УДК 745/749
Гаджарова Г. Р.
Диссертант Азербайджанской Государственной Академии художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-4-6 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА
АЗЕРБАЙДЖАНА НУСРАТА ГАДЖИЕВА
Gajarova G.R.
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts ARTISTIC FEATURES OF HONORED ARTIST OF AZERBAIJAN NUSRAT HAJIYEV'S ACTIVITY
Аннотация.
При исследовании жизни и творчества художников, не раз убеждаешься, что они обладают широким кругозором, необычным взглядом на жизнь, глубоким интеллектом. Их отличает способность находить необычное в обычном, чувствовать то, что не чувствуется на первый взгляд, создавать волшебный мир. Одним из таких талантливых художников Азербайджана, который привлекает своим красочным, волшебным миром, является известный художник, талантливый дизайнер, заслуженный деятель искусств Азербайджана Нусрат Гаджиев. Выдающийся художник, работающий в основном над оформлением книг, также является автором множества графических работ и мозаичных панно. В этих работах он не просто стремится к совершенству и симметрии, а старается создать работы более ярко и выразительно.
Abstract.
Looking at the life and activities of artists one can be sure that they have a broad outlook, extraordinary views of life and deep intelligence. What makes them different is the ability to find what is unusual in what we consider ordinary, to hear what we can not hear or to create a magical world. One of our talented artists, who attracted us with his colorful and magical world, is a wonderful artist, talented designer, Honored Artist Nusret Hajiyev.
Working on book design he is also the author of many graphic and mosaic works. In his works the artist has notfollowed perfection and symmetry, but he hasn't destroyed vitality creatively by violating them, on the contrary, he has tried to create it in a brighter and more expressive way.
Ключевые слова: графика, художник, портрет, иллюстрация, описание, монумент, книга.
Keywords: graphics, artist, portrait, illustration, description, monumental, book.
Вступление. Наряду с графическими работами факт, что этот желтый цвет также напоминает сти-
заслуженного художника Азербайджана Нусрата лизованное изображение самолета, лишний раз
Гаджиева в его творчестве также есть мозаичные подтверждает роль нефтяной отрасли страны.
панно и портреты, Гармоничные оттенки цвета и Как уже упоминалось, работа была создана в
глубокий лиризм, которые он выражает в этих ра- 1979 году, во времена СССР. Учитывая, что поня-
ботах, привлекают зрителей своими высокими ху- тие родины в это время охватывало более широкую
дожественными особенностями. область, художник стремился к более глубокому
Из таких работ особенно выделяется «История эффекту и великолепному решению мозаичного
нефти», созданная в 1979 году. Основной фон ра- панно, для оценки значения советского простран-
боты, созданной вдоль длинной стены, решен яр- ства в жизни всего союза.
кими оттенками синего. Динамизм в картине был Внизу табло глубокие волны Каспийского
решен движением пламени в том же направлении, моря словно танцуют под разноцветные оттенки
что и изображения. Крепкие фигуры изображения нефти. Преимущественно темные, теплые оттенки,
двух крупных мужчин символизируют трудолюбие резко контрастирующие с более светлыми тонами
и силу (1, 45). В работе, посвященный истории фона, особенно усиливают эмоциональное воздей-
нефти, играющей ключевую роль в развитии эконо- ствие и экспрессию работы.
мики Азербайджанской республики, глубокий ди- Несмотря на то, что портреты составляют ма-
намизм и движение в прославлении экономической лую часть творчества Нусрата Гаджиева, эти ра-
мощи Азербайджанской нефти раскрывают суть боты являются подтверждением большого мастер-
произведения. ства в открытии человеческой природы и внутрен-
Влияние желтого цвета, протекающего сквозь него мира.
интерьер пламени оранжевого на общий образ, осо- Портрет «Старое фото» имеет особое значение
бенно усиливает его теплоту и эффектность. Тот среди произведений художника в жанре графики.
Это можно подтвердить как цветовым решением,
«шшэшшм-шгмаи #3126)), жш / лят
5
так и композицией работы. Художник, в основном использующий меняющиеся оттенки кирпичного цвета, старается выделить в квартире комнату, где находятся различные предметы, главное - портрет композитора Мешади Джамиля Амирова. Чувствуется личная любовь и теплое отношение художника, создавшего существующую в пространстве лиризм формой старинного портрета к Мешади Джамилю Амирову, имя которого с гордостью упоминается в числе первых музыкантов в истории азербайджанской музыки, декодировавших музыку в ноты.
Мешади Джамиль Амиров был талантливым таристом и талантливым исполнителем. Старинный портрет художника, родившегося в Карабахе, словно остался один на стене и тоскует по Шушин-ским горам. Подача старинной вазы с ломаным узором на одной стороне в углу подчеркивает бессмертное искусство музыканта.
Портрет лейтенанта Гредкова, выполненный на бумаге смешанной техникой, имеет другую цветовую гамму. Здесь изображение более серьезного и резкого характера объясняет разницу в художественной выразительности работы.
Поскольку резкая внешность лейтенанта была связана с его должностными обязанностями, художник счел целесообразным использовать здесь традиционные формы реалистического стиля. Давая эффект коричневых оттенков решением далеких от контрастов близких тонов, он старается серьезно и вполне ответственно решить внутренний характер образа с соответствующими изображениями. Беспокойство и задумчивость в глазах Гредкова, смотревшего в сторону, также отражается в его глубоко морщинистых чертах. Слегка приподнятая форма носа увеличивает выразительность худощавого строения лица. Привлекает внимание глубина его взгляда, накопившего достаточно жизненного опыта. Выпуклая форма скул подчеркивает трудолюбивую жизнь лейтенанта.
Чтобы передать зрителю всю эту серьезность, годы большого жизненного опыта особыми эффектными средствами, художник оживляет образ гор на заднем плане в близком цветовом решении долин. Непрозрачный эффект облачного неба совпадает с художественной выразительностью пейзажа. В результате мы сталкиваемся с совершенным произведением искусства художника, способного выразить близость природы и человеческого характера в наиболее подходящих формах.
Основная цель творческих принципов Нусрата Гаджиева состоит в том, чтобы попытаться выразить свою работу простым, ясным описательным языком, что особенно характерно его работам в области книгоредактирования (2, 15). В своих иллюстрациях, в основном к детским книгам, он не сбивает с толка юных читателей, а вместо этого создает интересные картины, чтобы им было легче ассоциировать.
Простая на первый взгляд, далекая от сложных форм, иллюстрация своей богатой цветовой гаммой и композиционным построением апеллирует к событиям, лежащим в основе работы.
Например, описание сцены вручения подарка шаху из цикла «Азербайджанские сказки» фактически решено в простых формах реалистического жанра. Однако мастерское использование всех элементов и деталей, соблюдение совершенно ясного восприятия сцены без создания избытка или недостатка какого-либо предмета представляет богатую композиционную структуру работы.
Тот факт, что фоном выступают разные, даже контрастные оттенки зеленого, также приводит к тому, что композиция не отвлекается от текста произведения. Интересно, что шах, сидя на троне, протягивает руку и смотрит на подарок. Мешки, загруженные на верблюда, показывают, насколько ценен подарок. Несмотря на то, что работа является иллюстрацией к произведению, написанному в жанре сказки, художник в точности и мастерски выбрал стиль одежды и аксессуаров в изображении образа воина.
При иллюстрировании книги Нусрат Гаджиев использовал идентичный стиль и представил их в едином стиле. Например, во второй иллюстрации к сказке о Маликмамеде подтверждается геометрическое орнаментальное решение внешней границы. Или выбор оттенков зеленого в качестве фона -один из нюансов, подтверждающих единое стилевое решение. Кроме того, его можно увидеть в изображении образов, в простом, ясном, неабстрактном, но богатом композиционном решении работы.
В композиционном решении работы под названием «Неблагодарная девушка» художник мастерски воссоздает тревогу в лице седобородого старика, присматривающего за суетливо сбежавшей девушкой.
Художник, представляющий картину на природе - под открытым небом, в цветочном саду не забывает погружать своих юных читателей без волнения в мир красок. Н.Гаджиев считает более целесообразным придать пестрые оттенки цветам, а также «играющим» глазам джинна, который сидит на каменных горшках и смотрит на старика хитро, не вызывая паники, а на самом деле в более комической манере. Посреди яркого цветового окружения художник мастерски воссоздал свою ненависть, показав уродство тела джинна, которое полностью отражает его внутренний мир.
Аналогичное настроение, то есть трагические аспекты драматической сцены в работе могут быть решены не тяжелыми тонами, а целенаправленными средствами описания, можно увидеть и в другой картине, посвященной циклу «Азербайджанские сказки».
Походке маленькой девочки под дождем посвящена одна из главных сцен работы. Однако этот дождь не закрывает всю картину, маленькое облако над головой девушки, двигается в том направлении, куда она идет.
Применяя в решении иллюстрации основы жанра миниатюры, художник целенаправленно использовал форму и выразительные средства реалистического стиля. В иллюстрации, соответствующей возможностям индивидуального творчества,
зрителю представлены моменты невинности, беспомощности, заботливого и нежного образа с тонкой натурой.
Художник, использующий простые формы коврового орнамента в изображении земли, выражает свое трепетное отношение к национальным формам в этой простой иллюстрации.
Облако черного цвета, резко контрастирующее с голубым цветом фона, указывает на трудность, с которым встречается нежное создание. Нежный розово-оранжевый цвет ее одежды, мокрые волосы представляют юному зрителю более элегантное лицо образа.
Лаконичность и монументальность, тонкий колорит и лиризм произведений Нусрата Гаджиева отражены практически во всех иллюстрациях, посвященных детским сказкам.
Литература
1. Oliyev, Z., Xalilov, A. Azarbaycan incasanati. II-III hissalar. - Baki: 2011, - 142 s. // Алиев, З., Халилов, А. Азербайджанское искусство. Часть 23. - Баку: 2011, - 142 с.
2. Müzaffarli, D. Qloballa§ma prosesinda miniatür sanatinin qorunmasi // Madaniyyat. - 2011. -30 dekabr. - s. 15 // Музаффарли, Д. Сохранение миниатюрного искусства в процессе глобализации // газета Культура. - 2011. - 30 декабря. - с.15
УДК 745/749
Гейдарова Э. Ф.
Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств РР!: 10.24412/2520-6990-2022-3126-6-8 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДЖИХИ САМЕДОВОЙ
Heydarova E.F.
PhD student of the Azerbaijan State Academy of Fine Arts
ARTISTIC FEATURES OF THE LANDSCAPE GENRE IN THE WORK OF VAJIHA SAMADOVA
Аннотация
В статье рассматриваются пейзажные работы видного представителя азербайджанского изобразительного искусства XXвека, заслуженного деятеля искусств Ваджихи Самадовой (1924-1965). Одной из отличительных черт художника является его различное отношение к чарующей природе родного края. В частности, центральное место в творчестве Ваджихи Самедовой занимает прославление красоты азербайджанской природы. В этом смысле важны картины художника «Пейзаж» (1948), «Голубое озеро» (1953), «Кяпаз» (1953), «Облачное небо» (1955), «Под Мингячевиром» (1957), «Черное море» (1961).), «Вечер» (1961), «Деревья» (1963), «Бузовна» (1964) и др.
Abstract.
The article deals with the landscape works of Vajiha Samadova (1924-1965), an outstanding representative of the Azerbaijani fine arts of the XX century, Honored Art Worker. One of the features that distinguishes the artist from his colleagues is his different attitude to the charming nature of his native land. In particular, the glorification of the beauty of Azerbaijani nature occupies a central place in the work of Vajiha Samadova. In this sense, the artist's "Landscape" (1948), "Blue Lake" (1953), "Kapaz" (1953), "Cloudy Sky" (1955), "Near Mingachevir" (1957), "Black Sea" (1961), "Evening" (1961), "Trees" (1963), "Buzovna" (1964) and others. works can be noted.
Ключевые слова: Ваджиха Самадова, творчество, пейзаж, природа, живопись, работа. Keywords: Vajiha Samadova, creativity, landscape, nature, painting, work.
Ваджиха Самедова - одна из видных представительниц Азербайджанского изобразительного искусства, отличающаяся своеобразным чувством цвета, завершенными композициями. Она свое первое профессиональное образование получила в Бакинской художественной школе (1940-1944), а затем продолжила в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (1944-1951).
Хотя творчество Ваджихи Самедовой, глубоко усвоившей тонкости художественного искусства в мастерских своих учителей В.П.Корина и Б.Мирза-заде, жанрово разнообразно, пейзаж преобладает над другими жанрами. Выезжая в творческие командировки вместе с мужем и коллегой-художником Лятифом Фейзуллаевым во многие регионы
Азербайджана, она до конца своей жизни воспевала в своих работах чарующую природу нашей страны и ее удивительную красоту. Среди интересных пейзажных работ подобного рода можно назвать такие произведения, как «Пейзаж» (1948; 1952; 1956; 1957), «Хачбулаг» (1953), «Чухурюрд» (1953), «Лодка» (1953), «Облачное небо» (1955), «Стадо»
(1956), «Под Мингячевиром» (1957), «Платаны»
(1957), «Дерево» (1957), «Двор» (1958), «Крыши»
(1958), «Пастбище» (1961), «Черное море» (1961) и др.
В своих пейзажных табло она словно заново открыла неповторимую красоту родного края. Каждый из этюдов и эскизов, выполненных художником на природе, словно завершенная работа. А это