Научная статья на тему 'Выпускники Чувашского педагогического института 1930-1950-х годов - известные творческие работники'

Выпускники Чувашского педагогического института 1930-1950-х годов - известные творческие работники Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / УЧИТЕЛЬ / ПИСАТЕЛЬ / ПОЭТ / ХУДОЖНИК / КОМПОЗИТОР / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сарри Надежда Аркадьевна

В статье рассматривается деятельность писателей, поэтов, композиторов, учившихся в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева в 1930-1950-х годах. Перечисляются наиболее известные произведения данных представителей творческой интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускники Чувашского педагогического института 1930-1950-х годов - известные творческие работники»

УДК 378.637(470.344)

ВЫПУСКНИКИ ЧУВАШСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА 1930-1950-Х ГОДОВ - ИЗВЕСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

GRADUATE STUDENTS OF THE CHUVASH PEDAGOGICAL INSTITUTE OF 1930-1950s - FAMOUS CREATIVE WORKERS

Н. А. Сарри N. A. Sarry

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается деятельность писателей, поэтов, композиторов, учившихся в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева в 1930-1950-х годах. Перечисляются наиболее известные произведения данных представителей творческой интеллигенции.

Abstract. This article describes the activity of writers, poets, composers, who studied in I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical Institute in 1930-1950s. The most famous works of these representatives of creative intelligentsia of the Chuvash Republic are noted.

Ключевые слова: Чувашский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет, учитель, писатель, поэт, художник, композитор, искусство.

Keywords : Chuvash State Pedagogical Institute, Faculty of History and Philology, teacher, writer, poet, artist, composer, art.

Актуальность исследуемой проблемы. Чувашский государственный педагогический институт (с 1998 г. - педагогический университет), открытый в 1930 г. как первый вуз на территории Чувашии, за 80 лет своего существования подготовил свыше 45 тысяч специалистов для средней школы. Среди них немало творческих работников: журналистов, писателей, поэтов, художников, композиторов, мастеров сценического искусства. Последних стало больше после открытия в 1960 г. художественно-графического и в 1964 г. музыкально-педагогического факультетов. В задачу нашего исследования входит раскрытие деятельности выпускников данного вуза 1930-1950-х годов, когда творческие работники формировались в основном из выпускников историко-филологического факультета.

Материал и методика исследований. Нами использованы труды работников искусства, материалы об их творческой деятельности, извлеченные преимущественно из учебников и различных справочников. Для показа популярности того или иного писателя или поэта для российской аудитории перечислены труды, опубликованные ими на рус -ском языке, преимущественно в центральных издательствах.

Результаты исследований и их обсуждение. В 1930-1950-х годах в Чувашском государственном педагогическом институте, носящем с 1958 г. имя чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, не было специальных факультетов, готовивших творческих

работников, представителей художественной интеллигенции. Тем не менее из среды студентов физико-математического, биолого-химического и особенно историко-филологического факультетов наряду с учителями выходили журналисты, писатели, поэты, художники и даже композиторы. Через художественное творчество они отражали свою эпоху, которая характеризовалась бурными темпами индустриализации страны, коллективизацией сельского хозяйства, общим культурным подъемом народа, неимоверными испытаниями и всенародным подвигом в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Многие из них стали профессиональными работниками искусства и состояли членами творческих союзов и организаций (Союза чувашских советских писателей, Союза художников, Союза композиторов и т. д.). Они продолжали традиции выпускников Симбирской чувашской школы, основанной в 1868 г. И. Я. Яковлевым и за дореволюционные полвека выпустившей тысячу разносторонне подготовленных чувашских учителей. В первые годы работы Чувашского пединститута до 80,0 % его преподавателей были выпускниками этого учебного заведения, центра подготовки национальной педагогической и художественной интеллигенции [3], [4].

Из писателей и поэтов, учившихся в 1930-х годах в Чувашском пединституте (в его составе в 1934-1952-х годах функционировал еще двухгодичный учительский институт, готовивший кадры для неполных средних школ), выделялись своими творениями литературоведы М. Я. Сироткин (учился в данном вузе в 1930-1934-х годах) и Н. С. Дедушкин (1936-1940), писатели и поэты Д. А. Кибек (1932-1934, прошел лишь два курса), М. Д. Ухсай (1933-1937), М. И. Ильин-Кудряшов (1934-1938), А. Г. Алга (1934-1939), Ф. Е. Афанасьев (Уяр) (1935-1939). Из них доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей СССР М. Я. Сироткин первым из чувашей стал член-корреспондентом АПН СССР. Большой популярностью в научных кругах пользуются его труды «Очерк истории чувашской советской литературы» (1956), «Современная чувашская проза» (1958), «Чувашский фольклор» (1965) [2].

В переводе на русский язык изданы в Москве прозаические произведения Д. И. Ки-бека «Охотники» (1962), «Герои без вести не пропадают» (1971). Увидели свет на русском языке также произведения М. Д. Ухсай «Журавлиное перышко» (1957), «Буйные ветры» (1957), «Рассказы» (1958). На сцене чувашских театров ставится пьеса М. Д. Ухсай «Симбирские колокола» (1974). Таким образом, своей драматургией чувашская писательница обогатила и национальное сценическое искусство [5].

В 1932-1941-х годах на страницах литературно-художественного журнала «Сун-тал» («Наковальня») увидели свет рассказы М. И. Ильина-Кудрявцева (Катра Мишши) «После захода солнца» (1932), «Три руки» (1932), «Другое сердце» (1933), «Клевета» (1936), «В плену высоких чувств» (1937), «Дружба» (1941) и др.

Плодотворный автор сборников стихов «Четыре года» (1947), «Стихи и поэмы» (1948), «Волны волжские» (1957), «Между Волгой и Свиягой» (1958), «Пульс жизни» (1962), «Дни и годы» (1964), «Край мой любимый» (1971), поэмы «Односельчане» (1956)

А. А. Алга удачно работал и в песенном жанре. Многие его стихи положены на музыку: «Мир - это наше счастье», «Песня счастья», «В родном краю», «Песня радости» и др. В 1958 г. А. А. Алга написал либретто первой чувашской оперы «Шывармань» («Водяная мельница») Ф. С. Васильева, либретто оперы «Хамар ял» («Земляки»), прочно вошедшие в репертуар Чувашского государственного академического театра. В 1970 г. ему присвоено почетное звание народного поэта Чувашии [1].

Ф. Е. Афанасьев (Уяр), учившийся в 1935 г. в Благовещенском пединституте, в 1936-1939-х годах продолживший учебу в Чувашском пединституте, известен как автор сборников рассказов «Тропа» (1941), «Пути-дороги» (1943), «Медведь» (1944), «На реке Сок» (1947), «В нашем краю» (1952), сборника сатирических рассказов «Смех - делу не помеха» (1962), романа «Тенета» (1964) и др. Русскому читателю он знаком по вышеупомянутым книгам «На реке Сок», «Тенета», а также «Три дня и три ночи» (1957), «В Шуше, у подножья Саян» (1970). В отличие от других членов Союза писателей, неукоснительно следовавших творческому методу социалистического реализма, Ф. Е. Уяр нередко пытался раскрыть истинные черты чувашского характера, за что получал не всегда справедливую критику от партийных органов и официальных чиновников [6].

В целом выпускники Чувашского пединститута 1930-х годов внесли заметный вклад в художественную культуру Чувашии как творческие работники.

В 1940-1950-х годах, в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, из стен историко-филологического факультета вышли литературоведы Е. В. Владимиров (его учеба с перерывами из-за участия в войне затянулась с 1939 по 1950 г.), В. Я. Канюков (1946-1950), Н. И. Иванов (1947-1951), писатели и поэты А. В. Малов (1947-1950), А. А. Галкин (1948-1951), Н. А. Сандров (1948-1951), В. С. Чаплина (1948-1951), В. И. Давыдов-Анатри (в 19491951 гг. учился в Чувашском учительском институте), В. Г. Игнатьев (1951-1956), П. К. Львов (1951-1953 - учительский институт), Н. Т. Терентьев (1951-1956), В. Е. Харитонов (1951-1953 - учительский институт), М. А. Волкова (1951-1956), Ю. И. Скворцов (1951-1956), М. Н. Ильин (Юхма) (1954-1959), Ю. П. Петров (1955-1960) и др. [5].

Доктор филологических наук, заслуженный работник высшей школы ЧАССР Е. В. Владимиров в течение ряда лет разрабатывал проблемы взаимодействия национальных литератур Советского Союза, становления реализма в чувашской литературе. Его книги «Русские писатели о Чувашии» (1959), «Межнациональные связи чувашской литературы» (1970), «Некрасов и чувашская поэзия» (1972), а также многочисленные статьи обогатили чувашское литературоведение и критику разработкой проблемы литературных отношений, расширили представления читателей о связях чувашской литературы с литературами народов России.

Автор школьных учебников по литературе, член Союза писателей СССР, доцент Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова В. Я. Канюков обобщил свои многолетние исследования в монографии «От фольклора к письменности» (1971), где прослеживаются исторические этапы развития национальных художественных традиций в письменной культуре чувашского народа. Его перу принадлежат критические очерки о чувашских писателях «Николай Шубоссинни» (1958), «Марфа Трубина» (1959) и др.

Исследователю Н. И. Иванову за труд «Чувашское стихосложение и его особенности» была присуждена ученая степень кандидата филологических наук (1958). Он плодотворно работал над изучением творческого наследия классиков чувашской литературы К. В. Иванова и М. К. Сеспеля.

Автор лирических стихов, многие из которых переложены на песенную музыку,

А. А. Галкин опубликовал сборники стихов «Забавные малыши» (1958), «В родной стороне» (1959), «Сорминские пироги» (1961), «Басни» (1963), «Дороги откроет идущий» (1972), «Восход» (1974), в основном посвященные детям. Русскому читателю он известен по сборникам стихов и басен «Карикатуры с натуры» (1966), «Слезы дождя» (1968), «Смех не для всех» (1970) и др. А. А. Галкин удостоен почетного звания «Народный поэт Чувашии».

Редактор Чувашского книжного издательства Н. А. Сандров известен читающей публике как поэт-песенник и переводчик. Он переводил на чувашский язык повести

Н. Чернышевского, З. Воскресенской, стихи Т. Шевченко, Я. Купалы, К. Хетагурова, М. Джалиля, Р. Гамзатова, К. Кулиева и многих других поэтов.

Детская писательница В. С. Чаплина, вынужденная в 1951 г. по состоянию здоровья оставить учебу в Чувашском пединституте на 4-м курсе, работала в области детской драматургии, следовательно, имела отношение к сценическому искусству. На сцене чувашского Театра юного зрителя ставились ее пьесы «Друзья» (1957), «Неужели не понятно?» (1959). Популярны среди детворы и ее сборники стихов «Дети» (1952), «Счастливый день» (1958), «Разговор на перемене» (1961), «Лирика» (1961), «Зеленый патруль» (1964), «Жил мальчишка» (1972), «Игрушки» (1972) и др.

Ушедший из жизни в сентябре 2010 г. в возрасте 93 года народный поэт Чувашии В. И. Давыдов-Анатри остался в памяти народа как плодотворный поэт-песенник. Чувашскими композиторами на его слова сложено более 600 песен. В них он воспевает созидательный труд земляков. На русском языке лирика его стихов отражена в сборниках стихов «Мои друзья» (1958), «Заветная мечта» (1960), «Наша улица» (1964), «Дружные ребята» (1973), «Звенят родники» (1975), поэме «Чемень и Мерчень» (1970) и др., изданных в Москве и в Чебоксарах.

Выпускник русско-чувашского отделения историко-филологического факультета

В. Г. Игнатьев, длительное время работавший редактором Чувашского книжного издательства, опубликовал сборники рассказов и повестей «В соловьиной роще» (1959), «Маленький путешественник» (1960), «Вечерний снег» (1964), «Молодчина моя сестра»

(1966), «Беспокойные» (1969), «Вторая встреча» (1970) и др. Многие из его рассказов были напечатаны в журнале «Таван Атал» («Родная Волга»).

П. К. Львов издал повесть «Пение соловья» (1958), сборники рассказов и очерков «От сердца» (1959), «Мастера ленты» (1962), «Гармонь без планок» (1964) и др.

Народный писатель Чувашии Н. Т. Терентьев внес значительный вклад в развитие послевоенной драматургии, написав более 30 пьес. На сценах театров Чувашии и ряда городов России успешно ставятся написанные им в 1950-1970-х годах пьесы «Летать начинают с земли», «Цветы неувядаемые», «Что же такое счастье?», «Кукушка все кукует», «Потерявшие сон», «Помогите ведущему, журавли!», «Сибирская дивизия», «Случайная драма» и др. Некоторые из них переведены на языки народов России. В 1974 г. драмы «Волны бьют о берег», «Земля и девушка» были показаны в Москве на сцене МХАТ в исполнении чувашских артистов. На русском языке увидели свет пьесы: «Мечты, мечты...» (М., 1964), «Летать начинают с земли» (М., 1969), «Волны бьют о берег» (М., 1975), «Кукушка все кукует» (Чебоксары, 1968), «Верность» (Чебоксары, 1972) и др. Пьесы Н. Т. Терентьева отличаются острой, увлекательной фабулой, психологической глубиной образов и драматургической отточенностью, поэтической образностью диалогов. Драматург широко использует народные сказки и легенды, богатый фольклор.

В. Е. Харитонов, редактор музыкального вещания Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров ЧАССР (до этого получил среднее специальное образование в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова по классу сольного пения и дирижирования, затем заочно учился в вокальной студии Казанской консерватории), стал поэтом-песенником. Его перу принадлежат поэтические сборники «Спасибо»

(1968), «Капля», (1971), «Думы» (1973), а также книги очерков «Мечты сбываются»

(1967), «Константин Иванов и музыка» (1971), «От всей души» (1975) и др.

К поэтам-песенникам можно отнести и М. А. Волкову (1951-1956), автора сборников стихов «Надежда» (1958), «Вот какой я была большой» (1968), «Овеянные любовью»

(1969), «Наплыв» (1970), «Для тебя» (1972) и др.

Ю. И. Скворцов, работавший редактором Чувашского книжного издательства и секретарем редакции журнала «Таван Атал» (Родная Волга), опубликовал сборник стихов «Весенний привет» (1957), повести «Красный мак» (1962), «Тепло людское» (1969), сборники повестей и рассказов «Береза Угахви» (1963), «Навстречу солнцу» (1964), «Гипотеза»

(1967), «Светлые дни» (1970), «Спутник» (1970) и др. Ю. И. Скворцов переводил на чувашский язык рассказы индийских, сербских, венгерских, марийских писателей и стихи классика белорусской поэзии Я. Купалы. Некоторые стихи поэта переложены на песни.

М. И. Ильин (Юхма) - один из самых «плодовитых» литераторов, автор более 200 книг. Русскому читателю известны его произведения «Дорога на Москву» (М., 1968), «Звезды зовут» (М., 1965), «Книга о Чувашии» (М., 1970), «Цветы Эльби» (М., 1970) и др.

Ю. П. Петров, после Чувашского пединститута окончивший в Москве Литератур -ный институт им. А. М. Горького, посвятил много стихов молодежи, детворе. Им изданы сборники стихов «Легкие крылья» (1959), «Листопад» (1962), «Зацвела зорька» (1962), «Звезды купаются» (1967), «Паша и Маша» (1970), «Осенние гроздья» (1972), «Зеленая ветла» (1974), «До зари, милый друг» (1974), «Звездный хоровод» (1975) и др. На его стихи сложено более ста песен.

Подготовка профессиональных художников и музыкантов в стенах Чувашского пединститута началась с 1960-х годов после открытия соответствующих факультетов. Хотя это выходит за хронологические рамки нашей статьи, отметим лишь, что из сотрудников Чувашского пединститута почетное звание заслуженных работников в сфере искусства на российском уровне получили 7 человек, на республиканском - более 20 чело -век. Выпускники вуза, особенно этих факультетов, наряду с преподавателями вносят заметный вклад в развитие художественной культуры народа.

Резюме. Чувашский государственный педагогический институт за 80-летний период своего существования подготовил десятки тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием, которые, помимо школы, заняты и в других сферах народного хозяйства и культуры. Значительный пласт выпускников занимается творческой деятельностью в качестве работников средств массовой информации, писателей, поэтов, художников, композиторов, мастеров сценического искусства и т. д. В 1930-1950-х годах, когда в педвузе не было специальных подразделений по подготовке художников и музыкантов, основная масса деятелей искусства, особенно писателей и поэтов, набиралась из выпускников историко-филологического факультета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илюхин, Ю. А. Композиторы советской Чувашии / Ю. А. Илюхин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1978. - 304 с.

2. Краткая чувашская энциклопедия / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук ; редкол.: А. А. Трофимов и др.; фот. В. Ф. Исаев и др. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2001. - 526 с.

3. Сергеев, Т. С. Культура советской Чувашии / Т. С. Сергеев. - 2-е изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989. - 328 с.

4. Художники Чувашии : биобиблиографический справочник / сост. Н. А. Ургалкина. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1969. - 477 с.

5. Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чу-вашгоспедуниверситет, 2005. - 320 с.

6. Юрьев, М. И. Писатели советской Чувашии / М. И. Юрьев ; под ред. Н. С. Дедушкина и А. И. Дмитриева. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1975. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.