ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ НАХЧЫВАН В ТВОРЧЕСТВЕ
ХУДОЖНИКОВ МИРА Аллахвердиева Х.Р.
Аллахвердиева Габиба Рашад кызы - доктор философии по искусствоведению, заслуженный художник, заведующая кафедрой, кафедра искусства, направление: искусствоведение, Нахчыванский институт учителей, г. Нахчыван, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье исследованы произведения некоторых художников мира об истории, природе, культуре Нахчыванской Автономной Республики, являющейся неотъемлемой частью Азербайджанской Республики. Такие работы охватывают период с XIX века до современности. Здесь анализируются произведения, отражающие Нахчыванские памятники, написанные французским натуралистом, путешественником, ученым Ф.Д. Монпере, древние уголки Нахчывана, городские картины, историко-архитектурные памятники, пейзажи природы, нарисованные русским художником И. Ф. Щеблыкином, фигурная композиция, созданная В. Ф. Головановым. В ней также рассматривается ряд произведений, созданных в результате дальнейшего расширения межгосударственных связей в наше время и посещения художниками из разных стран Нахчывана, формирования у них впечатлений об истории, культуре этого древнего края. В статье отмечается, что в картинах, созданных в современный период, Нахчыван воспроизведен как единство древности и современности.
Ключевые слова: художник, произведение искусства, художественный образ, живопись Нахчывана, колорит, цвет и композиция, памятник, графика.
Азербайджан, в том числе его неотъемлемая часть - Нахчыван, является одним из красивейших уголков мира, имеет древнюю и богатую историю и культуру. Исторические памятники, расположенные на территории этой древнейшей страны, - пещера Азых, считающаяся первым поселением человека, памятники Гямигая, Кюльтепе в Нахчыване, Баба-Дервиш в Газахе, наскальные рисунки Гобустана близ города Баку и др. свидетельствуют о том, что люди, еще в далеком прошлом поселившиеся на территории Азербайджана, прошли бурный жизненный и творческий процесс. История, природа и культура Азербайджана, в том числе Нахчывана, всегда привлекали внимание зарубежных путешественников, торговцев и ремесленников, ученых, что и приводило к его изучению. В то же время привлекающие внимание историко-архитектурные памятники Нахчывана, различные пейзажи, образцы культуры, этнография, художественное изображение их личностей также были представлены в работах художников мира. Практически большая часть таких произведений создана в реалистическом стиле изображения, в жанре живописи и графики.
Примеры таких описаний мы можем видеть в работах известного ученого, писателя, археолога, историка Фредерика Дюбуа де Монпере. Монпере побывал на Кавказе в 1833-1834 годах. В 1834 году швейцарский ученый, находившийся в Нахчыване, создал в своих работах точные изображения удивительной красоты и архитектурного великолепия древних памятников Нахчывана. Его произведения имеют большое художественное и историко-этнографическое значение. Зарисовки «Могила Ноя» и «Мавзолей Момуна хатун», созданные Монпере, представляют собой
реалистичное изображение памятников того периода с четкими штрихами. Работа примечательна также с точки зрения законченности таких средств выразительности, как перспективы и композиции. Позже, как результат путешествия ученого-натуралиста, был издан шеститомный труд-книга «Путешествие вокруг Кавказа», к чему был приложен специально составленный атлас. В число иллюстраций этого атласа вошли рисунки «Могила Ноя» и «Мавзолей Момуна хатун» натуралиста французского происхождения.
В произведении Монпере «Могила Ноя» (рис. 1) на заднем плане изображены горы Асхаби-кяф и Иландаг (букв. «Змеиная гора», ставшая символом Нахчывана), а на переднем - полумесяц гробницы Ноя. Человеческая фигура, изображенная рядом с гробницей, делает композицию интереснее.
Рис. 1. Фредерик Дюбуа де Монпере. «Могила Ноя»
В композиции «Мавзолей Момуна хатун», написанной в реалистическом стиле с очень четкими штрихами, на заднем крупном плане представлено небо, издалека вид на гору Агрыдаг и небольшие дома (рис. 2).
Рис. 2. Фредерик Дюбуа де Монпере. «Мавзолей Момуна хатун»
На переднем плане на фоне мавзолея Момуна хатун, портала с двумя минаретами изображен человек, что, наряду с приданием оживления произведению, отражает особенности, присущие культуре одежды Нахчывана того времени. Кроме того, привлекают внимание различия форм одежды каменщика, занятого своим делом, и людей, разговаривающих возле гробницы. Тем самым подчеркнуто их социальное
положение в обществе. В литографии «Вид Нахчывана» грузинского графика Дюстердикамы видим несколько иную версию этого произведения. Композиционная структура памятников одинакова, но на переднем плане работы проработанный вариант с несколькими человеческими фигурами [1].
Природа, история, памятники Нахчывана занимают особое место в творчестве русского художника, архитектора-реставратора первой половины XX века Ивана Павловича Щеблыкина (1884-1947). Приглашенный сюда в 1934-1935 годах для изучения местных памятников, он не только действовал как ученый, но и, обладая большим талантом художника, зарисовывал многие из них. И.П. Щеблыкин именно в этот период увековечил в своих произведениях нахчыванские страницы жизни.
Нарисованные им картины «Мавзолей в Карабагларе», «Мавзолей Ата-Баба в Нахчыване» (рис. 3), «Уголок древнего Нахчывана», «Нахчыванский пейзаж», «Уголок в Ордубаде», «Нахчыван», «Циклопический памятник. Нахчыван», «Пир Эйвази», «Старый Нахчыван» охватывают 1934-1941 годы.
Свою картину «Пир Эйвази» художник создал в 1934 году. Описанная в работе могила Эйваза является историко-архитектурным памятником, расположенным в Ордубадском районе. Кладбище Пир-Эйвази возникло благодаря похоронным процессиям в память об этой могиле. Относится к 16 веку. Разрушенный в 80-е годы ХХ столетия этот памятник изображен на картине возле кладбища, на фоне деревьев [2]. Работа привлекает правильной перспективой, светотенью, красивой композиционной структурой.
Рис. 3. Иван Павлович Щеблыкин. «Мавзолей Ата-Баба в Нахчыване»
Картины Ивана Павловича Щеблыкина «Мавзолей Ата-Баба в Нахчыване» и «Мавзолей в Карабагларе» выполнены акварелью (рис. 4). В картине «Мавзолей Ата-Баба», написанной художником в 1937 году, преобладают теплые тона. В произведении изображены старые заборные стены мавзолея Ибн-Кусейра и древнего квартала Шахаб. Произведение «Мавзолей в Карабагларе», в котором преобладает синий колорит, создал Иван Павлович Щеблыкин в 1935 году. В произведении верхняя часть мавзолея Карабаглар изображена в разрушенном виде.
Произведение «Мавзолей в Карабагларе», в котором преобладает синий колорит, было создано Иваном Павловичем Щеблыкиным в 1935 году.
Рис. 4. Иван Павлович Щеблыкин. «Мавзолей в Карабагларе»
В другом произведении художника мы видим величественное изображение гигантского куска скалы. Это «Циклопический памятник. Нахчыван». «Уникальной разновидностью археологических памятников Азербайджана являются так называемые циклопические сооружения. Это постройки из огромных каменных глыб без связующего раствора (цемента, извести и др.). Такие сооружения (главным образом оборонительного и культового характера) относятся к эпохе энеолита (III тыс. до н. э.), большая часть - к эпохам поздней бронзы и раннего железного века (конец II - начало I тыс. до н. э.). На рисунке «Циклопический памятник. Нахчыван», написанной И. Щеблыкиным тушью, (НМИА, ФИ №387, 32х42 см) изображено одно из таких сооружений, воздвигнутое на вершине горы» [3].
В творчестве И. Щеблыкина интересна с точки зрения цвета и композиции живописная гора Агрыдаг, имеющая прекрасный вид из Нахчывана. Цветовая и структурная перспектива горы, вершина которой всегда снежная, и склонов у ее подножия, бескрайних равнин разработана с точностью, соблюдены законы светотени. Фрагменты камней и скал на равнине, маленькие травы, видимые на переднем плане среди камней, внесли в произведение естественный, красочный колорит.
В произведении «Встреча поэта Низами Гянджеви и архитектора Аджеми» ВЛАДИМИРА ФЕДОРОВИЧА Голованова (1924-1990) на заднем плане изображены исторические памятники Нахчывана (рис. 5). Среди архитектурных жемчужин архитектора Аджеми Абубекр оглы представлены Джума-мечеть XII века, мавзолей Момуна хатун, мавзолей Ибн-Кусейр оглу и другие памятники. На переднем плане изображены великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви и автор этих памятников великий Аджеми во время задушевной беседы. Картину В.Ф. Голованов разработал в 1979 году масляной краской размером 149х119 см. В настоящее время она находится в Нахчыванской государственной картинной галерее. Произведение в той же композиции, но в другом стиле и колорите создал нахчыванский художник Рафаэль Гадимов.
Рис. 5. ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ Голованов. «Встреча поэта Низами Гянджеви и
архитектора Аджеми»
В современный период зарубежные художники воплощают в своих произведениях как древний, так и современный облик Нахчывана. Среди них особое место занимают «Цивилизация» Айфер Уз (1968), «Ритм» Нурбии Уз (1973), «Золотой баран» Гусейна Озгюра Сарпа (1969), «Хачадаг» Нилуфер Иналтонг (1957), «Крепость Алинджа», «Мавзолей Момина хатун», «Корабль человечества в Нахчыване» Невин Айтекин (1959), «Хачадаг», «Нахчывангала» Гюли Сезгин (1958),« Пробуждение» Мине Сармыш Чайлак (1970) из Турции, «Солнечный день» Ведута Муэдзинзаде (1960), «Прекрасный вид» Кюбры Радпор (1972), «Вид с юга», «Древность», «Гора Иландаг с юга» Сеида Эйями (1978), «Нахчывангала» Джалаладдина Пирани (1968), «Величественная гора» Ругайи Пехлеви (1972) из Исламской Республики Иран, «Горы Нахчывана» Гии Маркозашвили (1949), «Песня гор» Мамуки Цекладзе (1960), «Невеста в Нахчыване» Лии Швелидзе (1959) из Грузии, «Горы после дождя» Юли Сухавецкой (1953) «Память о Нахчыване», «Тафсир» Патимат Гусейновой (1972) из России, «Ценности Нахчывана» Эсенгали Садирбаева (1965), «Дивные горы Нахчывана» Руфины Шариповой (1987) из Казахстана. В этих произведениях Нахчыван изображен как единство древности и современности [4].
Художники, участвовавшие в международном фестивале живописи "Нахчыван -колыбель человечества", проводившемся в Нахчыване в разные годы, начиная с 2012 года, в своих работах воплотили в жизнь то, что они узнали и увидели о древней истории, культуре этого края.
Композиция "Цивилизация", созданная в 2012 году преподавателем турецкого университета Сакарья Айфер Уз, привлекает внимание с точки зрения идейно-смысловой нагрузки.
В композиции с преобладанием желтого и красного цветов представлены рисунки Гамигая, считающиеся одними из первых наскальных изображений, а в центре -Худафаринский мост. В этом произведении языком художественного выражения он передал древний путь, по которому начиналась цивилизация из Нахчывана. В творчестве турецкого художника Нилуфер Иналтонгмы часто встречаем изображения природы, памятников Нахчывана. Его произведения «Хачадаг», «Крепость Алинджа», «Мавзолей Момина хатун» и другие являются примерами этого. В произведениях художника, обладающего уникальной живописной техникой, чувством цвета, чувствуется любовь, привязанность к Нахчывану.
«Корабль человечества в Нахчыване» Невин Айтеки (1959) интересен с точки зрения техники и композиции. В центре этой работы, выполненной на декоративном стекле, находится изображение горы Иландаг. На картине изображены ковчег пророка Ноя и растение мака, символизирующие место иначало новойжизни, божьего творения. Эта композиция, нарисованная на произведении искусства эбру, ясна и плавна по идейному содержанию.
Нахчыванская тематика, которая занимает особое место в работах ряда художников мира, включает художественное отражение историко-архитектурных памятников, природы, древней истории, культуры и современного облика Нахчывана. В историческом срезе важное место занимают также легенда о Ное и нахчыванские памятники, которые отличаются друг от друга стилевыми особенностями и историчностью. Изображение Нахчывана в произведениях зарубежных художников имеет важное значение с точки зрения изучения и пропаганды этого древнего края.
Список литературы
1. Нагдалиев Ф. Ханы Нахичеванские в Российской Империи. М.: Новый Аргумент, 2006. 446 с.
2. Энциклопедия. Памятники Нахчывана. Стамбул: Баканлар Медия, 2008. 521 с.
3. Ахмедов С. Нахчыван в произведениях русского художника Щеблыкина // Наследие, 2014. № 2 (68). С. 6-11
4. I Международный фестиваль живописи. Нахчыван - колыбель человечества. Н.: Аджеми, 2012. 48 с.