6
ART / «ШШЭМУМ-ШЦГМак» #3(126), 2022
зрителю представлены моменты невинности, беспомощности, заботливого и нежного образа с тонкой натурой.
Художник, использующий простые формы коврового орнамента в изображении земли, выражает свое трепетное отношение к национальным формам в этой простой иллюстрации.
Облако черного цвета, резко контрастирующее с голубым цветом фона, указывает на трудность, с которым встречается нежное создание. Нежный розово-оранжевый цвет ее одежды, мокрые волосы представляют юному зрителю более элегантное лицо образа.
Лаконичность и монументальность, тонкий колорит и лиризм произведений Нусрата Гаджиева отражены практически во всех иллюстрациях, посвященных детским сказкам.
Литература
1. Oliyev, Z., Xalilov, A. Azarbaycan incasanati. II-III hissalar. - Baki: 2011, - 142 s. // Алиев, З., Халилов, А. Азербайджанское искусство. Часть 23. - Баку: 2011, - 142 с.
2. Müzaffarli, D. Qloballa§ma prosesinda miniatür sanatinin qorunmasi // Madaniyyat. - 2011. -30 dekabr. - s. 15 // Музаффарли, Д. Сохранение миниатюрного искусства в процессе глобализации // газета Культура. - 2011. - 30 декабря. - с.15
УДК 745/749
Гейдарова Э. Ф.
Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств РР!: 10.24412/2520-6990-2022-3126-6-8 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДЖИХИ САМЕДОВОЙ
Heydarova E.F.
PhD student of the Azerbaijan State Academy of Fine Arts
ARTISTIC FEATURES OF THE LANDSCAPE GENRE IN THE WORK OF VAJIHA SAMADOVA
Аннотация
В статье рассматриваются пейзажные работы видного представителя азербайджанского изобразительного искусства XXвека, заслуженного деятеля искусств Ваджихи Самадовой (1924-1965). Одной из отличительных черт художника является его различное отношение к чарующей природе родного края. В частности, центральное место в творчестве Ваджихи Самедовой занимает прославление красоты азербайджанской природы. В этом смысле важны картины художника «Пейзаж» (1948), «Голубое озеро» (1953), «Кяпаз» (1953), «Облачное небо» (1955), «Под Мингячевиром» (1957), «Черное море» (1961).), «Вечер» (1961), «Деревья» (1963), «Бузовна» (1964) и др.
Abstract.
The article deals with the landscape works of Vajiha Samadova (1924-1965), an outstanding representative of the Azerbaijani fine arts of the XX century, Honored Art Worker. One of the features that distinguishes the artist from his colleagues is his different attitude to the charming nature of his native land. In particular, the glorification of the beauty of Azerbaijani nature occupies a central place in the work of Vajiha Samadova. In this sense, the artist's "Landscape" (1948), "Blue Lake" (1953), "Kapaz" (1953), "Cloudy Sky" (1955), "Near Mingachevir" (1957), "Black Sea" (1961), "Evening" (1961), "Trees" (1963), "Buzovna" (1964) and others. works can be noted.
Ключевые слова: Ваджиха Самадова, творчество, пейзаж, природа, живопись, работа. Keywords: Vajiha Samadova, creativity, landscape, nature, painting, work.
Ваджиха Самедова - одна из видных представительниц Азербайджанского изобразительного искусства, отличающаяся своеобразным чувством цвета, завершенными композициями. Она свое первое профессиональное образование получила в Бакинской художественной школе (1940-1944), а затем продолжила в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (1944-1951).
Хотя творчество Ваджихи Самедовой, глубоко усвоившей тонкости художественного искусства в мастерских своих учителей В.П.Корина и Б.Мирза-заде, жанрово разнообразно, пейзаж преобладает над другими жанрами. Выезжая в творческие командировки вместе с мужем и коллегой-художником Лятифом Фейзуллаевым во многие регионы
Азербайджана, она до конца своей жизни воспевала в своих работах чарующую природу нашей страны и ее удивительную красоту. Среди интересных пейзажных работ подобного рода можно назвать такие произведения, как «Пейзаж» (1948; 1952; 1956; 1957), «Хачбулаг» (1953), «Чухурюрд» (1953), «Лодка» (1953), «Облачное небо» (1955), «Стадо»
(1956), «Под Мингячевиром» (1957), «Платаны»
(1957), «Дерево» (1957), «Двор» (1958), «Крыши»
(1958), «Пастбище» (1961), «Черное море» (1961) и др.
В своих пейзажных табло она словно заново открыла неповторимую красоту родного края. Каждый из этюдов и эскизов, выполненных художником на природе, словно завершенная работа. А это
«шшэшшм-шгмаи #3126)), жш / лят
7
наглядный показатель высокого профессионального и ответственного отношения Ваджихи Саме-довой к своему творчеству. Пейзажи художника сочетают в себе как отдельные детали природы, так и городские и морские пейзажи. Её цикл картин, изображающих Куру и Каспийское море, а также горы и долины республики («Стадо в горах», 1953 г.; «Горная дорога» 1954 г.), реки («Речные камни», 1952-1955 гг.; «Река Пирсаат», 1957 г.), и родники («Родник» 1954 г.), до сих пор сохраняют свою актуальность.
Одной из изюминок пейзажей художника является художественное изображение ими тех мест, где не ступала нога человека. Эта замечательная серия пейзажей, выполненная в результате её поездок, преимущественно, в западные районы нашей страны, Дашкесан, Гянджу, Гёйгёль и другие места, вызывает большой интерес у зрителей. В этом контексте можно отметить написанные ею «Гёйгёль» (1953), «Кяпаз» (1953), «Палатки» (1954), «Гора Кяпаз» (1961), «Деревья» (1958; 1963) и др. работы (1. 34). Несмотря на то, что большинство из них представляют собой этюды и эскизы, эти картины отличаются высоким художественным решением -точной композиционной структурой, цветовым и светотеневым решением. В то же время замечательное художественное достоинство для своей эпохи этих работ в жанре пейзажа состоит в том, что они своеобразно выражают перспективу и глубину пространства. Поэтому, хотя эти работы относятся к раннему периоду творчества художницы, благодаря профессиональному использованию ею художественного выражения, уже в молодости характеризуют высокое мастерство Ваджихи Самедовой.
Если обратить внимание на пейзажи этюдного характера, созданные Ваджихой Самедовой в 1950-е годы, то можно увидеть, насколько чутка молодая художница к родной природе и насколько тонкой наблюдательностью она обладает. Следует отметить, что 1950-1960-е годы были также продуктивным периодом для художницы. Её работы, созданные в этот период, отличаются особой цветовой гаммой, художественной выразительностью и выделяющимся подходом к натуре (2). В то же время характерной особенностью этих работ является то, что они имеют яркий и богатый колорит.
Летние месяцы 1955 года Ваджиха Самадова проводит в Дашкесане, Гяндже, Мингячевире. Величие горной природы, красота берегов Куры еще больше усиливают творческий энтузиазм художника. Она работает над несколькими новыми мотивами и по возвращении в Баку привозит с собой множество пейзажей и этюдов.
«Художница открыла для себя красоты природы Азербайджана, где на небольшой территории представлены девять из одиннадцати климатических зон, создавая тем самым необычайную вариативность и многообразие природного ландшафта (3, 67). Все это радужное разнообразие мы видим в пленэрных пейзажах художника. Ваджиха обладала даром удивительным образом раскрыть характерные черты природы, выразить все оттенки цвета.
В её завершенных работах или этюдах можно увидеть заснеженные горы, живописные деревушки у подножия гор, изумрудную гладь озер, отражающиеся здесь густые леса, бескрайнюю, подобную цветущему зеленому ковру равнину, пенящиеся волны Каспийского моря, бьющиеся о твердые скалы Апшерона, золотые пески вдоль побережья рыбацких поселков» (4, 48-49). Такие табло, как «Зыхский поселок» (1954; 1955; 1957), «Пляж» (1955), «Пиргулу» (1955), «Бузовна, сумерки» (1960-1961) и «Бузовна» (1964) являются запоминающимися пейзажами подобного рода. Замечательным для своего времени достоинством написанных в жанре пейзажа этих работ является то, что они специфически выражают перспективу и глубину пространства. Кроме того, в этих работах ощущается и жизнерадостное, декоративно-выразительное богатство света. При этом свет определяет объем, пластику, форму и структуру полотна. Его ритм, фактура выражены в чрезвычайно эмоциональной и изобразительной форме.
Обращающийся, преимущественно, к природным пейзажам художник часто переносит изображение непосредственно с натуры, и, наблюдая за повседневной жизнью простых людей, словно создает для себя новый художественный мир. Естественно, это гармонировало с её внутренним миром и творческими поисками. Эти перечисленные качества были свойственны не только её местным пейзажам, но и тематике зарубежных стран. Например, визит художника в Болгарию в 1960-е годы характеризуется как новый этап её творческой жизни. «Продолжением поисков по усилению элементов выразительности на табло, их структуры, порождающей звонкий цветовой, декоративно-пластический ритм, можно считать выполненные в ходе её поездки в Болгарию в 1961 году и под её впечатлениями работы. Поездка в Болгарскую Народную Республику в составе группы советских художников (в ней был, в том числе, её супруг Лятиф Фей-зуллаев) состоялась осенью, когда природа была более яркой и гармоничной.
Ваджиха-ханум пробыла там примерно месяц. В нарисованных за этот период примерно пятидесяти картинах, этюдах и зарисовках нашли свое отражение виды таких городов страны, как София, Пловдив, Тырново, Бургас, Созополь, Несебр, их достопримечательности, характерные особенности, быт и типажи простых людей» (5, 44-45).
Цикл пейзажей, состоящая из 52 работ, созданных художником по впечатлениям от пребывания в Болгарии, была с успехом продемонстрирован в 1962 году на отчетной выставке, организованной в Художественном салоне Министерства культуры Азербайджанской ССР. Позже любители искусства познакомились с этим циклом работ на выставке «Зарубежные страны в творчестве азербайджанских художников» в Москве.
С 1960-х годов работы Ваджихи Самедовой стилистически развиваются в новом русле. Так, если в этих работах, с одной стороны, мы видим сформировавшийся под влиянием многолетнего опыта почерк и сильную способность наблюдать, с
8_;
другой стороны, заметна философская рассеянность, проявляющаяся в её произведениях в силу проблем со здоровьем, болезнью. Выражая иными словами, в её характерных для последнего периода работах место свойственного прежнему юношескому периоду восхищения чарующей красотой природы занимают определенные явления, раздумья и чувства, переживаемые художником. Эти упомянутые особенности можно наблюдать в работах «В дачном домике» (1962), «Герань» (1962), «Село Тогана» (1963), «Деревья» (1963), «В саду» (1964). В этих работах способ изображения более экспрессивен, натура весьма обобщена, а форма строится за счет искусной игры света и тени. Отметим и то, что хотя работы, созданные Ваджихой Са-медовой в конце ее жизни, производят впечатление этюда или эскиза, по своему смыслу и содержанию они завершены.
Заключение. Таким образом, в заключении следует отметить, что хотя творчество Ваджихи Са-мадовой отличается разнообразием жанров, невооруженным глазом видно преобладание в этом богатстве пейзажей. Художник создал эти работы, чтобы раскрыть свойственные природе края красоты и превратить её в предмет гордости. В этих пейзажах, большинство из которых носит характер этюда, однозначно заметно обладание Ваджихой Самедовой прекрасной наблюдательностью. В то же время, в творчестве художника, проведшего часть своей жизни на лоне природы - в деревнях, районах, горных местностях, наверное, можно считать естественным художественное преподнесение
УДК745/749
ART / «шшэздим-шигмак» #МШ), 2022 мест, которые она посещала и восхищенно лицезрела. Цель пейзажных работ различной формы, яв-[ ляющиеся выражением изумления Ваджихи Саме-i довой красотой осени, густых лесов родного края, извилистой дорогой в деревню, рекой, что делит ее [ пополам, моря с горными и лесными побережьями, составляет желание сообщить людям, какая красота [ окружает их.
Литература
1. Habibov, N. Azarbaycan sovet rassamligi. -• Baki, - 1966. - 188 s. // Габибов Н. Советская ; живопись Азербайджана. - Баку, -1966. -188 с. i 2. Habibov N. Rassamliqdan sohbat. Baki:
U§aqgancna§r, - 1961. - 112 s. // Хабибов Н. Разговоры о живописи. - Баку:Детиздат, - 1961. - 112 с. : 3. Nacafov M. Vaciha Samadova. - Baki:
I Azarbaycan Dovlat Na§riyyati, - 1966. - 46 s. // Наджафов М. Ваджиха Самедова. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, -1966. - 46 с.
4. Vaciha Samadova. Rangkarliq va qrafika. Matnin muallifi §.Malikova. Xalq Bankin "Xalq amanati" layihasi - Baki: §arq-Qarb, - 2015. - 248 s. // Ваджиха Самедова. Живопись и графика. Автор : текста Ш. Маликова. Проект Xalq Bank «Народнон | наследие» - Баку: Восток-Запад, - 2015. -248 с. [ 5. Vaciha Samadova. Rangkarliq va qrafika.
i Matnin muallifi T.Ofandiyev. "SORVOT" toplusu. -i Baki: §arq-Qarb, - 2013. - 104 s. // Ваджиха Самедова. Живопись и графика. Автор текста Т. Эфендиев. Сборник «Достояние». - Баку: Восток: Запад, - 2013. - 104 с.
Мамедова Ф.
младший научный сотрудник Нахчыванского филиала
Национальной Академии Наук Азербайджана, DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-8-11
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУР НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ГУСЕЙНГУЛУ АЛИЕВА
Mammadova F.
Junior researcher of the Nakhchivan branch of the National Academy of Sciences of Azerbaijan
ARTISTIC FEATURES OF THE CARICATURES OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN
HUSEYNGULU ALIYEV
Аннотация
Статья посвящена исследованию творчества народного художника Азербайджана Гусейнгулу Алиева. Объектом исследования были избраны карикатуры художника. Автор считает, что в целом композиции карикатур Гусейнгулу Алиева, основаны на симметрии или балансе объектов описания, их взаимодействии друг с другом и динамике их контуров. В статье анализируются художественные особенности таких работ, как «Раб дьявола», «Без слов», «Выбор», «За работой», «1001 игра» и др. В динамичных композициях своих карикатур, художник продолжает вызывать интерес публики своим индивидуальным стилем и художественными выражениями человека и его характера, жизненных реалий и человеческих переживаний.
Abstract.
The article is devoted to the study of the activity of the People's Artist of Azerbaijan Huseyngulu Aliyev. The caricatures of the artist were chosen as the object of the study. The author considers that, in general, the compositions of the caricatures by Huseyngulu Aliyev are based on the symmetry or balance of the objects of description, their interaction with each other and the dynamics of their contours. In the article the artistic features of works such as "Slave of the Devil", "Without words", "Choice", "At work", "1001 games", etc. are analyzed. In the