18_ART / «ШУШЗДУМ-ШУГМаУ» #4(127), 2022
УДК 745/749
Садыгов Самир Гисмят оглы Кандидат искусствоведения, доцент Азербайджанская Государственная Академия Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-18-21 ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЖАНРА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ ХХ ВЕКА
Sadigov Samir Gismat oglu
PhD.
Associate professor Azerbaijan State Academy of Fine Art
REFLECTION OF THE HISTORICAL GENRE IN AZERBAIJANI SCULPTURE OF THE
TWENTIETH CENTURY
Аннотация.
В статье исследуется проблема отражения исторического жанра в Азербайджанской скульптуре ХХ века. Объектом исследования автор избрал такие работы, как памятник великому азербайджанскому поэту М.А.Сабиру, статуя видного мыслителя М.Ф.Ахундзаде, С.М.Кирова, скульптура Низами Гянд-жеви, портреты драматурга А.Ахвердиева, философа-драматурга М.Ф.Ахундзаде и актера Гусейна Араблинского. Автор также изучает поэтические особенности работ, посвященных тематике войны.
Abstract.
In the article the problem of reflection of the historical genre in Azerbaijani sculpture of the twentieth century is investigated. The author choses the works as the object of research such as the monument to the great Azerbaijani poet M.A.Sabir, the statue of the prominent thinker M.F.Akhundzade, S.M.Kirov, the sculpture of Nizami Ganjavi, portraits of playwright A.Hakhverdiyev, philosopher-playwright M.F.Akhundzade and actor Huseyn Arablinsky. The author also studies the poetic features of works devoted to the theme of war.
Ключевые слова: cкульптура, историческая, монументальная, станковая, образ, пластика, мемориал
Keywords: sculpture, historical, monumental, easel, image, plasticity, memorial
Развитие исторического жанра в азербайджанской скульптуре можно проследить, в основном, в памятниках и портретах, посвященных выдающимся личностям. Однако сколь бы историческими ни были произведения, созданные в этой области, испытание временем они, как правило, выдерживали благодаря своему художественно-эстетическому уровню. В этом смысле замена установленного в Баку в 1922 году памятника великому азербайджанскому поэту М.А.Сабиру (авторства Ю.Кейлихиса) новым в 1958 году основывалась не только на его отливании из бетона. Так, определенный временной промежуток продемонстрировал несоответствие его пластического содержания эстетическим требованиям дня настоящего.
Но, в отличие от памятника М.А.Сабиру, установленная в столице статуя видного мыслителя М.Ф.Ахундзаде (автор П.Сабсай, 1930 г.) (1, 24) до сих пор вызывает восхищение у соприкасающихся с ней своим высоким художественным уровнем. Статуя С.М. Кирова, воздвигнутая этим автором на самой высокой точке города и ставшая чуть ли не символом социалистического Баку, как и памятники другим «знаменитостям», написавшим «черные страницы» истории Азербайджана, была безвозвратно демонтирована в годы независимости нашей страны. Если брать в целом, демонтаж после 1991 года статуй, воздвигнутых при коммунистическом режиме и связанных с идеями социализма, неудивителен. Тот факт, что воздвигнутые при 71-
летнем режиме памятники личностей, занявших почетное место в истории Азербайджана, сохранились до наших дней, объясняется, прежде всего, тем, что они имеют мало или не имеют вовсе идеологической связи с общественно-политической системой.
Тот факт, что две скульптуры, созданные молодым скульптором Фуадом Абдуррахмановым в связи с празднованием 800-летия Низами Гянджеви в 1940 году, не столкнулись ни с какими претензиями на протяжении прошедших семидесяти лет, объясняется, прежде всего, уникальностью носимых ими художественных способностей. Одна из этих скульптур была установлена на родине поэта в Гяндже (1947 г.), а другая - в столице (1949 г.). Удо-стаивание Государственной премии СССР в 1948 году первой из этих работ, сохранивших мудрость и историчность гения Низами, в первую очередь, была показателем того, что она является образцом высокого творчества.
Здесь следует отметить, что считающийся одним из ярчайших деятелей азербайджанской скульптуры Ф.Абдуррахманов, в ощутимой степени обогатил исторический жанр нашей национальной пластики, создав в произведениях тридцатых годов запоминающиеся образы многих известных личностей. В этом контексте можно упомянуть названия портретов драматурга Абдуррахим-бека Ахверди-ева (1933), мыслителя Мирзы Фатали Ахундзаде (1934) и актера Гусейна Араблинского (1934). Не ошибемся, если скажем, что способность автора
«ШШЭШШМ-ШГМаи #4(127), 2022 / ЛЯТ
19
придать этим образам разного характера, наряду с иконографическими чертами, характеризующими каждый из них, еще и действенное пластическое содержание индивидуальным психологическим переживаниям, было в какой-то степени подготовкой к тематике Низами.
Организация в связи с подготовкой к юбилею Низами музея, носящего имя поэта, в здании перед памятником стала причиной постановки вопроса о создании статуй выдающихся представителей азербайджанской поэзии в его лоджии. Таким образом, напротив памятника Низами Гянджеви были установлены статуи шести его преемников. Это были образы Мухаммеда Физули (автор Ф.Абдуррахма-нов), Хуршудбану Натаван (автор Ю.Трипольская), Моллы Панаха Вагифа (автор Дж.Гарягды), Джа-лила Мамедкулизаде (Ю.Захаров), Джафара Джаб-барлы (С.Кляцкий) и Мирзы Фатали Ахундзаде (П.Сабсай) (2). И в этих статуях обретшие пластическое содержание образы знаменитых ценителей слова были привлекательны и исторически достоверны.
Историчность в каждой работе военной направленности в нашей скульптуре достаточно ощутима. Действительно, неоценимую роль в укреплении духовной связи поколений играют скульптурные образы каждого из героев, которые своей отвагой на фронте придавали гордость своему народу. В этом контексте можно назвать работы Фуада Абдуррахманова, посвященные снайперу Зибе Ганиевой (1941 г.), летчику Гусейнбале Алиеву (1941 г.), Герою Советского Союза Хыдыру Мустафаеву (1942 г.) и генералу Ази Асланову (1949 г.)
Обращение же скульптора к образам национальных героев в годы войны было продиктовано стремлением побудить показывающих в то время самоотверженность в тылу людей к победе над врагом. В круговых рельефах, посвященных выдающимся скульптором Джаванширу, Бабеку и Коро-глу, ощущается присущие образам национальных героев решимость и нацеленность на борьбу.
Следует добавить, что наряду с Ф.Абдуррах-мановым образы своих соотечественников, проявивших отвагу во второй мировой войне, в пластических образцах увековечили и другие скульпторы республики. Образцы скульптур, посвященных Зи-вер Мамедовой Гусейнбале Алиеву, Гусейном Ах-медовым Халилу Мамедову и Гафуру Мамедову, Джалалом Гарьягды Исрафилу Мамедову и Адилю Гулиеву, Петром Сабсаем Мехди Гулиеву, Кямалу Гасымову и Хыдиру Мустафаеву, относятся к этому типу (3).
Победоносное завершение войны наряду с приданием толчка строительным работам в республике, внесла на повестку дня необходимость украшения памятниками новых закладываемых парков и площадей. Уже начиная с конца пятидесятых в частях столицы, где ощущалась победоносность, стали устанавливаться первые статуи. Один из таких памятников был установлен в 1958 году в честь М.А. Сабира (автор Джалал Карьягды). Спустя два
года в Баку состоялось открытие памятника «Свобода» (автор Ф. Абдуррахманов). В 1961 году, всего через пять лет после смерти Самеда Вургуна, автора знаменитого стихотворения «Азербайджан», в столице был установлен памятник авторства Фуада Абдуррахманова.
Не случайно Фуаду Абдуррахманову отдавали многочисленные заказы благодаря тому, что каждый памятник являлся ценнейшим иконографическим источником, способным донести до будущих поколений образ личности, которой он был посвящен. Так, каждое произведение искусства, созданное выдающимся мастером резца, являлось совершеннейшим образцом историчности и убедительности (4). У истока заказа на установку памятников им за пределами Азербайджана находилось именно это преимущество. Памятники Сухэ-Батору и маршалу Хорлогину Чойбалсану (оба 1954 г.) в столице Монголии Улан-Баторе, Абу Али ибн Сине в Бухаре (1975 г.), Рудаки (1964 г.) и Садраддину Айни (1964 г.) в Душанбе, Низами (1983 г.) в Люксембурге могут быть примерами таких творческих образцов.
Образцы скульптур, посвященных Ф. Абдур-рахмановым героям труда своего времени работы, также имеют историческое значение как художественный носитель определенного периода азербайджанской действительности. В этом смысле можно назвать его работы «Пастух» (1951), «Портрет хлопкороба Басти Багировой» (1951) и «Азербайджанская женщина» (1952).
Портреты, посвященные его коллегам Саттару Бахлулзаде и Рустаму Мустафаеву (оба 1947 г.), а также великому азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибейли (1949 г.), отличаются убедительностью пластической емкости, характеризующей образы.
В этом контексте стоит упомянуть и портреты Джалала Карьягды, посвященные творческой интеллигенции. В его потретах «Певец Бюльбюль» (1948 г.) и «Рашид Бейбутов» (1953 г.), а также «Кара Караев» и «Фикрет Амиров» (оба 1961 г.) бросается в глаза убедительная подача черт, присущих образам этих творцов. А в портрете скульптора «Поэтесса Хуршудбану Натаван» (1948) наглядно показан лирический настрой корифея слова, судьба которой подверглась испытаниям времени.
Уделение им в своем творчестве широкого места участником окончившейся победой войны, было обусловлено, прежде всего, тем, что имена этих героев были на устах народа. В портретах мастера резца, посвященных матросу Гафуру Маме-дову (1947 г.), снайперу Зибе Ганиевой и генералу Ази Асланову (оба 1948 г.), образы наших соотечественников были запоминающимися.
Памятник Нариману Нариманову Джалала Га-рьягды, открытие которого состоялось в 1972 году, отражая монументальное чувство автора, воплощает в себе характерные черты знаменитого человека, чье имя вписано в историю Азербайджана и как выдающегося государственного деятеля, и как талантливого писателя- драматурга. Хотя пропор-
20
лят / «шцшмум-шутма^» #4Ш7), 20022
ция между постаментом статуи и размерами фигуры нарушен, образ вызывает интерес удачным пластическим решением.
Его памятникам «Самед Вургун» (1966, Газах) и «Юсиф Мамедалиев» (1967, Ордубад), историчность которых бесспорна, также свойственен широкий спектр художественных обобщений и убедительность, характерные другим произведениям автора.
Его памятникам «Самед Вургун» (1966, Газах) и «Юсиф Мамедалиев» (1967, Ордубад), историчность которых бесспорна, также, как и другим произведениям автора, свойственны широкие художественные обобщения и убедительность.
В творчестве известного матера резца Петра Сабсая также достаточно примеров придания историчности образам знаменитых людей своего времени. В связи с этим можно отметить его портреты, посвященные деятелям различных профессий. Портреты нефтяников Гюльбалы Алиева (1948), Федора Орехова (1949) и Михаила Каверочкина (1954), созданные скульптором в 1940-1960-е годы, из этого ряда.
И в его портретах деятелей других профессий - академика Иосифа Есмана (1955 г.), писателя Су-леймана Рагимова (1956 г.), художника Саттара Бахлулзаде (1965 г.), драматурга Сабита Рахмана (1963-1965 гг.), актера Агасадыга Герайбейли (1963-1965 гг.) - можно наблюдать акцентирование пластических форм, отражающих их индивидуальные качества.
Исторически важные портреты деятелей различных профессий встречаются и в творчестве других скульпторов. Среди них реалистичностью стиля выражения запомнились посвященные героям труда произведения Гусейна Ахмедова -нефтянику Рустаму Рустамову (1949 г.), хлопкоробам Басти Багировой, Шамаме Гасановой и Му-лейли Мамедовой (все 1954 г.).
И в работах молодых скульпторов, деятельность которых восходит к послевоенному периоду, наглядно прослеживается обращение к образам людей, прославляющих далекое или близкое прошлое нашего народа. В этом контексте можно упоминать названия работ Токая Мамедова «Низами Гянд-жеви» (1955), «Партизан» Михайло (1955), Омара Эльдарова «Портрет Хуршудбану Натаван» (1954) и «Мирза Фатали Ахундзаде» (1954).
А в работах Т.Мамедова «Художник Газанфар Халыгов» (1954), «Народный поэт Самед Вургун» (1957), «Старейший житель планеты Ширали Му-слимов» (1964), «Художник Ваджифа Самедова» (1966) и «Портрет дирижера Ниязи» (1967) автором проявляется притягательно-пластическое отношение к индивидуальным переживаниям людей, вписавших своим существованием неповторимые страницы в нашу историю.
Став в 1960 году автором памятника в Баку Узеир-беку Гаджибейли, оставившему неизгладимый след в истории азербайджанской культуры, Токай Мамедов продемонстрировал свое монументальное чувство. Если скажем, что в этом бронзо-
вом памятнике очень убедительно выражены человеческие и творческие качества корифея нашего музыкального искусства, не ошибемся.
В том же году в столице состоялось открытие еще одного памятника. Это был памятник Хуршуд-бану Натаван, известной в народе как «Ханская дочь». В этом бронзовом монументе, поставленном в уголке города, всегда ощущающем победу, прекрасно выражены лирические переживания, характеризующие образ поэтессы, в поэзии которой чувствуется тоска.
Памятник Мохаммеду Физули, воздвигнутый в столице совместно с его коллегой Омаром Эльда-ровым спустя три года, в прямом смысле этого слова стал новым словом в азербайджанской скульптуре. Использовавшие в качестве гранитного пьедестала образы героев неразделенной любовной истории, авторы добились целостности образа, изобразив на этом сюжетном рельефе погруженного в размышления Физули. Награждение памятника серебряной медалью Академии художеств СССР, несомненно, явилось оценкой самобытности авторов в художественной трактовке образа гениального ценителя слов.
А «Хаджар» (1958) скульптора, в котором явственно ощущается динамизм - одно из красивейших произведений искусства, в котором воплощен образ близкого соратника народного героя Наби.
В созданных Эльмирой Гусейновой (19331995) портретах отражены запоминающиеся образы выдающихся представителей азербайджанской литературы XX века - Джафара Джаббарлы (1968) и Расула Рзы (1970). Её памятник Гасан-беку Зардаби (1983 г.), установленный в Ичери Шехер, также привлекает внимание оригинальностью пластического решения.
И в портретах, созданных другими женщинами-скульпторами, нашли привлекательное пластическое решение индивидуальные черты известных исторических деятелей. В портретах Минаввар Рзаевой «Портрет Назима Хикмета» (1955), «Ми-каил Мушфиг» (1968), «Композитор Эльмира Нази-рова» (1959) и «Первая женщина-механик Севиль Газиева» (1971) и Судабы Аливердиевой «Гасан бек Зардаби» (1961) впечатляет пластическая интерпретация, данная различным характерам.
По мере того, как раны Второй мировой войны начали зарубцовываться, новое поколение художников, в том числе скульпторов, продолжало высказывать свои взгляды на события, которые не вычеркнуть из истории, обращаясь к не столь далекому прошлому. Среди подобных работ, обращенных к войне, можно назвать такие отличающиеся обобщенно-образным изложением сюжета работы, как «Военная трагедия» Горхмаза Суджад-динова и Альберта Мустафаева (1957), «Радость Победы» Ханлара Ахмедова (1975 г.), «Весна 1945 года» Арифа Газиева (1973 г.), «Эхо войны» Ма-медниджата Салахова (1973 г.), а также посвященные отдельным героям войны «Герой Советского Союза Бахаддин Мирзоев» Тофика Гусейнова (1974), «Герой Советского Союза Исрафил Маме-
«ШУШетУМ-ШУТМаУ» #4(127), 2022 / ART
21
дов» Машди Рустамова (1967) и «Портрет героя Советского Союза Зии Бунъядова» (1968) Эльджана Шамилова.
Следует отметить, что в те годы тема войны охватывала не только станковую скульптуру. В честь этой победы в Баку и многих районных центрах республики устанавливались памятники. Памятник легендарному партизану Мехти Гусейнзаде (автор Фуад Абдуррахманов) в Баку, а также воплощенные в Севастополе (автор Омар Эльдаров), Лянкяране (автор Тельман и Эльдар Зейналов), Гяндже (автор Машди Рустамов), Дашкесане (автор
Асим Гулиев), Кюрдамире (Мамедниджат Салахов) и др. городах памятники из этого ряда.
Литература
1. Габибов, Н., Новрузова Д. Изобразительное искусство Азербайджанской ССР. - Москва: 1978.
2. Новрузова, Дж. Скульптура Советского Азербайджана. - Баку: Элм, 1979. - 160 с.
3. Новрузова, Дж. Токай Мамедов. - Москва: Искусство, - 1973. - 140 с.
4. Новрузова, Дж. Фуад Абдурахманов. -Москва: Искусство. - 1989. - 140 с.
УДК745/749
Ульвия Гамзаева Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств. РР!: 10.24412/2520-6990-2022-4127-21-24 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЗВЕСТНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА
ИБРАГИМА САФИЕВА
Ulviyya Hamzayeva
Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student
EXPRESSIVENESS IN THE ACTIVITY OF THE FAMOUS AZERBAIJANI ARTIST IBRAHIM
SAFIYEV
Аннотация. Ибрагим Сафиев является известным турецким художником ХХ века с азербайджанскими корнями. Его считают одним из десяти самых известных художников Турции ХХ века. Ибрагим Сафи, родом из Шарура, один из немногочисленных художников, кому посчастливилось нарисовать портрет Ататюрка. В статье исследуются художественные особенности творчества Ибрагима Сафи, на основе работ, входящих в серию «Нахчыван». Автор, в основном останавливается на таких работах, как «Танцоры», «Танцовщицы», «Кавказский танец» и др.из этой серии.
Abstract.
Ibrahim Safiyev is a famous Turkish artist of the twentieth century with Azerbaijani roots. He is considered one of the ten most famous artists of Turkey of the twentieth century. Ibrahim Safi, originally from Sharur, is one of the few artists who were lucky enough to draw a portrait ofAtaturk. In the article the artistic features of Ibrahim Safi's activity based on the works included in the series "Nakhchivan" are investigated. The author mainlyfocuses on such works as "Male dancers", "Dancers", "Caucasian dance", etc. from this series.
Ключевые слова: Ибрагим Сафиев, картина, изображение, пейзаж, природа, композиция, цвет. Keywords: Ibrahim Safiyev, painting, image, landscape, nature, composition, color
Вступление. Ибрагим Сафиев - видный турецкий художник с азербайджанскими корнями, к сожалению, мало кому известен на родине. Отрадно, что он ходит в десятку самых известных деятелей искусства последнего столетия в Турции. Ибрагим Сафиев родился в 1898 году в Шарурском районе, профессиональное образование получил в Иреван-ском училище живописи, а продолжил учебу в Московской Академии художеств.
Одной из известных серий картин в его творчестве по праву считается серия «Нахчыван», посвященная воспеванию красот родного края художника. Работы Ибрагима Сафи, входящие в эту серию, которые посвящены жизни кочевников, кочующих из Баш-Норашена к яйлагу-летним пастбищам Айриджа в 1898-1899 годах, привлекают внимание своим глубоким смыслом и ценностью. Выразительное решение и глубокая динамика про-
изведения «Восточные танцоры в горах» объясняется не только теплым исполнением движений и танцев в многофигурной композиции, но и взаимодействием теплых тонов, а также удачным сочетанием человека и космоса. На заднем фоне, оживляющем природу Нахчывана с первого взгляда, изображение горы Агры создает резкий контраст с темно-синим цветом неба, отражающим закат в малиново-оранжевых тонах, что близко соответствует динамичному решению танцоров, музыкантов и зрителей на переднем плане. Тот факт, что сцена, представляющая танец, демонстрируется на красной ковровой дорожке, передает зрителям теплоту работы с еще более огненным эффектом.
В другой картине из серии «Нахчыван» под названием «Танцоры» мы встречаем похожую сцену. Однако разрешение заката здесь в более ярком золотом оттенке, наряду с впечатлением от лирического пейзажа, отражает его веселые моменты,