«шушетим-лшигмау» #35122)), 2021 / art
9
ART
УДК745/749
Гусейнов Эльнур Эйюб оглы Докторант Азербайджанской Государственной
Академии художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-9-11 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЭЙЮБА ГУСЕЙНОВА
Huseynov Elnur Eyyub oglu
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Fine Arts
ARTISTIC FEATURES OF CREATIVITY EYYUB HUSEYNOV
Аннотация.
В статье исследуются художественные особенности и творческие поиски известного художника Эйюба Гусейнова. Также изучается художественная выразительность в таких жанрах живописи, как портрет, пейзаж и натюрморт, созданных Заслуженным деятелем искусства Азербайджана, художником в различные годы. Как бы ни было трудно сочетать педагогическую деятельность с творчеством, художник с достоинством справлялся с этим. Периодически выступая на выставках, проходивших как в Баку и во всем постсоветском пространстве, так и далеко за пределами страны, художник зарекомендовал себя как мастер, с успехом работающий во всех жанрах изобразительного искусства.
Abstract.
There is given information about the investigation of the artistic features made in different years by Honoured Art Worker, artist Eyyub Huseynov in painting field like portrait, landscape and still life. Although the pedagogical activity is very difficult, Eyyub Huseynov could cope with it. Occasionally, the artist has participated in different exhibitions that presenting in Baku and former Soviet Union and also far from country borders and according to this point of view he was famous as a master for his works in the same genre all over the world.
Ключевые слова: художник, изображение, портрет, пейзаж, натюрморт, композиция.
Keywords: image, portrait, landscape, still life, composition
Введение. Несмотря на то, что изобразительное искусство Азербайджана имеет древнюю историю и богатые художественные традиции, бесспорно, что история его возрождения во всех смыслах восходит к XIX-XX векам. С течением времени замена стиля миниатюры, который долгое время играл ведущую роль в области изобразительного и прикладного искусства со «стилем Гаджар» и в последующие этапы смешение многовековых национальных традиций с реалистическими художественными и эстетическими чертами европейской живописи, стало одной из его ведущих ветвей и оказало серьезное влияние на Азербайджанскую живопись.
После изменения общественно-политической ситуации в Азербайджане в ХХ веке существование и развитие в стране всех видов искусства привело к появлению ведущих творческих лиц во всех сферах. Развитие ХХ века - протекавшее в прошлые века в соответствии с традициями реализма, в котором преобладает художественный принцип «социалистического реализма» и стиль миниатюры, оказался интересным и изменчивым.
Особенно это было заметно в живописи, которая считается одним из ведущих направлений изобразительного искусства. Таким образом, новые условия ставят на повестку дня использование живописи в различных целях, в том числе как средство пропаганды. Открытие художественной школы в
Баку позволило людям, живущим в самых отдаленных уголках страны, осуществить свои, казалось бы, недоступные мечты. Эйюб Гусейнов (19161998), выдающийся художник и педагог, заслуженный деятель искусств, прибывший за своими мечтами из Нахчывана в Баку, сыграл важную роль в обогащении развития изобразительного искусства Азербайджана в ХХ веке уникальными художественными и эстетическими особенностями своего творчества. Эйюбу Гусейнову, родившемуся в селе Хок Нахчывана, было всего 25 лет, когда он вернулся на родину после школьных лет в Баку (19301935) и Тбилиси (1935-1941). В Нахчыване молодой художник, который выражал свои чувства в красках и создавал произведения в разных жанрах, также художественно оформлял спектакли, поставленные в местном театре после окончания учебы. Здесь вместе с известным мастером кисти Шамилем Газиевым он подготовил художественное оформление и эскизы костюмов многих спектаклей. Исследователи Нахчыванского театра изучали работы молодого художника, в частности «Пери-Джаду » А. Ахвердова, «Фархад и Ширин» С.Вур-гуна, «Бабек» О.Сарывелли, «Родина» А.Шаига, «Сталь» Н.Нагиева и «Солнце восходит» А.Абасгу-лиева и др. высоко оценив эскизы костюмов, которые он нарисовал для этих пьес, подчеркнули, что художние сыграл важную роль в успехе этих спектаклей (1, 7). В те годы он жил большими творческими мечтами. В мечтах художника он верил, что
лят / «шушетум-шутмак» #35122)), 2021
10
его миссия состоится в столице - Баку, и с этой мечтой в 1947 году покинул Нахчыван. С тех пор Эйюб Гусейнов, который начал свою педагогическую деятельность в известной в стране «школе Азимзаде» и проработал здесь до конца своей жизни, в истории изобразительного искусства Азербайджана воспитал сотни художников. Сегодня в среде художников часто упоминается его имя, приводится пример «директорского поведения Эйюб муаллима». Те, кто знает историю Азербайджанской государственной художественной школы имени Азима Азим-заде, признают, что после гения А.Азимзаде было два директора этого учебного заведения, ставших всеобщим любимцем: Эйюб Гусейнов и Эйюб Ма-медов! Художник, руководивший школой с 1956 по 1965 год, заслужил это уважение как среди учеников, так и среди учителей. Конечно, своим гуманизмом и требовательностью! Поэтому даже сегодня их светлые помыслы служат примером для других.
Как бы сложно ни было совмещать педагогическую деятельность с творчеством, Эйюб Гусейнов достойно справлялся с этим. Художник, регулярно участвующий в выставках в Баку и других городах бывшего СССР, а также вдали от границ страны, зарекомендовал себя как художник, с одинаковым успехом создававший произведения во всех жанрах изобразительного искусства.
В отличие от многих других, он - один из самых успешных художников Азербайджана, творивший во всех жанрах. Эйюб Гусейнов, всегда находящийся в художественном поиске, обогатил искусство привлекательными и запоминающимися работами, открыв новые возможности художественного выражения реализма.
Его творчество многогранно, а круг его интересов достаточно широк. По большей части вневре-менность работ Эйюба Гусейнова на разные темы, органично связывающая его педагогическую деятельность с его самостоятельной работой, заключается в том, что он демонстрирует взгляд на отдельный мир в этих картинах, и каждая из них, независимо от жанра, демонстрирует свой художественный образ, интерпретацию и стиль.
Сюжетные картины занимают большое место в творчестве художника. Их композиции состоят из исторических мотивов и мотивов труда. Хотя многие его работы на историческую тематику очень актуальны для своего времени, они не смогли полностью сохранить свое идеологическое значение после обретения Азербайджаном независимости. Однако они считаются очень ценными с точки зрения художественного оформления истории народа.
Его работы в области сюжетной живописи обширны и запоминаются своей художественной и эстетической ценностью. Обширное освещение художником исторических тем в его работах, с одной стороны, свидетельствует о его многогранном интересе, а с другой - его выражения как путеводителя в далекое прошлое своего народа. «Прибытие XI армии в Нахчыван» (1960), «Демонстрация 1 мая 1919 года в Баку» (1970), «Захоронение 26 бакинских комиссаров» (1969), «Н.Нариманов в бухте
Ильича» (1970), «С.М.Киров среди бакинских рабо-чих»(1965), « Прибытие XI армии в Баку»(1965), «Трагедия 20 января в Баку» (1997) и др. его работы из этой серии (4, 23).
Со временем, а точнее, после обретения Азербайджаном независимости многие из названных работ были изъяты из музейных экспозиций из-за их идеологической нагрузки. Хотя они являются примерами более идеализированного изображения событий в реальности советско-коммунистической системы, в которой страна была обречена жить, с профессиональной точки зрения каждое из них интересно как привлекательное художественное выражение бесконечного творческого воображения художника. Иными словами, как бы они ни были привязаны к идеологии, они значительны и интересны в силу своих художественных и эстетических особенностей.
Табло «Трагедия 20 января в Баку» (1997) Эй-юба Гусейнова особенно тем, что отражает трагедии Азербайджанского народа в изобразительном искусстве. Нужно признать, что эта многофигурная композиция - одно из лучших произведений на эту тему в изобразительном искусстве Азербайджана. Художник смог выразить ужасы трагедии на фоне ночного пейзажа города привлекательно и эффектно, контрастом красок.
Его картины на тему труда также считаются образцом высокого мастерства. В этом смысле можно назвать его работы, созданные в разные годы - «Хлопкоробы» (1951), «Ударная бригада» (1984), «Помощь пришла» (1961), «На лугу» (1991), «Опасность миновала» (1963), «Батабат» (1964), «Кузнецы» (1980), «Полдень» (1970), «На тихих границах» (1972) и др. Несомненно, успех каждой из этих картин, непосредственно изображающих торжественность человеческого труда, существенно влияет на композиционное решение темы, а также на их цветовое решение.
Бесконечная любовь художника к цветам, его стремление добиться их привлекательности и эмоциональности прослеживаются в его многочисленных картинах. Верный традициям своего знаменитого предшественника Бахруз бека Кенгерли, Эйюб Гусейнов сумел продемонстрировать незабываемую оригинальность в своих многочисленных пейзажах, посвященных природе Азербайджана. «Горный пейзаж» (1967), «Нахчыванский пейзаж» (1970), «Хазар» (1970), «Баку» (1971), «Старый дуб» (1978), «Нефтяные камни» (1980), «Река Араз» (1980), «Сумерки» (1980), «У реки» (1980), «Лес Хал-хал» (1987) и другие из этой серии. Эйюб Гусейнов, один из самых трудолюбивых художников этого жанра в отечественном изобразительном искусстве, также необычайно уникален в своих пейзажах. Его пастозность, игривость и тонкие теплые тона, образующие слой цвета на холсте, относятся к художественным достоинствам непосредственного творческого «Я» художника. Можно с уверенностью сказать, что «подход Эйюба Гусейнова» к разнообразным природным мотивам - это знак признания того факта, что во многих его работах цве-
«шушшшим-шигмак» #35122)), 2021 / лRт
11
товой слой, ощущающийся холодным, относительно холодный, к теплым оттенкам или, наоборот. Как бы реалистично ни ощущалась картина объекта в его пейзажах, в них ощущается эмоциональный синтез художественных принципов, поэтому пейзаж, представленный на стыке принципов, одновременно лирико-поэтичен и немного романтичен.
Его пейзажи, созданные во время творческих поездок за границу (Румыния, Россия, Франция, Италия, Венгрия, Австрия и др.) несут аналогичную эстетическую нагрузку и высокий художественный потенциал. В картинах «Озеро» (1946), «Подмосковье» (1947), «Тбилиси» (1961), «Ночь в Констанце» (1962), «Улица в Париже» (1966) и др. можно увидеть эмоциональную силу пейзажа. Они обладают эстетической нагрузкой, высокой художественной способностью. Выставка «В Румынии» (совместно с московским художником Ю. Райне-ром), организованная в Москве в 1963 году, еще раз доказала, что он является мастером красивых пейзажей (2, 16).
Привлекательная художественная особенность этих пейзажей состоит в том, что они, как обычно, отражают свежие и игривые сюжеты. Основная причина этого в том, что художник умеет придавать пейзажам заметную выразительность. Таким образом, пастообразный цветовой слой, реализующий художественную интерпретацию этих произведений, - это умение умело использовать разные цвета и их многочисленные оттенки в художественном качестве, для достижения убедительности и запоминаемости изображенных мотивов. Здесь следует отметить, что эта оригинальность художественной интерпретации его произведений, узнаваемость его почерка и стиля подтвердила уникальность художника в изобразительном искусстве Азербайджана. Этот индивидуальный творческий стиль, несомненно, отличается богатством поисков.
Хотя Эйюб Гусейнов на протяжении всей своей карьеры не подчеркивал симпатии к какому-либо жанру, его работы, посвященные людям разного возраста, выражают его глубокие знания в психологии человека. Иными словами, способность художника проникать в многослойную психологию человека прослеживается в его портретах, созданных периодически. То, что среди героев художника можно повстречать людей самых разных профессий, говорит о том, что автор всегда в поисках героя. На наш взгляд, это прослеживается не только в учебных работах, созданных художником в юношеские и студенческие годы, но и на примере его более поздних работ в области живописи и графики. Особенно заметен его талант управлять пластикой
красок в работах «Автопортрет» (1941 и 1948), «Портрет матери» (1945), «Румынский крестьянин» (1962), «Портрет Ашуга Алескера» (1964), «Спящий ребенок» (1968), «Портрет М. Гаджиева» (1986), «Портрет А.Мирзаева»(1980), « Кузнец » (1982), « Портрет А.Гулиева» (1975) и др.
Многие натюрморты художника говорят о том, что он внес уникальный вклад и в этот жанр также. Таким образом, он смог вывести этот жанр из традиционной холодности, представив человеческому прикосновению то, что они описали применительно к натюрмортам, которые считаются собранием «неодушевленных предметов».
В заключение необходимо отметить, что художественное наследие художника, посвятившего все свое творчество обогащению художественно-эстетических возможностей национального изобразительного искусства Азербайджана новыми качествами, до сих пор сохраняет былую свежесть. Эйюб Гусейнов, время от времени демонстрирующий свои новые работы на выставках разного масштаба, неоднократно получал широкую огласку. Его персональные выставки в 1963, 1976, 2006 и 2016 годах подтверждают этот факт. В 1981 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР», что было высокой государственной наградой за его непрерывную педагогическую и творческую деятельность (3, 5). Есть художники, которые благодаря искренности и высокому мастерству, демонстрируемому в своих творениях, способны довести свои работы до безмерности и безвременья. На наш взгляд, одним из таких творцов является Эйюб Гусейнов, у которого есть свой художественный мир. Последнее празднование дня рождения художника в стране в 2016 году и организация по этому случаю персональной выставки в Национальном Музее Искусств Азербайджана - подтверждение неизменности его искусства.
Литература
1. А§ао§1и Т. ТЭБУШ БЭПЭ1 // Л7ЭгЬаусап, 2009, 21 арге1, s.7 // Агаоглу Т. На вершине изобразительного искусства / Азербайджан, 2009, 21 апреля, с.7
2. ЭИyev 2. Dunyaya gerQэkQi Ьах1§ш poetikasl // "КаБрГ, 2016, 18 sentyabr, s. 16 // Алиев З. Поэтика реалистического взгляда на мир / Каспий, 2016, 18 сентября, с.16
3. Sadlqov S.. ЭууиЬ Huseynov. Вак1: 2016, 60 s. // Садыгов С. Эйюб Гусейнов. Баку: 2016, 60 с.
4. Hэsэnzadэ С. ЭууиЬ Huseynov. Вакг Nurlaп, 2006. 96 s. // Гасанзаде Дж. Эйюб Гусейнов. Баку: Нурлан, 2006, 96 с.