Научная статья на тему 'Азербайджанские архитекторы эпохи Возрождения (IX-XII вв. )'

Азербайджанские архитекторы эпохи Возрождения (IX-XII вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЖЕМИ / AJAMI / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / МАВЗОЛЕЙ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / RENAISSANCE / НАХЧЫВАН / МОМИНЕ-ХАТУН / ГОШАМИНАРЕ / МЕЧЕТЬ ДЖУМА / YUSUF THE SON OF QUSEIR / NAKHICHEVAN / MOMINA KHATUM / GOCHAMI-NARE / JUMA MOSQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмайлова Л. Г.

В IX-XII вв. Возрождение наступает и в области архитектуры. Исламская религия создала новый стиль в азербайджанской архитектуре. Статья посвящена развитию архитектуры Азербайджана в эпоху Возрождения (IX-XII вв.), творчеству самого видного представителя азербайджанской архитектуры эпохи Возрождения Аджеми сына Абубекра Нахичевани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Azerbaijan architects of the Renaissance''s age (IX-XII Centuries)

In the article we find the revival of 9-12 centuries of architecture. The article focuses on the most prominent of representatives of Azerbaijani architecture of the Renaissance Ajami. Ajami ibn Yusuf created a mausoleum in Nakhchivan Quseir (1162) Momina Khatun (1186), Goshaminare (1187).

Текст научной работы на тему «Азербайджанские архитекторы эпохи Возрождения (IX-XII вв. )»

Л. Г. ИСМАЙЛОВА

Азербайджанские архитекторы эпохи Возрождения (1Х-Х11 вв.)

Политическое возрождение вследствие падения Халифата дало мощный импульс развитию науки в Азербайджане. Азербайджанские правители из династий Ширваншахов, Саджидов, Раввадидов с целью укрепления своих государств уделяли внимание развитию науки, просвещения, собирали в своих дворцах передовых людей того времени, соревновались в строительстве мечетей, мостов и дворцов.

В 1Х-Х11 вв. Возрождение наступает и в области архитектуры. Исламская религия создала новый стиль в азербайджанской архитектуре. В городах Нахчыван, Барда, Гянджа, Шемаха, Шеки, Шамкир, Дербент, Баку, Ардебиль, Тебриз, Марага, Урмийа, Джульфа строились помпезные дворцы, мечети, минареты, башни, крепости.

Самым видным представителем азербайджанской архитектуры эпохи Возрождения был Аджеми сын Абубе-кра Нахичевани. Именно он в 1162 году воздвигнул мавзолей Юсуфа сына Кусейира, а в 1186 - Момине-хатун, в 1187 - Гошаминаре, мечеть Джума, дворец Эльденизов Дарульмюльк и другие редкие памятники архитектуры. Для Аджеми характерны монументальность сооружений при изяществе их членений, применение рациональных для того времени конструкций; в декоре сложные геометрические орнаменты, надписи, умело использованный цвет. Выработанные Аджеми композиционные и декоративные приёмы оказали большое влияние на строительство мавзолеев как в Азербайджане, так и в сопредельных странах.

Зодчий жил в Нахчыване на протяжении между 1162 и 1196 годами. Первый год - время постройки мавзолея Юсуфа ибн Кусейра, второй - время постройки мавзолея Момине-хатун. Принимая этот факт за основу, можно сказать, что свой первый из известных нам мавзолеев зодчий мог построить после своего 25-летия. Потому датой его рождения принято считать 1136 год.

В ХИ веке Нахчыван, будучи столицей могучего государства Атабеков, являлся одним из политических, экономических и ремесленных центров Азербайджана. Архитектурное мастерство здесь достигло своего расцвета. Здесь было построено множество религиозно-архитектурных памятников и общественных зданий,

величественные мечети, гробницы, дворцы, башни, караван-сараи, мосты, религиозные школы для мусульман, жилые дома, общественные бани.

Большие заслуги в создании башенных гробниц, которые являются основным распространенным типом мемориальной архитектуры средневекового Азербайджана, принадлежат именно Аджеми. Как пишет географ XV века Абд ар-Рашид ал-Бакуви, «... Нахчыван - "прекрасный город в Азербайджане, имеет стены и кухандиз (цитадель). Он построен на возвышенности среди равнины, в том месте, откуда видна река Араз. Там есть знаменитые здания, медресе, ханегя. Жители искусны в художественной резьбе..."».

О высоком искусстве средневековой художественной резьбы в тот период свидетельствуют все строения, возведенные Аджеми, начиная с мавзолея, который в народе именуется «Гюмбез Атабаба». Надписи на нем сообщают: «Это - усыпальница ходжи, именитого раиса, благочестия веры, красоты ислама, главы шейхов, Юсуфа, ибн Касира (Кусейра). Во время шаввале 557 г. хиджры (в сентябре-октябре 1162 г.)».

Привлечение Аджеми к строительству мавзолея над могилой одного из наиболее авторитетных жителей На-хчывана говорит о том, что он уже к тому времени был достаточно именитым зодчим. Поэтому, скорее всего, более правы те исследователи, которые дату рождения Аджеми относят к 1120 году.

Сам мавзолей представляет собой сложенное из обожженного кирпича строение, восьмигранное в плане, перекрытое пирамидальным шатром общей высотой около 15 м. Как и положено, внутреннее пространство мавзолея расчленено на подземный склеп и просторную верхнюю камеру. Склеп перекрыт куполом сложных очертаний, а стены верхней камеры сопровождаются стрельчатыми арочками. Вход в верхнюю камеру мавзолея расположен в западной грани.

Вот как описывает внешний вид мавзолея Л.С. Бретаницкий: «Архитектура мавзолея создает впечатление иллюзорного каркаса. Сложенные из обычного квадратного кирпича угловые опорные устои, жестко соединенные такой же гладкой полосой кладки поверху, служат обрамлением для слегка заглубленных поверхностей, сплошь покрытых орнаментом. Одна из граней облицована блоками треугольной, другие - блоками прямоугольной, ромбовидной, шестиугольной и квадратной формы. Выше этих граней на высоте 7,20 м от цоколя по всей наружной поверхности проходит общий фриз с перечисленными выше надписями».

Одним из выдающихся архитектурных произведений Аджеми является мавзолей Момине-хатун - жены одного и матери двух атабеков. Отметим также то, что этот мавзолей превосходит мавзолей Юсуфа Кусейра по всем параметрам - и по высоте (до 25 м), и в обрамлении (количество граней достигает 10). Но, как отмечал Л.С. Бретаницкий, «дело не только в том, что, сооружая мавзолей жены атабека, архитектор располагал большими возможностями, нежели при строительстве мавзолея раиса. Разницу между ними определяют его возросшее профессиональное мастерство, творческая зрелость, расцвет недюжинного таланта».

К сожалению, третье известное нам произведение Аджеми, как уже отмечалось выше, не уцелело. Сохранились только его описание и рисунки, судя по которым это был торжественный портал, представлявший высокую и широкую арку, обрамленную двумя минаретами. Последние были облицованы глазурованными плитками, сверкавшими на солнце и создававшими, благодаря цилиндрической поверхности минаретов, богатую игру светотени и красок. Портал вел в обширный культовый ансамбль, посвященный Момине-хатун, главным сооружением которого служил мавзолей. Но в этот комплекс входила и огромная Джума мечеть, которая по своей высоте (35-36 м) превосходила даже мавзолей Момине-хатун. Существует также мнение, что между мавзолеем и порталом стояла еще одна мечеть, но несколько меньших размеров. Ей могли принадлежать минареты портала. Поэтому исследователи полагают, что эту мечеть наверняка воздвиг одновременно с порталом именно Аджеми. Вероятно, и большая мечеть - дело его рук. Но в надписях на них отсутствуют сведения о зодчем.

Ученые полагают, что Аджеми так или иначе участвовал в сооружении еще трех мавзолеев, сооруженных в Ма-раге, -«Круглая башня», Се-Гунбад и Гунбад-е-Кабуд. В них четко просматривается архитектура мавзолеев Юсуфа Ку-сейра и Момине-хатун. Первые два датируются раджабом 563 г.х. (апрель 1167 г.) и мухаррамом 580 г.х. (1184 г.). Они позволяют предположить, что в период возведения двух на-хчыванских мавзолеев Аджеми жил в Мараге и здесь продолжал совершенствовать свое мастерство. Правда, на мавзолее Се-Гунбад прочитывается надпись, следуя которой его воздвигли «трудами Абу Мансура сына Мусы». Тем не менее, надпись не сообщает, кем именно был упомянутый человек и в чем заключались его труды.

Наконец, третий мавзолей был построен в 1196-1197 гг., т.е. десятью годами позже мавзолея Момине-хатун, Ахмедом

Мухаммедом. Именно этот мавзолей и называют копией или двойником мавзолея Момине-хатун, так как между ними выявлено очень большое сходство. Последнее говорит о том, что в Мараге Аджеми оставил своего ученика, который продолжал строить мавзолеи, четко следуя его канонам. Эти каноны дали начало нахчыванской школе зодчества, которая господствовала здесь и в соседних областях на протяжении ХИ-ХУ вв. Аджеми оставил на мавзолее Момине-хатун надпись: «Мы преходящи, мир стоит вечно. Мы умрем. Это останется». И «это» - произведения его творчества -действительно остались, свидетельствуя о средневековых шедеврах азербайджанского зодчества

Творчество Аджеми характеризуют монументальность образа, пропорциональность композиций, нежная пластичность декора, использование рациональных для своего времени конструкций, богатство орнаментальных украшений. Его орнаментальные композиции основаны на органическом сочетании художественности и математического мышления. Композиции Аджеми, способы их декоративного украшения оказали большое влияние на возведение гробниц не только в Азербайджане, но и за ее пределами. Гробница «Голубой купол» в Мараге (1196 год, архитектор Ахмед Мухаммед-оглу) по своему способу возведения и украшению близка к творчеству Аджеми. Марагинские памятники занимают видное место в развитии архитектуры в Азербайджане. Наиболее древним из таких строений, дошедших до нашего времени, является мавзолей «Красный купол» (1185 г., архитектор Бекир Мухаммед). Построенная в этот период в Урмии гробница «Три купола» (1185 г., архитектор Абу Мансур Мус-са-оглу) по своему архитектурному устройству близка к Марагинским памятникам.

Сформировавшиеся в кирпичных строениях архитектурные методы Нахчыванской школы нашли отражения и в каменных строениях: гробнице «Гюлистан» (начало XIII века) вблизи селения Джуга в Нахчыване, гробнице Шейха Баби Ягуби (1273-1274, предполагаемый архитектор Али Меджид-ад-дин) и гробнице Мирали (XII1-Х1У столетия) в селении Ашагы Вейселли. Учитывая заметную внешнюю схожесть сохранившихся до наших дней гробницы в Барде (1322 г., архитектор Ахмед ибн-Эйюб ал-Хафиз Нахчывани) и гробницы с двумя минаретами (минареты относятся к концу XII - началу XIII столетий, а гробница - к началу

XIV века) в селении Гарабаглар в Нахчыванской АР и судя по времени их возведения - начало XIV столетия, можно предположить, что архитектором обоих этих творений был один и тот же человек.

Имена многих азербайджанских архитекторов, каменщиков, мастеров по орнаменту, живших в Х-Х11 веках, дошли до нас в летописях, надписях на каменных надгробиях, декоративных элементах украшений, других частях различных строений. Среди них Мухаммед ибн-Джафар (надгробная плита на кладбище «Пейгембер» («Пророк») в Бейлаганском районе, X столетие), Ибрагим ибн-Осман (Гянджинские ворота, 1063 г.), Мухаммед Абубекр-оглу (мечеть Сыныггала в Баку, 1078 г.), Мохсун (XI столетие, творения его неизвестны), его сын Бендан ибн-Мохсун (XII век, творения его неизвестны), внук его Бекир Мухаммед (гробница «Красный купол», 1148 г.), Ашур Ибрагим-оглу (каменный алтарь мечети Ибрагима в Ичери Шехер, 1171 год), Амираддин Масуд (XII век, творения неизвестны), Абу Мансур Мусса-оглу (гробница «Три купола», 1185 г., вблизи города Урмии), Ахмед Мухаммед-оглу (гробница «Голубой Купол» в Мараге, 1196 г.), Масуд Давуд-оглу (Девичья Башня в Баку, XII век), Джамаладдин (гробница в имении Алинджачай в селении Ханага в Нахчыване, конец XII -начало XIII столетий), Ахмед Абу Бекр-оглу (XIII век, Ме-ренд, творения неизвестны), Абдулмеджид Масуд-оглу (круглый замок в Мардакане, 1232 г.), Зейнаддин Абура-шид-оглу Ширвани (резиденция Ширваншахов «Баилов-ский замок» в Бакинской бухте, 1235 г.), Бадраддин Тебри-зи (гробница Джалаладдина Руми в турецком городе Коня, 1273 г.), Мухаммед ибн-Махмуд (минарет мечети Арран в Турецком городе Амасия, 1236-1246 гг.), Махмуд ибн-Магсуд (минарет в имении Пирсаатчай, 1256 г.), Махмуд ибн-Масуд (мечеть Сафиулла в Баку, XIV век), мастер по резьбе на камне Абдулмомин Шарафшах-оглу.

Творчество Аджеми является ярким воплощением расцвета культуры и общественной мысли Азербайджана в ХИ в., изящество, архитектурное строение, игра орнаментальных украшений является продуктом художественного создания, не вмещающегося в рамки средневекового.

В Ж^И вв. Возрождение наступает и в области архитектуры. Исламская религия создала новый стиль в азербайджанской архитектуре. Статья посвящена развитию архитектуры Азербайджана в эпоху Возрождения (IX-XII вв.), творчеству самого видного представителя азербайджанской архитектуры эпохи Возрождения Аджеми сына Абубекра Нахичевани.

Ключевые слова: Аджеми, архитектура, мавзолей, Возрождение, Нахчыван, Момине-хатун, Гошаминаре, мечеть Джума.

L. Ismailova. The Azerbaijan architects of the Renaissance's age (IX-XII Centuries). In the article we find the revival of 9-12 centuries of architecture. The article focuses on the most prominent of representatives of Azerbaijani architecture of the Renaissance Ajami. Ajami ibn Yusuf created a mausoleum in Nakhchivan Quseir (1162) Momina Khatun (1186), Goshaminare (1187).

Key words: Ajami, architecture, the Renaissance, Yusuf the son of Quseir, Nakhichevan, Momina Khatum, Gochami-nare, Juma Mosque.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.