Научная статья на тему 'Музыкальный фестиваль в культурной политике современного Азербайджана'

Музыкальный фестиваль в культурной политике современного Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / ДЖАЗ-МУГАМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА / MUSIC FESTIVAL / CULTURAL POLICY / MODERN AZERBAIJAN / JAZZ-MUGHAM / CULTURAL HERITAGE / MUSICAL HERITAGE OF AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусыгина Марина Владимировна

За последнее столетие в культуре Азербайджана накоплено большое количество высокохудожественных произведений в различных жанрах классической, народной и джазовой музыки. Новый исторический период, начавшийся после распада СССР, поставил перед правительством Азербайджанской Республики задачу восстановить, сохранить и развить национальное культурное наследие. Это привело к главной тенденции современной культурной политики страны экспорту достижений отечественной художественной культуры на международную арену. В данной статье на примере фестивального движения рассматривается динамика проводимой культурной политики в области музыкального искусства. Из общей музыкальной картины выделены наиболее значимые события в музыкальной жизни страны, самое талантливое и яркое, что формирует музыкальную культуру современного Азербайджана. Фестивальная линия рассматривается с проведения самого первого международного фестиваля и охватывает такие жанры музыкального искусства, как классика, джаз и традиционное (народное) искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Over the last century, in Azerbaijanis culture, a large number of highly artistic works have been accumulated in various genres of classical, folk and jazz music. The new historical period that began after the collapse of the USSR set the task for the Government of the Republic of Azerbaijan to restore, preserve and develop the national cultural heritage. This led to the main trend of the country’s contemporary cultural policy the export of the achievements of the national artistic culture to the international arena. In this article, the dynamics of the ongoing cultural policy in the field of musical art is investigated though the musical festival movement. The article examines the most significant events in the musical life of the country, the most talented and bright figures that form the musical culture of modern Azerbaijan. The festival line is studied from the very first international festival and covers such genres of musical art as classics, jazz and traditional (folk) art.

Текст научной работы на тему «Музыкальный фестиваль в культурной политике современного Азербайджана»

УДК 78.079(479.24)

М. В. Бусыгина

Музыкальный фестиваль в культурной политике современного Азербайджана

За последнее столетие в культуре Азербайджана накоплено большое количество высокохудожественных произведений в различных жанрах классической, народной и джазовой музыки. Новый исторический период, начавшийся после распада СССР, поставил перед правительством Азербайджанской Республики задачу восстановить, сохранить и развить национальное культурное наследие. Это привело к главной тенденции современной культурной политики страны - экспорту достижений отечественной художественной культуры на международную арену. В данной статье на примере фестивального движения рассматривается динамика проводимой культурной политики в области музыкального искусства. Из общей музыкальной картины выделены наиболее значимые события в музыкальной жизни страны, самое талантливое и яркое, что формирует музыкальную культуру современного Азербайджана. Фестивальная линия рассматривается с проведения самого первого международного фестиваля и охватывает такие жанры музыкального искусства, как классика, джаз и традиционное (народное) искусство.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, культурная политика, современный Азербайджан, джаз-мугам, культурное наследие, музыкальное наследие Азербайджана

Marina V. Busygina Music festival in modern Azerbaijan cultural policy

Over the last century, in Azerbaijanis culture, a large number of highly artistic works have been accumulated in various genres of classical, folk and jazz music. The new historical period that began after the collapse of the USSR set the task for the Government of the Republic of Azerbaijan to restore, preserve and develop the national cultural heritage. This led to the main trend of the country's contemporary cultural policy - the export of the achievements of the national artistic culture to the international arena. In this article, the dynamics of the ongoing cultural policy in the field of musical art is investigated though the musical festival movement. The article examines the most significant events in the musical life of the country, the most talented and bright figures that form the musical culture of modern Azerbaijan. The festival line is studied from the very first international festival and covers such genres of musical art as classics, jazz and traditional (folk) art.

Keywords: music festival, cultural policy, modern Azerbaijan, jazz-mugham, cultural heritage, musical heritage of Azerbaijan

DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-21-25

В 1991 г. в результате распада Советского Союза Азербайджанская Республика встала на путь самостоятельного развития в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Новый исторический период для Азербайджана оказался крайне сложным. Он был связан с территориальным конфликтом, который подверг сомнению принадлежность Азербайджану значительных территорий. Перед правительством страны стала задача первостепенной важности - восстановить, утвердить, сохранить культурное историческое наследие азербайджанской нации, что потребовало от правительства разработки множества законов и указов и пересмотра предыдущих документов. С 2006 по 2008 г. вышло более ста регулирующих документов в области культуры [1]. В последующее десятилетие государственная поддержка культуры еще больше увеличилась, были раз-

работаны и внедрены основополагающие документы и международные проекты, такие как «Закон о культуре» 2012 г., «Концепция культуры Азербайджана» 2014 г., совместный проект с ЮНЕСКО «Культурное наследие Азербайджана» 2016 г. и др. Сохранение национального духовного наследия, представление миру яркой самобытности азербайджанского народа, превращение Азербайджана в центр межкультурного взаимодействия стали главным содержанием всех вышеперечисленных указов, постановлений и проектов. Контроль, координацию и регулирование в сфере культуры проводят два крупных центра - Министерство культуры Азербайджана и Фонд Гейдара Алиева.

Среди огромного разнообразия форм культурного взаимодействия (выставки, симпозиумы, конференции, мастер-классы, творческий обмен, гастроли, дни культуры) универсальной

формой, по нашему мнению, являются музыкальные фестивали. Это форма проявления доброй воли без конкуренции, где происходит обмен достижениями, идеями и творческим самовыражением этноса каждой страны, что предоставляет возможность для познания иной культуры. Если в 1990-е гг. участие в фестивалях проходило в подавляющем числе за рубежом, то начиная с 2000-х гг. крупные международные музыкальные фестивали и форумы уже проводятся в своей стране.

Первым международным музыкальным фестивалем стал Бакинский джазовый фестиваль 2005 г. Это событие стало новой страницей в истории национальной джазовой школы. Джазовая культура с центром в Баку имеет давние традиции, берущие начало уже с конца 1930-х гг. В 60-70-х гг. XX в. эстрадно-джазовая музыка достигла огромной популярности благодаря творчеству таких композиторов, как Тофик Кулиев, Кара Караев, Ниязи, Рауф Гаджиев, вокальному квартету «Гая», инструментальному квартету Рафика Бабаева. Эта волна нового музыкального направления выявила и сформировала личность Вагифа Мустафа-заде - основоположника джаз-мугама, прославившего азербайджанский джаз в СССР и за рубежом. Национальный джаз-мугам продолжил развиваться на протяжении последующих десятилетий до сегодняшнего дня, сформировав плеяду азербайджанских джазовых музыкантов, следовавших за своим кумиром В. Мустафа-заде. В 2005 г., по инициативе Раина Султанова - известного джазового музыканта, саксофониста, заслуженного артиста Азербайджана, состоялся Первый Бакинский джазовый фестиваль. Уже в первый год в нем приняли участие музыканты из 12 стран мира, такие как Джо Завинул, Бобо Стенсон, Мария Жоао, российский квартет Якова Окуня, саксофониста Грега Озби и известные джазовые исполнители из Азербайджана. Бакинская публика получила возможность слышать таких легендарных европейских и американских джазовых музыкантов, как Four Play, Charles Lloyd, Даяна Кролл, Маркус Миллер, Херби Хенкок, Эл Джероу и др., принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах молодых исполнителей, днях детского джаза, джаз кино, арт- и фотовыставках и, конечно, джем сейшнах. В 2016 г. фестиваль вошел в Европейскую Ассоциацию Джаза (European Jazz Network). Это является показателем высокого уровня азербайджанских джазовых музыкантов, свидетельствует о наличии национальной самобытной джазовой школы, уже признанной в музыкальном мире.

Проведение первого международного фестиваля в области классической музыки в пост-

советском Азербайджане связано с Мстиславом Ростроповичем - «величайшим виолончелистом всех времен» [2]. На протяжении всей жизни он никогда не забывал свой родной город, одаривал музыкальную общественность столицы своим вниманием и любовью. В 2006 г. по его инициативе был проведен Международный музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения его великого учителя - Дмитрия Шостаковича. Это событие, поддержанное правительством Азербайджанской Республики и Международным фондом Гейдара Алиева, заложило основу будущего Международного фестиваля им. М. Ростроповича.

С 2007 г. Фестиваль набирает силу и популярность - в страну прибывает все большее количество знаменитостей международного уровня, которые демонстрируют богатое разнообразие мира классической музыки. Среди них выдающиеся современные музыканты - виолончелист Энрико Диндо, скрипач Сергей Крылов, тенора Франческо Демуро, Пьеро Джулиаччи, солист Большого театра Бадри Маисурадзе и многие другие. В фестивальной программе принимают участие лучшие отечественные и зарубежные коллективы: Государственный симфонический оркестр им У. Гаджибейли, Азербайджанской государственной хоровой капеллы, Азербайджанский государственный молодежный симфонический оркестр, оркестр Дрезденской государственной капеллы, камерный оркестр «Вена-Берлин», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича и др. Через призму личности М. Л. Ростроповича, фестиваль приобщает каждого слушателя к классическому мировому и азербайджанскому музыкальному наследию. Имя М. Ростроповича, эталона высокой человеческой культуры, Человека Мира, олицетворяет известную особенность Баку, которая заключается в гармоничном сосуществовании многих национальностей и конфессий. Таким образом, одно из ключевых музыкальных событий современной Республики проводится как дань глубокого искреннего уважения личности, гениальности, творчеству М. Ростроповича.

2009 год стал знаменателен тем, что был дан старт сразу двум международным фестивалям: Международному музыкальному фестивалю им. Узеира Гаджибекова и «Мир мугама». С 18 сентября 1995 г. проводится День национальной музыки. Этот день органично сливается с днем рождения Узеира Гаджибекова (1885-1948) -основоположника современного профессионального азербайджанского музыкального искусства. Своими художественными открытиями композитор предопределил путь развития

22 Вестник СПбГИК № 1 (3S) март • 2019

азербайджанской национальной музыки, которая во времени раскрыла свой творческий потенциал. Первооткрыватель нового исторического направления в азербайджанской музыке, Узеир Гаджибейли, содействовал сближению музыкальных культур Востока и Запада. Он заложил фундамент азербайджанской композиторской школы и тем самым музыкального театра на всем Ближнем Востоке [3].

Фестиваль им. У. Гаджибейли отражает достижения почти 100-летнего развития азербайджанской музыкальной культуры. Благодаря творческому обмену многие произведения становятся достоянием мировой культуры, расширяются границы представления мира об Азербайджане. Миссия этого фестиваля - не только привлечь мировую общественность к межкультурному сотрудничеству, но и способствовать развитию классической национальной музыкальной школы как в столице, так и в регионах. Десятидневная программа Фестиваля состоит из более 30 мероприятий, среди которых - концерты Азербайджанского государственного академического хора капеллы, выступления балетной труппы Театра оперы и балета и Азербайджанского государственного ансамбля песни и пляски им Ф. Амирова, постановки Азербайджанского государственного музыкального театра, различные мастер-классы, концерты солистов и музыкальных коллективов из Турции, России, Италии, Канады, Латвии, Эстонии и других стран.

Азербайджанская традиционная музыка представляет собой столь же обширную область современной азербайджанской музыкальной культуры, что и музыка европейской традиции. Мугам - устное наследие профессиональной музыкальной культуры - занимает центральное место в национальной культуре, являясь музыкальным воплощением азербайджанского национального духа, его «национальным музыкальным языком» [4, с. 26]. Это та почва, на которой выросло несколько поколений азербайджанских композиторов XX в. В 2008 г. эта древняя музыкальная традиция вошла в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (созданный ЮНЕСКО), что придало еще больший импульс для создания различных общественных и научных проектов, программ, интерактивных вечеров, тренингов и конференций в столице и городах Республики ради сохранения и развития древнего искусства. В марте 2009 г. по инициативе Фонда Гейдара Алиева состоялся Первый Международный фестиваль «Мир мугама». Фестиваль, состоящий из конкурса исполнителей, научного симпозиума, постановок мугамных опер, концертов симфонических и классических мугамов, проводит-

ся раз в два года. Среди участников - мастера из Турции, Ирана, Кувейта, Ирака, Иордании, Китая, США и других стран. Древнее искусство мугамата за последние годы перестало быть достоянием только азербайджанцев, оно ныне воспринимается как часть мировой культуры. Миссия фестиваля - сохранение бесценного опыта и развитие новых прочтений. Таким образом, Азербайджан находится в авангарде музыкального традиционного наследия, стал пионером в проведении международного мугамного фестиваля, и этим крупномасштабным событием он задает тон восточным народам и утверждает Баку как центр мугамного искусства.

В 2010 г. фестивальная линия, связанная с разнообразными формами национальной музыкальной культуры, была продолжена. Местом проведения мероприятий стала не только столица, но и различные районы Республики, каждый из которых издревле является центром того или иного вида народного творчества. Были инициированы такие фестивали, как Международный музыкальный фестиваль «Шелковый путь», Международный фестиваль ашугов и Габалинский музыкальный фестиваль. Богатство национальной самобытности азербайджанского народа демонстрируется в древних азербайджанских исторических центрах, тем самым поддерживая и подчеркивая локальные традиции народных искусств и промыслов.

Шеки - город мастеров, ремесленников, поваров, столица тонкой ручной работы, секреты которой уходят в глубину веков. Он известен шелковыми платками (кялагаи), народными инструментами, резьбой по дереву, вышивкой текелдуз, узорчатыми витражами - изделиями в технике шебеке. В 2010 г. в рамках Программы Министерства культуры и туризма «Столицы народного творчества на 2010-2014 гг.» древний город ремесленников был объявлен «Столицей азербайджанского творчества» [5]. В том же году, по инициативе председателя Союза композиторов Азербайджана Франгиз Ализаде, был проведен Первый международный музыкальный фестиваль «Шелковый путь», цель которого - привлечь внимание к музыкальным традициям народов, живущих вдоль исторического торгового маршрута. Отличительной особенностью данной музыкально-образовательной инициативы является его открытость различным жанрам музыкального искусства и акцент на национальный колорит. Так, в фестивале принимают участие национальные исполнительские и танцевальные коллективы из Японии, Венгрии, Польши, Грузии, Турции, Ирана, Казахстана, США и др. Окружающие древние архитектурные памятники - Дворец шекинских ханов (XVIII в.)

и албанская церковь в селе Киш (I в.) являются уникальными «декорациями» фестиваля.

Из года в год масштаб Фестиваля увеличивается. Кроме уже ставших традиционными выступлений Азербайджанского государственного оркестра народных инструментов, Государственного ансамбля песни и танца им. Фикрета Амирова, хора Музыкального колледжа Шеки и других крупных коллективов Республики, в 2018 г. был проведен Международный научный симпозиум ЮНЕСКО - X заседание группы MAQAM по линии ISTM (International Council of Traditional Music). Таким образом, предоставляя свои лучшие образцы фольклора, кулинарии, танцевального искусства, музыкального классического наследия, Фестиваль притягивает к себе новое поколение ценителей искусства и содействует укреплению музыкальных связей Востока и Запада.

Еще одно ядро азербайджанской традиционной музыки составляет ашугское искусство, которое, наряду с мугамом, считается символом национальной идентичности. Данная традиция представляет собой синтез вокально-инструментальной музыки и народного стихосложения. В этих повествованиях -отражение жизни народа, его история, верования и моральный кодекс.

В октябре 2010 г. в Баку при поддержке Фонда Гейдара Алиева был проведен первый Международный фестиваль ашугов, организованный Министерством культуры и туризма и Союзом ашугов Азербайджана. Фестивальное движение охватывает многие регионы Азербайджана - Евлах, Гедабек, Шамкир, Газах, Товуз, Уджар и др., каждый из которых имеет свои художественные традиции и выдающихся мастеров. Эти центры творчества составляют «шестнадцать крупных региональных ашугских сред, каждая из которых складывалась из многочисленных локальных школ» [6, с. 47]. Целью Фестиваля является сохранение и продвижение древнего национального искусства как внутри страны, так и за рубежом, объединение носителей древней музыкальной культуры различных стран, среди которых Турция, Россия, Грузия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и др.

Также фестивалем-премьерой 2010 г. является Габалинский международный музыкальный фестиваль - самый широкомасштабный музыкальный фестиваль по жанровому разнообразию и количеству участников, проводимый в старейшем городе страны. Город, будучи «центром земледелия, садоводства, шелководства, и других ремесел» в XVIII-XIX вв. [7, с. 244], продолжает оставаться поликультурным и сегодня, в нем бок о бок проживают лезгины, азербайджанцы

и удины. Атмосфера фестиваля, на котором представлено разнообразие мирового музыкального наследия, удивительно перекликается с межкультурной атмосферой местности.

Габалинский фестиваль является ключевым событием в музыкальной жизни не только Республики, но и всего Южного Кавказа. Инициированный в 2009 г. ректором Бакинской музыкальной академии Фархадом Бадалбейли и известным дирижером Дмитрием Яблонским, Фестиваль в предгорьях Большого Кавказа ежегодно привлекает всемирно известных дирижеров, солистов, симфонические и филармонические оркестры из Австрии, Болгарии, России, Турции, Украины, США, Италии, Франции, Испании, Израиля, Литвы и Кубы. Его отличает масштаб, насыщенность программы, близость к природе и универсальность. В рамках Фестиваля исполняются классические симфонические произведения, камерная музыка, мугамы, джаз, проводится международный конкурс пианистов. Помимо именитых исполнителей, в Фестивале принимают участие и молодые талантливые музыканты, участники Республиканского проекта «Поддержка молодежи».

2011 год отличился запуском нового фестиваля - Международного фестиваля современной музыки им. Кара Караева (1918-1982) -выдающегося советского азербайджанского композитора, педагога и общественного деятеля. Как творческая личность У. Гаджибейли в первой половине столетия, такой же знаковой стала личность композитора К. Караева в советской музыке второй половины XX в. На художественные принципы выдающего композитора, на эту высокую «планку» ориентируются по сегодняшний день все азербайджанские композиторы, его ученики и последователи. В азербайджанской музыкальной культуре была открыта новая палитра всенациональных тем, художественных образов и средств, что стало показателем открытости азербайджанской художественной культуры в целом, ее вовлеченности в мировой культурный процесс.

История фестиваля берет свои начало еще в советский период, когда в 1986, 1988 и 1990 гг. по инициативе композиторов Фараджа Караева, Олега Фельзера и дирижера Рауфа Абдуллаева состоялись первые масштабные съезды. Программа этих форумов представила слушателю ретроспективу музыкальной классики XX в. и включала сочинения А. Шенберга, А. Вебер-на, А. Берга, И. Стравинского, П. Хиндемита, композиторов европейского и русского послевоенного авангарда 1950-1960-х гг. Традиция фестиваля была возрождена через 20 лет по инициативе профессора Московской консер-

24 Вестник СПбГИК № 1 (38) март • 2019

ватории Ф. Караева, ставшего его художественным руководителем. Проводимый с 2011 г. при поддержке Министерства культуры Азербайджана, фестиваль включает помимо концертов лекции и мастер-классы, посвященные различным теоретическим аспектам современной академической музыки. Данное событие вносит большой вклад в развитие и популяризацию творчества современных композиторов. Так, впервые на постсоветском пространстве были исполнены авангардные произведения - Симфонии Л. Берио для симфонического оркестра и восьми голосов. Исполнители: Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Уз. Гаджибекова и московский вокальный ансамбль Questa МиБка.

Таким образом, государственная политика Азербайджана в сфере культуры успешно применяет возможности фестивального движения, поддерживая идею экономического развития с опорой на культурные преобразования, так как именно в культуре и человеческом факторе находится источник творчества, таланта и идей, составляющий основу успешно развивающегося общества. Наряду с экономическими и политическими стратегиями, азербайджанская элита системно продвигает культуру страны и конкретных художников, исполнителей, творческих людей как носителей достижений национальной культуры. Это привело, помимо экспорта нефти, к главной тенденции современной культурной политики страны - экспорту достижений отечественной художественной культуры на международную арену.

Фестивали являются кульминационной точкой, самым ярким событием, в котором отображаются все области музыкальной культуры и все грани музыкального наследия. Развитие музыкальных фестивалей демонстрирует прогрессивную культурную политику, в которой одним из основных принципов является осуществление культурного обмена с высококультурными странами мира, что способствует прогрессивному культурогенезу национальной культуры. Это влияет как на внутреннее развитие и обогащение музыкальной культуры внутри страны, в том числе - сохранение культурного наследия, национальных ценностей, развитие музыкальной индустрии, так и во вне - «рекламируя» и продвигая свою культуру в мировом

культурном пространстве. Баку утверждает себя в современном мире как город фестивалей, собирая вместе сильнейших и лучших, постоянно увеличивает масштаб и престиж. Миру открывается азербайджанская композиторская школа, самобытность азербайджанского фольклора. Этот опыт оказывается удачным и интересным для изучения и применения в других странах.

Список литературы

1. Коротко о культурной политике Азербайджана // Культура и креативность. 2015-2018. URL: https: // cul-turepartnership. eu (дата обращения: 28.02.2019).

2. The greatest cellist of all time // The Telegraph. 2007. Apr. 27. URL: https: // telegraph. co. uk (дата обращения: 28.02.2019).

3. Узеир Гаджибеков: персонал. электрон. б-ка. URL: http: // uzeyirbook. musigi-dunya. az (дата обращения: 28.02.2019).

4. Анар: литература, искусство, культура Азербайджана. Баку: Letterpress, 2010. Т. 2. 874 с.

5. Столицы народного творчества на 2010-2014 гг. / М-во культуры и туризма Азербайджана // Каспий. 2010. 25 марта. С. 11. URL: http: // anl. az (дата обращения: 28.02.2019).

6. Багирова С. Азербайджанская музыка и музыканты: ст., рец., эссе. Баку: Тэк Нур, 2011. 230 c.

7. Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Баку: Азернешр, 2005. 798 c.

References

1. Briefly about cultural policy of Azerbaijan. Culture and creativity. 2015-2018. URL: https: // culturepartnership. eu (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

2. The greatest cellist of all time. The Telegraph. 2007. Apr. 27. URL: https: // telegraph. co. uk (accessed: Febr. 28. 2019).

3. Uzeir Gadzhibekov: personal electronic libr. URL: http: // uzeyirbook. musigi-dunya. az (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

4. Anar: literature, art, culture of Azerbaijan. Baku: Letterpress, 2010. 2. 874 (in Russ.).

5. Capitals of folk art for 2010-2014 / Min. of Culture and Tourism of Azerbaijan. Caspian sea. 2010. March 25. 11. URL: http: // anl. az (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

6. Bagirova S. Azerbaijani music and musicians: art., rev., essays. Baku: Tek Nur, 2011. 230 (in Russ.).

7. Mamedova F. Caucasian Albania and Albanians. Baku: Azerneshr, 2005. 798 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.