Научная статья на тему 'Творческая интеллигенция Чувашии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Творческая интеллигенция Чувашии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
98
38
Поделиться
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GRATE PATRIOTIC WAR / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПИСАТЕЛЬ / WRITER / ПОЭТ / POET / ХУДОЖНИК / ARTIST / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / АРТИСТ / РЕЖИССЕР / DIRECTOR / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CHUVASH REPUBLIC / 'CREATIVE' INTELLIGENTSIA / ACTOR

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Сарри Надежда Аркадьевна

В статье раскрывается творческая деятельность писателей, художников, композиторов, работников советского искусства Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

CREATIVE INTELLIGENTSIA OF THE CHUVASH REPUBLIC DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

The article describes the creative activity of writers, artists, composers, peoples of the Soviet artistic world of the Chuvash Republic during the Grate Patriotic War of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «Творческая интеллигенция Чувашии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

#

- ВОПРОСЫ ИСТОРИИ -

ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

'CREATIVE' INTELLIGENTSIA OF THE CHUVASH REPUBLIC DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

Н. А. Сарри

В статье раскрывается творческая деятельность писателей, художников, композиторов, работников советского искусства Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

N. A. Sarri

The article describes the creative activity of writers, artists, composers, peoples of the Soviet artistic world of the Chuvash Republic during the Grate Patriotic War of 1941-1945.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, творческая интеллигенция, писатель, поэт, художник, композитор, артист, режиссер, Чувашская Республика.

Keywords: Grate Patriotic War, 'creative' intelligentsia, writer, poet, artist, composer, actor, director, Chuvash Republic.

В суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда под угрозу было поставлено существование многонациональной Страны Советов, на борьбу с фашистской Германией были мобилизованы все слои советского общества, включая рабочих, крестьян и интеллигенцию. Претворяя в жизнь лозунг «Все для фронта, все для Победы!», творческая интеллигенция делом и словом способствовала приближению Победы над хорошо вооруженным, жестоким и коварным врагом.

Новые, необычные задачи возникли перед художественной интеллигенцией, сложившейся в Союз писателей Чувашии (1934), Союз художников Чувашии (1935), Союз композиторов Чувашии (1940), Чувашское отделение Всероссийского театрального общества (1942). Многие писатели, журналисты, художники, композиторы, артисты вынуждены были менять привычные перо, кисть, музыкальный инструмент, дирижерскую палочку на винтовку и облачиться в военную форму.

В первые же месяцы многолетней военной кампании добровольно ушли на фронт 22 профессиональных писателя и 8 художников. Ротными командирами стали чувашские писатели А. Е. Алга, П. Т. Петров (Петеркки), А. Т. Петокки, взводными - И. Н. Вашки, Г. И. Краснов-Кезенни, военврачом - К. И. Пайраш. Литературными сотрудниками и редакторами фронтовых газет стали Л. А. Агаков, В. О. Алагер, В. А. Долгов, Н. Ф. Ильбек, В.Т. Ржанов, Ф. А. Ситта, А. Ф. Тал-вир, И. С. Тукташ, Я. Г. Ухсай, П. П. Хузангай, А. Н. Яндаш (Никифоров). Фашистская пуля прервала жизнь талантливых писателей и поэтов В. П. Бараева, М. Н. Данилова-Чалдуна, И. П. Думилина, И. В. Викторова, К. М. Кольцова, А. Т. Петухо-ва (Петокки), Ф. Ф. Ситты, М. Т. Ястрана.

Писатели-фронтовики в армейской печати писали о фронтовых буднях, о героизме советских солдат и матросов. Одновременно они публиковали свои творения в республиканской газете (Чувашская коммуна), в журнале «Илемлё литература» (Художественная литература).

1

В творчестве чувашских писателей преобладала тема защиты Родины. Из 50 произведений художественной литературы, выпущенных Чувашским книжным издательством за первый год тяжелейшей войны, 42 названия тиражом в 120 тысяч экземпляров были посвящены оборонной тематике. К лучшим произведениям художественной литературы того периода относится коллективное «Письмо чувашского народа своим сынам-фронтовикам» (1943), в составлении которого участвовали И. С. Тукташ, С. В. Эльгер, А. А. Эсхель и др. Устами авторов «Письма» родная республика благословляла своих посланцев быть в бою крепкими, словно могучие чувашские дубы. Мастерство авторов сказалось в умелом использовании художественных возможностей чувашского языка, его синтаксического строя, фразеологического богатства. Сборник Я. Г. Ухсая «На поле битвы» (1943), включающий песни, баллады, лирические письма, стихи-призывы, написанные на фронте, пронизывает мысль о высокой гуманистической сущности смертельной битвы против фашизма. Вера в торжество жизни, в неминуемую долгожданную победу звучит в военных стихотворениях И. С. Тукташа «Ландыш» (1943), «Роса» (1944), «Виноградный сад» (1945). В годы войны чувашскими поэтами было написано 16 поэм. Конкретным героям Великой Отечественной войны посвящены поэмы «Таня» (1942) П. П. Хузангая, «Орел» (1943), «Он бессмертен» (1945) А. А. Эсхеля, «Зоя» (1945) С. А. Шавлы, посвященные соответственно подмосковной партизанке-комсомолке Зое Космодемьянской, летчику-истребителю Ф. Н. Орлову, лейтенанту-чувашу Ивану Смирнову, чувашской девушке-радистке Зое Семеновой, вызвавшей на себя огонь смертоносных «катюш».

Преобладающее место в чувашской прозе 19411945 гг. заняли сравнительно более оперативные жанры -рассказ и очерк. Наиболее значительные из них опубликованы в книгах «Богатыри» (1941), «В боях за Родину» (1942), «Сыны и дочери чувашского народа» (1944). Рассказы М. Н. Данилова-Чалдуна «Шапка со звездой» (1941),

Ф

- ВОПРОСЫ

«Красноармеец Самсонов», «Семья Антона», «Елизавета Егоровна» (1943), «На фронте» (1944), Л. Я. Агакова «Медаль» (1943), «На поле боя» (1944) были написаны непосредственно на передовой. В очерках В. О. Алагера, В. А. Долгова, Ф. А. Ситты, А. Н. Яндаша, И. С. Тукташа показан непоколебимый дух фронтовиков и тружеников тыла.

На показ величия духа свободолюбивого человека с творческим порывом были направлены драматургические произведения «Пугачевский подарок» (1942), «Голубая двойка» (1943) И. С. Максимова-Кошкинского, «Иван Кадыков» (1942) Н. Д. Калгана, «Патриоты» (1941), «Лиза Короткова» (1945) Н. С. Айзмана. Они показывают героические черты характера чувашского народа.

Основным жанром в творчестве чувашских композиторов военных лет являлась песня. Композиторами-песенниками В. П. Воробьевым, Г. Г. Лисковым, А. Н. Тагае-вым, Г. Я. Хирбю, Ф. М. Лукиным, Г. С. Лебедевым тогда в общей сложности было сочинено свыше ста песен на военные и мирные темы. Своим содержанием и жизнеутверждающей мелодией они поднимали патриотическое настроение людей.

В Чувашии проводились гастроли известных музыкальных и театральных коллективов Москвы, Горького, Волгограда, Казани. Чувашский ансамбль песни и пляски в начале 1943 г. дал 128 концертов, которые внимали 80 тыс. бойцов и командиров действующих частей Калининского и Брянского фронтов. Во фронтовых воинских частях вели режиссерскую работу чувашский композитор, дирижер-концертмейстер А. Г. Орлов-Шузьм и режиссер Чувашского академического драматического театра Г. А. Морев, которые оказывали конкретную практическую помощь красноармейским самодеятельным коллективам.

Художниками Чувашии в годы войны было организовано 7 республиканских и районных выставок. В 1943 г. они участвовали на выставке изобразительного искусства Поволжья в г. Горьком, где дипломов первой степени удостоились М. С. Спиридонов и А. В. Лобанов. Патриотическая тема отражена на художественных полотнах «Разгром немцев у переправы» (1941), «Комиссар, капитан Осипова», «Портрет связистки Лизы Сергеевой», «Колхозник Соловьев» (1943) Н. К. Сверчкова, «Бронепоезд «Комсомол Чувашии» (1942), «Медсестра» (1943), «Переправа через Днепр» (1944) М. С. Спиридонова, «Волга в 1942 г.» (1943), «Допрос», «Субботник комсомольцев» (1944) П. В. Сизова. Графические рисунки Г. Д. Харлампьева разоблачали зверства фашистов и воспевали мужество советских людей на фронте и в тылу. В творчестве мастеров кисти и резца имела место и жизнеутверждающая романтическая тематика. Так, положительную реакцию вызвала демонстрировавшаяся на всероссийских выставках картина М. С. Спиридонова «Школьница» (1945). Художник изобразил на полотне озорную девочку-подростка, только что вбежавшую с мороза в светлую и теплую комнату. Лицо, залитое здоровым румянцем, смеющиеся глаза, вздернутый нос, алые губы, чуть приоткрытый рот - все это просто, естественно и в то же время тонко передавало настроение героини картины.

ИСТОРИИ -

Театры Чувашии ставили спектакли патриотического содержания: «Приказ по фронту» и «Батальон идет на запад» Г. Д. Мдивани, «Парень из нашего города», «Русские люди» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова, а также пьесы чувашских драматургов: «Анисса» А. Д. Калгана, «Тудимер» Я. Г. Ухсая, «Лиза Короткова Н. С. Айзмана. Только за первые два года войны русской и чувашской труппами было поставлено около 40 новых спектаклей, в основном на военную тематику. В течение войны артистами Чувашского академического театра было дано своими силами свыше двух тысяч спектаклей и концертов в воинских частях, госпиталях, призывных пунктах, на предприятиях и в колхозах, которые посмотрели свыше миллиона зрителей. Сатирическими сюжетами на антифашистскую тему привлекал Республиканский кукольный театр, заработавший с 1943 г.

Творчески, в соответствии с создавшейся обстановкой, в стесненных условиях самоотверженно трудились журналисты, работники печати и радио, клубов, библиотек, изб-читален, учителя и пионервожатые.

Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 14 июня 1944 г. «О работе культурно-просветительных учреждений в Чувашской АССР» были восстановлены закрытые из-за войны 20 клубов, две сельские библиотеки, 71 изба-читальня, краеведческий музей, картинная галерея, колхозные театры, театр юного зрителя, филармония, музыкальное и художественное училища. В 1945 г. на территории Чувашской АССР функционировало более 900 культурно-просветительных учреждений. Намного расширились возможности для созидательной деятельности творческой интеллигенции.

В суровые годы изнурительной войны интеллигенция с честью выполнила свой патриотический долг перед Родиной. Как и фронтовики, многие писатели, поэты, художники, композиторы, режиссеры, артисты, работники образовательных и культурно-просветительных учреждений были награждены правительственными орденами и медалями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Илюхин Ю. А. Композиторы советской Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978. -304 с.

2. История Чувашии новейшего времени: В 2 кн. / Отв. ред. И. И. Бойко. - Чебоксары: ЧГИГН, 2001. - Кн. 1. 1917-1945. - 263 с.

3. Романова Ф. А. Театр, любимый народом. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1973. - 167 с.

4. Сироткин М. Я. Очерк истории чувашской советской литературы. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1956. - 352 с.

5. Художники Чувашии: биобиблиографический справочник / Сост. Н. А. Ургалкина. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. - 477 с.

6. Юрьев М. Писатели советской Чувашии: биобиблиографический справочник. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1975. - 456 с.