Научная статья на тему 'ЛИРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ'

ЛИРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Хаят Абдуллаева / скульптура / композиция / портрет / образ / лирика / пластика. / sculpture / Hayat Abdullayeva / composition / portrait / image / lyrics / plasticity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мехтиев Имран Юнис Оглы

Лиризму свойственны как обобщение, так и художественная выразительность, являющаяся результатом творческого воображения. Чем талантливее скульптор, тем богаче его духовный мир, и в этом случае он может глубже проникать в жизнь других, подчеркивая лирическую направленность этого набора эмоций. Рассматривая работы одного автора, можно определить целостность мировосприятия мастера, характер его жизни и художественного выражения, несмотря на их различия. В результате всего этого исчерпанный образ в нашем сознании, содержащий состояние персонажа, создает впечатление выражение жизни, отражающее человеческую нравственность. Иными словами, формируется лирический образ героя. В зависимости от авторского мироощущения различна и эстетика пластических воплощений, ибо сами лирические герои исходят из разных духовно-психологических истоков. Проследив этап развития азербайджанской скульптуры в ХХ веке, можно уточнить художественные достоинства этой бесспорной эстетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICAL WORKS CREATED BY SCULPTOR HAYAT ABDULLAYEVA

Lyrics are inherent in artistic expression, which is the result of both generalization and creative imagina-tion. The more talented the sculptor is, the richer is her spiritual world, the deeper she can penetrate into the experiences of others and emphasize the lyrical tendentious of this set of emotions. Looking at the works of an author it is possible to determine the integrity observed in the understanding of the world, the nature and artis-tic expression of her experiences, despite the diversity in them. As a result of all these we have a bright image, an impression – a living expression that reflects human spirituality, involving the state of character in itself. In other words, the lyrical image of the hero is formed. Depending on the relationship of the authors, the aesthet-ics in their plastic incarnations are also diverse, as these lyrical heroes themselves are caused by different moral and psychological sources. Following the stage of development of Azerbaijani sculpture in the 20th cen-tury, it is possible to clarify the artistic merits of aesthetics, the specificity of which is undeniable. The lyrical works created by sculptor Hayat Abdullayeva are studied in the article.

Текст научной работы на тему «ЛИРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ»

«ШШЭШШМ-ШГМаи #4(127), 2022 / ART

15

УДК745/749

Мехтиев Имран Юнис оглы Докторант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-15-17 ЛИРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ

Mehdiyev Imran Yunis oglu

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Fine Art

LYRICAL WORKS CREATED BY SCULPTOR HAYAT ABDULLAYEVA Аннотация.

Лиризму свойственны как обобщение, так и художественная выразительность, являющаяся результатом творческого воображения. Чем талантливее скульптор, тем богаче его духовный мир, и в этом случае он может глубже проникать в жизнь других, подчеркивая лирическую направленность этого набора эмоций. Рассматривая работы одного автора, можно определить целостность мировосприятия мастера, характер его жизни и художественного выражения, несмотря на их различия. В результате всего этого исчерпанный образ в нашем сознании, содержащий состояние персонажа, создает впечатление - выражение жизни, отражающее человеческую нравственность. Иными словами, формируется лирический образ героя. В зависимости от авторского мироощущения различна и эстетика пластических воплощений, ибо сами лирические герои исходят из разных духовно-психологических истоков. Проследив этап развития азербайджанской скульптуры в ХХ веке, можно уточнить художественные достоинства этой бесспорной эстетики Abstract.

Lyrics are inherent in artistic expression, which is the result of both generalization and creative imagination. The more talented the sculptor is, the richer is her spiritual world, the deeper she can penetrate into the experiences of others and emphasize the lyrical tendentious of this set of emotions. Looking at the works of an author it is possible to determine the integrity observed in the understanding of the world, the nature and artistic expression of her experiences, despite the diversity in them. As a result of all these we have a bright image, an impression -a living expression that reflects human spirituality, involving the state of character in itself. In other words, the lyrical image of the hero is formed. Depending on the relationship of the authors, the aesthetics in their plastic incarnations are also diverse, as these lyrical heroes themselves are caused by different moral and psychological sources. Following the stage of development of Azerbaijani sculpture in the 20th century, it is possible to clarify the artistic merits of aesthetics, the specificity of which is undeniable. The lyrical works created by sculptor Hayat Abdullayeva are studied in the article.

Keywords: sculpture, Hayat Abdullayeva, composition, portrait, image, lyrics, plasticity Ключевые слова: Хаят Абдуллаева, скульптура, композиция, портрет, образ, лирика, пластика.

Введение. Скульптура является одной из самых развитых областей изобразительного искусства в Азербайджане. В 1950-80-е годы в монументальной и станковой пластике Азербайджана произошел коренной прогресс, значительно возросли динамические качества пластики. Не случайно на эти особенности обращали внимание ведущие российские специалисты, последовательно наблюдали за развитием Азербайджанской национальной школы пластики и давали интересный анализ. Методы художественного анализа Б.Веймарна, Н.Воронова, И. Светлова, А. Дехтяря, Н. Червонной и др., идеи М.Кагана, А.Зисина, В.Ванслова, отражающие теоретико-эстетические положения, мысли русских ученых об азербайджанском искусстве, том числе и пластике, оказывают более существенное влияние среди материалов, связанных с искусством. Как известно, существует определенная связь между разными областями искусства. Иногда люди, работающие в разных областях искусства, вдохновляются творчеством друг друга. Такие творческие связи между ними время от времени привлекаются к исследованию. Если мы посмотрим

на историю изобразительного искусства Азербайджана, то увидим, что в творчестве наших художников широкое место отводится созданию художественных образов различных деятелей науки и культуры. Таких примеров в скульптуре много. Скульптор Хаят Абдуллаева также уделяла в своем творчестве определенное место созданию художественных образов известных представителей азербайджанской культуры.

Хаят Абдуллаева родилась в 1912 году в городе Дербент. В 1950 году окончила Ленинградский Институт Искусства, Скульптуры и Архитектуры имени Репина. Учеба в престижном художественном центре Ленинграда помогает Хаят Абдуллаевой не только определить творческую линию, но и уточнить и обогатить индивидуальное художественное мышление. Здесь скульптор глубже знакомится с особенностями, взаимосвязями и влияниями разных жанров, фактурой и структурными особенностями пластической выразительности. После школы большую часть времени проводит в Государственном Эрмитаже и Русском музее (1). Римские портреты, хранящиеся в Эрмитаже, готические, ренессансные произведения искусства имеют

16

ЛЯТ / «ШкШШШМ-ДОУГМаи #41127)), 2022

большое влияние на дальнейшее обогащение ее духовного мира. В дальнейшем она проходит творческий опыт в центрах Италии, богатых древней архитектурой и скульптурой, видит множество замечательных образцов мирового искусства, ранее известных из альбомов и кинофильмов, что обогащает ее творческое мышление, оставив глубокий след в памяти молодого скульптора.

В ранних работах Хаят Абдуллаевой индивидуальные особенности персонажей, а также объемно-пространственная выразительность персонажей вытекают из авторского метода. Ёе овладение профессиональным искусством осуществлялось параллельно с поиском новых тем и образов в области подтверждения глубокого личностного мировоззрения. Свидетельством этого можно считать тот факт, что бюсты Хаят Абдуллаевой, экспонировавшиеся на многих выставках в годы ее учебы, были высоко оценены.

Особый интерес к лирическим темам проявляет Хаят Абдуллаева, создавшая ряд ценных композиционных групп и небольших фигурок, работая над станковыми и декоративными формами скульптуры. Скульптор, воспевший материнскую любовь в композициях «Материнство» (1953) и «Колыбельная» (1963), свою двухфигурную работу «Юность» (1964) посвятил юным влюбленным (2). Также очень впечатляет образ мальчика и девочки, вырезанных из дерева и смотрящих в мир любви, мечтаний и стремлений. Среди работ автора также известны статуя «Хаджар» (1959 г.) и красочные декоративные скульптуры (1955 г.), изображающие персонажей поэмы Низами «Семь красавиц».

В своих женских портретах Хаят Абдуллаева воплотила лучшие черты и возвышенные чувства своих современниц. Художнику удалось точно показать самые высокие качества азербайджанских женщин - их искренность, уверенность в себе, внутреннее и внешнее обаяние. Например, портрет скульптора, посвященный героини Хаджар, сумевшей в полной мере показать тонкость, изящество и мужество этой женщины.

Скульптура, посвященная памяти выдающейся азербайджанской поэтессы Хуршудбану Натаван, созданный Хаят Абдуллаевой в 1978-79 годах, привлекает внимание своим лиризмом и совершенным выражением характерного открытия в чертах. Работа выполнена из бронзы в натуральную величину. В этой работе в лице Натаван художник смог выделить лиризм, романтизм, что является высшим качеством одухотворенности очень талантливой художницы XIX века, а также ее гордость, заносчивость и глубокий характер. Для этого художнику было мало одних лишь исторических источников или более-менее известных фотографий, она пыталась раскрыть характер, раз за разом перечитывая стихи поэтессы и знакомясь с ее поэзией (3). Итак, как уже говорилось, художник подошел к раскрытию образа поэтессы с двух сторон и успешно этого добился.

Во-первых, это открытие лирической особенности, которая сосредотачивается главным образом на задумчивых и глубоких взглядах в линиях тонкой фигуры. Даже строение пальцев и рук Натаван,

держащей в руке книгу, своим изяществом раскрывает ее внутреннюю тонкость. Хотя у поэтессы в руке открытая книга, она обращает свой взор в совершенно неизвестную сторону. Это направление не в сторону книги или аудитории, которая с интересом и удовольствием следит за ней. Композиция, выбранная для изображения тонкости сердца поэтессы, погруженной в мир мыслей, под влиянием прочитанного, воплотилась в жизнь благодаря высокому скульптурному мастерству Хаят Абдуллае-вой.

С такой чуткостью могло быть выражено чувство симпатии одной женщины-художницы к другой - изящной, очень талантливой женщине.

Эта тонкая форма черт лица, слегка приподнятые брови не только выражает представление о красоте лица, но и раскрывает внутренние тревоги, тяжелые мысли, которые не покидают поэтессу. Великая духовность Хуршудбану Натаван, внучки карабахского хана Ибрахимхалил хана, мощнейшей геноносицы, задумавшейся о судьбе целого народа, нашла свое художественное воплощение в весьма впечатляющих формах. Подход талантливого скульптора к характерному раскрытию с иного аспекта при работе над образом объясняется раскрытием гордого лика этого лирико-романтиче-ского тонкого мира, которому также присущ очень мощный характер. При этом художник, используя художественное обобщение, особо подчеркивает национализм (4). В основе приведенного анализа лежит концентрация обобщенного художественного образа женщины XIX века в различных характерных чертах. В то время как эта индивидуальность подтверждается его отличительными чертами, обобщение проявляется особенно в форме одежды, в гордом лице.

Примечательно, что узоры на головном уборе -арагчыне, вышедшие из-под келагаи поэтессы, использованы в максимальной степени пластического искусства. Форма скульптуры, украшенная золотым бисером, принадлежит одежде азербайджанских женщин XVШ-XIX веков, поверхность скульптуры производит впечатление ткани.

Главное, что в выражении всего образа большое значение имеет художественное воплощение головного убора нашей женщины - келагаи, которая испокон веков является национальным платком и трактуется как символ гордости и чести. Бахромы, данные на краях кялагаи, очень интересны своим динамизмом.

Как известно, Натаван тоже была художницей. Бесспорно, что поэтесса, известная под прозвищем Хангызы/Ханская дочь, обладает очень тонким вкусом. Талантливый скульптор Хаят Абдуллаева, помимо национальности, для выявления этих качеств, делает акцент и на личном тонком вкусе в стиле одежды поэтессы. Наряду с национальными элементами даются национальные черты, обосновывающие особенности, повышая ценность работы и подтверждая его значимость в искусстве скульптуры.

Закрепление сути всего исторического и социального пути Ханской дочери в выражении скульптуры требует от художника большого исследования и интеллекта. Если это исследование получается на

«ШУШМУМ-ЛЩУТШУ» #4(127), 2022 / ЛRT

17

основе источников, интеллект объясняет личное отношение к искусству и художнику, позицию скульптора.

Работа из дерева в исполнении Х.Абдуллаевой привлекает внимание своей чуткостью. Скульптура была создана в 1960 году, т.е. в период развития азербайджанской скульптуры. Это был период, когда скульптуры, изготовленные различными мастерами, были размещены в городах и парках и определили развитие изобразительного искусства Азербайджана в этом направлении. Идеи, выдвинутые каждым художником, положили начало возникновению классического искусства в новых формах. Подпись Хаят Абдуллаевой в нашей скульптурной истории с ее удачным выражением среди сюжетных, многофигурных композиций до сих пор сохраняет свою значимость даже в изменившейся политической обстановке.

Лиризм нежных чувств Х.Абдуллаевой в работе «Влюбленные» представлен в очень впечатляющих формах. Художник, в очень лирических формах передавший зрителям взаимную любовь двух людей, удачно оживил в скульптуре духовную жизнь людей, «слушавших тишину» друг друга. Художник изображает любовь двух стоящих на ногах людей - мужчины и женщины - как таинственный мир, хранимый в страсти.

Чтобы еще больше взволновать этими тонкими моментами зрителя, художник изобразил фигуры с закрытыми глазами, особыми пластическими формами оживил волнистые волосы образа. Художник изображает красоту женщины - ее шею, закрытые глаза, идеальное строение носа и губ. В представлении этого момента, когда внутренняя и духовная красота соединяются, Х.Абдуллаева пытается подтвердить силу любви для спасения мира в лицах этих двух людей, казалось бы, отделенных от всего мира и запертых в своем собственном мире (5). Женщина на картине держит свой плащ между руками, у нее немного приподняты руки. Мужской образ привлекает внимание последним модным стилем, который раскрывает его полностью. Он стоит молча, приподняв воротник плаща и облока-тив голову женщине на лоб. Его руки в отличие от женщины, в карманах.

Хотя то, о чем думают эти двоя остается загадкой для зрителя, их изображение ясно раскрывают чувства радости от долгожданной встречи.

Руки фигур не касаются друг друга. Эта близость - всего лишь близость прожитых чувств.

Сравним работу под названием «Семья» Эль-миры Гусейновой, имеющее схожую композиционную структуру, с работами, воспевающими любовь. Здесь скульптор в основном подчеркивает страсть, сумасшествие, семейные отношения двух супругов. В отличие от вышеупомянутой работы Хаят Абдуллаевой, в композиция Эльмиры Гусейновой герои более счастливы и безумны, чем в моментах, когда представлены тихие мгновения ожидания. Резьба по дереву, созданная в 1978 году, сохраняет красные тона деревянной фактуры и придает осо-

бый тон торжеству существующей красоты человеческого существования. Если в предыдущей работе чувствительность и тонкие чувства обеих сторон выражены одинаково, то в упомянутой скульптуре более ярко отражаются физическая сила и энергия образа мужчины и тонкий стиль женщины. Создаваемый в это время высокий художественный эффект особенно привлекает зрителей. Тема, выбранная скульптором, направлена на прославление чувств, знакомых людям.

В композиции обоих работ тематическое изображение двух фигур, показывает широкий интеллектуальный уровень скульпторов для художественной выразительности движений, в то же время подтверждает их обширное исследование и наиболее удачный вариант. Художники, которые интерпретировали композицию, определяли, что они воспримут и что узнают, и в конце сосредоточились на публике, пытались выразить невинные части, а не абстрактные или непонятые. Поэтому близость темы и формы к зрителю создает теплое чувство как отличительная черта скульптуры. Индивидуальные черты свободы стиля ярко отражены в работе.

Лиризм или лирика по самой своей природе и сути является прежде всего отражением различного и часто меняющегося состояния человеческого разума. Это часто проявляется не в «словесности» скульптуры, а в пластичности «вытянутого» из внутреннего мира образа.Таким образом, вся система художественного выражения в лирике подчинена раскрытию и визуализации динамики человеческих чувств. Лирические средства, существование которых в мозгу неоспоримо, играют ведущую роль в визуализации эмоционального состояния человека и медитации - силы размышлений о вечных ценностях и проблемах.

Литература

1. №угц70уа С. 8оуе1 ЛгэгЬаусашши Иеукэ11эга§11§1. Вак1: 1973 // Новрузова Дж. Скульптура Советского Азербайджана. Баку: 1973

2. Abdullayeva Э. 2ГУЭГ Мэштэ^уа, Иэуа1 AbduИayeva, Е1т1га Huseyшova. Вак1: §ЭЩ^ЭГЬ, 2013 // Абдуллаева А. Зивер Мамедова, Хаят Аб-дуллаева, Эльмира Гусейнова. Баку: Восток-Запад, 2013

3. Эzimov Н. Шсэ zбvq1u sэnэtkar. (Иеукэкэга§ H.AbduИayeva haqqmda) / Вак1, 1964, 4 арге1, s. 6 // Азимов Г. Тонкий со вкусом художник (О скульпторе Х.Абдуллаевой) / газета «Баку», 1964, 4 апреля, с. 6.

4. Эhmэdov А. 1§т дэйш yбшu: (Heykэ1tэra§ H.Abdu11ayevamш ^ р1аш1ап haqqmda) / Qobustan, 1975, №2, s. 41-42 // Ахмедов А. Трудная сторона работы: (О планах работы скульптора Х.Абдуллаевой) / альманах «Гобустан», 1975, №2, с. 41-42

5. НйБеупоуа Я. Hэyat da§1ara hэyat уеш. (Иеу-кэйэга§ H.Abdu11ayeva haqqmda) / Эdэbiyyat уэ тсэБэт^ 1970, 26 sentyabr, 8. 8 // Гусейнова Р. Хаят/Жизнь дает жизнь камням (О скульпторе Х.Абдуллаевой) / газета «Литература и искусство», 1970, 26 сентября, с. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.