Научная статья на тему 'Национальная культура и искусство Азербайджана на международной арене'

Национальная культура и искусство Азербайджана на международной арене Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
935
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОР / AZERBAIJAN / CULTURE / THE INTERNATIONAL COOPERATION / ART / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Велиев В. С.

Главная цель статьи заключается в выявлении причин развития культурных взаимосвязей Азербайджана и повышения интереса населения к фольклору и национальным мотивам. Автор статьи рассматривает проблемы пропаганды национальной культуры и искусства Азербайджана на международной арене. Исследователь отмечает, что дни азербайджанской культуры, проведенные в Европе, России и в восточных странах, в частности Японии, Турции и Иране прославили нашу страну в области международного культурного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

culture and art of Azerbaijan on international scene

The main aim of the article is revealing causes of development of Azerbaijani cultural relations and rise of people's interest to the folklore and national motives. The author examines problems of propaganda of Azerbaijani national culture and art on the international arena. The researcher notes that days of Azerbaijani culture in the Europe, Russia and Eastern countries as Japan, Turkey and Iran have brought fame to our country in the sphеrе of international cultural cooperation.

Текст научной работы на тему «Национальная культура и искусство Азербайджана на международной арене»

УДК 008.009

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В.С.Велиев

Главная цель статьи заключается в выявлении причин развития культурных взаимосвязей Азербайджана и повышения интереса населения к фольклору и национальным мотивам. Автор статьи рассматривает проблемы пропаганды национальной культуры и искусства Азербайджана на международной арене. Исследователь отмечает, что дни азербайджанской культуры, проведенные в Европе, России и в восточных странах, в частности Японии, Турции и Иране прославили нашу страну в области международного культурного сотрудничества.

Ключевые слова: Азербайджан, культура, международное сотрудничество, искусство, фольклор

V.S. Veliev. National culture and art of Azerbaijan on international scene

The main aim of the article is revealing causes of development of Azerbaijani cultural relations and rise of people's interest to the folklore and national motives. The author examines problems of propaganda of Azerbaijani national culture and art on the international arena. The researcher notes that days of Azerbaijani culture in the Europe, Russia and Eastern countries as Japan, Turkey and Iran have brought fame to our country in the sphеrе of international cultural cooperation.

Key words: Azerbaijan, culture, the international cooperation, art, folklore

Развиваясь на почве международных отношений, сегодня культурные взаимосвязи Азербайджана способствуют укреплению дружеских отношений. Это связано с повышением интереса населения к фольклору и национальным мотивам в песнях, танцах и музыке. Сегодня на фоне обновления общества и общей глобализации развиваются гражданское и национальное самосознание народа. Каждый народ обращается к своим древним национальным корням. Развитие нашей культуры ярко проявляется в многочисленных гастролях профессиональных и творческих коллективов.

За последние годы в связи с культурным сотрудничеством и на почве творческих взаимосвязей укрепились дружеские отношения.

Повышается интерес зарубежных стран к изобразительному и прикладному искусству Азербайджана. Доказательством тому являются выставки и аукционы, проводящиеся в США, Испании, Англии, Франции, Сенегале, Монголии и в других странах. Одно из таких мероприятий было проведено в Японии. На выставке, открывшейся в Токио, было продемонстрировано семьдесят картин азербайджанских художников. Японцы высоко оценили картины азербайджанских художников. Выставка «Панорама Сенегала», свидетельствующая о тесных творческих связях Дакара и Баку была организована в выставочном салоне В.Самедовой. Вместе с произведениями сенегальских художников в салоне были выставлены картины профессора Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусств художника Арифа Азизова.

Его работы выставлялись в Финляндии, Иране, Турции, Германии, России, Франции и в других зарубежных странах.

В творчестве народного художника, действительного члена Художественной Академии Микаила Абдуллаева преобладает зарубежная тема. Его картины, написанные в Индии, Венгрии, Польше и Италии отличаются национальными и индивидуальными качествами, богатством пластики и колорита. После поездки в Германию народный художник Азербайджана Фархад Халилов создал цикл произведений живописи и графики. Эти работы были включены в состав экспозиций, выставленных на совместной выставке азербайджанских и немецких художников. Наряду с произведениями известных художников в салонах зарубежных стран были продемонстрированы также и любительские работы

После международного симпозиума, проведенного в Баку, столица нашей страны была признана центром мирового ковроткачества и ковроведения. Немаловажную роль здесь сыграли наши ковры, в частности ковёр «Аджеми», завоевавший мировую славу в одном из салонов ЮНЕСКО в Париже.

Согласно историческим документам, развитие ковроткачества достигло наивысшего уровня в средние века. В так называемый «золотой период азербайджанского ковроткачества» ковры, завоевавшие мировую славу, в частности «Шейх Сафи», «Овчулуг», «Алпан» и многие другие по сей день говорят о высоком качестве азербайджанского ковроткачества. Образцы этого древнего искусства в качестве жемчужин мирового ковроделия украшают экспозиции «Виктории

и Альберта», «Метрополитена», «Топгапы» и других музеев мира.

Образцы азербайджанского народного творчества хранятся в Британском музее, Национальной Библиотеке Франции в музее «Метрополитен» США. Художественное мастерство азербайджанского народа завоевало мировое признание благодаря демонстрации таких образцов народного творчества, как ковроткачество, вышивание и ювелирное дело на Всемирных и Всероссийских выставках.

Образцы прикладного искусства, а именно ковроткачества, появившегося в ранний период истории человечества, впоследствии широко распространились и привлекли внимание любителей искусства.

В Баку впервые был проведен международный симпозиум по искусству ковроделия. С этой целью в столицу Азербайджана со всего мира съехались мастера по ковроделию. На втором международном симпозиуме, проведенном по линии ЮНЕСКО (1988) участвовали ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, суверенных республик, а также искусствоведы и мастера по прикладному искусству из 18 зарубежных стран. Специалисты из Швейцарии, Англии, Турции и Германии в своих выступлениях особо отметили прекрасные традиции и большое значение искусства ковроделия, как одного из древних и высокоразвитых форм народного творчества. В дни международного симпозиума публиковались статьи: «История, увековеченная в петлях», «Мудрость народного искусства» и др. В государственной художественной галерее организовывались выставки на темы «Азербайджанские ковры», «Национальная азербайджанская одежда», «Ковры и краски», «Азербайджанская вышивка».

Азербайджанская музыка прославилась благодаря великому Узеиру Гаджибекову. С именем этого выдающегося композитора связано становление и развитие многих музыкальных жанров восточных народов. Благодаря музыкальной комедии «Аршин мал алан» композитор завоевал мировую славу. Бессмертная музыка У.Гаджибекова вошла в быт тюркских народов.

Следует добавить, что в своих публицистических фельетонах и статьях, а также в опереттах «Аршин мал алан» и «Не та, так эта» У.Гаджибеков яркими красками создал бессмертные образы людей, готовых даже изменить своим принципам и убеждениям ради личной выгоды. В обоих произведениях он обобщил препятствия, с которыми сталкиваются люди, и создал цикл неповторимых ярких образов. Наглядным примером являются образы Мешеди Ибада, газетчика Рзы, Гочу, и даже носильщика, думающего лишь о недоплаченных ему 20-ти копейках.

Следует отметить некоторые факты, сотрудничества и с соседней Турцией. В октябре 1988 года в нашей республике отметили 175 летний юбилей со дня рождения выдающейся личности, драматурга и философа Ближнего Востока Мирза Фатали Ахундова. Талантливейший человек, любящий азербайджанскую литературу, Эгей, профессор Турецкого Университета, доктор Али Явуз Тебризи, педагог Токийского университета и правнучка М.Ф.Ахундова Парарух ханум Пезешки приняли участие в культурном мероприятии. Выдающийся композитор, маэстро Н.Тагизаде был дирижером оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» в Театре Оперы и Балета Анкары, оперы А.Сайгу «Кероглу» и оратории Юнис Имра в Стамбульском Оперном Театре.

Официальный визит Министра Культуры Турции Намика Кямала Зейбея в Азербайджан, состоявшийся в октябре 1990 года свидетельствует о развитии культурных связей с Турцией. B 1994 году в Азербайджане, Турции и России проводились дни поэзии 500-летия Физули, признанного олицетворением гениальности в Восточной поэзии. Теплый прием гостей из Азербайджана подтверждал вышеуказанные факты.

Все это дает нам полное право говорить о том, что между народами Азербайджана и Турции много общего с точки зрения культурно-нравственных ценностей.

Культурное сотрудничество также отмечалось и с Иранской Исламской Республикой. В укреплении творческих взаимосвязей Азербайджан со своей стороны систематически проявлял доброжелательную инициативу. Были проведены благотворные переговоры для укрепления связей в области культуры, искусства, литературы и туризма и.т.д.

Это имело благотворное влияние на дружеские связи между соседними странами и на восстановление культурных памятников. Восстановление известного Худаферинского моста могло бы стать первым шагом в этом направлении. Выражаясь образно, Худаферинский мост мог бы стать символом культурных связей между нашими народами и заложить основу дальнейших связей.

На второй международный фестиваль кукольных театров, проходивший в июле 1990 года в Тегеране, были приглашены актеры Азербайджанского Государственного Кукольного Театра имени Абдуллы Шаига. Наряду с актерами Индии, Бразилии, Новой Зеландии, Польши, Италии и Германии, приглашение на этот международный форум актеров кукольного театра Азербайджана служит наилучшим примером дружеских связей между соседними странами. Азербайджанскому Кукольному Театру на фестивале принесли огромный успех спектакли Р.Ализаде «Путешествие Синдибада на остров Счастья» и Г.Андерсена «Соловей». На пресс-конференции были проведены дискуссии, в ходе которых коллеги обменивались опытом. Коллектив Азербайджанского Кукольного Театра был награжден «Почётным дипломом второго Международного Фестиваля Кукольных Театров». По просьбе организаторов фестиваля, спектакль «Соловей» был неоднократно сыгран заново с благотворительной целью в пользу жертв землетрясения.

Как отмечалось ранее, культурное сотрудничество и литературно-творческие связи с зарубежными странами не ограничиваются лишь гастролями профессиональных мастеров искусств и коллективов. На литературно-творческих мероприятиях принимали участие также известные, талантливые коллективы, музыканты и актеры-любители. Одновременно творческие коллективы зарубежных стран также участвовали на мероприятиях в Азербайджане. Успешно прошли гастроли ансамбля песни и пляски «Шенлик» (Веселье) Ленкоранского Дома Культуры в Польской Народной Республике, фольклорного танцевального ансамбля «Шерур» Дома Культуры Нахичеваньской Республики в Германии, национального ансамбля духовых инструментов «Джанги» Сальянского Дома Культуры в Федеративной Республике Югославии, народного танцевального коллектива «Кёнуль» Бакинского Дома Культуры имени Абилова в Болгарии, Финляндии, Исландии и Никарагуа, народного коллектива «Чинар» Азербайджанского Государственного Медицинского Университета во Франции, Иране, Пакистане, Индии, Австралии, Ираке, танцевального ансамбля «Севиндж» Азербайджанского Инженерно-Строительного Института в Африке. Фольклорная танцевальная группа «Азербайджан» выступила в Западном Берлине.

Ашуг Алескер в своем творчестве обращался ко всем формам ашугской поэзии. В Анкаре, Стамбуле, Измире, старом городе на турецком фольклорном конгрессе имя Ашуга Алескера упоминается вместе с именами таких прославленных поэтов саза, как Юнис Имра, Пирсултан Абдал, Арзурумлу Амрах, Говхари. Президент Академии Фольклорных Исследований Турции Ирфан Унвер высоко оценивает творчество ашуга Алескера. Фольклорист Низамеддин Онк посвятил свою деятельность изучению творчества Ашуга Алескера. Совместно с внуком ашуга Исламом Алескерзаде он издал монографию «Гейчинский Ашуг Алескер». Это связано как с неисчерпаемостью народного творчества, народных эпосов, являющихся опорой нашего народа, так и с плодотворными творческими поисками. Как в Баку, так и в Турции прошли состязания импровизаторов этого древнего искусства. В программу пятидневного мероприятия, организованного управлением культуры и туризма Коньи, входили концерты, состязания и многие другие интересные программы. Азербайджанский ашуг А.Чобаноглу одержал победу в состязаниях, за что был награжден золотыми медалями Кямала Ататюрка «За высокое мастерство исполнения» и «За заслуги в области развития интернациональных и дружеских связей». Это свидетельствует об успешной деятельности школы азербайджанского ашугского искусства.

Поэтическое наследие поэта, являющееся олицетворением нежности, лиричности, любви и доброты вдохновляет многих литературоведов и музыкантов не только Турции, но и многих других стран.

Все вышеуказанные факты могут подтвердить зрители, посетившие в Адане концертные программы деятелей азербайджанской культуры и искусства. Об этом пишет газета «Молодёжь Азербайджана»: «Более сорока деятелей искусств Азербайджана внесли свой вклад в праздник музыки и поэзии, посвященный памяти мастера фольклорного творчества «Гараджа оглана». Среди участников были артисты Государственного Ансамбля песни и пляски имени Фикрета Амирова».

За время проживания в Баку Томоко, студентка магистратуры факультета «Коврового Искусства Азербайджана» Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусств проявила интерес к исполнению на сазе. В сопровождении мелодии «Паша кёчду» она прочла стихотворение Самеда Вургуна «Азербайджан». Вслед за этим последовали «Баш

дюбейти», «Азафлы дюбейти» и «Дильгам». Любители саза получили огромное удовольствие, услышав в ее исполнении «Анама демишем мене саз алсын».

По инициативе Латвийско-Азербайджанского культурного общества «Азери» в столице Латвии были проведены дни культуры Баку. Рижане были изумлены выставкой азербайджанских художников и мастерством участников гала концерта.

Фестиваль азербайджанского искусства «Дни Баку в Риге» при участии 170-ти артистов, художников и журналистов надолго останется в памяти латышей, русских и азербайджанцев. Мы еще долго будем помнить великолепное исполнение Х.Касимовой и ханенде М.Рустамова, хоровую капеллу под руководством Ф.Бадалбейли и Э.Керимовой и многие другие выступления.

Дни Азербайджана в Москве тоже прошли успешно. В Казахстане прошел большой фестиваль джаза и музыки под названием «Голос Азии». После фестиваля Х.Касимова, С.Исмаилова, Ф.Бадалбейли, камерный оркестр под руководством Р.Меликасланова и танцевальный ансамбль А.Меликовой получили приглашение из разных стран.

Литература

1. «Вместе со всеми навстречу новому тысячилетию». Книга, составленная на основе метиралов Азер-Таджа. Баку, 1988

2. Эфендиев Т. Культура и искусство Азербайджана. Баку, Элм, 2005

3. Манафова М. История и теория культуры. Баку, Табиб, 2006

4. Агаев Р. Азербайджано-Турецкие культурные связи. Баку, Марс-Принт, 2001

5. «Дружеские связи Азербайджана с Китаем переходят границы». Книга, составленная по материалам Азер-Таджа.Баку, 2000

6. «Азербайджан в семье ООН». Книга, составленная на основе метериалов Азер-Таджа,

2001

7. Первый съезд азербайджанцев всего мира. Газета «Азербайджан», 2001, 11 ноября.

8. Манафова М., Эфендиева Н. Международные Культурные связи. Учебник. Баку, Сабах, 2008, 652 с.

9. Манафова М., Эфендиева Н., Шахгусейнова С. История и теория культуры. Учебник. Баку, Сабах, 2010, 876 с.

10. Шахгусейнова С. Этика. Учебник. Баку, Сабах, 2009, 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.