Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУР НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ГУСЕЙНГУЛУ АЛИЕВА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУР НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ГУСЕЙНГУЛУ АЛИЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Гусейнгулу Алиев / графика / карикатура / стиль / художественное выражение / композиция / изображение. / Huseyngulu Aliyev / graphics / caricature / style / artistic expression / composition / image.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Ф.

Статья посвящена исследованию творчества народного художника Азербайджана Гусейнгулу Али-ева. Объектом исследования были избраны карикатуры художника. Автор считает, что в целом композиции карикатур Гусейнгулу Алиева, основаны на симметрии или балансе объектов описания, их взаимодействии друг с другом и динамике их контуров. В статье анализируются художественные осо-бенности таких работ, как «Раб дьявола», «Без слов», «Выбор», «За работой», «1001 игра» и др. В динамичных композициях своих карикатур, художник продолжает вызывать интерес публики своим индивидуальным стилем и художественными выражениями человека и его характера, жизненных реалий и человеческих переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES OF THE CARICATURES OF THE PEOPLE’S ARTIST OF AZERBAIJAN HUSEYNGULU ALIYEV

The article is devoted to the study of the activity of the People’s Artist of Azerbaijan Huseyngulu Aliyev. The caricatures of the artist were chosen as the object of the study. The author considers that, in general, the compositions of the caricatures by Huseyngulu Aliyev are based on the symmetry or balance of the objects of description, their interaction with each other and the dynamics of their contours. In the article the artistic fea-tures of works such as “Slave of the Devil”, “Without words”, “Choice”, “At work”, “1001 games”, etc. are analyzed. In the dynamic compositions of his caricatures the artist continues to arouse the interest of the pub-lic with his individual style and artistic expressions of a person and his character, life realities and human experiences.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУР НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ГУСЕЙНГУЛУ АЛИЕВА»

8_а

другой стороны, заметна философская рассеянность, проявляющаяся в её произведениях в силу проблем со здоровьем, болезнью. Выражая иными словами, в её характерных для последнего периода работах место свойственного прежнему юношескому периоду восхищения чарующей красотой природы занимают определенные явления, раздумья и чувства, переживаемые художником. Эти упомянутые особенности можно наблюдать в работах «В дачном домике» (1962), «Герань» (1962), «Село Тогана» (1963), «Деревья» (1963), «В саду» (1964). В этих работах способ изображения более экспрессивен, натура весьма обобщена, а форма строится за счет искусной игры света и тени. Отметим и то, что хотя работы, созданные Ваджихой Са-медовой в конце ее жизни, производят впечатление этюда или эскиза, по своему смыслу и содержанию они завершены.

Заключение. Таким образом, в заключении следует отметить, что хотя творчество Ваджихи Са-мадовой отличается разнообразием жанров, невооруженным глазом видно преобладание в этом богатстве пейзажей. Художник создал эти работы, чтобы раскрыть свойственные природе края красоты и превратить её в предмет гордости. В этих пейзажах, большинство из которых носит характер этюда, однозначно заметно обладание Ваджихой Самедовой прекрасной наблюдательностью. В то же время, в творчестве художника, проведшего часть своей жизни на лоне природы - в деревнях, районах, горных местностях, наверное, можно считать естественным художественное преподнесение

УДК745/749

ART / «шшэздим-шигмак» #3(126), 2022 мест, которые она посещала и восхищенно лицезрела. Цель пейзажных работ различной формы, яв-[ ляющиеся выражением изумления Ваджихи Саме-i довой красотой осени, густых лесов родного края, извилистой дорогой в деревню, рекой, что делит ее [ пополам, моря с горными и лесными побережьями, составляет желание сообщить людям, какая красота [ окружает их.

Литература

1. Habibov, N. Azarbaycan sovet rassamligi. -• Baki, - 1966. - 188 s. // Габибов Н. Советская ; живопись Азербайджана. - Баку, -1966. -188 с. i 2. Habibov N. Rassamliqdan sohbat. Baki:

U§aqgancna§r, - 1961. - 112 s. // Хабибов Н. Разговоры о живописи. - Баку:Детиздат, - 1961. - 112 с. : 3. Nacafov M. Vaciha Samadova. - Baki:

I Azarbaycan Dovlat Na§riyyati, - 1966. - 46 s. // Наджафов М. Ваджиха Самедова. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, -1966. - 46 с.

4. Vaciha Samadova. Rangkarliq va qrafika. Matnin muallifi §.Malikova. Xalq Bankin "Xalq amanati" layihasi - Baki: §arq-Qarb, - 2015. - 248 s. // Ваджиха Самедова. Живопись и графика. Автор : текста Ш. Маликова. Проект Xalq Bank «Народнон | наследие» - Баку: Восток-Запад, - 2015. -248 с. [ 5. Vaciha Samadova. Rangkarliq va qrafika.

i Matnin muallifi T.Ofandiyev. "SORVOT" toplusu. -i Baki: §arq-Qarb, - 2013. - 104 s. // Ваджиха Самедова. Живопись и графика. Автор текста Т. Эфендиев. Сборник «Достояние». - Баку: Восток: Запад, - 2013. - 104 с.

Мамедова Ф.

младший научный сотрудник Нахчыванского филиала

Национальной Академии Наук Азербайджана, DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-8-11

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУР НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ГУСЕЙНГУЛУ АЛИЕВА

Mammadova F.

Junior researcher of the Nakhchivan branch of the National Academy of Sciences of Azerbaijan

ARTISTIC FEATURES OF THE CARICATURES OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN

HUSEYNGULU ALIYEV

Аннотация

Статья посвящена исследованию творчества народного художника Азербайджана Гусейнгулу Алиева. Объектом исследования были избраны карикатуры художника. Автор считает, что в целом композиции карикатур Гусейнгулу Алиева, основаны на симметрии или балансе объектов описания, их взаимодействии друг с другом и динамике их контуров. В статье анализируются художественные особенности таких работ, как «Раб дьявола», «Без слов», «Выбор», «За работой», «1001 игра» и др. В динамичных композициях своих карикатур, художник продолжает вызывать интерес публики своим индивидуальным стилем и художественными выражениями человека и его характера, жизненных реалий и человеческих переживаний.

Abstract.

The article is devoted to the study of the activity of the People's Artist of Azerbaijan Huseyngulu Aliyev. The caricatures of the artist were chosen as the object of the study. The author considers that, in general, the compositions of the caricatures by Huseyngulu Aliyev are based on the symmetry or balance of the objects of description, their interaction with each other and the dynamics of their contours. In the article the artistic features of works such as "Slave of the Devil", "Without words", "Choice", "At work", "1001 games", etc. are analyzed. In the

«ШШЭШШМ-ШГМаи ЖШ / ART

9

dynamic compositions of his caricatures the artist continues to arouse the interest of the public with his individual style and artistic expressions of a person and his character, life realities and human experiences.

Ключевые слова: Гусейнгулу Алиев, графика, карикатура, стиль, художественное выражение, композиция, изображение.

Keywords: Huseyngulu Aliyev, graphics, caricature, style, artistic expression, composition, image.

Талантливый художник Азербайджана Гусейнгулу Алиев является автором различных работ в графическом жанре, в том числе иллюстраций для журналов, которые интересны и привлекают внимание насыщенной композиционной структурой, уникальными творческими находками и инновациями. Понятливый и четкий язык карикатур, созданных художником, заставляет задуматься из-за их динамизма. В этом аспекте обращает на себя внимание работа с интересной манерой выразительности, нарисованная тушью и пером в 1993 году. В этой карикатуре под названием «Безуспешный» изображен грабитель с черной маской на лице, который намерен разграбить страну, но в итоге его план заканчивается провалом. Так как страну разграбили задолго до него. Удивление грабителя, глядя на разбросанные по земле пустые корзины и стаканы, позволяет представить черты его лица, даже под маской.

Или простое, ясное, но в то же время очень интересное сценическое решение в композиционной структуре произведения «Выбор» привлекает внимание и создает тонкий юмор. В центре работы изображены невеста и состоятельный жених. На другой стороне картины привлекает внимание бедственное положение двух представителей интеллигенции, читающих газету. Этот «Выбор» позволяет определить не только отношение или же выбор одной женщины, но и общее положение в обществе, а также отношение общества к богатству и состоянию. Живая, выразительная композиция произведения также подтверждает, что оно реализовано в экспрессивном плане.

В другой работе под названием «Без слов» мы сталкиваемся с трагикомическим эффектом в сценическом выражении, созданном художником. Художник в этой картине находит решение путем заталкивания тяжесть и бедность жизни в бутылку вина. На картине изображен алкоголик, заснувший в плотно закрытой бутылке, не подозревая, что, там его ожидает удушье от отсутствия воздуха. Этим художник мастерски изобразил деградацию личности, порожденную беспомощностью, безответственностью и отсутствием силы воли. Тень от стекла, изумленный взгляд улитки, позволяет представить произведение в полном сценическом выражении.

Работа «Раб дьявола» (1998), хранящяся в Музее карикатур «Айдын Доган» в Стамбуле, своим глубоким смыслом заставляет задуматься зрителя. Тот факт, что маленький дьявол сидит на шее человека с большим телом и сильными мускулами и заставляет его действовать по его приказам, интригует и создает впечатление, что сила человека не в его сильном и мускулистом теле, а в мозгу и разуме.

В нескольких динамичных композициях, созданных в 1999 году, художник продолжает вызывать интерес публики своими своеобразными художественными выражениями человека и его характера, а также жизненных реалий и человеческих переживаний. Разработанные с тушью и пером эти образцы творчества были решены различными способами и это создало условия для того, чтобы с интересом наблюдать за каждой работой.

В работе «Ценность» на одной стороне старинных весов с двумя петушками друг напротив друга взвешиваются две буханки хлеба, на другой -книга. Этим художник хочет показать не реальную тяжесть этих взвешиваемых предметов, а образно представляет их истинную ценность.

В карикатуре «За работой» художник снова обращает внимание на безответственность человека в офисе, его убогую и никчемную жизнь преувеличенными сценическими манерами (1, 107). Нетрудно представить вред, который этот человек причиняет обществу и человечеству в целом, сидя под столом в офисе и завернувшись в большую бутылку в свой рост. Таким образом художник мастерски изобразил предопределенный результат, неспособность контролировать свои желания, потерянную душу, проданную сатане, характер, погрязший в пороке, противоположность чистоты и невинности.

Работа художника под названием «1001 игра», основана на популярной народной поговорке «Тысяча игр медведя лишь только для одной груши». В нем отражена жадность человека, который готов жертвовать большими ценностями ради малых своих амбиций. В основе работы - желание медведя изо всех сил прыгнуть к единственной груше на дереве, все ветви которой были отрезаны, и получить этот единственный оставшийся плод.

Среди графических образцов, созданных в указанный период, уникальное решение работы «Дороги» привлекает внимание зрителя интересной композицией, имеющей большое значение. Художник оживил долгий путь, движением многолюдной толпы в одном направлении. Марш людей, присоединившихся к движению на пустом фоне, выражает их общее мышление и волю. Здесь художник успешно реализовал массовое мышление, а не то, куда и зачем ведут дороги.

В композиции «Рай» художник реализовал неповторимое восприятие понятия рая у каждого отдельно взятого человека интересными выразительными средствами. На заднем плане представленного пространства находится магазин с вывеской «Вино». Рассеивание пустых бутылок по сторонам и изображения мужчины, лежащего на переднем плане под широким зонтом, выражающего удовлетворение жизнью, раскрывает смысл

10_а

работы (2, 12). Этот персонаж, который наслаждается жизнью, облокотившись на пустые бутылки, словно на мягкую подушку, юмористически изображен художником.

В работе «Без слов» художник представил место, где заканчивается слово, и умело донес до зрителей жизненные переживания людей, которые не смогли найти себе место под солнцем. Следы мародерского взгляда в глазах большой птицы, сидящей на чучеле, используемой для защиты сада, становятся более заметными на фоне страха чучело, пытавшегося защитить себя. В этой работе также привлекает внимание умение художника, использующего метафорический язык художественного выражения и изображения чувств, которых не описать словами.

То же самое можно сказать и о работе «Сладкий язык». Язык, выходящий из горла маленького персонажа, изображенного в работе, который сам от своих воплей впадает в ступор, нарисован подобно стреле. Художник, назвав картину «Сладким языком» высмеял тот факт, что «сладкие» слова, словно стрела и подобно орудию, ранят человека. Агрессивность работы выражена не только в стреловидном языке, но и во всех чертах лица, отраженных в профиле. Как будто персонаж резким движением откидывает свою голову назад, чтобы показать силу внезапного крика, и поэтому длина его языка становится более выраженной.

В работе «Удивление» изображен петух, с удивлением наблюдавший яйца и ожидающий вы-лупления птенцов. Цыплята, как только вылупляются, сразу начинают летать и улетают от петуха, и это указывает на то, что они несут чужеродный ген. И в этом скрывается большое предательство. Петух находится под влиянием предательства, с которым он столкнулся. Он все еще не может поверить в эту ситуацию, с которой он столкнулся, он хочет верить, что что-то пошло не так. Гусейнгулу Алиев сумел разрешить чувствительность этой сцены глубокими линиями.

В работе «Мечта о рае» художник ставит перед собой цель показать, что эта жизнь - испытание, у каждого человека есть своеобразное видение о путях в рай, но эта мечта - мечта попасть в рай для всех людей на этом свете является самой заветной. Эту цель художник представляет в уникальной композиционной структуре. Поток людей, тянувшихся к перспективе, выстроился в очередь, чтобы сдать тестовые экзамены. Идея о том, что эта жизнь - испытание, выражается в образе человека, который пересекает мост, тянувшийся к вратам рая, но не может пройти испытание и падает в адский огонь.

Среди работ художника, хранящихся в Международном Музее Карикатуры «Айдын Доган» в Стамбуле, особо следует отметить работу «Конец жадного». Используя тему известной сказки Мирзы Алекбара Сабира «Ворона и лисица», художник представил событие иначе. В работе лиса попадает в капкан. Делая выводы из уже произошедшего ранее, ворона не поддалась на уловки лисы, а наоборот лиса попала в капкан.

ART / «ШШЭЗДиМ-ШиГМак» #3(126), 2022

В работе под названием «Соперники» художник, также обратившийся к животному миру, изобразил кошку удобно разместившуюся на плечах у своего хозяина и с тоской смотревшую на эту кошку собаку. с ошейником на шее. Выпуклая форма тела женщины, более резкие штрихи линий : создают выразительность в работе и привлекают внимание.

[ Или же на карикатуре «Тебе нельзя» раскрыва-

ется содержание композиции - изображение алчности, жадности и жестокости, далекой от милосердия. Волнующие эмоции в работе реализованы через разрешение резкого контраста черного и | белого. На карикатуре изображена ожиревшая собака, стоящая над сложенными перед ней большими кусками мяса и костей, и сердитое выражение лица собаки, смотревшей на бедную голодную ' собаку, своим взглядом словно говорившая «тебе нельзя».

На карикатуре «Ты наша гордость» (2001) обращают на себя внимание характерные черты лести. Сцена, в которой лев с гордостью смотрит на льстивого кота, восхваляющего его, привлекает внимание огромным динамичным стилем выражения. Эта динамика - рвение льстивого кота и улыбка льва, который смотрит немного искоса, хвастаясь неуместной радостью и гордостью. Или ко-| гда мы обращаем внимание на карикатуру «Прогресс», мы видим, что большая часть, отстающая от динамики жизни, представлена в уникальной композиционной структуре. Ажиотаж образа, изображенного на черепахообразной автоматной тележке, [ которая пытается догнать ракету, движущуюся в космос и к звездам, вызывает чувство юмора и со: жаления у каждого из нас.

[ В работе художника «Разное отношение»,

также хранящейся в Международном Музее Карикатуры «Айдын Доган», были изображены обратные характеристики одного и того же события с выражением разных эмоций. Перед телевизором сидят мужчина и женщина, один задыхается от смеха, а другая плачет. Этим художник изображает резкий контраст характерных линий. Иная манера изображения этого же контраста представления в работе под названием «Разделение» - большая кость во рту огромной собаки и тоскливый взгляд истощенной i от голода другой собаки. Таким образом художник знакомит зрителя с несправедливостью этого мира. [ В карикатурах Гусейнгулу Алиева художе-

ственная гипербола, преувеличения, разные оценки событий или ориентации по содержанию работы представляют интерес как неординарные творче-[ ские открытия. Например, художник, превративший в содержание своей картины один лишь фрагмент «Мыслителя» всемирно известного скуль-> птора Огюста Родена, наблюдал, как две змеи сталкиваются, дерутся и пытаются отравить друг друга, глубоко задумываясь о мировых событиях : (3, 260). Здесь острота художественного обобщения в такой сложной сцене, как уничтожение друг друга одного пола, заставляет зрителя задуматься.

На карикатуре под названием «Точный зов», сцена, в которой петух взволнованно смотрит на

«шшэшшм-шгмаи #мш), wm / art

11

будильник в руке и пытается не упустить время первого кукареканья, когда он объявляет начало утра, привлекает внимание иной композиционной структурой. Эмоциональность петуха, который сидит на ветке и пытается как можно выше поднять голос, расправив два крыла, ярко выражает выразительный дух работы.

Или в другой карикатуре под названием «После охоты» сцена, в которой лев-охотник жарит на очаге свою добычу и с упоением наблюдает этот процесс, дает абстрактное представление о конкретных объектах в аллегорической форме.

В эти дни - когда мы с огромной гордостью стали свидетелями победы нашего народа, в этот исторический период, актуальность плаката «Победа с нами», созданного Гусейнгулу Алиевым в 2009 году, еще раз подтверждается.

Если рассмотреть творческую деятельность народного художника Гусейнгулу Алиева в целом, на основе этой деятельности, продолжавшейся с 1970-80-х годов по настоящее время, стоит глубокое уважение художника к национальным ценностям (4, 11). Наряду с традиционными принципами, новые творческие тенденции являются основными определяющими факторами его творчества.

Литература

1. УеуБэШ и. Huseynqulu Эliyevin yaradlclhgmda janr vэ uslub muxtэlifliyi. //Musiqi

dünyasi. 2011. №2/47. S.107-108. // Вейселли У. Многообразие жанров и стилей в творчестве Гусейнгулу Алиева. // Мир музыки. 2011. №2 / 47. С.107-108.

2. Sadixova S. Olvan ranglar dünyasi: Xalq rassami Hüseynqulu Oliyev tasviri samtin müxtalif sahalarinda özünü ustad sanatkar kimi tasdiqlayib // Madaniyyat. 2011. 25 may. S. 12.// Садыхова С. Мир красок: Народный художник Гусейнгулу Алиев проявил себя как мастер в различных областях изобразительного искусства // Культура. 2011. 25 мая. с. 12.

3. Ohmadova, Farida. Xalq rassami Hüseynqulu Oliyevin rangkarliq asarlarinda janr müxtalifliyi // AMEA-nin Naxgivan bölmasinin xabarlari: ictimai va humanitar elmlar seriyasi. 2019. №3. S. 259-264.// Ах-медова, Фарида. Жанровое разнообразие в картинах народного художника Гусейнгулу Алиева // Известия Нахчыванского отделения НАНА: серия Социально-гуманитарные науки. 2019. №3. С. 259264.

4. Habibbayli i. Professional rassam va mahir heykaltara§ //525-ci qazet. 2019. 9 fevral. S.10-11. Ха-биббейли И. Профессиональный художник и искусный скульптор // 525-я газета. 2019. 9 февраля. С.10-11.

Чжао Сяолинь

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-11-15 ДУХОВОЙ ОРКЕСТР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Zhao Xiaolin

Herzen State Pedagogical University of Russia BRASS BAND IN CHINESE SECONDARY EDUCATION

Аннотация

Цель исследования - определить особенности деятельности духовых оркестров средних школ Китая. В статье рассматривается история развития данных коллективов. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении проблем организации духовых оркестров средних школ Китая, а также таким аспектам обучения будущих музыкантов, как формирование профессиональных навыков, обучение аппликатуре, ударам языка, тренировке мышц губ, формированию музыкального мышления, открытому копированию партитуры, настройке музыкальных инструментов, извлечению звуков, смене ритма, а также общей координация коллектива. В результате доказано, что проблемы организации деятельности оркестра должны решаться постепенно и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Большое значение также имеет приглашение известных музыкантов и дирижеров для проведения мастер-классов. При этом концертная деятельность является демонстрацией репетиционной деятельности оркестра. Отмечена важность правильного педагогического состава для формирования профессиональных навыков участников духового оркестра.

Abstract

The purpose of the study is to determine the characteristics of the activity of brass bands in secondary schools in China. The article discusses the history of the development of these ensembles. The scientific novelty of the research lies in the complex consideration of the problems of organizing brass bands in secondary schools in China, as well as such aspects of teaching future musicians as the formation of professional skills, teaching fingering, tongue strikes, training of lip muscles, the formation of musical thinking, open copying of a score, tuning of musical instruments, extraction of sounds, change of rhythm, as well as general coordination of the team. As a result, it was proved that the problems of organizing the activity of the orchestra should be solved gradually and taking into account the individual characteristics of the students. It is also of great importance to invite famous musicians and conductors to conduct master classes. At the same time, concert activities are a demonstration of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.