гратото Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 5. С. 1013-1019 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 1013-1019
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
Тема Востока в творчестве художников Азербайджана (в 50-80-х годах ХХ века)
Велиева С. И.
Аннотация. Статья посвящена теме Востока в творчестве азербайджанских художников в 50-80-х годах ХХ века. Это распространенная тема в изобразительном искусстве Азербайджана в рассматриваемый период. Ее основные направления запечатлены в различных произведениях, ставших объектом изучения. Цель исследования заключается в выявлении особенностей восточной тематики в творчестве азербайджанских художников, обнаружении в их произведениях мотивов мультикульту-рализма. Научная новизна состоит в том, что впервые восточная тематика в творчестве художников Азербайджана рассматривается с точки зрения современности, а также с учетом внесенного вклада в развитие отечественной культуры. В результате выявлены характерные стилистические, сюжетные, колористические особенности восточной тематики в творчестве азербайджанских художников.
Theme of the East in the Azerbaijani Artists' Creative Work (in the 1950-1980s)
Valiyeva S. I.
Abstract. The article deals with the theme of the East in the Azerbaijani artists' creative work in the 1950-1980s. This is a fairly widely occurring theme in Azerbaijan visual arts in the considered period. Its main areas are captured in various works that have become an object of this study. The paper aims to shed light on the Eastern themes, to discover motifs of multiculturalism in the Azerbaijani artists' creative work. Scientific novelty of the study lies in the fact that the Eastern themes in the Azerbaijani artists' creative work are for the first time considered from the viewpoint of the modernity, as well as taking into account their contribution to the national culture development. As a result, the researcher has identified characteristic stylistic, plot and colouristic features of the Eastern themes in the Azerbaijani artists' creative work.
Введение
Зарубежная тематика, и в частности тема стран Востока, занимает важное место в изобразительном искусстве Азербайджана ХХ века. 50-80-е годы прошлого столетия - время, когда художники Азербайджана совершали многочисленные творческие командировки, бывали в странах Европы, Азии и Африки, всюду наблюдали образ жизни, быт и нравы местных народов, нелегкий труд простых людей, красоту и своеобразие природы. Почти везде они чувствовали теплое, дружеское отношение местных жителей к себе. Это вдохновляло художников создавать колоритные полотна, на которых с большой любовью и душевной теплотой отражались живописные картины жизни местного населения, особенно стран Востока. Восточная тематика - одно из основных направлений в творчестве многих, если не всех, известных художников Азербайджана этого периода. Неслучайно, что мультикультурное настроение ярче всего проявляется в искусстве именно этого периода. Оно отражается в характерных композиционных и тематических особенностях - показе межкультурного диалога, любви и уважения к другим культурам, а также в симпатии автора к людям, изображенным на картинах. Актуальность проблемы видится в двух следующих особенностях: 1) возрастании значения межкультурного диалога в наши дни, его становлении образом жизни в цивилизованном мире; 2) возрождении традиций, присущих отечественной художественной культуре прошлого столетия, переоценке и переосмыслении художественного наследия в контексте современности. Основными задачами для достижения цели исследования выступают осуществление культурно-исторического экскурса в недавнее прошлое искусства Азербайджана, выделение темы Востока в зарубежной тематике известных художников рассматриваемого времени, показ межкультурных связей в работах художников. Для достижения поставленных задач нами был выбран художественно-сравнительный метод исследования, суть которого заключается в сопоставлении и сравнении работ художников, обнаружении в них особенностей, подтверждающих выводы, сделанные в ходе исследования.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210181
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Теоретическая база заключается в трудах Э. Саламзаде, Н. Алескеровой, Т. Байрамова и ряда других авторов. В книгах и статьях, опубликованных ими в последние годы, освещаются разнообразные аспекты восточной тематики, проявлявшейся в творчестве классических и современных художников Азербайджана. Вызывает интерес статья «Тема Китая в творчестве художников Азербайджана» Э. Саламзаде, опубликованная в журнале «Проблемы искусства и культуры» за 2018 год. Диссертационная работа Н. Алескеровой «Проблемы интерпретации зарубежной тематики в творчестве азербайджанских художников», которая была успешно защищена в 2012-м году, также имеет отношение к рассматриваемой проблеме [1]. Можно привести еще несколько примеров, где тема Востока в творчестве художников Азербайджана освещается в том или ином ракурсе. Тем не менее, данная научная проблематика по-прежнему остается малоизученной и нуждается в новых исследованиях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов историками и теоретиками изобразительно искусства, преподавателями художественных вузов в ходе учебного процесса.
50-80-е годы ХХ века являются временем расцвета изобразительного искусства Азербайджана. В эти годы художники Азербайджана создали лучшие свои произведения, многие из которых сегодня составляют основу золотого фонда изобразительного искусства республики [8, с. 125]. Важно также отметить, что, следуя традициям, художники Азербайджана и ныне создают полотна на зарубежную тематику, способствуя, тем самым, усилению межкультурного диалога [11].
Индийская серия М. Абдуллаева
Одним из талантливых мастеров кисти Азербайджана является Народный художник Микаил Абдул-лаев (1921-2002). Зарубежная тематика занимает важное место в его творчестве [5]. Художник побывал во многих странах Европы и Азии. В композициях художника изображены лирические пейзажи, интересные тематические сюжеты, созданные в ходе поездок в зарубежные страны. Работы, созданные под впечатлением творческих командировок во Францию, в Германию, Чехословакию и другие страны, по сей день имеют большую художественную ценность. Но страны Востока притягивали художника больше. В этом отношении наиболее интересной является его известная Индийская серия, оставившая яркий след не только в творчестве художника, но и в истории изобразительного искусства Азербайджана. «В результате путешествий по Индии создаются такие произведения, как "Женщины Раджастана", "Бенгальские девушки". За живописный цикл "По Индии" в 1970 году индийское правительство наградило его золотой медалью и дипломом лауреата Международной премии имени Джавахарлала Неру» [3].
Индийская серия, пожалуй, наиболее яркая и впечатляющая среди работ, созданных художником на Восточную тему. В них ярко и красочно отражаются жизнь и быт индийского народа, его многовековые традиции, историко-архитектурные памятники, в реалистических тонах показаны надежды и чаяния простых трудящихся - крестьян, рабочих и ремесленников. Под впечатлением своих поездок в Индию М. Абдуллаевым было создано много интересных полотен [2]. Тематически работы, входящие в Индийскую серию, в основном относятся к портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Преобладают первые два жанра; пейзаж представлен относительно слабо и часто как дополнение к тематическим композициям.
Наиболее интересными картинами индийской серии являются работы «Материнская забота», «Женщины Раджастана», «После работы», «Бенгальские девушки», «Маленькая Чандра» и некоторые другие, в которых раскрыты особенности индийского образа жизни, красота и богатый колорит этой интересной, многоликой и загадочной восточной страны [13, с. 7].
Динамична и разноцветна композиция «Женщины Раджастана». Это одна из известных и легко узнаваемых работ художника. На картине изображена группа местных женщин, неторопливо движущихся по широкой проселочной дороге. Национальный характер проявляется в одежде женщин, а также в характерных деталях, включенных в эту несложную, хотя и многофигурную композицию. Разноцветные сари женщин создает богатое впечатление об одежде и образе жизни местных жителей [10, с. 18]. Интересным дополнением, подчеркивающим характерную особенность быта населения, служит изображение темного, почти черного, забавного козленка, включенного в композицию.
К портретному жанру относится работа «Маленькая Чандра», где М. Абдуллаев создал образ индийской девочки семи-восьми лет. Переданная крупным планом, девочка с интересом смотрит перед собой. Видно, что взоры ребенка прикованы чем-то интересным; художник умело передал настроение девочки с помощью спокойного, несколько сосредоточенного выражения лица. Маленькая Чандра, изображенная выше пояса, одета в белую кофту с красными нашивками; образ девушки передан крупным планом. В колоритном решении портрета преобладают коричневые тона. Это и цвет лица смуглой индийской девчонки, и нейтральный фон, завершающий эту простую, но запомнившуюся картину (см. Рисунок 1).
Романтична и экспрессивна картина «Бенгальские девушки», где художник своеобразно передает внешний облик и внутреннюю эмоциональность изображенных девушек. Их разноцветная одежда, ярко накрашенные губы наделяют картину интересным и своеобразным лирико-романтическим настроением. В колорите картины преобладают синие и коричневые тона, которые усиливают лирическое содержание произведения. «Бенгальские девушки» - одна из тех картин М. Абдуллаева, где внешняя и душевная красота индийской женщины раскрыта во всей красе.
Подытоживая раздел, можно сказать, что в индийской серии художника проявляется, как минимум, два направления: реалистическое и лирико-романтическое. В реалистическом стиле, в частности, отражены жизнь и быт простого народа, его мировоззрение и заботы, образ жизни и занятости. Таковы картины
«Материнская забота», «Женщины Раджастана», «После работы» и некоторые другие. В лирико-романтическом стиле трактованы композиции, в которых художник стремился передать искренность и естественную красоту индийских девушек, что наглядно проявляется, например, в работе «Бенгальские девушки». Яркий колорит, свойственный палитре художника, успешно подчеркивает его стремление раскрыть задуманное во всей красе.
Арабская тематика в творчестве азербайджанских художников
Одним из интереснейших направлений среди композиций азербайджанских художников на восточную тему является арабская тематика. Общность культурных и духовных ценностей, богатое материальное наследие прошлого, хорошо сохранившиеся историко-архитектурные памятники всегда привлекали азербайджанских художников, вдохновляя их создавать интересные, по-восточному колоритные работы. На тему арабских стран писали картины такие известные художники Азербайджана, как С. Саламзаде, К. Кязимзаде, Т. Тагиев, Э. Рзагулиев, Дж. Муфидзаде и некоторые другие. Помимо восточной тематики многие из этих полотен привлекают внимание и своим мультикультурным содержанием.
Интересные образцы арабской тематики созданы Народным художником Азербайджана Саламом Салам-заде (1908-1997), творчество которого приобрело широкую известность уже к началу 40-х годов [7]. Позже, в 60-70-х годах С. Саламзаде побывал в восточных странах, среди которых были Египет и Ирак. «Заметный след в творчестве С. Саламзаде оставила поездка в 1960-1961 годах в Ирак и Египет. В серии полотен "По арабским странам" художник сумел уловить и передать типические черты людей и своеобразный колорит арабских стран» [8, с. 143]. Картины, рассказывающие о жизни простых тружеников арабских стран, привлекают внимание своим простым, но замысловатым содержанием, реалистическим повествованием нелегких будней простых людей и, конечно же, ярким восточным колоритом. Помимо работ, где преобладают социальные мотивы, художник много писал и на тему историко-архитектурных достопримечательностей старины. Так, побывав в Египте, С. Саламзаде создает известную свою композицию «Сфинкс», где на фоне желто-коричневых песчаных дюн изображает громадную фигуру древнего памятника, пугающего своими колоссальными размерами и грозным видом даже сегодня. Вокруг памятника С. Саламзаде изображает людей -бедуинов с верблюдами, простых арабов, прибывших сюда в надежде заработать хоть какие-то деньги, обслуживая туристов и, наконец, самих этих туристов - состоятельных путешественников с западных стран, с большим интересом и восторженно разглядывающих памятники седой старины - пирамиды, затерянную среди песков грозную фигуру каменного Сфинкса.
Привлекают внимание работы, посвященные строительству Асуанской плотины - грандиозного сооружения, которое прозвали «египетским чудом» ХХ века. Это еще одно направление, т.н. индустриальный жанр, который был развит художником в рамках арабской серии. С. Саламзаде путешествовал по Египту в тот период, когда строительство плотины шло полным ходом. Плотину строили с помощью СССР. Увиденное на грандиозной строительной площади, развернутой на подступах к могучей реке - Нилу, оставило неизгладимый след в сознании художника. По возвращении на родину он создает несколько живописных работ, посвященных теме Асуанской плотины. Одной из интересных работ на эту тему является картина «Асуан. Полдень», где взору зрителя открывается большая строительная площадка, на которой видно много строительной техники, машин, оборудования. Однако художник изобразил не рабочий процесс, а перерыв, когда строители, собравшись под навесом, обедают. Художник поместил их на переднем плане, где в углу виден край здания строительной конторы. Кто-то из рабочих уже встал с места, готовясь, после обеда и небольшого отдыха, идти на рабочее место, а кто-то еще сидит, продолжая обедать. Рядом стоит мужчина в рабочей одежде, который что-то объясняет молодой девушке, работнице строительной бригады. Несмотря на обеденный перерыв, в композиции царит энергичная рабочая атмосфера.
Одну из важных страниц арабской тематики С. Саламзаде составляет цикл «По Ираку», созданный им в 60-70-х годах прошлого века. Серия состоит из тематических, жанровых и бытовых композиций, в которых в реалистических чертах отражаются быт и нравы простых иракцев.
Вызывает интерес реалистическая трактовка композиции «За водой». В картине изображена группа молодых женщин и девушек с кувшинами, идущих по широкой дороге за водой. В стране, где чувствуется острая нехватка питьевой воды, одной из главных задач женщин в сельской местности является доставка воды из источников для нужд семьи. Эту сцену и пытался воплотить художник, изобразив женщин направляющимися за водой. Другим не менее интересным произведением художника, созданным в тематическом жанре, является трехфигурная композиция «Иракские дети», в которой изображено трое детей. Жалкий вид детишек, одетых в старую и грязную одежду, свидетельствует о нелегкой жизни их родителей, сельских тружеников, лишенных возможности купить для них новую одежду. Композиция, написанная на социальную тематику, наделена и национальными особенностями, проявляющимися во внешности детей, в их лицах, деталях, включенных в работу.
Много ездил по странам Востока Народный художник Азербайджана Кязим Кязимзаде (1913-1992) - один из прославленных мастеров кисти республики. Тема Востока заинтересовала его еще в молодые годы, когда в начальный период Великой Отечественной войны К. Кязимзаде в составе советского военного контингента оказался в Иране. Первые графические листы на тему Востока появились именно тогда [9]. Позже художник создал целый цикл работ на тему Восточных стран. Привлекает внимание его Иракская серия, выполненная в основном в графической технике. В начале 70-х годов художник совершает поездку в Ирак, страну древних достопримечательностей. Результатом этой поездки стало создание ряда интересных, ярких и колоритных композиций, написанных темперными красками и гуашью. Будучи театральным художником и искусным
иллюстратором, К. Кязимзаде любил и умел рисовать темперой. В этих картинах художник умело передает прозрачность и голубизну неба, насыщенность окружающей среды ярким колоритом.
Одна из картин художника на иракскую тему называется «Надгробие Мухаммеда Физули». Как известно, великий азербайджанский поэт М. Физули большую часть жизни провел в Ираке, в городе Кербела, где и умер. Могила поэта находится в этом городе. В центре композиции в схематических чертах изображено небольшое куполообразное сооружение, находящееся на стыке двух улиц. Вдоль улиц расположены дома, видны люди, окна, плоские крыши. Картина производит впечатление обычного городского пейзажа с преобладанием восточных мотивов. Бородатый мужчина, изображенный на переднем плане, одет в традиционную арабскую одежду. На голове белая накидка, опоясанная черной ширмой, что является традиционной для арабов (см. Рисунок 2).
Другой, не менее интересной картиной на иракскую тему, также написанной темперой и гуашью, является композиция «Античный памятник». На картине изображены руины античного сооружения, напоминающего древнегреческий храм. Развалины сооружения, полуразрушенные колонны молчаливо свидетельствуют о его былом величии. Несмотря на полуразрушенное состояние, памятник по сей день производит впечатление грандиозного сооружения, поражающего внушительными размерами и богатой декоративной отделкой. Как и в картине «Надгробие Мухаммеда Физули», в этой работе всюду чувствуется присутствие восточной атмосферы. На переднем плане видны люди, одетые в арабскую одежду; яркий желто-коричневый колорит картины также напоминает традиционный арабский ландшафт.
Подытоживая раздел, заметим, что арабская серия занимает ключевое место в творчестве азербайджанских художников, особенно за указанный период. Значительную часть восточной тематики в изобразительном искусстве Азербайджана занимает именно арабская серия, по сей день сохранившая свою актуальность. Это обусловлено не только относительно близким в географическом плане расположением некоторых арабских стран, например, Ирака и Сирии, куда чаще других совершали свои творческие поездки художники Азербайджана, но и общностью и близостью многих культурно-исторических особенностей. Главными тематическими направлениями арабской тематики являются показ жизни и быта арабского населения, часто простых тружеников, историко-архитектурных памятников, по сей день сохранившихся во многих странах, портрет и пейзаж. В колористическом отношении преобладают жаркие краски, особенно смесь желтого и красного, подчеркивающая как пески пустыни, так и пестрый колорит арабских стран и стран Востока в целом. Вместе с тем, проявляются и холодные тона, например, в графических работах К. Кязимзаде и ряда других художников. Холодные тона привносят заметную контрастность в цветовое решение картин, усиливая их эмоциональное настроение.
Буддийская культура глазами азербайджанских художников
В восточной тематике азербайджанских художников особо выделяются страны с буддийской культурой - Китай, Монголия, Япония, Непал. Н. Гасымов, Н. Абдуррахманов, Э. Рзакулиев, Дж. Муфидзаде и другие художники побывали в этих странах и создали замечательные композиции, изображая не только жизнь и быт местных народов, но и живописные пейзажи, ярко и насыщенно передающие красоту первозданной природы. Среди них был и Н. Гасымов, еще в молодости посетивший Китай. «Будучи молодым художником, Надир Гасымов посетил Китай в 1960 году и создал серию картин, в которую входят 19 произведений. Можно сказать, что все эти работы созданы на одном дыхании, в том же 1960 году, за исключением одной, написанной год спустя. Это полотно "Великая Китайская Стена" (1961), изображающее одно из чудес света, один из немногих рукотворных объектов на Земле, непосредственно наблюдаемых из космоса. Величие Китайской стены художник передал, избрав такую перспективу, при которой одна из башен находится почти прямо перед зрителем, а изгибающаяся линия стены уходит далеко вдаль, к заснеженным горным вершинам» [14, с. 3]. Безусловно, создание таких композиций указывает на наличие устойчивых культурных взаимоотношений и их исторических корней. Эту идею в историко-философском аспекте развивает и Т. Байрамов, отметивший, в частности, влияние уйгурской художественной традиции на становление Тебризской миниатюрной школы, особенно при монгольских Ильханах [4, с. 16].
Зарубежная тематика Народного художника Эльбека Рзакулиева (1926-2007) впечатляет своим широким диапазоном [12, с. 11-14]. Художник побывал во многих частях света - от Мексики до Японии. Результатом этих поездок стали многочисленные графические и живописные работы, весьма красочно и своеобразно передающие характерные особенности разных регионов и культур. «Стоит отметить, что Эльбек Рзакулиев устраивал персональные выставки после каждого своего путешествия, открывая для себя неизведанные страны и культуры, что из года в год привлекало к его творчеству все больше и больше внимания» [6]. Уголки старого города, жизнь и быт простых жителей, портреты интересных людей занимают основу зарубежной тематики Э. Рзаку-лиева. Восточные страны - неотъемлемая часть его зарубежной тематики. Он побывал в ряде арабских стран, в Турции и Индии. Весьма плодотворной оказалась поездка в Непал - страну, расположенную между Индией и Китаем и впитавшую в себя культуру обеих держав. Художник побывал в Непале в начале 80-х годов, когда и создал наиболее запоминавшиеся картины по Непальской серии. Написанные по большей части акварелью, эти работы в реалистических тонах передают всю полноту и красочность местных традиций, создают реальное представление о жизни, роде деятельности и культуре простых непальцев. На них запечатлены повседневные сцены - пестрые базары, где идет оживленный торг дарами этого восточного края, шумные улицы дневного Катманду, ремесленники за работой, бегущие полуголыми детишки и женщины в сари и, наконец, храмы. Конечно же, внимание художника привлекли и статуи Будды - их в стране оказалось очень много. Одна из акварельных работ Э. Рзакулиева так и называется - «Большой Будда». Художник изобразил одну из достопримечательностей этой таинственной земли - статую Большого Будды, расположенную перед фасадом крупного здания-храма и вдоль
лестничной террасы, ведущей куда-то вдаль. В композиции видны и люди, однако их внимание приковано не Буддой, а чем-то другим, скорее, житейскими заботами. Суетливость, озабоченность людей вовсе не отражается в облике просветленного мудреца. Свободный от мирских страстей, Будда сидит в традиционной позе - поджав ноги и спокойно положив руки на колени. Бесстрастное и умиротворенное, лишенное эмоций лицо мудреца словно внушает доверие и покорность (см. Рисунок 3). В колористическом решении преобладают желто-коричневые тона, характерные для городской среды стран Востока. Увлеченный восточными культурами, художник даже сделал заметку в верхнем левом углу местной графикой. Вероятно, в этом ему помог кто-то из местных знакомых.
Показ жизни стран, где распространена буддийская культура, оставил заметный след в зарубежной тематике изобразительного искусства Азербайджана, несмотря на то, что эти страны являются не самыми популярными среди отечественных художников. Рассматривая данную тематику на примере творчества Э. Рзакулиева, можно сделать некоторые выводы. Общие тематические особенности, характерные для других регионов Востока, проявляют себя и в показе этой культуры. Это изображение простых людей, мотивов городской жизни, ис-торико-архитектурных памятников. Этому соответствует и выбранный колорит, в целом являющийся общим для Востока, хотя и с небольшими вариациями, в зависимости от конкретного региона и композиции.
Заключение
Общие выводы исследования суммированы в следующих пунктах:
- тема Востока - реальная визуальная площадка для показа мультикультурной составляющей в творчестве большинства известных художников Азербайджана. Наиболее ярко и полнокровно идеи мультикульту-рализма проявляются в композициях М. Абдуллаева, Т. Тагиева, С. Саламзаде, Э. Рзакулиева и ряда других;
- показ художниками жизни и быта местного населения, историко-архитектурных памятников и городской жизни представляет собой основную тематическую направленность восточной тематики азербайджанских художников. Этому соответствует и общее колористическое решение, в котором преобладают жаркие и пестрые тона;
- восточная тематика в контексте межкультурного диалога занимает важное место в зарубежной тематике азербайджанских живописцев и графиков. Наиболее интересны и колоритны индийская тематика М. Абдуллаева, арабская тематика С. Саламзаде, Непальская серия Э. Рзакулиева и ряд других серий.
Идеи мультикультурализма ярко проявлялись в изобразительном искусстве ХХ столетия, хотя это понятие приобрело всеобщее признание и популярность только в наше время. Парадоксально, что в наши дни, когда мультикультурализм является нормой жизни во многих частях света, его отражение в искусстве является довольно слабым. На грани исчезновения и само понятие «зарубежная тематика». Это объясняется как свободным перемещением художников по странам, так и развитием глобализации и информационных технологий.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в углубленном изучении и осмыслении темы Востока в творчестве азербайджанских художников. В наше время эта тема в искусстве все больше приобретает символический характер. Одна из основных особенностей этой темы - проявление мультикультурализма. Уже сегодня вырисовываются контуры грядущих форм проявления мультикультурного мышления в изобразительном искусстве. Такими формами можно считать элементы национальной символики, универсальные логотипы и художественные бренды, легко узнаваемые во всех частях света. Но это уже не столько зарубежная тематика, сколько проявление межкультурного диалога в графическом искусстве. Художники Азербайджана активно участвуют в этих творческих процессах, распространенных в культурной жизни многих стран, предлагая оригинальные творческие идеи.
Источники | References
1. Алескерова Н. Проблемы интерпретации зарубежной тематики в творчестве азербайджанских художников: автореф. дисс. ... д. философии по искусствоведению. Баку, 2012. 24 с.
2. Алиева К. Жизнь продолжается [Электронный ресурс]. URL: http://ek.anl.az:81/down/meqale/kaspi/2011/ dekabr/219441.htm (дата обращения: 25.02.2021).
3. Бабаева Дж. Красочная гамма произведений Микаила Абдуллаева (ФОТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.trend.az/life/culture/2700506.html (дата обращения: 28.02.2021).
4. Байрамов Т. Влияние средневековой китайской культуры на Тебризскую книжную миниатюру // Проблемы искусства и культуры. 2018. № 1 (63). С. 12-21.
5. В Баку откроется выставка, посвященная 90-летию художника Микаила Абдуллаева - ФОТО [Электронный ресурс]. URL: https://1news.az/news/20111130032807206-V-Baku-otkroetsya-vystavka-posvyashcennaya-90-letiyu-khudozhnika-Mikaila-Abdullaeva-FOTO (дата обращения: 28.02.2021).
6. В Баку открылась юбилейная выставка Эльбека Рзакулиева - ФОТО [Электронный ресурс]. URL: https://ann.az/ ru/v-baku-otkrylas-yubileynaya-vystavka-elbeka-rzakulieva-foto/ (дата обращения: 01.03.2021).
7. Искусство живописи [Электронный ресурс]. URL: http://azgallery.az/ru/content/30 (дата обращения: 27.02.2021).
8. Искусство Советского Азербайджана. Живопись, графика, скульптура / под общ. ред. Н. А. Езерской и др. М.: Советский художник, 1970. 207 с.
9. Керимова С. Творчество Кязима Кязимзаде в ходе Иранских миссий 1940-х гг. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.strategiya.az/news.php?id=3166 (дата обращения: 03.03.2021).
10. Мамедова А. Микаил Абдуллаев. Баку: Шарг-Гарб, 2013. 114 с.
11. Микеладзе Г. Мир глазами художников [Электронный ресурс]. URL: http://anl.az/down/meqale/kaspi/ 2011/fevral/156717.htm (дата обращения: 08.04.2021).
12. Наджафов М. Эльбек Рзакулиев. М.: Советский художник, 1982. 70 с.
13. Попова Э. Микаил Абдуллаев. М.: Советский художник, 1973. 9 с.
14. Саламзаде Э. Тема Китая в творчестве художников Азербайджана // Проблемы искусства и культуры. 2018. № 1 (63). С. 3-11.
Иллюстрации
Рисунок 1. М. Абдуллаев. «Маленькая Чандра» (из Индийской серии). Холст, масло. 1957
Рисунок 2. К. Кязимзаде. «Надгробие Мухаммеда Физули» (из серии «По Ираку»). Бумага, гуашь, смешанная техника. 1973
Рисунок 3. Э. Рзакулиев. «Большой Будда» (из серии «По Непалу»). Бумага, акварель. 1983
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Велиева Севиндж Исмаил кызы1 1 Национальная академия наук Азербайджана, г. Баку
Valiyeva Sevinj Ismail gizi1 1 Azerbaijan National Academy of Sciences, Baku
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 24.03.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.
Ключевые слова (keywords): тема Востока; творчество художников Азербайджана; Микаил Абдуллаев; Салам Саламзаде; Эльбек Рзакулиев; theme of the East; Azerbaijani artists' creative art; Mikayil Abdullayev; Salam Salamzade; Elbek Rzakuliyev.