Научная статья на тему 'МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ДЖАЛИЛЯ ГУСЕЙНОВА'

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ДЖАЛИЛЯ ГУСЕЙНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
монументальная живопись / художник / цвет / оттенок / средства выражения / художественное решение / monumental painting / artist / color / shade / expressive means / artistic solution / etc.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева Сиддига Закир Гызы

Сложно сказать, в чем состоит эстетическая сущность искусства монументальной живописи. Для этого требуется изучение принципы технического исполнения искусства живописи, отражение худож-никами бытия на языке красок на определенной поверхности холсте, дереве, бумаге, стене и т.д., навы-ки познания и понимания философского смысла мира художественных образов. Известный французский художник Шарден говорил: «Живопись создают не красками, а чувствами». Главная особенность живо-писи имитировать и описывать жизнь, оживлять поверхность объекта, разного по размеру, цвету и форме. Эти художественные качества мы видим в творчестве народного художника Джалиля Гусейно-ва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENTAL PAINTING IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE’S ARTIST OF AZERBAIJAN JALIL HUSEYNOV

It is difficult to say unequivocally what the aesthetic essence of the art of monumental painting consists of. In order to understand it the technical principles of the art of painting, the existence of life on a certain sur-face-canvas, wood, paper, wall, etc., it is necessary to hear the methods of reflection, the philosophical mean-ing of the world of artistic images performed by artists in the language of paints, the habits of understanding. The famous French artist Sheridan said: “The picture isn’t drawn with colors, but with feelings”. The main purpose of painting is to imitate and describe life, to animate objects that are different in volume, size, color and shape on the surface in a voluminous way. Such artistic qualities can be observed in the activity of Peo-ple’s Artist Jalil Huseynov.

Текст научной работы на тему «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ДЖАЛИЛЯ ГУСЕЙНОВА»

66

ART / «ШУШМИМ-ШИГМаУ» #29(116), 2©21

ART

УДК745/749

Гаджиева Сиддига Закир гызы

Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств.

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-29116-66-68

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ДЖАЛИЛЯ ГУСЕЙНОВА

Hajiyeva Siddiga Zakir gizi

Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student

MONUMENTAL PAINTING IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN

JALIL HUSEYNOV

Abstract.

It is difficult to say unequivocally what the aesthetic essence of the art of monumental painting consists of. In order to understand it the technical principles of the art of painting, the existence of life on a certain surface-canvas, wood, paper, wall, etc., it is necessary to hear the methods of reflection, the philosophical meaning of the world of artistic images performed by artists in the language of paints, the habits of understanding. The famous French artist Sheridan said: "The picture isn't drawn with colors, but with feelings". The main purpose of painting is to imitate and describe life, to animate objects that are different in volume, size, color and shape on the surface in a voluminous way. Such artistic qualities can be observed in the activity of People's Artist Jalil Huseynov.

Аннотация.

Сложно сказать, в чем состоит эстетическая сущность искусства монументальной живописи. Для этого требуется изучение принципы технического исполнения искусства живописи, отражение художниками бытия на языке красок на определенной поверхности - холсте, дереве, бумаге, стене и т.д., навыки познания и понимания философского смысла мира художественных образов. Известный французский художник Шарден говорил: «Живопись создают не красками, а чувствами». Главная особенность живописи - имитировать и описывать жизнь, оживлять поверхность объекта, разного по размеру, цвету и форме. Эти художественные качества мы видим в творчестве народного художника Джалиля Гусейнова.

Ключевые слова: монументальная живопись, художник, цвет, оттенок, средства выражения, художественное решение

Keywords: monumental painting, artist, color, shade, expressive means, artistic solution, etc.

Введение. В целом, монументальное искусство рассматривается в неразрывной связи с идеологией общественных организаций и самого общества. Подчеркивание всех элементов пространства, определение их функций и различных связей между этими функциями является основой для создания среды, отвечающей материальным и духовным потребностям общества и человека. Следует отметить, что возможности для деятельности монументально-декоративного искусства заложены в его природе. Монументально-декоративное искусство имеет возможность не только отражать действительность в воссоздании образов прошлого и современности, но и участвовать в художественном преобразовании действительности, постоянно воздействовать на людей. Гармоничное выражение связи пространства и тематики можно наблюдать и в монументальной настенной росписи, выполненной художником в интерьере Национальной Академии Азербайджана. В то же время решение путем выразительных описаний синтеза человека и пространства можно отметить как ключевой нюанс,

увеличивающий интерес к произведению. В образце 1982 года все детали и средства выражения в табло, которое символизирует мир науки и выражает динамизм этой жизни как движущимися, так и статистическими объектами и элементами, имеют одну и ту же цель в полной и законченной композиционной структуре. В здании Академии наук прославление мира знаний и общая атмосфера пространства подтверждают его совершенство благодаря соответствующей форме и деталям.

Художник использовал такие цвета, как серый, черный и белый, чтобы эффектно представить монументальную картину в большом формате. Выражение нейтрального серого также привлекает внимание к глубине. Джалил Гусейнов добился удачного результата в композиции с использованием смешения стилей, что является характерной чертой его творчества. Таким образом, в реалистическом стиле, комбинируя символические формы, художник, который также подразумевает гармоничное выражение, символически объединяет образы, изображающие мир, землю, море, вселенную, облака, ветер, вулканы и взрывы и даже микроволны.

«шушетим-лштмаи» #2®вш, 2021 / лят

67

Центральный образ в вышеуазанном табло Джа-лила Гусейнова в общем делит композицию на две части, что позволяет более широко раскрыть ее суть. В центре из-за вытянутого прямоугольного окна выходит основное изображение. Бесконечная вселенная, бесконечные, неисчерпаемые исследования - все это привлекает внимание своим обобщенным описанием. Художник обогащает работу, добавляя в качестве декоративного элемента волнистую ленту, лиственные ветки и развевающиеся облака. Все это, как уже отмечалось, решается в центральной части табло, в то время как в других частях предпочтительнее более реалистичные формы. Правая часть табло более живая и динамичная. Образ сидящего спиной к зрителю, смотрящего на экран с волнами, и изображение двух стоящих женщин, с колбами для химических элементов в руках, демонстрируют подвижность и непрерывность работы. Чем больше художник отдает предпочтение серьезным, чисто познавательным формам в этой части, тем лучше ему удается воссоздать лиризм, чувствительность и воспоминания в изображении в правой части картины.

Образ женщины, стоящей перед настенным портретом известной личности, смотрящей на него, скрестив руки и погруженной в мысли и мечты о прошлом, представлены благодаря живой форме изображения. Рядом с портретом изображен молодой человек сажавший тонкое и стройное дерево, этим художник пытается показать, что человек, изображенный на портрете, является ценным человеком для общества.

Все это дает основание отметить, что каждая из двух частей композиции имеет разную атмосферу и психологическую среду. Например, мы видим, что левая часть, посвященная сцене, которая представляет технические науки, имеет более серьезную атмосферу. С этой целью художник воссоздал более серьезную, привлекающую внимание форму изображения в контексте линейных выражений, исключенных из декоративных элементов. Дж.Гусейнов указал на область науки, которая объединяет типы людей, работающих за компьютером, держащих в руках глобусы и колбы с химическими элементами, приближая их по характеру друг к другу. Справа же чуткое отношение к лирико-ро-мантическим моментам передает зрителю психологию гуманитарно-научной среды. Изображенные здесь декоративные элементы, отражая плывущие облака и развевающиеся листья, также дают ощущение влияния лирико-романтической атмосферы. Большая деталь, представленная в центре, - символизирует продолжающуся жизнь, бытие, человека и его жизненную ценность, новые открытия, растущий мир технологий и т.д.

Работа обогащена атрибутами, деталями, а также соединением геометрических элементов, оживляющих пространство. Каждая из этих деталей в виде открытых полукругов, четырехугольных и арочных перегородок, представленных в виде облака, занимает свое место. Они не мешают изображению какого-либо объекта, а скорее служат раскрытию цели.

Используя холодные оттенки серого, художник отдавал предпочтение свету, например стеклянному блеску, в изображении потолка, стен и

пола. Мастерски обращаясь к основам нюанса света и тени, художник выразил отношение мастера к серьезности общества, пространству прогресса человечества, позиции науки, которая всегда превыше всего, на основе таких художественных решений. Все это дает основание отметить, что двойственная характеристика в композиции реализована в форме, способной увеличивать ее значение в соответствии с пространственным признаком, находя свое решение в единстве.

Монументальные картины Джалила Гусейнова для различных частей интерьера Азербайджанской национальной консерватории, созданные в 1983 году придали как содержание, так и высокохудожественную атмосферу общей атмосфере пространства. В панно для кафе консерватории художник удачно использовал контраст и синтез форм.

Нижняя часть изображения представляет собой плоский фон, напоминающий деревянную фактуру. Здесь асимметричные формы оконных и дверных элементов появляются в обеих частях разделенного изображения, создавая связь между ними. Хотя дверь изображена закрытой, нюанс голубого света от оконных зеркал дает положительную энергию. Таким образом, без каких-либо мотивов природы или появления каких-либо других элементов, художник смог передать яркое впечатление чистого дыхания и свежести природы во всей картине с голубым отблеском света. Еще одна цель здесь - объединить все элементы изображения в пространстве и воплотить их своеобразие в жизнь.

Существует глубокий контраст между верхней и нижней части работы, как с точки зрения описательных элементов, так и с точки зрения цветового разрешения. Этот контраст также можно объяснить сочетанием статики и динамики на табло. Элементы фона, были решены разделенным затемнением оранжевого до более темных оттенков, и это обеспечивает лирическую связь между природными мотивами и музыкальными инструментами. Таким образом, с обеих сторон расположены круглые формы разного размера одного цвета, симметричные друг другу, которые также символизируют луну и солнце. Светло-желтая рамка с оранжевыми пятнами сбоку от данного элемента в левой части и более темные пятна с черной рамкой справа особенно подтверждают эту мысль. Подобно другим деталям и элементам композиционной структуры художника, эта находка также определяет индивидуальный творческий стиль Дж.Гусейнова.

В целом, правило симметрии, проистекающее из структурной пластичности форм в работе, привело к формированию баланса в композиции. Объясняется это тем, что он оказывает одинаковое воздействие в каждом направлении, с совместимостью его противоположных сторон. Например, ветви с маленькими листьями и маленькими цветками растут одинакового размера и формы в обоих направлениях.

Самым интересным аспектом работы является художественное выражение классических, национальных и современных музыкальных инструментов в центре. Этот принцип баланса объясняется не только формами, но и нюансами света и тени, зна-

68

лят / «шцшмум-шутмак» #29(116), 2021

чениями светлых и темных оттенков. Особое внимание художник уделил направлению света и цвета на главный объект в росписи кафе консерватории.

Иногда мы сталкиваемся с художественными объяснениями, например, с тем фактом, что баланс обеих сторон произведения просто доминирует над центральной частью и затмевает другие стороны. Конечно, в упомянутой выше работе Джалили Гусейнова отсутствие в этом балансе нюансов, таких как фокусировка только на центре, свидетельствует о том, что полная композиционная структура покрывает всю картину и воспринимается как целое с каждой точки зрения. Причина этого в том, что соблюдение правил ритма в работе объясняется как бы движущейся последовательностью цветов, лепестков, веточек, а также чередованием оттенков цвета.

Гитары и скрипки, наложенные друг на друга, появление одной части двух флейт, белый и черный языки фортепианной клавиатуры на заднем плане, а также тонкие оттенки оранжевого также дают лирическое и философское объяснение. Художник, сочетающий разные стили, создал монументальную настенную живопись, привлекающую внимание, используя как символические выражения, так и основы реалистического жанра.

Разделив композицию на две части, художник синтезировал связь пространства и природы. Это согласование также символично. Указывая на жизнь студентов, преподавателей и профессоров, изучающих музыку в консерватории, художник обращает внимание на мир музыки как на окно в этот мир. Или можно отметить, что творческое изобретение художника, объяснившего чудо искусства, способного с помощью языка художественного изображения вписать в свой мир чувствительные и эмоциональные моменты человеческих переживаний и чувств, вызвало большой интерес.

Еще один нюанс, определяющий успешность этой работы, заключается в том, что формат композиции выбран не как косвенное выражение творческой концепции, а в тесной связи со всей внутренней структурой произведения, даже на пути к пониманию замыслов художника. В целом, горизонтально вытянутый формат больше подходит для составной композиции, для постепенного расширения движения, ускользающего от внимания зрителя. В этом смысле эпическое настроение, привлекающее внимание в представленной композиции, реализовано в особенно четкой форме, а также в способе, позволяющем воспринимать части последовательно.

Сохранение единого стиля на примере решенных Джалилом Гусейновым монументальных живописных полотен в интерьере вестибюля Национальной консерватории базируется на принципе нерушимости общего архитектурного ансамбля. Однако и композиционная структура, и выбор цвета образца, выполненного для другого пространства одного и того же центра, указывают на большую разницу между работами. Несмотря на то,

что используются похожие элементы, разные способы воздействия определяют уникальность каждого из них.

Анализируя сходство и различие между работами, мы можем отметить, что в обоих изображениях использовался один и тот же стиль, что связано как с вытянутым размером, так и с горизонтальным разделением произведения, а также с общим описанием, используемым в нижней части. Однако отсутствие здесь обычного окна, повторение одинаковых конструкций трех дверей, выстроенных рядом, уже направляет значения чувствительности между ними в разные стороны. Кроме того, обращает на себя внимание нюанс нарушения принципа баланса в композиции.

В отличие от теплых оттенков на первом табло, приведенный выше пример включает холодные оттенки синего. В правом углу обращает на себя внимание пластическое движение ангела с арфой, словно на облаках.

Все изображения в верхней части даны в промежутках маленьких квадратов, как бы пытаясь соединиться друг с другом. Сочетая в своем творчестве особый и монументальный декор, он был адаптирован как к атмосфере, так и к общему содержанию фойе, и одновременно стал наглядным объяснением лирико-романтических чувств художника. Стремление художника изобразить за дверью лирическую атмосферу музыкального мира, желание почувствовать себя, чего ему удалось достичь в обоих образцах монументальной живописи.

Заключение. В целом Джалил Гусейнов учитывал определение тематической мысли во всех монументальных картинах, ее прямую связь с конкретной средой и нюанс комплексного расчета восприятия произведения. Исследования его работ в этом направлении дают основание подчеркнуть его приверженность принципу его включения в архитектуру с целью создания единого ансамбля, что является одной из актуальных проблем современного монументально-декоративного искусства. Художник продемонстрировал свой архитектурный и художественный опыт на безупречном уровне, пытаясь выполнить задачи синтеза в искусстве, что характеризуется общим консенсусом в решении этой проблемы. В целом современный опыт позволяет многое сказать об архитектурном ансамбле. Однако прием исполнения индивидуального творческого стиля, направленного на столь общую идею, также однозначен.

Народный художник Джалил Гусейнов, опираясь на искусство монументальной живописи в области пластики, связанной с архитектурой, оправдал их как в категории особой монументальности, так и в монументальной декоративной категории.

Литература

1.Кантор А.М. О стиле и стилистическом анализе. Москва: Наука, 1978

2. Волков Н.Н. Цвет и живопись. Москва: Искусство, 1985

3.Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Москва: Искусство, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.