическим эффектом танца.

В другой одноименной работе, выполненной в 1971 году, которая включена в эту серию, тот факт, что событие происходит в закрытом помещении, отличает ее от других примеров. Однако интересно, что образ танцовщицы в сопровождении музыкантов, сидящих на полу, в такой же наготе, грудь открыта, длинная желтая юбка, изображена в движении. Танцовщица привлекает внимание пластикой своего тела, которое вращается с безумием под музыку перед придворными, которые следят за ней. На картине также изображены фрукты на кофейном столике, которые добавляют интимную атмосферу этому заведению. Использование более теплых оттенков, таких как красный, желтый и оранжевый, продолжает привлекать внимание зрителя, еще больше усиливая эффект тепла, преобладающий в духе работы.

Особая интимная сила влияния другой работы под названием «Танцовщицы» стало еще более эффектным за счет решения полутемной среды пространства, особенно при слабом освещении этого пространства. Две танцовщицы, танцующие в центре, полуобнаженные, с закрытыми глазами, изо всех сил тянут свои тела назад и в стороны, отражая, что они погружены в волшебство музыки. Изображенные в работе образы привлекают внимание своей простотой, в отличие от других картин. Тонкий тюль облегает тело, создавая четкое представление о резкой динамике танца. Сидящим сзади музыкантам с их спокойствием дается правильное положение в работе. Свет бледно-желтого цвета трех свисающих с неба люстр с красным отблеском ковра на темном сердоликовом фоне создает гармоничное выражение в работе.

Это идеальное решение для концепции богатых и бедных, которая отделяет их друг от друга в двух разных работах под названием «Кавказский танец». В первой работе такой изысканный стиль одежды интересен тем, кто танцует в пространстве, напоминающем дворцовую атмосферу с богатыми красочными колоннами. В центре изображение со специальным световым эффектом распространяет свою четкость по всей работе, а также с нюансом подчеркивания главного. Счастливые лица людей, наблюдающих за накалом игры на заднем плане, оживают как второстепенные образы в многофигурной композиции. Двое мужчин, движущихся лицом к лицу в центре, отражающие их неповторимый национальный стиль в их уникальной одежде и танцевальных форм, были дополнительно обогащены проникновенным танцем женщины в золотисто-желтом платье с шарфом в одной руке и короной на голове.

На другом рисунке плотная художественная экспрессия народа, отражающая обобщенный образ простого народа, привлекает внимание как реальное отражение нации в композиции, решенной преимущественно в темных тонах. На заднем плане -символическое изображение природного ландшафта, решенное смешанными цветовыми оттенками. Высокое настроение музыканта, игравшего на большом барабане в центре, образ мужчины, играющего на смычке рядом с ним, его страсть к своему искусству и желание трубачей развлекать людей в левой части создали его динамичный образ в выразительном решении. Ритмичные движения мужчин и женщин, выстроенных в линию в задней части, явно вызывают ритмическую гармонию в сопровождении музыки.

В картине «Веселье во дворце» художник в основном использовал значения темных тонов, например, коричневого. Здесь не с развлечением, а с акцентом на характер сцены художник создал интересную композиционную структуру с использованием национально-традиционных, а также классических форм. В правой и левой частях табло изображены сидящие на земле музыканты. Удовольствие сидящих придворных от волшебства музыки отражается в романтических чертах, изобра-

«ШУШМУМ-ЛЩУТШУ» #4(127), 2022 / ЛЯТ

23

женных на их лицах. В центре чернокожая женщина, держащая в руке поднос в сторону музыкантов, снова привлекает внимание тем, что художник использует национальную форму в изображении декоративных предметов. Декоративность работы объясняется еще и тем, что она выражает орнаментальные черты ковра.

В своей работе «Удовольствие» художник душевно изобразил отдых и расслабление, приятную ауру природы, красоту природы. Пейзаж разделен на две части пышными зелеными деревьями перед городом, где кадры гор и холмов пейзажа видны с другой стороны моря. В отличие от первой части, формы на парадной сцене привлекают внимание своей более близкой выразительностью. Художник изобразил морскую прогулку, а также соединил непринужденный дух гуляющих по берегу людей с террасой на лоне природы. Полнота этого впечатления подтверждается реальными формами, такими как спокойные телодвижения, которые диктуют легкость образов, черты лица которых не видны четко.

Как уже отмечалось, решение смысла и выражения в удачных композициях в работах художника в основном объясняется идеальным решением синтеза пространства и человека. В своих картинах, изображающих зимний сезон и снежную погоду, широко используемых в его пейзажах, художник умело решает разные образы и пространственные особенности в своих картинах, которые всегда глубоко выражены в впечатлении от пространства. Например, в работе «Женщина и мужчина на снегу» художник счел целесообразным возродить тяжелые движения изображения, перемещающегося на расстоянии двух раз, на удалении от других деталей и элементов. На заднем плане художник воссоздал образы тенистых, силуэтных зданий, домов и деревьев в очень бледных тенях, и отчетливо изобразил теплые отношение мужчины и женщины, которые вместе гуляли по снегу, их тихие миры и их заботу друг о друге.

В своей работе «Русская зима» художник с особой резкостью отразил это время природы. Белая природа ярко изображена в виде небольших домиков вдалеке и даже зеленых сосен справа и слева под толстым слоем снега. Адаптивные характеристики семьи, едущей на тройке лошадей в центре, очевидны в их тихих образах. Суровый, динамичный бег лошадей, цветовые решения в темно-коричневых тонах добавляют тепла холодной атмосфере пейзажа, позволяя оценить выразительную силу работы в результате контраста форм.

Или, наблюдая за работой «Катание на собачьих санях», морозное дыхание пейзажа в белых одеждах привлекает внимание не меньше, чем яркость и реалистичность элементов пейзажа. Фоновый вид саней, движущихся по заснеженным холмам, подтверждает чувства, желания, мечты и «слабость» холода, не способного заморозить жизнь. Образ человека, пытающегося двигаться на санях в толстой одежде, также придает жизненную силу работе. Нежные изображения зеленой травы, поднимающейся кое-где из-под заснеженной земли, со

вкусом передают чудо и красоту природы, во всяком случае, эстетические ценности ее уникальных цветовых сочетаний.

Попытка Ибрагима Сафи раскрыть характеристики пейзажа через образы в его работах также удачно решена в «Две женщины на дороге». Дорога между прямыми и стройными деревьями, выстроенными справа и слева, решена бледными, тенистыми выражениями городского пейзажа. Здесь художник попытался привлечь внимание к главному, сочетая красный и желтый в стиле одежды. Желто-золотистые опавшие листья контрастируют с более светлыми цветовыми оттенками верхней части, привлекая внимание к женщинам, которые являются двумя главными героями на дороге. Следует отметить, что художественное выражение влияния природы на человеческое настроение в работе достаточно сильное, художник передает зрителю это глубокое впечатление.

Образ Джумбушчу Хафиза, странствующего музыканта, к которому художник обращался несколько раз, привлекает внимание тем, что представляет его действенную жизнь, жизнь в невзгодах и перипетиях, каждый раз в различных композиционных структурах. На одной из них уличный музыкант изображен с вещами своими на плечах, которые олицетворяют всю его жизнь, а в руке инструмент торопится куда-то в снежную, холодную погоду. Сочетание ледяного холода с белой сценой и злополучной судьбой одинокого человека придает работе более сильный смысл. Измученный с кнутом в руке, он ведет ее по неизвестному адресу, где ее уносит жизнь, и художник умело фиксирует воздействие момента, заставляя зрителя прочувствовать впечатление от этой сцены.

Таким же чувствительным стилем выражения мы встречаемся в многочисленных работах Ибрагима Сафи о пейзажах Стамбула. В картине, которая выражает творческое отношение художника к лирике, а также к древнему городу с великой историей, Стамбул нашел свое решение в ценности синего цвета. Различные оттенки одного цвета в решении моря, моста, мечетей, памятников представляют зрителю его выразительный образ, более ярко подчеркивая основу в другом небольшом количестве цветов. В работе «Кютахья» художник счел целесообразным оживить свои внутренние переживания и глубокие впечатления чисто природными элементами города, природными мотивами пейзажа. Плавные облака светло-розовых и пурпурных тонов, зеленая трава, кусты и попытка белой горы подняться в небеса были решены очень удачно.

В двух одноименных и близких по композиции работах под названием «Галатская башня» художник изображает эту крепость за узкой улочкой, по обеим сторонам которой расположены старинные здания, воссоздающие величие и мистические формы старинной архитектуры. Особенно заметно его величие, так как малые формы идущих по улице людей даны на стороне близкой к башне. Башня полностью покрывает всю территорию на заднем плане, оставляя глубокий впечатление у зрителя, выражая свое величие изображением небольшого

24

ART / «ШУШМУМ-ШУТМа^» #41127)), 2022

фрагмента неба, окруженного только белыми облаками. На другой картине, посвященной необычному, уникальному сказочному изображению Га-латской башни, очень близкая структура работы просто объясняется небольшой разницей между более красочными и динамичными изображениями людей. Художник старается раскрыть его тонкость и выразительность до мельчайших деталей, неоднократно апеллируя к изображению привлекавшего его места. В работе под названием «Между улочками» узкая улочка между старинными деревянными домами, выстроенными справа и слева, создает ностальгическое чувство со всеми своими элементами и деталями. Каменная дорога старинного квартала поражает зрителя своим классическим впечатлением.

Литература

1. Mehdiyeva T.O. §arurlu iki rassamin Turkiya hayati // "Qobustan", № 3, 2005. s.49 // Мехтиева Т.А. Турецкая жизнь двух художников из Шарура // «Го-бустан», № 3, 2005. с.49.

2. Dr. Enver Tali. ibrahim Safi. Harrac va sargi kataloqu. istanbul: 276 s. 14-52 s. // Энвер Тали. Ибрагим Сафи. Аукционно-выставочный каталог. Стамбул: 276 с. - 14-52 с.

3. Sundu§ Aldogan. ibrahim Safinin sargisi //"Sanat" qaz., istanbul, 1963, s.11 // Сундуз Алдоган. Выставка Ибрагима Сафи // Газета «Санат», Стамбул, 1963, с.11.

4. Oliyev Z. Ranglarin qariblik nagmasi: ibrahim Safi - 120. // Madaniyyat. 2018, 29 noyabr, s.7. // Алиев З. Странная песня красок: Ибрагим Сафи -120. // Культура, 2018, 29 ноября, с.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.